Как научится играть на балалайке с нуля. Основы игры на балалайке

– истинно русский инструмент, который на сегодняшний день становиться все более редким явлением в домах людей. А вы знаете, что научиться играть на традиционном русском музыкальном инструменте – балалайка достаточно просто. В мире почти нет профессиональных балалаечников. Те, у кого присутствует желание научиться играть на ней и те, которые имеют серьезные намерения — не имеют практически конкуренции, что является в какой-то мере безусловным плюсом.

Если вы давно уже мечтаете научиться играть на балалайке, то пришло время приступать к занятиям. Музыкальный инструмент имеет большое количество преимуществ. Кроме того, что практически вся народная музыка играется на балалайке, так еще и этот инструмент в освоение относительно нетрудный. Кстати, балалайку можно взять с собой практически куда угодно: она компактная и маленькая, и в чехле не занимает практически места и для переноски очень удобна.

Первое, с чего следует начать – это как вы будете изучать игру на балалайке, а именно, с самоучителем или с преподавателем. Преимущества имеют оба варианта. Бесспорно, второй вариант имеет больше плюсов, чем первый. Но все же, если у вас нет возможности записаться к преподавателю, то значит остается первый вариант-учиться играть по самоучителю. Прежде чем приступит к занятиям, рекомендуется ознакомиться с нотной грамотой, по той причине, что большинство управлений и композиций для музыкального инструмента имеют нотную запись. Преподаватель может продемонстрировать какие-нибудь приемы и наигрыши прямо «с рук», так как при обучении игре на балалайке обычно нотная грамота у преподавателя изучается, когда вы уже что-то умеете играть.

Изучите обязательно основы посадки и положение рук при игре, это необходимо для того, чтобы хорошо играть, выдавать правильную технику, отличный звук и не уставать. Музыканты балалаечники сидят во время игры так: на краю стула, при этом ноги в коленях согнуты под углом примерно девяноста градусов, прямой корпус, гриф со струнами в левой руке, между колен сам корпус. Ноги немного сжимают корпус балалайки, как бы поддерживая его. Играть следует в расслабленном положении, не прижимая к телу левую руку, так же, не рекомендуется держать ладонь вплотную к грифу. Если вам что-то непонятно, то посмотрите видео-урок – «Как правильно держать балалайку во время игры».

Если с посадкой все ясно, тогда приступайте к изучению основных приемов звукоизвлечения: пиццикато (одинарное, двойное), бряцание, вибрато, тремоло, флажолеты и тому прочее. Самое главное в этом деле не торопиться и не забывать перед каждым занятием повторять все то, что изучалось ранее.

Урок 1 (настройка балалайки и посадка играющего)

Прежде чем настроить балалайку, проверьте, правильно ли расположена подставка для струн. Она должна стоять так, чтобы расстояние от нее до 12-го лада было равно расстоянию от 12-го лада до верхнего порожка ( Расстояние АБ должно быть равно расстоянию БВ (см. рисунок)). Если это условие не будет соблюдено, то балалайка будет звучать фальшиво.

Балалайка и названия её частей

Первую струну балалайки настройте по камертону так, чтобы она давала звук ля первой октавы.

Вторую и третью струны настройте так, чтобы каждая из них давала звук ми первой октавы.

Посадка играющего.

Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям: устойчивости инструмента и свободе игровых движений. Садиться следует примерно на половину сидения стула, не глубже. Ноги поставить на полные ступни, причем левую выдвинуть немного вперед. Пятки отставить одну от другой на ширину чуть меньше ладони, носки слегка развернуть. Расстояние между коленями - примерно ширина ладони. Балалайку нужно расположить так, чтобы ее удобно было держать. Для этого необходимо правильно найти точки опоры инструмента. Их - четыре. Первая образуется, если поставить балалайку нижним углом между бедер. При этом балалайка должна быть развернута несколько вправо так, чтобы стык ее деки и задинки опирался на правое бедро, а середина двух боковых клепок корпуса опиралась на левое бедро. Вторая создается при опоре верхнего угла инструмента о правую нижнюю часть грудной клетки играющего. Третья возникает после того, как играющий располагает плечо правой руки на верхнем углу балалайки таким образом, что тот оказывается закрепленным между корпусом и плечом играющего. Четвертая точка опоры - подвижная, она связана с пальцами левой руки и грифом. Гриф одной стороной опирается на нижнюю часть основной фаланги указательного пальца, и придерживается стыком основной и ногтевой фаланг большого пальца с другой стороны.

