Голосовать в конкурсе живая летопись. Сборник «Живая летопись. Из сборника «Добрая память»

Который проводило издательство RIDERO, стартовал в Поморье в апреле этого года. Конкурс приурочен к 80-летию Архангельской области, и наш регион был выбран в качестве пилотного проекта.

Участники конкурса - ребята с шестого по одиннадцатый класс, которым предложили рассказать об истории своей семьи и родного края. Как пояснил ещё на старте конкурса один из его организаторов, программный директор Института книги Александр Гаврилов, главное завоевание конкурса - это возможность провести разговор внутри семьи, прикоснуться к собственной истории, изучить семейные реликвии. И узнать, чем увлекались родители, бабушки и дедушки 30-50 лет назад.

Работы победителей стали настоящими книгами. Ребята готовили их полгода. В конкурсе приняли участие десятки школ со всей области. В издательскую систему Ridero было загружено более 350 текстов. И тысячи читателей в «живом режиме» могли голосовать за понравившееся произведение. Работы также оценивало квалифицированное жюри, в состав которого вошли актриса Алиса Гребенщикова и телеведущая Тутта Ларсен.

Награждение победителей состоялось 26 октября в зале заседаний правительства Архангельской области.

Это очень личные работы, - сказал, поздравляя ребят, Александр Гаврилов. - Это рассказы о том, как история рода переплеталась с историей страны. И это - яркие литературные работы.

По словам председателя правительства Архангельской области Алексея Алсуфьева, его поразило то, что изучая историю семьи, некоторые авторы «дошли до 17 века».

Это важный труд, который, наверное, стал открытием и для самих юных авторов, - отметил Алексей Алсуфьев.

Поделилась своими впечатлениями и Алиса Гребенщикова:

«Все эти произведения написаны неравнодушными людьми, а это очень ценно. Очень правильно быть неравнодушными, потому что неравнодушные люди спасают мир. Неравнодушные гораздо больше видят, знают, они более восприимчивы к страданиям и счастью. А люди, которые владеют пером и могут описывать свои чувства, как летописцы истории страны, всегда очень ценились. И будут цениться ещё много веков вперёд».

По словам организаторов, одним из самых активных участников конкурса стал Северодвинск. Ребята из лицея № 17 прислали работы самыми первыми. И именно среди северодвинцев, отметил Александр Гаврилов, много тех, кто особенно отличился своим мастерством.

Когда мы начали читать, то поняли, что некоторые рассказы - не просто яркие дневники переживаний, но и настоящие литературные события, - отметил Александр Гаврилов. - В итоге жюри отобрало десять участников, которые отмечены персональными призами и персональными дипломами. Когда мы рассказывали про эти литературные работы своим товарищам, занимающимся литературой и книгоизданием, они живо откликнулись - писатель Макс Фрай передаёт свою книгу каждому автору. Также среди подарков - открытка, подписанная Джорджем Мартином, автором книги, по которой был снят сериал «Игра престолов».

Среди десяти литературных счастливчиков оказались брат и сестра из северодвинского лицея № 17 - Савва и Василиса Дергачёвы. Ребята написали рассказ про своего прапрадедушку Прокопия Ладкина, который был известным мастером - делал карбасы.

Продал Прокопий Ладкин лодку и купил подарки для всей семьи, - начал свой рассказ Савва. - Но у него остались ещё деньги, и на радостях он пошёл в кабак, где познакомился с каменотёсом, который предложил ему купить хороший могильный камень. Умирать Прокопий не собирался, так как все в роду жили до ста лет. Но камень купил и хранил на чердаке. Но случилось так, что Прокопий погиб. Ровно через год после покупки камня… В одном продавец оказался прав. Камень действительно оказался хорошим и до сих стоит на сельском кладбище.

Ученица восьмого класса из Северодвинска Анастасия Шавва написала работу, которая, по словам Александра Гаврилова, тронула всех членов жюри.

Идея рассказа мне пришла спонтанно. Сочинение я написала за три часа. Это история о моём прадедушке Ване. Он ушёл на фронт и погиб. А прабабушка всю жизнь хранила платок, который прадед подарил ей перед отъездом, - пояснила Анастасия.

