Использованные Гончаровым в романе « Обломов. Художественные особенности Объявление темы и целей урока

Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе «Обломов»

Роман И. А. Гончарова построен по принципу изо-бражения двух противоположных жизненных судеб: Обломова и Штольца. Объединяет этих героев образ Ольги Ильинской, которую они оба любили. Жанр этого произведения близок к художественной биогра-фии. Содержание его направлено на осмысление жиз-ни личности, поиск истоков общественно значимой деятельности в индивидуальном биографическом опыте.

Композиция романа: сон — пробуждение — сон. Авторская манера повествования в этих частях зави-сит от того, о каком из героев идет речь. Там, где автор пишет об Обломове — юмор в соединении с лириче-ским элементом, зачастую ирония; где о Штольце — строгий повествовательный тон. В первой части рома-на действия очень мало, Обломов все лежит на диване, принимая визитеров. Герой занимается исключи-тельно «мыслительной» деятельностью. Он вот уже несколько лет обдумывает план преобразований в 06-ломовке («Он, как встанет утром с потели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду-мывает, не щадя сил, до тех пор, пока, наконец, голо-ва утомится от тяжелой работы и совесть скажет: до-вольно сделано сегодня для общего блага... Никто и не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов так себе, только лежит да ку-шает на здоровье, и что больше от него нечего ждать; что едва ли у него вяжутся и мысли в голове...»)

Большое значение в композиции романа играет гла-ва «Сон Обломова», в которой автор, используя прием обращения к памяти героя, показывает детство Ильи Ильича. Истоки «обломовщины» — в детстве Обломо-ва. Условия помещичьего быта и дворянского воспита-ния и загубили в нем живой ум, стремление к ка-кой-либо деятельности и породили апатию и безволие.

Во второй части романа показана сильная и гармо-ничная личность Штольца, описано его русско-не-мецкое воспитание. Все попытки Штольца вернуть Обломова в активную жизнь разбиваются о непод-вижность, боязнь перемен и равнодушие к собствен-ной судьбе Ильи Ильича.

В четвертой части описывается «выборгская обло-мовщина» . Здесь Обломов после разрыва с Ольгой же-нится на Агафье Матвеевне Пшеницыной, снова по-гружается в спячку, а затем умирает. Эта часть явля-ется постпозицией романа.

Композиция произведения полностью соответству-ет идее: показать условия, которые и породили лень, проследить, как человек превращается в мертвую

Первая часть романа и две первые главы второй части представляют собой экспозицию, в которой И. А. Гончаров показывает условия, в которых фор-мировалась личность главного героя, а также просле-живает его эволюцию (а точнее деградацию).

Завязка действия — знакомство Обломова с Ольгой Ильинской, зарождающаяся любовь (III и V главы второй части). XII глава третьей части, где Илья Иль-ич объясняется в любви Ольге, является кульминаци-ей. Но неспособность пожертвовать ради любви своим покоем приводит к разрыву. Этому посвящены XI-XII главы третьей части.

«Обломов» относится к психологическому направ-лению в литературе. В характере главного героя выде-ляются доминирующие черты (лень, апатия); в главе «Сон Обломова» прослеживается влияние социаль-ной среды на героя. В образе Обломова И. А. Гончаров совместил социальное обобщение с изображением ин-дивидуализированной личности. Имя Обломова стало нарицательным. Писатель осуждает, разоблачает сво-его героя, выносит приговор обломовщине, но в то же время с симпатией относится к герою. Обломов не по-хож на помещиков, ранее изображенных Н. В. Гого-лем, И. С. Тургеневым. В нем нет деспотизма и жесто-кости, напротив, он кроток, добр, благодарен.

В эпилоге романа читатель узнает о смерти Ильи Ильича, прослеживает дальнейшую судьбу Захара, Штольца, Ольги.

По поводу сюжета романа нет единой точки зрения. Некоторые литературоведы утверждают, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга и Штольц — Ольга. А профессор А. Г. Цецтлин считает, что в рома-не одна сюжетная линия и все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение в « мертвую душу»; те главы, в которых изображены от-ношения Ольги и Штольца, призваны оттенить судь-бу Обломова.

Язык романа отличается легкостью и чистотой. Ав-тор не использует украшающих эпитетов, метафор, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, напро-тив, она обогащена научно-публицистическими сло-вами 40-50-х годов. Своеобразен язык каждого из ге-роев. Хотя каждый из главных героев — Ольга, Обло-мов, Штольц — говорит правильным литературным языком, у каждого язык связан с чертами внутренне-го облика.

В произведении очень мало описаний пейзажа, но там, где автор изображает летнюю Обломовку, парк, где встречаются Ольга и Илья Ильич, язык необычай-но ясен и выразителен.

И. А. Гончаров показывает жизнь героев в момен-ты взлетов и падений, раскрывает борьбу Обломова с самим собой — и все это дано в ярких картинах жиз-ни, авторские рассуждения сведены до минимума.

И. А. Гончаров использует несколько «сквозных» художественных деталей, которые служат средством дополнительной характеристики героя, раскрывая состояние его внутреннего мира. Сирень в романе символизирует возможность изменений к лучшему. Ветка сирени, брошенная Ольгой и подобранная 06-ломовым, им обоим помогает понять чувства друг дру-га. Но так же, как отцветает сирень по весне, уходит в прошлое и любовь молодых людей. Все в жизни пре-ходяще, и Обломов знает это: «Сирени отошли,., вче-ра отошло, и ночь с призраками, с удушьем тоже ото-шла... Да! И этот миг отойдет, как сирени!.. Что ж это такое?.. И — любовь тоже... любовь? А я думал, что она, как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в ее атмосфере: в любви нет покоя, и она все меняется, все движется ку-да-то вперед...» Сирень и на могиле Обломова: «Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой. Да безмятежно пахнет полынь».

