Где находится главная мечеть мусульман. Самые значимые мечети для мусульман

Маджид-аль-Харам – «дом Аллаха на земле», или «запретный дом Аллаха», это самая большая мечеть из нынче существующих. Она представляет собой не только сложную архитектурную композицию, но и самую важную святыню для всех мусульманских верующих.



Мечеть Маджид-аль-Харам

«Запретным» домом эта мечеть называется неспроста. «Харам» в переводе означает грех, и именовали этим словом строение из-за категоричного запрета грешить на территории мечети. Тут нельзя разводить споры, злословить, убивать людей и животных, думать о запретных вещах и даже срывать растения. Мир, покой и искренняя вера – основные требования для паломника, который переступил порог Маджид-аль-Харама. Но, как бы там ни было, это не помешало террористам захватить территорию мечети с целью осуществления «воли Аллаха» в 1979 году. Множество верующих, которых застали врасплох стали заложниками не только ситуации, но и самой мечети. Дело в том, что не смотря на свою грандиозную схему строения - ее достаточно просто заблокировать. Этим и воспользовались террористы и целую неделю удерживали тысячи заложников под угрозой смерти и уничтожения в стенах святыни.

Мечеть Маджид-аль-Харам

Географическое местоположение мечети – город Мекка, в Саудовской Аравии. Началом постройки принято считать 638 год, когда одному из мусульман по легенде явился Аллах и приказал заложить первый камень для его дома. После этого – храм мусульманской веры постоянно перестраивался и увеличивался. Основной миссией его должно быть вмещение максимального количества паломников, которые изъявляют желание преклониться перед своим Богом. Сейчас аль-Харам может вместить за один раз около 800 тысяч человек и ее общая площадь достигает 357 тысяч кв. м.

Но, известна мечеть не только своими впечатляющими размерами. Именно здесь и только здесь находится самая важная святыня всего мусульманского мира – Кааба. Это квадратное сооружение, размером 10х12 м и 15 м высотой. Оно упоминается в речах пророка Мухаммеда, который говорил о высоком месте, которое всегда буде окружено почетом и уважением. Кааба и представляет собой это место, ведь даже порог, который ведет во внутрь имеет высоту – 2 м. Это строение накрыто черным шелком, на поверхности которого есть вышивка золотом со словами из Корана. Дверь в Каабу выполнена из чистого золота, она весит 286 кг. Во время массового скопления людей к стенам Каабы привязывают охранников, чтобы они охраняли святыню от нанесения увечий фанатиками, а привязывают их для того, чтобы их не снесло потоком людей.

Внутри Каабы находится единственный в мире камень прощения. Мусульмане верят, что именно он был послан Аллахом Адаму и Еве для покаяния и это единственная ценность, которая послана Богом с небес. Каждый верующий должен хоть один раз в жизни побывать возле Каабы, иначе – он не исполнил свой долг. Кроме того, верующий мусульманин обязан 7 раз обойти Каабу против часовой стрелки и только тогда он имеет право обратиться к Аллаху с молитвой о прощении.

Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир Мудрова Анна Юрьевна

Мечеть аль-Харам Мекка

Мечеть аль-Харам

Запретная мечеть – главная и крупнейшая в мире мечеть, во внутреннем дворе которой находится главная святыня ислама – Кааба. Расположена в городе Мекке в западной Саудовской Аравии, около 100 км от Красного моря. Является центром паломничества для мусульман. Немусульманам въезд в Мекку запрещен.

Сейчас в Мекке постоянно проживает около 1,5 млн жителей. Основание города точно неизвестно. Впервые он упоминается у Птолемея как Макораба. Мечеть аль-Харам находится в самом центре Мекки. В Мекке родился пророк ислама Мухаммед. Вскоре он завоевал Мекку и завещал мусульманам совершать паломничество к Каабе. Кааба – мусульманская святыня в виде кубической постройки, она находится во внутреннем дворе храма.

Кааба в переводе с арабского носит символическое имя аль-Бэйт аль-Харам, что означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Само же слово «кааба» является в русском языке эквивалентом слова «куб», что видно из ее формы.

Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка. Покрывало меняется раз в год. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м.

