Эрих тиде. Биография. В огне Ютландского сражения

В истории адмирал Редер знаменит тем, что создавал германский линейный флот, который не стал океанской мощью и был уничтожен во Второй мировой войне по частям.

Редер родился 24 апреля 1876 года в курортном местечке Вандсбек под Гамбургом. После школы мальчик по его желанию поступил на флот, ибо отсутствие дворянского титула не мешало стать морским офицером. 1 апреля 1889 года он прибыл в Киль, вскоре стал одним из первых по успеваемости, а в 1895 году - лучшим выпускником класса; участвовал в походах по Балтике и к островам Вест-Индии. Осенью 1897 года свежеиспеченного лейтенанта назначили вахтенным офицером на корабль “Саксен”. Затем хорошо зарекомендовавшего себя Редера перевели на флагманский корабль командира Восточной эскадры принца Генриха “Дойчланд”; он стал членом его штаба, а также взял на себя руководство корабельным оркестром, ибо с детства любил музыку. В конце 1897 года “Дойчланд” отправился на Дальний Восток. Принц Генрих покровительствовал молодому офицеру, брал его с собой в поездки в Циндао, Порт-Артур, Владивосток, Японию, Корею, Сайгон и на Филиппины. После возвращения в 1901 году Эриха назначили в Киле офицером-наставником, но через несколько месяцев принц Генрих, командовавший 1-й эскадрой линейных кораблей, перевел его на новый флагман “Кайзер Вильгельм дер Гроссе”. В 1903 году Редер поступил в военно-морскую академию, учился два года, на три месяца ездил в Россию для совершенствования в русском языке (английский и французский он знал).

После академии Редер служил штурманом на броненосце береговой обороны “Фритьоф”. 1 апреля 1905 года моряка перевели в управление информации ВМФ; он заведовал прессой, редактировал журнал “Марине Рундшау” и ежегодник “Наутикус”. Редер хорошо писал, умел прислушиваться к чужой точке зрения. Сам кайзер Вильгельм II обратил внимание на способного моряка и взял в 1910 году штурманом на свою яхту “Гогенцоллерн”. С этого времени Редер стал убежденным монархистом. В 1911 году его произвели в корветтенкапитаны, в 1912 году назначили старшим офицером штаба (с 1917 года - начальником штаба) вице-адмирала Риттера Франца Хиппера, командовавшего крейсерскими силами Атлантической эскадры. В 1914-1915 годах Редер спланировал несколько операций по постановке мин и обстрелу берегов Англии, участвовал в бою у Доггер-банки и в Ютландском сражении. Он находился на “Лютцове” и чудом остался цел при попадании снаряда в рубку.

В январе 1918 года Редера назначили командиром легкого крейсера “Кельн”, в октябре - главой центрального бюро командования ВМФ. После ноябрьского восстания в Киле, бегства кайзера и организации Веймарской республики моряк оказался втянут в политическую борьбу. Добиваясь, чтобы к командованию не пришел “левый”, он лично разговаривал с министром обороны Густавом Носке, доказал ему, что во главе флота должен быть человек, пользующийся доверием офицеров, и рекомендовал адмирала Адольфа фон Трота, начальника управления личного состава. Трота был назначен. Он сделал все возможное, чтобы обойти ограничения Версальского мира и сохранить флот.

Весной 1920 года Редер поддержал неудачный Капповский путч и был переведен в архив ВМФ. В архиве он изучил стратегию и тактику германского флота периода мировой войны. В 1922-1923 годах моряк подготовил и выпустил ряд книг по крейсерской войне: “Крейсерская война в зарубежных водах”, “Крейсерская эскадра”, “Деятельность легких крейсеров “Эмден” и “Карлсруэ” и “Война на море”. В свободное от работы время он изучал курс философии и политологии в Берлинском университете и должен был стать доктором этих наук. Однако Редера произвели в контр-адмиралы и назначили начальником военно-морских учебных заведений. К этому времени он зарекомендовал себя сторонником демократии.

В октябре 1924 года Редер командовал крейсерскими силами в Северном море, в январе получил чин вице-адмирала и был назначен начальником Балтийского военно-морского района. Вскоре он прославился благодаря твердому следованию чувству долга и заповедям офицерского кодекса чести. При смене морского командования после скандального дела Ломана 1 октября 1928 года Редера с согласия рейхстага произвели в адмиралы. Он стал начальником главного морского штаба.

Редер позаботился избавиться от ряда авторитетных адмиралов - соперников. Никто из его подчиненных не смел его критиковать. Адмирал старался создать сбалансированный флот, включавший все классы кораблей. Он полагался на “карманные линкоры”, которые должны были уйти от любого, желающего их потопить, и потопить всякого, кто желал от них уйти. По его инициативе строили грузовые суда и траулеры, которые было легко превратить в вспомогательные крейсера и тральщики; продолжалось тайное изготовление подводных лодок.

Моряки недолюбливали Редера за мелочность, с которой он придирался к их внешнему виду и порядку на берегу. Он был способен устроить разнос командиру подводной лодки, вернувшейся из длительного похода, за неопрятный вид экипажа. Строгий и молчаливый, адмирал был лишен чувства юмора. Он добивался, чтобы на флоте служили хорошо дисциплинированные, обученные, не интересующиеся политикой люди.

Лучшие дня

С приходом к власти нацистов Редер связывал осуществление своей программы строительства сильного флота. Фюрера также устраивал командующий Кригсмарине, который был прекрасным советником в военно-морских вопросах и не вмешивался в дела, выходящие за рамки флота. В 1935 году Гитлер назвал Редера главнокомандующим Кригсмарине, 20 апреля 1936 года, по случаю своего 47-летия, произвел его в генерал-адмиралы, в 1937 году удостоил звания почетного члена НСДАП.

После того как Гитлер денонсировал в марте 1935 года Версальский договор, началось осуществление кораблестроительной программы Редера. Гитлер убеждал адмирала в том, что намерен жить с англичанами в мире, и тот не рассчитывал на столкновение с владычицей морей. Противниками были названы флоты Польши, Франции и СССР. Строились линейные корабли “Бисмарк”, “Тирпиц”, “Шарнгорст”, “Гнейзенау”, легкие, тяжелые крейсера, эсминцы и подводные лодки, была создана 1-я подводная флотилия капитана цур зее Карла Дёница.

В 1938 году Гитлер выговаривал Редеру за медлительность в кораблестроении, но тот отметил, что из-за широкого размаха других проектов фюрера на верфях недостает материалов и специалистов. Когда Гитлер потребовал ускорить строительство линейных кораблей, Редер дал указание главному штабу ВМФ ответить, что необходимо заморозить невоенные проекты и освободить рабочих для военного производства. Так как реакции не последовало, строительство кораблей отставало от планового. Трудности создавал также ненавидевший генерал-адмирала Генрих Геринг, который руководил 4-летним планом и распоряжался ресурсами. Однако Редера мало беспокоили отставания, ибо фюрер убедил его, что флот будет нужен не ранее 1944 года.