Роман имеет свою «музыку». Это опера Casta diva, исполненная Ольгой и забыть которую Обломов не мо-жет, даже вторично погрузившись в сон. Любовное чувство в романе развивается по законам музыкаль-ного произведения. В истории отношений Ольги и Ильи Ильича есть и «унисоны», и «диссонансы», и «контрапункты». Сюжет этой оперы предсказывает трагический конец любви.

Портретное описание героя в романе является важ-ным элементом в создании его образа. Например, Обло-мов и Штольц — люди одного возраста, но разительно отличающиеся по интересам, образу жизни. И столь различное отношение к жизни повлияло и на внеш-ность героев. У Обломова «господствующим и основ-ным выражением» лица была мягкость, которую «не могли ни на минуту согнать» ни усталость, ни скука, «цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразлич-ный... », а сам он «как-то обрюзг не по летам». Тело его, «судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, ма-леньких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»; «движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью».

Штольц — полная ему противоположность. «Он весь составлен из костей, мускулов и нерв, как кров-ная английская лошадь. Он худощав; щек у него поч-ти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни при-знака жирной округлости; цвет лица ровный, смугло-ватый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно».

Портреты обоих героев отражают их характеры. Обломов — человек мягкий, великодушный, добрый, но вместе с тем апатичный, ленивый, равнодушный к себе, своему здоровью. Он не имеет цели в жизни и ин-тереса, дорожит только своим спокойствием, совер-шенно не подготовлен и не приспособлен к жизни.

Штольц же не видит смысла жизни без труда, он предприимчив и необычайно работоспособен: «Он бес-престанно в движении: понадобится обществу по-слать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспосо-бить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает...» Даже в лице его — сила, энергия и спокойствие. Но в Андрее нет мечты, по-эзии, он буржуазный делец, стремящийся лишь к личной независимости.

При описании быта героев И. А. Гончаров также использует мелкие детали. В образе Ильи Ильича Об-ломова «говорящей деталью» является его халат. Он становится неотъемлемой частью быта своего хозяи-на, так как обладает тьмой «неоцененных достоинств: он мягок, гибок; не чувствуешь его на себе; он как по-слушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Халат то исчезает, то появляется вновь — в за-висимости от жизненных обстоятельств Обломова. После знакомства с Ольгой Ильинской и как следст-вие — пробуждения к жизни — халат исчез: «Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами». Нет и длинных, мягких и широких туфель, в которые попа-даешь ногой сразу. Теперь Обломов «сидит... в домаш-нем пальто; на шее надета легкая косынка; воротнич-ки рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе...» Да и сам Обломов уже не лежит на диване целыми днями, а «весел, напевает...». Но по-сле разрыва с Ольгой и переезда на Выборгскую сторо-ну халат вновь появляется заботами Агафьи Матвеев-ны. Во время финансового кризиса в жизни Обломова одной из примет нужды также является халат. Он «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нем, но он расползается везде и не по швам: давно бы надо новый».

Очень подробны описания интерьеров, особое вни-мание автор уделяет бытовым подробностям. Напри-мер, кабинет Обломова «поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». «Комната... с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шел-ковою материею, красивые ширмы с вышитыми не-бывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, брон-за, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы толь-ко желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, негра-циозными стульями красного дерева, шаткими эта-жерками. Задок у дивана оселся вниз, наклеенное де-рево местами отстало...

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, ка-ких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина та-релка с солонкой и с обглоданной косточкой да не ва-лялись хлебные крошки.

Если б не тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, ле-жащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, — так все запылилось, полиняло и во-обще лишено было живых следов человеческого при-сутствия. На этажерках, правда, лежали две-три раз-вернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожел-тели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнут в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем ис-пуганная муха». Все это напоминает гоголевского Плюшкина, превратившегося в «прореху на челове-честве». Наверное, и Обломов бы стал такой же «про-рехой», если бы не участие в его судьбе Штольца и лю-бовь к Ольге, пробудившая (хоть на время!) Илью Ильича к жизни.

Мотив еды — один из основных в романе. В Обломовке «главною заботою были кухня и обед. Об обеде совещались целым домом... Всякий предлагал свое блюдо: кто суп с потрохами, кто лапшу или желудок, кто рубцы, кто красную, кто белую подливку к со-усу... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась!.. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!» Основная задача матерей в Об-ломовке заключалась в том, чтобы «выходить здоро-венького ребенка, беречь его от простуды, от глаза и других враждебных обстоятельств...», а также «чтобы дитя было всегда весело и кушало много». Еда в Обло-мовке несет не только физическое, но и в какой-то сте-пени духовное насыщение. Приготовление обеда — это целый обряд, любимое занятие всей семьи, дворовых. В обеденных хлопотах в Обломовке «все суети-лось и заботилось, все жило такою полною, муравьи-ного, такою заметною жизнью».

Основы жизни, заложенные с детства в сознание Ильи Ильича, повлияли на всю дальнейшую жизнь его. Он стремится к тихой, спокойной семейной жиз-ни без хлопот и потрясений. В мечтах Обломова, наря-ду с прекрасной погодой, купанием в реке, составле-нием букета для жены, вкусный завтрак: «Чай го-тов... Какой поцелуй! Какой чай! Какое покойное кресло! Сажусь около стола; на нем сухари, сливки, свежее масло...»

