Дружба и вражда между базаровым аркадием. Взаимоотношения Базарова и Аркадия. Финал дружбы главных героев. Несколько интересных сочинений


Дружба Аркадия и Базарова – настоящая загадка для читателей, так как они очень непохожи друг на друга, и казалось бы, дружеских отношений между ними быть не может. Аркадий и Базров принадлежат к одной эпохе, однако их жизненные принципы, характеры заметно отличаются друг от друга. Они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий Кирсанов – сын дворянина, с раннего детства он учился ценить природу и искусство; Евгений Базаров отрицает все жизненные устои, традиции и принципы семья Кирсановых.

Отец и дядя Кирсановы – тогдашняя интеллигенция, ценители красоты, искусства, природы; они люди чувства. Базаров считает Аркадия – мягкосердечным, слабохарактерным «баричем», размазней. Евгений не хочет и не может признать, что либеральность Кирсановых – это следствие образовательной деятельности, высокой духовности натур, тонкого видения окружающего мира. Базаров отрицает подобные черты в человеке, так как считает их ненужными и бесполезными для общества. Базаров – материалист, он жесток и груб. Тургенев вложил в этого персонажа собирательный образ молодежи конца девятнадцатого века.

Семейная тема играла одну из важных ролей в русской литературе, поэтому описание конфликта поколений оказалось очень актуальным на тот момент. Гармоничность, нравственное начало общества оценивались единством, сплоченностью семьи. Это были не просто проблемы одной семьи, это были проблемы всего общества.

Базаров привлек Аркадия своей резкостью, смелостью, в какой-то степени даже грубостью. Он никогда не встречал человека, похожего на Базарова, и поэтому он был для него «в новинку». Аркадий – воплощение юности, которая горит желанием испытать новые ощущения и чувства, легко увлекается новыми идеями и также легко бросает их, быстро влюбляется и быстро остывает. Аркадий Кирсанов ищет свою собственную жизненную дорогу, ошибаясь, но каждый раз поднимаясь и продолжая свой путь. Его отношение к традициям семьи нельзя назвать серьезным, так как Аркадий достаточно пренебрежительно к ним относится. Он молод, поэтому Аркадию не хватает мудрости, понимания и внимания к другим людям. Конфликт Аркадия и Николая Петровича – это не политическое начало, он свободен от социальных мотивов и проблем. Его суть – вечный конфликт между поколениями, называемый на английский манер «generation gap». Однако старость – это гарант сохранности нравственных ценностей, истории и традиций в обществе. Юность же является вечным двигателем прогресса.

Евгений Васильевич Базаров – другой человек. Он выходец из простой семьи, разночинец. Базаров резок, иногда жесток и груб, категоричен в своих суждениях, критичен в оценке вещей. Он действительно считает, что хороший химик стоит дороже двадцати поэтов. Базаров отрицает роль культуры в обществе, он не признает духовную сторону человечества. Евгений предлагает все разрушить, чтобы начать писать историю с чистого листа. Такие суждения Базарова порой вводят в ступор Павла Петровича. Тургенев показывает правоту и максимализм обеих сторон. Однако ни один из противников не желают признать правоту друг друга. В этом и заключается их главная ошибка. Прав и Павел Петрович, твердящий о необходимости и важности сохранения исторической памяти и культурного наследия, прав и Базаров, убеждающий общество в необходимости перемен.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает «трещать по швам», когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Именно в этот момент резко проявляется их отличие друг от друга. Любовь к женщине дается Базарову тяжело, он не может признать это чувства и отречься от принципов нигилизма. Аркадий и Катя предаются любви просто и легко. Друзья отдаляются друг от друга, так как Базаров понимает правоту Аркадия.

Тургенев ввел образ Аркадия для того, чтобы противопоставить такому персонажу, как Базаров, а также показать разные стороны и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова более трагичным, «лишним» в обществе. Социум не принимает Базарова, так как он отрицает общественную жизнь, сложившуюся в течение столетий. Следовательно, дружба Базарова и Аркадия невозможна, потому что Аркадий принадлежит аристократическому, либеральному обществу, а Базаров – новому, будущему поколению революционеров.

Обновлено: 2017-12-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов учились вместе в университете и сдружились, они участвовали в одном молодежном движении нигилистов. Кирсанов на самом деле не был нигилистом до мозга костей как Базаров, поэтому очень скоро ему это наскучило. Аркадий Кирсанов вырос в интеллигентной семье дворянина, в которой ценили поэзию и искусство. Базаров наоборот относился к такому направлению скептически и считал что Аркадий мягкотелый человек и размазня.

