История песни «В лесу родилась елочка. Знакомимся иль вспоминаем. раиса адамовна кудашева

Эту песню, которую на современный лад можно смело назвать шлягером, знает каждый. А вот задумывался ли кто-нибудь об истории ее создании, о том, когда она появилась, и кто из известных певцов ее исполнял? Наверное, отнюдь не многие. Композиция настолько популярна, что ее вполне можно считать народной.

На самом делей, у песни «В лесу родилась елочка» есть законные авторы. Это Раиса Кудашева, написавшая слова, и Леонид Бекман, сочинивший музыку.

История создания песни «В лесу родилась ёлочка»

История знаменитого музыкального произведения началась более века тому назад. Считается, что она появилась где-то в 1903-1905 годах, а она продолжает звучать ежегодно, в дни новогодних и рождественских торжеств.

Тем временем, хотя мы знаем имена создателей песни, высказываются сомнения относительно авторства музыки. А дело, собственно, в том, что она имеет сходство с мелодией популярной в Швеции композиции «Зажигаются тысячи рождественских свечей», которую Эмми Келер написала в 1898 году, то есть на несколько лет раньше, чем появилась наша «В лесу родилась елочка».

Есть предположение, что эта мелодия была немецкой народной и появилась в самом начале 19-го века. Ее использовали в песне немецких студентов в 1819 году под названием «Мы построили величественный дом».

Еще со времен учебы в гимназии Раиса Гидройц (в замужестве — Кудашева) писала стихи. Правда, ее первое стихотворение под названием «Ручейку» было отослано в журнал «Малютка» лишь в 18 лет, притом под псевдонимом. После этого она начала печататься в различных изданиях, но ее настоящее имя читателю было неизвестно. Причиной тому была ее скромность.

После гимназии она работала гувернанткой у князя-вдовца Кудашева. Со временем сама стала княгиней Раисой Кудашевой. Обладала педагогическим даром, продолжала поэтические эксперименты.

Музыку к стихотворению через два года написал столичный дворянин и ученый Леонид Бекман. Она появилась как раз ко дню рождения его дочерей. Так Леонид Карлович пытался отвлечь семейство от довольно мрачных событий того времени: забастовок, беспорядков и тому подобного.

Песня была сохранена для потомков благодаря супруге и профессору консерватории Елене Александровне Бекман-Щербине. Лучше всего предоставить вниманию наших читателей ее воспоминания:

Чтобы не забыть мелодию, я записала её, так как автор на этот счет был “неграмотным” - просто не знал нот. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песни и, чтобы не переписывать их без конца для наших знакомых, решили издать сборник с рисунками-силуэтами. Так появился сборник “Верочкины песенки”, выдержавший за короткий срок четыре издания. А позже и второй “Оленька-певунья” - песни для второй дочки. Книжки имели большой успех. Песенки одобрили такие замечательные музыканты, как Танеев, сестры Гнесины, Скрябин. А Рахманинов, однажды встретив меня в концерте, спросил: “Почему вы так мало пишете? У вас такие прелестные песенки!”

Друзья и обеспечили славное будущее песне «В лесу родилась елочка». Раиса Адамовна узнала, что к ее стихотворению написана музыка, лишь в 1921 году, когда случайно услышала ее в поезде. Песенку пела маленькая девочка.

Но в 20-е годы прошлого века в стране ломались все устои. Антирелигиозный разгул коснулся даже Деда Мороза, которого придумал Владимир Одоевский. Не оставили без внимания и маленькую елочку, о которой Демьян Бедный написал такие строки:

Под «Рождество Христово» в обед
Старорежимный ёлочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный «Дед-Мороз»
С ёлкой под мышкой саночки вёз,
Санки с ребёнком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!

Но спустя некоторое время страна вновь обратилась к русским традициям. Вернулись и новогодние праздники, а вместе с ними коллективные елки для подрастающего поколения. Эсфирь Эмден составляла сборник «Елка». Она же установила и автора стихотворения «В лесу родилась елочка», после чего песня уже исполнялась с указанием авторов.

