Гоголь повесть шинель анализ. Анализ «Шинель» Гоголя. История создания "Шинели" Н. В. Гоголя

План

1. Введение

2.История создания

3.Смысл названия

4.Род и жанр

5.Тема

6.Проблематика

7.Герои

8.Сюжет и композиция

Н. В. Гоголь является основателем критического реализма в русской литературе. Его "Петербургские повести " оказали огромное влияние на Ф. М. Достоевского. В этот цикл входит повесть "Шинель ", в которой остро поставлена проблема "маленького человека". В. Г. Белинский считал произведение "одним из глубочайших созданий Гоголя".

П. В. Анненков вспоминал, что Гоголю был рассказан забавный случай о бедном чиновнике, который очень долго экономил на всем и сумел скопить деньги на покупку дорогого ружья. Отправившись с драгоценным оружием на охоту, чиновник по неосторожности утопил его. Потрясение от потери было настолько велико, что чиновник слег с горячкой. Обеспокоенные друзья сложились и купили бедняге новое ружье. Чиновник оправился, но до конца жизни не мог без содрогания вспоминать об этом случае. Гоголю не было смешно. Он очень тонко почувствовал страдания "маленького человека" и, как уверяет Анненков, задумал повесть "Шинель". Другим источником повести стали личные воспоминания писателя. В первые годы жизни в Петербурге мелкий чиновник Гоголь сам целую зиму проходил в летней шинели.

Смысл названия Шинель лежит в основе всей повести. Фактически это еще один главный действующий персонаж. Все мысли бедного Акакия Акакиевича сосредоточены на этом предмете одежды. Долгожданная покупка стала самым счастливым днем в его жизни. Утрата шинели в конечном счете привела к его смерти. Идея о возвращении шинели даже смогла фантастическим образом воскресить Акакия Акакиевича в облике призрака чиновника.

Род и жанр . Повесть.

Основная тема произведения - униженное положение мелкого петербургского чиновника. Это - тяжелый крест, который были вынуждены нести многие поколения жителей столицы. Характерно замечание автора в начале повести. При рождении Акакий сделала такое лицо, "как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник". Жизнь Акакия Акакиевича скучна и бесцельна. Его единственное призвание - переписывать бумаги. Больше он ничего не умеет, да и не хочет. Покупка новой шинели стала для чиновника первой настоящей целью в жизни. Это приобретение буквально окрылило его, дало смелости общаться с другими людьми. Ночное нападение и утрата шинели вдребезги разбили новое положение Акакия Акакиевича. Его унижение возросло многократно при попытках добиться возвращения шинели. Апогеем стал разговор со "значительным лицом", после которого чиновник слег в постель и вскоре скончался. Акакий Акакиевич был настолько незначительным "существом" (даже не человеком!), что о его смерти узнали в департаменте лишь на четвертый день после похорон. Человек, проживший на свете более пятидесяти лет, не оставил после себя никакого следа. Никто не помянул его добрым словом. Единственной радостью в жизни для самого Акакия Акакиевича стало недолгое обладание шинелью.

Основная проблема повести заключается в том, что материальное положение человека неизбежно изменяет его духовный мир. Акакий Акакиевич, получая более чем скромное жалование, вынужден ограничивать себя во всем. Такое же ограничение постепенно накладывается на его общение с другими людьми и на уровень духовных и материальных запросов. Акакий Акакиевич - главный объект для шуток своих сослуживцев. Он настолько привык, что воспринимает это как должное и даже не пытается дать отпор. Единственная защита чиновника состоит в жалостливой фразе: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?". Так говорит человек, которому уже более пятидесяти лет. Годы бездумного переписывания бумаг оказали серьезное воздействие на умственные способности Акакия Акакиевича. Он уже не способен к какой-либо другой работе. Даже изменение формы глаголов ему не под силу. Бедственное положение Акакия Акакиевича приводит к тому, что простое приобретение шинели становится для него главным событием в жизни. В этом состоит вся трагедия повести. Еще одна проблема заключена в образе "значительного лица". Это человек, недавно получивший повышение. Он еще только осваивается со своим новым положением, но делает это быстро и решительно. Основной метод - усилить свою "значительность". В принципе, это хороший и добрый человек, но в силу установившихся в обществе убеждений он стремится к максимальной беспричинной строгости. "Разнос" Акакия Акакиевича был вызван желанием показать приятелю свою "значительность".