При сравнении жизни в Обломовке и в предпола-гаемом будущем Ильи Ильича просматривается явное сходство. В Обломовке «в воскресенье и в празднич-ные дни... стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопро-литий. Пекли исполинский пирог...».

И Обломов находит свой идеал жизни — в доме Ага-фьи Матвеевны Пшеницыной. Благодаря ее заботам у Ильи Ильича по утрам «кофе такой же славный, сливки густые, булки сдобные, рассыпчатые». Кроме этого, хозяйка еще постоянно угощает его то домашней вод-кой на спирту, то пирог с луком да морковью (опять же «не хуже наших обломовских», как замечает Захар).

Роман И. А. Гончарова был высоко оценен совре-менниками, вызвав многочисленные критические от-клики. Нельзя не согласиться с оценкой И. С. Турге-нева, заметившего после его прочтения: «Пока оста-нется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова». Используя художественные средства, Гончаров мастерски передал характеры и образ жиз-ни героев романа. А характер и судьба главного героя заставляют читателей размышлять о сложнейших во-просах жизни, о своем назначении в ней.


Роман И.А.Гончарова «Обломов»

1 вариант

Выявите в предложенном отрывке тропы и фигуры.

Где мы? В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? Что за чудный край!
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Рёв и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они всё твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и всё слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обречённого на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осуждённые, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой.
Бессилен рёв зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!... В колебании водяной массы человек всё видит ту же необъятную, хотя и спящую силу, которая подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды.

Составитель Панфилова С.В.

Средства речевой выразительности
Роман И.А.Гончарова «Обломов»
«Сон Обломова» (часть 1, глава 9)
2 вариант

1. Выявите в предложенном отрывке тропы и фигуры.
Каковы функции средств речевой выразительности?

Солнце уж спускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей; но и тот потух.
Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, среди общей тишины одна монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже
Всё смолкло. Одни кузнечики взапуски трещали сильнее. Из земли поднялись белые пары и разостлались по лугу и по реке. Река тоже присмирела; немного погодя в ней вдруг кто-то плеснул ещё в последний раз, и она стала неподвижна.
Становилось всё темнее и темнее. Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ; в лесу стало страшно: там кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.
На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка.
Настали минуты всеобщей, торжественной тишины природы, те минуты, когда сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

Составитель Панфилова С.В.

Тема: Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс 22.10.2015г.

Цели:

    обобщить материал, известный по предыдущим урокам, о художественных особенностях

    определить своеобразие стиля и языка произведения;

    формировать умение анализировать текст и делать выводы.

На доске цитата: «Автор «Обломова», вместе с другими первоклассными представителями родного искусства, – есть художник чистый и независимый, художник по призванию и по всей целостности того, что им сделано. Он реалист, но его реализм постоянно согрет глубокой поэзией…»
(А. В. Дружинин «Обломов». Роман И. А. Гончарова»)

I. Слово учителя

Современный Гончарову критик Александр Васильевич Дружинин отмечает важную черту таланта писателя – реализм, согретый глубокой поэзией. Эта целостность является художественным достоинством романа. Поэтому цель урока – найти и показать художественные особенности романа «Обломов», раскрывающие психологию героев, доказав тем самым правоту критика.

II. Беседа

Произведение Гончарова – замечательный образец социально-психологического и философского романа, в котором исчерпывающе полно и глубоко дана характеристика «обломовщины».
Что характерно для этого жанра?

Это философский роман, в котором даны три типа жизненной философии:

    жизнь-суета (гости Обломова);

    Обломовка (и дом Пшеницыной, как своеобразное продолжение Обломовки);

    Жизнь Андрея Штольца.

Главный герой Обломов сталкивается со всеми типами жизненных философий. К какому типу можно отнести жизнь Обломова?
Главный вопрос романа – философский: в чём смысл и содержание человеческой жизни. Дал ли ответ на этот вопрос Гончаров?

Нет, он только показал три типа жизненной философии, поэтому для романа характерен объективизм – явление, когда писатель не высказывает прямо своей позиции в произведении. Он показывает несколько точек зрения, а выбирать между ними должен сам читатель. Автор рассматривает личность в контексте эпохи, выявляет влияние на формирование человека всего, что его окружает. Гончаров сказал об интересе не к личности как таковой, но к «истории души человеческой», т.е. личность он понимает не как нечто неизменное. Для автора человек интересен в динамике его духовного развития, ибо душа и характер человека формируются всю жизнь в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно его собственным желаниям и убеждениям, с другой – обществом и эпохой. Образ Обломова воистину глубок и объёмен именно потому, что автор исследует и психологию своего героя и рассматривает его как социальное явление. Психологизм романа заключён в раскрытии внутреннего мира героев. Для раскрытия характера героев Гончаров использует самые разнообразные приёмы.

Художник только тогда создаёт правдивый образ, когда он вполне верен действительности. Критика всегда отмечала исключительное мастерство Гончарова в изображении быта .
Приведите примеры описания быта героев.

а) Петербургская квартира Обломова (часть первая, глава 1) б) Патриархальная Обломовка (часть первая, глава 9) в) Хозяйственная атмосфера в доме Пшеницыной (часть четвёртая, глава 1) Описание квартиры Обломова дано Гончаровым со всеми характерными деталями, указывающими на пассивность и апатию хозяина, на его полную бездеятельность, бесхозяйственность, на духовное умирание и распад его личности. Писатель умеет обрисовать быт эпохи такими яркими и выразительными красками, что читатель не только видит этот быт, но как бы чувствует, осязает его. Описание быта дышит у Гончарова такой жизненной правдой и естественностью, что со страниц романа, как живая, встаёт обломовская Русь. Взглянув на обломовщину объективно, Гончаров сумел обнажить её социальную никчёмность и растлевающее влияние на человека.