Головка грифа должна находиться примерно на уровне левого плечевого сустава играющего. Плечевая часть левой руки располагается в свободном состоянии вдоль корпуса учащегося, к корпусу не прижимается и далеко от него не отводится. Расстояние грифа от корпуса играющего определяется положением локтевого сустава левой руки под углом примерно в 90°. Кистевой сустав левой руки находится в естественном положении, когда тыльная сторона ладони и предплечье образуют прямую линию, с небольшим разворотом в сторону мизинца.

Рациональная посадка имеет большое значение для игры на инструменте. От того, насколько удачно учащийся приспособится к инструменту, зависит свобода игровых движений и, в конечном итоге, свобода воплощения творческих намерений исполнителя.

Использованная литература:

1. П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»

Рецензенты:
заслуженный деятель исскуств России, профессор
А.Б. Шалов
заслуженный артист России, профессор
В.Б. Болдырев

Издательство "Музыка" 2004г. Москва. (184стр.)

Содержание: От авторов Раздел I. Инструмент Выбор инструмента Настройка Хранение Уход за руками Раздел II. Первоначальные навыки игры на инструменте Посадка играющего Основные способы звукообразования на балалайке Пиццикато большим пальцем правой руки Положение на грифе и игровые движения 1-го, 2-го, 3-го пальцев левой руки Развитие двигательных навыков большого пальца левой руки Бряцание Положение на грифе и игровые движения 4-го пальца левой руки Работа над штрихами Раздел III. Двойные ноты. Аккорды. Арпеджиато. Двойные ноты Аккорды Арпеджиато Раздел IV. Развитие техники правой руки. Основные приёмы звукоизвлечения. Тремоло Вибрато Двойное пиццикато Переменные удары Тремоло на одной струне Гитарные приёмы Удар большим пальцем Раздел V. Развитие техники левой руки. Позиции Смена позиций Раздел VI. Колористические приемы звукоизвлечения Пиццикато пальцами левой руки Дробь Флажолеты Глиссандо Раздел VII. Пьесы и этюды без сопровождения Пьесы и этюды в объеме четырех позиций 1. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня 2. А. Руббах. Зайка 3. Л. Бетховен. Экосез 4. Девицы-красавицы. Русская народная песня 5. Научить ли тя, Ванюша. Русская народная песня. Обработка А. Дорожкина 6. Я на камушке сижу. Русская народная песня. Обработка Н. Фомина 7. Как у наших у ворот. Русская народная песня. Обработка В. Насонова 8. Ш. Соколан. Дразнилка 9. Эстонская народная песня 10. Уж как по мосту, мосточку. Русская народная песня. Обработка А. Дорожкина 11. П. Нечепоренко. Колыбельная 12. Латышская народная песня. Обработка В. Попонова 13. В. Мельников. Веселое настроение 14. Ж. Арман. Пьеса 15. А. Моццати. Экзотический напев 16. П. Нечепоренко. Хороводная 17. Светит месяц. Русская народная песня 18. В. Мельников. Маленький марш 19. Ю. Шишаков. Марш 20. Ф. Гюнтен. Урок 21. Л. Шитте. Этюд 22. В. Мельников. Этюд 23. Л. Шитте. Этюд 24. А. Шалов. Этюд 25. В. Артемов. Часы-кукушка 