История создания портрета марии лопухиной. В. Боровиковский "Портрет М.И. Лопухиной". Владимир Боровиковский, "Портрет Лопухиной"

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

История

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.

Портрет Марии Лопухиной

Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной - егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

Мистика

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил В. Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери «наделил» знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом П. Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать»(

Современная поэтесса Соловьёва посвятила полотну длинное стихотворение, в котором подметила одну интересную его особенность - голубой наряд Марии как бы перекликается с цветом небес.

Кем она была, эта милая, очаровательная девушка? В какую пору своей жизни была нарисована? «На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых , сестра Фёдора Ивановича Толстого (знаменитого своими дуэлями - Н.Д.), жена егермейстера С. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина . Скончалась от чахотки» (Портрет Марии Лопухиной — Википедия

Всего несколько строчек написаны о ней в Википедии. В то время как она «была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой» (Владимир Боровиковский: портрет Лопухиной. История создания, fb.ru/article/161740/vladimir-... копия (14.05.2017)). Красавица имела очень несчастную судьбу. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге. Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года (по другим сведениям - спустя 5 лет) после свадьбы умерла.

Поговаривали, что девушки, посмотревшие на портрет, умирали. Этому способствовала не только несчастная судьба Лопухиной, но и то, что отец Марии был известен, как мистик и масон, впрочем, и сам художник тоже был масоном.

При Советской власти настенные календари с этой работой Боровиковского продавались огромными тиражами. И это полностью доказывает, что картина не была опасной.

Заказ на картину Боровиковский получил от мужа Марии Лопухиной. Его портрет должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю её нежность и чистоту, печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии. Как будто о ней сказал художник М.М.Герасимов: «Есть лица, которые можно читать как повести…» (Портрет М.И.Лопухиной | Русская живопись

Рассмотрим особенности живописного полотна Боровиковского.

«Портрет чарует нас гармонией линий и форм. Все элементы картины взаимосвязаны. Каждая деталь подчинена одному замыслу — оттенить красоту модели. Цветовая гамма, выбранная художником, следующая: розовато-лиловый, бледно-голубой, нежно-зеленый цвета. Это придает картине особенную прелесть» (

«Обращают на себя внимание выразительность объемов и пластика изображенных форм. Точность в передаче индивидуальных черт девушки — все это написано необычайно легко. Продолговатые глаза Марии зеленоватого оттенка, нежные, тонкие черты лица сделали портрет эталоном женщины эпохи сентиментализма (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

Я очень ценю, когда на живописном полотне можно увидеть настоящий бархат, настоящий капрон или медную посуду, поэтому один из моих любимых современных художников - это Александр Шилов. На портрете же Лопухиной живописцу также удалось передать фактуру материала. Надо было показать её богатство и знатность. И мы увидели настоящий золотой браслет и волны атласной ткани.

«В. Боровиковский виртуозно владел кистью» (Описание Портрета Марии Лопухиной Боровиковского

«Белильными мазочками чеканит бриллиантовые россыпи и жемчуг украшений, легкими ударами пишет мех, протяженными мазками - струящиеся ткани.
Когда дело доходит до моделировки лица, Боровиковский
иногда втирает краски в холст пальцем, лепит формы словно скульптор» (Произведения В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. — Ответы Ma... otvet.mail.ru/question/188590503 18.03.16копия (14.05.2017)).

В портрете Марии Ивановны проявилась творческая индивидуальность автора.

Тени и полутени играют здесь важную роль. «Самое светлое место на полотне — это лицо девушки. Ее платье, руки, шея своей белизной перекликаются со светлыми тонами неба. Пушистые волосы и лиловатая шаль сочетаются с приглушенными оттенками зелени, которая обрамляет фигуру девушки. Все вместе — золото волос и цвет лица — создают свечение полотна. Это находка Боровиковского. Тело человека, как на иконе, излучает свет и истинную красоту» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи... sochinenietut.ru/сочинения/... копия (14.05.2017)).

В Интернете есть презентация, посвящённая картине. И в ней выделяют 5 особенностей этого произведения. Это: музыкальность линий, загадочная полуулыбка героини, свет ниоткуда, дымчатость, скульптурные формы.

Загадочная полуулыбка: «Точную психологическую характеристику состояния героини полотна дать очень трудно, почти невозможно. Всё здесь - «полу», всё здесь - контрасты и противоречия,

незавершённость и многоточие …полуулыбка, полу-задумчивость,

полу-печаль, полу-нежность… И это вполне соответствует стилистике

сентиментализма с его вниманием к тайным «чувствованиям» ( копия (14.05.2017)).