В следующем году проект «Живая летопись» будет продолжен.

Победителями 2017 года стали:

  • 1 место - книга «Поморского корня…», средняя школа № 4 города Онеги (учитель Надежда Болдырева);
  • 2 место - сборник «Живая летопись» в двух томах, лицей № 17 Северодвинска (учителя Надежда Первышина и Яна Касаткина);
  • 3 место - сборник «Семейные истории», гимназия Новодвинска (учитель Елена Бойкова).

26 октября завершился пилотный этап литературного конкурса «Живая летопись. Судьба семьи в истории страны».

В течение полугода школьники Архангельской области готовили к печати книги об истории собственных семей. В конкурсе участвовало более 100 школ Архангельской области, а в издательскую систему Ridero было загружено более 350 текстов. Многие из произведений, присланных на конкурс авторами от 12 до 17 лет, оказались подлинной литературой.

Благодаря поддержке правительства области школы Поморья продолжат участвовать в проекте и в следующем году. В приветствии лауреатам конкурса губернатор И.А. Орлов отметил: «Часто история нашей Родины предстает перед ребёнком на уроках в виде сухих текстов учебников, изучение её представляет из себя запоминание важных цифр и дат. Такую информацию сложно воспринимать на личностном уровне. Конкурс предоставил возможность создать «живую историю», базирующуюся на личных и семейных воспоминаниях. Связать историю нескольких поколений своей семьи с историей нашей страны и нашего региона. Это действительно получилась живая история! »

Все тексты, написанные молодыми авторами, можно прочитать на странице «Живой летописи» в Ridero . В проекте участвовали коллективы целых школ. Готовые произведения участники загружали в издательский сервис Ridero. На странице книг «Живой летописи» проходило народное голосование - тысячи пользователей голосовали за понравившиеся работы. Вместе с ними работы юных авторов оценивало квалифицированное жюри. Член жюри Алиса Гребенщикова прилетела в Архангельск специально, чтобы объявить победителей и поздравить лауреатов. «Люди, способные рассказать об истории собственного рода были важны сотни лет назад - и сегодня их тоже все любят, и через сто лет их будут вспоминать ».

Победители этого года:

3 место - сборник «Семейные истории» МОУ Гимназия г. Новодвинска (учитель Бойкова Елена Ивановна)

2 место - сборник «Живая летопись» в двух томах МБОУ Лицей №17 г. Северодвинска (учителя Первышина Надежда Валерьевна и Касаткина Яна Юрьевна)

1 место - "Поморского корня…" МБОУ СШ № 4 г. Онеги (учитель Болдырева Надежда Владимировна)

Более подробная информация о конкурсе на сайте Ridero https://ridero.ru/contest/letopis/

Ridero - это сервис создания и распространения книг без посредников. Сервис Ridero позволяет любым авторам за несколько минут из текста и изображений создать профессионально сверстанную электронную или бумажную книгу.

АРХАНГЕЛЬСК, 27 окт — РИА Новости. Архангельская область первой в стране включилась в общероссийский проект "Живая летопись. Судьба семьи в истории страны", сообщает корреспондент РИА Новости.

Школьники Поморья стали авторами сборников, посвящённых родному краю. В своих литературных работах учащиеся 6-11 классов из шести десятков школ региона старались рассказать историю своего рода, отобразив, сколь тесно она переплетена с историей России. Всего на конкурс было представлено более 350 текстов. Учителя координировали процесс и участвовали в составлении сборников.

По завершении конкурса в правительстве области состоялось награждение участников, чьи работы были признаны лучшими. В состав жюри, оценившего труды юных северян, вошли актриса театра и кино Алиса Гребенщикова и телеведущая Тутта Ларсен, а возглавил его губернатор области Игорь Орлов.

