Как научиться говорить на иных языках. Говорят ли сектанты на иных языках

Создано: 25.10.2013 , 31599 157

«Как лук, напрягают язык свой для лжи, усиливаются на земле неправдою; ибо переходят от одного зла к другому, и Меня не знают, говорит Господь»

Иеремия 9:3

Основополагающим учением пятидесятников является говорение на «иных языках», которое они признают как крещение Святым Духом. Данное учение возникло под действием желания иметь дар говорения на иных языках, как это было среди первых христиан апостольского периода. Изучая историю пятидесятников, можно увидеть, что результатом подобного стремления стало говорение на «иных языках», которых никто не может понять. Основатели пятидесятников стремились к получению дара говорения на существующих иностранных языках, что помогло бы им для проповеди в других странах. Но в итоге они начали говорить на не понятных никому языках, причем не во время проповеди, а только во время молитвы. Понимая то, что они не говорят на существующих языках, пятидесятники оправдывают это тем, что они говорят на древних уже незнакомых языках или на языках ангельских. Библейским аргументом говорения на языках является событие, которое произошло во времена апостолов в день пятидесятницы, о чем написано: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния 2:2-4) . Данный текст Писания является основой учения пятидесятников о говорении на иных языках, говоря, что они переживают тоже, что и апостолы. Также пятидесятники показывают, что имеющие Святого Духа, получают дар языков, который является знамением истинной веры, указывая на текст Писания: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками» (Марка 16:17) . Показывая на языки как на признак присутствия Святого Духа на человеке, пятидесятники косвенно ставят спасение в зависимость от говорения на языках, так как написано: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римлянам 8:9) . Таким образом, говорение на языках является признаком Святого Духа, Который необходим для спасения человека. Современные пятидесятники не часто могут сказать, что признаком спасения является дар языков, утверждая, что они не осуждают тех, кто не говорит на языках. Но при этом, они говорят о том, что почти все члены их общин рано или поздно начинают говорить на языках, что дает понять об огромной спасительной важности языков для пятидесятников.

Данное учение нужно рассмотреть с точки зрения Библии, особенно природу говорения на языках. Так как пятидесятники указывают на день пятидесятницы во времена апостолов, то нужно разобраться, что тогда произошло. Событие сошествия Святого Духа в Библии описано было выше. Здесь мы видим, как ознаменовался приход Утешителя, Которого обещал Иисус Христос всем верующим в Него. Святой Дух сошел на Апостолов и дал им дар говорения на языках. Давайте посмотрим, какие языки были даны Апостолам и для чего. Для этого посмотрим на текст Библии: «Изумлялись все и дивились, говоря: вот все эти говорящие, разве они не Галилеяне? Как же мы их слышим каждый на своем собственном наречии, в котором мы родились: Парфяне, и Мидяне, и Эламиты, и живущие в Месопотамии, в Иудее и Каппадокии, Понте и Асии, Фригии и Памфилии, в Египте и в частях Ливии, примыкающих к Киринее, и пришедшие из Рима, как Иудеи, так и прозелиты, Критяне и Арабы - слышим, как они говорят на наших языках о великих делах Божиих?» (Деяния 2:7-11) . Здесь очень четко показано, что Апостолы начали говорить на реально существующих языках и наречиях различных областей Римской Империи, и даже конкретно перечисляются названия этих областей. Они говорили каждому народу на понятном ему языке, проповедуя о великих делах Божьих. Люди из разных народов удивлялись о том, как может один человек знать такое количество языков и наречий, и более того могли говорить на них таким образом, что было понятно каждому. Именно поэтому событие сошествия Святого Духа вызвало огромное удивление большого количества людей. Отсюда можно сделать вывод, что Апостолам был дан дар говорения на языках различных народов для проповеди среди этих народов. Именно проповедь среди различных народов было основной целью дара иных языков.

Смотря на говорение на «иных языках» у пятидесятников, мы не находим никакой схожести с событиями апостольских времен. Во-первых, пятидесятники говорят на языках, которые никто не может понять, а точнее на языках, которые реально не существуют. Это в свою очередь явно противоречит событиям дня пятидесятницы. Во-вторых, пятидесятники никогда не проповедуют на этих языках, но начинают говорить на них, впадая в непонятное состояние во время молитвы, что также не соответствует цели иных языков, которую поставил Бог для Апостолов. В-третьих, пятидесятники не понимают, о чем они говорят, что прямо противоречит Библии, так как Апостолы четко понимали, о чем они говорили. Более того, никто не может сказать, говорят ли пятидесятники о делах Божьих или богохульствуют, так как не существует переводчиков этих «языков». Все это говорит о небиблейской природе иных языков у пятидесятников.

В свое время, один из основателей пятидесятничества - Пархэм говорил, что его студентка, заговорившая на «иных языках», начала говорить на китайском языке. Если учесть ее желание стать миссионером, можно сделать вывод, что слова о китайском языке были неправдой, из-за того, что ни один студент Библейской школы Пархэма, никогда не ездил в другие страны для проповеди Евангелия, хотя все говорили на «иных языках». Если им даны были языки от Бога, тогда почему они не использовались по назначению? Ответ очевиден, что студенты Пархэма получили языки, но не языки существующих народов и не для проповеди Евангелия, а это показывает настоящую природу этого «дара».

