Cочинение «Конфликт «века минувшего» и «века нынешнего» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума». "Век нынешний" и "век минувший" в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" (3)

2. Огненное фамусовское общество.

3. Один в поле воин.

«Век нынешний» и «век минувший». Спор поколений в произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума». В своей комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов сталкивает два поколения. Он показывает нам, что они очень далеки друг от друга как по взглядам на жизнь, так и по своим принципах. У каждого из них свои правила и законы.

И кажется, что они живут в совершенно разных мирах. Старое поколение не принимает новых веяний времени, молодое не желает перенимать те уроки, которые накопились с годами. Они настолько разобщены, что никак не могут прийти к взаимопониманию. Такое противоречие в произведении показано как в монологе одного героя, так и в разговоре нескольких персонажей.

Первое воплощается в осуждении Скалозубом книг, приводящих к вольнодумству и заставивших его двоюродного брата оставить службу. С ним согласен Фамусов, который также чувствует отрицательное влияние литературы на его общество и время. Скалозуб

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему; он службу вдруг оставил,

Разговор же о правилах служения вызывает ожесточенный спор между Чацким и Фамусовым. Последний радостно рассказывает о своем родственнике, который умел хорошо всем угождать, чтобы добиться необходимых званий и чинов. Но Чацкий считает, что подобное служение топчет человеческое достоинство. Он ни в коем случае не приемлет для себя такого поведения. Он не отказывается служить, но хочет выбрать свой путь, который не заставит его унижаться. Недаром именно в его уста А. С. Грибоедов вкладывает знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Однако в произведении встречается несколько персонажей, которые жили по одним законам, но скоро для себя приняли совершенно другие. Они, если можно так сказать, лишены развития. Время вытеснило в них новые веяния, которые могли бы привести их к открытиям. Такое переход А. С. Грибоедов запечатлел в образе Платона Михайловича.

Ну, Бог тебя суди;

Уж точно, стал не тот в короткое ты время;

Не в прошлом ли году, в конце,

В полку тебя я знал? лишь утро: ногу в стремя

И носишься на борзом жеребце;

Осенний ветер дуй, хоть спереди, хоть с тыла.

Платон М ихайлович

(со вздохом)

Эх! братец! славное тогда житье-то было.

Но и в новом обществе все равно остаются те, кто живет по старым законам. Таковым является Молчалин. Значит, и молодое поколение начинает раскалываться на две части, в нем нет и не может быть единства. О каком общем духе с вольнолюбивым Чацким можно говорить, если Молчалин уже усвоил очень мудрую истину, позволяющую ему чувствовать себя спокойно в фамусовском обществе: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Александр Андреевич Чацкий выбирает совершенно другие жизненные принципы. Он внутренне не согласен с тем, что происходит вокруг, что постоянно цепляется за жизнь, в то время как пора оставить надежды на проживание в новом мире по старым законам. Чацкий вслух высказывает все то, о чем больше не может молчать его возмущенное сердце. Это воплощается в знаменитом монологе Чацкого «А судьи кто?». Он поднимает самый важный вопрос - о связи поколений. И говорит о том, что готов брать пример со старшего поколения. Чацкий не хочет разрушать традиции, которые складывались в прежние времена. Но он прекрасно понимает, что в фамусовском обществе нет и никогда не будет ничего нового.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Общество живет по старым правилам, которые неприемлемы для нового времени. Так Чацкий остается совершенно один в этом мире. Другие такие, как Молчалин и Платон Михайлович, понимают его стремления, но они предпочитают оставить все на своих местах, не говоря окружающим поперек ни одного слова. Им обоим можно дать определение, которое Чацкий относит к Молчалину: муж-мальчик, муж-слуга. Но в этот список можно внести еще одну героиню - Софью. Для себя она принимает законы старого общества несмотря на то что они в какой-то мере противоречат ее натуре. Автор нам нигде не показывает, каково ее отношение к происходящим событиям. Поэтому можно было бы сказать, что она остается на стороне Чацкого. Однако Софья не принимает и его жизненную позицию. Возможно, она понимает, что он в какой-то мере прав. И в этом случае девушка не остается равнодушной. Другие не согласны с некоторыми позициями молодого человека, но они оставляют его в покое. Софья же, наоборот, ранит очень больно. Сначала она называет его змеей, а потом пускает слух о его сумасшествии. Возможно, девушка понимает насколько могут быть губительны слова Чацкого для окружающих, поэтому дает такое определение давно знакомому ей человеку, который резко высказывается о бессловесных людях, то есть Молчалине.

