«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль — функцию общения? Это синтаксис», — утверждал известный лингвист А.А. Реформатский. Раскрыть смысл высказывания лингвиста Реформатского: “Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – ф

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2)Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.

– (3)Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? – возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4)Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. – (5)Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.

(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7)Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8)Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9)Она явно ждала чего-то иного. (10)И дождалась. (11)Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг.

(12)Зиночка пожалела Лёшу.

– (13)Пускай этот тип прибьёт, – чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, – он выше ростом.

(14)Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15)Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.

(16)Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17)Но жест не помог: горькое чувство не проходило.

(18)И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19)Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20)В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.

(21)Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.

– (22)Тебя Лёшей зовут? – спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.

(23)Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.

– (24)Запомнила, – осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.

– (25)Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.

– (26)А ты Женя Каретникова, из Краснодара, – ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.

– (27)Запомнил, – сказала Женя.

(28)Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.

– (29)А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? – спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. – (30)Что ты там увидел?

(31)Лёша встал с Женей рядом.

(32)Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты –овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33)Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.

– (34)А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? – спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.

– (35)Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».

(36)Лёша засмеялся.

– (37)Эти слова надо высечь в мраморе, – сказал он.

– (38)Ты можешь... за мой стол... (39)Я тоже одна сижу, – предложила Женя.

(По М. Львовскому) *

* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.

Пояснение.

1. Известный лингвист А. А. Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис». Чтобы понять смысл этого высказывания, нужно выяснить значение слова «синтаксис». Синтаксис - это раздел грамматики - наука о соединении слов и строении предложений. Автор высказывания убежден, что связь между предметами и явлениями в нашем сознании выражается в том числе и через синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений.

Обратимся к тексту М. Г. Львовского.

Проанализируем грамматический строй предложения 1 (Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено распространённым обособленным приложением «очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком». Это позволяет автору составить ёмкое высказывание.

Предложение №38 (Ты можешь... за мой стол...), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся разговору ребят: их жизнь теперь изменится. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Реформатский был прав в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.

2. Герой текста М. Г. Львовского Лёша не ожидал, что Женя может заговорить с ним. Он обратил на неё внимание, она ему даже понравилась, но от неожиданного вопроса он смутился и нужно было срочно решать, как поступать дальше. Вот почему автор сравнивает ситуацию со звучанием оркестра: «Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку».

Отношения Лёши с одноклассниками не простые, он не стал для них «своим», поэтому и чувствует себя неуверенно. Лёша настолько не уверен в себе, что смущается от внимания Жени. Для него трудно строить отношения, он сомневается, будет ли интересен собеседнице.

В толпе чужих людей Лёша нашёл свою «заветную» девочку. Незаметно, на подсознательном уровне зарождается большое чувство, имя которому Любовь.

Не каждому в жизни случается испытать настоящую любовь. А если тебе даровано это чувство, радуйся, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных испытаний на земле.

3. Что такое любовь? Какое значение мы вкладываем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли вообще? Эти вечные вопросы не дают покоя многим поколениям.

Любовь - большое, светлое чувство, свойственное на Земле только человеку, это чувство глубокой симпатии и самоотверженное желание сделать счастливым любимого человека.

Герой текста М. Г. Львовского Лёша нашёл свою «заветную» девочку: что-то их подтолкнуло друг к другу, зачем-то они друг друга увидели. Незаметно, на подсознательном уровне зарождается большое чувство, имя которому Любовь.

Любовь, чтобы быть прочной, должна опираться на такие чувства, как доверие и уважение. Трудно любить того, кого не уважаешь и кому не веришь.

Примером настоящего чувства может служить любовь Ромео и Джульетты. Герои Шекспира готовы на всё, лишь бы быть вместе, потому что друг без друга для них перестаёт существовать мир, потому что друг без друга жизнь бессмысленна. И даже когда нужно выпить смертельно опасный яд, они не задумываются, потому что верят друг другу.

Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.

Язык - это самое древнее и главное свойство человека, как биологического вида, отличающее его от других живых существ. В лингвистике, науке о языке, используют следующее определение: язык - это знаковая система, созданная естественно или искусственно, с помощью которой осуществляется общение людей и оформление их мыслительной деятельности.

Происхождение языка

Образование и становление языка наряду с трудовой деятельностью сыграло ключевую роль в развитии человека как существа разумного. Одной из самых важных проблем в вопросе происхождения языка является его способность отражать действительность. Слова, как знаки языка, не имеют сходства с предметом, который они обозначают. Тем не менее в сознании человека возникает отчетливый образ предмета, когда он слышит или видит слово, его обозначающее.

