Гончаров обломов краткий анализ произведения. Характеристика и анализ «Обломова» (Гончаров И. А.). VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины

«Обломов» - это роман, который в своем поэтапном раскрытии отображает конец эпохи отмены крепостничества и невозможность нормального развития и роста личности в условиях процветающего тогда крепостного права. Приведенный ниже анализ романа "Обломов" наглядное тому подтверждение. Главный герой представлен автором в качестве собирательного образа человека, который не может после службы приобщиться к какому-нибудь делу и найти ответ на вопрос: как жить дальше? Роман «Обломов» представляет собой смешение романтизма с ослабленной волей человека, душевной немощью.

"Обломов": анализ 1 главы

Применяя метод поэтапного (ступенчатого) сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселенный дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя.

Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой - Обломов кличет периодически: «Захар!». И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки. Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином.

Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот.

Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Только совершенно не следует полагать, что Захар является двойником помещика или простачком ленивым. Не стоит о нем судить так поверхностно.

Жизнь Ильи Ильича как бы протекает в своем особом мирке, который то и дело терпит вторжение посторонних: уж многим людям есть дело до него. К помещику стучались в дверь и светский шалопай Волков, Пенкин – модный литератор, усердный чиновник Судьбинский и делец Тарантьев, даже какой-то «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией». Петербуржцев привлекает в квартире Обломова тепло души и мягкость её хозяина. Даже такой негодяй, как Тарантьев, понимает, что в этом доме он найдет «теплый, спокойный приют».

По существу, уже в экспозиции намечается пояснение того, почему Обломов как чиновник не достиг успеха.

Мы видим, что «среда не «заела», среда отторгала» народ, подобный главному герою, который, на самом деле, в духовном отношении гораздо выше любого из своих гостей.

Обломов к концу первой части романа готов изменить свою прежнюю жизнь. Герой находится под давлением внешних обстоятельств в виде необходимости переезда по причине снижения доходности имения. Только вот внутренние побуждения оказываются важнее. И прежде чем нам предстоит увидеть результат усилий помещика Ильи Ильича подняться с дивана, автор приводит для рассуждение особую новеллу о детских годах персонажа – «Сон Обломова».

Сон Обломова: анализ эпизода

В этом отрывке мы находим ответ на вопрос о том, как бодрый и резвый мальчик Илья Обломов превратился в мужчину, которой не желает никого и ничего знать, окромя собственного кабинета и прислуживающего ему лакея.

Обломовский сон – это связь прошлого и настоящего, предопределение судьбы героя. Сон показывает, как появился такой человек, как Илья Обломов, личность которого сочетает в себе добрые и приятные черты, а также полную индифферентность к происходящим событиям, желание полного отчуждения.

В более широком смысле сон является общим состоянием души героя. Представленная Обломовка существует лишь для того, чтобы пробудиться утром, а вечером уснуть. Так и Обломов бежит в свой кабинет на Выборгской от суеты и несвободы жизни, стремясь обрести покой и размеренность. Герой уверен, что лишь во сне он обладает полной свободой и может повелевать временем, по желанию видеть давно упокоенную мать и перемещаться в "благославенный уголок".

Анализ 9 главы "Обломова" показывает, что герой стремится ко сну, подменяя им ощущение свободы. Будучи метафорой жизни героя, "Сон Обломова" проходит через все пространство романа, определяя, что именно сновидения сподвигают "человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления".

Анализ 3 главы "Обломова"

В этой главе романа мы видим, как Обломова навещает Андрей Штольц - друг детства.

Уже на пороге Илья Ильич засыпает Штольца жалобами на собственное здоровье: изжога мучит и ячмени одолели. Врач советует ему путешествовать, но разве здравый человек поедет «... в Америку и Египет!...Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Штольцу же страх и доводы Обломова непонятны и смешны.

Штольц, ознакомившись с письмом, предлагает товарищу действовать и излагает свое видение решения данной проблемы.

Но нет, таковое не для Ильи Ильича. Перемены для него страшнее всего на свете. Обломов не верит в то, что перемены дадут результат, как и план преобразования Обломовки, который он пишет уже ни один год. Илья Ильич не в состоянии совершать изменения в собственной жизни, они обходятся ему затратой слишком многих усилий.

