Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. Чем окончился скучный вечер

ЧЕМ ОКОНЧИЛСЯ СКУЧНЫЙ ВЕЧЕР
вечером Никита рассматривал картинки в "Ниве" и читал объяснения к картинкам ("Нива" - еженедельный журнал с приложениями. Картинки там были хорошие, я любил рассматривать. - germiones_muzh.). Интересного было мало.
Вот нарисовано: стоит женщина на крыльце с голыми до локтя руками; в волосах у нее - цветы, на плече и у ног - голуби. Через забор скалит зубы какой-то человек с ружьем за плечами.
Самое скучное в этой картинке то, что никак нельзя понять-для чего она нарисована. В объяснении сказано:
"Кто из вас не видал домашних голубей, этих истинных друзей человека? (Далее про голубей Никита пропустил.) Кто поутру не любил бросать зернышки этим птицам? Талантливый немецкий художник, Ганс Вурст, изобразил один из таких моментов. Молодая Эльза, дочь пастора, вышла на крыльцо. Голуби увидели свою любимицу и радостно летят к ее ногам. Посмотрите - один сел на ее плечо, другие клюют из ее руки. Молодой сосед, охотник, любуется украдкой на эту картину".
Никите представилось, что эта Эльза покормит, покормит голубей и делать ей больше нечего - скука. Отец ее, пастор, тоже где-нибудь в комнатке - сидит на стуле и зевает от скуки. А молодой сосед оскалился, точно у него живот болит, да так и пойдет, оскалясь, по дорожке, и ружье у него не стреляет, конечно. Небо на картинке серое и свет солнца - серый.
Никита помуслил карандаш и нарисовал дочери пастора усы.
Следующая картинка изображала вид города Бузулука: верстовой столб и сломанное колесо у дороги, а вдалеке - дощатые домики, церковка и косой дождь из тучи.
Никита зевнул, закрыл "Ниву" и, подпершись, стал слушать.
Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно. Вот затянуло басом - "ууууууууууу",- тянет, хмурится, надув губы. Потом завитком перешло на тонкий, жалобный голос и засвистело в одну ноздрю, мучится до того уж тонко, как ниточка. И снова спустилось в бас и надуло губы.
Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром. Кто-то тяжело прошел за стеной по коридору,- должно быть, истопник, и под лампой нежно зазвенели хрусталики.
Матушка склонила голову над книгой, волосы у нее пепельные, тонкие и вьются на виске, где родинка, как просяное зерно. Время от времени матушка разрезывает листы вязальной спицей (у новых книг листы надо было разрезать по сгибу особым ножом. - germiones_muzh.). Книжка - в кирпичной обложке. Таких книжек у отца в кабинете полон шкаф, все они называются "Вестник Европы". Удивительно, почему взрослые любят все скучное: читать такую книжку - точно кирпич тереть.
На коленях у матушки, положив мокрый свиной носик на лапки, спит ручной еж - Ахилка. Когда люди лягут спать, он, выспавшись за день, пойдет всю ночь топотать по комнате, стучать когтями, похрюкивать, понюхивать по всем углам, заглядывать в мышиные норы.
Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но уютно. А тот, на чердаке, старался, насвистывал: "юу-юу-юу-юу-ю".
- Мама, кто это свистит? - спросил Никита.
Матушка подняла брови, не отрываясь от книги. Аркадий же Иванович, линовавший тетрадку, немедленно, точно того только и ждал, проговорил скороговоркой:
- Когда мы говорим про неодушевленное, то нужно употреблять местоимение что.
"Буууууууууу",- гудело на чердаке. Матушка подняла голову, прислушиваясь, передернула плечами и потянула на них пуховый платок. Еж, проснувшись, задышал носом сердито.
Тогда Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце. Между огромных потолочных балок, засиженных голубями, валяются старые, продранные, с оголенными пружинами стулья, кресла и обломки диванов. На одном таком креслице, у печной трубы, сидит "Ветер": мохнатый, весь в пыли, в паутине. Сидит смирно и, подперев щеки, воет: "Скуууучно". Ночь долгая, на чердаке холодно, а он сидит один-одинешенек и воет.
Никита слез со стула и сел около матушки. Она, ласково улыбнувшись, привлекла Никиту и поцеловала в голову:
- Не пора ли тебе спать, мальчик?
- Нет, еще полчасика, пожалуйста.
Никита прислонился головой к матушкину плечу. В глубине комнаты, скрипнув дверью, появился кот Васька,- хвост кверху, весь вид - кроткий, добродетельный. Разинув розовый рот, он чуть слышно мяукнул. Аркадий Иванович спросил, не поднимая головы от тетрадки:
- По какому делу явился, Василий Васильевич? Васька, подойдя к матушке, глядел на нее зелеными, с узкой щелью, притворными глазами и мяукнул громче. Еж опять запыхтел. Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.
Ветер на чердаке завыл отчаянно. И в это время за окнами раздался негромкий крик, скрип снега, говор голосов. Матушка быстро поднялась со стула. Ахилка, хрюкнув, покатился с колен.
Аркадий Иванович подбежал к окну и, вглядываясь, воскликнул:
- Приехали!
- Боже мой! - проговорила матушка взволнованно.- Неужели это Анна Аполлосовна?.. В такой буран...
Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ними, стуча морозными валенками, вошел ямщик, с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка в белой, мехом наверх, козьей шубке. Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.
Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом:
- Александра Леонтьевна, принимай гостей,- и, подняв руки, начала раскутывать платок.- Не подходи, не подходи, застужу. Ну и дороги у вас, должна я сказать- прескверные... У самого дома в какие-то кусты заехали.
Это была матушкина приятельница, Анна Аполлосовна Бабкина, живущая всегда в Самаре. Сын ее, Виктор, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел исподлобья на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку, сняла с нее меховой капор,- из-под него сейчас же рассыпались светлые, золотистые волосы,- и поцеловала ее.
- Лилечка, приехали.
Девочка вздохнула, открыла синие большие глаза я вздохнула еще раз, просыпаясь.