Скульптурные формы: «Кисть руки героини полотна напоминает

мраморную скульптуру (особенно по контрасту с совершенно «живой»

розой, написанной рядом), и это не случайно: в этой работе,

несомненно, есть сознательная апелляция к классицизму с его

преклонением перед античными скульптурными формами» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Дымчатость: «Виртуозная техника Боровиковского проявляется в

удивительном колорите. Он работает разноплановыми мазками

меняющейся величины и применяет лессировку, в результате получая

дымчатый колорит с поразительной грацией цвета - искусствоведы

выяснили, например, что голубой цвет имеет в этой работе семь оттенков» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Свет ниоткуда: «Когда глядишь на этот портрет, создаётся ощущение,

Что свет возникает как бы из ничего. На самом деле «из чего»,

конечно. Цветовая гамма полотна - нежна и переливчата. На

обнажённых частях тела краски образуют неровный слой, способный

отражать свет. Вот откуда указанное ощущение льющегося света»

Музыкальность линий: «Гармония изображения во многом достигается

За счёт продуманной «симфонии» линий, их удвоения и утроения в

пространстве картины. Так, например, ствол берёзы зеркально

повторяет чуть наклонённое тело модели, а изогнутая линия левой руки звучит «эхом» ствола и ветвей ближнего «фонового» дерева» (Презентация "Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет Марии Ив... ppt4web.ru/mkhk/vladimir-lukich-... копия (14.05.2017)).

Как относились современники к данному произведению

Боровиковского? Прежде всего, они замечали несомненное

сходства с прототипом, кроме этого для них портрет являлся воплощением идеала женственности. Ведь в нём естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой.

«Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский» (Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла сме..

Я сама, пожалуй, тоже ценю это произведение мастера и за его русскость тоже.

А в целом, и в ХХ и в ХХI веке мы видим и понимаем, что «Боровиковский отразил на картине не только эстетический, но и общественный идеал женщины. В образе Лопухиной сочетаются красота и ум, благородство и добродетель. Благодаря глубоким изобразительным способностям В. Л. Боровиковский является русским художником мировой величины» (Сочинение В JI Боровиковский «Портрет М И Лопухиной» (сочи...

*- в тексте написано романтизма, но я думаю, что это ошибка.

Среди множества картин знаменитой Третьяковской галереи есть одна, вокруг которой до сих пор ходит множество легенд и мистических слухов.
Это картина портрет М.И. Лопухиной. На картине изображен портрет молодой жены гермейстера Лопухина. Нужно сказать, что по данным историков, личная жизнь этой молодой и красивой девушки сложилась печально.
Она была несчастлива в браке, а спустя 16 лет умерла от чахотки. Но ее красотой вот уже не одно столетие восхищаются сотни и тысячи восторженных глаз. Есть в ее взгляде, что то, притягивающее и завораживающее одновременно.

Будто молодая Лопухина, играет со своими созерцателями, заставляя их стоять, возле ее портрета долгое время не шелохнувшись. До того времени как попасть в стены знаменитой Третьяковки портрет Лопухиной находился в доме родственницы Лопахиных губернаторши Перфильевой где его в первые увидел поэт Яков Полонский он был восхищен . Вскоре потрет Лопухиной, предстал на все общее обозрение, что вызвало бурю неподдельных восторгов, как красотой девушки, так и неповторимой работой художника.
Говорили даже, что молодые барышни восхищенные красотой девушки изображенной на портрете за частую падали в обмороки. После нескольких подобных случаев появилось утверждение, что если молодая не замужняя девушка будет долго рассматривать, потрет Лопухиной, а уж тем более смотреть ей в глаза, то ее ждет не счастливый брак или чего хуже ранняя смерть.

