Феодальный город, его возникновение и экономическая роль. Архитектура средневековой восточной европы в мировой архитектуре - история архитектуры

Восточный город развивался иначе, чем европейский, западный. Вообще-то восточные цивилизации в Средние века были урбанизированы гораздо более европейских. Городское население в восточных империях к концу XVI столетия достигало 10-20% по сравнению с 5-7% в странах Западной Европы.

В Китае были миллионные города, в то время как в Европе численность населения городов не превышала нескольких десятков тысяч (за исключением Милана, население которого уже в XIII в. достигло 200 тыс. жителей). Но это не означает, что качественная сторона городской жизни соответствовала количественной.

В арабском мире расцвет городской жизни приходится на тот период, когда начал распадаться Арабский халифат. Видимо, при ослаблении давления центральной власти активизируются более инициативные и предприимчивые горожане, расцветают наука и культура, сосредоточенные в городах. Но и в X-XIII вв., когда в Европе появляются элементы демократии, на арабском Востоке не было никаких политических свобод или правовых гарантий. Главы многочисленных корпораций подчинялись городской администрации, наместнику-хакиму, градоначальнику-раису, надзирателю-мухтасибу, начальнику стражи и судье-кади.

В XV-XVI вв. в городах Турции и подвластных территорий возникает система цехов, но, в отличие от Европы, мелочная опека со стороны властей и практически полное отсутствие самоуправления не приводили даже к намерениям осуществить нечто подобное коммунальным революциям. К тому же большинство городского населения было иноверцами. Нечто подобное цехам формировалось и в других странах Ближнего Востока (аснафы), в Японии (дза), в Китае (ханы). В Индии городская жизнь организовывалась кастовыми старостами. Но город в большинстве стран Востока оставался объектом прямого администрирования со стороны центральной власти. Руководители цехов, гильдий и каст назначались либо сверху, либо по согласованию с властями. И если, скажем, в Индии в раннем Средневековье и складывались относительно самостоятельные торговые корпорации, то к XVI столетию эта самостоятельность не только не получила развития, но, напротив, исчезла без следа. Единственный относительно свободный город Японии - Сакаи в XVI в. теряет свою независимость и начинает управляться государственными чиновниками.

Нет ничего удивительного в том, что в таких условиях городская жизнь Востока, за исключением Японии, испытывала застой накануне колониального подчинения.

феодализм средневековый азиатский политический

Специфическое место занимал и восточный средневековый город. Низкий уровень общественного разделения труда в странах Востока находил выражение в том, что город здесь не стал организующей и направляющей силой общественного прогресса. Он жил за счет перераспределения ренты-налога, ибо прибавочный продукт, концентрирующий в руках отдельных социальных групп, не становился капиталом, не включался в производство. Ремесленная продукция шла не на рынок, а на удовлетворение потребностей правящих сановно-бюракратических, в том числе и военных кругов. Купеческий же капитал выполнял при этом функции своеобразного агента между ними и ремесленниками-производителями.

Восточная сельская община, представлявшая собой замкнутый хозяйственный мирок с наследственным, независимым от рынка с разделением ремесла и земледелия, тормозила развитие двустороннего товарооборота между городом и деревней, а вместе с тем и формирование сословия горожан, купечества городского типа.

Это в свою очередь определило и порядки, существовавшие в восточном городе. Ремесленник здесь находился под жестким контролем бюрократического государственного аппарата, был скован правовыми, религиозными предписаниями, сословными, кастовыми ограничениями. В восточном средневековом городе не существовало особого городского права. Правовой статус городского жителя не отличался от деревенского. В Индии, например, административные границы города, часто были едва намечены. Здесь можно было встретить ремесленные деревни и города со значительным земледельческим населением. Городская семья в Китае считалась таким же двором, как и сельская, которая вносилась в общегосударственный налоговый реестр. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1977.