В связи с полнотой и тщательностью зарисовки быта у Гончарова стоит его внимание к деталям и изображаемого быта. Н. А. Добролюбов отмечает: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят наконец какое-то обаяние».
Назовите детали быта, выросшие в настоящие символы. Какую роль играют эти художественные детали?

Символическое звучание приобретает халат «из персидской материи, настоящий восточный халат», а также ветка сирени , которые много раз упоминаются в романе. Халат имел для Обломова «тьму неоценимых достоинств» (часть первая, глава 1), так как соответствовал вполне роду «занятия» своего владельца – лежанию на диване. Как символ постыдного безделья упоминает халат Ольга: «A?propos, где ваш халат? – Какой халат? У меня никакого не было», – обижается Обломов, забросивший некогда любимую вещь, как только с него спала душевная апатия (часть вторая, глава 9). Глубоко символично то, что «возвращает» в жизнь Ильи Ильича удобный для ничегонеделанья халат вдова Пшеницына: «Ещё я халат ваш достала из чулана… его можно починить и вымыть, материя такая славная! Он долго прослужит» (часть четвёртая, глава 5). И хоть Обломов отказывается от этой услуги – «я его не ношу больше» - у читателя появляется предчувствие, что Илья Ильич не устоит перед соблазном возвращения к прежней жизни. Так и случилось – герой остаётся на Выборгской стороне в доме у вдовы до конца своих дней, где и халат на нём «истаскался, и как ни заботливо зашивались дыры на нём, но он расползался везде и не по швам: давно надо было новый» (часть четвёртая, глава 5). Взаимоотношения халата и Обломова – отношения господина и раба. Ветку сирени сорвала Ольга Ильинская во время свидания с Обломовым (часть вторая, глава 6). Как намёк на взаимность и надежду на возможность счастья, активной жизни. Обломов поднял её и на следующую встречу (вечером) явился с этой веткой в руке (часть вторая, глава 7). Как символ оживления, расцветающего чувства вышивает сирень Ольга по канве, делая вид, что узор «выбрала наугад» (часть вторая, глава 8). Однако и на следующем свидании она «мимоходом сорвала ветку сирени, не глядя на него, подала ему». – Что она значит? – Цвет жизни <…> Жизнь опять отворяется мне, – говорил он как в бреду, – вот она, в ваших глазах, «во весь рост, с веткой сирени в руках» (часть вторая, главы 8, 9). Для героев романа любовь звучала в Castadiva, «носилась в запахе сиреневой ветки» (часть вторая, глава 10). Так герои сами определяют символический смысл ветки сирени. Когда же жизнь «затворилась» для Обломова, воспоминание о ветке сирени становится для него мучительным укором (часть четвёртая, глава 2). О ветках сирени как символе продолжающейся жизни упоминает автор и в заключительных строках: «Ветки сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь…» (часть четвёртая, глава 10). Т.о., Гончаров показал в романе глубокую связь вещей с психологией героев.
– И. А. Гончаров – первоклассный портретист.
Портреты так выразительно обрисованы, что герои встают в представлении читателя как живые. Найдите в тексте портреты главных героев, определите их роль.

Портрет Обломова (часть первая, глава 1): белые руки, мягкие плечи и тучность характеризуют его барскую изнеженность, отсутствие всякой определённой мысли на лице выявляет его беспечность, пассивное отношение к жизни, отсутствие живой ищущей мысли и привычки трудиться; подбором метких глаголов Гончаров сумел показать, что Обломов не привык думать о чём-либо серьёзном, не привык целеустремлённо работать; он живёт бездумно и беспечно за счёт своих «трёхсот Захаров». Неоднократно автор подчёркивает «мягкость» Ильи Ильича, «мягкость, которая была господствующим выражением не лица только, а всей души», «мягкие плечи, мягкие движения», туфли его «мягкие и широкие». В манере описания, в подборе деталей портрета у Гончарова обнаруживается гоголевская традиция: подробное описание лица, одежды, раскрытие характера через внешние детали. Контрастен портрет Штольца (часть вторая, глава 2): составленная из костей, мускулов и нервов фигура Штольца подчёркивает в нём энергичный склад натуры дельца, силу, спокойствие, уверенность. Портрет Ольги (часть вторая, глава 5): отметив, что Ольга в строгом смысле не была красавицей, автор замечает, что «если бы её обратить в статую, это была бы статуя грации и гармонии». Ольга обаятельна, как пушкинская Татьяна. Каждая деталь в её портрете, нос, губы и т.п. – признак какого-либо внутреннего качества. Противоположен портрет Пшеницыной (часть третья, глава 2): в отличие от поэтического портрета Ольги это портрет бытовой: бесцветность лица с простодушными глазами, простота, скромность. Ср.: если Ольга – статуя грации и гармонии, то бюст Агафьи Матвеевны – это модель крепкой, здоровой груди (что-то приземлённое). Т.о., портрет является средством создания образа литературного героя.

Мастерство писателя проявляется и в создании внутреннего монолога героя. Найдите в тексте примеры внутренних монологов.