ВИКТОР И ЛИЛЯ
Никита и Виктор Бабкин проснулись рано утром в Никитиной комнате и, сидя в постелях, насупясь глядели друг на друга.
- Я тебя помню,- сказал Никита.
- И я тебя отлично помню,- сейчас же ответил Виктор,- ты у нас в Самаре был один раз, ты еще тогда уткой с яблоками объелся, тебе касторки дали.
- Ну, этого что-то не помню.
- А я помню.
Мальчики помолчали. Виктор нарочно зевнул. Никита сказал пренебрежительно:
- У меня учитель, Аркадий Иванович, страшно строгий, задушил ученьем. Он какую угодно книжку может прочесть в полчаса.
Виктор усмехнулся.
- Я учусь в гимназии, во втором классе. Вот у нас так строго: меня постоянно без обеда оставляют.
- Ну, это что,- сказал Никита.
- Нет, это тебе не что. Хотя я могу тысячу дней ничего не есть.
- Эх,- сказал Никита.- Ты пробовал?
- Нет, еще не пробовал. Мама не позволяет. Никита зевнул, потянулся:
- А я, знаешь, третьего дня Степку Карнаушкина победил.
- Это кто Степка Карнаушкин?
- Первый силач. Я ему как дал, он - брык. Я ему ножик перочинный подарил с четырьмя лезвиями, а он мне - свинчатку,- я тебе потом покажу.
Никита вылез из постели и не спеша начал одеваться.
- А я одной рукой Макарова словарь поднимаю,- дрожащим от досады голосом проговорил Виктор, но было ясно, что он уже сдается. Никита подошел к изразцовой печи с лежанкой, не касаясь руками, вспрыгнул на лежанку, поджал ногу и спрыгнул на одной ноге на пол.
- Если быстро, быстро перебирать ногами,- можно летать,- сказал он, внимательно поглядев в глаза Виктору.
- Ну, это пустяки. У нас в классе многие летают. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками, где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка, что запотели окна. У стола сидели матушка, Аркадий Иванович и вчерашняя девочка, лет девяти, сестра Виктора, Лиля. Из соседней комнаты было слышно, как Анна Аполлосовна гудела басом: "Дайте мне полотенце".
Лиля была одета в белое платье с голубой шелковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В ее светлых и вьющихся волосах был второй бант, тоже голубой, в виде бабочки.
Никита, подойдя к ней, покраснел и шаркнул ногой. Лиля повернулась на стуле, протянула руку и сказала очень серьезно:
- Здравствуйте, мальчик.
Когда она говорила это, верхняя губа ее поднялась.
Никите показалось, что это не настоящая девочка, до того хорошенькая, в особенности глаза - синие и ярче ленты, а длинные ресницы - как шелковые. Лиля поздоровалась и, не обращая больше на Никиту внимания- взяла обеими руками большую чайную чашку и опустила туда лицо. Мальчики сели к столу рядом. Виктор, оказывается, пил чай, как маленький, согнувшись над чашкой,тянулся в нее длинными губами. Украдкой он подкладывал себе сахар до тех пор, пока в чашке стало густо, тогда томным голосом он попросил разбавить чай водичкой. Толкнув Никиту коленкой, он сказал шепотом:
- Тебе нравится моя сестра? Никита не ответил и залился румянцем.
- Ты с ней осторожнее,- прошептал Виктор,- девчонка постоянно матери жалуется.
Лиля в это время окончила пить чай, вытерла рот салфеточкой, не спеша слезла со стула и, подойдя к Александре Леонтьевне, проговорила вежливо и аккуратно:
- Благодарю вас, тетя Саша.
Потом пошла к окну, влезла с ногами в огромное коричневое кресло и, вытащив откуда-то из кармана коробочку с иголками и нитками, принялась шить. Никита видел теперь только большой бант ее в виде бабочки, два висящие локона и между ними двигающийся кончик чуть-чуть высунутого языка,им Лиля помогает себе шить.
У Никиты были растеряны все мысли. Он начал было показывать Виктору, как можно перепрыгнуть через спинку стула, но Лиля не повернула головы, а матушка сказала:
- Дети, идите шуметь на двор.
Мальчики оделись и вышли на двор. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розоватые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо, только у черного крыльца две собаки, Шарок и Каток, стоя бок о бок и повернув головы, рычали друг на друга. Так они могли рычать, оскалясь и захлебываясь, очень долго, покуда проходящий рабочий не бросит в них рукавицей, тогда они, кашляя от злобы, вставали на дыбки и дрались так, что летела шерсть. Других собак они боялись, ненавидели нищих и по ночам, вместо того чтобы караулить дом, спали под каретником.
- Что же мы будем делать? - спросил Виктор. Никита глядел на косматую недовольную ворону,
летевшую от гумна на скотный двор. Ему не хотелось играть, и было, непонятно почему, грустно. Он предложил было пойти в гостиную на диван и почитать что-нибудь, но Виктор сказал:
- Эх ты, я вижу, тебе с девчонками только играть.
- Почему? - спросил Никита краснея.
- Да уж потому, сам знаешь, почему.
- Вот тоже пристал. Ничего я не знаю. Пойдем к колодцу.
Мальчики пошли к колодцу, куда из отворенных ворот выходили на водопой коровы. Вдалеке Мишка Коряшонок хлопал, как из ружья, огромным пастушьим кнутом и вдруг закричал:
- Баян, Баян, берегись, Никита!
Никита оглянулся. Отделившись от стада, к мальчикам шел Баян, розово-серый длинный бык с широким кудрявым лбом и короткими рогами.
"Му-у",- отрывисто замычал Баян и ударил хвостом себя по боку.
- Виктор, беги! - крикнул Никита и, схватив его за руку, побежал к дому.
Бык рысью тронулся за мальчиками. "Му-ууу!" Виктор оглянулся, закричал, упал в снег и закрыл голову руками. Баян был шагах в пяти. Тогда Никита остановился, стало вдруг горячо от злобы, сорвал шапку, подбежал к быку и шапкой стал бить его по морде:
- Пошел, пошел!
Бык стал, опустил рога. Сбоку подбегал Мишка Коряшонок, щелкая кнутом. Тогда Баян замычал жалобно, повернулся и пошел назад к колодцу. У Никиты от волнения дрожали губы. Он надел шапку и обернулся. Виктор был уже около дома и оттуда махал ему рукой. Никита невольно поглядел на окно - третье слева от крыльца. В окне он увидел два синих удивленных глаза и над ними стоящий бабочкой голубой бант. Лиля, взобравшись на подоконник, глядела на Никиту и вдруг улыбнулась. Никита сейчас же отвернулся. Он больше не оглядывался на окошко. Ему стало весело, он крикнул:
- Виктор, идем с гор кататься, скорее!
Все время до обеда, катаясь с гор, хохоча и "бесясь", Никита краешком мыслей думал:
"Когда буду возвращаться домой и пройду мимо окна,- оглянуться на окно или не оглядываться? Нет, пройду, не оглянусь".