В отличие от европейского восточный город не стал ареной политической борьбы, непосредственно влияющей на смену форм государства. Он не стал и сильной опорой центральной власти борьба с раздробленностью, как это имело место в Европе.

Специфические черты социально-политического развития, стран Востока определялись тем обстоятельством, что здесь не сложились государственные формы, свойственные феодальной Западной Европе. Здесь не было сеньориальной монархии как своеобразного союза феодалов сеньоров, обладающих суверенными правами в пределах территорий своих доменов. Эта форма могла сложиться в обществе, где процесс образования классов носил завершенный характер. Не могла сложиться и сословно представительная монархия в обществе, в котором город был лишен какой бы то ни было самостоятельности, где не сформировалось сословие горожан, выступающее со своими сословными целями и интересами.

Распространенной формой восточного средневекового государства стала наследственная монархия, в которой отсутствовали институционные формы ограничения власти правителя. Вместе с тем эти государственные формы не были идентичны. Различными были уровень централизации в этих государствах, степень применения военно - деспотических средств и методов осуществления государственной власти. Более того, они менялись и на отдельных этапах развития конкретных восточных средневековых государств. Всесилие бюрократического аппарата во главе с китайским императором, централизация, тотальный полицейский контроль над личностью, широта экономических функций государства и прочее дают основания, например термина «восточная деспотия» при определении формы государства средневекового Китая. Здесь деспотизм вырастал из тех социально-экономических и политико -правовых порядков, которые сложились еще в древности. Васильев Л.С. История Востока. М., 1994. Т. 1.

Бесспорную специфику социально-политической структуре восточного общества придавала господствующее в том или ином обществе религиозная идеология, само отношение членов общества к религии и власти. Так, говоря о конфуцианстве как определяющем элементе китайского средневекового государства и права, следует отметить, что конфуцианство лишь условно можно назвать религией. Это, скорее, этикополитическое учение, философская традиция, что объясняет не самой природой конфуцианства, а сложившимися в глубокой древности традиционными представлениями китайцев о власти с ее безусловной сакрализацией в лице правителя «сына неба». При этом к религиям они относились как к учениям, которые могли быть использованы лишь на благо этой власти. Утилитарное отношение к религии как к учению, вспомогательному средству управления, призванному преображать народ ненасильственными методами воспитания во имя достижения гармонии, определяло подчиненное место церковных учреждений в средневековых учреждениях в средневековом Китае.

В отличие от большей части Европы, страны Востока в i Средние века переживают несколько нашествий кочевых народов, которые с течением времени воспринимают городскую культуру, но происходит это каждый раз практически заново. Поэтому в конечном итоге развитие городского расселения на Востоке идет значительно медленнее, а связь с древ-I ними городами оказывается более тесной. В наибольшей степени это проявляется при формировании сети и принципом I организации арабских городов.

Арабские завоевания в VII-VIII вв. охватили огромную I территорию от Пиренейского полуострова до долины Инда. При этом большинство древних городов на этой территории I было разрушено, а на их месте возникли лагеря кочевником, впоследствии ставшие городами (Каир в Египте, Рабат в Марокко и д.р..). Столицей арабского государства первоначально была Медина - небольшой город м пустынной части Аравийского полуострова. Затем столица была перенесена ближе к главным торговым путям того времени сначала м Дамаск, а I затем в специально построенный в 702 г. в качестве столицы город Багдад. Багдад возник в месте схождения рек Тигра и " Евфрата, т. е. примерно в том же месте, где существовали Вавилон и другие столицы древности. Багдад в период своего расцвета насчитывал до 2 млн. жителей и являлся самым крупным городом в мире, но после монгольских завоеваний XIII в. он потерял свое значение.

