Искусства и промыслы аборигенов австралии. Изобразительное искусство австралийцев. Начатки положительных знаний Австралийская живопись

Кроме термитников, которые в принципе и были прикольные, но малоинтересные для созерцания, мы хотели увидеть нечто более ценное и уникальное, что сохранилось до наших дней в Австралии - наскальные рисунки аборигенов. Но рисунки мы всё же полезли смотреть. Именно полезли, потому как добраться до них не так то и просто.


И, увидев на скалах очень и очень пожилых японок, которые беспомощно осматривали камни, не понимая, как им оттуда выбраться - пришлось помогать!


Меня всегда поражают пожилые люди, которых я встречаю за рубежом. Я и сама уже пенсионерка, но часто вижу ну совсем стареньких туристов, которые забираются при помощи костылей к идолам острова Пасхи, или вот как сейчас, на крутые скалы к рисункам аборигенов. И ничего их не останавливает в попытке в конце своей жизни увидеть как можно больше всего интересного на этой Планете…


И не потому, что у них денег больше, чем у наших пенсионеров, просто они до седых волос не потеряли интерес к жизни. Местные племена аборигенов серьёзно охраняют эти рисунки и не позволяют производить никакие исследования с ними, поэтому до настоящего времени так мало чего известно об этой наскальной живописи.


И хотя почти у каждого рисунка установлена табличка с повествованием того, что изображено, лично мне кажется, что всё это не имеет под собой никакой научной базы, потому как никто на самом деле доподлинно не знает, что пытался изобразить древний художник.


В июне 1997 года трое старейшин и молодой ученик с одной из аборигенских общин оставили свое родное плато Кимберли на дальнем северо-западе Австралии и отправились в Европу, чтобы экспонировать фотографии своих святых наскальных рисунков и объяснить, что они означают.


Своими действиями, которые до недавнего времени карались смертью, они пытаются закрыть доступ к своим святым местам скоту, которого гонят сюда на выпас, горным компаниям, туристам и охотникам за сувенирами.


Наскальное искусство - некий визуальный документ для аборигенов, которые никогда не имели своей письменности. Это - «писаный закон», написанный в их понятиях. Закон белого человека меняется каждый год, но эти рисунки не меняются никогда. Иллюстрация передачи объекта одним человеком другому, например, никогда не видоизменялась, и она тут для аборигенов была всегда. Для аборигенов это - сила закона.


Эти рисунки существенно отличаются от европейской палеолитической живописи, в первую очередь своеобразным рентгеновским стилем с совершенно милым названием - «Мими». На них изображаемое выполнено в виде скелета и внутренних органов, как животных, так и людей.


Возраст самых старых рисунков насчитывает пятьдесят три тысячи лет, и они являются самыми древними из известных образцов наскальной живописи на Земле, однако совершенно точно установить это пока не удаётся из-за табу местного населения на любые исследования.

Миллионы лет Австралия была частью Антарктиды, прежде чем отколоться от неё и начать двигаться на север к экватору. До сих пор никто точно не знает, каким образом здесь появились первые аборигены, их прошлое до сих пор окутано тайной, однако находки указывают на то, что это произошло около 50 000 лет тому назад, именно тогда, как и датируются наскальные рисунки.


Хотя комплекс росписей на скалах и гротах в Национальном Парке Какаду, где мы и фотографировали, внесён в список Всемирного культурного наследия, их сохранность находится под постоянной угрозой, как со стороны природы (лесные пожары, эрозия), так и от посещающих их туристов. И с целью сохранения этой информации в 2013 году Австралийская компания «Maptek» приступила к работе над широкомасштабным проектом - сканированием наскальных рисунков аборигенов в парке Какаду.


Если попытаться описать происходящее, запечатлённое на наскальных рисунках, используя при этом описание на английском языке на рядом стоящей табличке, то получится приблизительно следующее…


Этот рисунок является наиболее часто фотографируемым рисунком.


