Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы. Урок по биологии на тему"виды корней, типы корневых систем" Синквейн на тему корневое давление по биологии

Цель урока: сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений; развивать практические навыки по их определению и распознаванию.

Оборудование: таблицы "Строение стержневой и мочковатой корневой системы", гербарный материал, раздаточный материал.

Метод: развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом.

Ход урока

I . Стадия вызова.
Тема сегодняшнего урока «Виды корней и типы корневых систем».
Повторение пройденного материала. (по группам см. приложение и )
1. Строение семени фасоли и пшеницы.
Задание по рисункам и тексту №1 :
- определить количество семядолей в семени;
- определить место содержания запаса питательных веществ;
- из чего развивается главный корень.
2. Игра «третий лишний»:
- ТОМАТ, ПШЕНИЦА , КАРТОФЕЛЬ; (КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫХ)
- СЕМЕНА, ПЛОДЫ, КОРЕНЬ . (ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН)
3. Верны ли утверждения:
1. В состав семени входят только органические вещества.
2. Для прорастания семени необходимы вода и воздух.
3. При прорастании семени сначала появляется корешок, который быстро укрепляется в почве.
Подведение итогов: заполнить первый столбец таблицы - что мы знаем о корне?

II . Стадия осмысления
Изучение нового материала.
Прочтите стихотворения и ответьте на вопросы:

1 группа:
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала
«Ведь это дереву вредит...».
Как же навредила свинья дереву? Будет ли дуб расти и развиваться?

2 группа:
Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается;
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как не тонок, не приметен
Под землею корешок,
Но не может жить на свете без него любой цветок!
Почему не может жить растение без корня?

Заполнить второй столбец таблицы - что мы хотим узнать о корне?

1 задание по тексту №2: определить значение корня, сделать запись в таблицу. (См. приложение 3)
- значение корня : удерживает растения в почве; всасывает воду и минеральные вещества; откладываются питательные вещества (видоизменение корней) .
Вопрос: Почему рекомендуется сажать деревья вдоль оврагов, склонов, рек, что особенно важно для нашего села? (Корень способен связывать частицы почвы, тем самым закрепляет овраги, склоны, берега рек. Клетки корня отмирая, улучшают структуру почвы.)
Вопрос: Легко ли удержать в руках раскрытый зонтик, когда дует сильный ветер? (Зонт или вырывается из рук или сломается). Какая же сила нужна, чтобы огромный дуб, береза и другие деревья могли удержаться не только против ветра, но и против бури, урагана? Этой силой обладают корни. Словно на стальных канатах, держатся на своих корнях растения. Корни очень крепкие.

2 задание по тексту №3: определить виды корней (запись в таблицу).
Вопрос: для чего окучивают картофель? (Цель окучивания - увеличить объем рыхлой почвы вокруг растений. За счет улучшения физических свойств почвы в ней легче развивается корневая система, интенсивнее протекают микробиологические процессы и накопление питательных веществ. Чем большая часть стебля оказывается в почве, тем больше столонов образует картофельное растение, а как следствие - больше количество клубней в гнезде. Кроме того, окучивание снижает развитие сорняков, предупреждает развитие болезней и вредителей картофеля).

3 задание по тексту №4: определить типы корневых систем (запись в таблицу).
4 задание по тексту №4: заполнить таблицу:

Закрепление изученного материала.
Определение классов растений. (Работа по гербарию)

Тестирование. (Уровень А и В)
Уровень А
1. Какую корневую систему имеет фасоль?
А) мочковатую Б) стержневую
2. Какую функцию не выполняет корень?
А) Удерживает растение в почве Б) Осуществляет дыхание растения
3. Из чего развивается главный корень?
А) Из зародышевого корешка Б) От стебля растения
4. Корневая система однодольных растений...
А) мочковатая Б) стержневая
5. Количество семядолей в семени двудольных растений?
А) одно Б) два
Уровень В
Соотнесите:

Основные понятия Определения

1. Корень -

А. корень уходящий в почву глубже всех

2. Корневая система -

Б. корневая система состоящая из придаточных и боковых корней

3. Главный корень -

В. корневая система состоящая из главного и боковых корней

4. Боковые корни -

Г. корни отходящие по бокам от стебля

5. Придаточные корни -

Д. корни отходящие по бокам от главного и придаточного

6. Стержневая корневая система -

Е. система всех корней

7. Мочковатая корневая система -

Ж. подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растения в почве.

III . Стадия размышления и рефлексии:
Анализ записей (обсуждение что узнали нового).

Составьте синквейн.
Аргументированная оценка ответов и выступлений учащихся: правильность, самостоятельность, оригинальность.
Домашнее задание: по учебнику п. 19, вспомните, составьте схему состав почвы.

Правила написания синквейна:
1 строчка – одно слово (название стихотворения, тема, обычно существительное).
2 строчка – два слова (описание темы, прилагательные или причастия).
3 строчка – три слова (действие темы, глаголы).
4 строчка – четыре слова – предложение (фраза, которая показывает отношение автора к теме, заявленной в первой строчке).
5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот).