Принципы застройки Багдада повторялись и в других арабских городах. Возвышенность в центре города занимала крепость (шахристан или касба), в которой поселялся правитель данной местности (в Багдаде - халиф) со своими приближенными, военной дружиной и слугами. Дворец правителя включал в себя систему внутренних дворов, занятых садами, бассейнами и фонтанами. Вокруг крепости располагалась торгово-ремесленная часть города (рабад), окруженная внешней оборонительной стеной. В ее центре1 находилась базарная площадь, а ремесленники жили в кварталах по профессиональному признаку, каждый из которых был окружен своей стеной. В шахристане и каждом квартале находилась мечеть, которая была тем больше и богато украшена, чем богаче был

Данный квартал. Мечеть, как правило, завершалась куполом, а рядом с ней находился башня - минарет (п.и и несколько минаретов). Дома простых жителей были с плоскими крышами, одноэтажными, сооруженными из глины, вы ходящими на улицы глухой стеной, с внутренним двором. Важными общественными зданиями города были караван-сараи (гостиницы), медресе (школы), бани, располагавшиеся в центре города.

До Индии мусульманские завоевания докатились в XIII в. В XVI в. прошла новая волна завоеваний, в результате которых была создана империя Великих Могол он, включившая почти весь полуостров Индостан. При этом крупные города-столицы, насчитывавшие сотни тысяч жителей, развились на севере страны, откуда шли завоевания. В разные периоды ими были города Дели и Агра. Принципы градостроительства индийских городов того времени включили в себя и древнеиндийские, и арабские элементы. Так, в Дели был построен Красный форт (сложен из красного песчаника), являвшийся крепостью и дворцом императоров. Вблизи Агры сохранился мавзолей Тадж-Махал - одна из самых выдающихся построек средневековой Индии, построенная по классическому плану мечети и окруженная специально созданными водоемами.

Китай подвергся сначала монгольскому, а затем манчжурскому нашествию. При этом столица страны также была перенесена на север - в Пекин. Центром Пекина стал комплекс императорских дворцов, окруженных садами - Пурпурный (Запретный) город. Вокруг него находился Императорский город, в котором прожинали приближенные императора, его гвардия и слуги. Окружал Императорский город Внешний Татарский (варварский) город, на котором проживали монголы, а затем манчжуры. К нему примыкал Внешний Китайский город, в котором проживала основная масса населения. Каждая из частей Пыла окружена своими стенами. На ночь запирались и отдельные улицы Во Внешнем городе, застроенные деревянными домами, образующими правильные квадратные кварталы. Видимо, власти опасались, что огромные массы людей, сосредоточенные в городе, могут выйти из повиновения. Пекин уже с XVIII в. насчитывал более 1 млн. жителей, являясь в то время крупнейшим городом мира. Наиболее выдающимися постройкам китайских городов являлись дворцы правителей и храмы (пагоды), которые резко выделялись на фоне рядовой застройки своими размерами и оформлением.

В общем случае можно сказать, что в городах Востока главными функциями и в Средние века остались административная и военная, хотя большинство населения в них, как и в Европе, составляли ремесленники и торговцы. Восточные города так и не получили никакой автономии, что тормозило социальный прогресс и сохранило пережитки феодальных отношений вплоть до начала XX в. Постоянные внешние завоевания более отсталыми народами тормозили культурный и технический прогресс. Внешне восточные города по-прежнему выглядели как сочетание великолепных дворцов и храмов - с одной стороны, и убогих лачуг большинства жителей -с другой, от чего в городах Европы начали уходить еще в раннем Средневековье. Не удивительно, что в Новое время города Востока стали развиваться под европейским влиянием и в настоящее время сохраняют свое своеобразие лишь в старых частях

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-1.jpg" alt=">Средневековые города Востока ">