Обычно пятидесятники утверждают, что говоря на «иных языках» они назидают себя, показывая на Библейский текст: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (1-е Коринфянам 14:4) . Однако этот текст никак не подходит для пятидесятников, потому что назидание предусматривает ясное понимание назидательных слов, но пятидесятники абсолютно не понимают, о чем говорят, а потому здесь нет никакого назидания. Более того, Апостол Павел говорит о цели духовных даров, такими словами: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви» (1-е Коринфянам 14:12) . Именно назидание других людей является целью всякого настоящего духовного дара, чего нельзя сказать о «языках» пятидесятников. Более того, Павел дает оценку подобного говорения на иных языках: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер» (1-е Коринфянам 14:9) . Из этого видим, что пятидесятники говорят на ветер, что означает абсолютное отсутствие пользы как для церкви, так и для проповеди Евангелия и даже для собственного назидания. Кроме этого в Библии указано четкое требование к говорению на иных языках, чего нет у пятидесятников, а именно: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй» (1-е Коринфянам 14:27) . В данном тексте видим четкое требование, чтобы обязательно был тот, кто объяснит значение слов иных языков. Однако пятидесятники и это требование не выполняют, что просто недопустимо перед Богом.

Оправдывая свое учение, пятидесятники заявляют, что говорят на ангельских языках и основывают это на Библейском тексте: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий» (1-е Коринфянам 13:1) . Исходя из этого текста, пятидесятники говорят, что существуют ангельские языки, и именно на них говорят пятидесятники. Но здесь есть ряд замечаний, и первое что нужно сказать, что никто не может отличить ангельский язык от любого набора звуков, потому что никто и никогда не слышал ангельский язык. Также в Библии нет нигде упоминаний об ангельских языках, кроме вышеуказанного текста. В этом тексте Библии Апостол Павел говорит об ангельских языках не как о том, что он на них говорил, а показывает преувеличение для отображения важности любви. Подобная форма преувеличения часто встречается в Библии для указания важности предмета сравнения, например: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1-е Коринфянам 13:3) . Данный текст стоит в одном контексте с местом, где указан ангельский язык, что говорит об одном стиле и одной и той же мысли данных мест Библии. Здесь показано преувеличение, что если Павел отдаст свое тело на сожжение, а любви не имеет, то нет ему пользы от того. Павел не давал своего тела на сожжение, иначе он не мог бы написать данные слова, но он преувеличивает для отображения важности любви. Таким образом, текст об ангельских языках является не больше чем преувеличение для отображения важности любви. Поэтому пятидесятники обманывают сами себя, говоря об ангельских языках, потому что это явно небиблейское утверждение.

Учитывая все сказанное, нужно определить природу говорения на «иных языках». Учитывая заявление пятидесятников, что на них сходит Святой Дух, в результате чего они говорят на «иных языках». Здесь важно понять какой же все-таки дух сходит на них. Вариантов может быть только два, Святой Дух или бесовский дух, других вариантов в Библии не существует. Чтобы решить данную задачу, нужно посмотреть, как проявляет Себя Святой Дух в Библии и какие Его цели, когда Он дает духовные дары людям. Для этого построим таблицу, в которой покажем Библейские признаки дара иных языков, который дает Святой Дух, а также признаки, которые есть у пятидесятников:


Характеристика Дар от Святого Духа Дар у пятидесятников
Инициатор дара языков Бог через Святого Духа
(Деяния 2:4)
Человек
(Пархэм усиленно стремился получить дар языков)
Тип языков Языки существующих народов
(Деяния 2:7-11)
Несуществующие языки
Цель дара Проповедь о делах Божьих другим народам
(Деяния 2:11)
Бесцельность (в крайнем случае, в молитве якобы для назидания себя). В проповеди никогда не используется.
Понимание языков тем человеком, который говорит на них Естественное понимание своих слов
(Деяния 2:11, 1-е Коринфянам 14:4)
Отсутствие понимания своих слов
Наличие истолкователя (переводчика) Обязательное наличие истолкователя
(1-е Коринфянам 14:27,28)
Не существует и никогда не было

Из показанной таблицы видно, что пятидесятники не имеют ни одного признака дара Святого Духа иных языков, и более того их «дар» противоречит Библейскому описанию этого дара. Отсюда мы можем сделать вывод, что если дар у пятидесятников не является проявлением Святого Духа, тогда получается, что это проявление бесовского духа. Поэтому, рукоположение пятидесятников для получения Святого Духа является, по сути, процессом передачи бесовского духа. Иногда пятидесятники могут сказать, что говорить на иных языках не является грехом, даже если это не приносит никакой пользы для церкви. Неужели является нормальным состоянием христианина, когда он является одержимым злым духом? Ответ очевиден, в том числе и для тех, кто говорит, что это не грех. Более того, это влияет на спасение, потому что Святой Дух и бесовский дух не могут жить в одном человеке, а отсутствие Святого Духа у человека является признаком отсутствия спасения.