Герои Башмачкин Акакий Акакиевич.

Сюжет и композиция Бедный чиновник Акакий Акакиевич, ограничив себя во всем, заказывает у портного новую шинель. Ночью на него нападают воры и отбирают покупку. Обращение к частному приставу не дает результатов. Акакий Акакиевич по совету направляется к "значительному лицу", где получает "распекание". У чиновника начинается горячка, он умирает. Вскоре в городе появляется призрак чиновника, сдирающий с прохожих шинели. Нападению подвергается и "значительное лицо", узнающее в призраке Акакия Акакиевича. После этого дух чиновника исчезает.

Чему учит автор Гоголь убедительно доказывает, что стесненное материальное положение постепенно делает из человека забитое и униженное существо. Акакию Акакиевичу очень мало нужно для счастья, но при этом даже выговор вышестоящего чиновника может его убить.

Повесть была написана в 1841 году и увидела свет в 1843. Вошла в «Петербургские повести» (1830-е – 40е) и получила огромную известность в кругу просвещенных читателей. Петербургские повести объединяют общее место действия – город Санкт-Петербург и единая проблема «маленького человека».

Произведение вошло в сборник «Петербургские повести» наряду с произведениями: «Нос», «Невский проспект», «Портрет», «Арабески». Творчество Гоголя наиболее полно раскрылось именно в этом знаменитом цикле. Самое главное о нем Вы узнаете из разбора от Многомудрого Литрекона.

По воспоминаниям П. В. Анненкова (русский литературный критик, историк литературы и мемуарист из дворянского рода), повесть родилась из анекдота о бедном охотнике, который долго копил на ружьё. Услышав ее, Гоголь уже тогда задумался о создании повести о «чиновнике, крадущем шинели». Это сословие невероятно интересовало автора, ведь он и сам на ранних порах вынужден был работать в этой среде, чтобы найти средства на жизнь. Все его наблюдения «списаны» с настоящих людей и реальных обстоятельств. Работа началась в 1839 году, закончил он ее в 1842.
В Российской государственной библиотеке хранится ранняя редакция начала повести (отрывок), которая была продиктована Погодину М.П. (историк, коллекционер, журналист, писатель- беллетрист и издатель) в Мариенбаде.

Погодин помогал Гоголю дописать повесть, пока последний находился в Риме и Вене.
Важно заметить, что беловая гоголевская рукопись не сохранилась, поэтому литературоведам сложно определить, подверглась ли она цензуре. Современники говорили, что повесть сохранила свою главную идею, но многие интересные места остались выкинуты за её пределы бдительными стражами мысли из цензурного отдела.

Жанр и направление

В девятнадцатом веке активно развивается и поддерживается многими писателями новое литературное направление – реализм. Для него характерно затрагивать остросоциальные проблемы, например, взаимоотношения разных классов, бедность и богатство, мораль и аморальность в контексте действий и взаимоотношений героев.

Однако для произведений из «Петербургских повестей» характерно более конкретное жанровое определение – фантастический реализм. В рамках этого направления автор может более активно воздействовать на читателей и использовать определенные художественные средства выразительности (гротеск, гиперболу, авторский вымысел). Фантастика в повести «Шинель» — это возможность показать безысходность реального мира, где обычному человеку не найти управы на беспредел.

В этом произведении есть два мира – реальность (город Санкт- Петербург, департамент, в котором работает наш герой) и мистический (призрак Башмачкина на мостовой). Так фантастическое и реальное переплетаются и производят новые причудливые формы литературы, сообщающие читателю новый смысл. В действительности мы видим только несправедливость и нищету, и только вымысел позволяет людям поквитаться с «должностными лицами». Такова роль фантастики в повести Гоголя.

Наряду с литературным направлением «реализм» развивается и образ «маленького человека», который за недолгое время стал излюбленным типажом для писателей века девятнадцатого. Маленький человек – это герой невысокого социального положения, не имеющий особых способностей и не отличающийся силой характера, но не делающий никому зла и безобидный. Первым идею «маленьких людей» воплотил А.С. Пушкин в своей повести «Станционный смотритель» в главном герое Самсоне Вырине.

