Гордость и предубеждение анализ романа. Курсовая работа: Образ провинции в романе Джейн Остен Гордость и предубеждение. Влюбленность и неприязнь

В этой статье пойдет речь о знаменитой писательнице и ее не менее известной книге. Для тех, кто не помнит или не знает сюжета нетленного романа, изложено краткое содержание. «Гордость и предубеждение» - история о нравах английского общества XIX века. Казалось бы, что в ней может вызвать интерес у современных читателей? Тем не менее «Гордость и предубеждение» - роман, который пережил бесчисленное количество переизданий. По его мотивам снято несколько фильмов и сериалов. Романом Остин зачитываются на протяжении двух веков не только в Англии, но и в других странах.

Об авторе

О личности и внешнем облике писательницы известно не много. Сохранился лишь портрет Остин, написанный одной из ее родственниц. Согласно некоторым сведениям, любила развлечения, но была весьма рассудительной дама, написавшая роман «Гордость и предубеждение».

Книга, отзывы о которой преимущественно хвалебные как от современников, так и от читателей сегодняшнего дня, т. е. спустя двести лет после публикации, была несколько раз отвергнута издателями. Остин начала писать роман в двадцатилетнем возрасте. Издателям рукопись не понравилась. Джейн не стала менять ни сюжет, ни главные образы. Она отложила работу над романом в долгий ящик и лишь спустя шестнадцать лет вспомнила о нем. К тому времени Остин наработала немалый писательский опыт и смогла отредактировать произведение надлежащим образом.

Рукой состоявшегося автора реалистической прозы написан окончательный вариант романа «Гордость и предубеждение». Книга, отзывы издателей о которой изначально были негативными, после тщательной доработки была опубликована. Хотя возможно, все дело в том, что за внушительный отрезок времени изменился издательский мир. То, что не представляло интереса в 1798 году, стало актуальным во втором десятилетии XIX века.

Стиль и проблематика

Джейн Остин создавала свои произведения в жанре романа нравов, основателем которого принято считать Сэмюэля Ричардсона. Книга Остин наполнена иронией, глубоким психологизмом. Судьба писательницы схожа с участью героини романа «Гордость и предубеждение». Сюжет произведения напрямую касается нрава и предрассудков, царивших в английском обществе на рубеже XVIII-XIX столетий.

Девушка из небогатой семьи едва ли могла надеяться на личное счастье. Джейн Остин, в отличие от своей героини, замуж так и не вышла. В юности у нее был роман с молодым человеком, в семье которого тоже наблюдались финансовые затруднения. Они расстались. Когда Остин исполнилось тридцать, она демонстративно надела чепец, тем самым объявив себя старой девой.

Сюжет

О чем можно сказать, излагая краткое содержание? «Гордость и предубеждение» - история о девушках из приличной английской семьи, которых долго не брали замуж, но в конечном счете повели под венец. Сестры Беннет могли бы остаться старыми девами. Ведь в их семье пять дочерей, а это катастрофа для небогатого английского дворянина. Безусловно, ни один фильм, и тем более пересказ, не заменит чтения романа «Гордость и предубеждение». Цитаты из книги, представленные в конце статьи, подтверждают наличие у ее автора тонкого юмора и острой наблюдательности.

План пересказа

«Гордость и предубеждение» - роман, который должен прочитать полностью каждый образованный человек. Не зря произведение Остин входит в английскую образовательную программу и курс истории всемирной литературы, который проходят во всех европейских странах будущие филологи. Для тех же, кто не претендует на звание образованной, начитанной личности, предусмотрено краткое содержание.

«Гордость и предубеждение» - книга в двух частях. В каждой из них несколько глав. Следует составить небольшой план, прежде чем изложить краткое содержание. «Гордость и предубеждение» имеет сюжет, который можно разбить на части и озаглавить следующим образом:

  1. Весть о прибытии мистера Бингли.
  2. Дарси и Элизабет.
  3. Мистер Коллинз.
  4. Признание Дарси.

Весть о прибытии мистера Бингли

Жизнь большого, небогатого аристократического семейства - в центре сюжета романа «Гордость и предубеждение». Главные герои - глава семьи мистер Беннет, его нервная и не отличающаяся мудростью и образованностью супруга, а также их пять дочерей.

Сестры Беннет - девицы на выданье. Каждая из них обладает яркой индивидуальностью. Старшая - Джейн - добрая, бескорыстная девушка, согласно общепринятому мнению, является самой прекрасной из дочерей Беннета. Элизабет уступает старшей сестре в красоте, но не в рассудительности и уме. Лиззи - главная героиня. История любви этой девушки к богатому и высокомерному Дарси - главная сюжетная линия романа. Другие дочери Беннета - Мэри, Кэтрин, Лидия.

Все начинается с того, что миссис Беннет узнает добрую весть: в соседнюю деревню прибывает молодой, а главное, холостой мистер Бингли, арендовавший одно из богатейших местных поместий.

Полагая, что этот человек должен влюбиться в одну из дочерей, женщина докучает своего супруга требованием навестить потенциального зятя. Мистер Бингли на уговоры жены реагирует не без сарказма. Впрочем, на следующий день наносит визит Бингли и получает приглашения на званый вечер, на который уже следует явиться вместе с супругой и дочерями.

Стоит сказать, что действие романа происходит в провинции. Весть о приезде молодого аристократа разносится с молниеносной скоростью.

Мистер Дарси

К еще большему возбуждению, а впоследствии и разочарованию пришла миссис Беннет, узнав о том, что Бингли приехал не один, а в компании своего друга - мистера Дарси. Этот молодой человек тоже неимоверно богат, происходит из старинного аристократического рода. Но, в отличие от своего друга, Дарси высокомерен, напыщен, самовлюблен.

Бингли с первого же взгляда влюбляется в Джейн. Мисс Беннет тоже неравнодушна к этому молодому человеку. Но о ее чувствах знает лишь Лиззи. Джейн Беннет - сдержанная, гордая девушка, что, впрочем, не мешает ей иметь чрезвычайно доброе сердце. Родственников Бингли настораживает его привязанностью к девушке из сомнительного семейства. Сестры обманом добиваются его уезда в Лондон.

Дарси и Элизабет

Несколько месяцев старшая дочь Беннета не увидит своего возлюбленного. Позже окажется, что все дело в происках коварных сестер Бингли. Но особое возмущение вызовет у Элизабет поступок Дарси. Ведь именно он приложил усилия для того, чтобы разорвать отношения друга с Джейн.

Отношения между Дарси и Лиззи нельзя назвать теплыми. Оба они горды. Но предубеждения и предрассудки, которых не лишен мистер Дарси, словно отталкивают от него мисс Беннет. Элизабет существенно отличается от прочих незамужних девиц. Она независима, образованна, обладает острым умом и наблюдательностью. В глубине души она испытывает симпатию к Дарси. Но его снобизм вызывает в ней бурю возмущения. Их диалог представляет собой словесную дуэль, каждый из участников которого стремится побольнее задеть оппонента, не нарушая при этом общепринятых норм этикета.

Мистер Коллинз

Однажды в доме Беннетов появляется их родственник. Зовут его Коллинз. Это очень глупый, ограниченный человек. Но он умеет превосходно льстить, а потому добился немалого: получил приход в богатом имении одной дамы, которая впоследствии окажется родственницей Дарси. Коллинз, в силу своей глупости, еще и самоуверен. Дело в том, что по английским законам, после смерти Беннета он должен войти во владение его поместьем. Ведь у того нет наследника мужского пола.