Редер был способен вступить в конфликт с самим фюрером по делам флота, даже если то было очень рискованно. В частности, ему удалось добиться от Гитлера, чтобы нацисты оставили в покое отставного контр-адмирала Карла Кюленталя, наполовину еврея, и даже обеспечил ему пенсию. Он помогал и другим евреям, служившим на флоте, и флотским священникам.

1 ноября 1938 года Гитлер накричал на адмирала, разорвал план развития флота и потребовал усилить защиту новых линейных кораблей и довести численность подводных лодок до численности английских. Зимой 1938-1939 годов Редер предупреждал, что в ближайшие 2 года флот не будет готов к борьбе с Англией. Однако фюрер утверждал, что ранее 1946 года флот не потребуется. Поэтому Редер разработал план “Z”, по которому к 1947 году следовало построить 4 линкора типа “Бисмарк”, 6 линкоров типа “H” с 420-мм пушками, 4 авианосца, 15 карманных линкоров, 5 тяжелых и 44 легких крейсеров, 68 эсминцев и 249 подводных лодок. План, представленный 17 января 1939 года, был одобрен Гитлером, который предоставил Кригсмарине преимущество перед флотом и армией. Довольный деятельностью Редера, фюрер 1 апреля 1939 года произвел его в гросс-адмиралы.

На время взаимоотношения Редера и Гитлера ухудшились из-за того, что гросс-адмирал, ярый поборник офицерской чести, требовал уволить за позорный брак морского адъютанта фюрера, а тот защищал его. Редер грозил отставкой и не встречался с Гитлером долгое время. Только 3 сентября, после начала вторжения в Польшу, гросс-адмирал прибыл к фюреру. Тот еще был уверен, что Англия воевать не будет. Однако в тот же день англичане объявили о вступлении в войну. Так как флот к борьбе с британским не был готов, Редер записывал в военном дневнике ОКМ: “Нашему надводному флоту не остается ничего другого, как только демонстрировать, что он может доблестно умирать”.

В начале мировой войны лишь “карманные” линкоры и немногие другие корабли германского флота выходили на коммуникации противника. Подводная война развернулась позднее. Наиболее эффективным оружием оказались магнитные мины, которые германские корабли и гидросамолеты ставили у берегов Англии. Однако Редер, убежденный в том, что войны с владычицей морей не будет, мало обращал внимание на этот род оружия, а Геринг не предоставлял свои самолеты, пока запас мин у него не достиг 5000 штук. Тем временем англичане разгадали секрет магнитных мин, и это новое оружие, с помощью которого германский флот к марту 1940 года потопил 128 торговых судов, 3 эсминца и 6 вспомогательных судов, потеряло прежнюю эффективность.

По созданной Редером структуре, командующий флотом непосредственно ему не подчинялся, а находился в подчинении штабов военно-морских групп в Балтийском и Северном морях, в зависимости от того, где флот находился. Однако сам гросс-адмирал нередко отправлял указания командующим через голову штабов, и бывало, что морякам приходилось выполнять два взаимоисключающих приказа. Требования Редера были не конкретны, однако он ждал точного их выполнения.

Малая эффективность флота, опасное соотношение сил Германии и Великобритании и потеря “Графа Шпее” заставили Гитлера требовать от моряков активных действий, но соблюдать осторожность. С такими же требованиями выступал и Редер, требовавший успехов без потерь. Он болезненно относился к критике и 21 октября 1939 года сместил с поста командующего флотом Германа Бема только за то, что в формулировке приказа, подготовленного штабом флота, заподозрил издевку над одним из своих приказов. Однако и следующего командующего Вильгельма Маршалля он обвинил в том, что тот, благополучно проведя в Германию “Дойчланд” и потопив британское вооруженное судно “Рэвэлпинди”, не стал преследовать виденный в тумане неизвестный корабль. Летом 1940 года, после того, как Маршалль не получил благодарности за удачные действия у берегов Норвегии, он сказался больным, был уволен в отставку и заменен Гюнтером Лютьенсом, который не рисковал противоречить Редеру.

Норвежская операция явилась инициативой Редера. Гросс-адмиралу удалось убедить Гитлера, что необходимо опередить англичан, которые не остановятся перед нарушением нейтралитета Норвегии, чтобы лишить Германию шведской руды. Действительно, Уинстон Черчилль готовил высадку в Норвегию с целью захвата Нарвика, Тронхейма, Бергена и Ставангера. Германский флот опередил. Эта была наиболее серьезная операция по замыслу Редера. Специальный штаб разработал высадку десанта тремя эшелонами под прикрытием почти всех сил флота. Редер опасался, что противник нанесет удар по отходящим десантным силам. По его требованию, несмотря на сопротивление Дёница, для противодействия развернули 42 подводные лодки.

По ошибке английский Хоум Флит, вышедший в море 7 апреля, направился к северной части Северного моря, чтобы перекрыть германским кораблям выход в океан. Однако и без его участия германские силы столкнулись с упорным сопротивлением норвежцев. Под действием береговых батарей, а также английской авиации и подводных лодок были потеряны тяжелый крейсер “Блюхер”, легкий крейсер “Кенигсберг”, вышел из строя “карманный” линкор “Лютцов” (бывший “Дойчланд”). Немало эсминцев было затоплено и в Нарвике. Гибель “Лютцова” и “Блюхера”, посланных фюрером вопреки возражениям гросс-адмирала, нарушала планы войны на союзных коммуникациях. Одной из причин больших потерь и малой эффективности явились негодные взрыватели (контактные и магнитные). Часто немецкие подводники стреляли из выгодного положения, но торпеды не взрывались. Учрежденная Редером комиссия установила причины и объявила виновных. Однако главным виновником, о котором не говорили, был сам Редер, которому вице-адмирал Фридрих Геттинг, начальник торпедной инспекции ОКМ, дважды до начала войны докладывал о недостатках взрывателей.

Несмотря на возражения оперативных командований групп “Восток” и “Запад”, считавших необходимым сохранять небольшие наличные силы, в мае Редер настоял на использовании главных сил флота для уничтожения конвоев англичан, которые 24 апреля 1940 года высадились в Норвегии. Гросс-адмирал приказал адмиралу Маршаллю обстрелять английскую военно-морскую базу в Харстаде, чтобы облегчить положение остававшихся в Нарвике альпийских стрелков, а затем по требованию Гитлера приказал поддержать отряд Фойрштейна, пробивавшийся из Тронхейма на помощь Дитлу. Когда Маршалль запросил, какой приказ выполнять первым, Редер ответил: “Оба”. Маршалль с линкорами “Шарнгорст”, “Гнейзенау”, крейсером “Хиппер”, 4 эсминцами и танкером “Дитмаршен” направился к Нарвику. Узнав 7 июня, что англичане вывели из Нарвика 3 конвоя, Маршалль вопреки приказу бросился на перехват их. Германским кораблям удалось потопить авианосец “Глориус”, несколько судов и эскортных кораблей. Попадание торпеды в “Шарнгорст” заставило Маршалля идти на ремонт в Тронхейм, не добив английский конвой. Однако Редер не одобрил действия Маршалля, что и послужило вскоре основанием для смены его более послушным Лютьенсом.