В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень, «главный объект поклонения в Каабе, символ могущества Аллаха». Согласно исламскому преданию, Чёрный камень когда-то находился в раю. Когда Чёрный камень был послан Аллахом Адаму, он был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись человеческими грехами. Чёрный камень находится в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. Видимая поверхность камня имеет площадь примерно 16,5?20 см. Чёрный камень состоит из трех скрепленных воедино и обрамленных в серебро обломков красновато-черного цвета. По одной из версий, это метеорит.

Во время хаджа считается большой честью совершить к нему прикосновение. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов. Около них приносили жертвы. Во времена, когда пророк Мухаммад со своими сторонниками захватил Мекку, он выкинул из Каабы всех идолов, но благожелательно дотронулся до чёрного камня своей тростью. Вероятно, с тех пор чёрный камень стал считаться святыней для всех мусульман.

В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь. Любое насилие на святой земле строго запрещено, нельзя даже выдергивать сорняки из почвы.

Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Паломники семь раз обходят против часовой стрелки (при этом первые три круга следует пробежать или пройти быстрым шагом). Во время обхода Каабы совершается поклонение её «иракскому» и «йеменскому» углам (целование, прикосновение рукой, произнесение особых молитв). По окончании семикратного обхода паломники подходят к месту входа в Каабу, прижимаются к нему всем телом, поднимают правую руку в сторону входа и произносят молитву, прося милости и прощения за прегрешения. В заключение совершается молитва с чтением двух сур Корана – 109-й («Неверные») и 112-й («Очищение»). Завершив обход Каабы, паломники направляются к плите «стояния Ибрахима» (макам Ибрахим) и совершают там молитву.

Кааба служит киблой – ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы. Кибла имеет важное значение при строительстве мечетей и других культовых сооружений во многих религиях, а также в повседневной жизни мусульман и служит символом единства всех мусульман.

Впервые, по мусульманскому преданию, Кааба была построена пророком Адамом.

В Коране говорится, что это первое сооружение, возведенное людьми непосредственно для поклонения Аллаху. Каабу содержат в порядке представители семьи Бани Шайба. У них также хранятся ключи от дверей Каабы. Представитель этой семьи получил такие полномочия согласно преданию непосредственно от пророка Мухаммада.

Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

По сведениям доктора Музаммила Сиддики, президента Исламского Общества Северной Америки, внутри Каабы две колонны (другие говорят о трех); там находится стол, чтобы ставить на него какие-либо предметы, например, благовония; к потолку прикреплены две лампы; там может поместиться 50 человек; внутри нет электрического света; стены и полы сделаны из мрамора; внутри нет окон; верхние внутренние стены Каабы закрыты занавесом.

Строительство первой мечети около Каабы относят к 638 году. Существующая мечеть известна с 1570 года.

За время своего существования мечеть неоднократно перестраивалась, так что от первоначальной постройки мало что осталось.

Сначала Запретная мечеть имела шесть минаретов, но когда у Голубой мечети в Стамбуле было построено тоже шесть минаретов, имам Мекки назвал это святотатством: ни одна мечеть мира не должна была равняться с Каабой. И тогда султан Ахмед приказал построить в Запретной мечети седьмой минарет.

В настоящее время мечеть Харам – это огромное сооружение площадью более 300 тысяч кв. метров. Мечеть имеет 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Внутрь мечети ведут четверо ворот, кроме которых существует ещё 44 других входа. В здании насчитывается более 500 мраморных колонн. В здании действует 7 эскалаторов. Воздух в помещениях освежается кондиционерами. Предусмотрены специальные помещения для молитв и совершения омовений, причем эти помещения делятся на мужские и женские. Аль-Масджид аль-Харам вмещает одновременно до 700 тысяч человек, правда, при этом верующие размещаются даже на крыше здания.

С 2007 года по 2012 год по решению короля Саудовской Аравии Абдаллы ибн Абдель Азиза Аль-Сауда проводится новая масштабная реконструкция мечети. В ходе расширения в основном в северном направлении территория увеличивается до 400 тысяч кв. м и на ней будет помещаться 1,12 млн человек. Строятся ещё два минарета, а также новые Ворота короля Абдаллы, все старые и новые помещения оснащаются кондиционерами.

Стоимость реконструкции составляет 10,6 млрд долларов. Одновременно рядом от угла комплекса мечети к 2011 году сооружён самый массивный в мире комплекс башен-небоскрёбов Абраж аль-Баит.

