Что такое литература простыми словами. Доклад: Русская литература. Как правильно подготовить сообщение или доклад

У каждого народа или нации, страны или местности - своя культурная история. Большой сегмент культурных традиций и памятников составляет литература - искусство слова. Именно в ней отражается быт и жизненные особенности любого народа, по которым можно понять, чем жили эти люди в прошлые столетия и даже тысячелетия. Поэтому, наверное, ученые считают литературу важнейшим памятником истории и культуры.

литературы

Не исключение, а скорее, подтверждение вышесказанного - русский народ. История русской литературы насчитывает многовековую историю. С момента появления прошло больше тысячи лет. Исследователи и ученые многих стран изучают ее, как феномен и ярчайший пример словесного творчества - народного и авторского. Некоторые иностранцы даже специально изучают русский язык, а ведь он считается не самым легким в мире!

Периодизация

Традиционно история русской литературы подразделяется на несколько основных периодов. Некоторые из них довольно протяженные по времени. Некоторые - более кратки. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Долитературный период

До принятия христианства (Ольгой в 957, Владимиром в 988) на Руси не существовало письменности. Как правило, если было необходимо, использовалась греческая, латынь, еврейская. Точнее, своя была, даже во времена язычества, но в виде черточек или насечек на деревянных бирках или палках (называлась: черты, резы), но литературных памятников на ней не сохранилось. песни, былины - в основном) передавались в устной форме.

Древнерусская

Этот период проходил с 11 по 17 век - довольно длительное время. История русской литературы данного периода включает религиозные и светские (исторические) тексты Киевской, а затем - Московской Руси. Яркие примеры литературного творчества: «Житие Бориса и Глеба», «Повесть временных лет» (11-12 века), «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» - описывающие период ига, и многие другие.

18 век

Данный период историками называем - «русское просвещение». Основу классической поэзии и прозы закладывают такие великие творцы и просветители, как Ломоносов, Фонвизин, Державин и Карамзин. Как правило, их творчество многогранно, и не ограничивается одной литературой, а распространяется и на науку, и на другие виды искусства. Литературный язык этого периода немного сложен для восприятия, так как использует устарелые формы обращения. Но это не мешает воспринимать образы и мысли великих просветителей своего времени. Так Ломоносов постоянно стремился реформировать язык литературы, сделать его языком философии и науки, ратовал за сближение литературной и народной языковых форм.

История русской литературы 19 века

Данный период в литературе России - «золотой век». В это время литература, история, русский язык выходят на мировую арену. Все это произошло, благодаря реформаторскому гению Пушкина, который фактически ввел в литературный обиход тот русский язык, каким мы его привыкли воспринимать. Грибоедов и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, Толстой и Чехов, Достоевский и многие другие писатели составили эту золотую обойму. А литературные произведения, созданные ими, навечно вошли в классику мирового искусства слова.

Серебряный век

Данный период довольно непродолжителен по времени - всего-то с 1890 по 1921 годы. Но в это бурное время войн и революций происходит мощный расцвет русской поэзии, возникают смелые эксперименты в искусстве в целом. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн - наиболее яркие представители.

Временем распада СССР, 1991-м годом датируется окончание советского периода. А с 1991 по наши дни - новейший период, который уже дал русской литературе новые интересные произведения, но об этом с большей точностью, наверное, рассудят потомки.

Доклад – небольшая научно-исследовательская работа, посвященная одной узкой теме. Он может быть сделан как в письменной, так и в устной форме. Скорее всего, студенту придется делать его в обеих формах.

Часто путают доклад с рефератом. В чем-то эти «жанры» близки друг другу, часто , но если вы не видите разницы, то рискуете проделать лишнюю работу и написать 30-40 страниц вместо 5-6.

Ключевое отличие доклада от реферата – в его цели. Доклад призван информировать аудиторию . Вы вправе просто подготовить план и, изучив информацию по теме, выступить перед своими сокурсниками и преподавателем. Ваше выступление может длиться 5-10 минут – большего обычно и не требуется.

Тем не менее, преподаватели нередко требуют студентов оформлять доклад в письменном виде. И с этим могут возникнуть проблемы. Со школьной скамьи мы привыкли к стандартной для небольших научных работ структуре:

— Титульный лист;
— Оглавление;
— Введение;
— Основная часть;
— Заключение;
— Список использованной литературы (библиография).

Эта структура подойдет и для доклада, и для реферата. Вот только в первом случае основная часть будет значительно короче (5-6 страниц против 30-40). Соответственно, нет смысла делать большие введение и заключение.

Как правильно написать доклад?