Главный персонаж - Namarndjolg (№3) . Считается, что он и его "сестра" нарушили закон о недопустимости заключения брака между "родственниками". Namarndjolg позже превратился в Ginga , гребнистого крокодила. "Сестра" в данном случае - не кровная сестра, а женщина из того клана/тотема, которому запрещено было заключать брак с кланом Namarndjolg-а. Даже в наши дни если европеец женится на женщине-аборигенке (или наоборот), то его "зачислят" в определенный клан, для того, чтобы было понятно, к какому клану будут относится его дети, и на ком они смогут/не смогут жениться.
Namarrgon (1) - Человек-молния (Lightening Man ), нарисован справа от Narmarndjolg.

"Рожки"/"Усы"/"Дуга"/"Повязка" на его голове - это молнии. У него есть каменный меч (около колен), а локтями он генерирует раскаты грома.
Легенда гласит, что Namarrgon, его жена Barrginj (2) и их дети Aljurr пришли с северного побежья в поисках хорошего места для жизни. Сейчас Namarrgon живет на вершине плато Lightening Dreaming. Его дети Aljurr - молнии, но они также могут быть и ярко-оранжевыми и синими кузнечиками, которые приходят в самом начале сезона дождей. Считается, что они ищут Namarrgon-а. Для аборигенов же появление таких кузнечиков означало, что пришла пора искать укрытие от штормов. Barrginj, жена Namarrgon-а, нарисована чуть ниже Namarndjolg-а.
Мужчины и женщины (4) на рисунке направляются на церемонию. Груди кормящих матерей прикрыты кусочками ткани.


Guluibirr (5) , рыба Saratoga - популярная для вод ручьев и рек тех мест.


Такая вот история жизни, запечатлённая в камне и дошедшая до нас!

По всей Австралии обнаружены более 50 тысяч мест, где были обнаружены рисунки, но большая часть этих мест держится в строжайшем секрете не только от туристов, но и от властей.
Вообще по моим наблюдения, аборигены не очень дружелюбно настроенные люди по отношению к «белому» населению, хотя оно и понятно. То, что творили здесь колонисты сопоставимо с нацизмом в худшем его проявлении. Только в 1970 году правительство прекратило отбирать детей у аборигенов под лозунгом «Ассимиляции коренных жителей Австралии». Эти дети даже получили название «украденное поколение».
Сегодня ситуация с аборигена несколько изменилась, но прямо скажем особо это не бросается в глаза. Среди них огромное количество алкоголиков и наркоманов и существует даже закон на северных территориях, запрещающий продавать алкоголь аборигенам и есть карточки по которым его можно приобрести в магазине. Их выдают, например, туристам, при заселении в отеле. Но в дороге нам встречались и очень доброжелательное местное население, хотя всё равно мы старались держаться от них подальше (на всякий случай) и не оставлять машину без присмотра, потому как «законы тут не писаны» и полиции нет совсем. Кроме того, мы столкнулись здесь на севере страны с совершенно беспрецедентным случаем, когда на заправке нам отказались продавать бензин!!! Нам был задан вопрос «критическая ли у нас ситуация с бензином?», ответили, что типа на исходе, после чего последовал ответ - ну тогда вполне себе доедите до следующей заправки……………. «немая сцена Гоголя».

Со связью в этих местах тоже полная беда, не работает ничего, ни мобильники, ни навигаторы, про Wi - Fi даже и не заикаюсь J Одним словом нужно быть очень и очень подготовленным, если хотите сунуться на север страны.
Хочется также немного предостеречь путешественников, желающих вступить в контакт с местными аборигенами, не имея рядом сопровождающих вас проводников (рейнджеров). Австралийские аборигены обладают очень сильной магией, которая позволяет добиться желаемого эффекта без использования чего-либо, принадлежащего человеку (в то время как обычно именно личная вещь человека является неким проводником для воздействия на человека). Для этого применяются специальные напевы и концентрация мысли колдуна на особе, подвергающейся влиянию. Колдун может таким образом даже напеть смерть человеку. Для многих австралийская магия - способ решить проблему, когда нет доступа к вещам, имеющим отношение к объекту. Сильна ли она? Да! Но никто из ученых не сможет объяснить, на чем основано ее действие. Поэтому, будьте бдительны!