Башни Абрадж аль-Баит находятся напротив (через улицу) от входа в мечеть аль-Харам. Это самое большое (но не самое высокое) сооружение в мире по массе, также это самое высокое сооружение в Саудовской Аравии и второе в мире после Бурдж-Халифа.

Самый высокий из небоскребов – Часовая Королевская башня имеет высоту 601 м. У вершины этой самой высокой Королевской башни установлены огромные часы диаметром 80 м, что делает их самыми большими и самыми высотными часами в мире. Строительство завершилось в 2012 году. Самая высокая башня в комплексе служит отелем, призвана обеспечить жильём около 100 тыс. из более чем пяти миллионов паломников, которые ежегодно посещают Мекку для участия в хадже.

Башни носят названия различных персон, мест и терминов из исламской истории.

В жилых башнях расположены квартиры для постоянных жителей города, а две вертолетные площадки и конференц-центр обслуживают бизнес-туристов.

Башни Абрадж аль-Баит имеют четырёхэтажный торговый пассаж и гараж для парковки машин, рассчитанный на более чем 800 автомобилей.

С учётом реконструируемой территории округи всего в церемониях и мероприятиях смогут участвовать 2,5 млн человек одновременно.

Из книги Иерусалим: три религии - три мира автора Носенко Татьяна Всеволодовна

Из книги Повседневная жизнь паломников в Мекке автора Слиман Зегидур

Глава 1 Мекка ислама И где бы ты ни оказался, обращай лицо в сторону Заповедной мечети… Коран, 2:144/1499 Повседневная жизнь в Мекке. Вот подходящая формулировка для того, чтобы вызвать подозрения у религиозного ханжи. Как не оскорбить благочестия большинства паломников,

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Глава 22 С Богам, Мекка! «Невозможно! - воскликнул убеленный сединами, тучный алжирец лет шестидесяти. - Вы создавали нам проблемы по прибытии и создаете их при отъезде! Невероятно!» Мутаввиф и его служащие-египтяне оставались невозмутимыми, напуская на себя

Из книги Великие шедевры архитектуры. 100 зданий, которые восхитили мир автора Мудрова Анна Юрьевна

Музыкальная Мекка Москвы Ольга Никишина Высокий, высокий, высокий Затих снизу доверху зал. Он палочку только приподнял И музыке быть приказал, И тотчас за струнной решеткой. На зов чародейный спеша. Взметнулась, рванулась, забилась Плененная в скрипке душа. София

Из книги Русский Сан-Франциско автора Хисамутдинов Амир Александрович

Голубая мечеть Стамбул Мечеть Султанахмет (Голубая мечеть) расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. Эта мечеть первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть

Из книги Гарем до и после Хюррем автора Непомнящий Николай Николаевич

Соборная мечеть Самарканд Архитектурный памятник 1399 – 1404 годов в Самарканде. Мечеть была воздвигнута по приказу Тимура после его победоносного похода в Индию.Мечеть – мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с

Из книги автора

Башни Абрадж аль-Баит Мекка Башни Абрадж аль-Баит – комплекс высотных зданий, построенный в Мекке в Саудовской Аравии. Это самое высокое сооружение в Саудовской Аравии и второе в мире после Бурдж-Халифа. Здание уникально тем, что ему принадлежит несколько мировых

Из книги автора

Крепость Росс - русская «Мекка» и Русское Историческое общество Смерть Николая Петровича Резанова не воспрепятствовала воплощению в жизнь его идеи о строительстве нового поселения в Калифорнии. Российско-Американская компания обратилась в правительство, которое в

В мусульманском мире существуют три главные мечети: Аль-Харам (Запретная мечеть) в Мекке, Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине и Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме.

Все эти мечети очень важны для мусульман, и каждая из них имеет свое определенное значение.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть)

Мечеть Аль-Харам - главный мусульманский храм, расположенный в Саудовской Аравии, в Мекке. Во внутреннем дворе этой мечети находится Кааба.

Мечеть Аль-Харам (Запретная мечеть) во время Хаджа

Кааба - святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина - 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.