К чествованию победителей присоединился председатель правительства Архангельской области Алексей Алсуфьев. "Вы соотнесли летописи ваших семей с теми событиями, что происходили в нашей стране в прежние, совсем непростые времена. Очень важно знать историю своего государства, своей земли, своей семьи. И замечательно, что в год 80-летия нашей области нам выпала честь стать пилотным регионом и открыть этот конкурс", — отметил премьер.

По мнению организаторов конкурса, некоторые работы можно назвать подлинной литературой, но самое главное, что во всех рассказах присутствует удивительная, живая интонация.

Алиса Гребенщикова отметила, что все конкурсные работы дышат любовью и искренностью, в них видна увлечённость и погружение в свое исследование. "Это увлечённость как историей собственной семьи, так и историей страны. Люди, владеющие пером и умеющие выступить в роли летописцев, ценились всегда. И то, что сегодня сделали эти ребята, очень ценно", — уверена она.

Благодаря поддержке губернатора школьники Архангельской области продолжат участвовать в проекте и в следующем году. По словам Орлова, конкурс прививает молодежи семейные ценности, дает возможность сопоставить, соотнести собранные факты с событиями, происходившими в стране, понять, что за цифрами и датами стоят судьбы, жизни людей, в том числе, и их предков.

Юные литераторы, уже поучаствовавшие в проекте "Живая летопись. Судьба семьи в истории страны", в качестве поощрения за свой труд получили в подарок изданные сборники со своими сочинениями и множество других призов. Самым неожиданным подарком оказались открытки с автографом писателя-фантаста Джорджа Мартина, по произведениям которого снят культовый телесериал "Игра престолов".

На сегодняшний день Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» – самый масштабный детский литературный образовательный проект в России, в котором ежегодно принимает участие более 2,5 миллионов школьников из 85 регионов России. Конкурс направлен на популяризацию чтения среди подростков, расширение их читательского кругозора. Проект способствует духовному и интеллектуальному росту школьников, социализации и объединению на основе общих культурных и духовных ценностей̆.

В приветствии к участникам конкурса Президент России В.В. Путин отметил, что считает реализацию «масштабного, поистине уникального проекта “Живая классика” востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой, важным вкладом в дело популяризации чтения среди детей и подростков». Конкурс проходит под патронатом Министерства образования и науки Российской Федерации.

В рамках конкурса участники из 5-11 классов выбирают отрывок из любимого прозаического произведения и затем соревнуются в декламации любимых текстов. Во время подготовки подростки слушают лекции по современной̆ литературе, художественному слову и психологии (в форме вебинаров и занятий в районных библиотеках), участвуют в мастер-классах по актерскому мастерству. Аналогичная подготовка организуется для учителей и библиотекарей (форум «Живая классика» в Санкт-Петербурге, занятия на базе районных библиотек, вебинары).

Конкурс проходит в несколько этапов: школьный (в школах и учреждениях дополнительного образования), районный (в районных библиотеках), региональный (в учреждениях культуры в столице региона), всероссийский (в международном детском центре «Артек»), суперфинал на Красной площади.

Проект способствует тому, чтобы сделать чтение среди подростков модным. «Живая классика» – это социальный лифт, позволяющий детям из отдаленных уголков России проявить себя на федеральном уровне, попасть в «Артек» и выступить на Красной площади перед зрителями и членами жюри – известными актерами, писателями, деятелями культуры.

За годы проведения конкурса (6 лет) в youtube и социальных сетях появилось множество видеороликов с читающими детьми, чтецкие номинации появились в телевизионных проектах (в передаче «Синяя птица» все чтецы – финалисты конкурса «Живая классика»), ребенок, читающий вслух, стал привычным явлением, появились подростки – блогеры, рассказывающие о книгах. Невозможно утверждать, что все эти достижения принадлежат конкурсу «Живая классика», но 2,5 миллиона участников конкурса ежегодно определенно влияют на возникновение подростковых читательских движений.

Проект «Живая классика» может стать навигатором по читательским предпочтениям современных подростков в разных регионах России, предоставить материал для исследования того, какие книги интересны и доступны современным школьникам.