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-2.jpg" alt=">Особенности в Средние века страны Востока переживают несколько нашествий кочевых народов, которые"> Особенности в Средние века страны Востока переживают несколько нашествий кочевых народов, которые с течением времени воспринимают городскую культуру, но происходит это каждый раз практически заново. развитие городов на Востоке идет значительно медленнее, а связь с древними городами оказывается более тесной. В наибольшей степени это проявляется при формировании сети и принципов организации арабских городов.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-3.jpg" alt=">Арабские завоевания в VII-VIII вв охватили огромную территорию от Пиренейского полуострова до"> Арабские завоевания в VII-VIII вв охватили огромную территорию от Пиренейского полуострова до долина Инда. При этом большинство древних городов на этой территории было разрушено, а на их месте возникли лагеря кочевников, впоследствии ставшие городами (Каир в Египте, Рабат в Марокко) Столицей арабского государства первоначально была Медина - небольшой город в пустынной части Аравийского полуострова

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-4.jpg" alt="> Медина В древности город назывался Ясриб (Ятриб), В 622 в"> Медина В древности город назывался Ясриб (Ятриб), В 622 в Медину из Мекки переселился основатель ислама Мухаммед и создал первую в мире мусульманскую общину. После этого город получил название Медина (от арабского «мадина» - город, сокращение от «Мадина-эн-Наби» - «Город Пророка»

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-5.jpg" alt="> Медина. Мечеть Пророка В Мечети Пророка, одной из величайших святынь мусульманского мира,"> Медина. Мечеть Пророка В Мечети Пророка, одной из величайших святынь мусульманского мира, находятся гробницы пророка Мухаммеда, его дочери Фатимы и Омара - второго халифа Арабского халифата.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-6.jpg" alt=">Арабские города Позже столица была перенесена ближе к главным торговым путям того"> Арабские города Позже столица была перенесена ближе к главным торговым путям того времени - сначала в Дамаск, а затем в специально построенный в 762 г. в качестве столицы город Багдад возник в месте схождения рек Тигра и Евфрата, т. е. примерно в том же месте, где существовали Вавилон и другие столицы древности. Багдад в период своего расцвета насчитывал до 2 млн. жителей и являлся самым крупным городом в мире, но после монгольских завоеваний XIII в. он потерял свое значение.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-7.jpg" alt=">Принципы застройки арабских городов. Возвышенность в центре города занимала крепость (шахристан или"> Принципы застройки арабских городов. Возвышенность в центре города занимала крепость (шахристан или касба), в которой поселялся правитель данной местности (в Багдаде - халиф) со своими приближенными, военной дружиной и слугами. Дворец правителя включал в себя систему внутренних дворов, занятых садами, бассейнами и фонтанами. Вокруг крепости располагалась торгово-ремесленная часть города (рабад), окруженная внешней оборонительной стеной. В ее центре находилась базарная площадь, а ремесленники жили в кварталах по профессиональному признаку, каждый из которых бал окружен своей стеной.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-8.jpg" alt=">Мечеть В шахристане и каждом квартале находилась мечеть, которая была тем больше и богато"> Мечеть В шахристане и каждом квартале находилась мечеть, которая была тем больше и богато украшенной, чем богаче был данный квартал

