Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Интерпретация и психологическое значение цвета Расшифровка цветов в детских рисунках

Часто, слушая собеседника, ожидая в очереди, сидя на занятиях, мы что-то чертим, рисуем, закрашиваем. На это почти никто не обращает внимания: обычное развлечение, чтобы не было так скучно. Тем не менее, рисунки могут многое сказать о характере человека, его предпочтениях и состоянии.

Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения — это символы, идущие из глубин подсознания . Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге.

Многие психологи считают, что такое простое занятие, как рисование, помогает преодолеть рассеянность без вреда для выполнения основной задачи. Рисуя, мы лучше концентрируемся на скучных задачах. Это доказал такой простой тест. Испытуемым дали прослушать нужную речь, в которой упоминались разные фамилии. Половина добровольцев, слушая, рисовала. Другая мучилась без карандаша и бумаги. Итог: те, кто рисовал, вспомнили гораздо больше фамилий — на 29 процентов. Так что, идя на собрание, смело берите с собой ручку, карандаш, бумагу и творите!

Где разместим, как нарисуем?

Положение рисунка относительно свободного места на бумаге может многое сказать о человеке.

  • Если он расположен ближе к верхнему краю, это свидетельствует о высокой самооценке, но вместе с этим и о том, что человек может быть недоволен своим положением в социуме, и ощущает недостаток признания со стороны окружающих. О высокой самооценке говорит и большой размер рисунка. Это свидетельствует, что художник экспансивен, склонен к тщеславию и высокомерию. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.
  • Рисунок в нижней части означает, что "художник" неуверен в себе, нерешителен или не заинтересован в повышении собственной значимости.
  • Если творение преимущественно слева — человек сосредоточен на своих прошлых переживаниях, ориентируется на пройденный опыт. Изрисованный правый край листа говорит о стремлении поскорее приблизить будущее, о том, что жизнь и эмоции обращены к чему-то в будущем.

Линии рисунков жирные? Вероятно, человека что-то тревожит. Слабые и тонкие "паутинообразные" линии говорят об усталости организма и психологической истощенности.

  • Если рисунки угловатые, линии перпендикулярные, это указывает на невыраженную агрессию, на то, что в данный момент художнику трудно адаптироваться к чему-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. Линии плавные, округлые? Вы человек мягкий, спокойный, женственный.
  • Объёмные фигуры, например, говорят о том, что их автор — личность многогранная, способная принимать нетрадиционные решения и совершать непредсказуемые поступки.

Довольно часто мы что-нибудь штрихуем на рисунке. Короткие штрихи означают, что человек возбудимый, длинные — что размеренный и спокойный. Штрихи прямые и чёткие — вы настойчивы и упорны, эскизные и лёгкие — слегка тревожны и не уверены в себе. Горизонтальные штрихи присущи женственным и слабым, а вертикальные — упрямым и решительным. Вообще, если человек постоянно что-нибудь заштриховывает или чертит сетки, это говорит о том, что он попал в неловкое положение или вступил в рискованное дело, не может взять инициативу в свои руки и сдерживает раздражение. Художник ощущает себя загнанным в угол или пытается отгородиться от какого-то препятствия.

Цветочки, домики, имена, животные

Как утверждают психологи и графологи, важно не только то, как человек рисует, но и что изображает. Приведём наиболее часто встречающиеся изображения и то, что они могут рассказать о человеке.

  • Так, если вы изображаете слова, дотошно вычерчивая каждую букву, облекая их в рамки, подчёркивая, это многое значит. Слово в рамке — это знак самоутверждения и убеждённости в своей правоте, он также может означать желание убедить в этом всех остальных. Подчёркнутое прямой и ровной чертой слово выражает ваше стойкое намерение, твёрдость мыслей на этот счёт, подчёркнутое волнисто — сентиментальность и некоторую нерешительность, написанное "паутиной", еле заметно, — сомнение.
  • Если вы вновь и вновь пишете своё имя, ставите подпись, первые буквы имени или инициалы, экспериментируя с элементами украшательства, вы находитесь в состоянии кризиса и не уверены в правильности принимаемых решений. Писать своё имя — способ самоутверждения, преодоления эмоциональных или интеллектуальных конфликтов. Единственный совет здесь — меньше думать о проблемах, а больше о том, чего вы уже добились, что уже дала вам жизнь.
  • Если вы рисуете животных, все зависит от того, кто и как изображён. Если это тигр или волк, в вас спряталась агрессия, если лиса, вы задумали где-то схитрить, зайчик или белочка — вам нужна забота и защита, лев — ощущаете своё превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то скорее всего сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки. Иногда на таких рисунках морды животных похожи на человеческие лица, форма лап — на ноги и руки. Это свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, ведь человек подсознательно ставит себя на более низшую ступень развития.