26. В. Мельников. Этюд 27. О. Нечаева. Этюд 28. Б. Страннолюбский. Этюд. Фрагмент 29. И. Беркович. Попляшем 30. В. Мельников. Этюд 31. Т. Захарина. Этюд 32. К. Гурлитт. Этюд 33. К. Черрни. Этюд. Фрагмент Пьесы и этюды в объеме восьми позиций 34. А. Гаврилов. Песня 35. С. Степшина. На птицеферме 36. Не одна-то во поле дороженька. Русская народная песня. Обработка Н. Фомина 37. То не ветер ветку клонит. Русская народная песня. Обработка П. Нечепоренко 38. П. Нечепоренко. Тема 39. Вязанка. Русская народная песня. Обработка Ю. Акимова 40. Д. Львов-Компанеец. На школьном вечере Этюды: 41. А. Шалов 42. К. Черни 43. А. Гедике 44. В. Мельников 45. А. Шалов 46. А. Зверев 47. И. Ванхайль 48. А. Гедике 49. Г. Вольфарт 50. Г. Вольфарт 51. К. Черни 52. К. Черни 53. В. Мурзин 54. А. Зверев 55. Г. Дулов 56. Н. Будашкин Раздел VIII. Пьесы и этюды в сопровождении фортепиано 57. Как на тоненький ледок. Русская народная песня. Обработка С. Стемпневского 58. Т. Захарьина. Осенний дождичек 59. Уж как звали молодца. Русская народная песня. Обработка Н. Римского-Корсакова 60. Т. Захарьина. Скок-поскок 61. Т. Захарьина. Маленький вальс 62. Ж. Б. Люлли. Жан и Пьерро. Старинная французская шуточная песня 63. М. Красев. Топ-топ 64. По малину в сад пойдем. Русская народная песня. Обработка А. Филиппенко 65. Ж. Б. Векерлен. Пастушка 66. Хохлатка. Немецкая народная песня. Обработка Ю. Черепнина 67. Вик. Калинников. Тень-тень 68. Л. Ревуцкий. Я коза злющая 69. Л. Бетховен. Прекрасный цветок 70. Ж. Б. Люлли. Песенка 71. Ан. Александров. Пьеса на тему немецкой детской песни "Верхом на палочке" 72. Ан. Александров. Пьеса на тему чешской детской песни "Мак" 73. Аз. Иванов. Полька 74. А. Филиппенко. Веселый музыкант 75. В. А. Моцарт. Игра детей 76. Козлик. Русская народная песня. Обработка А. Лысаковского 77. М. Качурбина. Мишка с куклой танцуют полечку. Польская детская песенка 78. Женчичок-бренчичок. Украинская народная песня 79. Под горою калина. Русская народная песня 80. Уж как во поле калинушка стоит. Русская народная песня. Редакция П. Чайковского 81. А. Спадавеккиа. Добрый жук 82. Как по морю, морю синему. Русская народная песня. Обработка М. Балакирева 83. А. Гедике. Маленькая пьеса 84. Л. Книппер. Полюшко-поле 85. Как по полю, полю. Русская народная песня. 86. А. Гедике. Заинька 87. В. Панин. Колыбельная 88. В. Панин. Заводная игрушка 89. В. А. Моцарт. Аллегро 90. Лисичка. Украинская народная песня. Обработка Н. Лысенко 91. Н. Голубовская. Марш 92. Кукушечка. Польская народная песня. Обработка Т. Сыгетинского 93. Й. Гайдн. Менуэт 94. К. М. Вебер. Хор охотников. Из оперы "Волшебный стрелок" 95. Ф. Шуберт. Вальс 96. Э. Сигмейстер. Марш 97. И. Гуммель. Экосез 98. И. Беркович. Колядка 99. Журавель. Украинская народная песня. 