Интеллектуально развлекательная игра «День шуток. Конспект НОД «Небывальщина да неслыхальщина» (подготовительная группа) Власенко Т. А Образные упражнения «Небывалая зарядка»

Интеллектуально - развлекательный досуг «День шуток» для детей и взрослых.

Разработчик: Саурская Елена Дмитриевна, воспитатель 1 квалификационной категории,

ГБОУ СОШ №1927 д/о, г. Москва.

Интеллектуально - развлекательный досуг «День шуток»

Оформление зала:

1. Шары с рожицами.

2. Смешные картинки.

3. Надписи: - «День смеха»; - «ХИ-ХИ»; - «ХА-ХА».

4. Флажки.

5. Плакаты: - " Не сиди ты с кислым видом,

Не скучай и не грусти,

А лучше мы тебе желаем

Отлично праздник провести".

- "Коли первого апреля не соврёшь,

Когда ещё времечко найдёшь?"

- "Первого апреля - никому не верю".

Оборудование и атрибуты:

Компьютер, слайд-шоу персонажей «Петрушка», «Скоморох», «Шут», «Клоун» и юмористов;

4 тарелки с мукой;

Конфеты карамельные и шоколадные;

Маски: обезьяны, Бабы-Яги, зайца, ежа;

Мыльные пузыри (на каждого);

3 надутых шарика;

6 надутых шариков для надевания на ногу (с резинкой);

Зеркало;

Рисунок кота, отдельно меховой хвост;

Набор карандашей (18 штук):

3 веника;

Платье, панамка с косами. -для доктора: халат, шапочка, трубочка.

Предварительная работа:

Беседа о том, кто такие скоморохи, клоуны, шуты,Петрушка, юмористы.

Чтение рассказов Н. Носова: “Живая шляпа” “Бобик в гостях у Барбоса”

Ход досуга:

Ведущий: Дети, предлагаем вам отметить веселый весенний праздник - День смеха. День 1 апреля празднуют во многих странах. В некоторых он называется "День дураков", но наше название - «Первого апреля - никому не верю». Существует даже народная пословица: «Коли первого апреля не соврёшь, когда ещё времечко найдёшь». Не удивляйтесь, если, придя домой с улицы, вы обнаружите на спине какой-то "прикол". А если вы с утра не можете надеть брюки, так как зашиты штанины, - постарался кто-то из домашних. Да, действительно, 1 апреля можно ожидать чего угодно. В праздник смеха шутят не только по-доброму. Например, может случиться, что именно в этот день самый вредный сосед не сможет открыть дверь своей квартиры. “Почему?”, - спросите вы. Да потому, что за вредность его дверь привязали к перилам лестницы.

Ведущий: Максим, Владик, Толя, Ваня,

Ярик, Вася, Аня, Даня,

Арсений, Алсу и Саша,

Ребенок: Начинается юморина наша!

Юмор - это значит смех,

Шутка добрая для всех.

Юмор - это ты и я.

Мы - весёлые друзья.

1-ый ребенок: Отмечают праздник смеха

Ну потеха! Вот потеха!

Словно целый белый свет

Съел смешинку на обед!

А шальная детвора

Прямо с самого утра

Заключила договор

Веселить любимый двор.

2-ой ребенок: Постучали к тёте Маше:

Ой, сбежала Ваша каша!

А она нам: - Не зевайте!

Быстро кашу догоняйте...

Разгадала тётя Маша

Без труда затею нашу.

3-ий ребенок: Забегаем к тёте Свете:

Ваш ковёр уносит ветер!

Бросилась она во двор

Точно, улетел ковёр!

Он теперь висит на крыше,

А помог нам дядя Миша.

Невзирая на года,

Он затейник - хоть куда!

4-ый ребенок: А сердитой тёте Моте Мы сказали:

«Мышь в компоте»!

А она скорей к соседке:

Доставать для мышки клетку.

5-ый ребенок: Мы компота отхлебнули,

Посидели, отдохнули,

И оставили посланье:

«Было вкусно. До свиданья!»

Ведущий: Ребята! Кто смешит людей?

