Игорь грабарь известен пейзажными картинами. Игорь грабарь картины

- (1871 1960), советский живописец и искусствовед. Народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894 96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896 98). Преподавал в МГУ (профессор с… … Художественная энциклопедия

Грабарь, Игорь Эммануилович - (р. 1871) живописец, историк искусства, музейный деятель. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Дальнейшее художественное образование… …

Грабарь - Грабарь фамилия восточнославянской народности русины. Известные носители: Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 1960) российский и советский художник, искусствовед, лауреат Сталинской премии первой степени. Грабарь, Владимир Эммануилович… … Википедия

Грабарь-Пассек - Грабарь Пассек, Мария Евгеньевна Мария Евгеньевна Грабарь Пассек (нем. Maria Grabar Passek; 28 октября 1893, Дерпт 1975) российский филолог и переводчик античной литературы. Дочь ректора Юрьевского университета Евгения Пассека, жена… … Википедия

Грабарь Игорь Эммануилович - Грабарь, Игорь Эммануилович живописец, родился в 1871 г.; учился в Москве в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт Петербургского университета. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и… … Биографический словарь

Грабарь, Владимир Эммануилович - юрист. Род. в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в Константиновском межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в… … Большая биографическая энциклопедия

Грабарь Владимир Эммануилович - , советский учёный, специалист в области теории и истории международного права, доктор юридических наук (1918), профессор. Окончил юридический факультет Московского университета в 1888, в 1893 1918… …

Грабарь Владимир Эммануилович - Грабарь, Владимир Эммануилович юрист. Родился в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в межевом институте в Москве. Состоит профессором… … Биографический словарь

Грабарь Игорь Эммануилович - (25. 3. 1871, Будапешт, 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петербургской АХ (1894 96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е.… … Большая советская энциклопедия

ГРАБАРЬ - Владимир Эммануилович (1865 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права … Современная энциклопедия

ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович - (1865 1956) российский ученый, доктор юридических наук, профессор. Брат И. Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • История русского искусства. Т. 1. Архитектура. Допетровская эпоха. , Грабарь И.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1910 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная… Купить за 1471 руб
  • Игорь Грабарь. Письма 1941-1960 , Игорь Грабарь. Перед читателем - третий том писем академика Игоря Эммануиловича Грабаря, завершающий начатое в 1974 г. издание его эпистолярного наследия. Он охватывает два последних десятилетия жизни и…

25 марта 2011 года исполняется 140 лет со дня рождения искусствоведа, народного художника СССР, академика Игоря Эммануиловича Грабаря.

После революции 1917 г. Игорь Грабарь начал принимать активное участие в музейной административной деятельности. В 1918 г. по его инициативе были организованы Центральные реставрационные мастерские в Москве. В 1925 г. ради работы в них он отказался от поста директора Третьяковской галереи.

В 1920-1930 гг. Грабарь много ездил по миру - и по приглашению музеев как крупный эксперт-искусствовед в области живописи, и как представитель советских художников (организовывал выставки и проч.).

В 1928 г. был представлен к званию заслуженного деятеля искусств.

В 1930-1940 гг. Игорь Грабарь активно занимался живописью, писал портреты ("Портрет К. И. Чуковского", "Портрет композитора С. С. Прокофьева", "Портрет академика Н. Д. Зелинского" и др.), пейзажи ("Последний снег" и др.), официальные полотна ("В.И.Ленин у прямого провода", "Крестьяне-ходоки на приеме у В.И.Ленина и И.В.Сталина"). Кроме того, в этот период он написал двухтомный труд об Илье Репине, за который в 1941 г. был награжден Сталинской премией.

В 1943 г. Игорь Грабарь предложил конфисковать произведения искусства из музеев Германии и ее союзников в качестве компенсации за потери советских музеев. Он принимал участие в составлении списков лучших произведений из музеев Европы, готовил "трофейные бригады", отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

В 1944 г. он стал научным руководителем Реставрационных мастерских , принимал участие в работе комиссий, занимавшихся изъятием произведений искусства из усадеб и монастырей.

В 1940-1950 гг. Грабарь исполнял обязанности директора Института имени В.И.Сурикова (1937-1943), Всероссийской Академии художеств (1943-1946), Института истории искусств АН СССР (с 1944 г.).

В 1956 г. ему было присвоено звание народного художника СССР.