Некоторые искусствоведы смоги увидеть в работе Боровиковского еще один, скрытый мистический символ. Своего рода портал между жизнью и смертью. В первых при более внимательном рассмотрении картины можно заметить, что девушка находится одновременно в двух измерениях. Рядом с ней столик и ваза с уже увядшем цветком, а позади нее, бескрайнее пшеничное поле и голубое небо.
Но при этом удалось совместить вроде бы не совместимое. Колоски пшеницы и васильки, изображенные за спиной девушки, тоже несут в себе тайный смысл. Если обратится к славянским символам, то рожь - это символ жизни и процветания. Василек же символ загробной жизни. Подчеркнем, что пояс, которым подпоясана девушка, имеет тот же васильковый цвет, что и цветы на картине.
Нельзя оставить без внимания и увядшую розу - символ смерти. Таким образом, Лопухина находится как бы между жизнью и смертью. И так, можно сделать вывод, что портрет Лопухиной является своего рода мистическим произведением искусства. Так как вскоре после его написания девушка заболеет и умрет.
Сейчас это произведение Боровиковского украшает один из залов Третьяковской галереи и быть может, уже несет в себе той мистики, которой оно было окутано сотню лет назад, но сотрудники галереи утверждают, что выражение лица Лопахиной иногда меняется и она по-прежнему, будто общается с лицезревшими на нее девушками.
Если смотреть на картину с профессиональной точки зрения художника, то цвета подобраны очень точно. Особое внимание, в какой технике написано лицо юной барышни. Художник очень удачно подобрал цвета, свежести юности и румяности. В заключении хотелось бы сказать, что картина поражает не только своей уникальной историей, но и своей невероятной красотой.

Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной»

XVIII век вошел в историю русского живописного искусства как «век портрета», одним из лучших его портретистов является Владимир Лукич Боровиковский.
Важную роль в его судьбе сыгpало путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году. На пути императрицы возводили дворцы и триумфальные ворота.
Для одного из таких дворцов, который предназначался для приема Русской государыни, миргородский предводитель дворянства поручил В.Л. Боровиковскому написать несколько аллегорических картин.
Две из них особенно понравились царице На одной была изображена она сама в образе Минервы, окруженной семью древнегреческими мудрецами, которым она объясняет свой наказ, на второй - Петр I, вспахивающий землю, по которой опять же она сеет семена, местами уже приносящие плоды. Узнав имя художника, императрица предложила ему ехать в Петербург.

В.Л. Боровиковский был трудолюбов до невероятности, писал очень много портретов, и ему было поручено написать портреты всех членов императорской фамилии.
Обдуманность картины, искусное владение кистью, свежесть колорита, умение изображать всевозможные ткани и одежды ставят В.Л. Боровиковского в ряд известных портретистов, хотя он не получил основательного классического образования.
В портретах В.Л. Боровиковского видны нежность кисти, тонкий деликатный рисунок, правильность форм и всегда выражение мысли на изображаемом им лице. Портрет Марии Ивановны Лопухиной является самым поэтическим и женственным из всех, созданных художником. Одновременно он обнаруживает сложившийся нравственный и эстетический идеал В.Л. Боровиковского

Образ М.И. Лопухиной пленяет зрителя нежной меланхоличностью, необыкновенной мягкостью черт лица и внутренней гармонией. Эта гармония передана всем художественным строем картины: и поворотом головы, и выражением лица женщины, она подчеркивается и отдельными поэтическими деталями, вроде сорванных и уже поникших на стебле роз. Гармонию эту легко уловить в певучей плавности линий, в продуманности и соподчиненности всех частей портрета.

Лицо М.И. Лопухиной, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодной и неживой схемой. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной женщины передан с большой душевностью и любовью, с поразительной убедительностью раскрывает художник ее душевный мир.
Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и наконец мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство, - все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается создание образа.
М.И. Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Обтекающий ее фигуру контур - то теряющийся, то возникающий в виде тонкой, гибкой линии - вызывает в памяти зрителя контуры античных статуй. Ниспадающие, сходящиеся или образующие плавные изломы складки, тончайщие и одухотворенные черты лица - все это составляет уже как бы и не живопись, а музыку.

Краски на грунт В.Л. Боровиковский накладывал хотя и плотным, но тонким и ровным слоем, достигая при этом своеобразной вибрации цвета. При написании этого портрета художник предпочитал холодную гамму - лиловато-желтые и белые, бледно-голубые и желтые, притушенные зеленые и пепельные цвета.
Фигура М.И. Лопухиной окружена воздушной дымкой пейзажа, но она не сливается с ним, а выступает ясным пластическим объемом, ритмически связана с ним: склоненному торсу и положению руки как бы вторят свисающие ветви и стволы деревьев, изображенные на втором плане. Тонко моделирует формы и неяркий, скользящий свет.