ЕЛОЧНАЯ КОРОБОЧКА
За обедом Никита старался не глядеть на Лилю, хотя, если бы и старался, все равно из этого ничего бы не вышло, потому что между ним и девочкой сидела Анна Аполлосовна в красной бархатной душегрейке и, размахивая руками, разговаривала таким громким и густым голосом, что звенели стекляшки под лампой.
- Нет и нет, Александра Леонтьевна,- гудела она,- учи сына дома. В гимназии такие безобразные беспорядки, что взяла бы директора своими руками да и выгнала за дверь... Виктор,- вдруг воскликнула она,- нечего тебе слушать, что мать говорит про взрослых, ты должен уважать начальство. А возьми-ка ты, Александра Леонтьевна, наших учителей,- олухи царя небесного. Один глупее другого. А учитель географии? Как его фамилия, Виктор?
- Синичкин.
- А я тебе говорю, что не Синичкин, а Синявкин. Так этот учитель до того глуп, что однажды в прихожей, уходя из гостей, взял вместо шапки кошку, которая спала на сундуке, и надел ее на голову... Виктор, как ты держишь вилку и нож?.. Не чавкай... Придвинься ближе к столу... Так вот, Александра Леонтьевна, что бишь я хотела сказать тебе?.. Да: привезла я целый чемодан разной дребедени для елки... Завтра надо заставить детей клеить.
- А по-моему,- сказала матушка,- надо начать клеить сегодня, иначе всего не успеем.
- Ну, делайте, как хотите. А я пойду письма писать. Спасибо, друг мой, за обед.
Анна Аполлосовна вытерла салфеткой губы, с шумом отодвинула стул и пошла в спальню с намерением писать письма, но через минуту в спальне так страшно затрещали пружины кровати, точно на нее повалился слон.
С большого стола в столовой убрали скатерть. Матушка принесла четыре пары ножниц и стала заваривать крахмал. Делалось это так: из углового шкафчика, где помещалась домашняя аптечка, матушка достала банку с крахмалом, насыпала его не больше чайной ложки в стакан, налила туда же ложки две холодной воды и начала размешивать, покуда из крахмала не получилась кашица. Тогда матушка налила в кашицу из самовара крутого кипятку, все время сильно мешая ложкой, крахмал стал прозрачный, как желе,получился отличный клей.
Мальчики принесли кожаный чемодан Анны Аполлосовны и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать: листы золотой бумаги, гладкой и с тиснением, листы серебряной, синей, зеленой и оранжевой бумаги, бристольский картон, коробочки со свечками, с елочными подсвечниками, с золотыми рыбками и петушками, коробку с дутыми стеклянными шариками, которые нанизывались на нитку, и коробку с шариками, у которых сверху была серебряная петелька,- с четырех сторон они были вдавлены и другого цвета, затем коробку с хлопушками, пучки золотой и серебряной канители, фонарики с цветными слюдяными окошечками и большую звезду. С каждой новой коробкой дети стонали от восторга.
- Там еще есть хорошие вещи,- сказала матушка, опуская руки в чемодан,- но их мы пока не будем разворачивать. А сейчас давайте клеить.
Виктор взялся клеить цепи, Никита - фунтики для конфет, матушка резала бумагу и картон. Лиля спросила вежливым голосом:
- Тетя Саша, вы позволите мне клеить коробочку?
- Клей, милая, что хочешь.
Дети начали.работать молча, дыша носами, вытирая крахмальные руки об одежду. Матушка в это время рассказывала, как в давнишнее время елочных украшений не было и в помине и все приходилось делать самому. Были поэтому такие искусники, что клеили,- она сама это видела,- настоящий замок с башнями, с винтовыми лестницами и подъемными мостами. Перед замком было озеро из зеркала, окруженное мхом. По озеру плыли два лебедя, запряженные в золотую лодочку.
Лиля, слушая, работала тихо и молча, только помогала себе языком в трудные минуты. Никита оставил фунтики и глядел на нее. Матушка в это время вышла. Виктор развешивал аршин десять разноцветных цепей на стульях.
- Что вы клеите? - спросил Никита.
Лиля, не поднимая головы, улыбнулась, вырезала из золотой бумаги звездочку и наклеила ее на синюю крышечку.
- Вам для чего эта коробочка? - вполголоса спросил Никита.
- Это коробочка для кукольных перчаток,- ответила Лиля серьезно,- вы мальчик, вы этого не поймете.- Она подняла голову и поглядела на Никиту синими строгими глазами.
Он начал краснеть все гуще и жарче и, наконец, побагровел.
- Какой вы красный,- сказала Лиля,- как свекла. И она опять склонилась над коробочкой. Лицо ее стало лукавым. Никита сидел, точно прилип к стулу. Он не знал, что теперь сказать, и он бы не мог ни за что уйти из комнаты. Девочка смеялась над ним, но он не обиделся и не рассердился, а только смотрел на нее. Вдруг Лиля, не поднимая глаз, спросила его другим голосом, так, точно теперь между ними была какая-то тайна и они об ней говорили:
- Вам нравится эта коробочка? Никита ответил:
- Да. Нравится.
- Мне она тоже очень нравится,- проговорила она и покачала головой, отчего закачались у нее и бант л локоны. Она хотела еще что-то прибавить, но в это время подошел Виктор и, просунув голову между Лилей и Никитой, проговорил скороговоркой:
- Какая коробочка, где коробочка?.. Ну, ерунда, обыкновенная коробочка. Я таких сколько угодно наделаю.
- Виктор, я, честное слово, пожалуюсь маме, что ты мне мешаешь клеить,- проговорила Лиля дрожащим голосом. Взяла клей и бумагу и перенесла на другой конец стола.
Виктор подмигнул Никите.
- Я тебе говорил, с ней надо поосторожнее: ябеда.
Поздно вечером Никита, лежа в темной комнате в постели, закрывшись с головой, спросил из-под одеяла глухим голосом:
- Виктор, ты спишь?
- Нет еще... Не знаю... А что?
- Слушай, Виктор... Я должен тебе сказать страшную тайну... Виктор... Да ты не спи... Виктор, слушай...
- Угум - фюю,- ответил Виктор...

граф АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1882 - 1945. "красный граф" и академик; всепогодный талант)

Упражнение 1.

Из данных глаголов выберите такие, которые в сложноподчинённом предложении с придаточным изяснительным могут использоваться в главном предложении в качестве сказуемого. Составьте 3-4 предложения с этими глаголами.

Говорить, утверждать, думать, примирять, торопиться, соглашаться, преодолевать, находиться, сообщать, информировать, преподавать, вспоминать, пренебрегать, беседовать, приобретать, спешить, отмечать, аннулировать, ликвидировать.


Упражнение 2.

Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, употребляя в главной части глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, предполагать, жалеть . Для связи придаточных и главных частей сложного предложения используйте разные союзы и союзные слова. Постройте горизонтальные схемы этих предложений.

Упражнение 3.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя и объясняя знаки препинания.

Я никому (н..) поверю что есть на нашей земле места скучные и (н..) дающие никакой пищи н.. глазу н.. слуху н.. воображению н.. человеческой мысли. Только исследуя какой-нибудь клоч..к нашей страны можно понять как она хороша и как мы сердцем пр..вязаны к каждой её тропинке роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.
(К. Паустовский)


Упражнение 4.

Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.

1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.

Упражнение 5.

Запишите высказывания русского поэта Н. Гумилёва. Сделайте пунктуационный разбор предложений, подчеркните грамматические основы. Сколько придаточных предложений во 2-м абзаце? Каково их значение? Составьте схемы сложноподчинённых предложений из этого абзаца.

Поэзия для человека - один из способов выражения своей личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия...
...Поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель. Ему надо, чтобы всем «была звёздная книга ясна» и «с ним говорила морская волна».


Упражнение 6.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, слова каких частей речи поясняются придаточными изъяснительными. Определите, что является общим для всех этих предложений и чем они отличаются.

1) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? (А. Пушкин) 2) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. (М. Лермонтов) 3) Тогда Никите представилось как на холодном, тёмном чердаке нанесло снегу. (А. Толстой) 4) Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. (Н.Асеев) 5) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. (К. Паустовский) 6) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом. (Р. Рождественский) 7) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговаривать Нина то (же) молчала. (К. Симонов) 8) И она уже думает, как (бы) дожить до Михайлова дня. (Ю. Казаков) 9) Собаки услышав что кто (то) идёт с лаем бросились к нам (на) встречу. (В. Арсеньев)


Упражнение 7.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать пре¬красна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разо¬брать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)

Упражнение 8.

Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточного предложения. Объясните, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в этих примерах.

1) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен. 2) Кто другому яму роет тот сам в неё попадёт. 3) Тот хорош у кого родилась рожь. 4) Тот кто ожёгся на молоке дует на холодную воду. 5) Кто землю лелеет того земля жалеет. 6) Дружи с тем кто лучше тебя самого. 7) Кто не сеет тот и не жнёт. 8) Кто спит весной тот плачет зимой. 9) Каково лето таково и сено. 10) С кем поведёшься от того и наберёшься. 11) Кто знает аз да буки тому и книги в руки. 12) Кто хвалится тот с горы свалится. 13) Кто смешлив тот слезлив. 14) Не ошибается тот кто ничего не делает. 15) Успевает тот кто время бережёт. 16) Тот кто много читает много знает. 17) Каков привет таков и ответ.

Упражнение 9.