Изображение человека

Изображение маленьких человечков — признак беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности. Вообще, если человек изображен схематично, это говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, желании закрыться и никого не подпускать к себе.

Если же изображён "настоящий" человек, анализ следует начать с головы.

  • Рисунок анфас — вы открыты для общения, чем больше человек "отворачивается", "уходит", тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
  • Голова в профиль, а тело анфас — в вас живёт тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, большая голова — руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая — уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная — проявляете застенчивость и робость.
  • Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабочены своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно, как вас "встречают по одежке".
  • А когда вы изображаете фигуры без лиц или делаете их неясными, слегка очерченными, это говорит о застенчивости и легкой боязливости, вам трудно вести непринуждённые беседы и знакомиться на вечеринках.
  • Закрытые, спрятанные или не прорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.

Недовольное, грустное лицо свидетельствует о таком же состоянии рисующего. Ведь человек, рисующий лица, думает, что рисует других, а на самом деле — самого себя, своё внутреннее состояние.

Хмурое лицо — неудовлетворённость собой, гримасы выражают боль и смятение, улыбка — счастье. Большие, широко расставленные глаза говорят об оптимизме и любви к жизни. Физиономия с точками вместо глаз и черточкой рта — отчуждение (от мира, человека, себя). Если художник изображает красивые профили, это означает, что он заинтересован в общении. Эти рисунки раскрывают общительную натуру и любовь к людям.

  • Большие уши — вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют — не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям. Сильно закрашенные волосы — в вас поселилась тревога, не заштрихованные волосы, обрамляющие голову, — вами управляют враждебные чувства.
  • Крупные плечи или тело — у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие — чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулая спина — уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
  • Руки — символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны), ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди, вы настроены враждебно, за спиной или в карманах — нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу — у вас есть трудности в социальных контактах.
  • Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие — вы испытываете чувство физической или психологической неловкости. Широко расставленные ноги свидетельствуют об откровенном пренебрежении и игнорировании собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит "по струнке") — о скованности в общении.
  • Если вы вдруг "забыли" или намеренно нарисовали человека без каких-либо частей тела, это говорит о том, что вы испытываете некоторое чувство отвержения этой части, чувствуете соответствующий недостаток в своей внешности или недовольны чем-то в своём партнёре.

Изображение кукол означает, что над художником доминируют окружающие, он ощущает, что постоянно должен кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями.

Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот — вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска — вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.

Дома

Изображения домика или домашней мебели говорят о любви к тёплой домашней атмосфере. Такие рисунки встречаются у одиноких женщин или холостяков. Однако когда их рисуют женатые люди, это говорит о нехватке теплоты в отношениях. Как бы ни изображались дома или домашние предметы, эти рисунки показывают стремление обрести домашний уют и семейное тепло. Но слишком чёткий, многократно обведённый контур дома свидетельствует о попытках контролировать свои действия и эмоции.

  • Огромное окно появится на рисунке человека с открытым, радушным, дружелюбным характером. Окно (несколько окон) со ставнями или решётками свидетельствует о скрытности, наличии комплексов, жадности, неумении отдавать самому или принимать что-либо от других. Если они расположены посреди фасада, то это признак приветливости и гостеприимства. А когда есть ещё и крыльцо, автора можно поздравить: вы очень уверены в себе.
  • Открытая дверь означает общительность. А закрытая — замкнутость. Не слишком общительны те, кто располагает дверь сбоку. Встречаются особы, чья дверь закрывает почти весь фасад здания. Это свидетельство легкомыслия и непредсказуемости в поступках. Та же дверь одновременно указывает на свойственное вам великодушие, иногда даже чрезмерное.
  • Отсутствие трубы — признак бесчувственности. Если труба есть, но дым из неё не идёт, это означает то же самое. Если же из трубы валит дым, художник великодушен. Кирпичики или другие мелкие детали свидетельствуют об оптимизме.