Таким образом, вышесказанное о романе Гончарова "Обломов", анализ которого вы только что прочитали, раскрывает слабость духа человеческого и кризис неопределенности бытия, осознание нищенского духовного существования личности и смирение с этим. Подводя черту, следует сказать, что и в наши дни можно встретить "обломовщину", так что проблема, описанная автором, актуальна и сегодня.

Роман «Обломов» является одним из лучших произведений, написанных в стиле критического реализма. Автор умело изобразил кризис русского общества в XIX столетии. С начала романа читатель видит двух совершенно разных героев — Обломова и Штольца. У них совершенно разные характеры, различное восприятие мира. Говоря о главных героях, Гончаров подводит черту под целой эпохой в жизни страны. Не смотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, уже в начале столетия было понятно, что этот период себя изжил, он завершен.

Произведение на примере главного героя Обломова изображает несостоятельность того строя и саму невозможность нормального развития человека в тот период. Обломов с самого детства был воспитан так, что ему доставалось все без усилий. При этом в нем не было развито ни одно стремления, которое руководило бы им в жизни. Обломов не понимал необходимости человеческой «пустой» суеты. Ему было не понятно назначение документов, с которыми он столкнулся на службе и он ушел в отставку. Он не мог понять, что ему даст образование, а потому не брал в руки книг. Обломов не видел смысла в приемах гостей и перестал выходить в свет. Ему только тридцать два года, но вся его жизнь проводится на диване. Он не участвует ни в каких делах и постоянно задается вопросом о том, как жить ему дальше.

Роман постигает психологию, глубокие изъяны, которые были нанесены нормальному с рождения человеку нравами общества и воспитанием. Гончаров ввел особый термин — «обломовщина». Это та самая болезнь, которая состоит из поощрения недостатков и пренебрежением достоинствами. Это явление довело Обломова до такого существования, которые мы видим с первых страниц повествования.

Автор неторопливо описывает всевозможные детали, рассказывает подробно и точно. Эта... эпическая манера изложения прекрасно передает причины, по которым герой оказался в таком положении. То, что Обломов все дни проводит лежа на диване, символически отображает его духовную слабость. Раньше герой всерьез думал о том, чтобы делать что-то полезное для общества, но все оказалось не более чем рассуждениями. Более того, Обломов спокойно относится к такому неподвижному образу своей жизни, а диван становится символом остановки жизни героя произведения.

Илья Ильич Обломов любит мечтать, он апатичен и мягок. Никогда никого не стеснив, он и сам не считает необходимым оказывать кому либо помощь и даже заботиться о себе. Дела в его поместье пущены на самотек. Как противовес, подчеркивающий деградацию Обломова, выступает Штольц — очень активный человек, который видит смысл жизни в борьбе за свои ценности, идеалы и мечты. Он не равнодушен к проблемам окружающих, равно как и полон участия к своему другу Обломову.

Последним шансом освободиться из-под гнета «обломовщины» становится для героя Ольга Ильинская. Девушка полюбила героя и она отдает много сил и времени на то, чтобы преобразить его и вызвать в нем интерес к окружающему миру. Но Обломов не приспособлен к жизни и боится ее, он не способен принимать решения и действовать. «Обломовщина» побеждает.

Гончаров изобразил Обломова и «обломовщину» не для того, чтобы показать судьбу отдельного человека, а для того, чтобы указать на то, что, таких как его герой очень много. Автор судит само общество, которое губит хороших людей. Гончаров обличает лень и бездеятельность помещиков, и их деградацию в такой среде. Это наследие способно привести страну к разрухе, а потому автор поднимает вопрос обновления общества людьми, которые будут не просто мечтать об искоренении зла, а действовать в этом направлении.

Анализ 1 части романа И.А. Гончарова «Обломов».

Цели урока:

1) Развитие навыка анализа эпизода художественного произведения. Изучение стилистики автора на всех уровнях текста.

2) Развитие логического мышления (дедуктивный и индуктивный методы), совершенствование устной речи и обогащение словарного запаса учащихся.

3) Формирование активной жизненной позиции учащихся.

4) Выработка навыков грамотного самостоятельного чтения.

Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.

Приемы:

Разъяснительный с применением ИКТ, поисковый, исследовательский.

Тип урока:

Традиционный с использованием ИКТ.