Теперь рассмотрим важность иных языков для спасения и ответим на вопрос: всегда ли проявление Святого Духа сопровождается иными языками? Основным аргументом пятидесятников об обязательности иных языков является история о римском сотнике, к которому пришел Апостол Петр и проповедовал Евангелие, после чего уверовавшие заговорили на иных языках, о чем сказано так: «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога» (Деяния 10:44-46) . Данный текст говорит о случае, когда Бог через дар иных языков показал Петру, что спасение и Святой Дух дается всем, в том числе и язычникам. Также здесь сказано, что язычники, говорящие на иных языках, величали Бога, а значит, были люди, которые их понимают, но у пятидесятников никто не может понять их звуков. Нужно сказать, что в Библии описаны случаи, когда люди получавшие Святого Духа не говорили на иных языках. Известным из таких случаев является история, когда Филипп проповедовал евнуху Эфиопской царицы, в результате чего он уверовал во Христа и принял Святого Духа, о чем написано так: «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь» (Деяния 8:39) . Данный текст ясно показывает, что евнух, получивший Святого Духа, не имел дара иных языков, но это не мешало ему радоваться во Христе. Более того, ветхозаветные мужи веры, на которых сходил Святой Дух, не говорили на иных языках, но это не отменяло присутствия Святого Духа на них. Все это говорит о том, что наличие Святого Духа не проверяется говорением на иных языках, но наоборот говорение на пятидесятнических языках говорит об одержимости злым духом.

Одна из самых крупных организаций пятидесятников - «Ассамблея Бога», говорит о том, что говорение на языках является признаком Божьей полноты. Но Апостол Павел говорит, что без истолкователя иные языки являются словами на ветер, не принося никому пользы. Дар иных языков был дан исключительно первым христианам для распространения Евангелия по всему миру, и после этого периода таких проявлений больше не наблюдалось. Как бы там ни было, но по Библейским нормам, «иные языки» у пятидесятников не являются проявлением Святого Духа, но наоборот граничит с одержимостью бесами.

Дар языков является духовным даром благодати. Это значит говорить на незнакомом языке для назидания себя и других.

Иисус предсказывал, что мы будем говорить на иных языках: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: …будут говорить новыми языками;» (Марка 16:17) Первый раз, когда кто-то заговорил иными языками, произошло в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов, о чём мы читаем в Деянии Ап. 2:1-12. Апостолы проповедовали Евангелие в Иерусалиме, и то, что они говорили, понимали люди всех народов, находящихся там и говоривших на различных наречиях: «…слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» Деяние 2:11

Позже Павел пишет о даре иных языков в 1 Кор. 12 и 14. Здесь он пишет, что те, кто говорит иными языками, говорят на незнакомом языке: «Потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом;» 1 Кор. 14:2. Тем не менее, этот дар благодати, который был дан верующим, может быть использован для пользы и назидания слушающих в собраниях христиан.

Что говорит Библия о даре иных языков?

Многое из того, что написано в Библии об этом даре благодати, написано Павлом церкви в Коринфе. По-видимому, многие из них получили этот дар, но не знали, как правильно воспользоваться им в своих общинах.

Павел пытался помочь им понять предназначение дара иных языков: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.» 1 Кор. 12:4-10

Дар языков, один из многих других даров благодати, который дан верным в помощь для назидания тела Христово в церквях.

Для назидания

Дар языков может служить помощью для человека. Павел говорит: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя.» 1 Кор. 14:4. Дар языков может помочь нам выразить то, что мы чувствуем в нашем духе и, что не можем выразить словами. Павел также ясно говорит, что лучшей способ назидать церковь – это пророчествовать; «обычными» словами, которые созидают веру и понимание во всех слушающих. «Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке.» 1 Кор. 14:18-19

Дар языков тоже может быть «для назидания» в собрании, если он истолковывается (или переводится) на тот язык, который понятен в собрании: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на [незнакомом] языке, [говорите] двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.» 1 Кор. 14:26-27.

В этом случае дар иных языков нужно использовать для утверждения духовного благовестия, для подтверждения того, что было проповедано, а не потому, что человек просто чувствует себя преисполненным своими эмоциями. Таким образом, все слушающие тоже смогут ощущать назидание в вере.

Знак для неверующих

Есть ещё одна причина, по которой нам дан дар иных языков: «В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих.» 1 Кор. 14:21-22. Таким образом, это может принести пользу тем, кто приходит на собрания, но еще не совсем отдал свою жизнь Богу.

В Деян.Ап. описан также случай, когда люди, получившие крещение Духом Святым начали говорить иными языками одновременно. Это произошло в день Пятидесятницы, когда крещение Духом Святым произошло первый раз. Так же были и другие случаи (читай Деян. 1 гл. и 19:5-7) Но нет ни одного места в Библии, где говорится, что крещение Святым Духом и дар иных языков должны происходить одновременно.

Кто получает этот духовный дар?

В Библии написано, что не все верные получают этот дар: «И иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, в–третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» 1 Кор. 12:28-30. Здесь мы видим, что только некоторые, кто получает дар говорить иными языками, так же, как лишь немногие призваны быть апостолами, и т.д.

Так же, как и другие дары благодати, дар иных языков не является обязательным признаком духовной зрелости. Многие в Коринфе говорили на иных языках, но Павел говорит о них, что они были младенцами во Христе. (1 Кор. 3:1) Когда же мы пользуемся даром благодати по назначению и соответствующим образом, тогда он будет служить для назидания того, кто обладает им и для назидания остальных членов тела Христова.