Когда началась подготовка вторжения в Англию через Ла-Манш, Редер собрал более 3000 различных плавсредств, включавших старые дырявые посудины. Однако вторжение было отменено, ибо наличные силы прикрытия были мизерны, и достаточно было одному боеспособному кораблю оказаться в проливе, чтобы истребить армию вторжения на воде.

10 октября 1939 года пришлось отказаться от плана “Z”. Редер предложил Гитлеру перенести тяжесть на подводный флот и строить по 29 лодок в месяц вместо 2. Не получив поддержки, он был вынужден отказаться от замысла, чтобы не замедлить постройку крупных кораблей, на которые рассчитывал.

С 1941 года Гитлер стал чаще вмешиваться в дела морского командования. Он высказался против выхода “Бисмарка” в плавание, и когда линкор был потоплен 27 мая, начал терять доверие к Редеру. Еще меньше доверия у фюрера оказалось после того как Редер усомнился в возможности провести корабли в воды Германии через Ла-Манш, а операция, предпринятая по инициативе Гитлера, удалась. Но последней каплей явилась неудачная попытка “Хиппера”, “Лютцова” и 6 эсминцев атаковать конвой “PQ-17” в конце декабря 1942 года. Командовавший отрядом вице-адмирал О. Куммец, имевший приказ не рисковать, избегал прямой атаки конвоя, но тем не менее столкнулся с двумя британскими крейсерами, причем “Хиппер” получил повреждение, а эсминец погиб. Разъяренный Гитлер заявил, что прикажет сдать на металлолом все крупные корабли. Он вызвал Редера. Тот, приехав в Берлин, сказался больным и встретился с фюрером только через пять дней. Однако Гитлер высказал ему столько, что Редер подал в отставку 30 января 1943 года.

Редер получил почетный титул генерального инспектора флота. В мае 1945 года он с женой попал в плен к русским, пережил 20 мая сильный инфаркт и после лечения был отправлен в Москву, а осенью, как военный преступник, предстал перед международным трибуналом в Нюрнберге. Гросс-адмирал был признан виновным и присужден к пожизненному заключению, хотя и просил заменить его расстрелом. До 17 января 1955 года Редер оставался в тюрьме, после чего его освободили по состоянию здоровья. Моряк поселился в Киле, где написал книгу “Моя жизнь”. Умер он 6 ноября 1960 года в Киле, в возрасте 84 лет.

В этом издании даны исторические портреты наиболее известных военачальников Запада, сражавшихся против России в Отечественной войне 1812 г. и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. В общеисторических трудах упоминания обо всех этих деятелях имеются, но не более того. Поэтому и специалистам-историкам, и широкому кругу читателей, несомненно, будет интересно узнать подробнее о жизни и деятельности маршалов Наполеона, военачальников Третьего рейха. В завершающей части представлены полководцы Великой французской революции, сражавшиеся за новые идеалы и несущие народам освобождение от феодального гнета.

Прежде всего каждый персонаж показан как военачальник со всеми его достоинствами и недостатками, определены его роль и место в истории, а также раскрыты качества полководца как личности.

Редер Эрих

Германский военно-морской деятель Редер (Raeder) Эрих (24.04.1876, Вандсбек, близ Гамбурга, - 6.11.1960, Киль), гросс-адмирал (1939). Сын учителя.

После окончания гимназии поступил в военно-морское училище (Киль, 1894 года). Стажировку проходил на эскадренном броненосце «Саксония», входившем в состав Восточной эскадры (Балтийское море), участвовал в ее походе к островам Вест-Индии. Училище закончил в 1897 году и был произведен в офицеры (лейтенант). Назначение получил на тот же броненосец «Саксония», но вскоре как хорошо зарекомендовавший себя офицер был переведен на броненосец «Германия» - флагманский корабль командующего Восточной эскадрой принца Генриха Прусского (брат императора Вильгельма II). Осенью того же 1897 года в составе германской эскадры отправился в длительное плавание по Индийскому и Тихому океанам, которое продолжалось около 4 лет. Во время этого плавания посетил многие страны Юго-Восточной и Восточной Азии, в том числе Французский Индокитай, Филиппины, Китай, Корею, Японию, Россию и др. По возвращении в 1901 году в Германию назначен на должность офицера-наставника в военно-морской базе Киль. Но уже через несколько месяцев покровительствовавший Редеру принц Генрих переводит его на свой новый флагман «Кайзер Вильгельм», а вскоре назначает офицером штаба эскадры. С этой должности в 1903 году Редер поступает в Военно-морскую академию, по окончании которой он был назначен штурманом броненосца береговой обороны «Фритьоф» (1905). В 1906 году обладавший неплохими литературными способностями капитан-лейтенант Редер переходит в Управление информации ВМФ, где ему поручают заведование отделом зарубежной прессы, а также редактирование журнала «Морское обозрение» и ежегодника «Наутилус». Способный военный журналист, имевший опыт строевой службы на флоте и к тому же академическое образование, обратил на себя внимание кайзера Вильгельма II и в 1910 году был назначен штурманом его личной яхты «Гогенцоллерн» (видимо, не без содействия принца Генриха); капитан 3-го ранга (1911). Будучи убежденным монархистом, Редер оценил это неожиданное для себя назначение как великую честь и всю жизнь им очень гордился. С 1912 года старший офицер штаба командира отряда крейсеров адмирала Ф. фон Хиппера Западной эскадры (Северное море). Участник Первой мировой войны, большую часть которой провел в штабе Хиппера. Принимал участие в планировании операций по постановке минных заграждений, в морском бою у Доггербанки (24 января 1915 года) и Ютландском морском сражении (31 мая - 1 июня 1916 года) - единственном генеральном морском сражении Первой мировой войны. В 1917 году возглавил штаб отряда крейсеров Хиппера, а в январе 1918 года назначен командиром легкого крейсера «Кельн». С октября 1918 года начальник Центрального бюро командования ВМФ. Войну закончил в чине капитана 1-го ранга (kapitan zur Zee).

Во время Ноябрьской революции 1918 года в Германии сыграл важную роль в назначении главнокомандующим флотом адмирала А. фон Трота, который сделал все возможное, чтобы сохранить германский флот. Редер тогда лично обратился к новому военному министру Г. Носке и убедил его поставить во главе флота человека, который пользовался бы доверием морского офицерского корпуса. Таким человеком, по его мнению, являлся Трот.

Весной 1920 года Редер поддержал Капповский путч, после провала которого был снят с должности и едва не уволен с военной службы. Однако благодаря своим обширным связям в правительственных и военно-морских кругах избежал увольнения, получил место в архиве ВМФ, где занялся военно-научной работой. За время службы в архиве написал и опубликовал ряд военно-исторических трудов по боевым действиям германского флота в годы Первой мировой войны («Крейсерская война в зарубежных водах», «Деятельность легких крейсеров «Эмден» и «Карлсруэ», «Война на море»). Одновременно проходил курс обучения в Берлинском университете, где изучал философию и политологию, готовил докторскую диссертацию.