Чтобы понять, каким образом появился язык, звуковой комплекс которого сам по себе ничего не отражает, ученые разрабатывают различные Звукоподражательная теория рассматривает происхождение первых слов как воспроизведение звуков и шумов природы. Однако, она не может объяснить наличие различных звуковых оболочек у одного и того же явления в разных языках. Согласно междометной теории, в основе первоначального слова лежит эмоциональный возглас или выкрик, обозначающий состояние человека. Эта теория, в свою очередь, не объясняет всего многообразия языка, которое не могло произойти только от междометий.

Одни ученые предполагают, что первыми словами были существительные, человек изначально стремился отразить предметы и явления действительности. Другие считают, что первичны глагольные формы, человек прежде всего производил действие и уже на его основе выстраивал картину мира.

Таким образом, каждая теория происхождения языка зависит от функции, которая на него возлагается.

Функции языка

Сущность языка, его основные характеристики проявляются в его функциях. Среди большого количества функций языка выделяют наиболее значимые.

  • Коммуникативная функция. Согласно определению, язык - это основное средство общения людей.
  • Мыслительная или когнитивная функция. Язык служит основным средством формирования и выражения мыслительной деятельности.
  • Познавательная функция. Язык позволяет создавать новые слова и понятия, а также выступает средством хранения и передачи информации.
  • Другие функции (фатическая, эмотивная, апеллятивная, эстетическая и пр.).

Язык и речь

Термин язык нельзя отождествлять с понятием речь. В первую очередь, язык является средством общения, а речь - его воплощением. Главная характеристика языка - его абстрактность и формальность, в то время как для речи характерна материальность, т.к. она состоит из артикулируемых звуков, которые воспринимаются слухом.

В отличие от стабильного и статичного языка, речь - явление активное и динамическое. Стоит отметить, что язык является общественным достоянием и отражает в себе картину мира народа, говорящего на нем, а речь, в свою очередь, сугубо индивидуальна и отражает опыт конкретного человека. Язык, как сложная знаковая система, имеет уровневую организацию, а для речи характерна организация линейная. И наконец, язык не зависит от конкретной ситуации и обстановки, речь же обусловлена контекстно и ситуативно. Таким образом, можно сказать, что язык относится к речи, как общее к частному.

Единицы и уровни языка

Основными являются фонема, морфема, слово и предложение. В соответствии с каждой единицей формируется отдельный уровень языка. Так низшим уровнем является фонетический, который состоит из простейших языковых единиц - фонем. Фонема сама по себе не имеет значение и обретает смыслоразличительную функцию только в составе морфемы. Морфема (морфемный уровень), в свою очередь, является кратчайшей значимой единицей языка. Различают словообразовательные (образуют слова) и грамматические (образуют формы слова) морфемы.

Слово (лексико-семантический уровень) представляет собой основную значимую единицу языка, которая может обладать синтаксической независимостью. Оно служит для обозначения предметов, явлений, процессов и свойств. Слова подразделяются на определенные группы: система частей речи (на основе грамматических признаков), система синонимов и антонимов (на основе смысловых отношений), группы архаизмов, историзмов и неологизмов (в исторической перспективе) и т.д.

Предложение (синтаксический уровень) представляет собой сочетание слов, выражающее определенную мысль. Для предложения характерны смысловая и интонационная законченность и структурность. Выделяют простые и сложные предложения. Нужно отметить, что единица каждого уровня языка является элементом построения единицы следующего уровня.

Языки мира

По разным подсчетам в мире существует около 7000 языков. Все они разделяются на следующие группы:

  • распространенные и нераспространенные;
  • письменные и бесписьменные;
  • «живые» и «мертвые»;
  • искусственные и естественные.

По признаку языкового родства создана генетическая согласно ей, имеется еще одно определение языка. Это прежде всего отношение к определенному языку-предку. Как правило, выделяют индоевропейскую, сино-тибетскую и урало-алтайскую семьи языков. В основе всех языков одной семьи лежит один праязык.

Русский язык

Русский язык является одним из входит в индоевропейскую языковую семью и является языком мирового значения. Русский язык - это национальный язык русского народа. В русском языке используется письменность, в основе которой лежит русский алфавит, восходящий к кириллице. При этом в русском языке буквами обозначаются не все, а только основные звуки речи. Так количество букв в алфавите составляет 33, а звуковая система содержит 43 звука, из которых 6 гласных и 37 согласных. Классификация звуков русского языка производится на основе артикуляционных свойств В этом случае звуки различают по способу их произношения и по участкам речевого аппарата, задействованным при их произношении.