Дети: Скоморохи, шуты, клоуны, юмористы, Петрушка.

Ведущий: Правильно. А кто пишет смешные рассказы, стихи для детей и взрослых?

Дети: Поэты, писатели.

Ведущий: Смешные рассказы какого писателя мы вам читали? Вспомните и назовите его рассказы.

Дети: Николай Носов. “Бобик в гостях у Барбоса”, “Живая шляпа”.

4 часть - Песня "Веселый цирк" (с движениями).

Ведущий: Поэты ещё сочиняют и такие стихи, в которых всё наоборот. Послушайте "Небылицы"

1-ый ребенок: Небылицы в лицах,

Щёлкают орешки,

Да говорят насмешки.

Не короткие, не длинные,

А такие, что в самый раз,

Как от меня до вас.

2-ой ребенок: Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс.

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

3-ий ребенок: С мармеладом в бороде

К своему папаше

Плыл медведь в сковороде

По кудрявой каше!

4-ый ребенок: Над землёй арбуз летит,

Он чирикает, свистит:

“Я - горчица, я - лимон!

Я закрылся на ремонт...”

Ведущий: А сейчас послушайте веселые сценки.

Догадливый сын.

Мамочка! В ведро с молоком упала мышь!

Ну что же, ты поймал её, Никита?

Нет, я бросил в ведро кошку, чтобы она её поймала.

Здравствуйте, Коля, Костя, Петя!

Где же ваша мама, дети?

Нашу маму не найдёте.

Мамочка в чулане, тётя.

Все дети: Ведь она, увидев Вас,

Прячет сладости сейчас.

Ведущий: Сценки - шутки на полминутки

Яму копал? - Копал.

В яму упал? - Упал.

В яме сидишь? - Сижу.

Лестницу ждёшь? - Жду.

Яма сыра? - Сыра.

Как голова? - Цела.

Значит живой? - Живой.

Ну я пошёл домой.(О.Е.Григорьев)

"Драчуны"

Кто кого обидел первый?

Он меня. - Нет, он меня.

Кто кого ударил первый?

Он меня. - Нет, он меня.

Вы же раньше так дружили.

Я дружил. - И я дружил.

Что же вы не поделили?

Я забыл. - И я забыл.

Зайчик, зайчик, что ты грустный?

Потерял кочан капусты.

А какой? - Вот такой...

Круглый, белый, большой.

Ну-ка, зайка - шалунишка,

Дай потрогать животишко!

Он тугой, как барабан.

Значит, съел я свой кочан и забыл!

Ребенок: Мы всегда везде такие

Утром, вечером и днём.

Потому что мы частушки

Развесёлые поём.

7 часть - Частушки

1. На заборе чепуха

Кушала варенье,

Муха съела петуха

В это воскресенье.

Припев: Чеп-чеп, а-ха-ха.

В самом деле чепуха.

Чеп-чеп, а-ха-ха.

В самом деле чепуха.

2. Тётя Мотя суп сварила

На плиту поставила.

Лимонадом посолила,

Мухами заправила.

3. Две старушки поругались

И кастрюлями подрались.

На суде они сказали,

Что они в футбол играли.

4. Всех Надюша удивила.

Рукава к трусам пришила.

И не два, а целых три.

Вот так платье, посмотри.

5. Перепутала Алёнка,

Рыбой кормит жеребёнка,

А в тарелке у котят

Сено и овёс лежат.

6. Позабыл сегодня Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком.

8 часть - Конкурсы

1) “Попробуй достать” - (конфету из муки без помощи рук, губами).

2) “Не засмейся”- (ребёнок говорит: “какой я красивый, ну какой я красивый, ах какой я красивый”, дети его смешат).

3) “Прицепи правильно”- (надо с завязанными глазами прицепить коту хвост).

4) “Кто быстрее”- (дети бегут с надувным шариком, держа его головами).

9 часть - Загадки-обманки (ведущий говорит, дети поправляют).