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-9.jpg" alt=">Арабский город Мечеть, как правило, завершалась куполом, а рядом с ней находился"> Арабский город Мечеть, как правило, завершалась куполом, а рядом с ней находился башня - минарет (или несколько минаретов). Дома простых жителей были с плоскими крышами, одноэтажными, сооруженными из глины, выходящими на улицы глухой стеной, с внутренним двором. Важными общественными зданиями города были караван-сараи (гостиницы), медресе (школы), бани, располагавшиеся в центре города.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-10.jpg" alt=">Индия До Индии мусульманские завоевания докатились в XIII в. В XVI в."> Индия До Индии мусульманские завоевания докатились в XIII в. В XVI в. прошла новая волна завоеваний, в результате которых была создана империя Великих Моголов, включившая почти весь полуостров Индостан. Крупные города-столицы, насчитывавшие сотни тысяч жителей, развились на севере страны, откуда шли завоевания. В разные периоды ими были города Дели и Агра. Принципы градостроительства индийских городов того времени включили в себя и древнеиндийские, и арабские элементы.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-11.jpg" alt=">Города Индии в Дели был построен Красный форт (сложен из красного песчаника), являвшийся"> Города Индии в Дели был построен Красный форт (сложен из красного песчаника), являвшийся крепостью и дворцом императоров.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-12.jpg" alt=">Города Индии Вблизи Агры сохранился мавзолей Тадж-Махал - одна из самых выдающихся построек средневековой"> Города Индии Вблизи Агры сохранился мавзолей Тадж-Махал - одна из самых выдающихся построек средневековой Индии, построенная по классическому плану мечети и окруженная специально созданными водоемами.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-13.jpg" alt=">Китай подвергся сначала монгольскому, а затем манчжурскому нашествию. При этом столица страны также была"> Китай подвергся сначала монгольскому, а затем манчжурскому нашествию. При этом столица страны также была перенесена на север - в Пекин.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-14.jpg" alt=">Планировка Центром Пекина стал комплекс императорских дворцов, окруженных садами - Пурпурный "> Планировка Центром Пекина стал комплекс императорских дворцов, окруженных садами - Пурпурный (Запретный) город. Вокруг него находился Императорский город, в котором проживали приближенные императора, его гвардия и слуги. Окружал Императорский город Внешний Татарский (варварский) город, в котором проживали монголы, а затем манчжуры. К нему примыкал Внешний Китайский город, в котором проживала основная масса населения

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-15.jpg" alt=">Города Китая ">

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-16.jpg" alt=">Планировка Каждая из частей была окружена своими стенами. На ночь запирались и"> Планировка Каждая из частей была окружена своими стенами. На ночь запирались и отдельные улицы во Внешнем городе, застроенные деревянными домами, образующими правильные квадратные кварталы. Видимо, власти опасались, что огромные массы людей, сосредоточенные в городе, могут выйти из повиновения. Пекин уже с XVIII в. насчитывал более 1 млн. жителей, являясь в то время крупнейшим городом мира. Наиболее выдающимися постройками китайских городов являлись дворцы правителей и храмы (пагоды), которые резко выделялись на фоне рядовой застройки своими размерами и оформлением.

Src="https://present5.com/presentation/1/17271574_64202430.pdf-img/17271574_64202430.pdf-17.jpg" alt=">Отлтчия от средневековых городов Европы В городах Востока главными функциями остались административная"> Отлтчия от средневековых городов Европы В городах Востока главными функциями остались административная и военная, хотя большинство населения в них, как и в Европе, составляли ремесленники и торговцы. Восточные города так и не получили никакой автономии, что тормозило социальный прогресс и сохранило пережитки феодальных отношений вплоть до начала XX в. Постоянные внешние завоевания более отсталыми народами тормозили культурный и технический прогресс. Внешне восточные города по-прежнему выглядели как сочетание великолепных дворцов и храмов - с одной стороны, и убогих лачуг большинства жителей - с другой, от чего в городах Европы начали уходить еще в раннем Средневековье.

Архитектура Восточной Европы. Средние века

В средневековой архитектуре Восточной Европы, Малой Азии и Закавказья за более чем тысячелетний период ее существования сложился ряд национальных архитектурных школ, обладавших и большим разнообразием, и особенностями, роднящими их между собой. Первое было обусловлено своеобразием задач, которые ставила перед архитектурой каждая страна, ее природными условиями и влиянием национальной культуры предшествующего времени. Второе вытекало из сходства общественного и государственного строя и бытового уклада различных стран, находившихся на одинаковом уровне своего развития, и из тесных культурных, а иногда и политических связей между ними. Такие особенности, свойственные всей архитектуре указанных территорий, отличают ее от архитектуры Западной Европы.