Заслуженная слава настигла Раису Адамовну лишь в пятидесятые годы прошлого века, когда она дала два интервью, опубликованные в «Вечерней Москве» и «Огоньке». Правда, встретила она все это спокойно, поскольку никогда не хотела привлекать к себе внимание. «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — писала одной из своих подруг. Автора музыки к этому времени уже не было в живых.

«В лесу родилась елочка» стала песней, которая способна принести славу авторам даже в том случае, если они создали одно-единственное произведение. Феномен этой простой композиции, наверное, еще предстоит объяснять ученым. Хотя с трудом верится, что им это удастся. Просто песня пришлась по душе миллионам людей. Армия ее поклонников будет расти с каждым годом, столетием.

  • В декабре 2002 года на гала-концерте «Мир встречает Рождество» ее пели звезды мировой величины Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Эмма Шапплин и Сиссел.

Текст песни «В лесу родилась елочка»

В лесу родилась ёлочка,
В лесу она росла.
Зимой и летом стройная,
Зелёная была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, ёлочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под ёлочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везёт лошадка дровенки,
На дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку
Под самый корешок.
Теперь ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла.

Раиса Адамовна Кудашева (15 августа 1878 – 4 ноября 1964), советская поэтесса и писательница. Автор слов популярной детской новогодней песенки «В лесу родилась ёлочка».

Отец - Адам Гедройц, чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника. У Адама и Софьи Гедройц (в девичестве Холмогоровой) родилась дочь Раиса.

Потом у супругов Гедройц появились на свет еще три девочки. Это было типичное старомосковское семейство - хлебосольное, веселое, с прислугой в белых фартуках и домашними спектаклями по праздникам.

Вера, Маня, Рая(слева). Фото 1903 года.

В старших классах женской гимназии М.Б.Пруссель Раиса начала писать стихи для детей. Да так удачно, что ее охотно печатали в детских журналах. Раису ждало безоблачное будущее хозяйки интеллигентного московского дома и поэтессы-любительницы, но случилось несчастье - умер отец. Как старшая дочь Рая взяла на себя заботу о матери и младших сестрах - пошла работать гувернанткой в богатый дом. Теперь она уже не могла подписывать стихи своим именем. В высших кругах сочинительство считалось делом предосудительным.
В 1902 году Раиса устроилась на работу к князю Алексею Ивановичу Кудашеву. Он овдовел и никак не мог прийти в себя после утраты любимой жены,ей было 27, ему 50, что не помешало князю через три года предложить своей гувернантке руку и сердце. Так Раиса Гедройц стала княгиней Кудашевой.
Тетя Рая совсем не была похожа на княгиню, - вспоминает Михаил Холмогоров,племянник Кудашевой, - Когда мне было пять лет, мама взяла меня к ней в гости. Тетя Рая оказалась совсем старенькой. Они с сестрой, такой же старушкой, ютились в малюсенькой комнате, похожей на чулан. А потом во время прогулки мама показала мне особняк на углу Воротниковского и Старопименовского переулка. “Раньше этот дом принадлежал тете Рае”, - сказала она вдруг.
Миша никак не мог поверить, что нищая старушка жила когда-то во дворце. В 70-е особнячок сломали, и от единственного счастливого времени в жизни Раисы Кудашевой не осталось и следа.
Тогда, в начале века, ее называли княгиней, у нее был собственный дом, любящий муж и приемный сын. Муж вскоре скончался, а сын в 1914 году погиб на фронте.

Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». .

К славе Кудашева относилась с поразительным равнодушием и долгие годы скрывалась под различными инициалами и псевдонимами. Она объясняла это так: «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла». В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру. Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек.

В 1903 году она написала рождественское стихотворение «Ёлка»:

Гнутся ветки мохнатые
Вниз к головам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Поиграть, позабавиться,
Собрались детки тут
И тебе, ель-красавица,
Свою песню поют.
Все звенит, разрастается,
Голосков детских хор,
И, сверкая, качается
Ёлки пышный убор.