Действительно, при поверхностном взгляде на некоторые стихи из 14 главы 1 послания к Коринфянам может показаться, что апостол Павел одобряет или даже рекомендует практику говорения на иных языках, хотя в других стихах он, кажется говорит о её бесполезности. Для того, чтобы понимать общий взгляд Священного Писания на этот вопрос, необходимо рассмотреть его в контексте. Контекст играет ключевую роль в процессе исследования любого Библейского текста. Под исследованием контекста подразумевается изучение последовательности развития мысли автора в этой конкретной части Библейской книги, место и роль изучаемого текста в изложении основной темы главы или абзаца, а также освещение данной темы в других местах Библии. Поэтому и в данном случае, для верного понимания смысла этой главы, необходимо рассмотреть её в общем контексте Библейского учения.

Начнём с ближайшего контекста. Послание к Коринфянам написано по поводу различных проблем существовавших в Коринфской церкви в то время. Среди таковых были - споры и разногласия (1 Кор. 1:11-13), философствование о религии и поиск чудес (1:22-24), моральная развращённость некоторых членов (5:1-2), имущественные и правовые конфликты (6:1-8). Кроме того, в Коринфской церкви были проблемы неверного отношения к вопросам брака (7:1-40), проблемы с традиционностью (8:1-13),проблемы с отсутствием порядка на богослужениях (11:17-22) и т. д. Другими словами церковь в Коринфе была духовно не здоровой церковью. При этом их самая большая проблема была в том, что, находясь в таком состоянии, верующие в Коринфе считали себя сверхдуховными, возвышаясь друг над другом в претензиях на наличие сверхъестественных дарований. Одним из таких дарований, на которые претендовали Коринфяне, был дар иных языков. Дар иных языков стал для Коринфян распространённым средством демонстрации их псевдо духовности, в то время когда их реальное состояние было плачевным.

Начиная с 12 главы этого послания, Павел объясняет, что любой дар Духа Святого обязательно даётся для созидания церкви, а не для возвышения себя. Глава 13 полностью посвящается важности любви во взаимоотношениях. С этим, Павел приходит к главе 14.

Начиная эту главу, Павел объясняет, что так как говорение на иных языках, практиковавшееся в Коринфе не понятно никому, оно не может назидать церковь (а значит оно не может быть даром Святого Духа, в свете 12 и 13 глав этого послания говорящих о том, что целью каждого дара является служение друг другу в созидании церкви). В подтверждение этого Павел приводит несколько примеров. Он говорит о том, что если на хорошем музыкальном инструменте будут просто хаотично дергать струны, это не может принести пользы слушающим (14:7). Далее, он приводит в пример военного трубача, если трубач вместо определённых команд будет дудеть что попало, никто не поймёт его сигналов, необходимых для ведения боевых действий (14:8). Ещё одно сравнение, о котором говорит Павел касается обычной разговорной речи. Павел говорит, что каждое слово имеет значение, и если человек говорит невразумительные слова, то он будет говорить "на ветер", т. е. бесполезно (14:9-12). Подводя итог, Павел вновь призывает Коринфян не выпячивать свою мнимую сверхдуховность, а искать того, что назидает церковь (14:12).

Далее следует место, которое многие сторонники говорения на иных языках, вырывая из контекста, истолковывают как Павлово одобрение этой практики: "Ибо, когда я молясь на языке, то дух мой молится, но ум мой остается без плода" (14:14). Из этого утверждения делается вывод, что Павел якобы молился на языках, при этом, не понимая, что он говорил. Такое истолкование недопустимо, во-первых, потому, что оно прямо противоречит всему тому, что Павел говорил в начале этой главы. Во-вторых, слово nou/j, переведённое в русской Библии как "ум", который остаётся без плода, во многих текстах Библии переводится как "понимание". Другими словами, Павел говоря о том, что он молится на ином языке, имел ввиду молитву на вполне конкретном языке, значение которого он понимал. При этом он говорит, что его понимание остаётся без плода, т. е. не приносит назидания другим.

Итак, первая половина этой главы преподносит Коринфскую практику говорения на иных языках более как явление негативное чем позитивное. Это становиться особенно ясно, когда Павел подводит итог этой теме, с 20 по 22 стихи. Эти тексты проясняют всякое сомнение, ясно представляя, что иные языки всегда были знаком Божьего суда над неверующим Израилем, и не в коем случае не знаком особой духовности.

В стихе 20, Павел, как бы остановив свои рассуждения решил посмотреть на данный вопрос с другой стороны:

Братья! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцами, а по уму будьте совершеннолетними... (1 Кор. 14:20)

Обращаясь к своим оппонентам, апостол говорит: "Давайте посмотрим на вопрос не по-детски, а с более зрелой точки зрения, т. е. давайте посмотрим, что об этом сказано в Библии". После такого серьёзного вступления, апостол цитирует два текста Ветхого Завета, Втор. 28:49 и Ис. 28:11-12, собирая их воедино,-

В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу этому, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. (1 Кор. 14:21)
Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих. (1 Кор. 14:22)

Для того, чтобы этот важный текст был ясен, давайте сначала посмотрим на те тексты, которые цитирует здесь Павел.

