Гайдар Аркадий Петрович (Голиков) - биография, фото, личная жизнь. Все книги аркадия гайдара

(настоящая фамилия - Голиков) (1904-1941) советский писатель

Будущий писатель родился в небольшом городе Льгове поблизости от Орла. Семья Голиковых отличалась по тем временам высоким культурным уровнем: отец был народным учителем, мать - фельдшером. Поэтому с раннего детства они воспитывали у своего сына любовь к знаниям.

В 1911 году семья перебралась в Арзамас, где Аркадий Гайдар поступил в местное реальное училище. Там он продолжал много читать, увлекался инсценировками и, как многие сверстники, начал писать стихи.

Спокойная и устоявшаяся жизнь была прервана Первой мировой войной. Отец был мобилизован и ушел на фронт, мать стала санитаркой в госпитале. Поэтому Аркадий должен был заботиться о трех младших сестрах, оставшихся дома. Как и многие другие мальчишки, он пытался бежать на фронт, но добраться туда не успел: его поймали и отправили домой. Однако юноша был полон желания побыстрее заняться активной жизнью и принять участие в событиях, которые происходили вокруг. Летом 1917 года он начинает работать в местной большевистской организации. Аркадий Гайдар был связным, дежурил в местном Совете. Все эти события позже были описаны им в повести «Школа». С этого и началась его «обыкновенная биография в необыкновенное время». Осенью 1918 года он становится членом партии, а вскоре и красноармейцем. Правда, вместо фронта попадает на курсы красных командиров.

В 1919 году Голиков досрочно завершает учебу и вскоре уходит на фронт в качестве командира взвода. В одном из боев он был ранен, но весной 1920 года снова отправляется в армию, где получает назначение на должность комиссара штаба. Вскоре его опять посылают на учебу на высшие командные курсы, окончив которые он становится командиром роты, а затем и кавалерийского полка. Командуя карательными подразделениями, будущий писатель подавлял выступления хакасов против советской власти. Действия Голикова всегда отличались упорством и даже жестокостью - видимо, давал себя знать возраст и юношеский максимализм. Позже он будет обходить молчанием этот период своей биографии.

Голиков решил навсегда связать свою жизнь с армией, готовился поступать в военную академию, но многочисленные ранения не позволили ему осуществить это желание. В 1924 году он был уволен в запас по состоянию здоровья. После мучительных размышлений о том, что же ему делать дальше, он принимает решение заняться литературным трудом.

Еще в армии, Аркадий Петрович Гайдар задумал написать свою первую повесть - «В дни поражений и побед». Она была опубликована в 1925 году, но осталась не замеченной ни критиками, ни читателями. Позже писатель переработал одну из ее глав в рассказ под названием «Р.В.С». Он был принят в журнал «Звезда» и опубликован. С этого времени и начинается литературная жизнь писателя Гайдара. Первое произведение, подписанное этим псевдонимом "Гайдар", - рассказ «Угловой дом» (1925). Существует много предположений о происхождении столь необычного псевдонима. Одни исследователи считают, что он переводится на русский язык как «всадник, скачущий впереди», другие видят в нем своеобразный шифр: Г - Голиков, АИ - АркадиИ, Д - французская частица, обозначающая «из», АР - Арзамас. Получается: Голиков Аркадий из Арзамаса.

Аркадий Гайдар женится на дочери писателя Павла Бажова и поселяется с семьей в Ленинграде. Стремясь приобрести новые впечатления и уйти от военной темы, писатель много путешествует, постоянно печатает очерки о своих впечатлениях. Постепенно определяется и его читатель - подростки, и основная тема - романтика подвига. В 1926 году Аркадий Гайдар переделывает свой рассказ «Р.В.С.» и превращает его в романтическую повесть о событиях Гражданской войны.

Тема Гражданской войны продолжается и в повести «Школа». Она представляет собой романтизированную биографию самого писателя, в которой показано его нелегкое становление как личности. Повесть обозначила и определенный этап в творчестве Аркадия Гайдара. Характеристики его героев стали более психологичными, сюжет приобрел драматическую напряженность. В дальнейшем писатель больше не обращался к столь масштабному изображению Гражданской войны.

В тридцатые годы Аркадий Гайдар выпускает несколько повестей о мирной жизни. Однако и в них звучит тема «дел суровых и опасных, как сама война». Наиболее интересна «Военная тайна» (1935), в которой писатель показывает жизнь маленького героя на фоне событий своего времени - новостроек, борьбы с вредителями и диверсантами. После ее выхода на писателя посыпались обвинения в том, что он излишне жесток к своему герою, который погибает в конце рассказа.

Следующая повесть - «Судьба барабанщика» (1936) - также написана на остросовременном материале. Она полна умолчаний и недоговорок, понятных современникам: отец главного героя, красный командир, арестован, жена его убегает из дому, бросая сына. Автор использует своеобразный прием тайнописи - смысловые и сюжетные нестыковки, поскольку сказать полную правду о происходящих событиях он не мог. Аналогично была построена и повесть «Комендант снежной крепости», в которой писатель, опять-таки в скрытой форме, осуждал финскую военную кампанию. Повесть была опубликована, но вызвала такой общественный резонанс, что последовал приказ об изъятии книг Аркадия Петровича Гайдара из библиотек.