В чаще, голову задрав,

Воет с голоду... (жираф)

Как в автобусный салон

К маме в сумку прыгнул... (слон)

Сено хоботом берёт

Толстокожий... (бегемот)

Простой вопрос для малышей:

Кого боится кот?... (мышей)

С пальмы вниз, на пальму снова

Ловко прыгает... (корова)

Быстрее всех от страха

Несётся... (черепаха)

Длиннее шеи не найдёшь,

Сорвёт любую ветку... (ёж)

На заборе поутру

Кукарекал... (кенгуру)

Над лесом солнца луч потух,

Крадётся царь зверей... (петух)

Клубком свернулся - ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий... (конь)

10 часть - Чтение смешных стихотворений детьми.

Замарашка

Замарашка рук не мыл.

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин

Мы на шее лук посадим,

Репу на ладошках,

На щеках картошку,

На носу морковь взойдёт!

Будет целый огород!

Великан и мышь (Альвин Фройденберг)

Тсс! Тихо! Слушайте, ребята!

Жил один великан когда-то.

Во сне вздохнул он что есть сил

И мышь живую! - проглотил.

Бедняга прибежал к врачу:

“Я мышку съел! Я не шучу!

Помилуйте, какие шутки!

Она пищит в моём желудке...”

Был врач умнейший человек,

Он строго глянул из-под век:

“Откройте рот. Скажите: “А”.

Живую мышь? Зачем? Когда? Сейчас?

Так что же вы сидите?!

Идите кошку проглотите!”

Маша и каша

Не буду я есть эту кашу!

Кричала за ужином Маша.

И правильно, - думала каша,

Хорошая девочка Маша.

Удивительная грядка

У меня на грядке

Крокодил растёт,

А в реке Москва-реке

Огурец живёт.

Осенью на грядке

Крокодил поспел.

Огурец в Москве-реке

Всех лягушек съел.

Я боюсь, ребятки,

Что на этот год

Вырастет на грядке

Страшный бегемот.

А в реке Москва-реке

Клюнет на крючок

Как вам это нравится?

Страшный кабачок.

Ох! Когда ж на грядке

Будет всё в порядке!

11 часть -Дети исполняют песню "Кудряшки" (cлова Аллы Ахундовой)Смешные песни.

Кудряшки

1. Почему на голове не растут цветочки,

А растут они в траве и на всякой кочке?

Если волосы растут, значит их сажают.

Почему сажать цветы мне не разрешают.

Припев: Хорошо бы сделать так:

Срезать все кудряшки

На макушке красный мак,

А вокруг ромашки.

2. А сестрёнке бы своей

Посадил я розу

Нет цветов прекрасней роз,

А сестрёнка в слёзы:

“Я всё маме расскажу,

Расскажу и спрячусь.

Вот возьму и посажу

Ей за это кактус!”

3. А себе б я посадил

Ландыши, гвоздику.

Научиться бы ещё

Сеять землянику.

Вот была бы голова

Голова что надо!

Лес, цветы, трава, дрова,

Тишина, прохлада.

Мальчик стричься не желает.

1. Мальчик стричься не желает.

Мальчик с кресла уползает.

Он в мужском и женском зале

Весь паркет слезами залил.

Припев: А волосы растут,

А волосы растут.

2. Парикмахерша устала

И мальчишку стричь не стала.

Год прошёл, другой проходит.

Мальчик стричься не приходит.

3. Подрастают, подрастают.

Их в косички заплетают.

“Ну и сын” - сказала мать,

Надо платье покупать.

4. Мальчик стричься не желал.

Мальчик девочкою стал

И теперь он подстригаться

Ходит с мамой в женский зал. (мальчик переодевается девочкой)

12 часть - Подвижная игра “Баба-Яга”.

С помощью считалки выбирается "Баба-Яга":" Я мирюсь, мирюсь, мирюсь И я больше не дерусь. Ну, а если подеруся, В грязной луже окажуся". "Баба-Яга" стоит в середине круга. Дети её дразнят:

"Баба-Яга", костяная нога

С печки упала, ножку сломала.

Пошла в огород - испугался народ.

Вышла на улицу - раздавила курицу.

Пошла на базар - раздавила самовар.

(Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь осалить убегающих).

Ведущий: Прошу не кряхтеть, не сопеть, не вздыхать.