Первый текст, Втор. 28:49 представляет одно из проклятий предсказанных Богом народу Израильскому в случае их непослушания Его заповедям. В начале этой главы Бог говорит о благословениях, являвшихся следствием послушания Израиля:

И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. (Втор 28:2)
Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. (Втор. 28:15)

За этим следует подробное изложение различных наказаний, неизбежно грядущих на народ Израильский в случае их неверия. Среди этих наказаний и находится проклятие, представленное в стихе 49:

Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь. (Втор. 28:49)

История народа Израильского много раз подтверждала истинность этого Божьего предупреждения. Книга Судей полна примеров, когда Бог за неверие Израиля попускал окружающим народам оккупировать Израиль. Каждый раз, когда евреи слышали иностранный язык, это было знаком, что Бог гневается на их отступление от Его заповедей.

Прошло время, и пророк Исаия ещё раз напомнил Израилю об этом предупреждении. Говоря об отступлении народа от истины Его Слова, Бог говорил о неизбежности ещё одного наказания:

За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. (Ис 28:11)

Использование Павлом этой цитаты проясняет несколько важных вопросов. Во-первых, ясно, что в этой главе речь идёт о нормальном иностранном языке, непонятном для слушающих, а не об экстатическом говорении. Во-вторых, иные языки всегда были признаком Божьего гнева и осуждения неверия своего народа. Они никогда не были признаком особой духовности, это "знамение для неверующих", свидетельствующее об их отступлении и необходимости покаяния.

Эти истины подтверждаются также и событиями, происшедшими с апостолами в день Пятидесятницы. В этот день, Бог говорил к своему народу, набожным иудеям, собранным со всех концов тогдашнего мира (Деян. 2:5), на иных языках. Иудеи приходили в Иерусалим, для того, чтобы послушать закон Божий на еврейском языке. Вместо этого, они услышали, что к ним обращаются на языках тех народов, откуда они пришли (Деян. 2:6-11). Лука специально перечисляет здесь различные народности, чтобы подчеркнуть, что апостолы получили сверхъестественную способность говорить на языках этих народов. Содержание того, о чём говорили апостолы, как раз и было словом осуждения Израиля.

Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. (Деян. 2:23-24)

Другими словами, в день Пятидесятницы апостолы провозглашали Божье осуждение неверия Израиля, обращаясь к иудеям на языках тех народов, откуда они пришли. Из этого ясно, что в день Пятидесятницы не было экстатического говорения, т. е. глоссолалии, практикуемой пятидесятниками в наши дни.

Кроме этого текста, Новый Завет говорит ещё о нескольких случаях говорения на иных языках. Рассматривая каждый из них, прежде всего, логично предположить, что эти явления соответствовали тому, что произошло в Иерусалиме. Об одном таком случае описано подробно в Деян. 10 и 11 главы. Тогда когда апостолы, будучи не способны освободиться от предвзятости по отношению к язычникам не могли проповедовать им, и тем более иметь с ними общения, Бог, особым путём приводит апостола Петра в Кесарию, где он проповедует язычнику, Корнилию. О Корнилии сказано, что по обращении он получил способность говорить на иных языках (Деян. 10:45-46). Когда апостол Пётр возвратился в Иерусалим, он свидетельствовал другим апостолам, о том, что Бог принял и язычников в церковь Христову. Свидетельством этого для Петра был тот факт, что происшедшее с Корнилием было точным повторением того опыта, который они пережили в день Пятидесятницы (Деян. 11:15-17). Это значит, что Корнилий так же как и апостолы в день Пятидесятницы получил сверхъестественную способность говорить на иностранном языке.

Таким образом, как ближайший контекст 1 Кор. 14 главы, так и контекст всей Библии, касающийся этого вопроса не защищают распространённой среди пятидесятников практики глоссолалии, т. е. экстатического говорения.

Свидетельство говорения языками

В 1973г. я заболела. Желание быть в более близком общении с Господом и иметь власть Божью над своей жизнью стало настойчивей чем когда бы то ни было раньше. Я прочла еще несколько книг о говорении на иных языках и крещении Святым Духом и начала поиски людей, обладающих всем этом. Мой муж - пастор и глубоко изучающий Слово Божье, объяснял, что говорит Писание обо всем этом, но я для себя уже решила, что языки - это окончательное и единственно надежное доказательство исполненности Духом. Желание всего этого стало таким сильным, что я чувствовала себя несчастной. Духовный голод возрастал, и, невидимой силой, которая казалась мне Духом Святым, я была притянута к харизматическому переживанию. Я встретилась с пастором-харизматом и приняла возложение рук, которое принесло все затмевающее чувство восторга. Эмоционально я была на высоте, и те многие физические ощущения и проявления вне всяких сомнений были сверхъестественные. До этого я никогда не испытывала такого чудесного ощущения - слишком необычайного, чтобы быть просто психологическим. Я была уверена, что никогда раньше не была так счастлива, удовлетворена и напоена радостью.