Передайте содержание следующих высказываний, пользуясь косвенной речью. Какие глаголы можно использовать в главном предложении? Составьте схему 3-го предложения. Чем является в нём союзное слово?

1) Литература есть сознание народа, цвет и плоть его духовной жизни. (Б. Белинский) 2) Пушкин первый почувствовал, что литература - национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце... (М. Горький) 3) Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (А Островский) 4. Поэзия - это вершина прозы. (В. Соколов)

Упражнение 10.

Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Проследите, что меняется в предложениях при замене прямой речи косвенной.

1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов - это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец - добрый малый», - промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)

Упражнение 11.

Преобразуйте каждое сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным:

В бессоюзное предложение;
- в простое предложение с распространённым дополнением;
- в предложение с прямой речью;
- в предложение с вводной конструкцией.

1) Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хо¬чет видеть скорее хозяина. (М.Горький) 2) Я решил разузнать у мальчишек, что это за странный человек. (К. Паустовский) 3) Он уверял меня, что в море бывает две весны. (К. Паустовский) 4) Ты давеча сказал, что у меня лицо не совсем свежо, измято. (И. Гончаров)

Упражнение 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схему последнего предложения. В чём особенность его строения?

Нависшие на ветвях пышные комья снега д..вили их (к) низу предавая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с в..ршины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задавала за другие ветви. Снег розовел на солнце и с.нел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжестве(н, нн)ого холодного безмолвия и мне к..залось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.
(А. Куприн)

Упражнение 13.

Укажите, какие союзы и союзные слова вводят изъяснительную придаточную часть.

1) Скажите мне, кого мы тут ждем. (Я Каверин.) 2) Я должен знать, на что ты собираешься истратить эту сумму. (В. Катаев.) 3) Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (В. Катаев.) 4) Я терпеливо ждал, когда поплавок вздрогнег и пойдет в зеленую речную глубину. (К. Паустовский) 5) Я давно угадал, что мы сердцем родня (А Фет.) 6) Антошка попросил Наташу, чтобы она подняла его высоко на руки. (А Платонов.) 7) Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью. (А Чехов.) 8) Он боялся, что ему как художнику не удается проявить все силы души. (В. Каверин.)

Упражнение 14.

Составьте сложные предложения, используя разные подчинительные союзы и союзные слова. Определите, различаются ли оттенками значений получившиеся синтаксические конструкции. Сделайте вывод.

1) Только теперь мне стало ясно, зачем (когда, где, как) они собирали грибы. 2) Он не понимал, что (почему, когда, где, какая) девочка смеялась. 3) Кирилл почувствовал, как (что, будто) холодеет его лицо. 4) Никите представилось, как (что, будто) на только что покрашенную крышу дома нанесло снегу. 5) Дети чувствуют, что (когда, как) их любят.

Упражнение 15.

Исправьте грамматические ошибки и запишите получившиеся предложения.

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. 2) Прохожий спросил, что где находится библиотека. 3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле. 4) Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. 5) Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. 6) Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.

Тест по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»

1. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

1) падежные вопросы
2) вопросы определения
3) падежные и вопросы определения
4) вопросы обстоятельства

2. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?

1) с помощью союзных слов
2) с помощью частицы ли
3) с помощью союзов
4) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли

3. Место придаточного изъяснительного по отношению к главному

1) после главного предложения
2) в середине предложения
3) перед главным
4) любая позиция по отношению к главному

4. Укажите ложное высказывание:

1) изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния
2) без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл
3) изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов
4) изъяснительное придаточное относится только к глаголам

5. Найдите предложение, соответствующее схеме […., (что), ]

1) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
2) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники
3) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
4) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.

6. Укажите СПП с придаточным изъяснительным

1) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
2) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
3) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
4) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.

7. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
2) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
3) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
4) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

8. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
3) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
4) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

9. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
2) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
3) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
4) Настало время, когда я решил отправиться в путь.

10. Определите предложение с придаточным изъяснительным:

1) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
2) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
3) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
4) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

11. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

1) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
2) Говорили, будто его видели в городе.
3) И послышалось мне, будто снег скрипит.
4) Непонятно, откуда берётся эта пыль.

12. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении союза.

1) Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.
2) Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.
3) Никита при жизни отца не знал, любит ли его.
4) Никто не знал, откуда появилась эта девушка.

13. Какая характеристика предложения верна:

Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них

1) ССП;
2) простое;
3) СПП с придаточным определительным;
4) СПП с придаточным изъяснительным;

14. Определите средство связи придаточной изъяснительной части с главной в сложноподчиненных предложениях.

1) Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М. Громов).
2) Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С. Голицын).

А. Союз.
Б. Союзное слово.

15. Докажите принадлежность слова что к союзу или к союзному слову.

Юморески Антоши Чехонте по жанру и форме похожи на то, что изо дня в день печаталось в «Стрекозе», «Будильнике» и «Осколках» (М. Громов).

1) ЧТО - союз, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения; членом предложения не является.
2) ЧТО - союзное слово, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения, являясь при этом членом предложения (подлежащим в придаточной части), и выражено относительным местоимением.

16. Определите вид придаточной части, средство связи придаточной части с главной. К чему относится придаточная часть?

Мне верить хочется, что сердце не игрушка... (Н. Заболоцкий).

1) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством союзного слова.
2) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством функционального союза.