К этому времени Редер уже полностью отошел от своих промонархических взглядов и стал сторонником буржуазной демократии. Республиканские власти оценили это должным образом. В 1923 году он был назначен начальником военно-морских учебных заведений и произведен в контр-адмиралы. С октября 1924 года командующий отрядом крейсеров эскадры Северного моря, а с января 1925 года - начальник Балтийского военно-морского района (командующий Балтийским флотом. - Авт.); вице-адмирал. В августе 1927 года в рейхстаге разразился политический скандал («дело Ломана»), связанный с разоблачением тайного финансирования строительства классов кораблей, запрещенных по условиям Версальского мирного договора 1919 года. В результате произошла смена командования германского ВМФ - ряд старших офицеров и адмиралов, причастных к этому делу, отправлен в отставку. А Редер пошел на повышение - 1 октября 1928 года он был назначен начальником Главного морского штаба и произведен в адмиралы.

Свое руководство флотом Редер начал с того, что первым делом избавился от некоторых авторитетных адмиралов, которые могли бы составить ему конкуренцию на новом посту. Уволив в отставку своих возможных соперников, он на все руководящие посты в ВМФ назначил своих выдвиженцев и тем самым на многие годы обезопасил себя от какой бы то ни было критики в своем ведомстве.

В 1933 году поддержал приход к власти нацистов, которые выступали за возрождение морского могущества Германии и с которыми он связывал свои надежды на создание сильного флота. Сразу же приступил к реализации своей программы строительства мощного ВМФ. Основной приоритет был отдан крупным надводным кораблям. При этом особые надежды возлагались на т. н. «карманные линкоры», которые «могли бы уйти от любого, желающего их потопить противника, и потопить всякого, кто желал бы от них уйти». Вместе с тем при строительстве флота сохранялся определенный баланс для всех классов кораблей. Было налажено тайное строительство подводных лодок.

В марте 1935 года Гитлер денонсировал Версальский договор 1919 года. Это полностью развязало руки Редеру, сняв все ограничения на реализацию его кораблестроительной программы. 18 июня 1935 года было заключено англо-германское морское соглашение, согласно которому германский ВМФ не должен был превышать 35 % британского, а количество подводных лодок для обеих сторон не ограничивалось.

В 1935 году Гитлер назначил Редера главнокомандующим ВМФ (кригсмарине), а в 1936 году произвел его в генерал-адмиралы. В 1937 году Редер получил из рук фюрера золотой значок почетного члена нацистской партии (НСДАП). В этот период Редер устраивал Гитлера во всех отношениях - прекрасный специалист, отлично знающий свое дело, сосредоточившийся целиком на строительстве флота и не вмешивающийся ни в какие дела, не касающиеся флота.

Строительство нового флота шло полным ходом. В 1936 году были заложены новейшие линейные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц». В 1937-1938 годы вошли в строй линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау», тяжелые крейсеры «Блюхер» и «Хиппер», а также целый ряд кораблей других классов. Боевые возможности германского ВМФ существенно возросли. Однако из-за того, что одновременно решался целый ряд других неотложных задач, на которые отвлекались значительные силы и средства, программа строительства флота все время отставала от намеченных сроков. Положение еще более усугубилось с созданием в 1936 году Управления по 4-летнему плану экономического развития страны, которое возглавил Г. Геринг, ненавидевший Редера. Сосредоточив в своих руках руководство всей экономикой, «наци № 2», как называли Геринга, постоянно игнорировал запросы ВМФ. Кроме того, личным врагом Редера являлся и руководитель спецслужб рейха Р. Гейдрих, который в 1931 по инициативе Редера с позором был изгнан из рядов ВМФ за моральное разложение. Теперь он мстил главкому ВМФ и при каждом удобном случае старался насолить ему.

Как и абсолютное большинство старых кадровых офицеров, Редер всегда считал, что армия и флот должны стоять вне политики, что вооруженные силы должны находится на службе государства и защищать его национальные интересы, а не отдельных политических партий. Исходя из этих принципов, он стремился оградить военно-морской флот он нацистского влияния и агентов гестапо, сохранить корпоративный характер его офицерского корпуса. В ряде случаев выступал в защиту евреев, служивших на флоте, не боялся возражать Гитлеру, когда дело касалось флота. Отставание в сроках строительства флота мало беспокоило Редера, т. к. Гитлер лично заверил его, что он, фюрер, намерен в ближайшие годы жить с Великобританией, которая подразумевалась основным противником Германии на море, в мире и дружбе, а германский ВМФ понадобится ему не ранее 1944 года. Когда же в 1938 году появились первые признаки надвигавшейся войны, Редер прямо заявил Гитлеру, что «если война начнется в течение ближайших двух лет, то флот будет к ней не готов». Такое заявление главнокомандующего ВМФ привело Гитлера в ярость. С этого времени началось ухудшение отношений между ними.

Первое крупное столкновение Редера с фюрером произошло 1 ноября 1938 года, когда недовольный положением дел в ВМФ фюрер в ярости разорвал представленный ему Редером план развития флота на ближайшие годы и устроил ему форменный разнос. Он потребовал от адмирала довести количество подводных лодок до того уровня, который имела Великобритания, усилить защиту новых линейных кораблей и представить ему новый, более реальный план развития флота. Разработанный Редером новый вариант (план «Z») был представлен Гитлеру в январе 1939 года. В соответствии с ним в течение 8 лет планировалось построить 6 линейных кораблей, 4 авианосца, 5 тяжелых крейсеров и несколько десятков кораблей других классов. Этот план Гитлером был одобрен. В его реализации ВМФ был обещан некоторый приоритет перед другими видами вооруженных сил. С удвоенной энергией Редер взялся за выполнение поставленных задач. Довольный усердием своего адмирала Гитлер 1 апреля 1939 года произвел его в гросс-адмиралы (звание, соответствовавшее чину генерал-фельдмаршала в армии).

Но вскоре между Редером и Гитлером вновь разгорелся конфликт. Причиной тому явился военно-морской адъютант Гитлера, вступивший в позорный, по мнению командования ВМФ, брак. Очень щепетильный в вопросах офицерской чести главнокомандующий ВМФ потребовал от Гитлера уволить этого офицера со службы, но фюрер отказался выполнить данное требование и, более того, взял адъютанта под свою защиту, даже, несмотря на то, что Редер угрожал ему отставкой. В этом конфликте Редер проиграл, так ничего и не добившись, - адъютант остался на своем месте, а угроза Редера уйти в отставку оказалась не более чем пустым звуком. Но после этого отношения между верховным главнокомандующим и главнокомандующим ВМФ стали довольно прохладными.

Вторая мировая война для Редера началась в какой-то мере неожиданно. Занятый строительством флота, он не рассчитывал на такое быстрое развитие событий, предшествовавших развязыванию войны, и был явно обескуражен этим, отчетливо сознавая, что его флот к борьбе с таким сильным противником, как британский флот, не готов. В начале сентября 1939 года, после того, как Великобритания объявила войну Германии, Редер записал в военном дневнике ОКМ (Главное командование кригсмарине): «Нашему надводному флоту не остается ничего другого, как демонстрировать, что он может доблестно умирать».