Мистер Коллинз навещает родственников не просто так. Он решил сделать предложение Элизабет. Пришло время жениться, а лучшей супруги, нежели дочь Беннета, ему не найти. Она образованна, воспитанна. К тому же будет до конца дней благодарна ему. Брак Лиззи и Коллинза спасет семейство Беннетов от разорения и нищеты. Каково же удивление этого самоуверенного карьериста, когда он получает отказ! Элизабет отвергает предложение Коллинза, но тот вскоре находит ей замену. Шарлотта - подруга Лиззи - принимает его предложение, будучи девушкой практичной и рассудительной.

Признания Дарси

Этот герой появляется в сюжете тогда, когда Лиззи ничего помимо неприязни не испытывает к Дарси. Уикхем - молодой, обаятельный человек. Он располагает к себе Элизабет, а позже рассказывает душераздирающую историю, в которой он мученик, а Дарси злодей. Мисс Беннет охотно верит в рассказы Уикхема.

Позже, когда Дарси вдруг делает предложение, Элизабет отвергает его. Но причина этого отказа не только в Уикхеме, которого якобы обидел богатый аристократ. Все дело в гордости. И в предубеждении. Дарси признается, что готов пойти на мезальянс. Но роняет фразу, которая вызывает в душе Лиззи негодование. «Я готов сродниться с теми, кто намного ниже меня в социальном плане», - говорит Дарси и получает немедленный отказ.

На следующие день Элизабет получает письмо. В нем Дарси рассказывает об Уикхеме, излагая истинную историю их ссоры. Оказывается, человек, к которому так расположена была Элизабет, - негодяй. А тот, к которому она испытывала неприязнь, обижен ею жестоко и несправедливо.

Спустя несколько дней одна из младших сестер Беннет исчезает вместе с молодым офицером. Им оказывается тот самый Уикхем. Семейство Беннет опозорено.

Развязка

Дарси вдруг предстает в глазах главной героини совершенно другим человеком - добрым, искренним. Он спасает от позора семью Беннетов, заставив Уикхема едва ли не силой жениться на девушке, которую он обесчестил. Затем он снова предлагает Лиззи стать его женой, на что она с радостью соглашается. Бингли тем временем встречается с Джейн. Две свадьбы назначены на один день. Таков финал романа одной из лучших писательниц девятнадцатого века.

Фильмы

Первая экранизация романа «Гордость и предубеждение» была сделана в 1940 году. Но самым удачным является фильм, вышедший значительно позже.

В 1995 году на экраны вышла шестисерийная кинолента по роману Джейн Остин. Главные роли исполнили в ней Колин Ферт и Дженнифер Эль. В 2005 году состоялась премьера фильма-экранизации режиссера Джо Райта. В этой картине сыграли Кира Найтли и Мэттью Макфэдьен. Четыре «Оскара» собрал фильм по знаменитому роману «Гордость и предубеждение».

Цитаты из книги

В произведении Остин присутствует юмор в истинно английском стиле. Благодаря утонченной манере изложения и ярким диалогам, произведения этой писательницы пользуются популярностью по всему миру. Приведем несколько цитат из романа Джейн Остин:

  • «У женщины, которая является матерью пяти взрослых дочерей, остается так мало красоты, что о ней приходится вовсе не думать».
  • «Если женщина скрывает чувства к своему избраннику, она рискует его потерять».
  • «При попытке меня устрашить я становлюсь более дерзкой».
  • «Вы чересчур великодушны, чтобы играть с моим сердцем».

«Гордость и предубеждение» я прочитала во время двух своих поездок. Так уж вышло, что самый значительный Джейн Остин, от корки до корки, был прочитан на колесах. К Джейн Остин у меня двоякое отношение! С одной стороны, я не могу взять в толк, благодаря чему считал ее великой романисткой Сомерсет Моэм (который, к слову, действительно прекрасен), а также современные составители всяческих литературных топов. С другой - это ее плавное, какое-то текучее повествование действительно очаровывает. Никакой масштабности, только неторопливый быт и, в общем-то, незначительные герои.

Сюжет романа неизвестен только ленивому: если кто и не читал саму книгу, то уж одну из многочисленных экранизаций видел точно. Запутанная история любви двух людей: мистера Дарси, утонченного и сдержанного аристократа, и мисс Элизабет Беннет - живой и непосредственной девушки, стоящей гораздо ниже Дарси на сословной лестнице. Первый пребывает в оковах гордости, вторая - в плену предубеждения и предрассудков.

Постепенно, неимоверно сложным путем, они овладевают искусством взаимопонимания. Правда, эта нить романа во многом напоминает комедию положений: кто-то что-то неправильно понял, кто-то по воле случая не получил все объясняющее письмо, а потом уехал, разминувшись всего на долю секунды! Но все эти ситуации выписаны так тонко, без малейшей комичности, что не вызывают никакого отторжения. Все очень вовремя и правильно.

Помимо Дарси и Элизабет, есть в романе и другие значимые фигуры. Например, отец Элизабет, мистер Беннет. Женившись, будучи молодым, на милой и хорошенькой девушке, очень скоро он понял, что за симпатичным фасадом скрываются только алчность и феноменальная глупость. Отстраненный и едкий, он все свое время проводит в обширной библиотеке, да посмеивается над глупостью жены. В этой, в общем-то блекло выписанной ситуации, Джейн наиболее ярко раскрывает все свое отношение к «ярмарке невест» и бракам по расчету в целом (которые тогда были делом совершенно обычным! Моветоном считался скорее брак по неразумной любви).

Сейчас речи о безнравственности подобных браков давно стали привычными и банальными. Но тогда, в разгар сезона, говорить вслух о том, что деньги никак не могут стать единым мерилом счастья! Это было действительно смело.

Возможно, эта история была мечтой самой Остин. Счастливый брак двух абсолютно сословно неравных людей был в какой-то мере утопией, особенно в то время, и особенно в консервативно мыслящей Британии. А самой Остин (которая, как известно, так и не вышла замуж, и до конца своих дней жила в родительском доме) дает понять, что лучше прожить жизнь так, чем в несчастливом браке-сделке.

Как и в других романах, здесь в центре внимания жизнь провинции. Остен сужает круг действующих лиц, уделяя при этом более пристальное внимание к проблеме формирования характера под воздействием обстоятельств. Визиты, балы, прогулки, путешествия являются основным кругом занятий персонажей. Особое значение писательница отводит значению сословных и имущественных интересов. Внимание к человеку со стороны других связано не с его умом, внешностью, а с известием о 10 тысячах годового дохода(дарси) или сообщением о доме в Лондоне, четверке лошадей и 5 тысячах годового дохода(Бингли). Расчеты семьи, очень подробные, есть в этом романе, как и во всех других.Сестры Бингли с презрением относятся к Джейн и Элизабет из-за низкого происхождения. Характеры героев многоплановы. Но иногда Остен использует сатирические обобщения, заостряет доминирующую черту характера. У миссис Беннет выделена маниакальная страсть- пристроить дочерей. Она лишает ее здравого смысла. Ее приводит в восторг даже замужество Лидии. При этом она не задумывается ни об обстоятельствах заключения брака, ни о нравственных качествах своего затя.