Страница 5 из 21

Повесть: Детство Никиты

ЧЕМ ОКОНЧИЛСЯ СКУЧНЫЙ ВЕЧЕР

Вечером Никита рассматривал картинки в «Ниве» и читал объяснения к картинкам. Интересного было мало.
Вот нарисовано: стоит женщина на крыльце с голыми до локтя руками; в волосах у нее – цветы, на плече и у ног – голуби. Через забор скалит зубы какой-то человек с ружьем за плечами.
Самое скучное в этой картинке то, что никак нельзя понять-для чего она нарисована. В объяснении сказано:
«Кто из вас не видал домашних голубей, этих истинных друзей человека? (Далее про голубей Никита пропустил.) Кто поутру не любил бросать зернышки этим птицам? Талантливый немецкий художник, Ганс Вурст, изобразил один из таких моментов. Молодая Эльза, дочь пастора, вышла на крыльцо. Голуби увидели свою любимицу и радостно летят к ее ногам. Посмотрите – один сел на ее плечо, другие клюют из ее руки. Молодой сосед, охотник, любуется украдкой на эту картину».
Никите представилось, что эта Эльза покормит, покормит голубей и делать ей больше нечего – скука. Отец ее, пастор, тоже где-нибудь в комнатке – сидит на стуле и зевает от скуки. А молодой сосед оскалился, точно у него живот болит, да так и пойдет, оскалясь, по дорожке, и ружье у него не стреляет, конечно. Небо на картинке серое и свет солнца – серый.
Никита помуслил карандаш и нарисовал дочери пастора усы.
Следующая картинка изображала вид города Бузулука: верстовой столб и сломанное колесо у дороги, а вдалеке – дощатые домики, церковка и косой дождь из тучи.
Никита зевнул, закрыл «Ниву» и, подпершись, стал слушать.
Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно. Вот затянуло басом – «ууууууууууу», – тянет, хмурится, надув губы. Потом завитком перешло на тонкий, жалобный голос и засвистело в одну ноздрю, мучится до того уж тонко, как ниточка. И снова спустилось в бас и надуло губы.
Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром. Кто-то тяжело прошел за стеной по коридору, – должно быть, истопник, и под лампой нежно зазвенели хрусталики.
Матушка склонила голову над книгой, волосы у нее пепельные, тонкие и вьются на виске, где родинка, как просяное зерно. Время от времени матушка разрезывает листы вязальной спицей. Книжка – в кирпичной обложке. Таких книжек у отца в кабинете полон шкаф, все они называются «Вестник Европы». Удивительно, почему взрослые любят все скучное: читать такую книжку – точно кирпич тереть.
На коленях у матушки, положив мокрый свиной носик на лапки, спит ручной еж – Ахилка. Когда люди лягут спать, он, выспавшись за день, пойдет всю ночь топотать по комнате, стучать когтями, похрюкивать, понюхивать по всем углам, заглядывать в мышиные норы.
Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но уютно. А тот, на чердаке, старался, насвистывал: «юу-юу-юу-юу-ю».
– Мама, кто это свистит? – спросил Никита.
Матушка подняла брови, не отрываясь от книги. Аркадий же Иванович, линовавший тетрадку, немедленно, точно того только и ждал, проговорил скороговоркой:
– Когда мы говорим про неодушевленное, то нужно употреблять местоимение что.
«Буууууууууу», – гудело на чердаке. Матушка подняла голову, прислушиваясь, передернула плечами и потянула на них пуховый платок. Еж, проснувшись, задышал носом сердито.
Тогда Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце. Между огромных потолочных балок, засиженных голубями, валяются старые, продранные, с оголенными пружинами стулья, кресла и обломки диванов. На одном таком креслице, у печной трубы, сидит «Ветер»: мохнатый, весь в пыли, в паутине. Сидит смирно и, подперев щеки, воет: «Скуууучно». Ночь долгая, на чердаке холодно, а он сидит один-одинешенек и воет.
Никита слез со стула и сел около матушки. Она, ласково улыбнувшись, привлекла Никиту и поцеловала в голову:
– Не пора ли тебе спать, мальчик?
– Нет, еще полчасика, пожалуйста.
Никита прислонился головой к матушкину плечу. В глубине комнаты, скрипнув дверью, появился кот Васька, – хвост кверху, весь вид – кроткий, добродетельный. Разинув розовый рот, он чуть слышно мяукнул. Аркадий Иванович спросил, не поднимая головы от тетрадки:
– По какому делу явился, Василий Васильевич? Васька, подойдя к матушке, глядел на нее зелеными, с узкой щелью, притворными глазами и мяукнул громче. Еж опять запыхтел. Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.
Ветер на чердаке завыл отчаянно. И в это время за окнами раздался негромкий крик, скрип снега, говор голосов. Матушка быстро поднялась со стула. Ахилка, хрюкнув, покатился с колен.
Аркадий Иванович подбежал к окну и, вглядываясь, воскликнул:
– Приехали!
– Боже мой! – проговорила матушка взволнованно. – Неужели это Анна Аполлосовна?.. В такой буран…
Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ними, стуча морозными валенками, вошел ямщик, с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка в белой, мехом наверх, козьей шубке. Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.
Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом:
– Александра Леонтьевна, принимай гостей, – и, подняв руки, начала раскутывать платок. – Не подходи, не подходи, застужу. Ну и дороги у вас, должна я сказать – прескверные… У самого дома в какие-то кусты заехали.
Это была матушкина приятельница, Анна Аполлосовна Бабкина, живущая всегда в Самаре. Сын ее, Виктор, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел исподлобья на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку, сняла с нее меховой капор, – из-под него сейчас же рассыпались светлые, золотистые волосы, – и поцеловала ее.
– Лилечка, приехали.
Девочка вздохнула, открыла синие большие глаза я вздохнула еще раз, просыпаясь.


Упражнение 111
Глядя на картину, представляешь чувства, которые наполняют сердца людей. Каждая деталь картины передает радостные ощущения местных жителей. Особенно поражает светлое голубое небо, какое может быть только в хорошую, солнечную погоду. После просмотра этой картины появляется то чувство, какое испытываешь в беззаботном детстве, когда нет никаких проблем, забот и волнений.
Упражнение 112
Выяснилось, что кладка Храма типична для греко-бактрийской архитектуры. Брат сказал, что похлопочет о разрешении жить в Петербурге. Мы ждем, когда ты признаешь свою вину. Он не ответил, что собирается делать с кладом. Куда мы отправимся, мы ещё не решили.
Упражнение 113
Я давно знал, где спрятаны древние сокровища. Я давно знал, куда родители собирались уехать в командировку. Я давно знал, откуда к нам приехала учительница по математике. Я давно знал, что брат с сестрой обманывают меня. Я давно знал, когда мне купят компьютер.
Я давно знал, сколько надо тренироваться для победы на спортивных соревнованиях.
Я давно знал, какой вопрос мне зададут на собеседовании.
Ученик подробно расспросил, что нужно выучить к зачету.
Ученик подробно расспросил, как будет проходить общешкольная олимпиада по географии.
Ученик подробно расспросил, зачем вызывали его родителей. Ученик подробно расспросил, почему его не допустили до экзамена.
Ученик подробно расспросил, чтобы в следующий раз так не ошибиться.
Ученик подробно расспросил, чья очередь убираться в классе.
Упражнение 114
Мама волнуется, почему никто не позвонил ей. [- =], (почему...).
Охотники наконец-то увидели, кого испугались гончие. [- =], (кого...).
Никто из моих подруг не заметил, что я изменила прическу. [- =], (что...).
Родители учили нас стремиться к намеченной цели, чтобы мы выросли ответственными и надёжными людьми. [- =], (чтобы...).
Мы и не предполагали, что наш Павел станет директором школы. [-=Ичто...).
Во дворе все жалели малыша, чтобы он не расплакался от боли. [- =],(что...).
Упражнение 115
Знаете ли вы, что страшнее - гром или молния? Знаете ли вы, что в Антарктиде зимой столбик термометра опускается почти до цифры 90?
Знаете ли вы, что от Земли до Солнца 149 600 ООО километров?
Тип придаточных - изъяснительные.
Упражнение 116
глаг
1) Ты догадался, мой читатель, с кем бился доблестный Руслан?
глаг.
2) Хочу, чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. 3) То-
глаг.
гда Никите представилось, как на холодном, темном чердаке нанесло снегу. 4) Мы все любили его за то, что он не похож на всех. 5) Я не мог "представить, чтобы экваториальное небо бывало хоть когда-
глаг. глаг.
нибудь серым. 6) А мы не удивляемся и помним, как величаво входит
_ сущ- « у сущ. I у _
в каждый день обыденность, похожая на подвиг, и подвиг, ставшим
_ _ деепр.
будничным трудом. 7) За чаем, видя, что отцу не хочется разговари-
г лиг.
вать, Нина тоже молчала. 8) И она уже думает, как бы дожить до
деепр.
Михайлова дня. 9) Собаки, услышав, что кто-то идет, с лаем бросились к нам навстречу,
Вдохновенный - проникнутый вдохновением, исполненный вдох-новением. (Вдохновение - творческий подъём.)
Экваториальный - расположенный в тропиках.
Правило о том, что слова с частицами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.
Не с глаголами пишется раздельно.
Обособлены: обращение (мой читатель); причастный оборот (похожая на подвиг); деепричастный оборот (услышав).
Упражнение 117
1) 1 Я пришел, сестрица, узнать от вас, 2не надобно ли вам чего- нибудь.
Повеств., невосклиц.