Средневековые города как на Западе, так и на Востоке или развивались из старых, сохраняя во многом унаследованную от античности прямоугольную сетку улиц, или возникали на месте прежних родовых поселений, приобретая обычно радиально- кольцевую планировку с центром в виде замка. Но в ряде городов Восточной Европы, более подверженных нападениям врагов, чем западные, укрепленный городской центр получил вид кремля, вмещавшего не только жилище феодала и его слуг, но и жилища ряда его вассалов, а иногда и епископа, соборную церковь, несколько других церквей и монастырей и служившего убежищем для горожан при осаде города. Разнилась на Западе и Востоке и планировка таких типичных для средневековья архитектурных комплексов, как монастыри, нередко имевших на Востоке более свободное размещение зданий со стоящей изолированно посредине главной церковью и расположенными вокруг, ближе к ограде, жилыми и хозяйственными постройками. Более тесно, иногда соприкасаясь друг с другом, размещались постройки некоторых монастырей Армении и Грузии, но и здесь не было типичных для западных монастырей примыкающего к церкви двора с аркадами, дормитория и зала капитула.

Наиболее явно различия между архитектурой христианского Востока и архитектурой Запада сказались в главных общественных зданиях средних веков - храмах. На Востоке господствовал центрический тип храма, преимущественно крестовокупольный, обладавший рядом вариантов, различавшихся числом нефов, опор и куполов, наличием или отсутствием хор и расположением последних, композицией алтарной части и притворов; распространен там был и более ранний тип купольной базилики. В таких центрических храмах особое значение получила вертикальная ось, совпадавшая с вершиной купола, часто стоявшего на высоком барабане; она подчиняла себе группировавшиеся вокруг части здания. Поэтому здесь объем здания имел большее значение, чем отдельные фасады, нередко более или менее равнозначащие. Такая "многофасадность" составляет еще одну отличительную особенность христианских храмов средневекового Востока.

В интерьерах этих храмов также главной была средняя часть, наиболее высокая и ярко освещенная светом, лившимся из окон барабана. Еще одной отличительной чертой большинства восточнохристианских храмов было малое применение в их внешнем и внутреннем убранстве скульптурных изображений и особое значение, которое имела в нем живопись. Именно здесь средневековое искусство выработало характерные для него приемы синтеза архитектуры и монументальной живописи, основанные на подчинении размещения и композиции жи вописных изображений осям внутреннего пространства здания и на относительной плоскостности этих изображений, не имевших линейной и воздушной перспективы, зрительно "разрушавших" поверхности стен и сводов.

С центрическим типом храма связаны и такие достижения строительной техники средневекового Востока, как купол на подпружных арках и парусах, перекрывающий квадратное в плане помещение, и купол на световом барабане. Широкое применение и развитие сводчатых перекрытий, применявшихся не только в культовых, но часто и в жилых зданиях, также было характерной особенностью средневековой архитектуры этих мест, опиравшейся на опыт не только античного Рима, но и Сирии, Месопотамии, сассанидского Ирана - стран, где своды применялись давно, в разнообразных формах и крупных масштабах.

Унаследованный от античной архитектуры ордер изменился в связи с тем, что колонны несли теперь не прямые архитравы, но арки, отчего изменились и пропорции колонн, и форма их капителей. Пропорции колонн, применявшихся в качестве украшения стены, нередко подчеркивали их декоративное назначение, а стена уже не трактовалась как заполнение между колоннами, но имела вид, соответствовавший ее значению несущей части здания. Самая кладка - смешанная из чередующихся рядов камня и кирпича, кирпичная и каменная - использовалась как средство повышения художественной выразительности зданий. Наружное убранство таких стен выполнялось из тех же материалов; в кирпичных и смешанных зданиях оно представляло собой узорную кладку, работавшую вместе с массивом стены. Часто в декоративной обработке стен применялся мотив арки в виде больших глухих арок на фасадах, либо меньших арочек, образовавших пояски, либо бровок над окнами, либо полукружий, окружавших основания куполов и венчавших их барабаны. Такие декоративные детали повторяли очертания конструктивных элементов зданий - арок и закомар, подобно тому, как ниши на фасадах повторяли очертания оконных проемов. Все это, а также соответствие форм и размеров декоративных элементов свойствам и размерам строительных материалов наблюдается и в каменных, и в кирпичных, и в смешанных постройках.