* * *
В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла,
Зимой и летом стройная, зеленая была!
Метель ей пела песенки: «Спи, ёлка… баю-бай!»
Мороз снежком укутывал: смотри, не замерзай!
Трусишка зайка серенький под ёлочкой скакал,
Порой сам волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

* * *
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
В них орехи блестят
Золоченые…
Кто тебе здесь не рад,
Ель зеленая?

* * *
Чу! Снег по лесу частому под полозом скрипит,
Лошадка мохноногая торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок.
Срубил он нашу ёлочку под самый корешок…
И вот ты здесь, нарядная, на праздник к нам пришла,
И много-много радости детишкам принесла.

***
Веселей и дружней
Пойте, деточки!
Склонит ёлка скорей
Свои веточки.
Выбирайте себе
Что понравится…
Ай, спасибо тебе,
Ель-красавица!

Эти стихи за подписью «А.Э.» были опубликованы в Рождественском номере журнала «Малютка». Как видим, они представляли собой нечто вроде сценария рождественской игры. Детишек призывают петь «веселей и дружней», чтобы заслужить подарки и лакомства, висящие на ёлочке. Но «голосков детских хор» на основе ее стихов раздался только несколько лет спустя.

В 1905 году кудашевская «Ёлка» попалась на глаза агроному и страстному любителю музыки Леониду Карловичу Бекману (1872–1939).

Бекман Леонид Карлович

Это был прибалтийский немец, потомственный дворянин, обладавший незаурядными музыкальными способностями. В студенческом хоре университета он пел партию будущего выдающегося певца Собинова, когда тот почему-нибудь не мог выступать. Незадолго до описываемых событий, в феврале 1903 года, Л. Бекман женился на Елене Щербине - приемной дочери Е.Н. Щербины (директора гостиницы «Славянский базар»), талантливой пианистке, закончившей за четыре года до этого с золотой медалью Московскую консерваторию, впоследствии заслуженной артистке России, профессоре Московской консерватории. Профессиональное мастерство ее было таково, что ради шутки она могла лечь животом на крышку инструмента и играть вниз головой.
Рождение песни произошло 17 октября 1905 года - в день, когда царь подписал исторический манифест, преобразивший государственные устои Российской империи.

По воспоминаниям Елены Бекман-Щербины, дело было так:

«17 октября 1905 года моей старшей дочке Верочке исполнилось два года, и я утром подарила ей живую куклу - сестричку Олю, которая родилась в половине первого ночи, то есть тоже 17 октября. Верочка была в полном восторге. Пока я еще лежала в постели, Леонид как-то сел за рояль, посадил Верика на колени и сочинил для нее песенку на стихотворение из детского журнала «Малютка» - «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла…» Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, а я, чтобы не забыть песенку, ее записала. Впоследствии мы оба стали сочинять для детей и другие песенки. Так возник сборник «Верочкины песенки», выдержавший в короткий срок четыре издания, затем - «Оленька-певунья».

Позже музыкальные критики находили, что музыка Бекмана не вполне оригинальна. Мелодия “Елки” перекликается с песенкой шведской поэтессы и композитора Эмми Кёлер «Зажигаются тысячи рождественских свечей» («Nu tändas tusen juleljus», 1898)

и с немецкой студенческой песней начала XIX века “Wir hatten gebauet ein stattliches Haus”.

Тем не менее, о «Елке» одобрительно отозвались Рахманинов, Танеев, Скрябин. После этого новая песенка стала приобретать все более широкое признание, хотя Кудашева многие годы об этом даже не догадывалась.