Самым же популярным произведением этого писателя стала повесть «Тимур и его команда », открывавшая цикл из пяти повестей о пионерах. Осуществить его до конца писателю помешало начало войны. В преддверии войны, Аркадий Гайдар хотел показать, что и подростки могут принести ощутимую пользу - для этого их надо лишь организовать, направив энергию в соответствующее русло. Сразу же после появления повесть была экранизирована и поставлена во многих детских театрах.

В первые же дни Великой Отечественной войны писатель подал заявление с просьбой направить его в действующую армию. В качестве военного корреспондента «Комсомольской правды» Аркадий Гайдар отправился на фронт, откуда прислал несколько репортажей. В октябре 1941 года во время очередной командировки в действующую армию, прикрывая отход товарищей, он погиб, так и не успев осуществить многие замыслы.

Сын писателя Тимур Гайдар также был военным и вышел в отставку в чине контр-адмирала. От отца он унаследовал и литературное дарование, опубликовав книгу повестей и рассказов, долгое время работал в газете «Правда». Внук Аркадия Гайдара, Егор избрал иную профессию - стал экономистом и политиком. Он является автором многочисленных публикаций, таким образом продолжая семейную традицию.

(1904 - 1941)

Гайдар (настоящая фамилия - Голиков) Аркадий Петрович - прозаик. Считался одним из основоположников советской детской литературы. Стал одной из ключевых фигур советской пропаганды, вокруг него были созданы легенды, не имевшие ничего общего с действительностью. Его произведения до 1990-х гг. неизменно были ключевыми в школьной программе и были обязательными для изучения всеми советскими школьниками. Тиражи составили десятки миллионов экземпляров.

Родился Аркадий Петрович 9 января (22 н.с.) в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в реальном училище, но когда началась первая мировая война отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули.

Позже, подростком четырнадцати лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом ("это на антоновщине").

Участвовал в подавлении восстания Антонова на Тамбовщине. По воспоминаниям, отличался патологической жестокостью, что вызывало сомнения в его психическом здоровье. Со времен Гражданской войны Гайдар стал алкоголиком, страдал запоями, его мучили кошмары. Всю жизнь был подвержен депрессии и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Его детская психика не выдержала жестокостей Гражданской войны.

В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни (после ранения и контузии). Начал писать. Его учителями в писательском ремесле были К.Федин, М.Слонимский и С.Семенов, которые разбирали с ним буквально каждую строчку, критиковали и обучали приемам литературного мастерства.

Лучшими своими сочинениями он считал повести "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж" и "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940). Он много ездил по стране, встречался с разными людьми, жадно впитывал жизнь. Он не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. "Родина его книг - разные города, деревни, даже поезда".

Например такой случай.

После окончания работы над повестью "Школа", Гайдар уехал из Архангельска в Москву, оставив жену и двухлетнего сына в далеком северном городе.

Но вот улажены все издательские дела, "Школа" вышла в свет, ее читают и изучают. Готовится к печати выход книги полумиллонным тиражом в "Роман-газете". Можно поехать к семье, дать себе отдых.

И вот он снова в городе, где создавалась "Школа". Как не зайти к друзьям в архангельскую областную газету "Волна", которая совсем недавно обрела новое название - "Северная правда". Друзья-журналисты искренне радовались приезду коллеги, его творческим успехам, предложили работу, дали конкретное поручение - написать хороший очерк о лесосплаве.
Плоты с бревнами - это, разумеется, далеко от города, на холодных северных реках. Выполнить такое задание нелегко. Но и отказаться не смог, да к тому же увлекла писателя и журналиста новая тема.

Конец лета, воскресный полдень. Жена позвала семью к обеду. Хорошо пахнет отварное мясо. Есть и другая снедь. Но чего-то все-таки не хватает к обеду. Ах, да, соленых огурцов! Помнится, еще в раннем детстве, в городе Льгове стол под конец лета украшали молоденькие малосольные огурчики.

Рынок недалеко, за углом. Аркадий Петрович обещает жене и сыну через несколько минут вернуться с покупкой. Но надо же случиться такому: в овощном ряду приценивались к соленым огурцам будущие герои его очерка - плотогоны-сплавщики. Очевидно, был среди них кто-то из старых знакомых Гайдара.

И писатель забывает о том, что дома стынет обед, начинает расспрашивать плотогонов об их делах. Сплавщики с кульками и сумками спешили на пристань, а писатель не отставал от них, все задавал и задавал им вопрос за вопросом. И уже перед посадкой на катер, он попросил плотогонов принять его в артель хотя бы недели на три.

Можно только догадаться, что Гайдар нашел способ передать домой, чтобы его не ждали ни сегодня, ни завтра. Он вернулся на двадцать первый день с пухлой, плотно исписанной тетрадью. Фактов для очерка было в избытке.

Подобное случалось в жизни Гайдара не раз. Была у него не очень удачная юношеская повесть "Лбовщина". Молодой писатель создавал повесть о том, чему не был свидетелем - о событиях 1905 года. Не очень удачная получилась вещь. Но, "вывезла" революционная тема, повесть была напечатана с продолжением в пермской областной газете "Звезда", вышла и отдельной книжкой в Перми. Был получен неплохой гонорар. Аркадий Петрович решил потратить ее на путешествие по стране без путевок и командировок. Компанию ему составил его сверстник, тоже журналист, Николай Кондратьев. Сначала Средняя Азия: Ташкент, Кара-Кум. Потом переправа через Каспий в город Баку.