1) Часть первая, глава 6: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов» до слов: «…оказывает подвиги добра и великодушия». Отметим способ передачи мыслей героя словами, которые свойственны именно ему. Например: «Случается и то, что он исполнится презрением к людскому пороку, ко лжи, и клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нём мысли… в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, протянет руку и, озираясь кругом… Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг… и тогда, господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высокого усилия!..» Читателю ясно, что слова господи, благих, чудес, высокого усилия выражают мысли героя, но они сливаются в единое целое со словами автора. Рассказывая «предысторию» своего героя, писатель использовал приём «необоснованно-прямой речи» для раскрытия психологии Обломова. Он показал ненужность Обломова для общества, его неспособность к серьёзному делу, неумение делать что-нибудь серьёзное. Обломов мог вспыхнуть, загореться желанием, но никогда не приводил в исполнение своих желаний, никогда слово у него не становилось делом. Таким приёмом Гончаров глубоко и реально раскрывает душевный мир, психологию Обломова, которому суждены «благие порывы, но совершить ничего не дано».

2) Часть вторая, глава 5: монолог Обломова, в котором решался философский вопрос: «Быть или не быть!», «Теперь или никогда!», показывает нам героя размышляющего, ищущего свой путь в жизни, пытающегося заставить себя изменить свою жизнь.

К пейзажу Гончаров обращается редко, но в описании его язык ясен и выразителен. Приведите примеры пейзажей в романе. С помощью каких художественных средств автору удаётся передать состояние природы? Каковы функции пейзажа в романе?

1) Часть первая, глава 9: в описании патриархальной деревенской обстановки чувствуется влюблённость Гончарова в красоту русской природы, в её мягкие тона и краски (ср.: величественные картины природы в Швейцарии или Крыму не привлекают внимания автора). 2) Часть вторая, глава 9: восприятие Ольгой природы во время любви к Обломову: всё отвечает её настроению. 3) Часть вторая, глава 10: чувства влюблённого Обломова обостряются, он замечает то, чего никто не видит: природа живёт невидимой деятельной жизнью, а кажется, что кругом покой и тишина. Во второй части романа изображаются нравственное пробуждение Обломова и его светлые мечты под влиянием любви к Ольге. И пейзажи этой части радостны и светлы. 4) Часть третья, глава 12: но вот у Обломова произошёл разрыв с Ольгой, которым он потрясён. И природа как бы оттеняет его внутреннее состояние. Вот так же холодным снегом засыпано счастье Обломова. Часть четвёртая, глава 1: этот мотив снега связывает третью и четвёртую части романа. Т.о., пейзаж у Гончарова обычно соответствует настроениям героев.

Ощущению глубинной сущности характера Обломова способствует очевидный фольклорно-сказочный фон романа.

Фольклоризм «Обломова» переводит содержание романа из области только социальных проблем («обломовщина» и герой как вырождение дворянского класса) в сферу философско-этических и национальных проблем жизни. Роман воспринимается как своего рода «большая сказка». В мировосприятии и характере русского человека, как видится это Гончарову, многое обусловлено древними сказочными представлениями: «И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры». Почти сказочная жизнь в Обломовке: «Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет свою власть». Но Обломовка – это ещё и сонное сказочное царство: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти». Мотив сна вводит нас в русскую сказочную старину, что заставляет и образ главного героя рассматривать в этом контексте.

Что рассказывает няня маленькому Илюше? С какими героями он ассоциируется? (часть первая, глава 9).

Есть добрая волшебница в виде щуки, она выберет лентяя, который женится на красавице и будет ходить в серебре, он попадёт в царство, где реки молока и мёда. Илья Ильич ассоциируется с мудрым сказочным дураком и лентяем Емелей. Обломов не просто лентяй и дурак, это мудрый лентяй, он – тот лежачий камень, под который вопреки пословице вода в конце концов всё-таки потечёт. Как и положено сказочным дуракам, Обломов не умеет и не хочет предпринять ничего наступательного, в отличие от других, которые что-то замышляют, суетятся, лезут из кожи вон и в итоге никуда не поспевают. Обломову не надо карабкаться на заморские золотые горы, всё рядом, всё готовое, лишь протяни руку. Сказка у Обломова смешалась с жизнью, он жил в фантастическом мире сказочных образов, где все ничего не делают. Также ассоциируется Обломов и с богатырём Ильёй Муромцем, который тридцать лет «сиднем сидел». В роман вводится и былинный мотив «бессильного богатыря». Как отмечают исследователи, Илья Обломов относится к Илье Муромцу как возможность к воплощению, как реальность к идеалу: Илья Муромец преодолевает своё бессилие, готовясь к богатырскому служению Отечеству, а Илья Обломов, решив, что его деятельность и жизнь «кроются в нём самом», так и не смог встать с печи-дивана. Т.о., сон Обломова – это программа его судьбы.

Подготовленный учащийся сообщает:

Речевая характеристика – характеристика героя литературного произведения через его речь, в которой проявляются слова и обороты, указывающие на его род деятельности, социальную принадлежность, особенности воспитания, культурный уровень, степень образованности (А.Б. Есин, М.Б. Ладыгин, Т.Г. Тренина «Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5–9 кл./ под. ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995. – С. 46.)

Исходя из этого термина-определения, проследите за речью главных героев романа. Указывает ли их речь на то, о чём говорится в определении?

Анализ 1, 8 глав первой части.