Для Остен узкий мир ее романов – миниатюрное изображение английского общества. Остен полагает, что от каждой личности зависит благополучие окружающих, человек ответственен в своем поведении перед другими людьми. Поэтому писательница придает большое значение проблеме соблюдения общепринятых нравственно-этических норм. Не случайно Дарси признается Элизабет, что ее слова о том, что он вел себя не так, « как подобает благородному человеку», причинили ему боль и заставили его изменить свое поведение. Узнав о побеге лидии с Уикхэмом, дарси считает себя виноватым в случившемся, поскольку «ложная гордость» помешала ему своеовременно разоблачить Уикхема. Смысл названия связан с образами гл. образами Лизи и Дарси. Именно они находятся во власти гордости и предубеждения по отношению друг к другу. Оба героя возвышаются над своей средой. Они умны, образованы, проницательны. Элизабет осознает недостатки матери, младших сестер. Но ее гордость уязвляет высокомерие Дарси по отношению к ней и ее семье. Дарси же ощущает свое превосходительство над окружением. Любовь к Элизабет заставляет его гордость страдать. Образы гл.героев обусловлены авторским идеалом личности. Писательница не принимает ни полного отказа от здравого смысла, как это свойственно Лидии, ни сухого рационализма, как это свойственно Мэри Беннет. По Остен, чувство и разум должны находиться в гармонии. А гордость и предубеждение являются отступлением от разумной нормы. Дарси не верно ведет ведет себя в отношениях Джейн, ему кажется что она равнодушна к Бингли. Под влиянием обстоятельствгерои проходят сложную эволюцию. Важную рольв этом играет неблаговидный поступоу Уикхэма, соблазнившего Лидию. Осознание собственных заблуждений ведет героев к взаимопониманию и любви. Роман заканчивается свадьбами. Это традиционно счастливый конец, для Остен брак- определенное завершение. Особое значение Остен придает проблемам воспитания. Она полагает, что чел-к может измениться под влиянием среды и обстоятельств. Так происходит с Дарси.

Ярко проявляющиеся особенности художественной манеры Д.Остен

1. Лаконизм и сдержанность. Нет подробных описаний, развернутых характеристик, редкими являются пейзажные зарисовки.о наружности героев можно судить лишь на основании замечаний окружающих.

2. События романа предстают через восприятие Элизабет или становятся известиями из писем и диалогов. Прием несобственно – прямой речи способствует раскрытию внутреннего мира Элизабет.

3. Писательница выявляет сущность характеров супругов Беннет, особенности их взаимоотношений. при этом она создает атмосферу англ. Провинции. В беседе с мужем раскрывается ограниченность миссис Беннет. Ее речь прямолинейна, откровенна. Из реплик мистера Беннета видно снисходительно- пренебрежительное отношение к супруге. Присутствие автора проявляется лишь в ремарках, перемежающих в речь персонажей, в кратких замечаниях в начале и в конце главы. Но и в них Остен скрывается за общепринятыми суждениями. Авторский голос звучит в этой фразе «Как бы мало ни были известны намерения и взгляды такого человека после того, как он поселился на новом месте, эта истина настолько прочно овладевает умами неподалеку живущих семейств, что на него тут же начинают смотреть как на законную добычу той илидругой соседской дочери».

22. «Тайна семьи Бронте» «Джен Эйр»

Творческая судьба сестер Бронте, их трагически окрашенная краткая жизнь, ярко выраженный талант и по сей день волнуют умы читателей и критиков. Центральной темой их творчества всегда была личность в процессе ее самораскрытия. В плане духовном и интеллектуальном сильнейшим было влияние отца, Патрика Бронте, пережившего всех своих детей(их было 6 – Мария и Элизабет умерли от чахотки) все дети умирали рано в 30 или на 30 году жизни. Отец был священником. Дом их был на кладбище, на ветрах. Патрик был образован, но был замкнут и суровым. Мать умерла от туберкулеза. Шарлота не дожила до 40.)по традиции вся семья собиралась за семейным столом, где в присутствии детей обсуждались события современной политической, литературной и культурной жизни. Ежегодно выписывались газеты, журналы. Дети приобщались к поэзии, очень гордились теми скромными сборниками, которые издал их отец. Уроки рисования давал художник-профессионал, а дошедшие работы свидетельствуют о таланте особенно Патрика-младшего. Влияние на сестер было – 1. Библия.2. драматургия шекспира, 3. Арабские сказки, романы В.Скотта В предисловии к своему первому роману «Учитель» шарлотта настоятельно подчеркивала, что он посвящается реальной жизни.книга была написана в большей степени на автобиагрофическом материале и в ней отразились творческие манеры писательницы герои, принадлежащие к определенному соц.слою, мотивы темы.

В романе прослеживаются черты романтизма, влияние которого сказывается не только в интересе писательницы к роковым человеческим страстям, но и в языке, его характерной романтической образности, в пейзаже, неизменно сопровождающем события и переживания героев

Джейн Эйр» - социально-психологический роман воспитания. Последовательно раскрывающий духовную эволюцию героини, повествуя о формировании цельного, гордого и сильного характера Джейн. Роман часто называют автобиографическим, хотя изображенные в нем лица и события не имеют прямого отношения к жизни автора. История жизни Джен Эйр- плод художественного вымысла, но мир ее внутренних переживаний, безусловно, близок Ш.Бронте. «Джейн Эйр» построена по композиционным законам «романа воспитания». Все, что происходит с Джейн Эйр», - эпизоды в жизненной эволюции героини, приходящей через борьбу, страдания и трудности к постижению долга, а от этого постижения к счастью. Первый этап житейского воспитания Джейн пребывание ее в доме тетки мисс Рид – богатой аристократки, помешанной на аристократических традициях, но превыше всего любящей деньги, Первый этап воспитания Джейн завершается помещением героини в Локвуд – пансион для сирот бедных священников. Эпизод этот также кончается бунтом: Джейн покидает школу-тюрьму и находит место гувернантки. С момента приезда Джейн в замок Рочестера начинается третий – и главный для автора эпизод романа – торнфильдскийМрачный образ сумасшедшей жены Рочестера и таинственные происшествия в его замке напоминают готические романы XVIII века, которыми зачитывались сестры Бронте. В творчестве Ш. Бронте проявилась особая подвижность идейно-эстетической грани между романтизмом и реализмом. Эта особенность проявилась и в тех художественно-стилистических средствах, которые она использовала в портретных изображениях своих персонажей. Специфика словесного портрета, как и портрета в живописи, обусловливается, прежде всего, прямой обращенностью к индивидуальности определенного лица. Достоверность, или как принято говорить портретное сходство является неотъемлемой принадлежностью жанра.