До приезда в столицу Азербайджана денег не считали, а здесь, на восточном базаре оказалось, что путешественникам даже за арбуз заплатить нечем. Друзья перессорились. Обоим пришлось "зайцами" добираться до Ростова на Дону. Одежда у обоих износилась, дырявые брюки пришлось пришивать к белью: В таком виде не зайдешь ни в редакцию ростовского "Молота", ни в книжное издательство, где уже известному детскому писателю могли бы помочь деньгами.

Но выход был найден. Путешественники отправились на товарную железнодорожную станцию и несколько дней кряду работали на погрузке арбузов. Здесь никому не было дела до их одежды, поскольку и другие были одеты не лучше. И никто, конечно, не догадывался, что арбузы грузит писатель, бывший командир полка.

Полное романтических приключений путешествие за-вершилось созданием повести "Всадники неприступных гор", которая вышла в Москве в 1927 году.

Когда началась вторая мировая война, писатель стал вновь в ряды армии, отправясь на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, небольшая группа партизан шла за продуктами питания к собственному схрону и наткнулась на замаскированных в лесополосе немецких автоматчиков. Гайдар увидел их первым и перед тем, как был скошен автоматной очередью, предупредил товарищей об опасности.

Аркадий Петрович Гайдар

"Он был жизнерадостен и прямодушен, как ребенок.

Слово у него не расходилось с делом, мысль - с чувством,

жизнь - с поэзией.

С.Маршак

Арка́дий Петро́вич Гайда́р (настоящая фамилия - Го́ликов).

Родился 22 января в 1904 году в посёлке сахарозавода под Льговом, ныне Курской области, в семье учителя - Петра Исидоровича и Натальи Аркадьевны Сальковой, дворянки, дальней родственницы Михаила Юрьевича Лермонтова.

Жизнь для 13-летнего подростка, будущего известного писателя, - это игра, полная опасностей: он участвует в митингах, патрулирует улицы Арзамаса, становится связным большевиков. В 14 лет вступает в РКП(б), работает в местной газете «Молот».

В январе 1919 года, добровольцем, скрыв свой возраст, Аркадий вступает в Красную Армию, вскоре становится адъютантом, учится на курсах красных командиров, принимает участие в боях, где получает ранение. Аркадий ушёл воевать, когда ему ещё не исполнилось пятнадцати лет. Он бредил военными подвигами с той поры, когда его отец, Петр Исидорович, сельский учитель, принимал участие в Первой мировой войне.

В 1920 году Аркадий Голиков - уже комиссар штаба. В 1921 г. – командир отделения Нижегородского полка. Воевал на Кавказском фронте, на Дону, под Сочи, участвовал в подавлении антоновского мятежа, в Хакасии участвовал в операциях против «императора тайги» И. Н. Соловьёва. Обвиненный в самочинном расстреле (по делу И. Н. Соловьёва), на полгода был исключен из партии и отправлен в продолжительный отпуск по нервной болезни, не оставлявшей его впоследствии на протяжении всей жизни.

«Юношеский максимализм, жажда подвигов, рано испытанное чувство власти и ответственности утвердили Голикова в мысли, что единственно возможное будущее для него – быть офицером Красной Армии. Он готовится к поступлению в военную академию, но после контузии его демобилизуют. И он начинает писать.

Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты". После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Ляплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. Захоронен в г. Каневе. Ему было 37 лет.

Литературная деятельность:

Наставниками автора на литературном поприще были М.Слонимский, К.Федин, С.Семенов. Гайдар начал печататься в 1925 году. Произведение "Р.В.С." оказалось знаковым. Писатель стал настоящим классиком детской литературы, прославившись произведениями о боевом товариществе, искренней дружбе.

Литературный псевдоним "Гайдар" расшифровывается как "Голиков АркадиЙ Д"АРзамас" (по подражанию имени Д"Артаньяна из "Трёх мушкетёров" Дюма).

Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: "P.B.C." (1925), "Дальние страны", "Четвертый блиндаж", "Школа" (1930), "Тимур и его команда" (1940), "Чук и Гек", "Судьба барабанщика", рассказы "Горячий камень", "Голубая чашка"… Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение "Тимур и его команда" фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров.

По произведениям Гайдара снято несколько фильмов:
"Бумбараш".

"Тимур и его команда", 1940

"Тимур и его команда", 1976

"Клятва Тимура"

"Сказка о Мальчише-Кибальчише"

"Судьба барабанщика", 1955

"Судьба барабанщика", 1976

"Школа"

"Чук и Гек"

Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сел СССР. Памятник герою повести Гайдара Мальчишу-Кибальчишу - первый в столице памятник литературному персонажу (скульптор В.К. Фролов, архитектор В.С. Кубасов) - установлен в 1972 у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах.

Аркадий Гайдар был награжден орденом "Знак почёта" и орденом Отечественной войны I степени посмертно.

Интернет ресурсы:

http://www.people.su/131397

http://www.piplz.ru/page.php?id=130

http://gaidarovka-metod.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=143&Itemid=122

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%E9%E4%E0%F0,_%C0%F0%EA%E0%E4%E8%E9_%CF%E5%F2%F0%EE%E2%E8%F7

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гайдара Аркадия Петровича

Аркадий Петрович Голиков (псевдоним Гайдар) – детский писатель, участвовавший на стороне красных в Гражданской войне и бывший военкором во время Великой Отечественной.