Глава 1, часть первая.
Отрывки: от слов «Он стоял в полуоборот среди комнаты» до слов «Я встану сам пойду» от слов «И, дожидаясь ответа, Захар пошёл было вон» до слов: «… так и не оберёшься хлопот»; от слов «Я забыл вам сказать, – начал Захар» до слов «Трогает жизнь, везде достаёт».
Эти диалоги ещё глубже раскрывают пассивность Обломова, стремление сохранить покой хотя бы на один день: «Жизнь трогает», – говорит он с сокрушением, когда надо переехать на другую квартиру и когда староста присылает письмо с сообщением, что «доходу стало поменее». Эти сообщения Обломов называет несчастьями. Слово переехать имеет для Обломова страшный смысл. Что значит переехать?
Глава 8, часть первая.
Отрывок: от слов «Не вникнул, так слушай, да разбери, можно переезжать или нет» до слов «… или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда…»
Обломова пугает всё, что нарушает спокойное течение жизни. Переехать – это значит «уйти на целый день да так одетый с утра и уходи» (одетый – это значит не в халате и туфлях без задков, а Обломов «одеваться отвык»). Это значит ломка, шум… Хочешь сесть, да не на что; до чего ни дотронулся – выпачкался; всё в пыли», – даже мыль об этом страшна для Обломова.
Отрывок: от слов «Захар! – протяжно и торжественно крикнул он» до слов: «Неблагодарные! – с горьким упрёком заключил Обломов».

Анализ слов Обломова о «другом», обращённых к Захару.

1. Как язык персонажей служит средством характеристики образов? Какие слова Обломова раскрывают его понятие о жизни, о счастье, о человеческом достоинстве? В чём видит Обломов разницу между собой и «другими»?
2. В какой форме выражает Обломов свои желания? Как это можно объяснить?
3. В чём состоит идеал жизни Обломова? Какими словами выражает Обломов свои мечты о жизни в деревне?

Приёмами раскрытия образа являются описание взаимоотношений действующих лиц, диалоги и монологи персонажей, особенности их речи – речевые характеристики. Язык Обломова и Захара служит средством типизации и индивидуализации образа. Раскрывает типичные черты через индивидуальное, конкретное. Слова Обломова характеризуют его представления о жизни, счастье, человеческом достоинстве, – представления, веками сложившиеся в среде дворян, привыкших жить за счёт крепостных и видевших человеческое достоинство в бездеятельной, беспечной жизни, в сохранении покоя.
Сознание своего барского превосходства над всеми окружающими заставляет Обломова понимать по-своему слово другой , сказанное нечаянно Захаром. В сравнении себя с другими Илья Ильич видит высшую ступень неуважения к своей особе. «Вот ты до чего договорился!» – с возмущением восклицает он. В низведении его Захаром до степени «других» он видит нарушение прав своих на исключительное предпочтение Захаром особы барина. В понимании Обломовым слова другой выражается его барское высокомерие, его понятие смысле и цели жизни, его мораль.
Речью главного героя Гончаров раскрывает его сущность, его душевные черты: и его барские наклонности, и душевную мягкость, и искренность, и способность на глубокое чувство и высокие переживания.
Т.о., речевая характеристика используется, чтобы оттенить индивидуальные особенности персонажей. Она органически связана с чертами внутреннего облика героев.

Один из моментов, на который обращаем внимание, – это часто звучащий мотив «Casta diva» из оперы Винченцо Беллини «Норма» (1831 г.). После исполнения Ольгой арии Обломову грезилась идеальная женщина. (Зачитать 1-3 абзацы главы 6, части второй. Звучит музыка.)

Почему же именно эту арию Гончаров вводит в роман?

(Подготовленный учащийся сжато рассказывает либретто оперы В. Беллини «Норма»)

Норма во имя всепоглощающей великой любви восходит на костёр. А когда во время разговора с Ольгой у Обломова закрадывается сомнение, любит ли его Ольга или только выходит замуж, между ними происходит диалог. (Зачитать от слов «Но есть другой путь к счастью», – сказал он…» и до конца главы 12, второй части).
Мы видим, что Ольга на вопрос Обломова, могла ли она пожертвовать своим спокойствием, ступив на определённый путь, во имя любви, отвечает: «Разве нам нужен этот путь?», «Никогда, ни за что!».

Какая связь между оперой В. Беллини и теми отношениями, которые связывали Обломова и Ольгу?

Ольга была уверена, что на пути, который предлагал ей Обломов, «впоследствии всегда… расстаются». Когда же произошёл разрыв между героями, инициатором которого была Ольга, Обломов долго болел, и Ольгу едва удалось спасти. Вот вам костёр и Норма, о которых Ольга говорила когда-то: «Я не пойду никогда этим путём».

III. Выводы

Итак, какой же план урока можно составить? О каких художественных особенностях романа И. А. Гончарова шла беседа?

1. Своеобразие жанра: социально-психологический и философский роман.
2. Быт, деталь.
3. Психологический портрет.
4. Внутренний монолог.
5. Пейзаж.
6. Фольклорно-сказочные мотивы.
7. Речевая характеристика.
8. Музыкальный мотив «Casta diva».

IV. Заключительное слово учителя

Однако художественное своеобразие романа «Обломов» гораздо шире. Гончаров использует различные способы «самораскрытия» героя: исповедь Обломова, письмо, самохарактеристика, программные выступления героя по вопросам общественным, литературным, идеологическим, диалоги с другими героями, глубоко и тонко душа Ильи Ильича раскрывается в любви.
Современный критик И. Золотусский пишет: «Гончаров – самый спокойный из гениев русской литературы. Гений в России – натура мятущаяся, однако проза Гончарова походит на Волгу в её срединном течении, ровное зеркало воды, уходящее к горизонту.
Гончаров не оспаривает ни церкви, ни власти. Его идеал – норма. Гончаров подарил нам роман «Обломов». Всё в этом произведении – взвешенность и равновесие, которых так не хватает в жизни. Обломов – это воплощение эволюции, которая, в отличие от революции, не ломает человека, не ломает истории, а предоставляет им право развиваться свободно».