жанр «Джейн Эйр», сочетаются черты автобиографического и социально-психологического романа. Сочетаются здесь и реалистический и романтический принципы письма. Все связанное в романе с изображением рождения и развития чувства Джейн к Рочестеру, а так же крушение надежд на осуществление союза героини с любимым, обладает большим эмоциональным потенциалом и выполнено автором под очевидным воздействием романтической поэм Байрона и «готического» романа Чувство Джейн к Рочестеру проходит через страшные испытания, но получает счастливое завершение. Отсюда замена в финале сущего желаемым, а это должно было толкнуть Бронте на обращение к романтическим образцам. Она не могла писать историю любви Джейн к Рочестеру, в особенности любовь Рочестера к Джейн, не изменяя реалистическому методу и реалистическим приемам письма. Вторая тема –– создавалась Бронте- реалистом, которая восхищалась Теккереем как мастером реализма и стремилась ему подражать. Реальные люди Англии середины ХІХ века и характеры, типичные для различных слоев общества, Отрывать в «Джейн Эйр» романтическое от реалистического невозможно: книга воспринимается в ее художественном единстве, и в этом единстве ее сила. Но очень важно разобраться в формировании причудливого сплава двух пафосов, двух очень различных тенденций в книге. Большая часть романа, почти целиком вписывается в картину романтического романа, частично даже «готического». Романтичен и его аллегорический аккомпанемент: сны Джейн, разбитое молнией дерево и тому подобное. Таким образом, можно сказать, что в творчестве Ш. Бронте проявилась особая подвижность идейно-эстетической грани между романтизмом и реализмом. Эта особенность проявилась и в тех художественно-стилистических средствах, которые она использовала в портретных изображениях своих персонажей.

«Гордость и предубеждение» - самый популярный роман Джейн Остин, известный миллионам читателей во всем мире. Огромна и критическая литература, посвященная его анализу. Среди авторов книг и статей такие известные литературоведы как Д. Сесил, М. Батлер, А. Браун, М. Мэйсфилд, М. Кеннеди, Дж. Кестнер, Н.М. Демурова, Т.А. Амелина и многие другие.

Д. Сесил считает, что Джейн Остин соотносит своих героев с тремя основными стандартами поведения: добродетелью, здравым смыслом и вкусом . Добродетель воспринимается в ее христианском толковании. Под здравым смыслом понимается стремление достичь чего- то наилучшего в этом неизбежно несовершенном мире. Джейн Остин считала, что, то, для чего живет человек, важнее того, как он живет. Культура и внешние признаки ее проявления могут сделать существование человека гораздо более счастливым. Д. Сесил, таким образом, считает, что идеал Джейн Остин - человек не только добродетельный и благоразумный, но и хорошо воспитанный.

М. Мейсфилд среди важнейших проблем романа выделяет стремление Д. Остин осмеять и осудить снобизм, в особенности его крайности, воплощенные в образе леди Кэтрин де Бур . М. Мейсфилд полагает, что жанровую специфику этого романа определяет сочетание комедии с жанром romance, где над всеми персонажами возвышается необычайно привлекательная героиня. Дж. Кестнер полагает большой удачей, признаком возросшего мастерства писательницы то, что второстепенные персонажи становятся у нее более определенными, четкими, более точно выписанными .

Н.М. Демурова отметила, что Джейн Остин значительно расширила и обогатила характерный для классицизма метод «гуморов», отказавшись от деления героев на злодеев, жертв и резонеров . Отметив, таким образом, свойственное Остин реалистическое видение характеров, Н.М. Демурова показала, как оно воплощено в романе на стилистическом уровне. Она, например, считает, что одним из новаторских приемов Дж. Остин было употребление несобственно-прямой речи. Очень существенную черту поэтики Джейн Остин подметила Т.А. Амелина. Она пишет: «Человеческую сущность художница раскрывает главным образом с помощью изображения речевого общения людей, т. е. прямой и диалогической речи» .

Таким образом, критики, давая характеристики героев романа, обращают внимание на социальную мотивировку поведения и взаимоотношений героев и уделяют значительное внимание стилистическим приемам, которые применяла Джейн Остин, но механизм функционирования этих приемов нуждается в более конкретном и детальном рассмотрении.

Анализ средств, используемых писательницей для создания образов своих персонажей, составляет главную задачу этой статьи. Ее решение позволит определить характер этико-эстетического идеала Джейн Остин.

Все сюжетные линии романа сходятся вокруг двух главных героев Элизабет Беннет и Дарси. Первоначальное мнение о них может во многом сложиться под влиянием заглавия романа «Гордость и предубеждение». То есть, может возникнуть впечатление, что каждый из них воплощает одну из этих черт: Дарси - гордость, Элизабет - предубеждение против него - богатого, надменного человека, привыкшего к раболепию окружающих. В действительности же каждому из них в равной степени присущи и гордость, и длительное предубеждение друг против друга.

Характер Элизабет Беннет раскрывается постепенно через сложную систему отношений героини с ее родителями, сестрами, друзьями, с теми, кто желает ей счастья и ее недоброжелателями, наконец, с теми мужчинами, которые были соискателями ее руки. При всей безличности повествования авторское отношение к ней выражает себя уже в том, какие черты ее характера выделяются прежде всего: чувство юмора, живой, веселый нрав. Услышав первое, нелестное о ней мнение Дарси, Элизабет «told the story, however, with great spirit among her friends; for she had a lively, playful disposition which delighted in anything ridiculous» Здесь эпитеты lively (full of life and spirit), playful (full of fun, fond of play) к существительному disposition (one"s nature or temper) выполняют характерологическую функцию. Их положительные коннотации являются косвенным подтверждением авторского одобрительного отношения к героине. В речевой партии Элизабет слова «смех, смеяться» действительно встречаются многократно: «I dearly love a laugh... Follies and nonsense, whims and inconsistencies, do divert me, I own, and I laugh at them whenever I can» , - рассказывает она о себе.

Но в характере Элизабет не было легкомыслия, бездумной погони за развлечениями, свойственной ее младшей сестре Лидии. Склад ее ума можно назвать аналитическим. Она много и серьезно размышляет, наблюдая нравы окружающих ее людей. Однообразие, монотонность повседневной жизни семьи делали всякое путешествие, сулившее смену впечатлений, возможность встречи с новыми людьми, таким желанным. Так, предложение ее тетушки, миссис Гардинер, съездить с ними в большое путешествие, возможно в романтический Озерный край, вызывает откровенный восторг («What delight! What felicity!») .

В композиции «Гордости и предубеждения» хронотоп дороги не только способствует развитию сюжета, оживляя его новыми событиями и персонажами. Главная его функция здесь - показать эволюцию характеров главных героев, постепенное развитие взаимоотношений между ними. Так, во время поездки Элизабет к Коллинзам происходит первое объяснение Дарси с нею. Во время поездки с тетушкой - решается ее судьба: побывав в доме Дарси, она начинает менять свое мнение о нем, избавляется от предубеждения против него, начинает понимать, что могла бы полюбить его.

Но как ни много узнает читатель о героине через авторские комментарии и характеристики, главное говорит о себе сама Элизабет. Это главное ни разу не называется, но оно присутствует в каждом ее поступке и каждой реплике. Это главное - гордость, вернее чувство собственного достоинства и самое настоящее бесстрашие. Сама Элизабет небогата, после смерти отца их могут лишить дома, хозяином которого станет преподобный Коллинз. При таких обстоятельствах не выйти замуж - значит обречь себя на жалкое существование. Казалось бы, нужно радоваться предложению Коллинза, но Элизабет с негодованием его отвергает. Еще более невероятной может показаться ее реакция на предложение Дарси. Богатый, влиятельный человек, брак с которым - несбыточная мечта многих невест, делает предложение ей, Элизабет Беннет. Вместо принятия столь лестного предложения Элизабет в самой резкой форме предъявляет Дарси обвинения в унижении ее достоинства, в оскорблении ее сестры, в обидах, нанесенных Уикхему. Для того чтобы стать ее избранником, мало занимать высокое положение в обществе, гораздо важнее всегда вести себя как подобает благородному человеку. Должно пройти время, чтобы Элизабет могла лучше понять характер Дарси, оценить его достоинства.