Игорь Грабарь с 1913 г. был женат на Валентине Михайловне Мещериной, в их семье родились двое детей - Ольга (1922 г.р.) и Мстислав (1925-2006). Через несколько лет после рождения сына его жена ушла из семьи. Впоследствии о детях заботилась ее сестра, Мария Мещерина

Выставки

Искусствоведческая работа

Пейзажи и натюрморты

Жанровые сцены

(25 марта 1871, Будапешт, Австро-Венгрия — 16 мая 1960, Москва, СССР) — русский советский художник, искусствовед, просветитель, музейный деятель. Народный художник СССР (1956). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).

Биография

Родился в семье Э. И. Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Окрещён он был православным священником сербского происхождения, а восприемником стал Константин Кустодиев, дядя художника Б. М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский, выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в городе Егорьевске Рязанской губернии, учился в местной прогимназии и посещал занятия Житовой Варвары Николаевны сводной сестры Тургенева Ивана Сергеевича, русского писателя и поэта. С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

В отличие от старшего брата, Владимира (1865—1956), ставшего известным юристом, Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Выставки

С 1902 года Грабарь принимает участие в выставках «Мира Искусства» в «Салоне» и «Союзе»; его работы выставляются и за границей — в Мюнхене, в Париже, в Salon d’Automne, в 1906 году на выставке русского искусства, устроенной С. П. Дягилевым, в Риме на международной выставке в 1909 году и др.

После Октябрьской революции Грабарь также активно занимается живописью, создавая как пейзажи, так и официальные, «придворные» композиции.

Искусствоведческая работа

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимает исследовательская и просветительская работа. Грабарь много писал об искусстве в журналах — в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И. Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избирает Грабаря попечителем Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. Он дружил с женой Л. Д. Троцкого Натальей Седовой, с которой познакомился во время совместной работы в музейном отделе Наркомпроса. В самом начале сталинских чисток Грабарь ушел со всех своих ответственных постов и возвратился к живописи. Он написал портрет девочки по имени Светлана, который вдруг стал невероятно популярен. Секрет был прост: дочь Сталина тоже звали Светлана, и все решили, что на портрете изображена именно она.

Кроме того, Грабарь в 1918—1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения, картин из усадеб и икон из монастырей. Нынешний Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных И. Э. Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Был консультантом Ученого совета по реставрационным работам в Троице-Сергиевой Лавре, научным руководителем и главным архитектором которых был назначен И. В. Трофимов.

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и ее союзников. Он возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства.

Действительный член АН СССР (1943). Действительный член Академии художеств СССР (1947).

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 8).

Награды

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за двухтомную монографию «Репин» (1937)
  • Народный художник СССР (1956)
  • Два ордена Ленина (19??, 1946)
  • Орден Трудового Красного Знамени

Галерея

Пейзажи и натюрморты

  • «Балюстрада» (1901, Нижнетагильский художественный музей ИЗО),
  • «Сентябрьский снег» (1903, ГТГ),
  • «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904),
  • «Февральская лазурь» (1904, ГТГ),
  • «Мартовский снег» (1904, ГТГ),
  • «Хризантемы» (1905, ГТГ),
  • «Неприбранный стол» (1907, ГТГ)
  • «Груши на синей скатерти» (1915, Русский музей),
  • «Разъяснивает» (1928)
  • «Последний снег» (1931),
  • «Берёзовая аллея» (1940),
  • «Зимний пейзаж» (1954)

Жанровые сцены

  • «В. И. Ленин у прямого провода»,
  • «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»

О нём можно сказать, что он счастливчик. И дело вовсе не в том, что ему постоянно везло. Дело в другом - он занимался тем, что любил больше всего – живописью. Он это делал всю свою жизнь, все свои почти девяносто лет жизни. Но при этом сумел избежать страшные тридцатые годы и выдержать испытания временем. Можно сказать, что он был обласкан советской властью, а можно и написать о том, что благодаря ему в реставрационных мастерских восстанавливались многие шедевры русской иконописи. Он жил своим трудом, занимался всю жизнь любимым делом. Вот это и есть счастье.