5. Домашнее задание

2.Написать характеристику Ильи Обломова

Разделы: Русский язык , Литература

  1. Повторение и обобщение темы “Лексика”, которая по времени совпадает с работой над романом И.А.Гончарова “Обломов”.
  2. Закрепить знания о художественно – выразительных средствах языка на примере отрывка из произведения.
  3. Развивать у учащихся языковое чутье.
  4. Учить детей создавать проекты (использование новых информационных технологий)

Оборудование: портрет писателя, текст, памятка с лексическим анализом текста, ключевые слова, компьютер, проекционная система.

Ход урока

1. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим тему “Лексика”, которая по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова “Обломов”, обратимся к художественным изобразительно-выразительным средствам языка на примере отрывка из произведения, представим и защитим свои проекты.

2. Работа над эпиграфом.

К особым его (Гончарова) достоинствам принадлежит... язык чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся...

В.Г.Белинский.

3.

Гончаров принадлежит к мастерам слова, оказавшим большое влияние на развитие языка русской художественной прозы. Для стиля писателя характерны особая пластичность изображения и предельная точность словоупотребления в сочетании с богатством образных средств. Сам Гончаров относил себя к “живописующим” писателям, которые обладают “способностью рисовать словом”

4. Вспомните, что вы знаете об авторе?

(Презентация проекта “И.А.Гончаров) Приложение 1.

5. Работа над текстом.

– Прочитайте текст выразительно, выделяя нужные слова и смысловые отрезки интонацией, паузами и повышением или понижением тона.

– Докажите, что это текст.

– Определите тему текста.

(Необузданная стихия дикой природы, не подвластная человеку, беспомощность человека перед этой стихией)

Разделите текст на смысловые части, микротемы. (3 части)

Определите главную мысль 1 микротемы (Чудный уголок), второй (Картина дикой природы), третьей (Мирный уголок).

Как соотносятся начало и конец текста. (начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя его центральную часть)

Какова же идея текста?

(Человек теряется на фоне дикой природы, усиливается впечатление одиночества, ничтожности и беспомощности человека.)

Обратим внимание на лексические средства связи между предложениями.

(В тексте встречаются лексические повторы: уголок (2,18), море (4,6,13,14), горы (4,15), скалы (4,17), пропасти (4,15, 17), грандиозное (4,5), дикое (4,5), человек (8,12,15).

Для чего в тексте повторяется слово море 4 раза?

Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называются такие обороты речи? (перифразы)

Выпишите перифразы в тетрадь

(Необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, широкая картина)

Дополнить:

– Перифразы могут быть общеупотребительными, относящимися только к данному объекту и контекстуальные, то есть относящиеся к данному лицу или предмету только в определенном контексте.

– Какие из них используются в этом тексте, докажите свое мнение.

– Найдите в тексте контекстуальный оценочный синоним слова море.

(Море – чудовище, то есть нечто страшное, враждебное человеку. Гончаров создает образ моря – громадного, ревущего и стонущего, вечно существующего чудовища: грандиозное, дикое, необозримая пелена вод, бесконечная картина, рев, бешеные раскаты валов, мрачно и неразгаданное, стон, зловещие голоса)

Обратите внимание на звуковой образ моря в тексте. Какими фонетическими средствами он создается?

(Звуковой образ моря сложен: это то ревущее, то стонущее чудовище.)

Например, в 10 предложении звуковой образ моря создается чередованием повторов согласных звуков (р-в-б), передающих рев и рокот, и аллитерации (с-н-ж) О и У создают впечатление стона, завывания.

– Найдите в тексте контекстуальные синонимы слов горы и пропасти. Какую смысловую и оценочную роль играет такая синонимия?

(Контекстульные синонимы слов горы и пропасти – когти и зубы дикого зверя. Такая К. синонимия создает образ дикой, угрюмой, враждебной человеку природы)

Обратите внимание на аллитерацию в предложениях 15 и 16. Какую роль здесь играют эти фонетические средства?

(Горы, пропасти, грозны, страшны, устремленные, зверя – повторение звуков р, рь одновременно передает рычание зверя и усиливает впечатление страха, угрозы, исходящие от дикой природы)

– Какие литературные тропы использует Гончаров для создания такого образа природы?

– Какие из них основаны на переносном значении слов?

Защита презентации “Изобразительно– выразительные средства языка”

Эпитеты – необозримая пелена вод, бесконечная картина, бешеные раскаты валов, мрачное и неразгаданное содержание, зловещие голоса, дикий зверь)

Сравнения (безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся... Они (горы и пропасти) грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя...)

Олицетворения (рев валов, валы твердят свою песнь, в которой слышится стон и жалобы будто обреченного на муку чудовища, да чьи-то пронзительные, зловещие голоса, вопли природы, небо... отступилось от людей)

– Найдите примеры использования градации в этом тексте?

(Море наводит грусть – хочется плакать – сердце смущается робостью; ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины)

Учитель:

Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть он может быть композиционным приемом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приеме градации?

Чтобы ответить на этот вопрос, найдем ключевые слова эпизода.

Защита презентации “Субъективные и объективные ключевые слова эпизода” Приложение 2.

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовки) выбирает море, горы, пропасти?