Детство

Аркадий родился в 1904 году 9 января по старому или 22-го по новому стилю. Это событие произошло в Курской губернии, в небольшом городке, который назывался Льгов. Отец мальчика Пётр Исидорович Голиков и его мать Наталья Андреевна Салькова были учителями. В 1911-м семья Голиковых переехала в Арзамас, так как отец стал служить в акцизном ведомстве. Здесь Аркадий поступил в реальное училище. Отца забрали в армию, когда началась Первая мировая война, хотел добраться до фронта и десятилетний Аркадий, но мальчишку поймали и вернули домой.

Гражданская война

В 1918-м в возрасте 14-ти лет Аркадий Голиков вступил в РКП(б) и стал сотрудничать с местной большевистской газетой под названием «Молот».

После начала Гражданской войны в самом начале 1919-го Аркадий, скрыв свой возраст, вступил в Красную Армию добровольцем и, окончив в Москве курсы красных командиров, вскоре стал адъютантом, а затем командиром взвода. Подросток принимал активное участие в боях и получил своё первое ранение.

В 1920-м Голиков стал уже комиссаром штаба, а в 1921-м командовал в Нижегородском полку отделением. Аркадию пришлось повоевать с белыми и на Дону, и на Кавказе, и под Сочи. Он принял участие в подавлении восстания эсеров в Тамбове, участвовал в борьбе с «императором тайги» Иваном Николаевичем Соловьёвым в Хакасии. Здесь 18-летний Голиков не нашёл общего языка ни с местным населением, ни с губернским ЧОНом, и вообще занимался самоуправством. Его обвинили в самочинном расстреле пяти местных жителей, которых Голиков считал «контрой», исключили из партии на полгода и отправили в продолжительный отпуск в связи с травматическим неврозом. Эта болезнь на протяжении всей оставшейся довольно короткой жизни не оставляла его.

Писательская деятельность

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Аркадий Голиков стал писать книги. Его первая опубликованная повесть, называвшаяся «В дни поражений и побед», была в 1925-м напечатана в литературном журнале «Звезда», однако успеха молодому автору она не принесла.

Псевдоним «Гайдар» – слово, означающее на тюркском языке скачущего впереди отряда всадника, – Голиков впервые использовал, подписав им новеллу «Угловой дом», которая была создана молодым автором в Перми в 1925-м. Здесь Аркадий Петрович работал и над повестью, которая называлась «Жизнь ни во что», о борьбе пермских рабочих с царизмом. Она была опубликована в 1926-м.

В рассказе под названием «Р.В.С.» Аркадий впервые обратился к сложному внутреннему миру ребёнка, рассказав с тонким мастерством, что детям даётся непросто следование законам чести, долга и верности.

В Перми Аркадий Петрович познакомился с дочерью большевика Лией (Рахилью) Лазаревой Соломянской и женился на ней. Молодая женщина занималась журналистикой, организовывала в Перми пионерское движение. Семья Голиковых часто переезжала. В 1926-м в Архангельске у Лии и Аркадия появился сын Тимур. После краткого пребывания в Свердловске летом 1927-го Аркадий Гайдар с женой и сыном переехал в Москву. Он уже стал к этому времени известным писателем. В Москве Гайдар написал много стихов, публицистических произведений и детективную знаменитую детскую повесть, которая называлась «На графских развалинах». Она вышла из печати в 1928-м, а в 1957-м была даже экранизирована.

Аркадий с Лией жили вместе недолго и уже в 1931-м расстались. Гайдар уехал в Хабаровск, где работал в газете «Тихоокеанская звезда» корреспондентом.

В первой половине 1930-х годов писатель создал много интересных повестей для детей и юношества: «Школа», «Дальние страны», «Сказка о военной тайне», «Судьба барабанщика». В 1936-м вышла лирическая новелла «Голубая чашка» – символ взаимопонимания и мира в семье.

В 1938-м Аркадий Петрович переехал в Клин и поселился в доме Чернышовых, женившись на их дочери, которую звали Дорой Матвеевной. Писатель удочерил Женю, единственного ребёнка своей супруги, и дал её имя главной героине своей знаменитой написанной в Клину детской повести, которая называлась «Тимур и его команда», главный же герой её получил имя сына автора. Повесть вскоре была экранизирована и послужила основой Тимуровского движения в 40-х – 50-х годах ХХ века.

Тему Тимура писатель старался продолжить (повесть «Комендант снежной крепости», 1940 год). Он написал также сценарий для кинокартины «Клятва Тимура», вышедшей на экраны в 1942-м.

Военкор

Когда началась Великая Отечественная война, писатель уже в июле 1941-го отправился на фронт в качестве военкора «Комсомольской правды». Он успел написать несколько очерков, но вскоре погиб в бою 26.10.1941. Это произошло у села Лепляво, расположенном в Черкасской области.



Слайд 2. Жизнь Аркадия Гайдара полна парадоксов. Она сама и есть парадокс.



Слайд 3. Для начала – корни. По линии отца Петра Исидоровича, Голиковы – крестьяне. А мама, Наталья Аркадьевна, урожденная Салькова, приходилась шестиюродной пра…правнучатой племянницей Лермонтову. Связь не прямая, но символичная.