Другие изображения

  • Звёздочки. Человек хочет оказаться в центре внимания, для него важно быть ярким и заметным. Но если у звезды слишком много лучиков или они изображены отдельно, это может свидетельствовать о депрессии.
  • Пчелиные соты. Рисующий стремится к спокойствию, гармонии, хочет упорядочить свою жизнь. Вполне вероятно, что он задумался о создании семейного гнезда.
  • Спирали, окружности, волнистые линии. Они означают, что чужие проблемы не слишком заботят или вообще не интересуют художника. А возможно он переживает лёгкий эмоциональный кризис: ходит по кругу своих переживаний. Сейчас ему необходимо следить за поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.
  • Лабиринты, ходы. Признак того, что человек находится в поисках гармонии, своего жизненного пути. Если линии наклонены вправо, есть стремление быть более открытым, влево — осторожным. Бесконечные конструкции указывают на нехватку времени для раздумий о том, чего на самом деле хочется.
  • Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры. У творца чёткие цели и убеждения, он почти никогда не скрывает своего мнения, всегда настойчив и упорен. Обычно чрезмерно бдителен и осторожен.
  • Фигура круга (особенно ничем не заполненного). Символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Человек закрывает свой внутренний мир и не желает давать сведений о себе, не любит, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в жизнь и дела.
  • Переплетение кругов. Человеку кажется, что он находится вне каких-то важных событий, ему хочется в чём-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности.
  • Переплетение сердец. Означает переполненность чувствами. Хочется расцеловать весь мир.
  • Пентагон (правильный пятиугольник). Благополучие и здоровье. Рисующий чувствует, что жизнь налажена, и стремится это закрепить.
  • Гексагон (правильный шестиугольник). Красота и гармония. Рисующему хочется достичь истинного жизненного равновесия.
  • Кирпичная кладка. Говорит о том, что художник старается сосредоточиться на какой-то одной важной мысли. Если кладка нарисована аккуратно, характер отличается методичностью и последовательностью, человек точно знает, чего хочет.
  • Зубцы (похожие на зубья пилы или горы). Символизируют агрессивность, которая может быть позитивной, и означать желание бороться, или отрицательной (злость, враждебность).
  • Шахматные поля. Символ того, что человек оказался в неприятном, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, это показатель скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию, или нахождения в поисках себя, своего жизненного пути.
  • Кресты. Чувство вины перед близким человеком или ответственности за какую-либо проблему.
  • Свастика. Вопреки укоренившимся ассоциациям россиян она обозначает благоприятный и счастливый объект — это символ счастья и света. Дело в том, что Свастика — один из самых древних символов. Она использовалась многими народами мира: присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. У свастики много значений. У большинства народов они были положительны — это был символ движения жизни, солнца, света, благополучия (до эпохи свержения нацизма).
  • Пистолеты или другое оружие. В человеке накопилось много агрессии, возможно, он на кого-то сильно сердится или злится на жизнь.
  • Цветы, листья, солнце, гирлянды или что-то похожее. Говорят о том, что у человека добрая натура. Такие люди любят помогать другим и отличаются очень мягким характером. У них немного занижена самооценка. Если цветок располагается в вазе, человек склонен избегать конфликтов, ему требуется поддержка, подпитка. Цветок со срезанным стеблем — человек витает в своих фантазиях, плохо приспосабливается к ситуациям, не чувствует поддержки и опоры.
  • Дерево. Если человек нарисовал дерево, на котором много листьев, значит он отличается общительностью, контактностью. Если ветви дерева сломаны, существуют сложности в прошлом, которые оставили неизгладимый след в душе. У дерева нет корней — это чувство отсутствия опоры.
  • Река. Направление течения слева направо — устремлённость в будущее; справа налево — много незавершённых дел в прошлом. Русло реки прямое — чётко поставленные цели, умение их достигать. Изгибы русла — неспособность концентрироваться на решении проблем.
  • Стрелы. Это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх — ориентация на других людей, вниз — на себя, налево — смотрите в прошлое, направо — надеетесь на будущее.
  • Глаз. Глаз — это параноический образ контроля. Человек, рисующий глаз, чувствует, что он несамостоятелен, на него постоянно кто-то давит, он не может принимать важные решения. Очень большие глаза означают бдительность, а в крайних случаях — паранойю; если глаза очень маленькие, человек не хочет чего-то замечать.