Что я Молчалина глупее? Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвия печати?

Бывало песенок где новеньких тетрадь

Увидит, пристает: пожалуйте списать.

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Но старое поколение представлено довольно-таки монолитно. В нем автор не показывает никакого разобщения. Сначала он представляет отдельные личности, такие как Фамусов, Скалозуб, которые своими речами показывают, что не принимают для себя новых веяний времени. Но автор дает нам возможность представить себе все общество, с которым сталкивается Чацкий. Оно представлено на балу в доме Фамусовых. Этот мир весьма разнообразен. Так бал становится своеобразной картиной, на которой поэт-художник постарался показать все оттенки минувшего века. В ней не только представлены образы екатерининских времен (Хлестова), но и современные жители нового общества (Платон Михайлович, Загорецкий). Каждый из них по-разному приспосабливается к нынешнему веку. Но все они непременно сохраняют дух прошлого, который никак нельзя изменить несмотря на то что он может приносить только вред.

Попадая в такое общество, Чацкий понимает, что его косность победить нельзя, что оно очень далеко от его современных взглядов на жизнь. Век минувший не принимает для себя бег времени. Оно для них словно застывает, не позволяет двигаться вперед и осознавать, что все вокруг постоянно трансформируется. Меняются моды, пристрастия, государь, который по-разному формирует вокруг себя общество. Об этом застое очень хорошо пишет И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний»: «Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девчонкой». И получается, что Чацкий лишний в этом мире. Он со своими взглядами и убеждениями никогда внем не уживется. Александр Андреевич не принимает для себя его законов, но и оно не готово к тому, чтобы в нем распространялись такие вольнолюбивые мысли. Поэтому старое поколение, век минувший губит Чацкого. Он понимает, что ему нужно оставить это общество и найти тех, кто станет ему намного ближе не только по своим взглядам, но и словам и действиям. Александр Андреевич называет фамусовский мир огнем, который не щадит никого, кто в него попадает. Ведь в итоге все остаются в его власти.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок!..

И он решает, что нужно уехать. Поэтому отчаянно кричит: «Карету мне, карету!» В этом произведении автор показывает, как далеко от нынешнего века век минувший. Он пытается всеми силами сохранить свою власть и показать, что еще довольно-таки сильны его позиции. Он хочет всех убедить в том, что мир лучше не перекраивать по-новому. Недаром Фамусов называет Чацкого карбонари. В тот период это означало бунтовщик, неблагонадежный человек. И правда, как один единственный человек может противостоять обществу? Но это осуществимо, в этом показана сила Чацкого, то есть век минувший боится его. Заметим, как легко и быстро он признает приезжего сумасшедшим. Значит, автор дает нам понять, что и один в поле воин, тем более когда он так убежден в своей правоте и готов бороться за него несмотря ни на что. Например, Чацкий разочаровывается даже в любви к Софье. Но это не ослабляет, а, наоборот, дает ему новые силы, чтобы он смог в дальнейшем убедить юные сердца в том, что век минул. Поэтому нужно жить по законам нового времени, но при этом обязательно понимать, что в нем может быть полезного и нравственного.