Учитывая особенности направления и жанра, Гоголь смог сочетать в своей повести фантастику и реальность – взять за основу актуальные для России в то время проблемы и вкупе со сверхъестественным сюжетом очень выгодно подать изумленной публике.

Можно смело утверждать, что Гоголь является одним из самых ярких представителей реализма.

Смысл названия

В самой шинели как в предмете одежды для нас глубокий смысл отсутствует, однако для Башмачкина она явилась новым смыслом жизни. Он упорно копил на нее, ограничивал себя во всем, говорил о шинели с портным, который ее шил, как о подруге жизни. Он в буквальном смысле был одержим «вечной идеей будущей шинели». Ее пропажа стала кульминацией произведения и движущей силой сюжета. Она же обеспечила логичный переход от реальности к сверхъестественным силам.

В этом простом названии Гоголь смог отразить всю проблему своего произведения и позволил читателям сосредоточиться на столь неожиданно ценном предмете как шинель.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Темы

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека . Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность . Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных . Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги . Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея : Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Чему учит?

Безусловно, произведение учит нас быть отзывчивыми, добрыми, милосердными. Видя весь ужас ситуации со стороны, читатель в состоянии отличить добро от зла и осознать, что проявить желание помочь или действительно помочь – очень ценное качество. Оно может предотвратить многие беды. Таков вывод из прочитанного текста.

Автор склоняет нас к мысли, что за любое зло мир отвечает злом. Так или иначе, сделав что-то плохое, человек получит его же в двойном размере. Поэтому стоит отвечать за свои слова и поступки, а также быть готовым к тому, что возмездие обязательно придёт. И если никто не способен наказать, то уж сверхъестественные силы точно способны воздать должное вышестоящим лицам. Такова мораль в повести Гоголя «Шинель».

То, над чем смеется Гоголь, неприятно и смешно каждому здравомыслящему человеку. Низость и ограниченность человека, его рабская покорность судьбе и окружению, его инфантильность и нежелание развиваться — все это есть в образе маленького человека. Автор не идеализирует его, а высмеивает за слабость и потворство общественным порокам.

Критика

В журнале «Физиология Петербурга» многие писатели отзывались о «Шинели», которая действительно сделала революцию в литературном пространстве того времени и открыла новое направление «натуральной школы».
В.Г. Белинский, например, назвал произведение «одним из глубочайших созданий Гоголя». И к этому мнению присоединились многие критики.

Знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая кстати принадлежит не Достоевскому, а французскому резиденту Вогюэ, говорит нам не только о том, что Гоголь мастерски справился со своей задачей и максимально передал свою идею читателю, но и то, что Гоголь был известен даже за рубежом.

Сразу заметно, что в художественном отношении она стоит очень высоко. Автор задал себе трудную задачу, окружить сочувствием читателя ничтожный и смешной образ Башмачкина , не впадая в карикатурность и слащавую сентиментальность. Как тонко и трогательно изобразил Гоголь маленькую, «муравьиную» душу своего героя, видно, хотя бы, из рассказа о тех мыслях и чувствах, которые овладели им, когда он примирился, наконец, с мыслью о необходимости купить новую шинель. У него не хватало сорока рублей

«Акакий Акакиевич думал-думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя бы, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чая по вечерам и не зажигать по вечерам свечи, а, если что понадобится делать, идти в комнату к хозяйке и работать при её свечке; ходя по улицам, ступать, как можно легче и осторожнее по камням и плитам почти на цыпочках, чтобы, таким образом, не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке мыть белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем.

Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад, даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор, как будто, самое существование его сделалось какъто полнее, как будто он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто, он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, и подруга эта была не кто другая, как та же шинель, на толстой вате, на крепкой подкладке без износу... Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом все колеблющиеся и неопределенные черты... Огонь порой показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: «не положить ли, точно, куницу на воротник!»

Так, балансируя между насмешкой и сожалением, смехом и слезами, Гоголь тонко рисует в «Шинели» образ, сатирический и элегический одновременно.