13 часть - Дразнилки.

1. Максим – Максимчик

Воды выпил графинчик.

И три ведра компота

Ему ещё охота.

2. Нашей Ане – Анечке

Влез комар под маечку.

Ей живот щекочет

А Анечка хохочет.

3. Толя, Толечка,

Толян Твой живот как барабан.

Уши лепёшкой,

А нос картошкой.

4. А у Васи на носу

Кошки ели колбасу.

Ели, ели три недели.

Ели, ели, не доели.

5. У Саши – Сашульки

На носу сосульки.

И рот до ушей,

Хоть завязочки пришей.

6. Ваня - Ванюшка

Проглотил лягушку...

Лягушка в животе поёт,

Спать Ванюшке не даёт.

7. Алсу - девочка наша,

Не кушала кашу.

Вылила в окошко

Бабушке в лукошко.

8. У Арсения – Арсюшки

Пляшут мухи на макушке,

Два комарика, сверчок,

Бабочка и паучок.

9. На крыше Сашулька

Повис, как сосулька.

Кричит он, вздыхая:

“Сейчас я растаю!”

10. Ярославчик - Ярик

Сел на воздушный шарик.

От внезапного хлопка

Прыгнул он до потолка.

11. Владик - наш мальчик

Сел в чемоданчик.

По Москве-реке плывёт

Громко песенки поёт.

12. А Данилка – ха-ха

Съел корову и быка,

И 15 поросят.

Только хвостики висят.

13. У Максимки на макушке

Веселились две лягушки.

Песни пели, прыгали,

Ножками дрыгали.

Ведущий: Полно нам ссориться

Веселиться.

14 часть - Конкурсы

1) “Не урони” (удержать карандаш между носом и губой, кто дольше).

2) “Лопни шар, лопни” (по шарику на ногу, лопнуть шар противника, но свой сберечь).

3) “Кто быстрее” (бег с веником, зажатым между ног, не помогать руками).

Ребенок: Так, забыв про грусть и лень,

Мы шутили целый день.

Вот бы десять раз в неделю

Было первое апреля!

15 часть - Итог Салют из мыльных пузырей. Встать в круг и одновременно выдуть мыльные пузыри.

Небылицы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Балдовская Гуля Рашитовна, воспитатель МБ ДОУ «Сказка» №385, г.Екатеринбург.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов, воспитателей старшей группы.
Цель :Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления нелепиц.
Задачи: 1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы»
2. Развивать воображение и фантазию детей.
3. Развивать все стороны устной речи.
4. Создать положительный эмоциональный настрой.
Небылицы (перевёртыши, нелепицы, путаницы) позволяют оценить элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Методика предназначена для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Жив - здоров - лежу в больнице.
Сыт по горло - есть хочу,
Хоть корову проглочу.
Вот такие забавные стишки народ назвал перевертышами в них все перевернуто.
Прочитайте детям путаницы и предложите найти несоответствия. Первую путаницу прочитайте как целое произведение, а потом по две строчки, чтобы дети сразу по их прочтении, называли, что автор перепутал. Восприятие путаниц на слух позволит детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.
Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет? (Л. Станичев.)

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица Получилась перепутаница.(В. Бурыкина.)

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор.
А по нашей кошке
Пробежал забор.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Мамонт и папонт гуляли на речке,
Бабант и дедант лежали на печке.
А внучок сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.

Зайчик белый, куда бегал?
- Во лес дубовый.
- Чего делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду.
- Кто украл?
- Я не знаю, я не знаю.


Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.



С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.(Д.Хармс)

Бочонок собачонок
- Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха -
Две щепотки,
Три столовых ложки
Ветра
И грозы -
Четыре метра!
Писку-визгу -
Двести граммов
Плюс пол-литра
Шумов-гамов,
Да ещеГлоток веревки
И моточек газировки! -
- Дам я все,
Что вы хотите,
Если вы
В обмен дадите
ТюкМальчишек,
ПукДевчонок
Да бочонокСобачонок! (Б. Заходер)


Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица –
Получилась перепутаница.(В. Бурыкина.)