Языки не пришли ко мне с руковозложением, но я продолжала просить о них. Спустя два месяца они появились, сопровождаемые необычными событиями. Каждый день нес в себе новые и прекрасные переживания. Я чудесным образом получала ответы на молитвы и всегда во имя Иисуса. Один из самых больших обманов - есть обман иных духов другого Иисуса, которые не исповедуют Иисуса Христа Спасителем и Господом. (прочтите 2-Кор.11:4) Тогда никто не смог бы заставить меня поверить в то, что Сатана мог произвести все те события, хотя Слово Божье говорит, что он князь, господствующий в воздухе. В ту же неделю, когда языки пришли ко мне, странное стало происходить в моем теле. Я САМА НЕ МОГЛА КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРОИСХОДЯЩЕЕ, и не делала ничего, чтобы вызывать это. Некоторые из проявлений были ПОХОТЛИВЫМИ, ГНУСНЫМИ, НЕПРИСТОЙНЫМИ И ЖЕСТОКИМИ. Мой рассудок был очень взволнован происходящим, потому что я знала, что мой Бог - Бог праведности, Бог святости и чистоты, а все подобные события происходили после говорения на иных языках. Языки были увлекательны и в новинку, и я часто использовала их поначалу. Я ЗНАЛА, ЧТО ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ БЫЛИ САТАНИНСКИЕ, но считала, что дьявол пытается поразить чудесное ощущение Святого Духа. Я упивалась наслаждением от языков, но, в то же время, страдала в агонии от постоянного преобладания зла. Время от времени я возвращалась к харизматам за помощью и каждый раз происходило руковозложение с приказаниями Сатане оставить меня. Наступало освобождение от УМСТВЕННОГО ГНЕТА, которое оставалось всего лишь несколько дней, хотя физические проявления никогда не покидали меня. Пытаясь скрыться от Сатаны, я умоляла о еще большем проявлении языков, погружаясь все глубже и глубже в то, из чего так тщетно пыталась выбраться. И когда после каждого раза говорения на языках, "небесная" слава пропадала, присутствие зла становилось еще более ощутимым и много раз мне казалось, что вся комната наполнена злом. Я ПЕРЕСТАЛА ЧИТАТЬ СЛОВО БОЖЬЕ, потому что каждый раз, когда я читала имя Иисуса или Святого Духа, мерзкие и злые намерения неистовой силы овладевали мною. Я сразу же призывала имя Иисуса Христа, чтобы он освободил меня от этой злобы. Слава Его Имени, Он всегда слышал и отвечал на мою мольбу.

День ото дня я переходила из состояния ощущения славы к жалкому существованию и вот, спустя несколько месяцев после принятия языков, тихий, но отчетливый голос проговорил ко мне, что ЯЗЫКИ - ЭТО ОДНО ИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОКЛОНЕНИЯ САТАНЕ. Будучи уверенной, что это было работой Духа Святого, я ужаснулась, хотя подозрение и оставалось какое-то время. Иногда я пыталась противостоять языкам, что влекло за собой угнетенность, но на следующий день я сдавалась и наслаждалась освобождением чувств и спадом физического давления, и это все заканчивалось новой уверенностью того, что языки - истинно от Бога. Такое сражение бушевало месяцами. И; в конце концов, все больше и больше,убеждаясь в том, что я контролируема Сатаной, я решила противостоять ему. И за этим последовали мучения, не поддающиеся описанию. Голоса говорили ко мне о всевозможных наиболее отвратительных и непристойных вещах, у меня появились ужасные подозрения о моем муже и о дорогих друзьях христианах, я никому не доверяла, считая каждого исчадием зла, каковым было я сама, мне стали сниться ужасающие сны и кошмары, в которых мое тело было жертвой злобы и ужаса. Голоса говорили, что я должна умереть, потому что я развратна, и что теперь Бог не будет использовать меня. Иногда, отчаявшись от страха потерять рассудок или жизнь, я отдавалась языкам, энергично кипевшим во мне, желая проявиться. Огромное облегчение наступало до тех пор, пока я снова не препятствовала им. Очень часто я взывала к крови Христа об освобождении и умаляла Иисуса о помощи, но каждый раз меня в агонии бросало на пол с криками "Нет, нет!" или же "Помогите!"

Через четырнадцать месяцев после того, как я приняла языки, я была готова расстаться с жизнью. Даже не смотря но то, что у меня прекрасный муж и прелестные дети, я больше не могла влачить такое жалкое существование. Я БЫЛА МУЧИМА ПОСТОЯННО, ДEHЬ И НОЧЬ.

Язычество Коринфян и их подражатели

"Православные не принимают дар языков, потому что не имеют Духа и критикуют духовных христиан, поскольку не понимают самого явления. Понятные иностранные языки Пятидесятницы и духовная молитва это не одно и то же! МОЛИТВА В ДУХЕ это иные языки не для проповеди народам, чьих языков не знают. Молитва в Духе, при ее непонятности для человека, понятна Богу и нужна для духовной жизни истинных христиан, поскольку это все же подтверждается первым посланием Павла к Коринфянам. Если бы иные языки молитвы в Духе были обычными иностранными языками, то это была бы не духовная, а логическая речь. Иные языки имеют духовную природу и относятся к царству духа!"


Сегодня многие пятидесятники и харизматы (неопятидесятники), которые уже признают тот факт, что глоссолалия не является настоящим языком, не прекращают ее практиковать. Все чаще они, не сумев представить глоссолалию как дар Пятидесятницы, разделяют эти два явления, и считают глоссолалию, хотя и не реальным языком, но все же правомерным составляющим христианского богослужения, эдакой «духовной молитвой», не понятной людям, зато понятной Богу.

Отсутствие смысла в их псевдоязыке они пытаются представить как некое достоинство, а библейским примером допустимости глоссолалии в христианстве для таких пятидесятников и харизматов является Коринфская церковная община, в которой, как они утверждают, практиковались «молитвы в Духе на иных языках» именно в форме глоссолалии (1Кор.12−14).