что?
-4., (ли).
Задумал я узнать, прекрасна ли земля.
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным, соединены союзом ли.
что? х Г" у
, (ЛИ).
1 Я долго не мог разобрать.2есть ли кто-нибудь в хате.
Повеств., невосклиц.
Главная часть - № 1; придаточная - № 2.
Сложноподчиненное предложение с изъяснительным придаточным, соединены союзом ли.
что? X I " ty
,(ли). Упражнение 118
1) Самым дорогим кажется то, во что твой труд вложен. 2) Кто ДРУГОМУ яму роет, тот ещ в неё попадет. 3) Тот хорош, у.кого роди-лась рожь. 4) Тот, кто ожегся на молоке, дует на холодную воду. 5) Кто землю лелеет, того земля жалеет. 6) Дружи с тем, кто лучше тебя самого. 7) Кто не сеет, тот и не жнет. 8) Кто спит весной, тот плачет зимой. 9) Каково лето, таково и сено. 10) С кем поведешься, QTjroroи наберешься. 11) Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. 12) Кто хвалится, тот с горы свалится. 13) Кто смешлив, тот слезлив. 14) Не ошибается тот, кто ничего не делает. 15) Успевает тот, кто время бережет. 16) Тот, кто много читает, много знает. 17) Каков привет, таков и ответ.
Местоимения выполняют роль подлежащего.
С кем поведешься, от того и наберешься. Эта пословица о том, что при общении людей какие-то качества одного человека переходят к другому. Это надо учитывать при выборе друзей, ведь если общаться с плохими людьми, сам человек становится таким же.
ДорогН, ЛучиййП, бмеиМиїД, блезйиД, fopoflQ
Самым дорогим - имя прилагательное. Признак предмета.
Н. ф. - дорогой.
Качеств.
Полная форма, превосх. ст. ср., ед. ч., ср. р., Т. п.
То (что делает?) кажется самым дорогим.
Хорош - имя прилагательное. Признак предмета.
Н. ф. -хороший.
Качеств.
Краткая форма, ед. ч., м. р.
Тот (каков?) мшош.
На холодную- имя прилагательное. Признак предмета.
Н. ф.-холодный.
Качеств.
Полная форма, ед. ч., ж. р., В. п.
На воду (какую?) холодную.
Лучше- имя прилагательное. Признак предмета.
Н.ф.-люроший.
Качеств.
Прост., сравн. ст.
Кто (каков?) лучше.
Смешлив - имя прилагательное. Признак предмета.
Н. ф. - смешливый.
Качеств.
Кратк. форма, ед. ч., м. р.
Кто (каков?) смешлив.
слышно ли про Аксинью. 4) Коля подумал, почему это рядом с оленьим следом вьется ровной цепочкой лисий.
При преобразовании прямой речи в косвенную меняется характер высказывания, его эмоциональность.
Упражнение 120
План
Кисти какого художника принадлежит эта картина.
Место действия картины - опушка леса, время - зима.
Передний план - группа военных.
Описание людей - одежда, возраст, позы.
Смысл названия, отражение этого в поведении солдат. Радость оттого, что остались в живых.
ВаШи ощущения, эмоции, впечатления, может быть, воспоминания о рассказах старших (бабушек и дедушек).
Упражнение 121
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хочет видеть скорее хозяина.
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой, он хотел видеть скорее хозяина.
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и хотел видеть скорее хозяина.
Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и думал: «Я хочу видеть хозяина».
Гаврила, (он чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой) хотел видеть скорее хозяина.
Я решил разузнать у мальчишек, что это за странный человек. Я решил разузнать у мальчишек об этом странном человеке: он
заинтересовал меня.
Я решил разузнать у мальчишек об этом странном человеке. «Что это за странный человек?» - решил я разузнать у мальчишек.
Об этом странном человеке (он очень заинтересовал меня) я решил разузнать у мальчишек.
Он уверял меня, что в море бывает две весны.
Он уверял меня: в море бывает две весны.
Он рассказывал мне о двух веснах в море.
Он уверял меня: «В море бывает две весны».
В море, как он уверял меня, бывает две весны.
Ты давеча сказал, что у меня лицо не совсем свежо, измято.
Лицо у меня не совсем свежо, измято, сказал мне ты давеча.
Ты давеча говорил о моем не совсем свежем, измятом лице.
Ты давеча сказал: «У тебя лицо не совсем свежо, измято».
По твоим словам, у меня лицо не совсем свежо, измято.
Давеча (нареч.) - недавно, незадолго до момента разговора.
Упражнение 122
Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их книзу, придавая им чудесный, праздничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось, как она, падая, с легким треском задевала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжественного холодного безмолвия, и мне казалось, что я чувствую, как время медленно и бесшумно проходит мимо меня. что? что?

И,(что),(как).
Предложение сложное, с разными видами связи. Первое предло-жение связано со вторым сочинительной связью при помощи союза и; второе связано с третьим подчинительной связью при помощи союза что, а с четвертым - подчинительной связью при помощи союза как. Придавая - деепричастие. Добавочное действие.
Образовано от глагола - придавать.
Несов. вид.
Давили (как?) предавая.
Падая - деепричастие. Добавочное действие.
Образовано от глагола - падать.
Несов. вид.
Задевала (когда?) падая.
Комья - 5 букв
- 2 слога
[к] - согл., глух., тв., непарн.
- гласн., уд.
[м"] - согл., звонк., мягк., непарн. - согл., звонк., мягк., непарн. [ь] - гласн., безуд.
5 звуков
Чувствую - 8 букв - 3 слога [V] - согл., глух., мягк., непарн. [у] - гласн., уд.
[с] - согл., глух., тв., парн. (з/с) [т] - согл., глух., тв., парн. (д/т) [в] - согл., звонк., тв., парн. (в/ф) [у] - гласн., безуд. - согл., звонк., мягк., непарн. [у] - гласн., безуд. [м] - согл., звонк., тв., сонорн. [н] - согл., звонк., тв., сонорн. [ъ] - гласн., безуд.
С тех пор изучение сих записок заняло меня исключительно, ибо увидел я возможность извлечь из них повествование стройное, любопытное и поучительное.
почему?
, (ибо). Причины.
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нем с неуважением.
при каком условии? X I ^
, (если). Условия.
Боливар - мужская широкополая шляпа, бывшая в моде до 20-х годов XIX века.
Брегет - старинные карманные часы с боем, отличавшиеся большой точностью и показывавшие числа месяца. Дабы (устар.) - чтобы.
Я - союз. Служит для связи однородных членов предложения. (С тетрадью и чернильницей.)
Сочинит.
Простой.
Лишь - частица. Вносит доп. оттенок ограничения.
Модальная.
С - предлог. Объясниться с ним.
Прост.
.3. Непроизв.

Положив мокрый свиной носик на лапки, спит ручной еж - Ахилка. Когда люди лягут спать, он, выспавшись за день, пойдет всю ночь топотать по комнате, стучать когтями, похрюкивать, понюхивать по всем углам, заглядывать в мышиные норы.

Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как мешал печь. В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. Было скучновато, но уютно. А тот, на чердаке, старался, насвистывал: «юу-юу-юу-юу-ю».

Мама, кто это свистит? - спросил Никита.

Матушка подняла брови, не отрываясь от книги. Аркадий же Иванович, линовавший тетрадку, немедленно, точно того только и ждал, проговорил скороговоркой:

Когда мы говорим про неодушевленное, то нужно употреблять местоимение что.

«Буууууууууу», - гудело на чердаке. Матушка подняла голову, прислушиваясь, передернула плечами и потянула на них пуховый платок. Еж, проснувшись, задышал носом сердито.