Для отделки двери использовано почти триста килограмм чистейшего золота

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба. Черный камень - самый известный священный метеорит, природа которого до сих пор неизвестна. Камень очень хрупкий, но при этом плавает в воде. После того, как Черный камень похитили в 930 году, то при возвращении в Мекку его подлинность установили именно по свойству не тонуть в воде. Кааба два раза горела, а в 1626 г. ее затопило - в результате Черный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня 16 на 20 сантиметров. Считается, что Черный камень Аллах послал Адаму и Еве как знак прощения.

До сих пор семь осколков Камня удерживает на месте большая серебряная оправа, огибающая угол Каабы и скрывающая в себе его большую часть, оставляя паломникам лишь небольшое отверстие для поцелуев и прикосновений.

Губернатор Мекки принц Халед Аль-Фейсал у Черного Камня во время традиционного мытья Каабы

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф - ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее. По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем. Другая легенда повествует, что камень - это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека. По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены - Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева - неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны. По преданию, Каабу построил первый человек - Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол. В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам. Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза - исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба - дом Бога, и совершали к нему паломничества.

Благодаря этой святыне прославилась Мекка - ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, - источник пресной воды - Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом - Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила - родоначальника арабских племен. Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс - вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху. Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз. Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане. Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них - иудеи, а также ханифы - праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе. Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю - в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня - это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф. Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м - потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад. Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом - кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи. Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями. За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа. От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен. Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола - Хубала - он привез из Сирии. Курайшиты - еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед. До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала - божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу. Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые - при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз. Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130 000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров. Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике. В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу - это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет. Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида - железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежат множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов. Священная книга мусульман - Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин - произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

Аль-Набави (Мечеть Пророка)

Аль-Набави (Мечеть Пророка) - вторая по значимости мусульманская мечеть (после Запретной мечети), расположенная в Саудовской Аравии, в Медине. Под Зеленым куполом мечети Аль-Набави расположена могила пророка основателя мусульманства - Мухаммеда. Первые два мусульманских халифа Абу-Бакр и Умар также похоронены в мечети.

Мечеть Аль-Набави (Мечеть Пророка) в Медине

Зелёный купол (Купол Пророка)

Могила пророка Мухаммада. Рядом с ней погребены два первых халифа, Абу Бакр и Умар, а с другой стороны находится ещё один участок, похожий на пустую могилу. Многие исламские ученые и исследователи Корана считают, что это место под могилу зарезервировано для пророка Исы (Иисуса), который вернётся на Землю, чтобы убить Даджаля (Антихриста), а затем будет править возрожденным Халифатом 40 лет

Первая мечеть на этом месте была построена еще при жизни Мухаммеда, который сам принимал участие в строительстве. Планировка этого здания была принята для других мечетей всего мира. Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, ему явился архангел Джабраил и призвал к служению. Мухаммед начал свои проповеди в Мекке, стремясь отвратить арабов от языческого многобожия и обратить их в истинную веру. В 622 году из-за сильного давления религиозных деятелей Мекки, Мухаммед был вынужден бежать в город Ясриб, расположенный в нескольких сотнях километров. В Ясрибе (который затем переименовали в Медину) ему удалось организовать первую мусульманскую общину. Уже через несколько лет мусульманское движении так разрослось, что Мухаммед смог создать большое войско, которое в 630 году без боя захватило Мекку. Таким образом образовалось первое мусульманское государство.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть)

Мечеть аль-Акса (араб. المسجد الاقصى‎‎ — крайняя мечеть) — мусульманский храм в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе. Является третьей святыней ислама после мечети аль-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине. Ислам связывает с этим местом исра (ночное перемещение пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим) и мирадж (вознесение). На месте мечети аль-Акса пророк Мухаммад совершил в качестве имама молитву со всеми пророками, посланными до него.

Мечеть Аль-Акса (Отдаленная мечеть) в Иерусалиме

Заложенная в 636 году халифом Омаром на месте разрушенного римлянами иудейского храма, мечеть Аль-Акса была существенно расширена и перестроена при халифе Абд Аль-Малике в 693 году. При халифе Абд Аль-Малике недалеко от Аль-Аксы была построена еще одна мечеть, получившая название Куббат Ас-Сахра (Купол Скалы). В наше время нередко мечеть Купол Скалы путают с мечетью Аль-Акса.

