Характеристика чацкого по произведению "горе от ума". Образ Чацкого в комедии «Горе от ума Чацкий горе от ума

Александр Андреевич Чацкий - главный мужской и единственно положительный персонаж комедии Горе от ума, Грибоедова . Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца - Фамусова . Покровитель дал ему отличное образование, но не смог привить Чацкому своё мировоззрение. Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Впоследствии, он бросил военную службу, но и не стал служить чиновником.

У Фамусова есть прекрасная и умная дочь Софья , со временем её дружба с Чацким переросла в любовь, он также искренне восхищался ей и хотел на ней жениться. Но будучи эмоциональным, деятельным и любознательным человеком, ему становится скучно в Москве, и он отправляется путешествовать, чтобы повидать мир. Он уехал на 3 года, даже не предупредив об этом Софью и ни разу не написав ей. По возвращению Чацкий понял, что любви к нему у неё уже нет, к тому же она имеет другого возлюбленного - Молчалина . Он сильно переживает разочарование в любимой и её предательство, по его мнению.

Чацкий гордый, прямой и благородный человек, который всегда высказывает своё мнение. Он живёт будущим, отрицательно относится к жестокости помещиков и крепостному праву, он борец за справедливое общество и мечтает приносить пользу народу. Поэтому ему трудно жить в фамусовском, безнравственном обществе, и он понимает, что ему нет места среди людей, которые живут во лжи и подлости. Общество осталось таким же, как было 3 года назад. Этим же вечером он переругался со всеми, и к тому же Софья, желая ему отомстить, распустила слух, что он сумасшедший. В конце комедии он становится свидетелем сцены, где Софья выясняет, что Молчалин её не любит, а просто хочет остаться в доме у Фамусова. Смеясь, Чацкий требует карету и уезжает.

/А.А. Григорьев. По поводу нового издания старой вещи. "Горе от ума". СПб. 1862/

Вот я перехожу теперь ко второму своему положению, — к тому, что Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы. <...>

Чацкий прежде всего — честная и деятельная натура, притом еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная.

Говорят обыкновенно, что светский человек в светском обществе, во-первых, не позволит себе говорить того, что говорит Чацкий, а во-вторых, не станет сражаться с ветряными мельницами, проповедовать Фамусовым, Молчаливым и иным. <...>

В Чацком только правдивая натура, которая никакой лжи не спустит, — вот и все; и позволит он себе все, что позволит себе его правдивая натура. А что правдивые натуры есть и были в жизни, вот вам налицо доказательства: старик Гринев 1 , старик Багров 2 , старик Дубровский 3 . Такую же натуру наследовал, должно быть, если не от отца, то от деда или прадеда, Александр Андреевич Чацкий.

Другой вопрос — стал ли бы Чацкий говорить с людьми, которых он презирает.

А вы забываете при этом вопросе, что Фамусов, на которого изливает он "всю желчь и всю досаду", для него не просто такое-то или такое-то лицо, а живое воспоминание детства, когда его возили "на поклон" к господину, который

Согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей. <...>

<...> Чацкий менее, чем вы сами, верит в пользу своей проповеди, но в нем желчь накипела, в нем чувство правды оскорблено. А он еще, кроме того, влюблен...

Знаете ли вы, как любят такие люди?

Не этою и не достойною мужчины любовью, которая поглощает все существование в мысль о любимом предмете и приносит в жертву этой мысли все, даже идею нравственного совершенствования: Чацкий любит страстно, безумно и говорит правду Софье, что

Дышал я вами, жил, был занят непрерывно...

Но это значит только, что мысль о ней сливалась для него с каждым благородным помыслом или делом чести и добра. Правду же говорит он, спрашивая ее о Молчалине:

Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб, кроме вас, ему мир целый Казался прах и суета?

Но под этою правдою кроется мечта о его Софье, как способной понять, что "мир целый" есть "прах и суета" пред идеей правды и добра, или, по крайней мере, способной оценить это верование в любимом ею человеке, способной любить за это человека. Такую только идеальную Софью он и любит; другой ему не надобно: другую он отринет и с разбитым сердцем пойдет

Искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок.