100. Р. Шуман. Марш 101. И. С. Бах. Менуэт 102. Ф. Шуберт. Лэндлер 103. Д. Кабалевский. Клоуны 104. В. А. Моцарт. Майская песня 105. Б. Феокистов. Плясовой наигрыш 106. М. Глинка. Гуде вiтер вельми в полi... 107. В. А. Моцарт. Вальс 108. А. Дирванвускас. Литовский народный танец 109. М. Иорданский. Песенка про чибиса 110. Н. Мясковский. Танец 111. В. А. Моцарт. Паспье 112. По дорози жук. Украинская народная песня. Обработка К. Шутенко 113. Д. Кабалевский. Пионерское звено 114. А. Гедике. Танец 115. В. А. Моцарт. Полонез 116. Соловьем залетным. Русская народная песня. Обработка А. Комаровского 117. Й. Гайдн. Анданте 118. Л. Бетховен. Немецкий танец 119. Б. Дварионас. Прелюдия 120. Спи, моя милая. Словацкая народная песня 121. Как под яблонькой. Русская народная песня 122. А. Жилинский. Детская полька 123. Степь, да степь кругом. Русская народная песня. Обработка Д. Голубева 124. К. Мясков. Грустная песенка 125. П. Чайковский. Гавот. Из балета "Спящая красавица" 126. К. М. Вебер. Вальс 127. Л. Бетховен. Экосез 128. М. Глинка. Не щебечи, соловейку... 129. Д. Кабалевский. Барабанщик 130. А. Зверев. Колыбельная 131. И. Тамарин. Таннец 132. Д. Львов-Компанеец. Мамин вальс 133. Ай, все кумушки домой. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского. Исполнительская редакция П. Нечепоренко 134. В. Андреев. Грезы. Обработка А. Илюхина 135. Д. Кабалевский. Полька 136. Г. Свиридов. Ласковая просьба 137. Ц. Кюи. Майский день 138. А. Верстовский. Вальс 139. И. С. Бах. Марш 140. Н. Мясковский. Пьеса. Из цикла "Причуды" 141. Н. Римский-Корсаков. Колыбельная. Из оперы "Садко" 142. П. Чайковский. Старинная французская песенка 143. Д. Циполи. Менуэт 144. Н. Фомин. Овернский танец. Обработка Б. Трояновского 145. Б. Флисс. Колыбельная 146. С. Разоренов. Полька 147. Т. Хренников. Колыбельная Светланы. Из музыки к кинофильму "Гусарская Баллада" 148. Как у наших у ворот. Русская народная песня. Обработка А. Шалова 149. К. Мясков. Прелюд 150. В. Андреев. Мазурка №3. Исполнительская редакуия П. Нечепоренко 151. Л. Бетховен. Аллеманда 152. П. Чайковский. Неаполитанская песенка 153. Цвели, цвели цветики. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского. Исполнительская редакция П. Нечепоренко 154. У ворот, ворот. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского. Исполнительская редакция П. Нечепоренко 155. Заиграй, моя волынка. Русская народная песня. Обработка Б. Трояновского. Исполнительская редакция П. Нечепоренко 156. По долинам и по взгорьям. Песня времен гражданской войны. Обработка В. Городовской 157. Е. Авксентьев. Юмореска 158. Ю. Шишаков. Этюд 159. В. Панин. Этюд-глиссандо 160. Н. Бакланова. Этюд 161. Г. Беренс. Этюд 162. Р. Ильина. Этюд 163. К. Черни. Этюд 164. Г. Лемуан. Этюд 165. Д. Кабалевский. Этюд 166. Г. Лемуан. Этюд 167. А. Лешгорн. Этюд 168. Н. Агафонников. Догони-ка! Этюд 169. Д. Кабалевский. Этюд 170. Н. Ган. Дождик начался. Этюд 171. П. Куликов. Этюд 172. Э. Дженкинсон. Танец 173. А. Шалов. Этюд-тарантелла 174. Н. Чайкин. Этюд 175. Ю. Шишаков. Этюд Раздел IX. Гаммы и арпеджио