Сегодня мы обратимся за вдохновением к искусству австралийских аборигенов.

Тысячи выразительных точек, увлекающие взгляд ритмы, необыкновенные сюжеты, удивительный колорит, завораживающие орнаменты… Все эти эпитеты это лишь малая часть того, как можно описать искусство австралийских аборигенов.

Живопись аборигенов Австралии

Эти яркие, интересные и удивительно гармоничные сюжеты создавали люди, не имеющие никаких знаний о колористике или композиции. С помощью этих картинок австралийские аборигены пытались выражать свои чувства, взаимоотношения, показывать мир вокруг себя, все что их волновало, радовало, удивляло, страшило и….

Поскольку, эти сюжеты нарисованы очень просто, мы легко можем понять их смысл, или прочувствовать эмоции автора. Картины австралийских аборигенов сотканы из невероятного количества точек, плавных «утекающих» линий - что придает этим творениям особый шарм и загадочность.

Живопись австралийских аборигенов Картина точками, кенгуру
Абстрактная живопись, крокодил
Это живопись, орел
Этно картина точками, ящерица
Это орнаменты, змея

Надеюсь, большинству читателей, точечная роспись по мотивам сюжетов австралийских аборигенов будет интересна, в плане созерцания и применения на практике, а также поиска новых творческих идей и своего уникального стиля.

Итак, если вам интересен сегодняшний необычный сюжет, переходим к практике.

Перечень материалов для написания абстрактной картины

Для работы понадобится холст (на этот раз можно взять и холст на картоне), я использовала холст 50 х 60 см, но думаю здесь можно использовать как значительно меньший формат, так и наоборот очень большой.

Рисовать сегодня мы будем акриловыми красками. Для создания такого сюжета понадобятся

следующие краски:

  • черный;
  • белила титановые;
  • красный;
  • коричневый ван дик;
  • синий цирулеум;
  • синий прусский;
  • фиолетовый;
  • желтый неаполитанский;

декоративные акриловые краски:

  • золото;
  • хамелеон;
  • графит;

и, как обычно:

  • баночка с водой,
  • пульверизатор,
  • кисти, большая плоская и тонкая круглая №2-3,
  • гигиенические палочки.
Это картина, морской мир

Какой сюжет выбрать?

Сегодня я лишь даю идею, нового интересного и достаточно простого в исполнении сюжета, и хочу вас призвать не повторять точь-в-точь за мной то, что изображено на моем холсте. Сегодня, вы смело можете дать волю фантазии , и ни капельки не боятся, что у вас что-то не получиться. Возьмите какую-то идею за основу и развивайте ее по своему, используйте свои цвета, изменяйте сюжет….

Исходя из этого, список выше перечисленных красок немного теряет смысл, пользуйтесь теми цветами и красками, которые подходят именно вам .

Боитесь сделать слишком пестрый сюжет? Сузьте гамму, или выберите несколько гармоничных цветов.

Приступаем в работе

Фон картины

Создаем фон : покрываем холст достаточно плотным слоем краски , так, что бы он совсем не просвечивался. Фон, может быть заполнен каким-то одним цветом, а могут и быть некие полосы или пятна близких по гамме оттенков (к примеру: красный, оранжевый, желтый, коричневый; или синий, фиолетовый, голубой…).

Фоновую краску можно наносить достаточно «грубо» быстрыми мазками большой флейцевой кистью из щетины. Следы от мазков можно растушевывать, а можно и оставить. Все зависит от вашего замысла.