Посмотрите, с какой глубокой психологической верностью виден весь разговор Чацкого с Софьею в III акте. Чацкий все допытывается, чем Молчалив его выше и лучше ; он с ним даже вступает в разговор, стараясь отыскать в нем

Ум бойкий, гений зрелый, —

и все-таки не может, не в силах понять, что Софья любит Молчалина именно за свойства, противоположные свойствам его, Чацкого, за свойства мелочные и пошлые (подлых черт Молчалина она еще не видит). Только убедившись в этом, он покидает свою мечту, но покидает как муж — бесповоротно, видит уже ясно и бестрепетно правду. Тогда он говорит ей:

Вы помиритесь с ним по размышленье зрелом. Себя крушить!.. и для чего? Вы можете его Бранить, и пеленать, и посылать за делом.

А между тем есть ведь причина, по которой Чацкий горячо любил эту, по-видимому, столь ничтожную и мелочную натуру. Что это в нем такое было? Не одни же воспоминания детства, а причины более важные, по крайней мере, хоть физиологические. Притом же это факт вовсе не единственный в том странном, ироническом круговороте, который называется жизнию. Люди, подобные Чацкому, нередко любят таких мелочных и ничтожных женщин, как Софья. Даже можно сказать — по большей части любят так. Это не парадокс. Они встречаются иногда с женщинами вполне честными, вполне способными понять их, разделить их стремление, — и не удовлетворяются ими. Софьи — нечто роковое, неизбежное в их жизни, такое роковое и неизбежное, что ради этого они пренебрегают честными и сердечными женщинами...

<...>Вы, господа, считающие Чацкого Дон-Кихотом, напираете в особенности на монолог, которым кончается третье действие. Но, во-первых, сам поэт поставил здесь своего героя в комическое положение и, оставаясь верным высокой психологической задаче, показал, какой комический исход может принять энергия несвоевременная; а во-вторых, опять-таки вы, должно быть, не вдумались в то, как любят люди с задатками даже какойнибудь нравственной энергии. Все, что говорит он в этом монологе, он говорит для Софьи; все силы души он собирает, всею натурою своей хочет раскрыться, все хочет передать ей разом. <...> Тут сказывается последняя вера Чацкого в натуру Софьи...; тут для Чацкого вопрос о жизни или смерти целой половины его нравственного бытия. Что этот личный вопрос слился с общественным вопросом, — это опять-таки верно натуре героя, который является единственным типом нравственной и мужеской борьбы в той сфере жизни, которую избрал поэт. <...>

Да, Чацкий есть — повторяю опять — наш единственный герой, то есть единственно положительно борющийся в той среде, куда судьба и страсть его бросили. <...>

Чацкий, кроме общего своего героического значения, имеет еще значение историческое . Он — порождение первой четверти русского XIX столетия, прямой сын и наследник Новиковых 7 и Радищевых 8 , товарищ людей

Вечной памяти двенадцатого года,

могущественная, еще глубоко верящая в себя и потому упрямая сила, готовая погибнуть в столкновении с средою, погибнуть хоть бы из-за того, чтобы оставить по себе "страницу в истории"... Ему нет дела до того, что среда, с которой он борется, положительно не способна не только понять его, но даже и отнестись к нему серьезно.

Зато Грибоедову, как великому поэту, есть до этого дело. Недаром назвал он свою драму комедиею.

Читайте также другие статьи критиков о комедии "Горе от ума":

А.А. Григорьев. По поводу нового издания старой вещи. "Горе от ума"

  • Комедия Грибоедова "Горе от ума" — представление светского быта
  • Характеристика Чацкого

И.А. Гончаров

В. Белинский. "Горе от ума". Комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова

Александр Чацкий является главным героем комедии «Горе от ума», написанной известным писателем А. Грибоедовым в стихотворной форме. Автора этого интереснейшего произведения уже долгие годы в русской литературе считают предвестником нового социально-психологического типа, которому присвоено название «лишний человек».

Вконтакте

Комедия была написана в годы революционных тайных организаций декабристов. Автор затронул в ней борьбу прогрессивно мыслящих людей с обществом дворян и крепостников, иными словами, борьбу нового и старого мировоззрения. В А. А. Чацком писатель воплотил множество качеств передового человека эпохи, в которой пребывал сам. По его убеждениям созданный им герой близок к декабристам .

Краткая характеристика Чацкого

Характер Чацкого в комедии можно определить в следующем:

  • в многообразии эмоционального и в то же время простого портрета;
  • положительности героя, который является прирожденным максималистом;
  • во всех его чувствах и действиях.