Своя гордость и у Дарси. Едва он появляется на страницах романа, как всем действующим лицам и читателям становится известна сумма его доходов - 10000 фунтов в год, сумма для того времени колоссальная. Сразу же производит он и определенное впечатление на окружающих: гордый, надменный человек. И хотя он сам, пытаясь объяснить свое поведение, говорит о своей замкнутости, о неумении легко сходиться с людьми, Элизабет это не убеждает. Дело в том, что почти одновременно с Дарси в число действующих лиц вводится Уикхем, выступающий как антипод Дарси. Если от Дарси никто почти слова не слышит, то Уикхем легко вступает в разговор. У него приятная, располагающая к себе внешность, он умеет быть очень занимательным собеседником. Едва познакомившись с Элизабет, он рассказывает ей историю своей жизни, в которой Дарси сыграл самую неблаговидную, по его словам, роль. Таким образом, все обстоятельства складываются не в пользу Дарси, и дальнейшее развитие сюжета кажется непредсказуемым. Отповедь, которую Элизабет дает Дарси, должна, как будто, означать завершение их знакомства. Но главная сюжетная интрига как раз и заключается в том, что отказ Элизабет только дает толчок новому развитию их отношений.

Отказ, полученный Дарси, был нелегким испытанием для его гордости. Человек аристократического воспитания, он не выдал бушевавших в нем чувств. При его сдержанности самым естественным способом выражения эмоций был не прямой диалог со своей избранницей, а переписка с ней.

Развитие чувства Элизабет к Дарси предстает перед читателем во всей сложности и противоречивости: от неприязни к сомнениям, затем к сожалению о своих суждениях о нем, наконец, к восхищению, к пониманию того, что встреча с ним - главное событие ее жизни. Сложности душевных переживаний героини соответствует и сложная система стилистических средств выразительности. Здесь и авторский комментарий, который доносит до читателя смятение ее чувств (a flutter of spirits). Здесь и детали интерьера и пейзажа, которые позволяют Элизабет увидеть Дарси в новом свете: «She had never seen a place for which nature had done more, or where natural beauty had been so little counteracted by an awkward taste» . Чувство, охватившее Элизабет при виде окружающей ее красоты, выражено одним прилагательным - delighted. «Elizabeth was delighted» - это ключевая фраза, описывающая ее состояние во время посещения Пемберли. Ее восхищает безупречный вкус владельца, сумевшего не нарушить естественной красоты ландшафта. Не меньшее удовольствие доставляет ей внутреннее убранство дома - не бьющая в глаза роскошь, а подлинная элегантность. Восторженный отзыв о Дарси его домоправительницы становится для Элизабет еще одним откровением. Наконец, мужественная красота его облика на портрете, которым любуются и Элизабет, и ее дядюшка с тетушкой, гармонирует с красотой всего, что его окружает.

Все эти внешние впечатления постепенно трансформируют изначально неприязненное отношение Элизабет к Дарси в совершенно иные чувства, и ее внутренняя и несобственно-прямая речь, переплетаясь с авторским повествованием, позволяет проследить все оттенки этой эволюции. Так, первая реакция Элизабет на все, увиденное в Пемберли, выразилась в ее внутренней реплике «And of this place», thought she, «I might have been mistress!». Это невольное сожаление сменяется фразой, в которой она сама себе напоминает: «...that could never be; my uncle and aunt would have been lost to me; I should not have been allowed to invite them» . Форма сослагательного наклонения с перфектным инфинитивом указывает здесь не столько на сожаление об упущенной в прошлом возможности, сколько на полную невозможность для нее брака с таким снобом, который не позволил бы ей принимать ее родственников. Но затем, слушая домоправительницу Дарси, глядя на его портрет, она начинает понимать масштаб его личности. Каждая фраза в ее внутреннем монологе, маркированная восклицательным знаком, выдает ее внутреннее волнение, постепенную смену ее оценок: «What praise is more valuable than the praise of an intelligent servant? As a brother, a landlord, a master, she considered how many people"s happiness were in his guardianship! How much of pleasure or pain it was in his power to bestow! How much of good or evil must be done by him!» .

И все же главный итог ее размышлений в другом. Неожиданно для нее самой она начинает понимать, как гармонично они дополняют друг друга. Созвучным ее размышлениям станут уже в конце романа слова Дарси о том, что значила в его жизни встреча с Элизабет. Но первое его высказывание носило высокомерно - презрительный оттенок: «I am in no humor of present to give consequence to young ladies who are slighted by other men» . Позднее, в минуты первого признания, сначала уверенный в ее согласии, затем ошеломленный ее отказом, он прямо говорит обо всех своих опасениях, касающихся их возможного союза:

«These bitter accusations might have been suppressed, had I, with greater policy, concealed my struggles, and flattered you into the belief of my being impelled by unqualified, unalloyed inclination; by reason, by reflection, by everything. But disguise of every sort is my abhorrence... Could you expect me to rejoice in the inferiority of your connections? To congratulate myself on the hope of relations, whose condition in life is so decidedly beneath my own?» .

В его речи бессоюзное перечисление однородных предложных дополнений (by reason, by reflection, by everything), употребление условного и сослагательного наклонений (might have been suppressed, had I concealed, could you expect), параллельная конструкция в двух следующих одно за другим вопросительных предложениях (Could you expect me to rejoice... To congratulate myself...) создают эффект нарастания, благодаря которому находят свое выражение его обида и раздражение. Любовь Дарси составляет, пожалуй, главную психологическую загадку этого романа. В его чувстве нет ничего рассудочного, хотя он человек, несомненно, рассудительный и проницательный. Как он сам впервые говорит о своей любви: «In vain have I struggled. It will not do. My feelings will not be repressed. You must allow me to tell you how ardently I admire and love you» .

Некоторые исследователи (например, М. Пуви ), относя роман к произведениям реалистическим, считают его конец чисто романтическим. Уж слишком невероятно (не как в жизни) счастливо складывается судьба Элизабет. Но, может быть, психологизм Джейн Остин, достоверность ее характеров в том и проявляются, что она изображает любовь Дарси как неподвластную рассудку и расчету (и потому возможную) страсть. Путь Дарси навстречу Элизабет - это путь избавления от предубеждений и высокомерия, от тщеславия, гордыни и самоуверенности к резко самокритической оценке своего характера: «I have been a selfish being all my life, in practice, though not in principle... I was spoiled by my parents, who, though good themselves ... allowed, encouraged, almost taught me to be selfish and overbearing, to care for none beyond my own family circle, to think meanly of all the rest of the world, to wish at least to think meanly of their sense and worth compared with my own... You taught me a lesson, hard indeed at first, but most advantageous» . В этом разговоре с Элизабет звучит его самооценка. Повтор слова selfish, выделение курсивом слов right, child, wish, параллельные конструкции (I was taught, I was given, I was spoiled) и перечисления выдают его взволнованное, исповедальное настроение, его благодарность Элизабет, любовь к которой сделала его другим.