Слайд 4. Аркадий Голиков (Гайдар – его литературное имя) рано научился читать, рано узнал имена тех, кто написал самые интересные книги – Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Льва Толстого, Жюля Верна…

Но Аркадий не только много читал. Ему нравилось выступать на сцене «домашнего театра», который организовала соседка Голиковых – учительница Татьяна Ивановна Бабайкина, на школьных вечерах художественной самодеятельности. Однажды он читал отрывок из «Крестьянских детей» Н.А. Некрасова. Никому из учеников реального училища так громко не аплодировали, как ему. Даже строгий учитель словесности (так тогда назывались уроки литературы) улыбнулся и сказал соседу: «Мальчишка хорошо подготовлен, знает толк в стихах. А ведь на улице не раз встречал его и думал, что сорвиголова и хороших книжек в руках не держит».

Детство Аркаши, с его обычными мальчишескими делами – реальным училищем, играми, первыми стихами, «морскими сраженьями» на пруду – совпало с Первой мировой войной и революцией. Он называл это время веселым. Сбывались мечты – можно было запросто выменять на базаре револьвер, услышать живьем революционеров – эсеров, кадетов, большевиков. В последние и подался четырнадцатилетний Голиков, став едва ли не самым юным членом этой партии. Но это уже не было игрой. Он верил в новую прекрасную жизнь и пошел ее защищать.

За четыре военным года им пройден путь от адъютанта до командира полка. Полковник в семнадцать лет! Даже юные офицеры 1812 года не знали такой карьеры. Они воевали за Отечество, против иноземного врага, а Голиков дрался со своими же – с русскими. Столько потрясений и боли принесла гражданская, нет, самая настоящая военная война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате – тяжелая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Но жизненный опыт, накопленный за время гражданской войны, влечет Аркадия к писательству. Первая публикация относится к 1925 году. В журнале «Звезда» была напечатана повесть «В дни поражений и побед». Так называлась первая повесть Голикова, но еще не Гайдара. Подпись «Арк. Гайдар» появилась и стала известной на страницах пермской газеты «Звезда». Это звонкое имя настолько прижилось, что стало фамилией.

Если использовать выражение любимого Гайдаром Гоголя, он вдосталь «проездился по России». И не только по ней. В 1926 году Гайдар со своим товарищем совершает беспечное и самонадеянное путешествие в Среднюю Азию. Позже, будучи газетчиком в Архангельске, он диктует корреспонденцию с борта терпящего бедствие французского корабля «Саида».



Слайд 5. Как один из самых ярких, незабываемых эпизодов хранится в истории Ростовской областной детской библиотеки встреча читателей-величкинцев с Аркадием Гайдаром.

В 1934 году в Ростове состоялось краевое совещание работников детских библиотек, в котором принимал участие А.П. Гайдар. Он выступал тогда в нескольких детских библиотеках, в том числе, и в библиотеке им. В.М. Величкиной, читал отрывки из повести «Военная тайна», затем оставил рукопись читателям библиотеки. Ребята прочитали повесть и написали письмо Аркадию Петровичу, в котором выразили свое недовольство по поводу гибели героя – Альки. В проникновенном и памятном письме читателям ростовской библиотеки им. В.М. Величкиной, отвечая на их вопросы, писатель делился: «Конечно, лучше, чтобы Алька остался жив. Конечно, лучше, чтобы Чапаев остался жив. Конечно, неизмеримо лучше, если бы остались живы и здоровы тысячи и десятки тысяч больших, маленьких, известных и безызвестных героев. Но этого в жизни не бывает… Вам жалко Альку. Некоторые ребята в своем отзыве пишут мне, что им даже «очень жалко». Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому так жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все – таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить и Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи. Вот вам и ответ на первый вопрос.

«Почему «Военная тайна»? Конечно, по сказке. Буржуин задает три вопроса: первый из них – нет ли у побеждающей Красной Армии какого-нибудь особого военного секрета или тайны ее побед? Тайна, конечно, есть, но ее никогда не понять главному Буржуину. Дело не только в вооружении, в орудиях, танках и бомбовозах. Всего этого немало и у капиталистов. Дело в том, что она глубоко убеждена в правоте своей борьбы. В том, что она окружена огромной любовью миллионов лучших пролетариев капиталистических стран… И это у Красной Армии – тоже своя военная тайна. Вот вам ответ на второй вопрос.

Этим письмом, чтобы не повторяться, я отвечаю сразу ребятам библиотек им. Величкиной и Ломоносова. Всем крепкий привет – Мите Белых, Вите Зарайскому, Алексееву, Подскорину, Рихтер, Вале Чередниченко и вообще всем, у кого на плечах толковая голова.

Я жив, здоров. Живу сейчас в гор. Арзамасе, работаю, пробуду здесь еще несколько месяцев. Осенью, вероятно, буду на Кавказе и тогда, возможно, на день-два опять встретимся. Будьте живы и здоровы и вы.

Письмо А.П. Гайдара было напечатано в журнале «Пионер» в 1940 году. Подлинник письма писателя к читателям библиотеки, к сожалению, был утрачен во время оккупации Ростова немцами.



Слайд 6. Сын советского писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова). С его именем ассоциировалась известная повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

Тимур Гайдар окончил Ленинградское высшее военно-морское училище в 1948 году, факультет журналистики Военно-политической академии им. Ленина в 1954 году. Служил на подводной лодке в составе Балтийского и Тихоокеанского флотов. Позднее работал в газетах «Советский флот» и «Красная Звезда», а с 1957 года - в газете «Правда», где был редактором военного отдела, собственным корреспондентом на Кубе, в Югославии, в Афганистане. Публиковался также в «Московских новостях» и в «Известиях», был членом редколлегии журнала «Пионер».