В.Л. Боровиковский и раньше вводил в свои портреты пейзажные фоны. Но именно теперь, разработанные со всей тщательностью, они становятся у художника важным компонентом портретной характеристики, получают настоящий смысл. Колосья спелой ржи, нежная зелень, васильки - все призвано подчеркнуть не только «простоту» образа, но еще выразить и мечтательное настроение его. (Несмотря на то, что искусствоведы отмечают в этом пейзаже с «сельскими» приметами некоторую условность.)
Долю некоторой искусственности замечают они и в небрежно-задумчивой позе женщины. Но в то время сами герои как бы Демонстрировали свою способность к возвышенным чувствам и сердечным переживаниям, и вслед за ними и художники (в том числе и В.Л. Боровиковский) должны были изображать эти чувства, которые являлись признаками достойной и добродетельной души.
Известно, что М.И. Лопухина никогда не была счастлива; через год, после того как В.Л Боровиковский написал ее портрет, она Умерла. Но эта женщина таила и несла в себе столько нежности, любви, чистоты поэзии, красоты человеческого чувства, что по| первым впечатлением от увиденного портрета у поэта Я. Полонского сложились проникновенные стихотворные строки:

Портрет Марии Ивановны Лопухиной кисти Боровиковского, одна из моих самых любимых картин, также находится в Третьяковской галерее.

Картину, на которой изображена жена егермейстера С. А. Лопухина, юная графиня Мария Ивановна, в девичестве Толстая, сестра знаменитого авантюриста, Федора Толстого «Американца», часто сравнивают с волнующей и прекрасной «Моной Лизой».

Описывая знаменитое творение Да Винчи, нередко говорят, что Джоконда мистически загадочна, ее улыбка неуловима, а глаза будто живые, и кажется, что девушка смотрит прямо на тебя… Подобные ощущения возникают и тогда, когда смотришь на портрет Лопухиной.

В 1797 году, известный портретист Владимир Лукич Боровиковский, работавший в то время над портретом императорской семьи, получает еще один заказ. Егермейстер при дворе Павла I пожелал запечатлеть свою прекрасную невесту, восемнадцатилетнюю графиню Марию Ивановну.


Боровиковский В. Л.

Веселая, легкая юная красавица произвела на сорокалетнего Боровиковского сильное впечатление. Ее природное очарование и непосредственность подвигли художника написать портрет, показывающий глубокие, интимные стороны характера девушки, раскрывающий ее нежную душу…

Глядя на эту картину, возникает огромный диапазон противоположных чувств и мыслей, выражение лица графини каждую секунду кажется иным: то девушка смотрит на тебя с высокомерием аристократки, то, практически, по-детски трогательно.

Этого эффекта, обнажающего внутренний мир героини, Боровиковский достиг путем использования традиционного приема репрезентативного портрета, когда персонаж изображается в окружении атрибутов и предметов, раскрывающих его образ.

Только ранее подобные портреты были призваны указывать на социальный статус человека, его важность и состоятельность. Боровиковский же поместил прекрасную Марию в чудесный сад, отчасти декоративный и условный, но в котором прослеживаются черты русского пейзажа.

Позади нежной девушки с незамысловатой прической, одетой в светлое, простое платье с лазурным поясом, видны белые стволы русских березок, голубые васильки и колосья ржи. Естественность пейзажа перекликается с простотой образа графини, обозначая гармоничное слияние чистой души девушки с самой природой.


Пейзаж

Линии пейзажа повторяют изгиб хрупкого стана Лопухиной, светлые березы отражаются в ее платье, золотые колосья в украшении на ее руке, васильки перекликаются с нежным поясом на платье, а легкая шаль на ее плечах в точности повторяет цвет бутонов роз, расположенных в правом углу картины Восхитительные красавицы, которые пристально глядят на нас с полотен великих живописцев, уже навсегда останутся именно такими: молодыми, очаровательными и полными жизненной энергии. Однако истинная судьба прекрасных натурщиц не всегда так завидна, как это может показаться на первый взгляд.

В этом очень легко убедиться на примере этого знаменитого портрета. Мария Лопухина, происходящая из графского рода Толстых, сразу же после собственной свадьбы (ей было 18 лет) позировала Владимиру Боровиковскому. Портрет был заказан ее супругом. На момент его написания Мария выглядела просто великолепно. Ее лицо излучало столько очарования, одухотворенности и мечтательности… Не могло возникнуть никакого сомнения в том, что обворожительную натурщицу ожидает долгая и счастливая жизнь. Непостижимый факт, но Мария умерла от чахотки, когда ее было всего 23 года. .