еще нужны сочинения prepodka.com

Характеристики Век нынешний Век минувший
Отношение к богатству, к чинам «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
Отношение к службе «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
Отношение к иностранному «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.»
Отношение к образованию «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
Отношение к крепостному праву «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.»
Отношение к кумовству, протекции «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
Отношение к свободе суждений «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
Отношение к любви Искренность чувства «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених»
Идеалы Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать»
    • Герой Краткая характеристика Павел Афанасьевич Фамусов Фамилия «Фамусов» проис­ходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел под­черкнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мне­ния, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамосус» - знаменитый, известный Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он извест­ный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком […]
    • А. А. Чацкий А. С. Молчалин Характер Прямолинейный, искренний молодой человек. Пылкий темперамент часто мешает герою, лишает непредвзятости суждений. Скрытный, осторожный, услужливый человек. Основная цель – карьера, положение в обществе. Положение в обществе Небогатый московский дворянин. Получает теплый прием в местном обществе благодаря происхождению и старым связям. Провинциальный мещанин по происхождению. Чин коллежского асессора по закону дает ему право на дворянство. В свете […]
    • Само название комедии "Горе от ума" знаменательно. Для просветителей, убеждённых во всемогуществе знаний, ум - синоним счастья. Но силам разума во все эпохи выпадали серьёзные испытания. Новые передовые идеи не всегда принимаются обществом, а носители этих идей часто объявляются сумасшедшими. Не случайно, что к теме ума обращается и Грибоедов. Его комедия - это повествование о передовых идеях и реакции общества на них. Поначалу название пьесы "Горе уму", которое писатель потом заменит на "Горе от ума". Ещё […]
    • Прочитав комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума" и статьи критиков об этой пьесе, я тоже задумалась о том: "Какой же он, Чацкий"? Первое впечатление о герое, что он совершенство: умный, добрый, весёлый, ранимый, страстно влюблённый, верный, чувствительный, знающий ответы на все вопросы. Он за семьсот вёрст мчится в Москву, чтобы встретиться с Софьей после трёхлетней разлуки. Но такое мнение возникло после первого прочтения. Когда же на уроках литературы мы разобрали комедию и прочитали мнение разных критиков о […]
    • Образ Чацкого вызвал многочисленные споры в критике. И. А. Гончаров считал героя Грибоедова «искренним и горячим деятелем», превосходящим Онегина и Печорина. «...Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен», - писал критик. Примерно так же отзывался об этом образе Аполлон Григорьев, считавший Чацкого настоящим борцом, честной, страстной и правдивой натурой. Наконец, подобного мнения придерживался и сам […]
    • При виде богатого дома, радушного хозяина, нарядных гостей невольно любуешься ими. Хочется знать, каковы эти люди, о чем говорят, чем увлекаются, что им близко, что - чуждо. Затем чувствуешь, как первое впечатление сменяется недоумением, потом- презрением как к хозяину дома, одному из московских «тузов» Фамусову, так и к его окружению. Есть другие дворянские семьи, из них вышли герои войны 1812 года, декабристы, великие мастера культуры (а если великие люди вышли из таких домов, какой мы видим в комедии, то не […]
    • Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного названия, к тому же первоначально звучавшего как «Горе уму», восходит к русской пословице, в которой противостояние между умным и […]
    • «Общественной» комедией с социальным столкновением «века минувшего» и «века нынешнего» называют комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». А построена она так, что о прогрессивных идеях преобразования общества, стремлении к духовности, о новой морали говорит только Чацкий. На его примере автор показывает читателям, как сложно привносить в мир новые идеи, которые не понимаются и не принимаются закостеневшим в своих взглядах обществе. Тот, кто начинает это делать, обречен на одиночество. Александр Андреевич […]
    • В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов изобразил дворянскую Москву 10-20-х годов XIX столетия. В обществе того времени преклонялись перед мундиром и чином, отвергали книги, просвещение. О человеке судили не по личным качествам, а по количеству крепостных душ. Все стремились подражать Европе и поклонялись чужой моде, языку и культуре. Для «века минувшего», представленного ярко и полнокровно в произведении, характерна власть женщин, их большое влияние на формирование вкусов и взглядов общества. Московские […]
    • Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» состоит из ряда небольших эпизодов-явлений. Они объединяются в более крупные, такие, например, как описание бала в доме Фамусова. Анализируя этот сценический эпизод, мы рассматриваем его как один из важных этапов разрешения основного драматургического конфликта, который заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Исходя из принципов отношения писателя к театру, стоит отметить, что А. С. Грибоедов представлял его в соответствии с традициями […]
    • Редко, но все же случается в искусстве, что создатель одного «шедевра» становится классиком. Именно так произошло с Александром Сергеевичем Грибоедовым. Его единственная комедия «Горе от ума» стала национальным достоянием России. Фразы из произведения вошли в нашу повседневную жизнь в виде пословиц и поговорок; мы даже не задумываемся, кем они пущены в свет, говорим: «Вот то-то невзначай, за вами примечай» или: «Друг. Нельзя ли для прогулок // Подальше выбрать закоулок?» И таких крылатых выражений в комедии […]
    • ЧАЦКИЙ - герой комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” (1824; в первой редакции написание фамилии - Чадский). Вероятные прототипы образа - ПЯ.Чаадаев (1796-1856) и В.К-Кюхельбекер (1797-1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с другими лицами комедии дают обширный материал для раскрытия темы, заявленной в названии. Александр Андреевич Ч. - один из первых романтических героев русской драматургии, и как романтический герой он, с одной стороны, категорически не приемлет косную среду, […]
    • Само название комедии парадоксально: "Горе от ума". Первоначально комедия носила название "Горе уму", от которого Грибоедов впоследствии отказался. В какой-то степени заглавие пьесы - "перевертыш" русской пословицы: "дуракам счастье". Но разве Чацкого окружают одни дураки? Посмотрите, так ли много глупцов в пьесе? Вот Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича: Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб... ...А? как по-вашему? по-нашему - смышлен. И сам […]
    • Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров сказал замечательные слова о произведении «Горе от ума» - «Без Чацкого не было бы комедии, была бы картина нравов». И, мне кажется, что в этом писатель прав. Именно образ главного героя комедии Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» является определяющим конфликт всего повествования. Такие люди как Чацкий – всегда оказывались непонятыми обществом, они несли в общество прогрессивные идеи и взгляды, но консервативное общество не поняло […]
    • Комедия «Горе от ума» создавалась в начале 20‑х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». В литературе того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег (по мере необходимости) некоторыми законами ее построения. Любое классицистическое произведение (драма) должно было […]
    • Великий Воланд говорил, что рукописи не горят. Доказательством этому является судьба блестящей комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» - одного из самых неоднозначных произведений в истории русской литературы. Комедия с политическим уклоном, продолжающая традиции таких мастеров сатиры, как Крылов и Фонвизин, быстро стала популярной и послужила предвестником грядущего взлета Островского и Горького. Хотя комедия была написана еще в 1825 году, но вышла они лишь спустя восемь лет, пережив своего […]
    • В комедии «Горе от ума» Софья Павловна Фамусова является единственным персонажем, задуманным и исполненным, близким Чацкому. Грибоедов о ней написал: «Девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку...». Грибоедов отказался от фарса и сатиры в изображении характера Софьи. Он представил читателю женский характер большой глубины и силы. Софье «не везло» в критике довольно долго. Даже Пушкин считал неудачей автора образ Фамусовой; «Софья начертана неясно». И только в 1878 году Гончаров в своей статье […]
    • Знаменитая комедия АС.Грибоедова "Горе от ума" создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно-крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к "высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С.Грибоедов. В его комедии "Горе от ума", удачно сочетающей […]
    • Молчалин - характерные черты: стремление к карьере, лицемерие, умение подслужиться, немногословие, бедность лексикона. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Говорит, преимущественно, короткими фразами и подбирает слова в зависимости от того, с кем говорит. В языке нет иностранных слов и выражений. Молчалин выбирает деликатные слова, прибавив постительно "-с". К Фамусову - почтительно, к Хлёстовой - льстиво, вкрадчиво, с Софьей - с особой скромностью, с Лизой - не стесняется в выражениях. Особенно […]
    • В произведении Грибоедва "Горе от ума" эпизод "Бал в доме Фамусова" является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества. Чацкий - свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией […]
  • А. С. Грибоедова «Горе от ума». «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а, была бы, пожалуй, картина нравов». (И. А. Гончаров) Нельзя не согласиться с Гончаровым. Фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. Грибоедов описывает лишь один день в доме Фамусова, однако затрагивает почти все аспекты жизни своих героев. Сначала о Чацком.