1917 год Кудашева провожала в полном одиночестве. Княгиня сидела у печурки и грела руки. Прислуга разбежалась. Она была одна, куталась в шаль и подбрасывала в огонь остатки мебели. . Внезапно в дверь постучали. Она открыла. Красные матросы зашли в дверь, оставляя черные следы на паркете. Один из них, видимо, главный, вынул изо рта окурок, затушил о стену и бросил на пол.
– Что вам угодно? - спросила княгиня как можно спокойнее.
– Нам угодно, - издевательски прищурился матрос, - чтобы ты, контра, в течение десяти минут исчезла из дома, незаконно отнятого у трудового народа.
Раиса Адамовна безропотно собрала вещи. Так началась ее новая жизнь. В этой жизни главным было стать как можно незаметнее, чтобы никому даже в голову не пришло о чем-то ее расспрашивать. В конце концов ей удалось устроиться в районную библиотеку, где она и просидела тихой мышкой до самого 1941 года.
Между тем песенка жила триумфальной и праздничной жизнью. Ее пели на всех детских утренниках, исполняли на главной елке страны в Колонном зале, на ее сюжет рисовали открытки. Это была главная новогодняя песня страны. А создательница ее текста, никем не опознанная, выдавала в районной библиотеке советские книжки и классику, а по вечерам возвращалась в коммуналку к своим книгам, любимому коту и воспоминаниям. Как-то по радио она услышала бодрый дикторский голос: “Песенка про елочку, слова и музыка композитора Бекмана”. Она позвонила жене своего племянника, Анне Холмогоровой (маме Михаила). Та возмутилась. Мало того что автор слов всенародной песни живет на нищенскую зарплату, так о нем еще и никто не знает! Может быть, и деньги за это получает кто-то другой!
– Давайте попробуем доказать, что автор - это вы, - неожиданно для себя предложила она престарелой родственнице.
– Да как же это? - испугалась Раиса Адамовна. - Голубушка, не нужно. Стара я уже для таких подвигов. Да и происхождение мое… Не дай бог кто узнает:
– А мы все же попробуем, - не унималась родственница.
Вот тут-то и пригодился черновик стихотворения, сохраненный Раисой Адамовной в далеком 18-м году. А еще в архиве чудом отыскались гонорарные ведомости всеми давно забытого журнала “Малютка”. Состоялся суд. Деликатный вопрос о принадлежности к эксплуататорским классам удалось обойти. Процесс был выигран, и Кудашева была официально признана автором песни и должна была получать деньги с каждого ее исполнения.
Но по-настоящему известной Раиса Адамовна стала только в 1958 году. Тогда в “Огоньке” работал будущий “отец” Электроника - Евгений Велтистов. Он бродил по городу в поисках интересных людей и набрел на Кудашеву. Появившееся в новогоднем “Огоньке” интервью переменило жизнь 80-летней старушки.

Фото 1958 года

Ей стали писать и звонить незнакомые люди, ее приглашали в школы и детские сады. Но было слишком поздно. “Я стараюсь крепиться и не падать духом, - писала Кудашева своей подруге Анне Ивановне Сытиной. - Не по силам я затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне”.
В 1933 году, когда в СССР впервые официально был отмечен Новый год, призванный вытеснить Рождественские праздники, песня Кудашевой-Бекмана вновь звучала под каждой елкой. Текст Кудашевой оказался идеологически стерильным, и потому приемлемым - в этой Рождественской песне ни разу не упоминается Рождество!

Здесь первый вариант песенки. Теперь поют сокращенный вариант.

Раиса Адамовна Кудашева похоронена На Пятницком кладбище Москвы. На памятнике строка знаменитой песни.

Сколько денег на самом деле тратила бывшая «первая леди» на свои наряды

Раиса Горбачева произвела настоящую революцию в СССР, когда взяла и вышла из «сумрака». До нее первые лица не то чтобы прятали своих женщин - просто в Союзе как-то не принято было выставлять их напоказ. Простые люди обычно даже не догадывались, как выглядят «вторые половины» руководителей страны.

А Раиса Максимовна не только повсюду сопровождала своего мужа - Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева , расточая приветливые улыбки и запросто отвечая на приветствия первых лиц различных стран. Она еще и наряжалась так, что страна каждый раз замирала у экранов телевизоров в ужасе и восхищении.

Терпеливая клиентка

Женщины потом судачили, что на эпатажные наряды первой леди тратятся миллионы казенных рублей. Жадно приникнув к голубым экранам, считали, сколько раз в день супруга генсека меняет костюмы. Прикидывали, сколько стоит каждая блузка. И завидовали. Ведь им недоступны были такие наряды, советские женщины в то время шили себе одежду сами, по выкройкам из журналов «Работница» и «Крестьянка».