Для начала хотелось бы заметить, что коль скоро пятидесятники и харизматы стали разделять дар Пятидесятницы и свои «языки», то им следовало бы отказаться и от самоназвания «Пятидесятники». Логичнее было бы назваться, например, «Коринфянами». Получается, что такие «нео-коринфяне» не рассматривают свои «говорения на языках» как способность, данную для проповеди и для знамения другим, неверующим во Христа народам и как знамение для неверующих.

Для них это своеобразный «индикатор», служащий для подтверждения самим себе их собственной «духовности». А ведь апостол Павел прямо говорит, что языки, как форма Божьего Откровения даны для назидания неверующих (14:22). Но, как всегда это бывает со всеми сектантами, пятидесятники и харизматы видят в Библии лишь то, что им хочется видеть, и не видят того, чего видеть им не выгодно. Это явление называется «конфессиональная слепота».

Но что такое «молитва, которая понятна только Богу». Хотелось бы спросить нео-коринфян, а понимают ли они механизм своей молитвы на иных языках? Что это, — посылка информации исходящая от людей к Богу, или напротив — это информация данная Самим Богом людям? Нам понятно, что глоссолалия это результат деятельности возбужденного мозга человека. Но если речь идет об истинном даре Духа Святого, то, конечно же, это действие Бога.

В настоящем апостольском даре, человек выступает как орудие, посредством которого Господь вещает. То есть, это форма Божественного Откровения, подобная пророчеству, но в отличие от него сказанная на неизвестном самому говорящему языке. По логике же пятидесятников, Бог дает говорить человеку нечто, что предназначается лишь для Его, Бога, собственного понимания! То есть, человек выступает в роли своеобразного «патефона», на котором Всевышний прослушивает Им же Самим поставленную пластинку. Конечно же, это глупость.

Говоря о том, что лишь Бог понимает говорящего на незнакомом языке, апостол Павел не имеет в виду, что этот язык не является реальным человеческим языком. Он лишь подчеркивает ту мысль, что церковь остается без назидания, поскольку присутствующие не знают этого языка. Все сказанное на непонятном языке остается тайной для слушающих. В лучшем случае говорящий назидает сам себя, если у него есть дар истолкования и если он воспринимает это Откровение своим разумом (14:2−4; 12:15).

Но действительно ли коринфяне, как современные нам сектанты, использовали в богослужении не дар Пятидесятницы, то есть дар понятных иностранных языков (Деян.2:8−11), а непонятную людям экстатическую речь, называемую глоссолалией? Читая Первое Послание апостола Павла коринфянам можно признать, что «иные языки» коринфских христиан, будучи не похожими, на дар Пятидесятницы, удивительным образом напоминают глоссолалию, а их богослужения похожи на богослужения пятидесятников.

Некоторые, в особенности протестантские исследователи не признают «иные языки» коринфян глоссолалией, считая сходство лишь внешним. По их мнению, коринфяне просто неправильно и неуместно использовали свой духовный дар, что и вызвало замечания апостола. Но все же большинство исследователей убежденны в том, что в Коринфской церкви была распространенна именно глоссолалия, но выводы из этого делают, как раз, не в пользу пятидесятников.

Коринф, один из крупнейших городов Римской империи, особо отличался этнической пестротой. В нем проживали представители самых разных народов и религий. Город был центром торговли, и в него стекалось все — и хорошее, и плохое. Наряду с христианством здесь находили своих приверженцев и многие другие культы и верования. А потому не удивительно, что глоссолалия, завезенная сюда с рабами-инородцами, могла проникнуть в местную церковь.

Уместно будет вспомнить, что и сама Коринфская церковная община не была образцом для подражания. Очень часто в ней происходили конфликты, споры, нарушения христианской нравственности и церковной дисциплины (1Кор.3:3; 5:1; 6:8; 11:17,18), небрежное отношение к святым Таинствам (11:20−29). Об этом мы можем судить не только по посланиям апостола Павла, но и по посланию к Коринфянам Климента, третьего, после апостола Петра, епископа Римской церкви (88 — 97г.г.), по преданию, принявшего мученическую смерть во время гонений императора Трояна.

Помимо всех неурядиц, «иные языки» коринфян стали еще одной проблемой, которую пришлось решать апостолу Павлу. Он знал, что в Коринфской церкви этот вопрос вызывает беспорядки. Но знал ли апостол, что коринфяне вместо Божественного дара практикуют глоссолалию? Судя по логике послания — да, ибо он не стал бы неодобрительно отзываться о проявлении, пусть даже спонтанном, действия Духа Святого. Но почему же он прямо не запретил им эту языческую практику?

Ответ очевиден — из любви и из нежелания потерять хоть одного верующего, ради обретения которого он так трудился. Если бы Павел властно потребовал оставить глоссолалию, то в церкви произошел бы раскол. Те, для кого он не был духовным авторитетом (1:12) не приняли бы его мнения, посчитав свой «духовный дар» выше всяких человеческих рассуждений. Ведь любой «говорящий языками», считает себя сосудом Духа Святого, а потому непогрешимым. Как мудрый педагог Павел понимал, что языческие «говорения» можно вывести постепенно, объяснив правильное, христианское понимание духовных даров.