Также существует классификация звуков русского языка по акустическим признакам. При этом учитывается участие голоса и шума в образовании звука. Русский язык - один из сложнейших для изучения языков мира.

Таким образом, можно дать следующее определение: "Язык - это сложное многозначное понятие, в котором он рассматривается прежде всего как многоуровневая знаковая система, находящаяся в органическом единстве с мышлением человека".

Термин “синтаксис” используется в качестве названия раздела науки о языке, предназначенного для изучения построения предложений и словосочетаний. Их применяют люди с целью общения между собой. Если дело касается процесса общения, то синтаксису отводится в нем очень важная роль, так как посредством правильно построенной речи собеседники способны понять мысли друг друга. В противном случае, любая точка зрения может пониматься превратно. Необходимо придерживаться соблюдения синтаксических норм, правильности связывания слов, употребления подходящих знаков препинания.

В качестве примера воспользуемся текстом Л. Пантелеева. Прежде всего, ознакомившись с предложениями 19-22, читатель видит, каким образом ведется диалог двумя главными героями. Их репликам свойственна краткость и динамичность, применяемые в устной речи. Предложения 41 и 43 содержат обращение “товарищ сержант” или “товарищ майор”, способствующие определению обозначений воинских званий лиц, в адрес которых обращена речь. Притом, что мальчик не выступает в роли настоящего караульного, командир

к нему обращается, как к часовому, одновременно, выражая уважение верности его данному слову.

Во время ведения первой беседы рассказчика с мальчиком читатель сталкивается с многообразием знаков препинания и наличием синтаксических конструкций. Рассказ парня об игре содержит всяческие виды предложений, прямую речь, вводные конструкции и междометия. Всем данным приемам свойственно словам мальчика придавать живости, способствующей различению разговорных интонаций.

Нам встречаются в тексте нераспространенные предложения, содержащие местоимение “я”, которое используется, как подлежащее и сказуемое, выраженное в форме существительного в именительном падеже. Такие предложения обычно не нуждаются в тире, хотя в случае произношения предложения с особым ударением, тире всегда уместно. Именно с таким построением мы сталкиваемся во время ознакомления с предложениями 8, 39, 40. Благодаря такой схеме читатель может представить себе, что ощущает мальчик, понять, насколько важно для парня не нарушить слово, которое он дал.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сложное предложение считается отражением отношений, усматриваемых автором между двумя ситуациями, либо же несколькими эпизодами. Таково мнение, относительно цели применения сложного по структуре предложения, было высказано...
  2. Знакам препинания отведена роль музыки языка: с их помощью мы произносим фразы с необходимой интонацией и делаем паузы в правильном месте. Однако это еще не...
  3. Высказывание Р. А. Будагова показалось мне интересным. Он утверждал: “Синтаксис всегда находится на службе человека, его мыслей и чувств” Профессор имел в виду, что на...
  4. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: “Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак...

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами

А. А. Реформатского.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Текст из варианта № 1108. Государственная (итоговая) аттестация по РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 2010 год

(1)Жил в нашей деревне Вася. (2)Жил он тихо-мирно, зла никому не причинял, но редко кто заходил к нему.

(3)Здесь, возле его одинокого домишки, я в первый раз в жизни услышал музыку – скрипку...

(4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться. (6)Мне казалось, что и не музыка это, а ключ течёт из-под горы. (7)Кто-то, казалось, припал к воде губами, пьёт, пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри. (8)Но скрипка сама потушила этот жар.

(9)На полуслове смолкла скрипка, смолкла, не выкрикнув, а выдохнув боль. (10)Только сердце моё, занявшееся от горя и восторга, как встрепенулось, как подпрыгнуло, так и бьётся у горла, раненное на всю жизнь музыкой.

(11)О чём же это рассказывала мне музыка? (12)На что она

жаловалась? (13)На кого гневалась? (14)Почему так тревожно и горько мне? (15)Почему жалко самого себя?

(16)Долго сидел я, слизывая крупные слёзы, катившиеся на губы. (17)Не было сил подняться и уйти. (18)Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19)Я осторожно подошёл поближе, заглянул в окно. (20)Чуть мерцая, топилась в избушке прогоревшая железная печка. (21)Колеблющимся светом она обозначала столик у стены, топчан в углу. (22)На топчане полулежал Вася, прикрыв глаза левой рукой. (23)На груди его покоилась скрипка, длинная палочка-смычок была зажата в правой руке.