С началом военных действий германский ВМФ осуществил минирование английских вод и приступил к крейсерским операциям в Атлантике. Однако ход событий вскоре показал, что эффективность его действий невелика. Гитлер требовал от флота активных действий. Того же требовал от своих подчиненных и Редер, но при этом добавлял, что успехи должны достигаться без потерь. Это вынуждало немецких адмиралов проявлять крайнюю осторожность при ведении боевых действий. Сразу же с началом войны выявилось, что созданная Редером система управления флотом сложна и недостаточно эффективна. Командующий надводным флотом непосредственно ему не подчинялся, а находился в подчинении оперативных штабов военно-морских командований «Восток» или «Запад» в зависимости от того, где в данный момент флот находился (в Северном или Балтийском море). В то же время штаб главкома ВМФ имел право и напрямую отдавать приказы командующему флотом. Но директивы , которые издавал сам Редер, как правило, были неконкретны. Тем не менее он требовал их точного выполнения. Параллельное подчинение флота двум штабным инстанциям, ведавшим оперативными вопросами, приводило к частым трениям и сталкивало точки зрения по самым различным вопросам.

В начале 1940 года Редер явился инициатором плана оккупации Норвегии (план «Везерюбунг-Норд»), убедив Гитлера в необходимости проведения этой операции, чтобы упредить англичан, готовивших, по данным разведки, там высадку с целью захвата норвежских портов. Он добился от Гитлера того, что общее руководство этой операцией было возложено на Главное командование ВМФ (ОКМ). При проведении Норвежской кампании (апрель - июнь 1940 года) германский флот понес тяжелые потери - погибли 3 крейсера (в том числе тяжелый крейсер «Блюхер»), 10 эсминцев, 4 подводных лодки и более 10 других кораблей. Кроме того, получили тяжелые повреждения и надолго вышли из строя линейные корабли «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Тем не менее главная цель, которую ставил перед собой Редер, - захват норвежских портов - была достигнута. За эту победу Гитлер лично вручил ему Рыцарский крест. Потери противника в этой краткосрочной кампании составили: 1 авианосец, 2 крейсера, 9 эсминцев и 6 подводных лодок.

Несмотря на достигнутый успех, боевые возможности германского ВМФ оказались серьезно подорванными. К концу июня 1940 года у Германии из надводных кораблей в строю оставались лишь 1 тяжелый и 2 легких крейсера, 4 эсминца.

Участие ВМФ в боевых действиях на Западе весной и летом 1940 года было крайне ограниченным. Его основные силы в это время были задействованы в Норвегии и Северной Атлантике, а для содействия войскам Западного фронта выделены лишь несколько флотилий торпедных катеров.

В ходе Французской кампании 1940 года они уничтожили свыше 240 судов противника, в том числе 34 военных корабля, самыми крупными из которых были эсминцы.

При подготовке операции вторжения в Англию [план «Зеелеве» («Морской лев»)] на Редера была возложена задача обеспечить переброску десантных войск через Ла-Манш. Однако при имеющемся соотношении сил и средств эта задача для германского ВМФ была невыполнима и заранее обречена на провал. Но, к счастью для Редера, операция «Морской лев» не состоялась - осенью 1940 года она была отменена. К этому времени Редеру пришлось окончательно распрощаться с мечтой, хотя и эфемерной, о завоевании господства на море. Свои основные усилия он решил сосредоточить на ведении подводной войны, отношение к которой до сих пор у него было довольно скептическим. Он всегда считал, что основные задачи в войне на море должны решать соединения крупных надводных кораблей, а подводным лодкам отводил вспомогательную роль. Но с началом Второй мировой войны, столкнувшись с суровой реальностью, он вынужден был пересмотреть свои взгляды. Уже в октябре 1939 года после отказа имперского правительства от программы «Z», Редер поставил перед Гитлером вопрос об увеличении ежемесячного строительства подводных лодок с 2 до 29. Однако здесь на его пути встал Геринг, ведавший вопросами военного производства. Он отказался пойти навстречу пожеланиям Редера, предложив ему обходиться собственными производственными мощностями. Отказаться же ради подводных лодок от своего любимого детища - строительства крупных надводных кораблей - Редер в то время просто не мог. И это был его серьезный просчет.

Начиная с 1941 года, Гитлер стал все чаще вмешиваться в дела военно-морского командования. 27 мая 1941 года погиб в Атлантическом океане только что вступивший в строй линкор «Бисмарк». Вместе с ним погиб и командующий флотом адмирал Г. Лютьенс. Гитлер был против выхода этого линкора в море, но Редер сумел убедить его в необходимости такого похода, который закончился для «Бисмарка» трагически - он был потоплен англичанами. Доверие фюрера к своему гросс-адмиралу после этого вновь серьезно пошатнулось. Оно еще более упало после того, как Редер усомнился в возможности провести немецкие корабли через Ла-Манш. Но операция, предпринятая по инициативе Гитлера и вопреки возражениям Редера, увенчалась успехом. Последней каплей, переполнившей чашу терпения фюрера, явилась неудачная попытка отряда германских кораблей (тяжелый крейсер «Хиппер», «карманный» линкор «Лютцов» и 6 эсминцев), возглавляемого вице-адмиралом О. Куммецем, в декабре 1942 года атаковать в Северной Атлантике союзный конвой «PQ-17». Имевший приказ Редера «не рисковать» Куммец уклонился от решительной атаки конвоя, но тем не менее ему все же не удалось избежать неожиданного столкновения с двумя английскими крейсерами. В скоротечном бою с ними «Хиппер» получил повреждения, а один эсминец был потоплен противником. Узнав об этом, Гитлер пришел в ярость. Он обвинил моряков в бездарности, трусости и заявил, что прикажет сдать все крупные корабли на металлолом.

6 января 1943 года Редер был вызван в Берлин, но, прибыв туда, он сказался больным и явился «на ковер» к фюреру только через 5 дней. Холодно встретив гросс-адмирала, Гитлер в весьма резких выражениях высказал ему свое недовольство деятельностью флота. Поняв по ледяному тону фюрера, что доверие верховного главнокомандующего к нему окончательно утрачено, Редер потребовал отставки. Гитлер это требование сразу же принял к сведению и, заметно смягчившись, попросил гросс-адмирала назвать возможных преемников. Редер предложил на выбор генерал-адмиралов Р. Карльса и К. Деница. На том и расстались.

30 января 1943 года Редер получил официальное уведомление об отставке. Его преемником на посту главнокомандующего кригсмарине (ВМС) стал Дениц, отношения с которым у Редера были далеко не безоблачными уже на протяжении многих лет. Редер получил назначение на должность генерал-инспектора ВМС. Поскольку права и обязанности его в новой должности были весьма неопределенными, то это назначение скорее всего можно было расценивать как слегка закамуфлированное увольнение со службы. Так его, впрочем, воспринял и сам Редер. Никакого участия в дальнейших событиях Второй мировой войны он уже не принимал, большую часть времени проводя в своем поместье.