Важной составляющей проекта является повышение квалификации преподавателей литературы, библиотекарей, педагогов дополнительного образования, задействованных в проведении конкурса. Ежегодно проводится образовательный форум для кураторов конкурса из разных регионов России. Об актуальности проекта свидетельствует принятая Правительством РФ от 3.06.2017 Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

1 октября 2017 года начался прием заявок на VII Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика». Цели проекта в 2017-2018 гг. – увеличить количество увлеченных чтением подростков в России, повысить статус чтения среди школьников, улучшить качество чтения, cоздать навигатор по читательским предпочтениям современных подростков в разных регионах России.

В связи с тем, что среди читающих школьников есть большое число пишущих подростков, с 2016 года Фондом «Живая классика» совместно с издательством «Рипол классик» реализуется проект «Всероссийская школьная летопись», в рамках которого школьникам под руководством библиотекаря предлагается попробовать себя в роли писателей: создать и издать книгу своего класса. Таким образом, районные библиотеки могут стать издательскими центрами. Для участников проекта организуются мастер-классы, вебинары и лекции.

Три экземпляра книги каждого класса будут бесплатно изданы и поступят в фонд библиотеки, где станут частью Летописи школы, в Российскую книжную палату и в Российскую государственную детскую библиотеку для формирования Всероссийской школьной летописи. Проект ориентирован на детей школьного возраста (1-11классы).

Чтобы твоя книга получилась настоящей, тeбe стоит поговорить со своими родителями, бабушками и дедушками, дядями и тётями, со старшими друзьями. В ходе беседы у тебя обязательно появятся свои собственные вопросы — задавай и их!

  1. Откуда родом члены вашей семьи? Из Архангельской области или переселенцы? Что заставило их отправиться в новые места? А те, кто никуда не переезжал, — что и как менялось в их жизни?
  2. Чем занимались и где работали ваши родные 15-30-50 лет назад? Что было с вашими предками 100 лет назад? Как далеко вы можете проследить свою семейную историю?
  3. Про кого из вашего рода в семье рассказывают истории. Кого чаще всего вспоминают? Почему?
  4. Какие у вас есть семейные традиции? Есть ли какие-то исторические даты или события, которые особенно важны для вашей семьи? Почему?
  5. Какой предмет в вашем доме напоминает вам об истории семьи? Это могут быть старые книги или украшения, предметы мебели, награды или сделанные своими руками вещи, фотографии или картины. Это может быть даже дедушкин мотоцикл или сарай, построенный в прошлом веке!
  6. Какое хобби были у членов вашей семьи 15-30-50 лет назад? Многие ли современники разделяли с ними эти увлечения? Есть ли у вас фотографии или вещи, связанные с этими занятиями?
  7. Есть ли у вас в семье воспоминания, связанные с тeатром или живописью, с красивыми вeщами ручной работы, с походами в музeй или чeм-то eщё замeтным в культурной жизни Архангельска и области?
  8. Путешествовали ли вы с семьей по Архангельской области? Что тебе запомнилось в этих путешествиях?
  9. Какое традиционное праздничное блюдо существует в вашей семье и откуда пошла эта традиция?

Возможно, тебе будет интересно вместе с представителями старшего поколения составить генеалогическое древо своей семьи, отметить на нём, кто когда родился, чем занимался, интересовался, как прожил жизнь. Просто разрисуйтe самый большой лист бумаги, отмeтив на нём всeх, кого сможeтe припомнить.

Разумеется, про одни из перечисленных выше вещей разговаривать будет интереснее, чем про другие, а какие-то важные темы здесь вовсе не упомянуты. Не обязательно включать в свою работу их всех, очень круто будет придумать свои. Тем писатель, журналист, летописец и отличаются от бездушного автомата, что ищут и описывают свои собственные истории.
Книги разных авторов могут быть совсем не похожи друг на друга: один человек напишет подробный исторический комментарий к рецепту бабушкиного пирога, другой — расследование о вмятинах на велосипедной раме, третий — историю трёх поколений, а четвёртый — поэму об одном дне. Это нормально! Чем более оригинальным будет твоё сочинение, тем больше читателей увлечёт история вашей семьи.



Вверх