(Море, горы, пропасти – это излюбленные образы романтической литературы, связанные в романтизме с такими понятиями, как вечная неуспокоенность, борьба, стремление к свободе, к преодолению обыденности, одиночеству. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от Обломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой)

Защита презентации– теста по роману И.А.Гончарова “Обломов” Приложение 3.

Творческое задание: Мое впечатление от начала главы “Сон Обломова”

Обобщение: Вернемся к эпиграфу нашего урока. Мы доказали с вами правильность слов Белинского…

Существуют и другие справедливые высказывания о языке Гончарова. Приведу слова Булаховского “Язык романа прост без опрощенности и сниженности, полон и красив без погони за украшенностью, точен в передаче авторской мысли”


Илья Ильич Обломов - очень сложный, неоднозначный персонаж. Для создания образа главного героя И.А. Гончаров использовал множество средств и приемов.

Раскрытие образа начинается уже с имени Обломова. Одинаковые имя и отчество говорят о цикличности в жизни Ильи Ильича и его семьи.

Очень важной деталью является его портрет. С помощью него автор более полно раскрывает характер героя, показывает его внутренний мир: "Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы...

потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности". Во всем портрете подчеркнута мягкость. изнеженность героя, его флегматичность: "... ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость...". Портрет показывает основные черты характера Ильи Ильича, которые получили развитие в романе.

И.А. Гончаров усугубляет образ Обломова через интерьер, в котором живет герой, и вещи, которые окружают его в повседневной жизни.

Интерьер подчеркивает характер Ильи Ильича. Обстановка в квартире говорит о некой двойственности героя. С одной стороны, он пытается окружить себя дорогими вещами (эта деталь говорит о желании жить): "Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною". С другой стороны, все помещения были запущены (одно из проявлений той самой "обломовщины", высмеиваемой автором): "По стенам... лепилась в виде фестонов паутина; ...; зеркала... могли бы служить скорее скрижалями...". Но Обломов не обращает внимания на грязь и пыль, ему безразличен беспорядок, окружающий его. Он привык к такой обстановке, как и привык лежать на диване, почти не вставая. Одна из черт главного героя - смирение с его нынешней жизнью, лень, нежелание двигаться и заниматься каким-либо делом.

Своеобразными символами образа жизни Обломова являются окружающие его вещи: халат, тапочки, книги, диван и т.д. О халате и тапочках автор говорит по-особенному тепло, хотя они являются обычными вещами. Весь это набор предметов не предполагает что-либо, кроме тихой, домашней жизни.

Диван - особое место в жизни Обломова. Там он чувствует себя в гармонии с самим собой, а возлежание на нем называет "ритуалом". Для него диван стал местом, где он может мечтать, выстраивать свой фантастичный мир. Не только лень мешает герою подняться с дивана. Его пугает та суетливая жизнь, которая находится за пределами его обычного состояния и в которой он когда-то разочаровался.

Несмотря на то, что Обломов не выходил в свет, у него были знакомые и товарищи, которые его посещали. Автор подчеркивает, что Илья Ильич в этих людях не нуждается – они сами к нему приходят, потому что находят в нем настоящую человеческую душу. «Другие» - второстепенные персонажи, однако И.А. Гончаров не случайно вводит их в экспозиционную часть: с помощью этих героев он более точно раскрывает характер Обломова, который на их фоне выглядит как положительный герой. «Где же тут человек? Когда же жить?» - вопрос Ильи Ильича почти ко всем своим гостям, которых автор называет безразличными. К Обломову же он часто применяет слово «душа».

Для раскрытия Образа Облома важен также его слуга Захар. Он является своеобразным двойником Ильи Ильича, его кривым зеркалом. Слуга «отражает» худшие качества своего барина. Например, неловкость Захара – это отражение неприспособленности к жизни Обломова. В некоторой мере, слуга мешал главному герою выбраться из состояния «обломовщины», влиял на процесс угасания его личности. Н.А. Добролюбов писал об Обломове: «Он раб своего крепостного Захара, и трудно решить, который из них более подчиняется власти другого».

И.А. Гончаров использует в своем произведении прием ретроспекции в главе «Сон Обломова». Глава объясняет, откуда родом этот сложный, противоречивый образ. Сюжет сна переносит читателя в детство Обломова, в его родную деревню, где он родился и воспитывался: «В какой благословенный уголок перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!». Представления о жизни у маленького Илюши формировались из сказок, которые рассказывала ему няня. Ретроспекция показывает, что мечты главного героя в итоге не совпали с реальностью, объясняет, как и почему Обломов пришел к такой жизни. Дружинин в своей критической статье писал, что девятая глава первой части превратила Обломова из «засаленного, нескладного куска мяса» в «сердцу милого Обломова».

Важную роль в формировании характера Ильи Ильича сыграл его лучший друг – Андрей Штольц, очень деятельный и активный человек. Рядом со Штольцем Обломов чувствовал себя увереннее, ведь тот помогал ему в сложных ситуациях: «Хоть бы Штольц скорей приехал!... Он бы уладил». Андрей пытался вытащить Обломова из состояния полного покоя: «Вон ты выгнал труд из жизни: на что она похожа?... Я попробую приподнять тебя».

Все средства создания Образа Обломова складываются в неоднозначную картину. Героя нельзя представить однозначно положительным или однозначно отрицательным. Автор хотел показать сложность образа. Никогда нельзя оценивать человека по его внешности и поведению: иногда с виду неприятный, отрицательный герой скрывает внутри себя глубокую душу мечтателя и настоящего человека.



Вверх