Эскиз карандашом

После того, как фоновая краска нанесена примерно набросаем сюжет простым карандашом . Я изобразила некий бесконечный овал, по которому одна за другой бегают две ящерицы. Похожий сюжет я нашла в интернете.

Далее берем в руки тонкую круглую кисть №2 и аккуратно обозначаем контуры основных объектов . Я наметила неаполитанским желтым контуры ящериц. Светлым голубым (черным, белилами и синим прусским) наметила очертания овалов, по которым движутся ящерицы. Линий, обозначающих контуры объектов, может быть несколько, идущих одна за другой.

Работа с цветом

Задаем цвет , отличающийся от фонового нашим зверюшкам, другим цельным фигурам и объектам. Мои ящерицы покрашены внутри контура в смесь красной кошенили с коричневым ван-диком (1/1). Овалы заполнены: синим цирулеумом с белилами; синим прусским с белилами; и фиолетовым.

Наносим точки

После того, как все цвета заданы берем в руки гигиенические ватные палочки, и орудуем ими как полноценным художественным инструментом. Заполняем наши объекты разноцветными точками.

Этно мотивы, живопись аборигенов Австралии

Я пробовала писать эти точечки тонкой кистью и палочками. Скажу честно, палочками ставить точки куда быстрее и удобней. Что бы было еще быстрей и удобней советую расставлять сначала точки одного цвета, потом переходить к другому, третьему и т. д. Если потом каких-то точек будет не доставать их всегда можно добавить.

Есть в ватных палочках один небольшой минус, если вата намотана на стержень не очень туго, то после нескольких мазков этим инструментов выдергиваются ворсинки, которые мешают делать точные мазки. Впрочем, это не проблема, а просто замечание, покупайте для такого творчества качественный гигиенические палочки.

Если вы, для своего сюжета выберете геометрический рисунок, в котором отсутствуют изображения каких-либо животных, а есть лишь некие направления, ритмы, видимость узора - вам сначала нужно будет карандашом наметить именно эти направляющие (волны, спирали, круги и т.п.) . Потом внутри между заданными направляющими линиями заполнять остальное пространство точками, не забывая о едином ритме в каждой из маленьких частиц большого рисунка.

Украшаем декоративными красками

Когда все уже почти готово, все объекты вашего холста заполнены точками и линиями - придадим нашей работе немного лоска:

Ногти и язычки ящериц я покрасила декоративной краской «золото» , это несколько приукрасило работу. Узоры в центральном овале написаны с добавлением декоративной краски «хамелеон» . Также, темный фон - я покрыла волнистыми линиями краской «графит» потом их немного растерла, что бы слишком не бросались в глаза.

И очень удачный по-моему прием - это тени под фигурами ящериц . Жидкой, разведенной водой синей прусской я под нашими ящерицами наметила полупрозрачную линию- тень, не широкой синтетической кистью. Эта тень придала нашей достаточно плоской работе немного больше объема - ящерицы выдвинулись вверх над овалами, по которым они движутся.

Вот и все, картина готова!


Картина по мотивам живописи австралийских аборигенов

Мне моя работа очень нравится, хотя я почти уверенна, что у многих из вас выйдет более завораживающий и интересный сюжет.

Видеоурок живописи

Желаю удачи, творческих успехов и вдохновения!

Перед там как рисовать индейца, я должен немного рассказать Вам о сабже. Индеец — красножо кожий бро, названный так из-за нелепой ошибки господина Колумба (Известного , который даже не подозревал, что открыл совсем не Индию, а Америку) По общепринятым понятиям, индеец всегда выглядит вдумчивым, курит трубку и ходит в кокошнике из перьев. Когда на их землю ступает нога чужеземца, то индеец (хлопая ладошкой по губам и издавая звук О-О-О) бежит сломя голову к своему племени, где они разжигают и точат свои копья и стрелы. Но когда чужаки преподносят им заморские дары, то индеец закапывает топор войны. Позже вождь племени и гости садятся в круг, в самом оттюнингованном вигваме, и закуривают трубку мира (скорее всего с какой-то необычной травой, так как вождю очень часто являются всякие видения пророчащие зло).