Тимур Аркадьевич Гайдар был Почётным гостем и активным помощником Московского Дворца пионеров и школьников им. А. П. Гайдара, расположенного в московском районе Текстильщики.



Слайд 7. Во время Великой Отечественной войны Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента "Комсомольской правды". Был свидетелем и участником Киевской оборонительной операции Юго-Западного фронта. Написал военные очерки "У переправы", "Мост", "У переднего края", "Ракеты и гранаты".



Слайд 8. После окружения Юго-Западного фронта под Киевом, в сентябре 1941, Аркадий Петрович попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулеметчиком. 26 октября 1941 под деревней Леплявою на Украине Аркадий Гайдар погиб в бою с немцами, предупреждая членов своего отряда об опасности. В 1947 году перезахоронен в г. Каневе.



Слайд 9. В 2014 году повести «Судьба барабанщика» исполняется 75 лет!

Повесть «Судьба барабанщика» написана Гайдаром в 1938 году. Она рассказывает о суровых испытаниях, выпавших на долю тринадцатилетнего мальчика Сережи Щербачева, барабанщика пионерского отряда. Мальчик гордится своим отцом, который боролся за революцию. Но отца арестовали за растрату казенных денег. Мальчик мечтал быть смелым солдатом-барабанщиком, похожим на маленького французского героя, о котором он читал, но, утратив чувство внутренней ответственности за свои поступки, совершает ряд ошибок, которые приводят его к встрече с преступниками.

В основе сюжета - острый конфликт, который помогает раскрыть внутренний мир главного героя. Стремительно развивающееся действие психологически оправдано: растет цепь ошибок, заблуждений мальчика, оставшегося без родных, без доброты и доверия окружающих. В тональности повести все сильнее звучит мотив тревоги за судьбу ребенка. Автор прослеживает, как день за днем разрушаются в жизни Сережи главные этические нормы. Сюжет развивается от эпизода к эпизоду все напряженнее и напряженнее, кое-где приближаясь к детективному. Однако детективные элементы подчинены главной теме произведения - теме воспитания. В «Судьбе барабанщика» Гайдар применяет форму рассказа от 1-го лица, что позволяет показать переживания героя, дать его самооценку, не обращаясь к авторскому комментарию. Это искренний рассказ мальчика о своих ошибках и заблуждениях.

Внутренние монологи, наблюдения и размышления героя сочетаются с изображением его в действии. Веря в своего героя, Гайдар психологически точно показывает «выпрямление» юного барабанщика. Победили в подростке чувство единства с родной страной, память о «хороших солдатских песнях» отца и «желтых полянах в одуванчиках», на которых полегло много бойцов Красной Армии. Ощущение революционной связи со всем народом пробудило у Сережи желание жить как все, «прямо и открыто» смотреть людям в глаза.

Сквозь всю повесть проходит романтическая тема барабанщика; она достигает кульминации в одной из последних сцен повести: «И раздался звук, ясный, ровный, как будто кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона. Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.

«Выпрямляйся, барабанщик! уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос.- Встань и не гнись! Пришла пора!»

Во внутреннем диалоге Сережи побеждает бесстрашный барабанщик, и мальчик в ответственную минуту становится борцом, который не мирится с тем, что бандиты и шпионы на его глазах «уходят куда им угодно». Кульминационная сцена повести - распрямление барабанщика - решена романтическими средствами, и это придает ей высокую эмоциональность.

Аркадий Гайдар: «Я пишу главным образом для юношества. Лучший мой читатель – десяти-пятнадцати лет. Этого читателя я люблю, и мне кажется, что я понимаю его, потому что сравнительно не так давно таким же подростком был я сам».



Слайд 10. Рассказ «Чук и Гек» (1939) тоже отметит в этом году свое 75-летие! Этот рассказ, так же как и «Голубая чашка», не сразу был понят критиками, но сразу был принят ребятами. Прошли не года, а десятилетия, и произведения, которые в свое время показались некоторым критикам «во многом спорными», «элементарно простыми по сюжету», «композиционно не слаженными», «недоходчивыми» для детского читателя, живут в памяти современников их первых изданий и в чтении тех, кто растет сейчас. Не так просты эти «элементарно простые по сюжету» рассказы, и поэтическое обаяние того же «Чука и Гека» не только в «безыскусственности» его или в том, что «мир показан сквозь призму детского восприятия». Творческая концепция писателя глубже, внешняя «безыскусственность» и «простота сюжета» отражают богатство и сложность жизни. Это простота большого таланта, а не примитивность видения мира.

Чук и Гек - два брата, и у каждого свои привычки, свойственная только ему манера поведения и логика развития мыслей. Неважно, что пока это мысли не очень как будто значительные, например как лучше поступить с исчезнувшей телеграммой. Рассказать маме правду о своих проделках или что-нибудь придумать? Ведь «у этой мамы был странный характер», и за драку она «разводила драчунов по разным комнатам и целый час, а то и два не позволяла им играть вместе».