Тогда Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце. Между огромных потолочных балок, засиженных голубями, валяются старые, продранные, с оголенными пружинами стулья, кресла и обломки диванов. На одном таком креслице, у печной трубы, сидит «Ветер»: мохнатый, весь в пыли, в паутине. Сидит смирно и, подперев щеки, воет: «Скуууучно». Ночь долгая, на чердаке холодно, а он сидит один-одинешенек и воет.

Никита слез со стула и сел около матушки. Она, ласково улыбнувшись, привлекла Никиту и поцеловала в голову:

Не пора ли тебе спать, мальчик?

Нет, еще полчасика, пожалуйста.

Никита прислонился головой к матушкину плечу. В глубине комнаты, скрипнув дверью, появился кот Васька, - хвост кверху, весь вид - кроткий, добродетельный. Разинув розовый рот, он чуть слышно мяукнул. Аркадий Иванович спросил, не поднимая головы от тетрадки:

По какому делу явился, Василий Васильевич? Васька, подойдя к матушке, глядел на нее зелеными, с узкой щелью, притворными глазами и мяукнул громче. Еж опять запыхтел. Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.

Ветер на чердаке завыл отчаянно. И в это время за окнами раздался негромкий крик, скрип снега, говор голосов. Матушка быстро поднялась со стула. Ахилка, хрюкнув, покатился с колен.

Аркадий Иванович подбежал к окну и, вглядываясь, воскликнул:

Приехали!

Боже мой! - проговорила матушка взволнованно. - Неужели это Анна Аполлосовна?.. В такой буран…

Через несколько минут Никита, стоя в коридоре , увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке, вся запорошенная снегом. Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. За ними, стуча морозными валенками, вошел ямщик, с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. На руках у него лежала девочка в белой, мехом наверх, козьей шубке. Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.

Войдя, высокая женщина воскликнула громким басом:

Александра Леонтьевна, принимай гостей, - и, подняв руки, начала раскутывать платок. - Не подходи, не подходи, застужу. Ну и дороги у вас, должна я сказать - прескверные… У самого дома в какие-то кусты заехали.

Это была матушкина приятельница, Анна Аполлосовна Бабкина, живущая всегда в Самаре. Сын ее, Виктор, ожидая, когда с него снимут башлык, глядел исподлобья на Никиту. Матушка приняла у кучера спящую девочку, сняла с нее меховой капор, - из-под него сейчас же рассыпались светлые, золотистые волосы, - и поцеловала ее.

Лилечка, приехали.

Девочка вздохнула, открыла синие большие глаза я вздохнула еще раз, просыпаясь.

ВИКТОР И ЛИЛЯ

Никита и Виктор Бабкин проснулись рано утром в Никитиной комнате и, сидя в постелях, насупясь глядели друг на друга.

Я тебя помню, - сказал Никита.

И я тебя отлично помню , - сейчас же ответил Виктор, - ты у нас в Самаре был один раз, ты еще тогда уткой с яблоками объелся, тебе касторки дали.

Ну, этого что-то не помню.

А я помню.

Мальчики помолчали. Виктор нарочно зевнул. Никита сказал пренебрежительно:

У меня учитель, Аркадий Иванович, страшно строгий, задушил ученьем. Он какую угодно книжку может прочесть в полчаса.

Виктор усмехнулся.

Я учусь в гимназии, во втором классе. Вот у нас так строго: меня постоянно без обеда оставляют.

Ну, это что, - сказал Никита.

Нет, это тебе не что. Хотя я могу тысячу дней ничего не есть.

Эх, - сказал Никита. - Ты пробовал?

Нет, еще не пробовал. Мама не позволяет. Никита зевнул, потянулся:

А я, знаешь, третьего дня Степку Карнаушкина победил.

Это кто Степка Карнаушкин?

Первый силач. Я ему как дал, он - брык. Я ему ножик перочинный подарил с четырьмя лезвиями, а он мне - свинчатку, - я тебе потом покажу.

Никита вылез из постели и не спеша начал одеваться.

А я одной рукой Макарова словарь поднимаю, - дрожащим от досады голосом проговорил Виктор, но было ясно, что он уже сдается. Никита подошел к изразцовой печи с лежанкой, не касаясь руками, вспрыгнул на лежанку, поджал ногу и спрыгнул на одной ноге на пол.

Если быстро, быстро перебирать ногами, - можно летать, - сказал он, внимательно поглядев в глаза Виктору.

Ну, это пустяки. У нас в классе многие летают. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками, где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка, что запотели окна. У стола сидели матушка, Аркадий Иванович и вчерашняя девочка, лет девяти, сестра Виктора, Лиля. Из соседней комнаты было слышно, как Анна Аполлосовна гудела басом: «Дайте мне полотенце».

Лиля была одета в белое платье с голубой шелковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В ее светлых и вьющихся волосах был второй бант , тоже голубой, в виде бабочки.

Никита, подойдя к ней, покраснел и шаркнул ногой. Лиля повернулась на стуле, протянула руку и сказала очень серьезно:

Здравствуйте, мальчик.

Когда она говорила это, верхняя губа ее поднялась.

Никите показалось, что это не настоящая девочка, до того хорошенькая, в особенности глаза - синие и ярче ленты, а длинные ресницы - как шелковые. Лиля поздоровалась и, не обращая больше на Никиту внимания, взяла обеими руками большую чайную чашку и опустила туда лицо. Мальчики сели к столу рядом. Виктор, оказывается, пил чай, как маленький, согнувшись над чашкой, тянулся в нее длинными губами. Украдкой он подкладывал себе сахар до тех пор, пока в чашке стало густо, тогда томным голосом он попросил разбавить чай водичкой. Толкнув Никиту коленкой, он сказал шепотом:

Тебе нравится моя сестра? Никита не ответил и залился румянцем.

Ты с ней осторожнее, - прошептал Виктор, - девчонка постоянно матери жалуется.

Лиля в это время окончила пить чай, вытерла рот салфеточкой, не спеша слезла со стула и, подойдя к Александре Леонтьевне, проговорила вежливо и аккуратно:

Благодарю вас, тетя Саша.

Потом пошла к окну, влезла с ногами в огромное коричневое кресло и, вытащив откуда-то из кармана коробочку с иголками и нитками, принялась шить. Никита видел теперь только большой бант ее в виде бабочки, два висящие локона и между ними двигающийся кончик чуть-чуть высунутого языка, им Лиля помогает себе шить.

У Никиты были растеряны все мысли. Он начал было показывать Виктору, как можно перепрыгнуть через спинку стула , но Лиля не повернула головы, а матушка сказала:

Дети, идите шуметь на двор.

Мальчики оделись и вышли на двор. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розоватые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же теплым светом. Было необыкновенно тихо, только у черного крыльца две собаки, Шарок и Каток, стоя бок о бок и повернув головы, рычали друг на друга. Так они могли рычать, оскалясь и захлебываясь, очень долго, покуда проходящий рабочий не бросит в них рукавицей, тогда они, кашляя от злобы, вставали на дыбки и дрались так, что летела шерсть. Других собак они боялись, ненавидели нищих и по ночам, вместо того чтобы караулить дом, спали под каретником.

Что же мы будем делать? - спросил Виктор. Никита глядел на косматую недовольную ворону, летевшую от гумна на скотный двор. Ему не хотелось играть, и было, непонятно почему, грустно. Он предложил было пойти в гостиную на диван и почитать что-нибудь, но Виктор сказал:

Эх ты, я вижу, тебе с девчонками только играть.

Почему? - спросил Никита краснея.

Да уж потому, сам знаешь, почему.