Используемая литература:

Текст произведения; учебник Литературы. Литература. 10 класс. В 2 ч./ В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, О.Д.Полонская и др.; под ред.-М.:Просвещение, 2011.-383 с.; статья Н.А.Добролюбова «Что такое обломовщина?» /Н.А.Добролюбов. Избранное.Саранск, Мордовское книжное издательство, 1974.

I. Ход урока

Запись на доске:

1. Кто такой Обломов? Почему он такой, каким мы видим его в 1 части?

2. Справедливы ли слова Гончарова И.А.: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в … кисель - климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства»?

II. Опрос с применением презентации:

1. Какова цель написания романа?

3. Какие понятия, ставшие нарицательными, использует И.А.Гончаров в романе? Дать объяснение.

4. Какова композиция романа и как она используется автором для воплощения художественного замысла?

III. Беседа.

Роман Гончарова И.А. «Обломов» стал событием в литературном мире. «Редкий роман, — писал Д.И.Писарев, — когда-либо совмещал в себе до такой степени огромные психологические задачи, редкий возводил соединение двух таких задач до такого стройного, и, по-видимому, несложного целого».

Н.А.Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» пишет, что обломовщина – «давний порок связанного с крепостническим укладом дворянства, свидетельство исторической обреченности этого сословия». И.А.Гончаров через судьбу Обломова показал социальное явление – обломовщину, вот почему так важно исследовать причины обломовской апатии, выявить то, что оказало влияние на формирование личности главного героя.

Гончаров рассказал нам «историю о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его…»

IV. Анализ 1-8 глав 1 части.

1. Что мы знаем об Обломове? (Портрет, привычки, дом)

2. Кто составляет окружение Обломова? На какие группы можно разделить всех знакомых?

3. Как Обломов относится к образу жизни своих посетителей?

4. Кого считает истинным другом и почему?

5. Отношение к Захару. Какую черту Обломова автор подчеркивает через его отношение к слуге?

6. Каким себе представляет Обломов себя, что он думает о счастье и о жизни? («Разве я мечусь, разве работаю? мало ем, что ли? худощав или жалок на вид? Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать сделать есть кому! Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? из чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался».

«Идеал счастья, нарисованный им Штольцу, заключался не в чем другом, как в сытной жизни, — с оранжереями, парниками, поездками с самоваром в рощу и т.п., — в халате, в крепком сне да для промежуточного отдыха — в идиллических прогулках с кроткою, но дебелою женою и в созерцании того, как крестьяне работают».»Но вот в чем главная беда: он и вообще жизни не умел осмыслить для себя».)

V. Работа с 9 главой. «Сон Обломова»

Ученикам предлагается воссоздать облик Обломовки.

1 ученик.(Несколько пейзажей. Фотографии). Он выбирает ландшафт для Обломовки, чтобы там не было моря, гор, дремучих лесов. (Рассказывает, как автор описывает ландшафт Обломовки)

2 ученик. Выбирает сезонные изменения погоды (Картины художников). Нет полутонов. Зима – яркая, свежая, морозная, снежная. Лето теплое, солнечное, пейзаж пестрит цветочным многоцветьем. Осенью в одно и то же время начинается снег и мороз. Весна дружная, в ней нет места внезапным вьюгам и продолжительному ненастью.(Замечание о сезонности в Обломовке)

3 ученик. Люди, населяющие Обломовку. (Портреты. Красивые, пышущие здоровьем крестьяне и крестьянки. Спокойные, довольные, полные достоинства хозяева Обломовки). (Рассказ о взаимоотношениях обломовцев, о характере их жизни).

VI. Характеристика обломовцев. Сущность обломовщины.

1. Что является смыслом жизни обломовцев?

2. Какие представления о мире существуют у жителей Обломовки?

3. Какие три акта жизни обломовцев упоминает автор. Как это характеризует героев?

(«В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой ее смысл и назначение? Обломовцы очень просто понимали ее, «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд, как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным»).

VII. Итог урока.

В чем заключаются главные черты обломовского характера? «В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. По внешнему своему положению — он барин; «у него есть Захар и еще триста Захаров», по выражению автора.»