В начале мая 1945 года был арестован советскими войсками. Сразу после ареста перенес сильный инфаркт. По выздоровлении как военнопленный отправлен в Советский Союз. Осенью 1945 года в числе других главных военных преступников предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге. За военные преступления в годы Второй мировой войны и вклад, внесенный в предвоенные годы в дело подготовки агрессии гитлеровской Германии, приговорен к пожизненному тюремному заключению. Просьба Редера о замене ему этой меры наказания расстрелом трибуналом была отклонена. Наказание отбывал в тюрьме Шпандау.

В январе 1955 года 78-летний гросс-адмирал был освобожден по состоянию здоровья. Поселился в Киле, где и провел последние годы своей жизни. Получал от правительства ФРГ адмиральскую пенсию. Написал мемуары «Моя жизнь», в которых оправдывал действия немецко-фашистского ВМФ во время Второй мировой войны. Умер Редер в глубокой старости, на 85-м году жизни. Ветераны кригсмарине проводили своего гросс-адмирала в его последний путь со всеми воинскими почестями.

* * *

Как и большинство высших военачальников Третьего рейха, Редер был кадровым морским офицером кайзеровской Германии, а затем адмиралом Веймарской республики, начавшим свою военную карьеру еще задолго до Первой мировой войны, к началу которой он уже имел чин капитана 3-го ранга. Почти всю войну повел в оперативных штабах и лишь в конце ее несколько месяцев прокомандовал легким крейсером. После поражения Германии в войне и почти полной ликвидации кайзеровского флота в числе немногих его офицеров продолжил службу в небольшом республиканском флоте. В его рядах, несмотря на несколько неудачное начало службы, Редер сделал блестящую военную карьеру, пройдя путь от капитана 1-го ранга до полного адмирала. Всего за 9 лет он продвинулся по служебной лестнице от скромного архивариуса до начальника Главного морского штаба, фактического командующего флотом Веймарской республики.

С приходом нацистов к власти бывший монархист, а затем республиканец Редер решительно переходит на сторону нового политического режима - нацистов, намереваясь при его поддержке осуществить свою заветную мечту: возродить германский военно-морской флот и вернуть Германии ее былое морское могущество. На путях претворения в жизнь этого замысла он становится одним из ближайших сподвижников Гитлера в деле милитаризации Германии, полностью разделяет и поддерживает его агрессивный внешнеполитический курс. Вместе с военным министром В. фон Бломбергом и главнокомандующим сухопутными войсками В. фон Фричем после смерти в 1934 году президента Гинденбурга он сыграл решающую роль в предоставлении канцлеру А. Гитлеру диктаторских полномочий, позволивших ему покончить с республиканским строем в Германии и вскоре установить в стране режим фашистской диктатуры. Вместе с тем верный своим традиционалистским принципам Редер всячески стремился оградить ВМФ от проникновения в его среду нацистской идеологии. Редер никогда не выступал против политических решений Гитлера и всегда стремился сохранять лояльность режиму, но когда дело касалось интересов флота, то здесь он был бескомпромиссен. Это нередко создавало конфликтные ситуации.

Редер считается создателем военно-морского флота Третьего рейха. В то же время его оперативно-стратегические взгляды на роль и значение ВМФ в будущей войне, способы его боевого применения носили отпечаток консерватизма. Опираясь на устаревший во многом опыт Первой мировой войны, он являлся апологетом крейсерских операций на море, переоценивал возможности линейного (надводного) флота в войне на море и, наоборот, недооценивал роль и значение новых средств борьбы. Исходя из этого Редер всемерно поддерживал курс на строительство флота, основу которого составляли соединения крупных надводных кораблей. Лишь горькие уроки первых лет войны заставили его приступить к корректировке своих взглядов и отказаться от многих положений, которых долгие годы он неукоснительно придерживался. В частности, кардинальным образом изменилось его отношение к подводному флоту. На завершающем этапе своей военной карьеры Редер уже отдает приоритет в ведении боевых действий на море подводным лодкам и становится ярым приверженцем ведения неограниченной подводной войны.

К флотоводцам Редера вряд ли можно отнести, поскольку стратегическим талантом он явно не блистал. Это со всей очевидностью подтвердилось уже в первые годы Второй мировой войны. Ни в Польской 1939 года, ни во Французской 1940 года кампаниях возглавляемый Редером германский надводный флот практически ничем себя не проявил. Что касается Норвежской кампании 1940 года, то действия Редера в ходе ее проведения были далеко не безупречны, а за достигнутый в конечном счете успех германскому военно-морскому флоту пришлось заплатить слишком дорогую цену. После завершения этой кампании он оказался, по существу, небоеспособным. Понадобились многие месяцы, чтобы утраченную боеспособность хотя бы частично восстановить. Личный боевой опыт Редера был довольно ограничен - ни в одном из крупных сражений силами флота он лично не командовал, не проводились под его непосредственным руководством и крупные военно-морские операции. Он осуществлял лишь общее руководство, а планировали и проводили операции другие адмиралы. Исключением в этом плане является лишь Норвежская операция, но, как уже выше отмечалось, проведена она была со стороны ВМФ далеко не лучшим образом. Редер был скорее способный военный администратор, талантливый, если можно так сказать, министр военно-морского флота, обладавший незаурядным организаторским талантом и обширными познаниями в военно-морском деле, настойчивый и целеустремленный исполнитель.

Редер получил широкую известность на флоте как честный и принципиальный человек, свято следовавший кодексу офицерской чести. Он приложил немало усилий к тому, чтобы укомплектовать флот дисциплинированными, хорошо обученными и не отягощенными политическими пристрастиями офицерскими кадрами. Вместе с тем его педантизм, мелочность в служебных вопросах и нетерпимость к малейшим нарушениям военно-морского порядка вызывали неприятие многих моряков и не способствовали росту популярности Редера на флоте. Гросс-адмирал очень болезненно относился к малейшей критике в свой адрес и не терпел каких-либо противоречий со стороны подчиненных. Во время его командования флотом многие из старших офицеров и адмиралов лишились по этой причине своих постов. В целом же строгий и молчаливый, начисто лишенный чувства юмора и скорый на расправу главнокомандующий кригсмарине особой любовью на флоте не пользовался. Почти полувековая военная карьера Редера завершилась задолго до крушения Третьего рейха. Но это не спасло его от заслуженного возмездия за верную службу нацистам и соучастие в их преступлениях. Учитывая его роль и положение в правящей верхушке нацистского государства, а также тяжесть совершенных им деяний против мира и человечности (создание вермахта - орудия агрессии в руках нацистов) державы победительницы включили Редера в список главных военных преступников, подлежащих суду наций. Но Редеру, несмотря на доказанность большей части выдвинутых против него обвинений, все же удалось избежать судьбы других высших военных руководителей фашистского рейха, к которым Международный военный трибунал проявил куда меньшую снисходительность. Во всяком случае, он не закончил свой жизненный путь, как другие, позорной смертью на виселице. Немаловажную роль в этом сыграла корпоративная солидарность английских и американских адмиралов, выступивших в защиту от слишком сурового наказания своих бывших противников - гитлеровских гросс-адмиралов Редера и Деница. Тем не менее около 10 лет Редеру все же пришлось провести за решеткой. Закончил он свою долгую и бурную, как штормовое море, жизнь, в течение которой ему с одинаковым успехом удалось послужить и кайзеру, и Веймарской республике, и фюреру, пройти две мировые войны и кроме всего этого отсидеть почти 10 лет в международной тюрьме, высокопоставленным и весьма уважаемым пенсионером правительства ФРГ.