И всё же вернёмся к детству. А оно было из разряда интереснейших. Родился он в Будапеште, в русской семье, но то место где ему пришлось родиться называлось Угорской Русью. Это Карпаты и на тот момент эта территория входила в состав Австро-Венгерской империи. А дальше дела обстояли так: вся многочисленная семья была вовлечена в политическое противостояние- воевали против «мадъяризма». Но борьба никакой пользы не принесла и толком ничего такого не произошло, зато начались гонения и аресты. В итоге и мать художника и его дед оказались на скамье подсудимых, и им грозила смертная казнь. Отец перевёз всю семью в Россию, вскоре к ним присоединилась и его мать с дедом.

В России всё и началось. По воспоминаниям самого художника, он не помнит, чтобы он когда-нибудь не рисовал. Всё время краски, карандашные наброски – и всюду рисунки, этюды, зарисовки. Жили они тогда в провинциальном городке Егорьевске. Там и учился Игорь Грабарь и именно там он получил первые уроки рисования. Затем была Москва, где он учился в гимназии. Правда в этой учёбе был минус – он не был богат как его соученики и потому получал всё время приличную порцию презрения. Но его это не беспокоило так сильно, у него уже был свой мир, свой предел мечтаний. У него уже была живопись. Он учился в будни, а в выходные дни просто пропадал в Третьяковке или же на квартирах, где часто встречались талантливые молодые художники. Именно там он познакомился с Василием Поленовым и другими знаменитыми уже авторами. Именно в Москве он научился писать масляными красками и освоил технику пейзажа, натюрморта, портретной живописи. Но кроме всего прочего Грабарь увлёкся литературной деятельностью: писал критические статьи или же биографии художников или же статьи так или иначе связанные с искусством. А потом…

Потом был переезд в Санкт-Петербург. И вскоре он поступил в Академию искусств, чтобы уже окончательно утвердится как профессиональный художник. Правда уже и до поступления туда он был достаточно известен, поскольку много писал пейзажей, которые были весьма популярны среди знающей публики. Учёба в Академии не прошла даром, он впитывал как губка знания и оттачивал своё мастерство. При великих учителях, таких как Куинджи или Репин особо не забалуешь. Но при этом Грабарь продолжал писать «Историю русского искусства». После окончания Академии он продолжил активно работать, но при этом вдруг страстно увлёкся архитектурой.

Самое плодотворное в его работах - написание на полотне зимы. Он очень любил делать пейзажи с инеем. Уж как только он его не изображал: и ранним зимним утром, и в полдень и перед закатом, но при этом ни одно полотно не повторялось.

Грабарь был директором Третьяковской галереи как раз в то время когда начинались сталинские чистки в обществе и тут художник поступил крайне осмотрительно. Он покинул все посты, которые ему дала советская власть и вернулся к работе над полотнами. Да, он снова стал художником. Бюрократическая рутина не давала простору его фантазии и потому часто он рисовал мысленно, но тут он просто покинул все посты и просто снова стал простым художником. И рисовал, творил минуя все исторические перепутья советской страны.

Алексей Васин

Написана маслом по холсту в 1931 г., располагается вертикально, размер составляет 95 на 78,5 см. Хранится в Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева, Бишкек, Кыргызстан. Этот пейзаж является одним из многих отражений […]

Картина «Березовая аллея» посвящена красоте родной земли и относится к позднему творчеству Игоря Грабаря. Но, несмотря на тяжелые времена, совпавшие с написанием картины, она наполнена душевностью и трепетом перед мощью природы. Картина […]

Эта картина написана на самый простой и незатейливый сюжет. Тяжелый деревенский день подходит к концу. Солнце еще светит, но уже клонится к горизонту. Последние лучи заката озаряют крестьянский сарай, деревянную изгородь и […]

Сам художник вспоминал, что его натюрморты всегда отражали настроение. Вот и картина «Сирень и незабудки» (1904г.) – пронизанная солнечным светом, радостью, сиреневым благоуханием. Около натюрморта словно чувствуется яркий цветочный аромат. Хотя сам […]

В 1871 году на свет появился мальчик, которому было предрешено стать великим русским художником. Его имя – Игорь Эммануилович Грабарь. За свою долгую жизнь мастер нарисовал множество картин, восстановил и отреставрировал потрепанные […]

Игорь Эммануилович Грабарь – многогранная творческая личность. Он был любим многими за уникальные и очень красивые пейзажи русской природы. Почти всю свою жизнь являлся активным участников и руководителем художественной жизни страны. Отличавшийся […]



Вверх