    Пьеса писалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни. Свобода личности - это мотив написания комедии Грибоедова. И свобода от устарелых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его, к сожалению, немногочисленные единомышленники стремятся изменить представление персонажей все права защищены 2001-2005 фамусовского общества, или «века минувшего», о вышеперечисленных понятиях.

    Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными. В то же время Чацкий хочет служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое: рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство, подхалимство.

    Теперь о фамусовском обществе. Оно представляет собой массу людей, которые ищут лишь чинов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их мечта, как говорит Фамусов, «забрать все книги бы да сжечь».

    Главным представителем этого общества, как следует из названия, является Павел Афанасьевич Фамусов, который занимает высокий пост. Но службой он практически не занимается, только подписывая бумаги, не вникая в их смысл и даже не читая их: А у меня, что дело, что не дело, Обычай такой: Подписано, так с плеч долой. Фамусов ценит в людях чины и богатство, поэтому ищет для своей дочери соответствующую пару. «Кто беден, тот тебе не пара», внушает он Софье. Таким образом, Грибоедов создает у читателя отрицательное впечатление о представителях «века минувшего» в целом, и о Фамусове в частности.

    Еще один персонаж «века минувшего» – Молчалин. Его совершенно четко характеризует следующая реплика: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный подлеца, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который может, однако, дойти до «степеней известных».

    Существует еще много представителей фамусовского общества в , интересы которых, как мне кажется, во многом схожи с интересами Фамусова и Молчалина: Скалозуб, Хрюмины, Хлестова, Горичи и другие. Репетилов выступает как своеобразная пародия на Чацкого, на его взгляды и идеи. Немаловажную роль играют несценические персонажи, которые показывают, что Чацкий не одинок в своих взглядах.

    Это, например, племянник княгини Тугоуховской, двоюродный брат Скалозуба. Все это окружение мстит Чацкому за правду, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, Софья, отворачиваясь от него, ранит больше всего, распуская сплетни о его сумасшествии. Вот результат: единственный здравомыслящий объявлен безумцем! «Так! Отрезвился я сполна!

    »- восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это - поражение или победа? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, однако Гончаров считает, что роль всех Чацких - «страдательная», но в то же время всегда победительная. Итак, в центре комедии мы видим конфликт между здравомыслящим человеком и консервативным большинством.

    Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Конфликт «века минувшего» и «века нынешнего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». . Литературные сочинения!

    Никогда прежде русский зритель не видал на сцене ничего подобного. Написав комедию “Горе от ума”, Александр Сергеевич Грибоедов стяжал большую литературную славу и всенародную известность. Это произведение явилось новаторским в русской литературе первой четверти XIX века.
    Направленность русской литературы потеряла свою однозначность: для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей “века нынешнего” и “века минувшего”, причем к первым относится фактически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его “оппонент” Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.
    Детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины…
    Тот сватался – успел, а тот дал промах.
    Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
    Женщин, в основном, занимали наряды. Все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель – выйти замуж или выдать дочь за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины “судьи всему, везде, над ними нет судей”. За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что “чиновные и должностные все ей друзья и все родные”. Княгиня же Марья.
    Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает:
    Ах! Боже мой! Что станет говорить
    Княгиня Марья Алексевна!
    Мужчины в основном заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель – “добраться в генералы”. Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что “три награжденья получил, числится по Архивам”, и ему, конечно, хочется “дойти до степеней известных”.
    Московский “туз” Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, прославился лишь тем, что у него часто “гнулась шея” в поклонах. Зато “имел сто человек к услугам”, “весь в орденах”. Вот это и есть идеал фамусовского общества.
    Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они – “петрушки”, “фомки”, “чурбаны”, “ленивые тетери”. С ними один разговор: “В работу вас! На поселенье вас!”. Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:
    Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух “века минувшего”, отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.
    “Охота странствовать напала на него… ” Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем, Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.
    После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.
    И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о “Несторе негодяев знатных”, меняющем слуг на собак, или о том, кто “на крепостной балет согнал… от матерей, отцов отторженных детей” и. разорившись, распродал всех поодиночке.
    Вот те, которые дожили до седин!
    Вот уважать кого должны мы на безлюдье!
    Вот наши строгие ценители и судьи!
    Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые “сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма”. Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.
    Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке:
    Теперь пускай из нас один
    Из молодых людей, найдется враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в душе его сам Бог возбудит жар
    К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
    Они тотчас: разбой! Пожар!
    И прослывет у них мечтателем! Опасным!!!
    К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской – “химика и ботаника”. Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой – одиночка.
    Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его “жалчайшим созданием”, похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают эту новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.
    А. С. Пушкин, прочитав “Горе от ума”, заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имел цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, которое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как же могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.
    В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот – социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!”). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:
    Безумным вы меня прославили все хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.
    Развязка конфликта – отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фамусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле А. С. Грибоедов создал комедию на все времена.