Битвы Второй мировой войны происходили на земле, в воздухе и на море. Возможно, морские сражения не были столь масштабными, как сухопутные, но они тоже внесли свой вклад в победу над фашизмом. Одним из тех, кому довелось командовать флотами Третьего рейха, был адмирал Эрих Редер. В роду Редера были люди творческих профессий - музыканты, врачи, лингвисты. Эрих обожал музыку, но море любил еще больше.

Он и родился в небольшом курортном городке недалеко от Гамбурга. В 13 лет он стал гардемарином военно-морского училища в Киле. Осенью 1897 г. лейтенант цурзее (немецкого флота) был приписан к кораблю «Заксен». Служил он хорошо и вскоре попал на флагманский корабль «Дойчланд», которым командовал принц Генрих. В 1903 г. Редер поступил в военно-морскую академию. На его счастье, он был замечен самим кайзером Вильгельмом II, который в 1910 г. назначил талантливого офицера штурманом на свою личную яхту. Через год Редер был уже корветен-капитаном, а затем попал на службу в штаб вице-адмирала фон Хиппера. Этот талантливый человек командовал Атлантической эскадрой. Вместе с ним Редеру довелось воевать в годы Первой мировой войны. В 1916 г. он принял участие в знаменитой Ютландской битве - грандиозном противостоянии английского и немецкого флотов.

После войны судьба флотоводца не складывалась. Его даже перевели служить в архив ВМФ. Однако это время не прошло для него даром, и он разработал концепцию создания нового флота Германии. В октябре 1928 г. ему присвоили звание адмирала и назначили командовать военно-морскими силами. Редер считал, что немецкий флот должен состоять из боевых кораблей всех типов, но условия Версальского договора ограничивали Германию как в количестве войск, так и в вооружении и размерах кораблей. Именно поэтому пришлось создавать так называемые «карманные» линкоры - нечто среднее между большим крейсером и маленьким линейным кораблем. На них Редер делал большую ставку.

Придя к власти, Гитлер оставил Эриха на его посту. К тому же фюрер абсолютно не разбирался во флотских делах и во всем доверился адмиралу. Поначалу немцы не собирались воевать с Англией. Было даже подписано англо-германское соглашение, по которому Британия помогала Германии строить флот. Несмотря на разработанный план, строительство флота задерживалось: во-первых, мешал Геринг, который к тому же не позволил Редеру создать морскую авиацию, а во-вторых, препятствовал глава гестапо Гейдрих. В свое время Редер не дал ему уволить с флота евреев, мало того - изгнал будущего гестаповца из ВМФ.

В результате к началу Второй мировой войны флот Германии был не вполне готов. Катастрофически не хватало легких крейсеров и эсминцев. Четыре линкора только строились, в то время как у Англии их было уже двенадцать, и против трех английских крейсеров немцы могли выставить только два. К тому же из-за интриг Геринга у Германии не было ни одного авианосца, а Англия имела девять. Редер был в растерянности. Ведь Гитлер клятвенно обещал ему, что с англичанами войны не будет, а теперь адмиралу предстояло вести морскую войну с многократно превосходящим его противником. Но драться было надо!

Адмирал начал с того, что в конце августа 1939 г. отправил два «карманных» линкора в Атлантику. В их задачу входило топить английские конвои. В то время морское сообщение было одним из важнейших, так как транспортная авиация не могла перевозить огромное количество грузов. Поэтому нарушение морских коммуникаций, особенно для островной Англии, представляло серьезную угрозу. Одному немецкому линкору удалось потопить два торговых судна и успешно добраться до своего порта, другому повезло меньше - за три месяца «охоты» он уничтожил девять английских транспортов, но у берегов Южной Америки напоролся на три английских крейсера и получил большие повреждения. Командир приказал затопить судно, а сам застрелился.

Редер (Raeder) Эрих (24.4.1876, Вандсбек, близ Гамбурга, - 6.11.1960, Киль), военно-морской деятель фашистской Германии, гросс-адмирал (1939). На флоте с 1894. Во время 1-й мировой войны 1914-18 командовал крейсером (с 1917). С 1928 начальник Главного морского штаба; в 1935-43 главнокомандующий ВМФ. Сторонник создания мощного флота и ведения неограниченной подводной войны. Выступал за полный разгром Великобритании до начала агрессии против СССР. С января 1943 в отставке. В 1946 осужден Нюрнбергским международным трибуналом на пожизненное заключение, в 1955 освобожден.

Соч. : Der Kreuzerkrieg in den auslä ndischen Gewä ssern, Bd 1-3, В., 1922-27; Mein Leben, Bd 1-2, Tü bingen, 1956-57.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

Читайте также в БСЭ:

Реджо-ди-Калабрия
Реджо-ди-Калабрия (Reggio di Calabria), город и порт в Южной Италии, на крайнем юге Апеннинского полуострова, на берегу Мессинского пролива. Административный центр провинции Реджо-ди-Кал...

Редигер Александр Федорович
Редигер Александр Федорович , русский военный деятель, генерал от инфантерии (1907). Окончил Пажеский корпус (1872) и Академию...

Эрих Редер

Гросс-адмирал. Воспоминания командующего ВМФ Третьего рейха. 1935-1943

В своем вступлении к книге «По другую сторону холма» британский военный писатель Лиддел Харт приводит такой эпизод из жизни фельдмаршала лорда Веллингтона. Во время путешествия лорд Веллингтон и его знакомый коротали время за разгадыванием, какого рода местность может оказаться по другую сторону каждого встречающегося им на пути холма. Когда спутник лорда выразил свое удивление от того, что суждения Веллингтона всегда оказывались верными, последний ответил: «Всю свою жизнь я пытался понять, что лежит по другую сторону холма».

В обычной жизни достаточно трудно представить себе истинную картину того, что лежит по другую сторону холма, который закрывает нам вид. Но еще труднее представить себе, что лежит по другую сторону той непреодолимой горы, которая отделяет настоящее от будущего. Мы живем и действуем ради будущего, пытаясь угадать его в самых общих чертах, но и это чаще всего бывает трудно. Человеку не дано знать, что уготовила ему судьба. Поэтому все наши деяния отмечены печатью несовершенства. Человек, бросающий взгляд на пройденный им путь с другой стороны холма, видит вещи в совершенно другом свете. То, что раньше представлялось неясным, видится совершенно отчетливо. То, что некогда было неразрешимой проблемой, теперь находит вполне четкое решение. Вещи, которые раньше казались незыблемыми, рассеиваются как мираж. Другие, которые были когда-то совсем не важными или даже забылись, теперь обрели всю свою значимость. Взгляд в прошлое разительно разнится с попыткой проникнуть зрением в покрытое вуалью будущее.