«История воспитания Обломова вся служит подтверждением его слов. С малых лет он привыкает быть байбаком благодаря тому, что у него и подать и сделать — есть кому; тут уж даже и против воли нередко он бездельничает и сибаритствует… Он бы, может быть, стал даже и работать, если бы нашел дело по себе; но для этого, конечно, ему надо было развиться несколько под другими условиями, нежели под какими он развился. В настоящем же своем положении он не мог нигде найти себе дела по душе, потому что вообще не понимал смысла жизни и не мог дойти до разумного воззрения на свои отношения к другим».(А.Н. Добролюбов «Что такое обломовщина?»)

Согласны ли вы с тем, что И.А.Гончаров сумел показать в образе главного героя, какие причины способствовали тому, что он стал таким, каким мы видим его в 1 части?

Для чего автор завершает «Сон Обломова» вопросом, который сам себе задает главный герой: «Отчего же это я такой?» (И.А.Гончаров показывает, что в главном герое еще «бродят» тревожные мысли, не дающие ему успокоиться окончательно. В них, быть может, сокрыта надежда на перемену участи Обломова?)

Домашнее задание.

Задание для 3 групп учащихся. 1. Охарактеризовать отношения Обломова и Штольца. 2. Охарактеризовать отношения Обломова и О.Ильинской. 3. Отношения Обломова и А.М.Пшеницыной.

  • Обновлено: Февраль 9, 2018
  • Автором: Миронова Марина Викторовна

Роман «Обломов» написан в жанре критического реализма. Произведение излагается медленно с многочисленными подробностями мельчайших деталей. Манерой письма автор показывает стиль жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. В центре внимания произведения нам представлен диван, как символ неподвижности и остановки жизни. Гончаров показал непригодность к жизни человека, испорченного барским воспитанием.

В образе помещика Обломова автор изобразил несостоятельность крепостного права. Тридцати двух летний бывший служащий Илья Ильич Обломов не может найти себе применение, не знает чем себя занять в родном селе. Знакомые отворачиваются от него, считая, что он не способен ни на что кроме поглощения пищи и лежания на диване. Однако Илья Ильич развит духовно, имеет богатый ум. Иногда он всерьез задумывается о судьбе человечества, какую пользу для создания безоблачного будущего людей мог бы принести он сам. Но его мечты так и остаются мечтами. Ему даже лень встать с дивана для того, чтобы слуга привел в порядок его кабинет.

Обломов изображен человеком, решившим просто ничего не делать, ведь кругом, по его мнению, все скудно и пошло. Последней попыткой вырваться из состояния лежебоки и лентяя является его любовь к Ольге Ильинской. Любовь – чувство нежное, романтичное, требующее полной отдачи. Но у Обломова атрофировались как сами качества, так и просто мышцы, приводящие в движение тело человека. Надо хвататься за эту ситуацию и пытаться всеми силами вырваться из кошмара однообразных будней. Но ему все лень. «Обломовщина» крепко его поглотила. Постепенная умышленная деградация личности Ильи Ильича приводит к фактической смерти самого человека.

Андрей Штольц – противоположность Обломову, целеустремленный, деловитый, готовый трудиться для достижения собственных целей. Он несется в будущее, не вспоминая прошлого и порой, не замечая настоящего. Неслучаен переход всего имущества от Обломова к Штольцу. Гончаров показал смену двух времен. На смену Обломову, который своим образом олицетворяет все старое и обветшалое, приходит Штольц – символ грядущих активных перемен в обществе. В произведении автор поднимает философские, исторические и общественные вопросы, которые во многом актуальны и по сей день.

Вариант 2

Роман «Обломов» был написан Александром Ивановичем Гончаровым во второй половине 19 века. В основе его сюжета лежит конфликт, заложенный в характере главного героя – Ильи Ильича Обломова. С одной стороны Илья Ильич – это одаренная умная личность, он добродушен, дружелюбен и лишен корысти, с другой – лень и апатия ко всему лишают жизнь достаточно не старого (на момент повествования герою 32 года) человека смысла.

Роман имеет круговую композицию. Он состоит из 4 частей, каждая из которых представляет отдельный этап жизни главного героя. Действия романа – это круговорот: сонное состояния Обломова сменяет пробуждением от него, но, к сожалению, пробуждение длится не долго и герой опять впадает в сон.