Вот тоже пристал. Ничего я не знаю. Пойдем к колодцу.

Мальчики пошли к колодцу, куда из отворенных ворот выходили на водопой коровы. Вдалеке Мишка Коряшонок хлопал, как из ружья, огромным пастушьим кнутом и вдруг закричал:

Баян, Баян, берегись, Никита!

Никита оглянулся. Отделившись от стада , к мальчикам шел Баян, розово-серый длинный бык с широким кудрявым лбом и короткими рогами.

«Му-у», - отрывисто замычал Баян и ударил хвостом себя по боку.

Виктор, беги! - крикнул Никита и, схватив его за руку, побежал к дому.

Бык рысью тронулся за мальчиками. «Му-ууу!» Виктор оглянулся, закричал, упал в снег и закрыл голову руками. Баян был шагах в пяти. Тогда Никита остановился, стало вдруг горячо от злобы, сорвал шапку, подбежал к быку и шапкой стал бить его по морде:

Пошел, пошел!

Бык стал, опустил рога. Сбоку подбегал Мишка Коряшонок, щелкая кнутом. Тогда Баян замычал жалобно, повернулся и пошел назад к колодцу. У Никиты от волнения дрожали губы. Он надел шапку и обернулся. Виктор был уже около дома и оттуда махал ему рукой. Никита невольно поглядел на окно - третье слева от крыльца. В окне он увидел два синих удивленных глаза и над ними стоящий бабочкой голубой бант. Лиля, взобравшись на подоконник, глядела на Никиту и вдруг улыбнулась. Никита сейчас же отвернулся. Он больше не оглядывался на окошко. Ему стало весело, он крикнул:

Виктор, идем с гор кататься, скорее!

Все время до обеда, катаясь с гор, хохоча и «бесясь», Никита краешком мыслей думал:

«Когда буду возвращаться домой и пройду мимо окна, - оглянуться на окно или не оглядываться? Нет, пройду, не оглянусь».

ЕЛОЧНАЯ КОРОБОЧКА

За обедом Никита старался не глядеть на Лилю, хотя, если бы и старался, все равно из этого ничего бы не вышло, потому что между ним и девочкой сидела Анна Аполлосовна в красной бархатной душегрейке и, размахивая руками, разговаривала таким громким и густым голосом, что звенели стекляшки под лампой.

Нет и нет, Александра Леонтьевна, - гудела она, - учи сына дома. В гимназии такие безобразные беспорядки, что взяла бы директора своими руками да и выгнала за дверь… Виктор, - вдруг воскликнула она, - нечего тебе слушать, что мать говорит про взрослых, ты должен уважать начальство. А возьми-ка ты, Александра Леонтьевна, наших учителей, - олухи царя небесного. Один глупее другого. А учитель географии? Как его фамилия , Виктор?

Синичкин.

А я тебе говорю, что не Синичкин, а Синявкин. Так этот учитель до того глуп, что однажды в прихожей, уходя из гостей, взял вместо шапки кошку, которая спала на сундуке, и надел ее на голову… Виктор, как ты держишь вилку и нож?.. Не чавкай… Придвинься ближе к столу… Так вот, Александра Леонтьевна, что бишь я хотела сказать тебе?.. Да: привезла я целый чемодан разной дребедени для елки… Завтра надо заставить детей клеить.

А по-моему, - сказала матушка, - надо начать клеить сегодня, иначе всего не успеем.

Ну, делайте, как хотите. А я пойду письма писать. Спасибо, друг мой, за обед.

Анна Аполлосовна вытерла салфеткой губы, с шумом отодвинула стул и пошла в спальню с намерением писать письма, но через минуту в спальне так страшно затрещали пружины кровати, точно на нее повалился слон.

С большого стола в столовой убрали скатерть. Матушка принесла четыре пары ножниц и стала заваривать крахмал. Делалось это так: из углового шкафчика, где помещалась домашняя аптечка, матушка достала банку с крахмалом, насыпала его не больше чайной ложки в стакан, налила туда же ложки две холодной воды и начала размешивать, покуда из крахмала не получилась кашица. Тогда матушка налила в кашицу из самовара крутого кипятку, все время сильно мешая ложкой, крахмал стал прозрачный, как желе, получился отличный клей.

Мальчики принесли кожаный чемодан Анны Аполлосовны и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать: листы золотой бумаги, гладкой и с тиснением, листы серебряной, синей, зеленой и оранжевой бумаги , бристольский картон, коробочки со свечками, с елочными подсвечниками, с золотыми рыбками и петушками, коробку с дутыми стеклянными шариками, которые нанизывались на нитку, и коробку с шариками, у которых сверху была серебряная петелька, - с четырех сторон они были вдавлены и другого цвета, затем коробку с хлопушками, пучки золотой и серебряной канители, фонарики с цветными слюдяными окошечками и большую звезду. С каждой новой коробкой дети стонали от восторга.

Там еще есть хорошие вещи, - сказала матушка, опуская руки в чемодан, - но их мы пока не будем разворачивать. А сейчас давайте клеить.

Виктор взялся клеить цепи, Никита - фунтики для конфет, матушка резала бумагу и картон. Лиля спросила вежливым голосом:

Тетя Саша, вы позволите мне клеить коробочку?

Клей, милая, что хочешь.

Дети начали работать молча, дыша носами, вытирая крахмальные руки об одежду. Матушка в это время рассказывала, как в давнишнее время елочных украшений не было и в помине и все приходилось делать самому. Были поэтому такие искусники, что клеили, - она сама это видела, - настоящий замок с башнями, с винтовыми лестницами и подъемными мостами. Перед замком было озеро из зеркала, окруженное мхом. По озеру плыли два лебедя, запряженные в золотую лодочку.

Лиля, слушая, работала тихо и молча , только помогала себе языком в трудные минуты. Никита оставил фунтики и глядел на нее. Матушка в это время вышла. Виктор развешивал аршин десять разноцветных цепей на стульях.

Что вы клеите? - спросил Никита.

Лиля, не поднимая головы, улыбнулась, вырезала из золотой бумаги звездочку и наклеила ее на синюю крышечку.

Это коробочка для кукольных перчаток, - ответила Лиля серьезно, - вы мальчик, вы этого не поймете. - Она подняла голову и поглядела на Никиту синими строгими глазами.

Он начал краснеть все гуще и жарче и, наконец, побагровел.

Какой вы красный, - сказала Лиля, - как свекла. И она опять склонилась над коробочкой. Лицо ее стало лукавым. Никита сидел, точно прилип к стулу. Он не знал, что теперь сказать, и он бы не мог ни за что уйти из комнаты. Девочка смеялась над ним, но он не обиделся и не рассердился, а только смотрел на нее. Вдруг Лиля, не поднимая глаз, спросила его другим голосом, так, точно теперь между ними была какая-то тайна и они об ней говорили:

Вам нравится эта коробочка? Никита ответил:

Да. Нравится.

Мне она тоже очень нравится, - проговорила она и покачала головой, отчего закачались у нее и бант л локоны. Она хотела еще что-то прибавить, но в это время подошел Виктор и, просунув голову между Лилей и Никитой, проговорил скороговоркой:

Какая коробочка, где коробочка?.. Ну, ерунда, обыкновенная коробочка. Я таких сколько угодно наделаю.

Виктор, я, честное слово, пожалуюсь маме, что ты мне мешаешь клеить, - проговорила Лиля дрожащим голосом. Взяла клей и бумагу и перенесла на другой конец стола.

Виктор подмигнул Никите.



Вверх