Так из множества наблюдений, встреч, впечатлений в душах Элизабет и Дарси постепенно возникает новый образ друг друга. Полнота жизни, которую каждый из них обретает в другом, создает общую мажорную тональность всего произведения. И, кроме того, на протяжении всего романа драматические перипетии их отношений переплетаются с комическими сценами.

Комические персонажи постоянно оживляют повествование. Первая из них - миссис Беннет. Мать пяти взрослых дочерей, она думает только о том, как выдать их замуж. Препятствий этому множество, и среди них не последнее - глупость и вульгарность самой миссис Беннет. Миссис Беннет - существо весьма импульсивное и нетерпеливое.

Суть ее характера прекрасно выдает каждая ее реплика. Лексикосинтаксический состав ее диалога всегда прост: слова из повседневного обихода, отрывистые восклицания и вопросительные предложения, выдающие суетность героини, ее неистребимое любопытство: «Well, Jane, who is it from? What it is about? What does he say? Well, Jane, make haste and tell us, make haste, my Love» .

В обрисовке характера миссис Беннет Дж. Остин эффективно использует драматизацию повествования, т. е. дает возможность само- высказывания персонажу. Например, в 59-й главе она называет Дарси disagreeable, т. е. неприятным субъектом, и остается искренней в своей неприязни к нему: «I am quite sorry Lizzy, that you should be forced to have that disagreeable man all to yourself; but I hope you won"t mind. It is all for Jane sake» . Но в конце той же главы она прорывается потоком восторженных воплей: «...Mr. Darcy! Who would have thought it? And is it really true? Oh, my sweetest Lizzy! How rich and how great you will be! What pin-money, what jewels, what carriages you will have! Jane"s is nothing to it - at all. I am so pleased - so happy» . Эти восклицания не менее искренни, чем то, что она говорила о Дарси раньше, хотя и прямо противоположны по смыслу. Эта смена оценок в речевой партии миссис Беннет создает зримый образ истинно комической героини.

Но есть в романе персонажи, очерченные не мягкими комическими штрихами, а подлинно сатирически. В отличие от главных героев романа, которые все время учатся лучше понимать себя и друг друга, которые искренне переживают свои заблуждения и недостатки, комические и, в особенности, сатирические персонажи не претерпевают никаких изменений в своем развитии.

Первый из них - мистер Коллинз, чье имя стало нарицательным в английской литературе. Самодовольным дураком представлен Коллинз в свой первый приезд в дом Беннетов. Он невыносимо высокопарен и многословен. Без конца расхваливает собственные достоинства и преимущества своего положения, главное из которых - покровительство богатой аристократки леди Кэтрин де Бур. Еще ни разу не увидев его, лишь по тону его письма, велеречивому, многословному, Элизабет определила характер его автора одним словом - напыщенный. Ей предстоит убедиться в том, что в нем было кое-что похуже - способность низменно поклоняться сильным мира сего и способность унижать того, кто был ниже его по богатству и положению. Низменная сущность его натуры более всего дает себя знать в самый трудный для семьи Беннетов период: во время бегства Лидии с Уикхемом. Коллинз присылает им письмо - «соболезнование». Лексический состав этого письма представляет возвышенная литературная лексика: respectable family, present distress of the bitterest kind, the death as a blessing, augmented satisfaction, involved in disgrace и т. д., за которой скрыто лицемерное сочувствие в постигшем почтенную семью горе, а также и большая доля злорадства и самодовольства от сознания того, что, получив отказ от Элизабет и женившись на Шарлотте Лукас, он теперь избавлен от необходимости делить позор с семейством Беннет.

Таким образом, авторскую стратегию можно определить здесь, как стремление создать образ такого персонажа, как мистер Коллинз на основе самораскрытия его характера, т.к. во всех случаях собственные высказывания и поступки Коллинза становятся главным средством характеристики разнообразных свойств его натуры: ханжества, лакейской приниженности и ограниченности.

Прекрасно дополняет и оттеняет Коллинза леди Кэтрин де Бур, которая появляется на страницах романа дважды. Элизабет встречается с ней, когда приезжает в гости к Коллинзам. Ее поражает бесцеремонность хозяйки поместья: она считает себя вправе расспрашивать Коллинзов и Элизабет о любых подробностях их частной жизни, вмешиваться и давать советы о том, как вести хозяйство и т. п. В другой раз леди де Бур сама приезжает в дом Беннетов. Теперь она изливает на Элизабет настоящие потоки брани. Она назвала слух о возможной помолвке ее племянника, мистера Дарси, и Элизабет гнусной выдумкой, затем пустила в ход угрозы и оскорбления в адрес Элизабет и её родственников. Властный и безапелляционный тон ее речи, сам выбор слов типа the upstart, retentions of a young woman without family, connections, or fortune свидетельствует не только о неприязни к Элизабет, но и о грубости и бесцеремонности этой высокородной дамы. Однако по иронии судьбы именно она стала невольной пособницей брака ее племянника и Элизабет. Узнав о ее разговоре с Элизабет, Дарси понял, что Элизабет любит его и примет его предложение. Так зло покарало себя само, и если можно говорить о влиянии идей Бена Джонсона на Д. Остин, то сказалось оно именно в этом: зло в ее романе терпит поражение в силу внутренних причин и противоречий.

Кроме лирико-драматической линии сюжета, представленной образами главных героев, кроме его комедийно-сатирического начала, носителями которого выступают миссис Беннет, преподобный Коллинз и леди де Бур, в романе присутствует и авантюрно-плутовской компонент, представленный такими героями, как Уикхем и Лидия Беннет. Сами по себе как личности они вполне заурядны и ничего из себя не представляют. Лидия думает только о поклонниках и о скорейшем замужестве, а бегство с Уикхемом - результат ее очередного увлечения. Уикхем по сравнению с ней кажется человеком более значительным, он - привлекательный молодой человек, интересный собеседник. Но разница между тем, что он говорит о себе, и тем, кем является на самом деле, весьма разительна. В том, что, убегая из полка, он увлекает за собой и Лидию, проявляется не столько порочность его натуры, сколько его неумение предвидеть последствия своих поступков. Сам же авантюрно-плутовской эпизод, связанный с этими двумя персонажами, придает значительное напряжение сюжету. На карту оказывается поставленной не только честь Лидии, но и всей семьи Беннетов, отношения Элизабет и Дарси. Благодаря Дарси эпизод получает благополучную развязку, ведь в прекрасном мире героев Джейн Остин нет места злу и непорядочности.

К числу важнейших стилистических приемов Джейн Остин относится, прежде всего, ирония, упоминавшаяся уже в связи с характеристиками персонажей. Иронический эффект создается как с помощью грамматических средств (например, использование сослагательного наклонения), так и средствами лексики, когда произносимые слова прямо противоположны по смыслу тому, что подразумевается. Так, ироничен мистер Беннет, когда говорит, что, восхищаясь тремя своими зятьями, выделяет Уикхема как своего любимчика («Wickham, perhaps, is my favourite» ), в то время как ничего, кроме антипатии он к Уикхему не питает.

Ироничен и авторский комментарий в начале 61-й главы: «Happy for all her maternal feelings was the day on which Mrs. Bennet got rid of her two most deserving daughters» . Счастливейшим днем в жизни матери, миссис Беннет, назван день, когда она «избавилась» от двух своих самых достойных дочерей. Словарная дефиниция фразового сказуемого get rid (to make a person free from - избавиться) в какой-то мере контрастирует по значению со словами happy day (a day of pleasure - счастливый день), так автор выражает свое ироничное отношение к материнским устремлениям миссис Беннет.