Апостол, прежде всего, настаивал на том, что Божественные дары различны, и что каждому верующему дается Духом Святым то, что для него полезно и только то, что угодно Самому Духу (12:4−11). Приводя списки духовных даров и наделенных ими служителей, апостол ставит «языки» в конец списков, подчеркивая непервостепенность их значения (12:4−10,28−30). Павел объясняет, что чем менее чудесным кажется дар, тем важнее он для Церкви (12:22), и что все верующие не могут быть обладателями одного и того же дара, так как Тело Христово не «один член» (12:14,19).

Так же апостол в своем послании показывает бессмысленность языков, которых никто не понимает, приводя в пример бездушные вещи, издающие звуки (13−14:9). Поясняя, что в мире нет слов без значения, он дает понять, что, желая использовать иные языки для назидания церкви (14:5), то есть для проповеди, их обязательно нужно переводить (14:13,28). Требованием перевода Павел подписал «смертный приговор» глоссолалии, поскольку был уверен, что христиане не станут прибегать к обману «переводя» непереводимое.

Не менее эффективным способом искоренить глоссолалию явился запрет на «говорение» всей церковью. Понимая, что глоссолалия легко достигается именно в групповой экзальтации (14:23), апостол Павел отрезал всякую возможность массового обладания этим «даром», рекомендовав говорить порознь, к тому же максимум троим (14:27). Удивительно, но все современные «говорящие языками» секты игнорируют это библейское повеление, «говоря» по большей части всем собранием, воистину напоминая толпу беснующихся (14:23). Но при этом они, как и все их собратья по «нетрадиционным церквям», настаивают на своем «полном следовании Библии».

Самым же радикальным шагом в борьбе с глоссолалией был, без сомнения, запрет говорить в церкви женщинам (14:34,35). Поскольку во все времена большинство христианского собрания составляли именно женщины, то, исключив из числа «говорящих» большую, да и к тому же наиболее внушаемую часть верующих, апостол обрек эту языческую практику на верное отмирание. Стоит ли говорить, что пятидесятники игнорируют и этот библейский запрет, поощряя женщин «говорить языками». Да и как им не «говорить» если первым пятидесятником, после «многовекового перерыва», стала именно женщина — афроамериканка Агнес Орман.

История показывает, что стратегия апостола Павла возымела успех. Глоссолалия очень скоро была искоренена в Коринфском собрании, не успев перекинуться на другие общины Единой Церкви. Конечно, для оправдания собственной псевдодуховности, пятидесятники и харизматы будут настаивать на том, что во всех церквях апостольского периода христиане владели глоссолалией. Но, на самом деле они всего лишь выдают желаемое за действительное. Существование глоссолалии во всей Вселенской Церкви ни чем не подтверждается. Напротив, Библия свидетельствует, что этим была заражена лишь христианская община Коринфа.

Лишь во 2-ом веке «пророческий дух» глоссолалии возродился в Монтанизме, отколовшимся от Церкви сектантском движении основанном «пророком» Монтаном — бывшим жрецом фригийской богини Кибелы. Эта секта долгое время серьезно конкурировала с Церковью, распространившись практически по всему христианскому миру — в Европе, Азии и Африке. Монтанизм отличался от церковной формы христианства особо строгой дисциплиной, сверхвысокими требованиями нравственной чистоты членов и крайней степенью мистицизма.

Но, главное отличие монтанистов состояло в их вере в то, что Дух Святой — Параклит воплотился в лице Монтана, который «пророчествовал» через глоссолалию. Бессмысленные речи своего вождя «переводились» его помощницами — Прискилой и Максимилой, которые также как их учитель были «пророчицами». Монтанисты считали эти «пророчества» Новым и последним Откровением Бога, включая их в сборники Священного Писания, и всячески требовали от Апостольской Церкви их признания.

Как и всякое сектантское движение, монтанисты проповедовали наступление скорого «конца света», буквально «со дня на день». По их вере Христос в Своей Царской славе должен был прийти в «новый Иерусалим», которым считался духовный центр Монтанизма фригийский городок Пепуза. Просуществовав аж до 8-го (!) века, и не дождавшись исполнения лжепророчеств Монтана, как и всякое самодеятельное учреждение, лишенное Божьей благодати, эта секта деградировала и исчезла.

Это был единственный случай за всю историю древнего христианства, когда глоссолалия достигла такого широкого распространения по миру. Но это и еще один пример того, что как бы не было сильно сектантское движение, как долго бы оно не существовало, у него один конец — уход в небытие! И как бы сегодня не было могущественно неопятидесятническое движение, вовлекшее в свои ряды сотни миллионов (!) адептов, его, в конце концов, ждет та же участь.

Конечно, с уходом Монтанизма, глоссолалия — его главный признак «истинной духовности», не исчезла. Она, как неистребимое зло, давала в истории христианства постоянные рецидивы в возникающих то там, то сям мелких и недолговечных секточках, проповедующих такие учения, что от их еретизма ужаснулся бы даже харизмат! Только в конце 19-го века языческая «духовность» нашла благодатную среду в американском движении «Святости», из которого, собственно, и произошло Пятидесятничество.

Парадоксально но, экстатические «духовные» практики язычников окончательно привились к христианству только в наш рационалистический и «просвещенный» всепоглощающим материализмом век. То чего не смогла сделать глоссолалия при апостолах, она делает в наши дни. А потому, стоит ли удивляться тому, что сегодня едва ли не каждый второй неопротестант, как алтайский шаман «молится на языках», призывая своего духа?!



Вверх