На Балканском полуострове, в Закавказье и, особенно, на Руси в качестве основного строительного материала находило широкое применение и дерево. При этом стены и перекрытия возводились из горизонтально уложенных бревен, что в средневековой Западной и Центральной Европе практиковалось лишь в жилых и хозяйственных постройках скандинавских и западнославянских стран.

В Закавказье такой конструктивный прием привел к появлению своеобразных видов перекрытий, употреблявшихся и в каменных зданиях, а на Руси он повлиял и на планировку жилых зданий, которые строители, будучи связаны длиной бревна, составляли из ряда срубов, соприкасавшихся непосредственно или связанных между собой переходами, причем такой прием их композиции перешел позднее и в каменные постройки.

Такие композиционные, конструктивные и художественные особенности были в той или иной степени свойственны архитектуре различных стран Восточной Европы, Малой Азии и Закавказья. Отличительные особенности каждой национальной архитектуры были охарактеризованы выше, в соответствующих главах, причем они отмечались и в тех странах, где архитектура развивалась в значительной степени на основе местных традиций, восходивших еще к поздней античности, и в странах более молодых, где зодчество исходило сначала из византийских образцов, а затем, в соответствии с местными задачами и возможностями, выработало свой национальный характер. Здесь же нужно отметить наличие общих черт в архитектуре территориально близких стран, что было обусловлено и культурными связями между ними, и сходством социальных и природных условий, и общностью внешних влияний.

В архитектуре Армении и Грузии, где строительство из камня было известно еще до сложения феодализма, первые каменные постройки феодальной эпохи, и в частности христианские храмы, обнаруживают сходство с постройками не Византии, но Центральной и Южной Сирии, с которыми Закавказье было связано не только сирийским происхождением первых проповедников христианства, но и сходством местных природных строительных материалов. В процессе дальнейшего развития в архитектуре Армении и Грузии скоро появились свои особенности, отличавшие ее от архитектуры других стран христианского Востока. Таковы планы храмов, имеющие в основе не равносторонний "греческий" и не "латинский" с вытянутой западной ветвью крест, но крест с короткими поперечными и длинными, равными между собой продольными ветвями. Таков же и своеобразный прием вписывания сложного по композиции внутреннего пространства, иногда с обилием криволинейных плоскостей, в простой и лаконичный объем, где отсутствуют даже апсиды и лишь врезающиеся в гладкую поверхность стены двугранные ниши отмечают границу между ними. Характерны как для армянских, так и для грузинских храмов прямоскатные крыши над сводами и конические покрытия куполов. В то же время наличие этих общих для армянской и грузинской архитектуры черт не лишает каждую из них большого национального своеобразия.

В архитектуре славянских стран и тесно связанных с ними в культурном отношении Молдавии и Валахии, наряду с национальным своеобразием каждой из них, также можно обнаружить и некоторые объединяющие их между собой черты. Так, болгарские храмы эпохи Второго Болгарского царства, однонефные, с квадратной в плане башней над притвором, находят аналогию в некоторых сербских церквах Моравской школы, а узорное каменно-кирпичное декоративное убранство фасадов сходно в церквах XIV в. в Сербии, Македонии и Болгарии. Трехконховые планы четырехстолпных или однонефных церквей Сербии и Македонии XIV - первой половины XV в. распространились с конца XIV в. в Молдавии и Валахии, где они применялись и позднее вместе с некоторыми декоративными мотивами, родственными болгарским. Наконец, ступенчатая композиция перехода от основного объема храмов к барабанам их куполов свойственна и некоторым русским постройкам, и сербским церквам Косовско-Метохийской и Моравской школ, и молдавским церквам XV-XVII вв., хотя в каждой стране такой переход имел свою конструктивную основу и свой внешний вид.