Чем хуже становилась экономическая ситуация в стране, тем больше раздражались «крестьянки и работницы» при виде подтянутой, цветущей, ухоженной Раисы. В стране - развал, все в дефиците. А тут - идеально скроенные модные костюмчики по фигуре, элегантные пальто и шубы, изысканные вечерние платья, шляпки…

Люди решили, что ее одевает Вячеслав Зайцев или даже сам Ив Сен-Лоран . В действительности же супруга генсека посещала московский Дом моды «Кузнецкий мост», где для нее работали первоклассные мастерицы.

Как говорит искусствовед «Кузнецкого моста» Алла Щиланина , Раиса Максимовна обычно сама привозила ткани, обсуждала предложенные художником Тамарой Макеевой эскизы. Чаще всего одобряла, на примерках вела себя терпеливо. Иногда вносила какие-то предложения - например, очень любила блузки с различными бантами, необычными воротниками. В Доме мод часто появлялась с цветами и конфетами для персонала, у которого остались о ней самые приятные воспоминания.

Раиса Максимовна была хорошо знакома и с Ивом Сен-Лораном, и с Пьером Карденом . При этом Карден всегда восхищался ее хорошим вкусом в одежде. Он подчеркивал, что первая леди СССР могла бы позволить себе и более смелые и яркие наряды, обладая хорошей фигурой и изысканным вкусом. Вероятно, добавлял Карден, она просто не хочет смущать советских женщин, поэтому одевается достаточно скромно.

Капризная хозяйка

О своеволии Раисы Горбачевой много рассказывали очевидцы - люди из охраны и прислуга. Например, начальник охраны, полковник Виктор Кузовлев , вспоминает, как на важное совещание, назначенное на 11.00, Горбачев явился после полудня. И рядом с ним важно шла его супруга, а затем без тени сомнений она уселась вместе с учеными, специалистами и руководством за стол. Оказалось, что опоздал генсек из-за жены - она долго собиралась!

Первая леди быстро привыкла к тому, что все ее приказы и капризы выполняются беспрекословно. Например, от нее буквально не было покоя начальнику 9-го управления (служба охраны) Юрию Плеханову : Раиса Максимовна привыкла звонить ему по много раз в день, требуя повышенного внимания, советуясь по каждому пустяку. Плеханов настолько устал от такой требовательности, от положения игрушки в руках жены генсека, что просил отставки или перевода, а позднее примкнул к восставшим против Горбачева членам ГКЧП.

Личный повар семьи Горбачевых, Евгения Ермакова , рассказывала, как часто Раиса Максимовна доводила ее до слез своими противоречивыми приказами. Например, заказывала обед к 14.00, но до последних минут повар не могла согласовать с ней меню - Горбачева тянула с решением, и только мастерство поварихи позволяло ей с честью выходить из положения, но скольких нервов ей это стоило!

По требованию Раисы Максимовны в каждую страну, в каждый зарубежный город, куда она отправлялась с мужем, на самолетах доставляли автомобили отечественного производства - специально для нее, чтобы она могла ездить на них с личным шофером. Это, конечно, было очень накладно для государства.

Любимица страны

Раиса Максимовна понимала, что большая часть советского народа относится к ней не лучшим образом. Но уже после отставки Горбачева, в июле1999 года, у нее был диагностирован лейкоз. И тогда отношение народа чудесным образом изменилось: за нее начали волноваться, слали ей приветы, молились о ее здоровье.

Будучи тяжело больной, она с горечью говорила: «Наверное, мне надо было тяжело заболеть и умереть, чтобы меня поняли». К сожалению, ничего не помогло: Раиса Горбачева, казавшаяся победительницей по жизни, первая из «первых леди» СССР, скончалась в сентябре 1999 года в одной из лучших немецких клиник.