Корень (корневая система)
стержневая - мочковатая
удерживает – всасывает – накапливает
корень подземный вегетативный орган
основа

Урок биологии по теме

"Корень"

Федотова Наталья Николаевна,

учитель биологии высшей категории

г. Ижевск, МКС(К)ОУ С(К)ОШ VI вида №101

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

    Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами.

    Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений.

    Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем.

    Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ.

    Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла.

    Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование: гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”, фотографии и рисунки растений со стержневой и мочковатой корневой системой, презентация «Разнообразие корней»

Ход урока

Изучение нового материала.

Учитель читает отрывок из стихотворение В.Жака.


Много незабудок голубых.

Снова в землю посадили их…

Спрогнозируйте дальнейшие события, что произойдет с этими растениями?

Ученики высказывают различные мнения:

Растения погибнут, они не смогут жить без воды и пищи;

У растений отрастут новые корни; и т.д.

Учитель:

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос нам нужно сформулировать тему урока и вопросы, на которые мы должны ответить во время урока.

На доске появляется картинка корня и учитель фиксирует те вопросы, формулируемые учениками, которые необходимо разобрать на уроке для полного изучения темы.

Функции корня

Отличия от других органов растения


Для чего нужен корень?


Какие бывают корни?

Размеры корня

Строение корня


Для формирования знаний о функциях коня проводится учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника(параграф 15, стр. 56) «Роль корня в жизни растения» и делают записи в тетради. После самостоятельной работы учащиеся обсуждение значение корня для растения.

Парная работа с учебником стр.51, рис 32 «Виды корней». После чего учащиеся самостоятельно формулируют определения:

Главный корень;

Боковой корень

Придаточный корень.

И из каких органов эти корни развиваются.

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева (рассказ сопровождается показом презентации).

Длина корней и ширина корней:

    Капуста – 1,5 м. 1,2 м.

    Пшеница – 2 м. 1,2 м.

    Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м.

    Осот – 6 м. 4 м.

    Люцерна – 12 м. 1,5 м.

    Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м.

    Кактус – до 15 м.

Лабораторная работа: “Строение корневых систем”

Выполняется на выданных карточках, из-за экономии времени.

Цель : изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные материалы растений со стержневой и мочковатой корневой системой, фотографии и рисунки растений.

Ход работы:

    Рассмотрите корневые системы, предложенных вам растений. Чем они различаются?

    Отберите растения со стержневой корневой системой

    Отберите растения с мочковатой корневой системой.

    Заполните таблицу:

Название корневой системы

Вывод _______________________________________________________________

Лабораторную работы выполнили: ___________________________________

Собери таблицу : учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия

Для подведения итогов урока учитель обращает внимание учащихся на доску, где сформулированы вопросы о корне.

Как вы считаете, что же произошло все таки с растениями в том стихотворении, отрывок из которого я прочитала вам в начале урока?

Учитель читает стихотворение В. Жака полностью:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок, но не может жить на свете

Урок биологии по теме

"Корень"

учитель биологии высшей категории

г. Ижевск, МКС(К)ОУ С(К)ОШ VI вида № 000

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.

Задачи урока:

    Сформировать у учащихся знания о видах корней и типах корневых систем. Продолжить работу с биологическими терминами. Изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Выработать умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Продолжить формировать умения делать выводы на основании результатов лабораторных работ . Формировать у детей умение пользовать знаниями, полученные на других уроках, связывать во-единое целое предметы естественного и гуманитарного цикла. Воспитывать художественный вкус, дисциплинированность, ответственность.

Оборудование: гербарии с различными типами корневых систем, таблица “Строение стержневой и мочковатой систем”, фотографии и рисунки растений со стержневой и мочковатой корневой системой, презентация «Разнообразие корней»

Ход урока

Изучение нового материала.

Учитель читает отрывок из стихотворение В. Жака.


Много незабудок голубых.

Снова в землю посадили их…

Спрогнозируйте дальнейшие события, что произойдет с этими растениями?

Ученики высказывают различные мнения:

Растения погибнут, они не смогут жить без воды и пищи;

У растений отрастут новые корни; и т. д.

Для того, что бы правильно ответить на этот вопрос нам нужно сформулировать тему урока и вопросы, на которые мы должны ответить во время урока.


На доске появляется картинка корня и учитель фиксирует те вопросы, формулируемые учениками, которые необходимо разобрать на уроке для полного изучения темы.

Строение корня

Размеры корня

Для формирования знаний о функциях коня проводится учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебника(параграф 15, стр. 56) «Роль корня в жизни растения» и делают записи в тетради. После самостоятельной работы учащиеся обсуждение значение корня для растения.

Парная работа с учебником стр.51, рис 32 «Виды корней». После чего учащиеся самостоятельно формулируют определения:

Главный корень;

Боковой корень

Придаточный корень.

И из каких органов эти корни развиваются.

Учителем приводятся сведения: у одного куста ржи, выращенной в теплице, общая длина всех корней составила 623 км. Географы определили, что это расстояние от Москвы до Санкт – Петербурга. Рассказывает о корнях баньяна, мангрового дерева (рассказ сопровождается показом презентации).