В начале произведения Илья Ильич предстает перед читателем в привычной для него атмосфере лени и бездействия. Героя нисколько не заботит состояние его дел, будничная сложившаяся жизнь, которая однообразна и монотонна, его полностью устраивает. Но, несмотря на это, у героя есть мечта, которую автор четко обрисовывает в главе «Сон Обломова». Родная деревня воспитала и привила Илью Ильичу любовь к домашнему теплу и уюту. И именно к теплым душевным отношениям в кругу семьи и друзей стремится герой.

Однажды полюбив, душа Обломова, не только оживает, она готова к переменам. Илья Ильич начинает больше двигаться, выходить в свет, общаться с людьми. Он готов изменить жизнь, чтобы быть рядом с той, которую любит. Но в один момент, из-за неуверенности в собственных силах, герой отказывается от личного счастья. Он считает, что не достоин Ольги, что она не может любить его.

После расставания с Ильинской, жизнь Обломова снова входит в привычное для него русло. Он ведет затворническое существования, общаясь лишь с Захаром и изредка со Штольцем. Заняв излюбленное положение на диване, апатия и лень вновь возвращаются к нему.

Свой идеал женщины герой находит в Агафьи Пшениценой, которая дает Обломову ощущение комфорта и уюта. Она окружает Илья Ильича заботой и любовью. И герой медленно погружается в состояние полусна, которое длится вплоть до его смерти, наступившей из-за нескольких ударов.

Основная проблематика романа заключается в отсутствии у главного героя мотивации действовать, жить. Он находится в мире мечтаний, и при этом не хочет выходить из своей зоны комфорта. У героя нет целей, к которым он бы мог стремиться. Единственным мотивирующим фактором для него не на долгое время становиться любовь, но и здесь Обломову не хватает сил и мужества для прохождения этого пути до конца.

Можно сказать, что физическая смерть наступила вслед за духовной гибелью героя. Обладая внутренним богатым миром, обширными знаниями Обломов не смог реализовать себя в мире.

Анализ романа Обломов 3

Произведение под названием "Обломов" было написано в 1858 году, автором по имени Иван Гончаров, и уже ровно через год издание "Отечественные записки" напечатало на своих страницах текст самого романа. Однако стоит отметить, что сам структура построения главной сюжетной линии была написана достаточно давно, когда Гончаров был занят написанием первой части романа "Сон Обломова". Необходимо отметить, что "Обломов" является частью трилогии произведений автора. Кроме самого произведение туда вошли еще и такие романы как "Обыкновенная история" и "Обрыв".

Какие вопросы поднимаются внутри романа? В основном конечно же стоит отметить, что в тексте поднимаются вопросы социального характера востребованные для того времени и той эпохи. Для примера можно привести размышления Гончарова о том, что в России образовывается новое поколение, среди которого популярна тенденция перинятия европейского образа мысли, который конкурирует с русским образом жизни. Ну и конечно же автор поднимает такие вечные темы, как смысл и судьба человека, а так же о том, что такое настоящая любовь.

Как и в любом другом монументальном творении в сфере литературы 19 века, коим является роман "Обломов", абсолютно каждый герой является имеет значение в том, что бы раскрывать какую-либо идею. В пример выше сказанным словам можно привести противопоставление мужских и женских образов: Штольц и Обломов, Пшеницына и Ильинская. Детально разобрав образы и поведения данных персонажей, то получится, что Пшеницына и Обломов выступают членами определенных слоев, для которых характерны архаичные черты поведения, которые в то время преобладали среди городского населения. Они постоянно находятся в апатичном настроение и не хотят ничем заниматься и делать, что либо.

Этим персонажам автор противопоставляет Ольгу и Штольца, которые в отличие от двух других героев постоянно стремятся к чему-либо новому и чем-то постоянно заняты. Обращая внимания на произведения, стоит понимать, что противопоставления разных образов мысли в лице этих персонажей, носит ключевую идею романа.

Так же стоит отметить, что в романе затронута не только концепция противостояния двух образов мысли. В романе так же описывается много исторических, социальных и культурных вопросов, которые являются актуальными и по сегодняшний день. Основная проблема данного произведения, так называемая проблема "обломовщины", которая достаточно ярко наблюдалась у городских жителей того времени, стала по истине культурно-социальным явлением того общества и той эпохи конца 19 века.