Маленькие художники с помощью рисунка и раскрасок по цифрам для детей выражают собственные эмоции и палитру цвета выбирают не случайно. Особенно точно можно «считать» по живописи состояние малышей в возрасте до 5-6 лет.

Психологией цвета в детском рисунке сегодня интересуются многие специалисты. Впервые связь между выбором оттенков и состоянием человека доказал исследователь Макс Люшер.

Цвета, которые ребенок предпочитает больше всего, позволяют взрослым понять более глубоко его характер, тип личности и выяснить эмоциональные переживания. Предлагаем вашему вниманию краткую характеристику основных цветов для изучения.

Белый

Белую краску выбирают малыши с хорошо развитой эмоциональной сферой. Обычно такие дети любят много размышлять и предпочитают одиночество.

Голубой

Если в рисунке преобладает голубой цвет, это горит о мечтательности его автора, беззаботном и свободолюбивом отношении к миру.

Желтый

Любимый цвет оптимистов и необычных людей с яркой фантазией. Его сильная сторона - натура лидера, слабая - безответственность.

Зеленый

Зеленый цвет в психологии детского рисунка обозначает любознательность, честолюбие, благородные помыслы. Темно-зеленый оттенок нравится детям, которые недополучают внимания и ласки.

Синий

Если рисунок почти полностью синий, можно говорить о неторопливости вашего чада, любви к порядку и покою.

Коричневый

Если малыш берется за коричневый фломастер, возможно, он пытается избежать реальности, создать для себя ощущение надежности, которой ему недостает.

Лиловый

Воплощает нежность и чувствительность, говорит о слабости и чувстве одиночества малыша.

Оранжевый

Фанаты оранжевого - веселые и непосредственные малыши, открытые к новым впечатлениям и интересам. Часто меняют предпочтения и порой могут вспылить.

Розовый

Ребенок, который рисует розовой краской, нуждается во внимании и опеке. Это цвет нежности и ранимости, свойственным ребенку.

Красный

Поклонники красной гаммы - энергичные, открытые и общительные дети, которые достигают многих целей. Но если спокойный ребенок резко увлекается красным, возможно, он переживает стресс или агрессию.

Серый

Серый ассоциируется с тревогой и пустотой. Обычно дети пытаются спрятаться за спины взрослых, очень стеснительные и замкнутые.

Фиолетовый

Фиолетовый оттенок нравится творческим натурам, которые могут похвастаться отличной интуицией. Кроме того, обилие фиолетового - признак незрелости и скрытности.

Черный

Черный цвет сигнализирует о чувстве протеста, враждебном взгляде на мир, глубоких душевных переживаниях и даже депрессии.

Сочетания цветов в детском рисунке

  • Если это нежная пастель, перед вами ребенок спокойный и инфантильный.
  • Темные цвета и пастельные оттенки часто нравятся тихим и скромным дошкольникам.
  • Положительный настрой ребенка выдает палитра с преобладанием зеленого, голубого, желтого, синего, розового и оранжевого.

Если определенные цвета в детском рисунке преобладают, можно попытаться понять психологическое состояние малыша. Однако судить о психологии ребенка по одному рисунку будет неправильно. Понять внутренний настрой чада можно, только если набор красок повторяется на протяжении двух недель.

Подготовила Катерина Василенкова

На всей деятельности человека лежит печать его личности, и в наибольшей степени ее особенности проявляются именно в творчестве. Рассматривая картины на выставке или в картинной галерее, мы видим не только произведение искусства, но и внутренний мир его создателя, пытаемся понять, что же именно подтолкнуло автора к написанию того или иного полотна.

Рисунок является не чем иным, как отображением мыслей, чувств, мироощущения и характера человека, он служит средством проникновения в духовное пространство человека.

О чем расскажет рисунок?

Психологический анализ личности человека по его рисункам как метод профессиональной психологии возник в начале XX века. Тогда появились первые тесты, целью которых являлась диагностика разных аспектов личности по рисункам человека.

В наше время у психологов не возникает никаких сомнений в том, какое большое значение имеет рисунок в психологии, ведь именно рисунок является важнейшим источником знаний о психике человека.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением .

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях.

Таким образом, профессору удалось составить общую модель анализа рисунка, с помощью которой стаёт возможна качественная диагностика и интерпретация особенностей психологии человека, определение его характера по рисунку.