Если он влюбляется, то до такой степени, что ему «целый мир кажется прахом и суетой», он обладатель невыносимой честности и незаурядного ума, постоянно жаждущего дополнительных познаний. Благодаря своим знаниям он трезво видит проблемы политики, ущемленное состояние русской культуры, гордость и честь в людях, но в то же время совершенно слеп в любовных делах. Чацкий - сильная личность, боец по своему характеру, причём воевать он рвется сразу со всеми, но часто вместо победы получает разочарование.

Молодой дворянин, сын покойного друга Фамусова , возвращается к возлюбленной, Фамусовой Софье, которую не видел долгих три года; с ней Чацкий был знаком с детства. Когда они повзрослели, полюбили друг друга, но непредсказуемый Чацкий неожиданно уехал за границу, откуда за все время не написал ни слова. Софья обиделась за то, что осталось брошенной, и, когда возлюбленный приехал, встретила его «холодно». Сам Чацкий говорит, что «он хотел объехать весь свет, но не объехал и сотой доли его», при этом главной причиной его отъезда послужила военная служба, после которой, по его плану, он хотел встретиться с Софьей.

Его любовь к этой девушке - чувство искреннее. Он хочет верить во взаимность, поэтому не может поверить, что она влюблена в Молчалина. Но понимает, что заблуждается, когда становится свидетелем его объяснения с Лизой. После этого Чацкий страдает и называет свою любовь сумасшествием. В ответ на его слова Софья говорит, что «нехотя с ума свела». Именно это высказывание и послужило началом развития сплетен о сумасшествии героя , а также, по мнению многих, опасного по своим убеждениям человека.

Личная драма Чацкого не только придает движение всему сюжету, но и осложняет и углубляет драму общества, которая подтверждается в комедии возрастанием его резких выпадов против дворянской Москвы. И в такой критике взглядов и нравов фамусовского общества ясно видно, против чего высказывается Чацкий и каковы его взгляды.

В действительности герой картины не делает ничего, за что его объявляют сумасшедшим. Он высказывает свое мнение, но прежний мир борется с его словом , используя клевету. И проблема в том, что в этой борьбе неугодные взгляды Чацкого проигрывают, ведь прежний мир оказывается настолько силен, что герой не видит смысла спорить и бежит из дома Фамусова в другой город. Но это бегство нельзя воспринимать как поражение, т. к. непримиримость мнений ставит героя в трагическую ситуацию.

Описание Чацкого

Чацкий прямой, гордый и благородный человек, который смело высказывает своё мнение. Он не хочет жить прошлым и видит правду будущего, не приемлет жестокость помещиков, противится крепостного права, карьеризма, чинопочитания, невежества и неправильного отношения общества к рабской морали и идеалам минувшего века. Из-за того, что он является борцом за справедливость и мечтает приносить пользу обществу, ему трудно находиться в безнравственном обществе, ведь среди лживых и подлых людей он не может найти себе места.

По его мнению , общество осталось точно таким же, как было три года назад. Он провозглашает уважение и гуманность к простому человеку и службе делу, а не к лицам, которые против свободы мысли и слова; утверждает прогрессивные идеи существующей жизни и современности, процветание искусства и науки, а также уважение к национальной культуре.

Чацкий хорошо пишет, переводит, ищет знаний в путешествиях и служит в Министерстве. При этом перед иностранцами он не преклоняется и смело выступает за отечественное образование.

Его убеждения раскрываются в спорах и монологах с представителями фамусовского общества. Свое неприятие к крепостному праву он подтверждает в воспоминаниях о театре «Нес торе негодяев знатных», в котором подчеркивает обмен верных слуг на борзых собак.

Противоречия в характере героя

  • когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
  • при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».

Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним - дело его чести.

Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.

Своеобразное мировоззрение героя

Чацкий в комедии раскрывает мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы; автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».

Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он - не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы - противники свободной жизни , склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.

Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.

В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.