Индеец прекрасно приспособлен к жизни, умеет убивать своим томагавком животных и сдирать с них шкуры, выращивать кукурузу и делать из нее попкорн. Женщина-индеец общипывает бедных пташек и шьет из их перьев ловцы снов. Самка индейца чаще всего красивая, если судить по мультику Покахонтас.

В настоящее время индейцев, как таковых, практически не осталось. Специальным постановлением суда было принято указ об перемещении всех индейцев в музеи, а на месте их обитания построить нафтовые вышки, заводы и клубы с покером и куртизанками. А чуть позже и черные взбунтовались и заполонили собой всю Америку. Такие дела.

Как нарисовать индейца карандашом поэтапно

Шаг первый. Для начала обозначим позицию человека. Шаг второй. Рисуем элементы лица: глаза, нос, рот, означим оперение. Шаг третий. Добавим волосы, и по всему телу штрихов. Тоже самое проделаем и с перьями. С помощью штриховки сделаем тени. Шаг четвертый. Сотрем вспомогательные линии и детализируем объекты. Как-то так должно получится. Можете еще раскрасить цветными карандашами. Кроме этого у нас есть еще интересные уроки, например.

Австралийские орнаменты были вторыми по списку, но тогда я так и не смогла ни на чем конкретном остановиться и пропустила тот месяц, а сейчас после двух удачных на мой взгляд кейнов с и пришла в голову идея снова сделать кейн, вдохновившись точечной живописью австралийских аборигенов.

Традиции точечного рисунка автралийских аборигенов уже около 4 000 лет назад, и придумали они этот стиль рисунка совсем не с декоративными целями. Дело в том, что у древних австралийцев не было письменности, и такие вот точечные рисунки использовались для того, чтобы передать через поколения свои летописи и послания об истории, укладе жизни, традициях. Именно поэтому, кстати, ни в одном из языков аборигенов Австралии нет слов "искусство" или "художник".
Для своих рисунков они использовали растертые камни и землю - в Австралии встречается много красивых и ярко окрашенных минералов, охристых, белых и оранжевых оттенков.
Аборигены раскрашивали свое тело.

Поначалу эти рисунки европейцы считали примитивными и не заслуживающими внимания.
Пока в 1971 году в поселение аборигенов Папуния не приехал учитель рисования Джеффри Бардон.
Бардон был поражен тем, в каких условиях жили местные жители. По его словам, это был настоящий ад на земле. Всего за год от болезней там умерла половина населения. В Папунии на самом деле жили пять разных племенных групп, говорящих на пяти языках. Аборигены пытались мирно сосуществовать и найти новую цель в жизни, ведь все, что они знали, отныне запрещалось. Все краски жизни отняли вместе с землей, и им остались лишь полусонное существование и невеселые размышления. Всем заправляли заносчивые белые чиновники «в белых носках», большинство из которых, как вспоминает Бардон, плевать хотели на аборигенов.
Некоторые не говорили с местными по десять лет. Что касается полутора тысяч аборигенов, то у них не было лидеров, которых белые воспринимали бы всерьез, так что их интересы никто не представлял.
Местные жители не доверяли белым, дети приходили в школу только ради бесплатного горячего молока.
Бардон заметил, что вне школы, болтая и играя на площадке, ребятишки рисовали на песке пальцами и палочками узоры - точки, полукруги, волнистые линии. Однажды он попросил повторить их эти узоры, и после недолгих уговоров ученики согласились.
А затем к ним присоединились и взрослые. Бардон отвозил рисунки в ближайший город, и там они неожиданно начали пользоваться спросом.
Учитель привозил аборигенам деньги, новые краски. Позднее дело дошло и до машин.
Но как известно, ни одно доброе дело не остается безнаказанным.
Всполошилась местная белая администрация. Оказалось, что искусство аборигенов стоит хороших денег, и местные, которые по мнению администрации должны были оставаться неимущими, вдруг обзавелись имуществом и деньгами. И их интересы защищал Джеффри Бардон.
Тогда и решено было настроить аборигенов против молодого учителя. Тем более, что сделать это было не трудно. У аборигенов после многолетней беспросветной нищеты совсем снесло головы, когда появились деньги. Им заявили, что Бардон большую часть вырученных денег присваивает себе.
Аборигены перестали ему доверять и выжили из поселения.
Через полтора года Джеффри уехал оттуда, лишившись многих своих идеалов и иллюзий, раздавленный и сломленный (заработал нервное расстройство, лечился позже у психиатра), но за это короткое время он успел положить начало одному из самых поразительных течений в живописи XX века.