В таблице представлены общие признаки, по которым можно определить отдельные особенности личности.

Общая модель анализа рисунка

Психологическая диагностика с помощью рисунка в психологии называется проективной диагностикой. Такое название объясняется тем, что в психологии рисунок является индивидуальной проекцией внутреннего мира человека, его характера и личностных особенностей. Тесты по рисункам человека психология называет проективными тестами или методиками, они имеют ключевое значение среди других методик.


Существует много интересных проективных методик, как например «Рисунок семьи» или , которые многое могут поведать о характере создателя рисунка.

О чем же конкретно говорят рисунки человека?

Вы узнаете об этом на примере интерпретации проективной методики «Автопортрет».

Безусловно, качественная диагностика должна совершаться профессиональным психологом с использованием широкого диапазона различных методов, но ведь мы с вами знаем, как интересно бывает самостоятельно «продиагностировать» себя и своих близких, узнать о себе и других нечто новое и интересное. На просторах интернета можно найти множество различных тестов, но уверенны ли вы в их подлинности и эффективности?

Именно поэтому вашему вниманию предлагается полное описание профессиональной проективной методики «Автопортрет» в адаптации американского исследователя Р. Бернса с дополнениями Е. Потемкиной.

Напишите свой автопортрет

Задание теста довольно простое и звучит так: «Возьмите простой карандаш или ручку, лист бумаги, размером 10х15, и нарисуйте на бумаге самого себя, одного, а возможно с семьей или коллегами. Ваши художественные способности не имеют значение».

Интерпретация по элементам рисунка:

Голова

Большая голова говорит о больших интеллектуальных претензиях человека или наоборот, о недовольстве развитием интеллекта. Маленькая голова говорит о неадекватности суждений относительно своих интеллектуальных или социальных возможностей.

Глаза

Большие глаза характеризуют подозрительность, а также сильную зависимость от общественного мнения. Маленькие либо закрытые глаза говорят о повышенной сосредоточенности на своей личности или закрытости человека.

Уши и нос

Увеличенные уши говорят о высокой чувствительности к критике. Если нос выделен как выдающийся акцент внешности, это говорит сексуальных проблемах. Сильно выделенные ноздри являются свидетельством агрессии.

Рот

Выделенный рот может свидетельствовать о проблемах с речью. Если рот не нарисован вообще, то это означает негативное психическое состояние, возможно, депрессию, или просто вялость в общении.

Руки

Являются символом контакта человека с обществом и миром в целом. Скованные руки говорят о жесткости, замкнутости, повышенных требованиях к себе. Вяло-опущенные руки говорят об общей неэффективности человека. Слабые, хрупкие руки предполагают неуверенность в себе. Длинные и сильные руки наоборот, говорят о силе и амбициозности. Очень короткие руки являются свидетельством чувства неадекватности.

Ноги

Крупные ноги означают потребность в безопасности. Чем длиннее ноги, тем больше выражено желание быть независимым. Отсутствие ног предполагает нестабильность, ощущение пустоты, отсутствия жизненного фундамента.


Интерпретация по типу изображения:

  • Схематическое изображение. Изображение в виде общих деталей и схем принадлежит людям интеллектуального склада, «мыслителям», для которых наиболее важную роль играют общие сведения о разных явлениях.
  • Реалистическое изображение. Это детальное прорисовывание внешности, характерное для человека педантичного, склонного к глубокому анализу и постоянным уточнениям.
  • Изображение-метафора . Человек рисует себя не человеком, а каким-либо предметом, существа или явления, например, животного, дождя, кружки, персонажа фильма или книги. Это говорит о развитой креативности, художественном складе, развитом воображении и творческих способностях. Такой человек обладает хорошим чувством юмора.
  • Портрет в интерьере. Человек рисует себя на фоне пейзажа, в определенных обстоятельствах. окруженным разными предметами. Это говорит об экстраверсии, о желании находиться в окружении других людей.
  • Эмоциональный портрет. Изображение себя в неком эмоциональном состоянии. Это говорит о высокой эмоциональности и чувствительности, о склонности к глубокой саморефлексии. Часто человек рисует противоположную эмоцию: он грустит, но изображает себя с улыбкой на лице.
  • Изображение портрета со спины. Вместо лица человек рисует затылок, что говорит о внутреннем противоречии, о желании продемонстрировать свою . Это также может свидетельствовать о нежелании изображать некоторые детали, например, лицо.
  • Эстетическое изображение. Свойственно людям с развитыми художественными способностями и эстетическим вкусом.