Мечеть Куббат Ас-Сахра (Купол скалы)

Часто огромный золотой купол расположенной рядом мечети Куббат ас-Сахра («Купол скалы») путают с более скромным куполом мечети Аль-Акса, называя упомянутый золотой купол Куббат ас-Сахра куполом «Мечети Омара». Но именно Аль-Акса имеет своим вторым именем название «Мечеть Омара» в честь своего основателя халифа Умара (Омара) и является историческим центром из двух мечетей на Храмовой горе, а не мечеть Куббат ас-Сахра, которая, тем не менее, в архитектурном плане является центром комплекса.

Храмовая платформа

Общая информация

Аль-Харам представляет собой соборную мечеть, в которой мусульманская община молится в полдень пятницы. Здание способно вместить 900 тысяч верующих, а во время хаджа в нём собирается до 4 миллионов мусульманских паломников! Но аутентичность храма Аллаха проявляется не только в его вместимости. История возведения, специфика архитектуры, особый статус для верующих – всё это делает Масджид аль-Харам уникальным памятником исламской религии, к стенам которого приходят сотни тысяч мусульман.

История мечети Аль-Харам

Заповедная, великая, запретная – этими эпитетами нарекли главную мечеть священного города Мекки. Как упоминалось выше, архитектурный памятник хранит в себе величие мусульманства и святую Каабу, которую, согласно Корану, по указанию Аллаха возвёл пророк Авраам. После завершения строительства ангел принёс камень, который увенчал восточный угол сооружения кубической формы. Подчиняясь откровению, пророк поведал о важнейшей святыне ислама, к которой каждый уважающий себя мусульманин может совершить паломничество.

Именно вокруг Каабы в 638 году и началось строительство первого храма для служения Богу, но известным он стал только к 1570 году. Изначально Запретная мечеть выглядела как окружённое деревянными колоннами открытое пространство, в центре которого располагалась постройка «аль-Бэйт аль-Харам» (второе название Каабы – «священный дом»).

Реконструкции Масджида аль-Харама

В VII веке во время первой реконструкции мечети деревянные колонны были заменены мраморными, зал для молитв расширился, а возле самого здания мечети достроили минареты.

Но даже реконструированная мечеть Аль-Харам не вмещала всех мусульманских паломников, число которых увеличивалось с каждым годом. Это и стало причиной второй реконструкции, на этот раз – в XVI веке. Купола, каллиграфически расписанные изнутри, заняли место крыши мечети, а опорные колонны вновь были заменены.

Когда Кааба пострадала от проливных дождей, её перестроили, использовав при этом камни из Мекки. Казалось, что участь реконструкции не затронет сам Аль-Харам, но количество минаретов Голубой мечети в Стамбуле определило дальнейшую судьбу здания. Султан Ахмед, прислушавшись к словам имама Мекки, отдал приказ пристроить седьмой минарет, ведь ни одна мечеть не может быть равной той, что хранит в себе Каабу.

Спустя три столетия Масджид аль-Харам был реконструирован дважды. В конечном итоге к зданию мечети пристроили врата короля Фахда, через которые мусульмане попадали в новый комплекс с двумя минаретами.

XXI век стал знаменательным для мечети: на её территории развернулась очередная полномасштабная реконструкция. К архитектурной композиции Аль-Харама присоединились два минарета и ворота короля Абдаллы. На строительство было потрачено около 10,5 миллиардов долларов.

Архитектурный комплекс мечети Аль-Харам

На данный момент главнейший архитектурный памятник ислама занимает территорию в 357 тысяч км². Масджид аль-Харам насчитает 500 колонн из мрамора и 9 минаретов, достигающих в высоту 95 метров. Войти на территорию священного места можно через главные врата. Их всего четыре: врата аль-Фатх, врата аль-‘Умра, врата короля Фахда и врата короля ‘Абд аль-‘Азиза. Помимо них, существует 44 второстепенных входа, через которые ежедневно проходят мусульманские паломники. Освещение в мечети создаётся двумя специальными электростанциями.

На территории Аль-Харама действуют эскалаторы, которые значительно облегчают перемещение. Основные помещения оснащены современными кондиционерами, поэтому здесь всегда прохладно, даже если на вас надета одежда из плотной ткани. Планировка Масджида аль-Харама включает в себя отдельные помещения для молитв и омовения (последние при этом делятся на мужские и женские).

Во время паломничества трёх этажей мечети бывает недостаточно для наплыва желающих вознести молитву Аллаху. По этой причине многие мусульмане размещаются в молебнях подвалов или на крыше, которая для этих целей отделана мраморными плитами.