Я впервые узнала о Бардоне несколько лет назад. Читала какую то художественную книгу. Не помню ни имени автора, ни название книги, ни основного сюжета, ни даже на каком языке книгу читала по-русски или по-английски. В качестве побочного сюжета была история Джеффри Бардона, я заинтересовалась. Полезла в интернет посмотреть и была просто сражена этой живописью.

PS Катя aka twinsika подсказала имя автора и название книги: Виктория Финли "Тайная история красок". Спасибо ей огромное!

Сейчас в Австралии насчитывается боле 50 художественных артелей аборигенов (причем, большинство художников проживают в отдаленных пустынных районах страны).
Искусство аборигенов считается теперь достоянием страны, просто так купить картину и вывезти заграницу невозможно. Так что в основном вся живопись находится в Австралии.

Живопись аборигенов сакральная, наполнена символами. Часто они изображают животных, играющих огромную роль в их повседневной жизни.
Одним из таких животных является гоанна - вид большой ящерицы из семейства варанов.
Гоанна олицетворяет для многих австралийских племен дух дождя, кроме того гоанна является источником пищи. Жир гоанны считается деликатесом (они скажут yummy, a по мне так просто yuck).

Мне кажется, что даже на "изобретение" точечного рисунка аборигенов вдохновили именно гоанны.


Готовый кейн до ужимания


По просьбе Алии сделала несколько снимков процесса "рождения" кейна

Сделала приблизительный эскиз будущего кейна, подложила его под стекло, а на стекле стала выкладывать рисунок.

Сначала появилась ящерица. Делала ее пока "дежурила" в Бальбоа парке, где сейчас проходит неделя гильдии полимерной глины.
Предтавляла гильдию, рассказывала о глине и простейших техниках всем желающим послушать, тут же по ходу что то и показывала, к тому же хотелось еще и со знакомыми из гильдии пообщаться, посмотреть выставку (просто потрясающую, но фотографировать мне разрешили только с условием, что я ничего не буду выкладывать в интернет). В перерывах от всех этих отвлекающих моментов занималась кейном. К тому моменту, когда нужно было собираться домой, ящерица была готова.

Потом стала заполнять background. Хотелось сымитировать точечную живопись, поэтому несколько вечеров медитировала, выкладывая слои.
Сейчас кейн в холодильнике, завтра вечером попробую ужать. Точечки, боюсь, сохранить не удасться. Сама не знаю, зачем столько времени потратила на них. Ну, посмотрим, что получиться.

Поразительная художественная продукция австралийских аборигенов была неизвестна на Западе вплоть до 1970-х. В течение десятилетия искусство аборигенов преодолело границы этнического или примитивного выражения, чтобы занять достойное место среди современных художественных движений, появилось в престижных музеях и галереях мира. В сообществе аборигенов, живущих в центре западной австралийской пустыни, обнаружилось беспрецедентное возрождение искусства. Возникли разные группы художников-аборигенов, использующих современные техники не только для того, чтобы выразить традиционные и религиозные мотивы их культуры, но также и для интерпретации актуальных современных тем.