Из анализа вышеприведенного отрывка мы узнаем о том, что маленький, беззащитный Акакий Акакиевич был наделен такой силой воли, которой, быть может, не сыскать у многих людей с характером. Из этого же отрывка «Шинели» мы узнаем, что существо человека, даже стоящего на самой низкой ступени умственного развития, доступно стремлениям к «идеалу». Этим идеалом в жизни Башмачкина была хорошая ватная шинель. Мечта о шинели осветила жизнь героя Гоголя, показала ему цель в жизни накопить денег для её покупки. Эта мечта даже облагородила его, подняв его в собственных глазах...

Акакий Акакиевич в новой шинели. Иллюстрация Б. Кустодиева к повести Гоголя

Кроме Башмачкина, Гоголь вывел в «Шинели» чиновников, находящихся на различных ступенях чиновничьей иерархии. Легкомысленные молодые чиновники, между которыми есть и богачи, и знатные это толпа, в которой автор воплотил тот эгоизм, ту «свирепую грубость», которой, по его словам, он много видел в самой утонченной, образованной светскости. В «значительном лице» повести Гоголь вывел человека добродушного, но тщеславного и пустого; генеральский чин ему вскружил голову, к своим подчиненным и вообще людям, ниже его стоящим по службе, он считает необходимым относиться «строго, распекать их при всяком удобном и неудобном случае». И вот, человек добрый в душе, одурманенный тщеславием, он совершает поступки, в которых тоже оказывается много самой «свирепой грубости». «Человеческие», гуманные отношения к людям вычеркнуты из тактики его действий, он не желает унижать свое звание внимательным отношением к людям, низшим по своему положению!

Гоголь «Шинель». Аудиокнига

Литературная история «Шинели» Гоголя проанализирована и раскрыта историками беллетристики. В основе «Шинели» лежит действительный случай, происшедший с одним маленьким чиновником, который долго копил деньги, чтобы купить ружье. Добившись, наконец, того, чего желал, он отправился на охоту, нечаянно уронил ружье в реку и не смог его достать. С горя он чуть не умер, и спасли его товарищи, в складчину купившие ему новое ружье.

Повесть "Шинель" является одним из лучших произведений самого загадочного (по мнению русского писателя Гоголя Николая Васильевича. Рассказ о жизни "маленького человека" Акакия Акакиевича Башмачкина, простого переписчика одной из многочисленных канцелярий уездного города, выводит читателя на глубокие размышления о смысле жизни.

"Оставьте меня в покое..."

"Шинель" Гоголя требует вдумчивого подхода. Акакий Башмачников - не просто человек "маленький", он вызывающе незначительный, подчеркнуто отстраненный от жизни. У него нет никаких желаний, всем своим видом он словно говорит окружающим: "Я очень прошу оставить меня в покое". Чиновники помоложе насмешничают над Акакий Акакиевичем, хотя и не зло, но все же обидно. Соберутся вокруг и состязаются в остроумии. Иногда больно заденут, тогда Башмачников поднимет голову и скажет: "Зачем вы так?". В тексте повествования присутствует прочувствовать ее и предлагает Николай Васильевич Гоголь. "Шинель" (анализ этой короткой повести может быть длиннее ее самой) включает сложные психологические переплетения.

Мысли и чаяния

Единственной страстью Акакия была его работа. Он переписывал документы аккуратно, чисто, с любовью. Придя домой и кое-как пообедав, Башмачников начинал ходить по комнате, время для него тянулось медленно, однако этим он не тяготился. Акакий садился и весь вечер писал. Потом ложился спать, думая о документах, которые предстояло переписать на следующий день. Эти мысли радовали его. Бумага, перо и чернила составляли смысл жизни "маленького человека", которому было далеко за пятьдесят. Описать мысли и чаяния Акакия Акакиевича мог только такой писатель, как Гоголь. "Шинель" анализируется с большим трудом, ведь небольшой повести собрано столько психологических коллизий, что хватило бы на целый роман.