С точки зрения Гончарова не только, какая-то обособленная часть общество того времени находилась в таком состояние, но и такая проблема зачастую имела общественный характер. Подводя итог анализа произведения "Обломов", которое было написано Иваном Александровичем Гончаровым, можно сделать вывод, что проблема противостояния двух ментальностей являлась наиболее актуально и востребованной в тот период времени.

  • Сочинение по картине Крестьянский мальчик Ванька Жуков Чехова 6 класс

    Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника

  • Когда перед учителем сидит класс и в нем находится большое количество учеников, каждому из которых необходимо уделить время, объяснить урок, тратится много энергии

  • Сочинение по рассказу После бала Толстого 8 класс рассуждение

    Главный герой произведения, Иван Васильевич, охарактеризован, как веселый, общительный и позитивный человек. В рассказе упоминается, что он всегда в центре внимания и любил рассказывать о своих прожитых юных годах.

  • План
    1. Введение
    2. Жанр и литературное направление
    3. Композиция
    4. Проблематика
    5. Тема и идея
    6. Персонажи
    7. Заключение

    Введение

    Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году и входит в трилогию с двумя другими знаковыми произведениями писателя - «Обрыв» и «Обыкновенная история». Роман затрагивает многие исторические и философские вопросы, связанные с развитием каждой отдельной личности и общества в целом. Краткий анализ «Обломова» Гончарова освящает основную проблематику произведения.

    Жанр и литературное направление

    «Обломов» написан в рамках литературного направления реализм. Жанр романа разными исследователями определяется по-разному, однако существуют три основные версии: социально-бытовой роман (исследование «обломовщины» как социального явления русского мещанства); философский (раскрытие вопросов смысла жизни, любви, человеческого счастья); психологический (автор тонко исследует внутренний мир своих героев).

    Композиция

    Экспозиция романа представляет собой первую часть романа и 1-4 главы второй части (день Обломова). Основное действие охватывает вторую и третью часть. Кульминация произведения – прощание Ольги и Обломова. Эпилог – четвертая часть. Основными сюжетным узлом романа является любовная история Обломова и Ольги.

    Проблематика

    Основные проблемы, раскрытые автором в произведении: проблема «обломовщины» как социального и личностного явления, ее влияние на жизнь конкретного человека; проблема лишнего человека, не «вписывающегося» в свою эпоху, ее устои и правила; проблема национального характера, русской и европейской ментальности; нравственные вопросы универсального счастья, смысла жизни и любви; исторические темы русских национальных типажей и характеров – слуги, барина, русской женщины, предпринимателя, жулика, чиновника и др.

    Тема и идея

    В «Обломове» Гончаров раскрывает тему взаимодействия старых, архаичных, отживших свое традиций и устоев с новыми, обновленными нормами и идеями. Автор показывает, что становление гармоничной, счастливой личности возможно только при полном принятии обоих этих явлений, в умении соответствовать реальному времени, а не смотреть назад, как это делал Обломов, или только стремиться вперед, как Штольц.

    Персонажи

    Центральными противопоставляемыми мужскими персонажами романа являются Обломов и Штольц. Обломов изображается как герой-мечтатель, живущий в иллюзиях, мечтах о прошлом. Он выступает носителем истинно русской культуры и ментальности, старопомещицких ценностей и морали. Штольц – персонаж-практик, для которого основной целью является непрерывный труд и действие. Он является представителем нового прогрессивного типа русского человека, носителем русско-европейской ментальности.
    Мужским персонажам соответствуют и два женских – Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Пшеницына представляет собой классическую русскую женщину, простую, бесхитростную, добрую, тихую, обожающую своего мужа и готовую на все ради него. Для Агафьи основой всего были чувства, тогда как Ольга, несмотря на свою поэтичность, жила более логикой и долгом – девушка практично подходила к вопросу замужества, до самого расставания хотела изменить Обломова.

    Заключение

    Роман «Обломов» является знаковым произведением 19 века, поднимающим важные исторически-социальные и философские вопросы, актуальные и для современного читателя. Чтобы по достоинству оценить гениальный труд Гончарова, рекомендуем не ограничиваться кратким анализом произведения «Обломов», а прочесть роман полностью.



    Вверх