И Чук предлагает не говорить о телеграмме совсем. Но Гек осторожнее; он вспоминает, что «врать нельзя», потому что «мама за вранье всегда еще хуже сердится». Так Гек делает открытие не такое уж «простое» и «бесхитростное», что врать опасно, и только. Если же убедишь себя, что ложь - вовсе и не ложь, а значит, наказания не должно быть, то можно и солгать. Писатель не смягчает тему лжи и правды, а ставит ее во всей остроте.

«Чук и Гек» - рассказ о смысле жизни человека, о счастье, о любви к Родине. «Что такое счастье - это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной» - в этих словах Гайдара заключена основная мысль рассказа. Огромный и добрый мир раскрывается перед братьями во время поездки из Москвы на восток, к Синим горам. Сказочный зачин «Чука и Гека» («Жил человек в лесу возле Синих гор») определяет весь интонационный строй рассказа. События, эпизоды, происшествия даны в нем в эмоциональном преломлении восприятия Чука и Гека.

И когда начинаешь читать с заколдованной фразы: «Жил человек в лесу возле Синих гор…» - теплеет на сердце, оттого, что предвкушаешь удовольствие от дальнейших увлекательных событий, от лучистой гайдаровской прозы, от ощущения счастливого восторга, которое так свойственно детству и которое с годами приходит все реже. Реальные события приобретают сказочную окраску, дополняются вымыслом, поэтизируются: «Удивительная это была прогулка! Они шли гуськом к роднику по узенькой тропке. Над ними сияло холодное голубое небо; как сказочные замки и башни, поднимались к нему остроконечные утесы Синих гор».

Замысел Гайдара написать «светлый, как жемчужина», рассказ осуществился в полной мере. Поэтичность, эмоциональность, юмор, ясный лирический подтекст - характерные черты этого произведения, с удивительной силой передающего ощущение счастья жизни и любви к Родине. Очень верным оказалось замечание В. Шкловского в связи с появлением рассказов «Чук и Гек» и «Голубая чашка» о лиричности понимания жизни А. Гайдаром, о новом голосе его, о том, что это новое в гайдаровской манере не перестало делать писателя понятным и любимым детям».

Константин Паустовский: «Аркадий Гайдар был по праву человеком героическим и легендарным. Он был отважен, верен своему делу – писательству. Он обладал воображением легким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплескивался в повседневную жизнь, наполняя радостью, делал эту повседневность необычайной.

Жизнь вместе с Гайдаром всегда сулила неожиданности. Очевидно, поэтому дети всерьез считали его волшебником, взрослые поражались его проницательности.

Большинство людей не умеют вести себя с детьми как с равными. Гайдар умел это. Он видел насквозь любого деревенского мальчишку со всеми его мечтами и увлечениями, с его бурной радостью, жаждой деятельности и простодушным лукавством.

Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным…»



Слайд 11. Старенький дом на улице Горького, чей возраст перешёл уже вековой рубеж, знаком в Арзамасе каждому - здесь с 1912 по 1918 год жил со своей семьёй детский писатель Аркадий Гайдар. В те годы писатель сам был ещё ребёнком, но именно здесь были заложены основы его будущего творчества, повлиявшего впоследствии на развитие целого поколения. Дом-музей по-прежнему хранит интерьеры начала ХХ века, в которых жила семья знаменитого писателя. В доме четыре комнаты - гостиная, комната родителей, кухня и детская. В этих комнатах можно увидеть вещи, ценность которых заключается не только в причастности к жизни Гайдара. На старинном комоде в комнате родителей стоят изящные каретные часы прямоугольной формы. Эти часы еще в те годы, сто лет назад, считались настоящей семейной реликвией. Кухня - прекрасный образец бытового уклада начала ХХ века: большая русская печь, медный умывальник, самовар. А в детской комнате стоит тот самый стол, за которым сначала учился выводить буквы маленький Аркадий, а потом уже, подросшим, писал серьёзные письма своему отцу на фронт. Множество книг в доме - это не музейная декорация. В семье Гайдара действительно любили читать, и книги, принадлежавшие семье, до сих пор бережно хранятся.

Дом-музей А. П. Гайдара рассказывает историю не одной семьи, а целой исторической эпохи. В общении с экскурсоводами музея можно узнать много нового о жизни в Арзамасе в годы революции и гражданской войны. Кроме постоянной экспозиции - интерьеров дома, здесь проводятся и другие выставки, связанные с историей города и соседних регионов, с музеями которых ведётся активное сотрудничество.

В Арзамасе имя А. П. Гайдара присвоено одной из улиц, городскому парку культуры и отдыха, школе № 7, центральной городской детской библиотеке, Арзамасскому государственному педагогическому институту. Гайдаровскими называются пруды расположенные в центральной части города, на которых маленький Аркадий устраивал свои «морские бои». В городе сохранилось здание Реального училища, в котором учился писатель.



Слайд 12. С 1938 по 1941 годы А. П. Гайдар жил в подмосковном Клину на улице Большевистской (ныне ул. Гайдара). Здесь он написал произведения «Тимур и его команда», «Дым в лесу», «Комендант снежной крепости». В Клину Центральная детская библиотека носит его имя.

В 1989 г. в Клину, в доме, где жил и работал А.П. Гайдар, открыт музей, в котором представлена экспозиция, посвященная его жизни в Клинский период.

Дом-музей А.П. Гайдара хранит много документов, фотографий, книг, личных вещей, предметов быта, связанных с жизнью и творчеством писателя.