Жучка булку не доела –
Неохота, надоело.
На островок налетел ураган.
На пальме остался последний баран.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.(З. Александрова.)

Чудаки
Я послал на базар чудаков,
Дал чудакам пятаков:
Один пятак
– На кушак,
Другой пятак – на колпак,
А третий пятак – так.
По пути на базар чудаки
Перепутали все пятаки:
Который пятак –
На кушак,
Который пятак –
На колпак,
А который пятак –
Так.
Только ночью пришли чудаки,
Принесли мне назад пятаки.
– Извините,
Но с нами беда:
Мы забыли –
Который – куда:
Который пятак – на кушак,
Который пятак – на колпак,
А который пятак –
Так.(Ю.Владимиров)


Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикообраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной сшил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летал под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.

Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё -
два козла:
Сивка да Бурка!(Ю.Чёрных)


Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)


КАКИЕ БЫВАЮТ СЛОВА
Есть сладкое слово - ракета,
Есть быстрое слово - конфета.
Есть кислое слово - вагон,
Есть слово с окошком - лимон.

Есть слово колючее - дождик,
Есть слово промокшее - ежик.
Есть слово упрямое - ель,
Есть слово зеленое - цель.
Есть книжное слово - синица,
Есть слово лесное - страница.
Есть слово веселое - снег,
Есть слово пушистое - смех.

Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так: (М. Пляцковский)


Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сьплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.


В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)

Удивительная грядка
У меня на грядке -
Крокодил
Растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил
Поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю.Коваль)
А здесь перепутались в словах слоги. Итак, начинаем склейку слов из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки, сложив правильно кусочки.
КУЗОВОК
По тропинке во весь дух
Мчится из лесу петух.
Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Честь и слава грибнику!
Я наполнил кузов мой
И бегу скорей домой!
Из-под елки фыркнул еж:
- Все грибы ты растрясёшь!
Ежик прав: у петуха
В кузовке одна труха.
Ка - ро - мае - ле - сы - еж - нок - вик,
Под - оси - вик - ры - но - жик,
Ка - сич - ли - под - ре - 6е - зо,
Нуш - ка - пе - нок - вол - о.

У СЛОНА НА ДНЕ РОЖДЕНИЯ
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
АН - ло - ти - па - ди - ко - дил,
Ко - кро - шим - зе - пан - ко - ри - рил,
Ена - мот - ге - бе - раф - ги,
Мур - го - ла - ле - бра - браз - жи!

РЕМОНТ
Что из камня? Что из льда?
Суль - ми - ка - ра - пи - со - да!
Кто ползет и кто летит?
Ка - тря - у - ка - гуз - со - лит!
Где машина? Где страна?
Са - ар - мо - ген - ти - свал - на!
Кто в пруду? Кто на лугу?
Ре - бе - ля - нок - же - шка - гу!
Что в шкафу? Что на столе?
Ви - баш - зор - те - ка - ру - ле!

Чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы, небылицы в стихах .

Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

Небылицы в развитии

Что такое небылицы? Определение для детей такое - это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

  1. вариант развития ума: нелепица - не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
  2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
  3. формирует понимание комичного - чувства юмора.

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

  1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
  2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
  3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
  4. Кастрюлей рыбу ловить;
  5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» - «снегобы».

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

  1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
  2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
"Га-га-га" - пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)

Лесная небылица

Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
- Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Удивительная грядка

У меня на грядке -
Крокодил растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

Я не зря себя хвалю...

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

Жили-были...

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Перепутаница 3

Погляди-ка, у зайчонка
Мёду - полных два бочёнка,
А морковки нету!

А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!

А орешки - у бычка,
Два дубовых сундучка,
А травки-то нету!

А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!

У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!

А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!

А у Маши в кружке
Квакают лягушки.
Лягушонок скачет -
Что же это значит?

Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

Рассказы - небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

Говорит крокодилище:

Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

Чем рыбу ловить будешь?

Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

Ты чего тут под ногами путаешься, - спросила она картошку

Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

Образовательная область: «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».