Позже всплеск художественного творчества туземцев обнаружили в самых разных регионах Австралии: сообщество аборигенов города Новый Галь на юге, провинция Виктория, Квинсленд, Западная Австралия (кланы коори, миррие, ньонга)… Такая художественная деятельность сыграла важнейшую роль в осознании аборигенами своих прав в их требовании получить политический и социальный голос в решении различных проблем внутри австралийского сообщества. В искусстве аборигенов выдвижение таких требований сочетается с проявлением абсолютной духовности и привязанности к своей земле.

В наши дни аборигены свободно перемещаются по континенту. Даже если отличительные особенности их художественной продукции обусловлены корнями, традициями, связанными с их географическим происхождением и определяются культурой, индивидуальными особенностями конкретного художника, проекты, темы, идеи постоянно смешиваются. Большая часть продукции, определяемой как «традиционное искусство аборигенов», создана в сообществах, удаленных друг от друга на сотни километров.

Австралийские художники-аборигены используют разнообразные средства, включая живопись на коре, листьях, резьбу по дереву, наскальные изображения, живопись с использованием песка, церемониальные одеяния, декорирование разных инструментов. В культуре аборигенов искусство - один из ключевых ритуалов и используется, чтобы пометить территорию, напоминать о прошлом, рассказывать истории про незапамятные времена. Аборигены верили, что их мир возник в результате акта творения. Неаборигенам трудно понять исключительную важность искусства для их жизни.

Исследователь Говард Морфи писал: «Искусство было и остаётся центральным компонентом традиционного способа жизни йёлигу, имеет большое значение и в политической сфере, и в отношениях между кланами. И является действенным компонентом системы жёстко обозначенного знания. А на более метафизическом уровне искусство для аборигенов является главным средством для воссоздания событий прошлого, почитания предков и общения с миром духов».

История искусства аборигенов насчитывает 50 тысяч лет, о чём свидетельствуют древние рисунки на коре, обнаруженные в самых удаленных регионах земли Австралии, созданные ранее появления наскальных рисунков в пещерах Ляско и Альтамиры.

Изначально функция и ценность искусства аборигенов имели священный характер и отражали эмоциальные, политические и даже практические аспекты жизни первых поселенцев на континенте. В наши дни, хотя искусство аборигенов и утратило присущую прошлому периоду сакральную природу и оказалось приспособленным к требованиям международной публики, тем не менее, и современная художественная продукция аборигенов по-прежнему имеет корни в древнем мистическом восприятии мира.

В культуре аборигенов важную роль играет концепция «сновидений», обращающая не только к мифам творения, но также к пейзажу и тесной связи с ним аборигенов. Кроме того, согласно их тотемическим верованиям, духи предков продолжают жить среди людей и сегодня. И от духов предков зависит социальная идентичность и духовная ответственность аборигенов. Поэтому сновидения обеспечивают связь с прошлым, с самим временем, с источником первичного знания.

Вовсе не удивительно, что сновидения образуют контекст и сюжет большинства произведений художников-аборигенов. На многих символических предметах, оружии изображены рисунки, иллюстрирующие эти мифы, подчеркивающие их сакральный характер. Резьба на камне, картина на коре или земле свидетельствуют, что такое творчество само по себе является ритуальным актом.

Живопись на коре дерева - самая распространенная форма искусства у аборигенов. Используемая в древности для строительства жилищ, часто украшенная символами и мотивами, снятая с эвкалиптов кора - гибкий, гладкий материал, в то же время прочный. Стиль рисунков варьируется в разных зонах Австралии. В некоторых регионах рисунки воплощают фигуративную тенденцию, как в окрестностях, недалеко от города Оэнпелли, на западе от Земли Арнхема. А на востоке, как в окрестностях Йиркала, в рисунках появляются более абстрактные и геометрические мотивы. А рисунки на коре на острове Гроот Эйландт, наоборот, отличаются глубиной черного фона, на котором и появляются изображения.