Длина корней и ширина корней:

    Капуста – 1,5 м. 1,2 м. Пшеница – 2 м. 1,2 м. Кукуруза – 2,5 – 4 м. до 2 м. Осот – 6 м. 4 м. Люцерна – 12 м. 1,5 м. Яблоня – 2 – 6 м. до 15 м. Кактус – до 15 м.

Лабораторная работа: “Строение корневых систем”

Выполняется на выданных карточках, из-за экономии времени.

Цель : изучить типы корневых систем, познакомиться с их строением.

Оборудование: гербарные материалы растений со стержневой и мочковатой корневой системой, фотографии и рисунки растений.

Ход работы:

1. Рассмотрите корневые системы, предложенных вам растений. Чем они различаются?

2. Отберите растения со стержневой корневой системой

3. Отберите растения с мочковатой корневой системой.

4. Заполните таблицу:

Название корневой системы

Особенности строения корня

Названия растений

Вывод _______________________________________________________________

Лабораторную работы выполнили: ___________________________________

Собери таблицу : учащимся на парту дается разрезанная таблица, её нужно собрать (парная робота).

Основные понятия

Определение понятий

Подземные органы растений, всасывающие воду и минеральные соли, удерживающие растение в почве

Корневая система

Система всех корней растений

Главный корень

Корень, уходящий в почву глубже всех

Боковые корни

Корни, отходящие по бокам от главного и придаточных корней

Придаточные корни

Корни, отходящие по бокам от стебля

Стержневая корневая система

Система, состоящая из главного и боковых корней

Мочковата корневая система

Система, состоящая из придаточных и боковых корней

Для подведения итогов урока учитель обращает внимание учащихся на доску, где сформулированы вопросы о корне.

Как вы считаете, что же произошло все таки с растениями в том стихотворении, отрывок из которого я прочитала вам в начале урока?

Учитель читает стихотворение В. Жака полностью:

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок, но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Остались ли у вас вопросы о корне после сегодняшнего урока? Вопросы о внутреннем строении корня мы рассмотрим на следующем уроке.

Составьте синквейн с понятием «корень» (индивидуальная работа)

синквейн

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - одно слово - резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Учащиеся зачитывают получившиеся синквейны.

Домашнее задание : параграф 13, 15.

Открытый урок проведен в 6 классе по учебнику, «Биология» с применением ФГОС.

Синквейны

1Организм

Организм

Сложный,организованный

Работает,обеспечивает,сохраняет

Совокупность органов как единая работоспособная система

Тело
2ЖИЗНЬ

Живая,протекаюшая

Размножаться,развиваться,существовать

Способ бытия сущностей

Наследственная болезнь со смертельным исходом,передаваемая половым путём
3цитология

изучающая, клеточное

исследует, устанавливает, диагностирует

раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти

клеточная биология
4Анатомия

древнейшая, научная

расматривает, изучает, исследует

наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом

группа научных отраслей

5 Синквейн на тему биология
Биология

Актуальная, интересная

Развивается, учит, описывает

Изучает все аспекты жизни

6 Синквейн на тему головной мозг
Мозг

Главный, чувствительный

Контролирует, расщепляет, организовывает

Самый мало изученный орган

7 Синквейн на тему клетка
Клетка

Структурная, функциональная

Дышит, питается, воспроизводит

Основной элемент живой материи

8 Синквейн на тему растения
Растения

Живые, зеленые

Растут, обеспечивают, украшают

Есть легкие нашей планеты

Автотрофы

9 Синквейн на тему генетика
Генетика

Интересная, прогрессивная

Развивается, открывает, выявляет

Изучает наследственность и изменчивость

10 Синквейн на тему белки
Белки

Структурные, ценнейшие

Защищают, строят, переносят

Обеспечивают саморегуляцию процессов организма

Кирпичики

11 Синквейн на тему живые организмы
Организмы

Растут, развиваются, самовоспроизводятся

Системы, построенные из биополимеров

12 Синквейн на тему кожа
Кожа

Эластичная, обновляющаяся

Дышит, выводит, покрывает

Важнейший орган защиты организма

Оболочка

13 Синквейн на тему экология
Экология

Разносторонняя, развитая

Разрабатывает, охраняет, формулирует

Находит способы рационального использования природных ресурсов

14 Синквейн на тему корень растения
Корень

Стержневой, мочковой

Всасывает, проводит, удерживает

Важнейший орган, обеспечивающий жизнь растения

Орган
15.ЖИВАЯ МАТЕРИЯ-

потаённая, непознанная.

Рождается, растёт, развивается.

В короткое определение не вмещается.

ЖИЗНЬ!
16. ЖИВОЕ!

Белковое, клеточное.

Раздражается,питается, дышит,

Планета давно признаки жизни слышит.

Эволюция!
17. Жизнь-

сложная, многогранная.

Самообновляется, возрождается.

Единым кодом закрывается.

ДНК!
18 Живое существо -

открытое, системное.

Двигается, дышит, питается.

Дарвинистами живой материей называется.

Материализм!

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.



Вверх