    (No Ratings Yet)



    Ви зараз читаєте: Конфликт “века нынешнего” с “веком минувшим”в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

    Сочинение на тему «Конфликт "века нынешнего" с "веком минувшим"» в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"

    Никогда прежде русский зритель не видал на сцене ничего подобного. Написав комедию "Горе от ума", Александр Сергеевич Грибоедов стяжал большую литературную славу и всенародную известность. Это произведение явилось новаторским в русской литературе первой четверти XIX века. Направленность русской литературы потеряла свою однозначность: для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей "века нынешнего" и "века минувшего", причем к первым относится фактически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его "оппонент" Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.

    Детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины...

    Тот сватался - успел, а тот дал промах.
    Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

    Женщин, в основном, занимали наряды. Все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель - выйти замуж или выдать дочь за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины "судьи всему, везде, над ними нет судей". За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что "чиновные и должностные все ей друзья и все родные". Княгиня же Марья.

    Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает:

    Ах! Боже мой! Что станет говорить
    Княгиня Марья Алексевна!

    Мужчины в основном заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель - "добраться в генералы". Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что "три награжденья получил, числится по Архивам", и ему, конечно, хочется "дойти до степеней известных".

    Московский "туз" Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, прославился лишь тем, что у него часто "гнулась шея" в поклонах. Зато "имел сто человек к услугам", "весь в орденах". Вот это и есть идеал фамусовского общества.

    Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они - "петрушки", "фомки", "чурбаны", "ленивые тетери". С ними один разговор: "В работу вас! На поселенье вас!". Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:

    Ученье - вот чума, ученость - вот причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

    Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух "века минувшего", отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.

    "Охота странствовать напала на него..." Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. "Высокие думы" для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий "славно пишет, переводит". Вместе с тем, Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает "с министрами связь". Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.

    После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, "наблажил", оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На "путешествия" в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.

    И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о "Несторе негодяев знатных", меняющем слуг на собак, или о том, кто "на крепостной балет согнал... от матерей, отцов отторженных детей" и. разорившись, распродал всех поодиночке.

    Вот те, которые дожили до седин!
    Вот уважать кого должны мы на безлюдье!
    Вот наши строгие ценители и судьи!

    Чацкому ненавистны "прошедшего житья подлейшие черты", люди, которые "сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма". Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о "французике из Бордо" он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.

    Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке:

    Теперь пускай из нас один
    Из молодых людей, найдется враг исканий,
    Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
    В науки он вперит ум, алчущий познаний;
    Или в душе его сам Бог возбудит жар
    К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
    Они тотчас: разбой! Пожар!
    И прослывет у них мечтателем! Опасным!!!

    К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской - "химика и ботаника". Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой - одиночка.

    Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: "Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!" Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его "жалчайшим созданием", похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают эту новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.

    А. С. Пушкин, прочитав "Горе от ума", заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имел цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, которое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как же могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.

    В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот - социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев ("А судьи кто?", "Вот то-то, все вы гордецы!"). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:

    Безумным вы меня прославили все хором.
    Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
    Кто с вами день пробыть успеет,
    Подышит воздухом одним,
    И в нем рассудок уцелеет.

    Развязка конфликта - отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фамусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле А. С. Грибоедов создал комедию на все времена.



    Вверх