Подробнее о том, мы поговорим чуть позже. Сейчас – о самой работе, которую вам предстоит сделать. Условно можно поделить ее на четыре этапа:

Этап первый. Выбор темы

Здесь все просто. Если преподаватель дал список тем, выбирайте ту, что понравится больше всего. Если вам предложили придумать тему самостоятельно (например, в рамках определенной сферы), берите ту, что вам по душе. Даже в скучной дисциплине есть что-то интересное. И всегда можно связать одну дисциплину с другой. Например, любитель истории при подготовке доклада по юриспруденции, может рассмотреть историю развития права. А музыкант, ставший студентом медицинского вуза, может рассмотреть вопрос влияния музыки на здоровье. Вы вольны выбрать любую тему, если это позволяет преподаватель.

Этап второй. Поиск и изучение литературы

С интернетом поиск литературы по теме стал намного проще. Уже не нужно часами копаться в картотеке и перелопачивать сотни книг. Достаточно сделать запрос в поисковике. Увы, в сети много «булщита» (то есть абсолютно бесполезной, часто ложной информации). Однозначно не стоит пользоваться обычными сайтами, банками рефератов и докладов и другими подобными ресурсами. С «Википедией» нужно обращаться аккуратно, перепроверяя информацию. Наилучшим источником остаются научные труды. Найти их можно и в сети, например, с помощью Google Академии . Если выложены только ссылки на работы, вам придется идти в библиотеку.

Обязательно сохраните не только названия и данные авторов научных работ, но и год издания и название издательств, в которых опубликованы труды. Укажите страницы, если работа размещена в сборнике

Этап третий. Написание основной части

Этот этап поделим на три части.

Первая – подготовка тезисов. Если вы уже писали , вы знаете, как это делается. Достаточно одного тезиса – вокруг него будет строиться вся работа.

Обратите внимание! В тезисе, как и во всем докладе, не должно быть субъективного мнения – вашего или чужого. Это главное отличие доклада от эссе. Здесь важна именно объективность.

Вторая часть – подготовка плана (структуры) работы. Структура зависит от выбранной вами темы. Она может быть линейной или разветвленной, может идти от тезиса к аргументации и наоборот, может иметь описательный или аналитический характер.

Третья часть – собственно работа над текстом. Правил написания доклада совсем немного, о них поговорим ниже.

Этап четвертый. Работа над введением и заключением

Введение и заключение доклада типичны для любой студенческой работы. Во введении формулируем проблему (тезис), даем обоснование выбору темы (опционально), оцениваем актуальность, указываем цель и задачи доклада, характеризуем литературу, которую использовали.

В заключении делаем выводы, обобщаем изложенную в основной части информацию.

Вот, собственно, и все. Остается только оформить титульный лист и список литературы. Перед тем, как распечатать доклад, не поленитесь перечитать его еще раз, а лучше – проверить в сервисах на уникальность и ошибки.

Как написать доклад на «отлично»?

Доклад способен подготовить любой студент. Но не каждому поставят «отлично», и не каждого запомнят. Чтобы вашу работу отметили не только другие студенты, но и преподаватели, руководствуйтесь тремя правилами написания доклада:

  1. Уникальность. Не копируйте фразы или абзацы текста. Ни из интернета, ни из библиотечных книг. Проверить уникальность несложно, и обмануть даже молодого и неопытного преподавателя вы не сможете.
  2. Грамотность. Вас должны интересовать не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и ошибки фактические. Впрочем, таковых и не будет, если вы пользуетесь научной литературой и указываете ее в библиографии.
  3. Академический стиль. Практически все виды студенческих работ пишутся именно в академическом стиле. Вы вправе использовать сложноподчиненные предложения, деепричастные и причастные обороты, термины и многосложные слова. Однако важно, чтобы предложения были построены правильно, а термины употреблены к месту. Не усложняйте текст намеренно, если у вас нет опыта.

Ну и самое главное. Вы можете просто . Студлансер найдет литературу по теме, подготовит и оформит текст. В этом нет ничего криминального – основную часть работы (а именно, выступление перед аудиторией) вам в любом случае придется проделать самостоятельно. Обязательно подготовьте текст выступления. Заучивать не нужно – будет достаточно простого пересказа.