Краткая цитатная характеристика Чацкого

Все черты характера Чацкого и его манеры общения никогда не будут приняты обществом, которому хотелось бы жить спокойно и ничего не менять. Но главный герой не может согласиться с этим. Он достаточно умен, чтобы понять низость, эгоизм и невежество аристократов , и яро высказывает свое мнение, пытаясь открыть глаза на правду. Однако правда не нужна устоявшимся принципам старомосковской жизни, чему герой пьесы не в силах противостоять. Основываясь на неуместных, но в то же время умных доводах Чацкого, его называют сумасшедшим, что очередной раз доказывает причину «горя от ума».

Приведем в пример некоторые высказывания главного героя:

  • Выслушав сказанное Фамусовым о Максиме Петровиче, Чацкий говорит: «Он презирает людей… ему зевать на потолок…»;
  • Он презренно клеймит минувший век: «Прямой был век покорности» и одобряет молодых людей, которые не имеют жадного желания вписаться в полк аристократов и «шутов»;
  • Имеет критическое отношение к заселению иностранцев на территории России: «Воскреснем ли… от чужевластья мод? Чтоб… народ… нас не считал за немцев…».

А. А. Чацкий по своей сути делает благое дело, т. к. подобными высказываниями держит под защитой право человека и свободу выбора, к примеру, занятий: жить в деревне, путешествовать, «вперить ум» в науки или же посвятить свою жизнь «искусствам… высоким и прекрасным».

Стремление героя не «прислуживаться», а «служить делу, а не лицам» - это намек на поведение прогрессивно настроенной молодежи изменить общество просветительским и мирным путем.

Он в своих высказываниях не чуждается таких народных слов, как «давеча», «чай», «пуще»; он использует в речи поговорки, пословицы и следующие крылатые выражения: «полно вздор молоть», «ни на волос любви» и с легкостью цитирует классику: «и дым Отечества нам… приятен». Кроме этого, подтверждает свой ум и знания, используя иностранные слова, но только в том случае, если в русском языке им нет аналогов.

Он лиричен в рассказах о любви к Софье, ироничен, иногда подшучивает над Фамусовым, немного едок, ведь не принимает критику, которая, по его мнению, - критика «прошлого века».

Чацкий - непростой персонаж. Если говорить остроумными фразами, он метит сразу в глаз и бисером «разбрасывает» выведенные им характеристики. Главный герой этой сложной комедии искренен, и это самое главное, несмотря на то, что его эмоции считаются неприемлемыми. Но при этом их можно считать внутренним богатством героя, ведь благодаря им можно определить настоящее его состояние.

Создание образа Чацкого - это желание автора показать русскому народу назревающий раскол сформировавшейся дворянской среды. Роль данного героя в пьесе драматична, т. к. он пребывает в меньшинстве тех, кто вынужден отступить в этой словесной борьбе за справедливость и покинуть Москву. Но он не оставляет свои взгляды даже в такой ситуации.

Грибоедов не имел задачи показать слабость своего героя, наоборот, благодаря его образу он показал отсутствие сильного общества и начало времени Чацкого. И поэтому неслучайно подобных героев считают в литературе «лишними людьми». Но конфликт выявлен, а значит, смена старого на новое в итоге неизбежна.

По словам И. А. Гончарова, роль Чацкого в этом произведении «страдательная» и в одно и то же время он является и «передовым воином», и «застрельщиком», и «жертвой». «Герой сломлен количеством силы старой, но при этом наносит ей смертельный удар качеством силы свежей», - обозначил писатель.

А. С. Пушкин после прочтения пьесы отметил, что первым признаком умного человека считается то, что с первого взгляда нужно знать, с кем ты имеешь дело, и бисера перед Репетиловыми не метать, но И. А. Гончаров, напротив, считал, что речь Чацкого «кипит остроумием».

Характеристика Чацкого по произведению "Горе от ума"

Комедия написана в 20-х годах XIX века. После победоносной войны с Наполеоном 1812 года, когда русский народ нанес смертельный удар наполеоновской армии, снискавшей в Европе славу непобедимой, с особой остротой встало противоречие между величайшими возможностями простых русских людей и тем бедственным положением, в котором они находились по воле сильных мира сего, в стране свирепствовала аракчеевская реакция. Честные люди того времени не могли мириться с этим. В среде прогрессивно настроенного дворянства назревали протест, недовольство существующими порядками, создавались тайные общества. И вот появление этих ростков протеста и воплотил в своей комедии А.С.Грибоедов, столкнув лицом к лицу "век нынешний и век минувший".