Трагедии на священной земле Аль-Харама

Хадж – не единственное событие, которое запомнилось стенам древнейшей мечети мира. К сожалению, в Аль-Хараме происходили и трагедии, омрачившие память мусульманских верующих.

Террористический акт конца XX века

В ноябре 1979 года тысячи мусульман собрались на территории Масджида аль-Харама для традиционной утренней молитвы. Мирный покой нарушили выстрелы, прозвучавшие эхом внутри здания. Дубинок – единственного оружия охраны – оказалось недостаточно для оказания сопротивления. Неизвестные лица, вооружённые до зубов, взяли мечеть под полный контроль, заблокировав выходы из неё и превратив высокие минареты в огневые точки. Впоследствии выяснилось, что за организацией террористического акта стоял не кто иной, как Джухайман аль-Утайби, который прежде служил в национальной гвардии. В его главном соратнике – Мухаммеде аль-Утахни – повстанцы видели обновителя исламской религии, обещанного им в древности пророчеством Махди, поэтому беспрекословно слушались своего командира.

Террористы держали паломников в осаде в течение двух недель, после чего были сокрушены саудовскими силами. Число жертв достигло 255 человек, среди которых – и экстремисты, и верующие. Джухаймана аль-Утайби и его приспешников подвергли публичной казни – обезглавливанию на центральной площади Мекки.

Падение крана на мечеть

Сильнейшая песчаная буря, которая налетела на священный город в сентябре 2015 года, стала причиной трагедии, случившейся во время строительства. Кран упал прямо в восточную часть Масджида аль-Харама, проломив тем самым крышу. Жертвами инцидента стали 107 человек, около 240 верующих получили ранения. Несмотря на трагедию, хадж всё равно состоялся.

Главная мечеть города неоднократно упоминается в Коране, и это делает её уникальным памятником исламской религии. Особый интерес представляет несколько фактов.

  • Согласно преданию, Чёрный камень, вмонтированный в восточный угол Каабы, изначально был белым, но впоследствии изменил цвет на чёрный от скверны и грехов человечества. Позже к камню прикоснулась трость пророка Мухаммеда, тем самым сделав его святыней.
  • Углы кубической Каабы ориентированы на четыре стороны света: северную (иракскую), восточную (каменную), южную (йеменскую) и западную (левантийскую).
  • Семья Бани-Шайбах издавна охраняет вход в главную святыню мусульман. Их потомка выбрал для этой роли сам пророк Мухаммед. Традиция продолжается по сей день. Семья проводит регулярное омовение Каабы дважды в год: за две недели до хаджа и до Рамадана.
  • Мусульмане всегда молятся, поворачиваясь лицом к Мекке (точнее, к мечети и Каабе, находящейся в ней). В исламе этот обычай носит название «Кибла» – направление, в котором нужно совершать все религиозные ритуалы.
  • Помимо Каабы, Масджид аль-Харам скрывает в своих стенах и другие святыни: макам Ибрахима и колодец Замзам.

Популярность мечети Аль-Харам стало основной причиной улучшения инфраструктуры в её окрестностях. В частности, был возведён комплекс небоскрёбов Абрадж аль-Бейт. Отдельные его башни занимают отели, постояльцы которых ежедневно любуются величием исламской религии прямо из окон собственных номеров.

Как добраться

Туристы, которые не исповедуют ислам, лишаются возможности посетить крупнейшую мечеть города, но мусульмане могут прийти к её стенам в любое время. Адрес известен каждому верующему: Мекка 24231. Добраться до мечети Аль-Харам можно двумя способами: пешком и на автомобиле. Во втором случае стоит ехать по дорогам №15, King Fahd Rd или King Abdul Aziz Rd.

Паломники говорят, что в этом священном месте как нельзя сильнее чувствуется связь с Аллахом. Произнесённая здесь молитва считается самой искренней и духовной. В мечети нет разницы между богатыми и бедными, хорошими и плохими, светлокожими и смуглыми, молодыми и старыми. Масджид аль-Харам – единственное в своём роде место, где каждый мусульманин испытывает ни с чем не сравнимое благоговение, именно поэтому священная мечеть Мекки ежегодно становится пристанищем для миллионов мусульманских верующих.



Вверх