Примечание: обозначения, используемые авторами книги, не всегда совпадают с теми, которые приведены на сайте в разделе теория . Внимательно прочитайте вступление От авторов в начале книги.

Помните , что даже самый лучший самоучитель не способен заменить живого преподавателя.

Особая благодарность пользователю rutracker.org C_Raven-у.

В соответствии с законодательством РФ, все материалы, представленные на этой странице сайта, предназначены исключительно для персонального использования в ознакомительных целях. Все права на них принадлежат их владельцам. После ознакомления с загруженным материалом Вы должны приобрести лицензионную копию или удалить этот материал, в противном случае Вы нарушите закон об интеллектуальной собственности.

Остались вопросы? - Задайте их на нашем .

Самоучитель состоит из 10 уроков, которые помогут Вам освоить азы игры на балалайке. Кроме того, в самоучитель включено репертуарное приложение - ноты для балалайки с аккомпанементом фортепиано, гитары и баяна.

  • Предисловие
  • Урок 1-й Задание: усвоить, что такое ноты, как записывается высота и длительность звуков, а также длительность пауз, что такое такт, доля такта или единица счета, запомнить названия музыкальных звуков
  • Урок 2-й Задание: настроить инструмент, выработать правильную посадку, запомнить названия нот первых упражнений и их соответствие ладам балалайки, научаться извлекать звук на балалайке щипком и бряцая, научиться играть упражнения и песни «Перепелочка», «Во саду ли, в огороде»
  • Урок 3-й Задание: совершенствовать игру на балалайке щипком и бряцанием, играть заданные упражнения и песню «Как со горки, со горы»
  • Урок 4-й Задание: играть данные упражнения и песню «Как у наших у ворот»
  • Урок 5-й Задание: усвоить аппликатуру первой позиции, играть упражнения и песни «Вы послушайте, ребята», «Уж как по мосту, мосточку», «На зеленом лугу», пользуясь приемами: бряцание, одинарный и двойной щипок
  • Урок 6-й Задание: изучить звукоряд четвертой позиции, научиться соединять первую и четвертую позиции, играть заданные упражнения, песни «Полянка» и «Кучерява Катерина»
  • Урок 7-й Задание: получить представление о полном звукоряде балалайки, научиться играть мажорные гаммы во всех тональностях, вариации на белорусскую тему «Крыжачок» и Польку С.Рахманинова
  • Урок 8-й Задание: научиться играть минорные гаммы во всех тональностях
  • Урок 9-й Задание: научиться играть хроматические гаммы, упражнения, арпеджио и песню «Ах, Настасья»
  • Урок 10-й Задание: овладеть приемами игры тремоло (на одной, двух и трех струнах), арпеджиато, дробью, вибрато, пиццикато левой рукой и глиссандо, получить представление о мелизмах и их исполнении, научиться извлекать натуральные и искусственные флажолеты, играть песни «Степь да степь кругом», «Ох, я несчастный» и «Аннушка»

Репертуарное приложение

Для балалайки и фортепиано
  1. А. Илюхин. Вы послушайте, ребята, что струна-то говорит. Вариации на тему русской песни
  2. А. Илюхин. Iхав казак на вiйноныку. Вариации на украинскую тему
  3. А. Илюхин и М. Красев. Гопачок. Вариации на украинскую тему
  4. А. Илюхин и М. Красев. Ямка. Вариации на белорусскую тему
  5. Б. Трояновский. Цвели цветики. Вариации на тему песни вологодской области
  6. Б. Трояновский. У ворот, ворот. Вариации на тему русской песни
  7. М. Глинка. Славься. Заключительный хор из оперы «Иван Сусанин»
  8. А. Глазунов. Град. Вариация из балета «Времена года»
  9. М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Концертная обработка А. Илюхина
  10. Д. Кабалевский. Клоуны
  11. Д. Шостакович. Гавот
  12. А. Шалов. Сибирская полечка. Концертные вариации на тему Ю. Щекотова
  13. И. Дунаевский. Галоп из кинофильма «Моя любовь». Обработка Н. Щучко
  14. Д. Верди. Вступление к 3-му действию оперы «Травиата»
  15. И. Свендсен. Высоко в голубой дали светится золотая звезда. Норвежская песня. Обработка А. Илюхина
  16. М. Мошковский. Испанский танец. Соч.12, № 2
  17. В. Абаза. Пиццикато. Обработка А. Илюхина
  18. Н. Фомин. Овернский танец. Обработка Б. Трояновского
  19. В. Андреев. Полонез № 1 Редакция А. Илюхина
Для балалайки и шестиструнной гитары
  1. М. Рожков. Концертные вариации на тему старинного романса «Я встретил вас»
  2. А. Петров. Я шагаю по Москве. Обработка М. Рожкова
  3. В. Дитель. Фантазия на тему русской песни «Коробейники». Обработка М. Рожкова и Г. Миняева
Для балалайки и баяна
  1. В. Мотов. Хороводная
  2. Н. Поликарпов. Рябина. Обработка В. Азова и О. Глухова
  3. О. Глухов и В. Азов. Концертная фантазия на тему русской песни «Ой вы, плотнички»


Вверх