(24)Я тихонько приоткрыл дверь, шагнул в караулку и сел на порог, не отрываясь глядя на руку, в которой зажата была гладкая палочка.

– (25)Сыграйте, дяденька, ещё.

– (26)Что тебе, мальчик, сыграть?

– (27)Что хотите, дяденька.

(28)Вася сел на топчане, повертел деревянные штырёчки скрипки, потрогал смычком струны. (29)Потом он вскинул к плечу скрипку и заиграл.

(30)Прошло немалое время, пока я узнал музыку. (31)Та же самая была она, и в то же время совсем другая. (32)Мягче, добрее.

(33)Я так заслушался, что вздрогнул, когда Вася заговорил.

– (34)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. – (35)Вася думал вслух, не переставая играть. – (36)Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, – он ещё не сирота. (37)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине... (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на

границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. (46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но всё равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Скрипки не слышно.

(50)Тишь. (51)Темень. (52)Грусть.

– (53)Спасибо вам, дяденька, – прошептал я. (54)Вася шевельнулся в углу, рассмеялся смущённо и спросил:

– (55)За что?

– (56)Я не знаю, за что...

(57)И выскочил из избушки. (58)Растроганными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий за ним лес. (59)Мне ничего сейчас не страшно! (60)В эти минуты не было вокруг меня зла. (61)Мир был добр и одинок – ничего, ничего дурного в нём не умещалось.

(По В. Астафьеву) *

* Астафьев Виктор Петрович (1924–2001) – русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушёл на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.

Работаем с черновиком, используя схему:

План работы
I. Вступление II. Основная часть. III. Заключение Главные понятие в высказывании: язык, функция общения, синтаксис. Вспоминаем: Важнейшим средством человеческого общения является язык. Он выступает орудием общения, осуществляя коммуникативную функцию. Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Осуществить общение можно при помощи слов, которые строятся в словосочетания, предложения, предложения при письменном общении объединяются в текст. Словосочетание, предложения и текст – объекты изучения синтаксиса. Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания. II. Аргументы. 1. Перед нами самая крупная единица синтаксиса –текст. Это текст, потому что все предложения в нём объединены по смыслу и грамматически. Тема текста – воздействие музыки на человека. Ей подчинён синтаксис. 2. Функция общения наиболее ярко показана в диалоге (предложения 25-27, 34-42, это монолог Васи, 52-56). 3. Интересно оформлен с точки зрения синтаксиса монолог Васи. Это своеобразные мысли вслух, они показывают нам умного, вдумчивого человека. Обратимся к предложению № 37. Это сложное предложение с бессоюзным и сочинительным подчинением выражает глубокую мысль о непреходящей любви к родине. III. Итак, мы убедились в справедливости высказывания А. А. Реформатского о том, что главную функцию языка, функцию общения, позволяет выполнять синтаксис. Культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно законам русского языка.

Сочинение

В высказывании А. А. Реформатского указывается на основную функцию языка. Язык служит средством общения между людьми. С помощью языка мы передаём друг другу свои мысли, чувства, переживания. Позволяет выполнить эту главную функцию синтаксис, то есть раздел языка, изучающий словосочетание, предложение и текст.

Мне кажется, в справедливости утверждения

А. А. Реформатского легко убедиться, анализируя любой текст, в том числе и текст В. П. Астафьева.

Перед нами действительно текст, так как все предложения в нём связаны по смыслу и грамматически. Всё в этом рассказе подчинено теме огромного воздействия музыки на человека.

Функция общения наиболее ярко показана в диалоге (предложения 25-27, 52-56).

Интересно оформлен с точки зрения синтаксиса монолог Васи (предложения 34-42). Это своеобразные мысли вслух, они показывают нам умного, вдумчивого человека. Обратимся к предложению № 37. Это сложное предложение с бессоюзным и сочинительным подчинением выражает глубокую мысль о непреходящей любви к родине.

Итак, мы убедились в справедливости высказывания А. А. Реформатского о том, что главную функцию языка, функцию общения, позволяет выполнять синтаксис. Культура человеческого общения предполагает знание синтаксиса как универсального инструмента, организующего нашу речь согласно законам русского языка.