Сходство общей композиции славянских и византийских церквей легко объясняется преемственной связью первых с последними, служившими на раннем этапе развития архитектуры славянских народов образцами для их зодчих. Ряд конструктивных приемов и форм также перешел из Византии в славянские страны, где каменная монументальная архитектура зарождалась в то время, когда византийская уже достигла расцвета. Но поздневизантийская архитектура сама испытала на себе некоторое влияние архитектуры славян: влиянием русской архитектуры может быть объяснено появление в некоторых греческих церквах XIII-XVвв. завершения стен закомарами и позакомар ных покрытий, а в редких случаях и подобия ступенчатого расположения закомар. Узорная кладка, украшающая фасады болгарских, македонских и сербских построек, вызвала появление аналогичных украшений на фасадах не только греческих церквей, но и константинопольских дворцов. Еще раньше на византийской архитектуре начали сказываться связи с архитектурой Закавказья, в которой, например, раньше, чем где-либо еще, появились высокие барабаны куполов.

Архитектура отдельных стран Восточной Европы, Малой Азии и Закавказья, не только развивалась в тесной связи с архитектурой соседних земель, но имела также точки соприкосновения с архитектурой Западной Европы, Ирана, арабских и тюркских народов. О связях с романской архитектурой Запада говорит ряд деталей фасадного убранства сербских построек школы Рашки, где эти связи осуществлялись через единоплеменную Сербии Далмацию; об этом же говорит и наличие башен у западных фасадов некоторых из этих построек а также и у части храмов древней Руси. О родстве с романской архитектурой свидетельствует и применение в некоторых русских храмах XI - начала XIII в. полуцилиндрических сводов и одиночных апсид, а также декоративная обработка фасадов кирпичных храмов Приднепровья XII - начала XIII в. и каменных храмов Галицкой и Владимир ской земель.

В архитектуре Молдавии уступчатые контрфорсы и стрельчатые арки и наличники окон и дверей родственны готике, с которой молдавская архитектура соприкасалась через соседнюю с Молдавией Тран сильванию. Некоторые романские и готические формы появились в отдельных постройках греческой школы византийской архитектуры XIII-XV вв., в эпоху господства над частью ее "латинян". Конические покрытия куполов армянских и грузинских храмов схожи с коническими и многогранными покрытиями некоторых сооружений Азербайджана, Ирана и Средней Азии, а в позднейших постройках христианского Закавказья встречаются иногда и четырехцентровые стрельчатые арки и ниши, перекрытые сталактитами.

такие же по композиции дворцы строились и в XVI-XVII вв. В области культовой архитектуры таким типом здания, позднее получившим развитие и в других странах, был центрический храм с куполом на световом барабане, стоящем над квадратной в плане средней частью. Он применялся даже для храмов других религий, и если купольные мечети Ирана и арабских стран могут быть связаны и с купольными сооружениями того же Ирана времен Сас анидов, то преимущественное влияние византийских образцов, и в частности Софии Константинопольской, на турецкие мечети XVI-XVII вв. не подлежит сомнению.

То же следует сказать и о новом типе храма, получившем распространение в Италии в эпоху Возрождения, также центрическом и с куполом на световом барабане, подпружных арках и парусах, опирающихся на четыре пилона или на углы бесстолпного помещения. Этот тип храма, перешедший затем в архитектуру барокко и классицизма и распространившийся по всей Европе, был дальнейшим развитием восточноевропейского крестовокупольного храма. В храмах итальянского Возрождения композиция, созданная в средневековой Восточной Европе, приобрела новый характер, проникнутый несредневековым спиритуализмом, но гуманистическим духом нового времени. Нечто подобное новые, свойственные ее времени типы зданий и соответствовавшие развитию строительной техники конструктивные приемы, но и новые художественные образы, раскрывавшие возможности, заложенные в новых типах и конструкциях зданий и отражавшие мировоззрение и идеологию феодальной эпохи. В то же время она сделала значительный вклад в архитектуру последующего времени, наделив ее рядом конструктивных и композиционных приемов, пригодных и для решения новых задач.



Вверх