Прочитаны первые страницы комедии...Стало ясно: все в доме Фамусова ждут человека, так заинтересовавшего меня. Кто он? Почему только о нем и говорят в этом доме? Почему Лиза, горничная, вспоминает о нем как о человеке веселом, остроумном, а Софья, дочь Фамусова, и слышать не хочет о Чацком? А впоследствии я убеждаюсь в том, что и Фамусов раздражен и встревожен. Почему? Все эти вопросы мне необходимо разрешить. Комедия с первых же страниц заинтересовала меня.

Сюжетную основу произведения составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого был он сам. События комедии разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение одного дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки произведения, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, живое, передовое, что зарождалось в его недрах.

Итак, выясняется, что Чацкий, рано оставшийся сиротой, жил в доме своего опекуна Фамусова, друга отца, и воспитывался вместе с его дочерью, получив прекрасное домашнее образование у иностранных гувернеров. "Привычка вместе быть день каждый неразлучно" связало их детской дружбой. Но вскоре юноше Чацкому стало уже "скучно" в доме Фамусова, где отсутствовали серьезные умственные интересы, и он "съехал", то есть стал жить отдельно, самостоятельно, приобрел хороших друзей, серьезно занялся науками. В эти годы его дружеское расположение к Софье становится серьезным чувством. Но и любовь к девушке не отвлекала его от стремления к знаниям, к изучению жизни. Он отправляется "странствовать". Прошло три года...И вот наш герой снова в Москве, в доме Фамусова. Он спешит увидеть Софью, которую страстно любит. И такая искренность, такая любовь и радость от встречи с любимой девушкой слышны в его голосе! Он оживлен, весел, остроумен, красив! Чацкий весь переполнен радостью жизни и не знает, что его ожидает беда: ведь Софья-то любит не его, а секретаря своего отца, хитрого лжеца Молчалина.

Чацкий и не подозревает, как изменилась Софья за время его отсутствия, он доверяется ей, как в дни ранней юности. А Софья не только не любит его, но даже готова возненавидеть за колкие слова в адрес Молчалина. Она способна на ложь, притворство, сплетни, лишь бы сделать больно, отомстить Чацкому. В шутливых, язвительных репликах Чацкого она не может почувствовать боль человека, истинно любящего свою Родину. Чацкий и Фамусов встречаются как близкие люди. Но вскоре мы убеждаемся в том, что между ними постоянно происходят столкновения.

В доме Фамусова Чацкий знакомится со Скалозубом, возможным претендентом на руку Софьи. Именно здесь между Фамусовым, защитником самодержавно-крепостнических порядков, и Чацким, патриотом, защитником "свободной жизни", выразителем идей декабристов, новых представлений о человеке и его месте в обществе, возникает и разгорается напряженная идейная борьба. Спор между ними идет о достоинстве человека, его ценности, о чести и честности, об отношении к службе, о месте человека в обществе.

Чацкий язвительно критикует крепостнический произвол, цинизм и бездушие "отцов отечества", их жалкое преклонение перед всем иностранным, их карьеризм, яростное сопротивление движению вперед, к лучшей жизни.

Фамусов боится таких людей, как Чацкий, так как они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия для Фамусовых. Самодовольный крепостник поучает "нынешних гордецов", как надо жить, ставит в пример подхалимов и карьеристов типа Максима Петровича.

Могли бы в подобном случае промолчать, скажем, Белинский, Рылеев, Грибоедов? Вряд ли! Вот почему мы так естественно воспринимаем обличительные монологи и реплики Чацкого. Герой негодует, презирает, издевается, обвиняет, при этом мыслит вслух, не обращая внимания на то, как к его размышлениям отнесутся окружающие.

Чацким владеет кипучая страсть борца за справедливое общество. Он хочет довести врагов до "белого каления" и высказать свою правду.

Гнев и обиды гражданина придают ему энергию.

Читая комедию, я все больше и больше восхищаюсь тем, как выразительно Грибоедов сопоставил Чацкого и его соперников. Чацкий вызывает у меня сочувствие и уважение, признание его благородных поступков. Мне близки и дороги его высказывания в адрес мира крепостников.