Сообщение по литературе и получил лучший ответ

Ответ от Елена К[активный]
Пущин Иван Иванович (1798--1859) -- лицейский товарищ Пушкина, один из самых близких его друзей, видный участник декабристского движения с ранних его этапов до самого 14 декабря, отнесенный Верховным уголовным судом к "первому разряду" государственных преступников и осужденный на 20 лет каторги.
Смерть Пушкина его "первый" и "бесценный" друг пережил как потерю личную и общественную. "Мы здесь очень скоро узнали о смерти Пушкина, --писал он Е. А. Энгельгардту 4 декабря 1837 г. , --и в Сибири даже, кого могла, она поразила, как потеря общественная" (Пущин, с. 119). И еще через несколько лет потеря ощущалась как только что пережитая: "...Последняя могила Пушкина! Кажется, если бы при мне должна была случиться несчастная его история.. , то роковая пуля встретила бы мою грудь: я бы нашел средство сохранить поэта -- товарища, достояние России, хотя не всем его стихам поклоняюсь; ты догадываешься, про что я хочу сказать; он минугно забывал свое назначение, и все это после нашей разлуки" (письмо к И. В. Малиновскому от 14 июня 1840 г. --Пущин, с. 152). Последняя фраза говорит о влиянии Пущина на поэта. Общение Пушкина с другом, несомненно, способствовало формированию и созреванию его политических взглядов. Существует свидетельство Н. И. Лорера о письме Пущина к Пушкину из Москвы в декабре 1825 г. , где тот "извещает Пушкина, что едет в Петербург и очень желал бы увидеться с Александром Сергеевичем" (см. статьи М. В. Нечкиной в журн. "Каторга и ссылка", 1930, No 4 и "Историк-марксист", 1937, No 1, а также ее "Движение декабристов", т. II, с. 104). М. В. Нечкина объясняет это письмо как вызов, посланный Пушкину перед восстанием. К доводам, высказанным против этого предположения (см. П. Итоги и проблемы, с. 176--177) можно прибавить еще один -- характер Пущина-революционера, опытного конспиратора, в высшей мере наделенного чувством ответственности (за восемь лет пребывания в Обществе Пущин принял в него только одного человека -- Рылеева) . Возможно, такое письмо было, и Пущин выражал в нем надежду на свидание с другом, но это не был "вызов", ведь и сам Пушкин после смерти Александра I надеялся на возвращение из ссылки.
Записки Пущина написаны в 1858 году по настоянию Е. И. Якушкина, сына декабриста, который еще в Сибири в 1853 г. записывал устные рассказы Пущина (некоторые из них см. : Пущин, с. 381--382). Поводом к их написанию было появление в 1855 г. "Материалов" Анненкова, где политические взгляды поэта и его связи с декабристским движением почти не освещались, как по цензурным условиям, так и по свойственному Анненкову убеждению, что эти связи были случайными. .."Я приступил к нему (Пущину) прямо с выговором, --писал Якушкин, --что он до сих пор не написал замечаний на биографию, составленную Анненковым" (Пущин, с. 380). Записки Пущина, благодаря своей точности и правдивости, принадлежат к числу важнейших источников для биографии поэта. Пущин пишет только о том, что он видел и наблюдал сам. Кроме фактических данных, в его записках дано такое тонкое и
452
проникновенное понимание характера поэта, которое не было свойственно, пожалуй, никому из его современников. Это пристальный и пристрастный взгляд друга. Он видит не только внешние проявления характера и темперамента (как, например, Комовский) , но проникает в глубины души поэта, преданной дружбе и ранимой, замечает не только резкость, порывистость, но и склонность к самоанализу. Подмеченные Пущиным черты юноши-Пушкина будут сопутствовать ему всю жизнь. Это абсолютное понимание, по-видимому, и заставило поэта перед смертью вспомнить о своем лицейском друге.
Впервые с цензурными изъятиями записки Пущина опубликованы в журнале "Атеней" (1859, т. VIII, ч. 2, с. 500--537). Полностью подготовлены и напечатаны Е. И. Якушкиным ("Пущин и записки о Пушкине". СПб. , 1907). Несколько раз переизданы под редакцией С. Я. Штрайха.

КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)?

При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

    Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.

    Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

    Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.

    Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом, выделяя самое главное по ходу чтения).

    Составьте план сообщения (доклада).

    Напишите текст сообщения (доклада).

Помните!

Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.

    Не делайте сообщение очень громоздким.

    При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.

    В конце сообщения (доклада) составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.

    Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.

    Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям , которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности , т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности , т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления ) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией ).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления :

    фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

    суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

    мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего".

Подготовка сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль преподавателя:

    определить тему и цель сообщения;

    определить место и сроки подготовки сообщения;

    оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;

    оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студента:

    собрать и изучить литературу по теме;

    составить план или графическую структуру сообщения;

    выделить основные понятия;

    ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

    оформить текст письменно;

    сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

    актуальность темы;

    наличие элементов наглядности.

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение, заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

    название доклада;

    сообщение основной идеи;

    современную оценку предмета изложения;

    краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

    интересную для слушателей форму изложения;

    акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Написание реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Роль преподавателя:

    выбор источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);

    составление плана реферата (порядок изложения материала);

Роль студента:

    выбор литературы (основной и дополнительной);

    изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

    оформление реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

    актуальность темы;

    соответствие содержания теме;

    глубина проработки материала;

    грамотность и полнота использования источников;

    соответствие оформления реферата требованиям.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

    титульный лист;

    введение;

    основная часть;

    заключение;

    список использованных источников;

    приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

Введение

Основная часть

15-20

Заключение

Приложения

Без ограничений

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Во введении дается общая характеристика реферата:

    обосновывается актуальность выбранной темы;

    определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

    описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

    кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.



Вверх