Мемориальная часть экспозиции воспроизводит главные этапы биографии писателя в годы гражданской войны. Фотографии писателя в кругу родных, друзей, обстановка рабочего места писателя, жилой комнаты раскрывают период его жизни в Клину с 1938 г. по 1941 г.

Литературная часть экспозиции знакомит с творчеством Гайдара, прижизненными изданиями его произведений, написанными в Клину.



Слайд 13. Памятник Мальчишу – Кибальчишу (литературному герою) открыт 19 мая 1972 года, в день 50-летнего юбилея со дня основания пионерской организации, у главного входа в Московский городской Дворец пионеров на Ленинских горах. Авторы этого произведения скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов. Высота памятника 5 метров. Памятник Мальчишу – Кибальчишу представляет собой скульптуру мальчика, выполненную из кованой меди и установленную на гранитный постамент. Фигура изображена в движении вперед, одна нога приподнята для дальнейшего шага. В руках у мальчика горн и сабля. На голове буденовка, на ветру развевается рубаха. Скульптура установлена на длинный возвышающийся, отлогий постамент, изготовленный из гранитных плит. Скульптор нашел и воплотил в художественно-пластической форме яркий образ юношеской романтики, горячности, готовности к подвигу и верности.



Слайд 14. В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл СССР.

В Ростовской области улица Гайдара есть в Ростове-на-Дону и Батайске, переулок Гайдара – в Новочеркасске и Шахтах.

10 детских библиотек носят имя Аркадия Петровича Гайдара:


Имя А. П. Гайдара носят Калининградская и Белгородская областные детские библиотеки, Калужская центральная городская детская библиотека, центральная детская библиотека г. Севастополя.

В 1978 и 1983 годах издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.



Слайд 15. Наиболее известные произведения Аркадия Гайдара: «P.B.C.» (1925), «Школа» (1930), «Дальние страны» (1932), «Четвёртый блиндаж», «Военная тайна» (1935), «Тимур и его команда» (1940), «Чук и Гек» (1939), «Судьба барабанщика» (1938), рассказы «Горячий камень» (1941), «Голубая чашка» (1936). В произведениях 1930-х годов - героизация и романтизация Гражданской войны, преданность идеалам первых лет советской власти.

В Советском Союзе произведения Аркадия Гайдара издавались более 1100 раз общим тиражом около 105 миллионов экземпляров на русском языке, на языках народов СССР и зарубежных стран.

Произведения писателя вошли в школьную программу, активно экранизировались, переведены на многие языки мира. Произведение «Тимур и его команда» фактически положило начало уникальному тимуровскому движению, ставившему своей целью добровольческую помощь ветеранам и пожилым людям со стороны пионеров. С. Маршак называл Гайдара «всесоюзным вожатым».

Список литературы

  1. Арзамасцева И. Н. Гайдар А. П. / И. Н. Арзамасцева, С. А. Николаева // Детская литература: учебник для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. – С. 296-303.
  2. Гайдар Аркадий Петрович // Писатели нашего детства. 100 имен: биографический словарь в 3-х частях. Ч.1. – М.: Либерея, 1999. – С. 102-105.
  3. Гайдар Аркадий Петрович//Русские детские писатели ХХ века: биобиблиографический словарь. – М.: Флинта, Наука. – 1997. – С. 113-116.
  4. Гайдар в школе: пособие для учителей / сост. Т. Ф. Курдюмова. – М.: Просвещение, 1976. – 126 с.
  5. Жизнь и творчество А. П. Гайдара: материалы для выставки в школе и детской библиотеке. - М. : Дет. лит., 1984. - 18 с., л. ил.
  6. Камов Б. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров/ Б. Камов.- М.:ЗАО «Олма Медиа Групп», 2011. – 544 с.
  7. Крук Н. В. Чук и Гек: литературный час / Н. В. Крук, И. В. Котомцева // Библиотечные уроки по чтению. Сценарии 1-9 кл: в 2 ч. Ч 1. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2010. – С.179-197.
  8. Белянкова Н. М. О Всероссийской научно-практической конференции «Роль произведений А.П. Гайдара в патриотическом воспитании детей и юношества» / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2006. - №10. - С. 30-31.
  9. Корф О. «Судьбе барабанщика» Аркадия Гайдара - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - № 4. – С. 71.
  10. Корф О. Повести Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - 60 лет!/ О. Корф // Детская литература. – 1999. - №1. – С. 57.
  11. Мантурова Л. Сказка о принце Гайдаре / Людмила Мантурова // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 80-82.
  12. Мотяшов И. «...Яко на небеси, и на земли»: [ради чего жил и погиб Гайдар] / Игорь Мотяшов // Детская литература. - 2004. - № 1/2. - С. 40-78.
  13. Овчинникова И. «Чук и Гек». Памяти А. Гайдара (1904-1941)/ И. Овчинникова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2011.- № 1. – С.12-14.
  14. Фролова Е. А. Номинация персонажей в рассказе А. П. Гайдара «Чук и Гек» как средство раскрытия семейной темы / Е. А. Фролова // Русский язык в школе. - 2001. - № 5. - С. 49-51.
  15. Цветов В. Страна умирающих рыцарей: неюбилейное послесловие к 100-летию Аркадия Гайдара / Владимир Цветов // Первое сентября. – 2004. - 10 февр. (№ 11). - С. 3.

Аркадий Петрович Гайдар



Вверх