Светская толпа, умело изображенная пером Грибоедова, - олицетворение, подлости, невежества, косности. К этой толпе можно отнести, на мой взгляд, и Софью, которую так любит наш герой. Ведь это она наносит ему предательский удар: сочиняя сплетню о сумасшествии Чацкого. Я понимаю, что ей хотелось отомстить за его насмешки по отношению к Молчалину. Но нельзя же быть такой жестокой и бесчеловечной! Ведь она представительница прекрасного пола и вдруг такая подлость! Выдумка о сумасшествии Чацкого распространяется с молниеносной быстротой. Никто не верит, но все повторяют. Наконец эта сплетня доходит до Фамусова. Когда гости начинают перечислять причину сумасшествия Чацкого, раскрывается еще один смысл этой фразы: по их мнениям сумасшедший - значит "вольнодумец". Все пытаются установить причину сумасшествия. Хлестова говорит: "Чай, пил не по летам", но Фамусов твердо уверен:

Ученье - вот чума,

Ученость - вот причина....

Затем предлагаются различные меры борьбы с "безумием". Полковник Скалозуб, самовлюбленный, тупой полковник палочной муштры, враг свободы и просвещения, мечтающий о чине генерала, говорит:

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект на счет лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А школы сохранят так: для больших оказий.

А Фамусов, как бы обобщая высказанные суждения о просвещении, говорит:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Таким образом, Чацкий признан сумасшедшим за свое свободомыслие. Он ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой свободолюбивый человек. И общество принимает меры, чтобы обезвредить его, - возводит на него гнусную клевету. Вскоре Чацкий услышал сплетню о своем сумасшествии. Ему больно, горько, но это не так глубоко его волнует, как то, кого же любит Софья, почему она так холодна к нему.

И вдруг происходит неожиданное разрешение этих вопросов. Чацкий оказался свидетелем случайно подслушанного разговора между Молчалиным и горничной Лизой. Молчалин признается девушке в любви, но смело горничная намекает ему на свадьбу с барышней, Софьей, стыдит Молчалина. И тут Молчалин "снимает маску": он признается Лизе, что "в Софье Павловне нет ничего завидного", что влюблен он в неё " по должности", "который кормит и поит, а иногда и чином подарит". Гнев и стыд терзают Чацкого: "Вот я пожертвован кому!". Как он обманулся в Софье! Его счастливый соперник - Молчалин, низкий лицемер и обманщик, "глупец", "услужник знаменитый", убежденный в том, что "в его лета", в его чине "не должно сметь своё суждение иметь ", но должно, "угождая всем, и награждения брать и весело пожить".

И Софья направлявшаяся на свидание к Молчалину, услышала случайно его откровенное признание Лизе. Она удивлена, оскорблена, унижена! Ведь она его так любила, идеализировала этого ничтожного человека! Какую жалкую роль сыграла Софья в его жизни! Но девушка находит в себе силы, чтобы навсегда отказаться от заблуждений, оттолкнуть ползающего у её ног Молчалина, но защитить и оправдать себя перед Чацким она не может. Чацкому нанесена еще одна рана: он узнает, что нелепая сплетня о его безумии принадлежит Софье. Нет, он это не сможет никогда простить ей, так как считает и её представительницей Фамусовского общества, враждебного ему. Чацкий решил навсегда уехать из Москвы. Почему? Покидая "мучителей толпы, в любви предателей, в вражде неутомимых", он намеревается "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок ".

А Софья? Ведь так возможно было примирение с ней! Но Чацкий, причислив её к миру своих врагов, убежден, что "другой найдется благонравный низкопоклонник и делец". Может быть, прав наш герой. Ведь Софья, воспитанная в духе ненависти ко всему прогрессивному, новому, не принесла бы счастья человеку, имеющему определенное мнение о крепостном праве, просвещении, службе. Недаром декабристы видели в Чацком своего единомышленника.

Мне, признаюсь, жаль Софью, потому что она не плохая девушка не безнравственная, но, к сожалению, оказалась жертвой той лжи, которая характерна для фамусовского общества, погубившего ее. Чацкий является представителем той части дворянской молодежи, которая уже осознает всю косность окружающей действительности, все ничтожество и пустоту людей, которые его окружают. Таких людей еще немного, еще не под силу им борьба с существующим строем, но они появляются- это веяние времени. Вот почему Чацкого с полным правом можно назвать героем своего времени. Именно такие люди вышли на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Чацкий - человек незаурядного ума, смелый, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым, в его критических суждениях вырисовывается облик человека, который видит пороки и противоречия своего общества и хочет бороться с ними (пока словом).

Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца "угождать всем людям без изъятия", даже "собаке дворника, чтоб ласкова была". Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.

Фамусов- высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон и мракобес Скалозуб- вот те люди, которых встречает Чацкий. В этих персонажах Грибоедов дал точную и яркую характеристику дворянского общества того времени.

В затхлом фамусовском мире Чацкий появляется подобно очистительной грозе. Он во всем противоположен типичным представителям фамусовского общества. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии ("чинишки,местечки"), то Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад" но ему "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, ханжестве, разврате. С горечью говорит он:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Этим людям глубоко безразличны судьбы родины и народа. Об их культурном и нравственном уровне можно судить по таким репликам Фамусова: "Забрать все книги бы да сжечь", ибо "ученость - вот причина", что "безумных развелось людей, и дел, и мнений". Иного мнения Чацкий, он ценит людей, которые готовы "в науке вперить ум, алчущий познанья", или заняться искусством "творческим, высоким и прекрасным".

Чацкий восстает против общества фамусовых, скалозубовых, молчалиных. Но его протест слишком слаб, чтобы поколебать устои этого общества. Трагичен конфликт молодого героя со средой, где на гонение обречены любовь, дружба, всякое сильное чувство, всякая живая мысль. Его объявляют сумасшедшим, от него отворачиваются. "С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут!" "Вон из Москвы! сюда я больше не ездок", -горестно восклицает Чацкий.

В комедии Чацкий одинок, но людей, подобных ему, становится все больше (вспомним двоюродного брата Скалозуба, которому "чин следовал", а он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать, или племянника княгини Тугоуховской - "химика и ботаника"). Именно им предстояло осуществить первый этап революционно- освободительного движения, всколыхнуть страну, приблизить миг, когда народ освободиться от цепей рабства, когда восторжествуют те принципы справедливых общественных отношений, о которых мечтают Чацкий, сам Грибоедов, декабристы.

Комедия "Горе от ума" вошла в сокровищницу нашей национальной культуры. Она и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы. Нам, людям нового поколения, понятно и близко гневное, непримиримое отношение Грибоедова к несправедливости, подлости, лицемерию, которые так часто встречаются и в нашей жизни.Горе от ума (1)Сочинение >> Литература и русский язык

... «Горе от ума» от ума ” - одно из ярчайших произведений ... персонажи обличительных монологов Чацкого : “Нестор... об их произволе по отношению к крестьянам... характеристика внесценических персонажей в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума ”.

  • Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1)

    Сочинение >> Литература и русский язык

    ... «Горе от ума» от ума ... субретки, дающая меткие характеристики персонажам; и Наталья... в своем произведении не только сценические... мать Чацкого , по словам которого, она “с ума сходила...

  • по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    ... «Светлана» с произведениями русского фольклора? (Билет 14) 4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» . (Билет... героем автор изоб­ражает Владимира Ленского. По характеристике самого Пушкина эти два человека...

  • Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    ... по выбору учащегося). 45. А.П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости. (На примере одного произведения ... ; - Чацкий . 4. Чацкий - победитель или побежденный? 5. Значение комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» . 1. Комедия «Горе от ума» была написана...

  • Александр Андреевич Чацкий – дворянин, имеющийся в своем поместье около 400 крепостных. Он рано осиротел, поэтому большую часть воспитания прошло в доме друга отца, Фамусова. Как только Александр вошел в пору взросления, он стал жить самостоятельно. Ему захотелось познакомиться с жизнью света, и он уехал на 3 года из своего дома. В данной статье мы рассмотрим образ и характеристику Чацкого в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

    Образование Чацкого

    Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

    «Он славно пишет, переводит».

    Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

    «Ученье – вот чума,

    Ученость – вот причина…»

    Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

    Противоречивость характера

    Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

    Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.



    Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

    Свободолюбие героя

    Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:

    • воинская служба;
    • работа чиновником.

    Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

    «В науки вперил ум…».

    «В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

    Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

    Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

    Слабости Чацкого

    Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

    Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

    «грозный взгляд, и резкий тон».

    Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

    «…все вы гордецы!».

    Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

    «Раз в жизни притворюсь».

    Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

    Патриотизм Чацкого

    Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.



    Вверх