Ныне мы стоим по другую сторону холма. Впервые мы можем осознать куда более ясно и четко, что было верно и что – неправильно. Появление этой книги связано с желанием внести свой вклад в познание прошлого. В ней нет никакого соперничества с теми авторами, которые, основываясь на вновь открывшихся источниках, воссоздают в серьезных трудах историю Германии за последние полвека. Я лишь хочу внести свою скромную толику знания в выполнение этой задачи.

Вполне возможно, что взнос мой будет весьма и весьма скромным. Офицер, который, в соответствии с традицией и своим личным пониманием, всегда рассматривал себя как слугу вооруженных сил и государства, не может ощущать себя компетентным обсуждать исторические события своего времени иначе, как через узкую призму своего собственного опыта. А я был моряком и солдатом, но никак не политиком. Мои многочисленные заметки дают мне, однако, возможность рассказать о событиях прошлого, их эволюции и связанных с ними мыслях – в том числе и об ошибках, которые мы ныне признали, – с точки зрения того времени. Десять лет заключения в тюрьме Шпандау были благодеянием в том смысле, что они сберегли мою память от неразберихи внешнего мира.

Для военно-морского флота и для меня – в качестве его главнокомандующего – в период между двумя мировыми войнами не было более важного политического события, чем заключение англо-германского военно-морского договора 1935 года. Он означал конец периоду германского плена, который начался Версальским миром. Первая часть этой книги описывает мою службу на флоте вплоть до этого времени; вторая ее часть посвящена развитию событий после 1935 года. Обе части представляют собой неразрывное целое.

Рост военно-морского флота, начавшийся в 1935 году, и многочисленные мои служебные обязанности и достижения, связанные с ним, особенно во время войны, невозможно описать во всей их полноте. Эта задача должна быть отложена до той поры, когда станут доступными все данные, и выполнена людьми, располагающими большим временем, чем его осталось у меня.

При работе над этой книгой мне оказали неоценимую помощь мои многочисленные старые друзья и товарищи. Будет несправедливо выделить персонально кого-либо из них, поэтому я приношу мою сердечную благодарность всем им. Но я считаю своим долгом поблагодарить адмирала в отставке Эриха Ферсте, моего старого и преданного сотрудника в течение многих лет, за то время и силы, которые он вложил в доработку этого издания. Он самоотверженно держал свои взгляды и интерпретации событий на заднем плане, предоставляя мне возможность быть на виду. Книга эта является всецело моей собственной, и я несу всю ответственность за ее содержание.

Моя жизнь обильно дарила меня своими благами, но и трудностями, а также и трагическими событиями, порой даже чересчур. Не кривя душой, могу сказать, что она была исполнена трудами и заботами. И все же, оглядываясь назад, несмотря ни на что, я благодарен судьбе за то, что с ранней юности я работал среди замечательных людей, товарищем которых я был. Если этой книгой воспоминаний я смогу хоть в какой-то степени уберечь их от забвения, я буду счастлив, что на закате своей жизни выполнил свой последний человеческий долг.

Киль, 1957 год

Эрих Редер

Начало службы на флоте

Поступить на службу в военно-морской флот да и, сказать по правде, вообще выйти в море я в свои детские и юношеские годы даже не помышлял. Мой отец, Ганс Редер, был преподавателем французского и английского языков гимназии Маттиаса Клаудиуса в местечке Вандсбек под Гамбургом, где я и родился 24 апреля 1876 года. Мой дед тоже был учителем, владельцем частной школы. Моя мать, Гертруда Хартманн, была дочерью придворного музыканта Альберта Хартманна.

Жалованье молодого преподавателя гимназии было не таким уж большим, так что нашей семье приходилось экономить, чтобы дать образование мне и двум моим братьям. Но эти уроки экономии стали для нас хорошей школой, в раннем возрасте научив довольствоваться малым и считать каждый пфенниг.

В домашней атмосфере царила дисциплина, смягченная искренней любовью. Страх перед Богом, любовь к правде, чистота – таковы были принципы, впитанные нами с детства. Я до сих пор помню, как усердно мой отец растолковывал мне важность посещения церкви и значение церковной службы перед тем, как я впервые отправился вместе с ним и с матерью в нашу церковь в Вандсбеке.

В школьные годы мои братья и я доставляли мало хлопот нашим родителям, потому что всем нам учеба давалась достаточно легко. Наш отец учил нас плавать и кататься на лыжах, а наша мать, получившая прекрасное музыкальное образование, давала нам уроки музыки.

Учеба перемежалась частыми поездками, причем не только по городам Германии, но и на природу: в леса и на море. Мы хорошо изучили Гамбург и его порт, а также Саксонский лес, где находился замок Бисмарка. В 1888-м и 1889 годах мы побывали на пляже в Тиммендорфе, где тогда стояло только шесть домов, и в Травемюнде, на Балтийском море. В гавани города Любека я впервые в жизни увидел военный корабль, учебный корвет «Москит». Это единственный военный корабль, который я видел до начала своей службы на военно-морском флоте. Мы даже побывали на борту «Москита», что не произвело на меня совершенно никакого впечатления.

В 1889 году, когда мне было тринадцать лет, отец мой был довольно неожиданно назначен заведующим гимназией Фридриха-Вильгельма в городе Грюнберге, что в Силезии. Такое повышение было признанием его успехов в преподавании, ставших частично следствием его долгих стажировок в Англии и Франции. Но для меня переход от программы классической гимназии Вандсбека к более прагматической школе в Грюнберге был связан с определенными трудностями. И хотя я опережал своих новых соучеников во французском языке и латыни, но года на полтора отставал от них в английском и математике. Однако четыре недели усиленных занятий под руководством отца летом на пляже позволили мне догнать их в английском, а преподаватель математики в Грюнберге за еще более короткий срок помог заполнить мои пробелы в геометрии.

Перемена в окружающей меня среде была еще больше, чем перемена в учебной программе. Помимо общей разницы в культурном уровне, я оказался еще и в другой языковой среде – здесь говорили на другом диалекте, что порой становилось изрядной проблемой. Но даже эти трудности со временем исчезли. Мы обжились в нашем новом доме и обнаружили, что пешие прогулки по местным холмам ничуть не менее интересны, чем изучение бухт и пляжей балтийского побережья.

За время учебы в Грюнберге многое мне дал доктор Леедер, молодой профессор, преподававший нам географию и историю. В его изложении история буквально оживала перед нами, причем не только военные события наполеоновского периода и Франко-прусской войны, но события современной политической истории. Я так высоко ценил его уроки и нашу дружбу, что навещал доктора Мед ера вплоть до его восьмидесятипятилетнего юбилея, наступившего накануне Второй мировой войны, когда я в очередной раз посетил могилы моих родителей, умерших в 1932 году.

Кульминацией учебного года в Грюнбергской гимназии была загородная прогулка в Одетвальд, которую все ученики школы совершали каждое 2 сентября. В таких вылазках принимали участие и многие из бывших учеников нашей гимназии вместе со своими семьями. В программе этого пикника была речь лучшего ученика школы, множество игр и спортивных соревнований, а потом общие танцы всех присутствовавших. Заканчивалось все факельным шествием в город.



Вверх