Задачи: актуализировать, систематизировать и дополнить представления детей о жанре небылиц, познакомить с приемами создания словосочетаний - небылиц, рассказов и сказок в данном жанре, развивать чувство юмора, воображение, фантазию, связную речь.

Оборудование и материалы : игрушка художник Торопыжкин, незаконченные рисунки, рисунки - небылицы, предметные картинки, муляжи животных, мешочек, листы бумаги, цветные карандаши, цветик - многоцветик.

Ход образовательной области.

Мотивационно - ориентировочный этап

Релаксация

Дружно станем мы в кружок.

Вот ладошка, вот ладошка,

Подружи со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Игровая ситуация «Знакомство с художником Торопыжкиным».

Воспитатель. Сегодня в гости к нам в гости пришел художник Торопыжкин, он принес свои рисунки. Давайте их внимательно рассмотрим.

Что на них недостает? Что он нарисовал не правильно?

Как вы думаете, почему он получил такое прозвище?

Оказывается Торопыжкин является мастером по созданию рисунков - небылиц. Он предлагает научить вас своему искусству. (цель предстоящей работы)

Ребята, вы желаете принять предложение художника.

Поисковый этап.

Дидактическая игра «Буриме». (по стихотворению Е.Новичикина «Я рисую»).

Ребята, вам нужно подобрать слово - рифму.

Открываю я альбом, и рисую просто (дом).

Вот балкон. А на балконе по траве гуляют (кони).

Это улица: по снегу воробей везет (телегу).

Рядом с домом, во дворе, лает кошка в (конуре).

И шипят, готовы к драке, на заборе две (собаки).

Вам, конечно, не знаком, этот очень странный (дом).

Практический этап.

Дидактическая игра «Так не бывает».

- Ребята, давайте попробуем с вами составить небылицы. Торопыжкин принес предметные картинки, вам нужно подобрать «небывалые» слова, обозначающие качества (какой) и действия (что делает?).

Игровое упражнение «Заметь необычное». Дети слушают стихотворение - небылицу, заметив что - либо необычное, топают ногами. Поясняют, что именно неверно и как должно быть на самом деле.

Ехал Ваня.

Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне,

А старушка в это время - мыла кактус на окне.

Ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне.

Ну, а кактус в это время мыл старушку на окне.

Ехал Ваня на коне, вел старушку на ремне.

А собака в это время мыла кактус на окне.

Э.Успенский.

Удивительная грядка.

У меня на грядке крокодил растет, а в Москва - реке огурец живет.

Осенью на грядке крокодил поспел, огурец в Москва - реке всех лягушек съел.

Я боюсь, ребятки, что на этот год, вырастет на грядке страшный бегемот.

А вМосква - реке клюнет на крючок, как вам это нравиться - страшный кабачок.

Ох, когда на грядке будет все в порядке?

Ю.Коваль.

Образные упражнения «Небывалая зарядка».

Ребята, наш гость принес игрушки животных. Он их спрятал в мешочек, вы должны на ощупь узнать животное. А затем показать движения, действия, которые не делает это животное.

Коллективный рассказ «Лесная небылица».

Дети, составим рассказ - небылицу по рисунку Торопыжкина «Все наоборот».

Физкультминутка «Дождик». (массаж спины)

Дождик бегает по крыше бом-бом-бом (похлопывание ладошками)

По веселой звонкой крыше (бом-бом-бом (постукивание пальцами)

Дома, дома посидите бом-бом-бом (поколачивание кулачками)

Никуда не выходите бом-бом-бом (растирание ребром ладошки)

Почитайте, поиграйте бом-бом-бом (растирают плечи)

Ребята, Торопыжкин научил вас придумывать небылицы, он познакомил со своими рисунками - небылицами. Давайте мы с вами сделаем ему подарок, изобразим небылицы в своих рисунках. Но прежде подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ладошки».

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу

Поздороваюсь с ним сильно, и вытягивать начну,

Затем руки я помою, пальчик в пальчик я вложу.

На замочек их закрою и тепло поберегу.

Рефлексивно - оценочный этап.

Предложить детям собрать цветик - многоцветик. Словесная игра «Продолжи мое предложение…». Мне понравилось… Я научился…. Мне было трудно…

Вверх