Широко использует Джейн Остин и несобственно-прямую речь, которая позволяет увидеть внутренний мир героини в минуты ее самых сильных душевных переживаний и эмоций. Так, ряд кратких вопросительных и восклицательных предложений, произносимых героиней «про себя» после неожиданной встречи с Дарси в Пемберли, прекрасно передает ее взволнованность в эту минуту: «Her coming there was the most unfortunate, the most ill-judged thing in the world! How strange must it appear to him! In what a disgraceful light might it not strike so vain a man! It might seem as if she had purposely thrown herself in his way again! Oh! Why did she come? Or, why did he thus come a day before he was ex- pected?» .

Лексический состав авторской речи определяет общеупотребительная или нейтральная лексика. Даже для передачи сильного эмоционального напряжения писательница не прибегает к каким-то изощренным приемам, но очень умело использует превосходную степень сравнения прилагательных. Так, изменившееся мнение об Уикхе- ме выражено простой фразой: «Everybody declared that he was the wickedest young man in the world» .

Нервное состояние, в котором пребывали Элизабет и Джейн в ожидании известий о Лидии, передается с помощью метафорического эпитета: «Every day at Longbourn was now a day of anxiety; but the most anxious part of each was when the post was expected» .

Прилагательные в превосходной степени характеризуют состояние героев в счастливейшие минуты их жизни: «...the liveliest emotion; ...the happiest creature in the world; ...the happiest, wisest, and most reasonable end!» - все это о Джейн Беннет после того, как мистер Бингли сделал ей предложение. Если Бингли был всеобщим любимцем, то отношение окружающих к Дарси было сложнее, понять все его оттенки и перемены также помогают эпитеты. Сначала Остин описывает всеобщий восторг от него: «А fine figure of a man... much handsomer than Mr. Bingley, and he was looked at with great admiration...» . Но сдержанное поведение Дарси, которое все принимают за высокомерие, очень скоро вызывает к нему неприязнь. Теперь отношение к нему выражается в постепенно нарастающем потоке перечислений всевозможных отрицательных качеств:

«.He was looked at with great admiration for about half the evening, till his manners gave a disgust which turned the tide of his popularity; for he was discovered to be proud, to be above his company, and above being pleased; and not all his large estate in Derbyshire could then save him from having a most forbidding, disagreeable countenance, and being unworthy to be compared with his friend» .

В этом перечне используются конструкции с инфинитивом (to be proud, to be above his company) и герундием (above being pleased, from having a ... countenance, being unworthy), а также эпитеты с отрицательной коннотацией (forbidding, disagreeable, unworthy). Это первое впечатление о Дарси очень скоро перешло в стойкое негативное к нему отношение как со стороны всего провинциального общества, так и Элизабет и ее семьи в особенности. Понадобилось множество событий, встреч, объяснений, прежде чем Элизабет увидела и узнала истинную суть его натуры.

Немаловажную стилистическую роль играют в романе размеры предложений: от кратких реплик в диалогах и предложений средней длины, которыми оформляется авторский комментарий до очень больших предложений, занимающих иногда целый абзац. Один из таких примеров - отрывок из письма Джейн к Элизабет о безуспешных поисках Лидии и Уикхема: «By this time, my dearest sister, you have received my hurried letter; I wish this may be more intelligible, but though not confined for time, my head is so bewildered that I cannot answer for being coherent... Imprudent as a marriage between Mr. Wickham and our poor Lydia would be, we are now anxious to be assured it has taken place, for there is but too much reason to fear they are not gone to Scotland» . В этом фрагменте автор нанизывает ряд сложноподчиненных (that I cannot answer for being coherent, imprudent as a marriage ... would be; for there is but too much reason to fear they are not gone to Scotland) и сложносочиненных предложений (By this time, my dearest sister, you have received my hurried letter; I wish this may be more intelligible...) для создания то ретроспективного, то предположительного (a marriage between Mr. W and Lydia would be), то синхронного изображения событий и чувств (my head is so bewildered, there is too much reason to fear they are not gone to Scotland), а также для передачи лихорадочных состояний мыслей и действий (my head is so bewildered; I cannot answer for being coherent). Сложные конструкции оказываются необходимыми и адекватными всей сложной гамме чувств, испытываемых Джейн.

Один из кульминационных моментов романа - вечер в доме Беннетов, когда мистер Дарси просит руки Элизабет у ее отца. Кажется, все разнообразие стилистических приемов Дж. Остин сосредоточилось на этих страницах . Здесь и драматизация повествования: произнесенные Дарси шепотом слова «Go to your father; he wants you in the library» , диалог Элизабет с отцом, в котором используется эффект нарастания: «Lizzy», said he, «what are you doing? Are you out of your senses, to be accepting this man? Have not you always hated him?» . Здесь и параллельные конструкции, стилистически окрашенное употребление сослагательного наклонения и курсива в несобственнопрямой речи Элизабет: «...But he was going to be made unhappy, and that it should be through her means; that she, his favourite child, should be distressing him by her choice, should be filling him with fears and regrets in disposing of her, was a wretched reflection» . Эта конвергенция стилистических приемов создает эффект огромного эмоционального напряжения и полной достоверности происходящего.

Искусное стилистическое мастерство Джейн Остин создает очень живую, очень достоверную картину нравов, быта, жизни маленького провинциального общества. Его населяли вполне ординарные люди. Лишь немногие из них обладали развитым умом, независимостью суждений и благородством. Но именно они наполнили этот роман таким радостным приятием жизни, таким оптимизмом, которые ни в одном последующем произведении Дж. Остин уже не звучали с такой силой.

В этом романе окончательно формируется та система этических ценностей (искренность, доброжелательность, неприятие сословного чванства, чувство собственного достоинства), которую воплощают герои Джейн Остин. Ее этический идеал находит и равноценное художественное выражение: безупречное стилистическое мастерство сочетается с умелым использованием жанровых возможностей романа.

В «Гордости и предубеждении» применены такие композиционные принципы реалистического романа, как сложная система характеров, значительная роль хронотопа в развитии сюжета, а также портретных и пейзажных зарисовок в их характерологической и эстетической функциях, наконец, сложная субъектная организация текста, в которой доминирующая роль принадлежит безличному повествованию, но где каждый герой, не только главный, но и второстепенный, благодаря драматизации, включению несобственно-прямой речи и интекстов, получает возможность выразить себя как бы самостоятельно.

Таким образом, в романе «Гордость и предубеждение», за 25-30 лет до выхода первых романов Диккенса, признанного основоположника и классика английского критического реализма, уже проступали характерные черты этого художественного метода.

Список литературы

  • 1. Амелина Т.А. Проблемы реализма в творчестве Джейн Остин (метод и стиль): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1973.
  • 2. Демурова Н.М. Роман Джейн Остин «Гордость и предрассудки» // Austen J. Pride and Prejudice. - М.: Прогресс, 1961.
  • 3. Austen J. Pride and Prejudice. - М., 1961.
  • 4. Cecil D. A Portrait of Jane Austen. - London, Constable, 1979.
  • 5. Kestner J. Jane Austen. Spatial Structure of Thematic Variations. - Salzburg, IESL, 1974.
  • 6. Masefield M. Women Novelists from Fanny Burney to George Eliot. - London, Y.N. & Watson, 1967.
  • 7. Poovey M. The Proper Lady and the Woman Writer. Ideology as Style in the Works of Mary Wollstonecraft, Mary Shelley and Jane Austen. - Chicago and L. - UCP, 1985. - Pp. xxii+288.