Символы искусства аборигенов, их значение

Культура и традиции австралийских аборигенов развивались на протяжении нескольких тысячелетий. И символы в их искусстве являются продолжением этой традиции и не отличаются от наскальных изображений и росписей в пещерах, созданных аборигенами в последние столетия. Традиционно эти символы использовались в изображениях на песке и татуировках на теле во время церемоний и корроборис, народного танца аборигенов-австралийцев. Причем в каждом регионе Австралии символы имеют свои особенности. В артсимволах Северного Квинсленда доминировали образы речного берега в специфическом стиле «перекрестных линий» или «рентгеновских лучей», исконном для уроженцев этих мест.

Аборигены Центральной Австралии в своем творчестве делали акцент на «песочных» или «точечных» картинах, передающих образ пустыни.

Австралийские аборигены верили в магическую силу «сновидения» или акта творения окружающего мира под названием Тьюкуррпа. Эта культура развивалась, когда предки аборигенов заселили сельскую местность Австралии. Особое значение они придавали источникам, рекам, горам и скальным образованиям. Отношения аборигенов с природой, отождествление с ней, особенно с землей, космосом и морем, было глубоким и исключительно духовным по своей природе.

Современное искусство аборигенов основывается на этих древних и традиционных символах, художники-аборигены создают из них очень простые конфигурации, схемы, но полные значения. Такие символы применяются и в татуировках для церемоний и наносятся на предметы, оружие и другие вещи, используемые аборигенами. Они верили, что художественные символы имеют огромную власть над людьми. Такое ритуальное значение символов прослеживается у нескольких поколений художников и духовных лидеров аборигенов.

Традиционная связь со сновидениями всё еще имеет важное значение в произведениях художников-аборигенов. Хотя основная концепция артсимволов достаточно упрощенная, аборигены активно используют ее, чтобы создавать одухотворенные и прихотливые конфигурации, в которых зашифрованы сложные истории. Знак V - артсимвол, обозначающий мужчину аборигена. Если символ V сопровождается кругом или несколькими концентрическими кругами, это указывает на мужчину, сидящего возле источника. Спиралевидные линии - символическое изображение текущей воды. И рассказывают они про власть мужчины аборигена. Это история про водоноса, использующего свою прирожденную способность вызывать дождь. Каждый дополнительный символ придает еще большую силу и значение картине.

Точка, пятно - один из основных символов у художников Западной пустыни и Центральной Австралии, придающий их картинам такое своеобразие. Точки, пятна могут обозначать звезды, искры от костра, землю. Современные художники-аборигены утверждают, что обычные зрители могут увидеть в картинах лишь внешнюю историю. Только знатоки истинного значения символов способны понять внутреннюю, таинственную историю картин. Но сегодня художники-аборигены используют точечную пунктуацию, пятна, чтобы затемнить или зашифровать смысл символов в их картинах.

Религиозные и культурные аспекты искусства аборигенов

Традиционное искусство аборигенов почти всегда имеет мифологический оттенок, связанный с жизнью аборигенов в глубокой древности. Многие современные арт критики Запада полагают, что если в таком искусстве не прослеживается духовность аборигенов, его нельзя считать подлинным туземным искусством, воплощающим их истинную суть. С таким мнением абсолютно не согласен Вентен Рубунтья, художник-абориген, пейзажист, полагающий, что трудно найти какое-либо искусство, лишенное духовного значения. Рассказывание историй и тотемные изображения встречаются во всех формах искусства аборигенов. Причем существует и часто используется и специфическая женская форма искусства аборигенов - в регионе Земля Арнхем.



Вверх