Сочинение № 2

C2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания авторов книги «Знаки препинания» Г. Г. Гранник, С. М. Бондаренко: «Знаки препинания не есть что-то внешнее, постороннее к живой ткани языка: они сами как бы «вырастают» из языка, из необходимости как можно более полно и точно выразить в письменной речи передаваемый ими смысл».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Г. Гранник,

С. М. Бондаренко.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст из варианта № 1110. Государственная (итоговая) аттестация

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Коммуникативная функция языка состоит в передаче людьми друг другу в процессе общения своих мыслей, воле­изъявлений, чувств. Давайте задумаемся, что в действи­тельности обеспечивает выполнение этой функции? Мини­мальная единица текста, содержащая законченную мысль, называется предложением. Его изучает синтаксис. Это зна­чит, что общение невозможно без этой единицы синтаксиса.

Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина.

Односоставные безличные предложения могут выражать различные чувства, состояния, испытываемые участниками общения, как, например, снисхождение и прощение (предл. 61), которое познает рассказчик. А определенно-личные предложения не только помогают избежать словесного по­вторения, например, местоимения «мы» или словосочетания «мы с тобой» (предл. 49, 50), но и создают интонацию дове­рительности, концентрируют внимание читателя или слу­шателя на действии, переданном глаголом.

Именно это свойство синтаксиса подметйл известный лингвист А.А. Реформатский, считавший, что «в языке... главную роль - функцию общения» выполняет синтаксис.

Вариант 2

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис», - считал из­вестный лингвист А.А. Реформатский.

В самом деле, такая синтаксическая структура, как предложение, главной чертой которого является его способ­ность формировать и выражать мысль, служит средством общения людей, позволяет различать смысловые оттенки.

Например, в бессоюзном сложном предложении 2 пояс­нительные отношения между его частями помогают читате­лю понять, каким именно было главное развлечение школь­ников во время уборки урожая картошки. Конечно, получить удар тяжелым шариком, слепленным из глины, неприятно, и понять, почему выступили слезы на глазах рассказчика, легко: противительные отношения между про­стыми предложениями в составе сложносочиненного пред­ложения 6 дают представления об этом: мальчику просто стало очень обидно.

Таким образом, синтаксис, помогая передать информа­цию полно, связно, понятно, выполняет функцию, указан­ную лингвистом Реформатским.

Вариант 3

Человеческий язык обладает рядом функций, основная из которых - функция общения.

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис», - утверждал известный лингвист А.А. Реформатский.

В самом деле, с помощью такой синтаксической структу­ры, как предложение, мы можем формулировать и выражать мысли, общаться с окружающими людьми.

Докажем это примерами из текста В. Солоухина.

Так, разные виды предложений играют разные роли в передаче информации. Например, употребление односостав­ных безличных предложений в составе сложного предложе­ния 47 позволяет представить состояние рассказчика, кото­рому уже не хочется мстить своему другу.

Что же повлияло на его решение простить обиду? Вторая часть бессоюзного сложного предложения 60 помогает по­нять эту причину, позволяет «услышать» рассуждения мальчика.

Приведенные аргументы доказывают абсолютную право­ту утверждения А.А. Реформатского.

Текст для работы

(1)0днажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик - кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убе­гает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слезы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, под­крался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз непо­вадно было.

(Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда все забудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (ІЗ)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»

(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подо­шел к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

- (17)Да уж... (18)Я знаю, ты драться начнешь. (19)Отплачивать.

- (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжем теп­линку.

(22)Между тем положение мое осложнилось. (23)Одно де­ло - нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело - весь этот раз­говор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспом­нить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так все точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.

(29)На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди ме­ня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы еще больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

- (32)Смотри, смотри! - закричал Витька, показывая на круглую норку. - (ЗЗ)Шмель оттуда вылетел, я сам ви­дел. (34)Давай раскопаем? (Зб)Может, там меду полно.

(36) «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!»

(37) На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, потому что у него глазищи по чайному блюдечку.

- (39)Айда за солью! - предложил Витька. - (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(42) А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский за­мысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищу­чу в лесу!»

(43) Мы принесли соль и два куриных яйца.

- (44)Теперь давай ямку копать.

(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засы­пали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем до­мой, и тут я буду должен... (47)Что бы еще такое придумать, так не хочется идти домой...

- (48)Бежим на речку, - говорю я Витьке. - (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьем холодненькой.

(51)Ну вот, мы и попили, и увдылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идет вперед. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто - ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что- нибудь интересное придумает.

(61)Ладно! (62)Если он еще раз стукнет меня между ло­паток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь - ладно.

(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

(По В. Солоухину)



Вверх