Евгений Базаров не хотел признавать того что в семье у Аркадия пытались сохранить все традиции семьи и воспитывали духовные качества, которые так отрицал Базаров. Аркадию нравится неординарность Базарова, они вместе пытаются найти истину жизни методом проб и ошибок. Кирсанов молодой человек, которому еще не хватает мудрости как у его отца и дяди, чтобы понять, что в этой жизни для него важно.

Евгений Васильевич Базаров выходец из обычной, простой семьи, он отрицает абсолютно все чувства и семейные традиции. Евгений Базаров очень резкий и грубый человек, он даже стесняется своих родителей и не стыдится этого показать. Базаров своеобразная личность, он пытается поломать все старые устои и творить свои новые.

Базаров не согласен с Кирсановым старшим и всегда пытается с ним спорить, но это не какой-то определенный спор, а просто, потому что Базаров не понимает старшего поколения и пытается творить новую историю. Каждый из оппонентов спора по-своему прав, но никто из них не может уступить другому. Кирсанов старший прав в том, что нельзя вычеркнуть из жизни наследие предков, а Евгений Базаров прав в том, что все-таки стоит что-то поменять. Оба они хотят лучшего для своей страны просто идут к этому разными методами.

Дружба между Аркадием и Базаровым дает трещину в тот момент, когда молодые люди влюбляются в девушек Екатерину и Анну. Базарову очень тяжело дается чувство, которое он так упорно отрицает и не хочет принимать. Аркадий напротив осознает, что для него в этой жизни главное и по какой дороге он теперь пойдет по жизни. Базаров так и не совладав со своими чувствами, все же остается один и умирает одиноким несчастным человеком.

Тургенев хотел сказать в своем романе, что такие люди как Базаров будут существовать всегда, но они всегда оказываются лишними в этой жизни и никому не нужными. Базаров так и не смог выбрать, что же все-таки для него важнее и не сделал выводов.

Несколько интересных сочинений

  • Герасимов

    Художник из купеческой семьи. Закончил училище живописи, ваяния и зодчества. Два года прослужил в армии на время Мировой войны.

  • Анализ повести Быкова Сотников сочинение

    Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.

  • Сочинение Книга в современном мире 7 класс

    Что есть книга? Средство скоротать время? Путь к совершенству? Источник познания? Приезжая в гости к своим бабушка и дедушка, мой дед говорит

  • Володенька и Петенька в романе Господа Головлевы

    В романе все дети семьи Головлевых обречены на вымирание практически с колыбели. Изображенные Салтыковым-Щедриным Головлята лишены любви и семейного тепла, с детства ощущая свою ненужность

  • Образ и характеристика Лонгрена в повести Алые паруса Грина сочинение

    Один из главных героев повести «Алые паруса» Александра Грина. Он отец главной героини Ассоль. Он со своим семейством проживал в небольшой деревушке Каперна.

Тема дружбы - одна из ведущих в русской литературе XIX века. «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен» - так характеризовал А.С. Пушкин настоящую дружбу.

Тема дружбы представлена и в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Главный герой романа Евгений Базаров появляется перед читателем вместе со своим другом Аркадием. Кажется, что это единомышленники. Друзья вместе учатся на медицинском факультете университета. Арка­дий боготворит своего товарища, восхищается его прогрессивными взглядами, незаурядным характером и независимым поведением. А Ба­заров из тех людей, кто нуждается в учениках и почитателях. Однако эта дружба оказалась недолговечной. В чем же причина?

Базаров и Аркадий - совершенно различные люди. По своим убеждениям Базаров «демократ до конца ногтей». Аркадий попадает под влияние Базарова, хочет быть похожим на него.

Базаров в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретиче­ских открытий на практике. Аркадий ничем не занимается, из серьез­ных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Арка­дий пытается.доказать ему величие поэта. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Арка­дий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его по­ступках, привычках, манерах, особенностях речи.

Развитие отношений между Базаровым и Аркадием перерастает в конфликт. Взгляды Базарова не становятся органической частью ми­ровоззрения Аркадия, поэтому он так легко от них отказывается. «Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благо­родного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим». С Аркадием Базаров расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека.

Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Базаров расстается с Ар­кадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Базаров говорит, что у него для Аркадия другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. «Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, по­тому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Роман «Отцы и дети» Тургенева был написан в 1862 году. Как замечает Д. И. Писа-рев, произведение лишено как завязки, так и развязки. Здесь нет четкого обдуман-ного плана. Но при этом в романе описаны совершенно различные типы и характеры, присутствуют ярко вырисованные картины. Здесь совершенно ясно можно почувствовать отношение Тургенева к своим героям и событиям, разворачиваю-щимся на страницах романа.

В начале романа мы видим, что Аркадий находится полностью под влиянием своего друга Базарова. Несмотря на то, что он часто вступает с ним в споры, он боготворит своего старшего приятеля. Приехав домой, Аркадий даже несколько стесняется своих домашних перед Базаровым. Он нарочито развязно говорит с отцом и дядей, стараясь показать, что он уже вполне взрослый и самостоятельный человек. В отличие от Базарова Аркадий еще только формируется как личность. Он впитывает все новое и быстро попадает под влияние окружающих. Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в начале романа можно заметить расхождения во взглядах приятелей. Аркадий более человечен, мягок, он не отвергает чувств, любит искусство и природу. Базаров интересен молодому человеку, как сильная независимая личность, но нельзя сказать, что Аркадий безоговорочно принимает все рассуждения друга. Он недоволен, когда приятель с присущим ему цинизмом размышляет о родственниках молодого человека, об Анне Сергеевне Одинцовой, вообще об окружающих людях. Базаров относится к Аркадию скорее как к послушному ученику и соратнику, нежели другу. Все споры с приятелем носят несколько поучительный характер. Когда молодой человек призывает приятеля пожалеть Павла Петровича, Базаров резко отвечает, что не считает человека, «который всю свою жизнь поставил на карту женской любви», настоящим мужчиной, «самцом». Далее звучит мысль о том, что «всякий человек сам себя воспитывать должен». Базаров не стесняется ставить себя в пример, зная, что Аркадий очарован его идеями нигилиста. Чем больше молодой человек узнает своего приятеля, чем ближе сходится с ним, тем чаще у него возникает мысль, что Базаров противоречит сам себе. Так, к примеру, он с удивлением замечает, что Евгений испытывает робость перед Одинцовой, ведет себя неестественно развязно. Хотя ранее убеждал Аркадия, что отношения между мужчиной и женщиной можно полностью объяснить с точки зрения физиологии. Молодой человек тонко чувствует перемену в Базарове, когда тот влюбляется в Анну Сергеевну. В первое время он испытывает ревность и расстроен сложившимся положением дел. Однако быстро смиряется, признавая превосходство приятеля, и все свое внимание направляет на младшую сестру Одинцовой Екатерину Сергеевну.

Я думаю, Базарова привлекает в Аркадии его молодость, свежесть восприятия, живость чувств. Ему несколько льстит благоговейное отношение младшего приятеля к собственной персоне. Он снисходит до дружбы с Аркадием, легко опровергая все рассуждения друга о чувствах, женщинах, искусстве. В Аркадии есть то, чего нет у Базарова: наивного, незамутненного цинизмом восприятия мира, умения радоваться жизни и находить в ней светлые стороны.

Раскол в отношениях приятелей начинает намечаться еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович - «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если его взгляды устарели. Будь то отец или просто посторонний человек. Кульминацией накала во взаимоотношениях приятелей можно считать момент, когда Базаров высказывается по поводу приезда Ситникова: «Мне нужны подобные олухи... не богам же, в самом деле, горшки обжигать...» Только сейчас перед Аркадием «открылась на миг вся бездонная пропасть базаровского самолюбия». Молодой человек начинает понимать, как приятель к нему относится, однако по старой привычке еще старается сохранить с Базаровым приятельские отношения. Он, уезжая от Одинцовой, напрашивается в тарантас к приятелю, хотя «двадцать пять верст показались за целых пятьдесят». Аркадий был неприятно удивлен тем, как Базаров обошелся со своими родителями, что также не способствовало укреплению дружбы между приятелями. Молодой человек постепенно уходит из-под влияния приятеля. Он влюбляется в Катю и понемногу проникается уже ее взглядами на жизнь. Базаров прекрасно понимает состояние своего приятеля. Он осознает, что дружбе настал конец, что уже пора навсегда распрощаться со старым приятелем. В разговоре с Аркадием Евгений утверждает, что в том «нет ни дерзости, ни злости» и что поэтому тот не годится для дела. Он считает приятеля слишком мягким баричем, романтиком и понимает, насколько они с Аркадием далеки друг от друга. Базаров не считает нужным дальше продолжать дружеские отношения. По большому счету, он никогда не воспринимал Аркадия в качестве друга, поскольку по натуре является одиночкой. Поэтому, расставшись с юношей, Базаров вычеркивает его из своей памяти. Когда отец предлагает Евгению, умирающему от заражения, послать за приятелем, чтобы проститься, тот с трудом припоминает имя Аркадия Кирсанова и отказывается от встречи с ним.

Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат к разным кругам общества. Аркадий – сын дворянина, он с раннего детства впитал то, что Базаров презирает и отрицает в своем нигилизме. Отец и дядя Кирсановы интеллигентные люди, ценящие эстетику, красоту и поэзию. С точки зрения Базарова, Аркадий – мягкосердечный «барич», размазня. Базаров не хочет признать, что либеральность

Кирсановых – это следствие глубокого образования, художественной одаренности и высокой духовности натур. Базаров отрицает подобные качества как совершенно ненужные. Однако в данном случае речь идет не только об интеллигентности, но и о глубинной преемственности опыта предыдущих поколений, о хранении традиций и всего культурного наследия.

Семейная тема играла большую роль в русской литературе, поэтому демонстрация внутрисемейного конфликта оказалась революционной. Целостность и гармоничность общества мерились единством семьи. Следовательно, такие проблемы оказались не просто проблемами семьи, но и проблемами всего общества.

Базаров привлекал Аркадия своей резкостью, неординарностью и смелостью. Для молодого «барича» такие личности были в диковинку. Аркадий стал своеобразным воплощением юности, которая тянется ко всему новому и необычному, легко увлекается новыми идеями, испытывает живой интерес к жизни в любых ее проявлениях. Аркадий ищет свой собственный жизненный путь методом проб и ошибок. Его отношение к традициям, авторитетам и прочим важным для его отца вещам достаточно легкомысленное. Ему не хватает мудрости лет, терпимости и внимания к другим людям, которые есть у его отца. Конфликт Аркадия и Николая Петровича не несет в себе никакого политического начала, он очищен от социальных мотивов. Его суть – извечное непонимание между молодостью и старостью. Однако такое положение совсем не противоречит природе вещей. Напротив, старость – это гарант сохранности моральных ценностей, культурного наследия и традиций в обществе. Молодость в свою очередь обеспечивает движение прогресса своей тягой ко всему новому и неизведанному.

Евгений Васильевич Базаров – совсем иное дело. Он вышел из простой семьи, он даже несколько стыдится своих родителей. Он резок, временами груб, решителен, категоричен в своих суждениях и безапелляционен в своих выводах. Он вполне искренне считает, что хороший химик стоит двадцати поэтов. Он не понимает роли культуры в обществе. Он предлагает все разрушить, чтобы с чистого листа начать писать историю заново. Этим он порой вгоняет в отчаяние Павла Петровича, с которым он спорит. Мы видим максимализм обеих сторон, доведенный до крайности. Ни тот ни другой не желают уступить друг другу и признать правоту оппонента. В этом и заключается их главная ошибка. Все стороны правы до определенного момента. Прав и Павел Петрович, говорящий о необходимости сохранения наследия предков, прав и Базаров, говорящий о необходимости перемен. Обе эти стороны – стороны одной медали. И тот и другой искренне озабочены судьбой родной страны, но методы у них разные.

Дружба Базарова и Аркадия Кирсанова начинает давать трещину, когда Базаров влюбляется в Одинцову, а Аркадий – в Катю. Тут в полной мере проявляется их различие. Если чувство для Базарова дается тяжело, он не может отдаться любви, то Аркадий и Катя учатся быть самими собой. Базаров отдаляется от друга, словно чувствуя его правоту, а не свою.

Образ Аркадия выведен для того, чтобы оттенить образ Базарова и показать многогранность человеческой натуры и одной и той же социальной проблемы. Это делает образ Базарова еще более одиноким и трагичным. Базаров считается, подобно Рудину, Печорину, Онегину и Обломову, «лишним человеком». Ему нет места в этой жизни, хотя такие бунтари всегда возникают в смутные времена.



Вверх