8376

28.01.17 11:13

Прежде чем самый известный роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение» – факт, подтвержденный источниками, увидел свет, автору пришлось набраться терпения. Она начала работу в 20 лет, а изданную книгу получила только в 37 лет. Что ж, зато успех книги неоспорим – ее до сих пор с удовольствием экранизируют и перечитывают.

Роман вышел 28 января 1813-го, то есть ровно 204 года назад. Если кто забыл, напоминаем содержание. Девушка знакомится с парнем, тот кажется ей заносчивым грубияном. Поэтому, когда тот просит ее руки, девушка отказывает, хотя испытывает к нему нежные чувства. Все заканчивается свадьбой (несмотря на сопротивление родни жениха). Невеста получает бонус: ее новоиспеченный муж сказочно богат (хотя сама она бесприданница). Даже, если вы знаете роман наизусть, эти факты о «Гордости и предубеждении» вам вряд ли знакомы.

«Гордость и предубеждение»: факты о романе на все времена

Главная героиня Элизабет Беннет похожа на писательницу, ведь Остин тоже отвергли из-за того, что за Джейн давали маленькое приданое. В 20 лет будущая знаменитость флиртовала с молодым человеком Томом Лефроем. Он был воспитанным, симпатичным и приятным, но вот социальный статус самой Остин «подгулял». И семья Лефроя «забраковала» потенциальную невесту. В отличие от собственной грустной истории (Джейн так и осталась старой девой), она наградила Элизабет хэппи-эндом.

Еще одна похожая черта: в реальной жизни Джейн была очень близка со своей сестрой Кассандрой, а в книге Элизабет и старшая из пяти дочек Беннетов, Джейн, лучшие подруги. Когда писательницы не стало, Кассандра написала: «Солнце моей жизни угасло».

Откуда произошла фамилия Дарси, и каков его капитал

В наши дни фамилия главного мужского персонажа, «Дарси», стала нарицательным, а вот о ее происхождении читатели «Гордости и предубеждения» – это очевидный факт – не задумываются. В начале 1800-х годов каждый уважающий себя человек знал, что Дарси – производное от французской фамилии Д’Арси (Арси – деревня во Франции), которую привезли норманны во главе с Вильгельмом Завоевателем, ее получила древняя семья пэров.

Имя Фицуильям тоже выбрано не случайно: во времена молодости Остин это была реальная и очень уважаемая богатая семья, чье поместье могло соперничать с Букингемским дворцом. Так что «Фицуильям Дарси» означало и знатное происхождение, и богатство.

Постойте, а какое там богатство – ведь в книге черным по белому написано, что доход мистера Дарси равнялся 10 тысячам фунтов в год. Разве это много? Но подождите разочаровываться! В 2013-м году было подсчитано, что, учитывая финансовые изменения, произошедшие с начала XIX столетия, эта сумма достигла бы сейчас 12 млн. фунтов (или 18,7 млн. долларов). И это только проценты с гораздо большей суммы. Так что мисс Беннет и правда повезло.

Уикхем и Лидия сбежали в Лас-Вегас их времени

Почему Уикхем сбежал с 15-летней Лидией Беннет, вызывает недоумение. Зачем связываться пусть с бедной, но дворянкой, когда доступных дам полно, и никто жениться не заставит. Остин была слишком чопорной, чтобы прямо написать: Лидия была этакой хорошо развитой для своих лет «кошечкой», сексуально привлекательным общительным жизнерадостным подростком. Вот соблазнитель и не устоял. Правда, ему пришлось поплатиться за похоть: он повел-таки Лидию под венец.

Побег Лидии с Уикхемом – одна из самых горьких страниц, которую пришлось пережить ее родителям. Но почему беглецы направились именно в Шотландию (в Гретна-Грин)? Все просто: в Шотландии (в отличие от Англии) разрешалось вступать в брак до 21 года и без родительского благословения. Гретна-Грин – город почти на границе, до него ближе всего. В современной версии романа письмо Лидии к сестре звучало бы так: «Я еду в Лас-Вегас» (где тоже процесс заключения брака крайне упрощен).

Писательница думала, что ее книга слишком легкомысленна

Откуда пришло название романа «Гордость и предубеждение»? «Факты утверждают, что Остин позаимствовала цитату из книги Сесилии Фанни Берни: «Весь этот несчастный бизнес», – сказал доктор Листер, – «был результатом гордости и предубеждения…Если гордость и предубеждение стали причиной страданий, то добро и зло чудесно сбалансированы».

Интересный факт: «Гордость и предубеждение» рассматривается многими как сатира на женщин, которые очень хотят выйти замуж (в том числе, выгодно выйти). Это классика, причем весьма нравоучительная. Но сама Остин переживала, что ее труд не достаточно серьезен: «Книга слишком светлая, яркая и сверкающая». Зато образ Элизабет Беннет полностью устраивал писательницу, она очень гордилась героиней.

Трудности с издателем и излишняя скромность

Первый вариант книги был закончен Остин в 21 год. В 1797-м году ее отец отправил рукопись издателю Томасу Кэделлу, но тот послал роман обратно, даже не читая, с оскорбительной ремаркой. Джейн не отступила. Когда ей удалось опубликовать книгу «Чувства и чувствительность», появился шанс «протолкнуть» и другой роман. На Остин уже смотрели как на профессионала, и случилось то, о чем она мечтала, – книгу издали в 1813-м.

Джейн продала авторские права на «Гордость и предубеждение» издателям за 110 фунтов, хотя заявила в письме, что хочет получить 150 фунтов. Цену снизили, но она не стала возражать, согласившись на разовый платеж. Остин не могла предположить, насколько она прогадала: книга стала бестселлером, принесла море прибыли, и в 1817-м году переиздавалась уже в 3-й раз. Но Джейн уже не могла претендовать на проценты или гонорар.

Остин явно поскромничала не только в этом: роман был опубликован анонимно. Она лишь осмелилась указать, что автор написал «Чувство и чувствительность». Ее имя открыл миру (уже после смерти) брат писательницы.

Классические адаптации и фильмы «по мотивам»

Известный факт: «Гордость и предубеждение» была неоднократно адаптирована. Самая популярная версия – мини-сериал 1995 года с Колином Фёртом . А кому-то больше нравится полнометражный фильм с Кирой Найтли , Мэттью МакФэдиеном и Розамунд Пайк , претендовавший на 4 «Оскара». Это классические версии.

Есть немало лент, снятых по мотивам романа. Например, «Дневник Бриджет Джонс» (автор этой книги вдохновлялась произведением Остин) или индийская мелодрама «Невеста и предрассудки». А вот последний на сегодня парафраз, «Гордость и предубеждение и зомби», в котором снялись Лили Джеймс , Лина Хиди , Мэтт Смит, Чарльз Дэнс , стал одной из наибольших неудач 2016-го года. Он собрал только 16 млн. долларов при бюджете 28 млн. Видимо, публика не оценила зомби-приключения сестер Беннет!



Вверх