Интересные факты

До появления Раисы Горбачевой иностранные делегации в СССР встречала первая женщина-космонавт Валентина Терешкова . Супруги руководителей государства в кадре не появлялись.

О стройной и подтянутой Горбачевой говорили, что это первая жена генсека, которая весит меньше своего мужа. Пока Раиса Горбачева была жива, ее супруг не весил больше нормы - 85 кг, потому что она всегда следила за его питанием и здоровьем. После смерти жены Михаил Сергеевич резко сдал - диабет, развившийся на нервной почве, повлек за собой прибавление в весе.

Раиса Максимовна хорошо знала английский язык - в отличие от своего мужа, благодаря чему могла свободно общаться с Маргарет Тэтчер и даже переводить супругу слова англоязычных глав государств.

Супруга Михаила Сергеевича вела активную благотворительную деятельность. Она работала в фонде «Помощь детям Чернобыля», в благотворительной ассоциации «Гематологи мира - детям», помогала Московской Центральной детской больнице.

(Visited 919 times, 2 visits today)

Раиса Адамовна Кудашева (1878-1964) - русская и советская поэтесса, писательница. Автор слов песни «В лесу родилась ёлочка».
О жизни Раисы Кудашевой известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий — библиотекарем.
С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», — впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,

Зимой и летом стройная, зеленая была.

Метель ей пела песенку:
"Спи, елочка, бай-бай!"
Мороз снежком укутывал:
"Смотри, не замерзай!"
Мороз снежком укутывал
"Смотри, не замерзай!"

Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.

Порою волк, сердитый волк, рысцою пробегал.

Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит;

Лошадка мохноногая торопится, бежит.

Везет лошадка дровеньки,
А в дровнях мужичок,

Срубил он нашу елочку под самый корешок.

И вот она, нарядная,
На праздник к нам пришла,

И много, много радости детишкам принесла.


Раиса Кудашева — автор стихотворения «Ёлка», часть этого стихотворения была положена на музыку. Так появилась песня «В лесу родилась ёлочка».
В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку». Стихотворение было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 году в сборнике «Ёлка» (М.—Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашевой в тексте.


У речки над водицей
Построен теремок
Там с курочкой-сестрицей
Жил братец-петушок.

Зима уж серебрится,
На речке стал ледок.
"Вот славно прокатиться", -
Подумал Петушок.

Сестрица запрещала
Кататься Петушку
И даже не пускала
Гулять по бережку.

За ним следила зорко,
Пугала Петушка:
"Там поскользнёшься с горки,
А речка глубока".

К сестрице на рожденье
хотели гости быть,
пришлось для угощенья им
жарить и варить.

Стоит она у печки
И жарит пирожки,
А брат помчался к речке,
Схватив свои коньки.

Едва он прокатился
И спел: "Кукареку!"
Как лёд вдруг подломился...
Ах, горе Петушку!

Нельзя пошевелиться,
Как ключ, идёт ко дну.
-Ой-ой! Спаси, сестрица!
Ой, курочкка, тону!

На крик бежит сестрица,
И гости вслед за ней:
Сорока, Гусь, Синица,
Снегирь да Воробей.

Они с трудом немалым
проказника спасли,
Укрыли одеялом
И в санках повезли.

Пришёл смотреть больного
Учёный доктор Гусь.
"Здесь нет вреда большого,
Я вылечить берусь".

Пусть выпьет горькой хины
Двенадцать порошков,
Запьёт чайком с малиной
И будет он здоров.

Расселись гости наши
Обед давно готов
Гора овсянной каши
И груды пирожков

Как вдруг разволновался,
Вскочил сестрицин брат
Он очень испугался,
Что гости все съедят

Тут гости зашумели,
Раздался смех кругом
Как петушок с постели
Свалился кувырком

Смеялись птицы трелью
Гусь начал гоготать
И тут пошло веселье
Пером не описать".


Существует легенда, что авторство Кудашевой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР. По одной версии, однажды в кабинет Максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьезных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», — ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей. По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.
Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С 1948 года после многолетнего перерыва вновь стали печататься сборники её произведений: «В лесу родилась ёлочка…», «Ёлочка», «Лесовички», «Петушок» и других.
Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда ей шёл уже седьмой десяток.