После ее смерти портрет стал обрастать мистическими слухами. Настолько реалистично, живо и загадочно умершая смотрела с холста, что люди начали думать, будто ее отец, магистр масонской ложи и известный мистик, Иван Толстой, сумел заманить душу дочери в эту картину.

Говорили, что если молодая девушка взглянет на портрет, то вскоре умрет. Согласно версии светских сплетниц, картина погубила не менее десятка прекрасных дев.

Портрет тем временем хранился в доме племянницы Лопухиной, дочери Федора Толстого, и почитался как семейная реликвия. Именно здесь его в 1880 году впервые увидел Павел Третьяков. Великолепная картина произвела на мецената неизгладимое впечатление, и он сделал все, чтобы выкупить ее для своей галереи.

С тех пор страшные слухи о портрете прекратились. Теперь люди восхищались этим великолепным произведением Боровиковского, наполненного глубиной чувств, жизненной достоверностью и необычайной поэтичностью


Портрет Лопухиной

В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки об этой прекрасной девушке, которой будут восхищаться еще многие и многие поколения в будущем:

«Она давно прошла, и нет уже тех глаз

Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»

Портрет Лопухиной Однажды, почти сто лет назад, поэт Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный Боровиковским. Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он почти ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой.

Поэт думал: "Какое чудо - живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца..."

И в голове его начали складываться стихи:

Она давно прошла - и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас...

Конечно, мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве он меньше нравился бы нам или меньше трогал нас? Наверно, нет. Оттого и будет вечно волновать нас этот портрет, что художник не только похоже изобразил давно забытую Марию Ивановну Лопухину, но создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
СПАСИБО
Вам также будет интересно:

33 самые дорогие картины русских художников

Художница Мария Зельдис. Светлое, грустное, доброе

Гадания в искусстве

Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Владимир Лукич Боровиковский - это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами.

Время, когда приличным девушкам надлежало вовремя падать в обморок, всячески показывать тонкость чувств и душевную ранимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа. Именно в этот период и была создана М. И. Лопухиной". Боровиковский очень тонко сумел напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть человеком.

Творчество известного художника

Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает Мария Ивановна на известном шедевре, который создал Боровиковский. Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины. И на сегодняшний день этим шедевром можно полюбоваться в стенах известной Третьяковской галереи.

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого. Она не была предметом обожания многочисленных поклонников. Ей не успел посвятить стихи Александр Сергеевич Пушкин.

Но эта красавица была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование таинственного взора и загадочной улыбки присутствует и в образе этой очаровательной женщины.

Не богиней, но поэтической музой изобразил ее Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой российской красавицы, которые так притягивали окружающих ее мужчин. Нежность, чуткость и тонкость образа достаточно умело изображены на известном полотне.

Трагические судьбы русских красавиц

Но не всегда судьба русской женщины была безоблачна. И примером тому служит Мария Ивановна Лопухина, которая была выдана замуж за егермейстера императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастную судьбу. К тому времени он уже вышел в отставку. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге.

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года после венчания умерла от чахотки. Так закончилась непростая и трагическая жизнь, судьба, которую испытала Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковского настолько умело и точно передал ее светлый облик, что вызвал живейший отклик в душе и поэзии известного посвятившего ей свои строки. "…Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…".

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Очень много полотен написал известный и талантливый художник Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной Марии Ивановны - не первое и не последнее его творение, но случилось так, что именно эта картина стала самой знаменитой и прославленной. Перед этим полотном замирают абсолютно все. В ее образ всматриваются люди любого возраста. Есть в ней что-то особенное.

Это юная и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года. Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего восемнадцать лет. Он, кажется, почти заклинал ее своей трепетной и умелой кистью: останься такой - удивительно нежной, теплой, живой. Не увядай!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с нежной, чуть склонившейся вниз рукой Лопухиной - склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

Нежная и живая красота этой женщины также угаснет, закончится, прерванная неумолимой смертью. А стихи, посвященные этому портрету, звучали и будут еще многие годы звучать, воспевая нетленную красоту и изящность русской красавицы. И это удивительное свойство спасать красоту - одна из важнейших и трогательных черт творчества Владимира Лукича.

Кем бы ни был человек и как бы просто он ни выглядел, его лик менее прекрасен, чем тот образ, который сохранил портрет Марии Лопухиной. Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Умел Владимир Лукич Боровиковский в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, написавший даже образы дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

И вот в тысяча семьсот девяносто седьмом году он получает заказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю нежность и чистоту. Печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии.



Вверх