Жалованье и новая шинель

Жалованье Акакия Акакиевича составляло 36 рублей ежемесячно, этих денег едва хватало на оплату жилья и на еду. Когда в Петербурге ударили морозы, Башмачников попал в сложное положение. Его одежда была изношена до дыр, от холода она уже не спасала. Шинель поистерлась на плечах и спине, рукава рвались на локтях. Мастерски описывает весь драматизм ситуации Николай Васильевич Гоголь. "Шинель", тематика которой выходит за рамки обычного повествования, заставляет задуматься о многом. Акакий Акакиевич отправился к портному, чтобы починить свою одежду, но тот заявил, что "ремонтировать неможно", нужна новая шинель. И цену назвал - 80 рублей. Деньги для Башмачникова огромные, которых у него не было и в помине. Пришлось жестоко экономить, чтобы скопить нужную сумму.

Через некоторое время в канцелярии выдали премию чиновникам. Акакию Акакиевичу досталось 20 рублей. Вместе с полученным жалованьем собралась достаточная сумма. Он отправился к портному. И здесь точными литературными определениями вскрывается весь драматизм ситуации, такое под силу только такому писателю, как Гоголь. "Шинель" (анализ этой повести невозможно сделать без того, чтобы не проникнуться бедой человека, лишенного возможности просто взять и купить себе пальто) трогает до глубины души.

Смерть "маленького человека"

Новая шинель получилась на загляденье - толстое сукно, воротник из кошки, медные пуговицы, все это даже как-то приподняло Башмачникова над его беспросветной жизнью. Он выпрямился, стал улыбаться, почувствовал себя человеком. Коллеги наперебой расхваливали обнову, пригласили Акакия Акакиевича на вечеринку. После нее герой дня отправился домой, размашисто шагая по оледеневшему тротуару, даже приударил за проходящей мимо женщиной, а когда свернул с Невского, к нему подошли два мужика, припугнули и сняли шинель. Всю следующую неделю Акакий Акакиевич ходил в полицейский участок, надеялся, что обновку разыщут. Затем у него произошел началась горячка. "Маленький человек" умер. Так окончил жизнь своего персонажа Николай Васильевич Гоголь. "Шинель", анализом этой повести можно заниматься бесконечно, постоянно открывает нам все новые грани.

Весь ход выполнения задания можно разделить на несколько подпунктов:

  1. Необходимо вспомнить содержание повести Николая Васильевича Гоголя " Шинель ".
  2. Попытаться понять, что хочет донести автор до своего читателя.
  3. Перейти непосредственно к поиску главной художественной идеи повести " Шинель ".

Итак, приступим.

Вспомним сюжет произведения

Главный герой - Башмачкин Акакий Акакиевич, обычный рабочий человек, которых великое множество. Друзей у него особо не было, жены и детей тоже. Он жил только своей работой, и, хотя работа не солидна, она заключалась в простом переписывании текстов, для Акакия она была всем. Даже в конце трудового дня главный герой забирал бумаги домой и продолжал переписывать. Очень долго Акакий собирал деньги для приобретения новой шинели, с мыслями о том, что данная покупка изменит отношение к нему окружающих и коллег. И, наконец, накопив большую сумму, герой покупает желанную вещь, но, к сожалению, счастье его длилось не долго. Возвращаясь поздно вечером домой, герой был ограблен. Вместе с шинелью пропал и смысл жизни Акакия Акакиевича, ведь заработать ещё на одну он не мог. Возвращаясь домой уже без шинели, герой замёрз, что впоследствии привело к его гибели.

Выводим тему

Из содержания видно, что в произведении затрагивается тема маленького человека. Человека, от которого ничего не зависит. Он, как винтик в огромном механизме, без которого механизм не остановит свою работу. Никто даже не заметит его исчезновения. Он никому не нужен и не интересен, хотя он изо всех сил старается привлечь к себе внимание, все его труды остаются тщетны.

Главная художественная идея произведения

Гоголь показывает, что для всех важен только внешний облик человека. Личностные качества и внутренний мир никого не интересуют. Главное - какая у тебя " шинель ". Для самого Николая Васильевича не имеет значения твоё звание, он не смотрит, новая у тебя шинель или старая. Для него важно то, что кроется внутри, духовный мир героя. Именно в этом заключается главная художественная идея произведения.



Вверх