Источникhttp://allforchildren.ru/poetry/author88-kudasheva.php

Урождённая княжна Гидройц. Отец - чиновник Московского почтамта, дослужившийся до надворного советника.

О жизни

О жизни известно мало. Окончила женскую гимназию М. Б. Пуссель. Служила гувернанткой у князя Кудашева, позже вышла за него замуж. По отзывам близких, обладала педагогическим даром. Работала учителем, а в советское время несколько десятилетий - библиотекарем.

Литературная деятельность

С детства писала стихи. Первое сочинение появилось в печати в 1896 году (стихотворение «Ручейку» в журнале «Малютка»). С тех пор стихи и детские сказки Кудашевой стали появляться на страницах многих детских журналов, таких как «Малютка», «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко» под псевдонимами «А. Э», «А. Эр», «Р. К.». «Я не хотела быть известной, но и не писать не могла», - впоследствии говорила она. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была опубликована повесть Кудашевой «Лери», которая так и осталась её единственным произведением для взрослых. В повести рассказывается об отрочестве и юности девушки из дворянской семьи, её первой большой любви к блестящему офицеру.

Песенка про ёлочку

В декабре 1903 года в новогоднем номере журнала «Малютка» было напечатано стихотворение «Ёлка», подписанное псевдонимом «А. Э». Стихотворение, положенное два года спустя на музыку Леонидом Бекманом, обрело всенародную славу, но имя его истинного автора долгое время оставалось неизвестным. Раиса Адамовна не знала, что «Ёлочка» стала песенкой. Только в 1921 году совершенно случайно, когда она ехала в поезде, услышала, как девочка поёт её «Ёлочку». Стихотворение было вновь переиздано перед самым началом войны в 1941 году в сборнике «Ёлка» (М.-Л.: Детиздат, 1941). Составительница сборника Эсфирь Эмден специально разыскала автора стихотворения и указала фамилию Кудашевой в тексте.

Существует легенда, что авторство Кудашевой было раскрыто при вступлении в Союз писателей СССР. По одной версии, однажды в кабинет Максима Горького постучалась пожилая женщина, которая сообщила, что хотела бы вступить в его организацию. Когда Горький поинтересовался, что же она написала, женщина ответила: «Только детские тоненькие книжки». На это Горький ответил, что в его организацию принимают только серьёзных авторов, написавших романы и повести. «Нет, так нет», - ответила на это женщина и пошла к выходу, а потом обернулась, и спросила: «Может, вы слышали хоть одно моё стихотворение?» и прочла Горькому знаменитые строки: «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зелёная была». Услышав эти строки, Горький тут же принял Кудашеву в Союз писателей. По другой версии, эта история произошла с Александром Фадеевым. Фадеев спросил: «Так это Вы написали?». И стал вспоминать, где это было напечатано и как он первый раз прочёл эти стихи и плакал, как плачут все дети, когда доходят до последних строк стихотворения. Он вызвал к себе своих сотрудников и отдал распоряжение, чтобы автора немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Ещё одна версия этой истории рассказана в письме вдовы поэта Николая Адуева к писателю Виктору Конецкому :

Всего Раиса Кудашева опубликовала около 200 песенок и рассказов, сказок и стихотворных книжек: «Санки-самокатки», «Стёпка-растрёпка», «Беда петушка», «Бабушка-Забавушка и собачка Бум»… С 1948 года после многолетнего перерыва вновь стали печататься сборники её произведений: «В лесу родилась ёлочка…», «Ёлочка», «Лесовички», «Петушок» и других.

Известность и признание пришли к писательнице лишь в конце 1950-х годов, когда ей шёл уже седьмой десяток. В то время были напечатаны два интервью с писательницей: одно - в «Огоньке», другое - в «Вечерней Москве». В «Огоньке» - единственная сохранившаяся фотография Раисы Адамовны в очень преклонном возрасте.



Вверх