Небольшой сюжет «О чем говорят ваши рисунки».

Многие молодые родители знают, как их дети любят рисовать . В ход идут всевозможные фломастеры, карандаши, краски и мелки. Холстами для детских рисунков, иногда становится не только бумага, но и стены, обои, уставший папа или не успевший спастись бегством кот. Но не спешите уничтожать и убирать все «художества» вашего чада, попробуйте к ним присмотреться.

Иногда ребенок по причине своего возраста не может или не умеет объяснить, что его тревожит, чего бы он хотел. Дети дошкольного возраста стремятся выразить свои потребности посредством игры . Поэтому в психологии для диагностики детей часто используют невербальные методы. Наиболее информативными являются рисунок человека, рисунок семьи. Ребенок в игровой форме сообщает о своих потребностях, переживаниях, страхах и стремлениях.

Вспомните, при поступлении в школу, ребенку дают лист бумаги, и просят нарисовать человека. Это делается не только для смягчения процедуры оценивания знаний, но и для определения уровня умственного развития и изучения личностных особенностей ребенка.

Нормой для детей 3-4 лет есть изображение человека не полностью, а только головы (в виде окружности) и конечностей (полоски – черточки, отходящие в стороны от головы). В рисунке могут присутствовать глаза, рот, нос и волосы.

Начиная с 4-4,5 лет человек изображается уже с туловищем, но все «элементы» персонажа, не связаны между собой , руки прорисовываются от середины туловища.

В шестилетнем возрасте дети пытаются нарисовать человечка в вертикальном положении (до этого он изображался под углом), руки и ноги приобретают форму и толщину (изображаются двумя линиями), в рисунке появляются второстепенные детали: уши, волосы, пальцы, брови, ресницы, шея, одежда.

Дети 7-9-летнего возраста совмещают схематическое (части тела соединены прямыми, грубыми линиями, как будто приклеены) и пластическое изображение (части тела соединены плавными, переходящими линиями, рисунок целостный). Начиная с 10 лет, пластические элементы преобладают в рисунках .

Первое на что следует обратить внимание, это на расположение рисунка на листе :

в верхней части листа – свидетельствует о завышенной самооценке, стремление к высоким достижениям;

в нижней части листа – заниженная самооценка;

в углу листа – депрессивное состояние, сниженное настроение;

выходит за край листа, некоторые части рисунка не помещаются – импульсивность, острая тревога.

Важным показателем являться сила нажатия на карандаш :

сильный нажим указывает на эмоциональное напряжение, затрудненные при переключении с одной деятельности на другую, склонности к застреванию на конкретных переживаниях и действиях;

сверхсильный – гиперактивность, иногда агрессивное поведение;

слабый нажим , линии едва видны (нитевидные) – уменьшение активности, нервное истощение, сниженное настроение, застенчивость, неуверенность в себе;

нажим изменяется – перепады настроения, нестабильное состояние;

Обратите внимание на размер рисунка:

– значительно больше половины листа, свидетельствует о тревоге, гиперактивности, стрессовом состоянии, импульсивности;

меньше половины листа – депрессия, низкая самооценка.

Наличие однообразных деталей, чрезмерная аккуратность рисунка, подчеркнутый контур указывают на высокий самоконтроль (стремление скрыть от окружающих свои переживания и проблемы).

На наличие тревоги у ребенка может указывать множественность линий, штриховка, частое исправление, не доведенные до конца линии .

Плотная штриховка глаз (зачеркивание) или изображение глаз без зрачков (пустые круги) говорит о наличии навязчивых страхов .

Плотно прижатые к телу руки, угловатость и худоба изображенной фигуры, грустное лицо изображаемого персонажа свидетельствуют о замкнутости, необщительности, концентрации на своих переживаниях . О наличии проблем в сфере общения могут свидетельствовать слабо прорисованные черты лица, маленькие кисти рук, руки в карманах, скрещенные руки на груди или руки за спиной. Если кисти рук прорисованы и подчеркнуты , это указывает на сильную потребность в общении , которая по разным причинам не удовлетворена.

Широко расставленные в сторону руки (как будто человечек хочет кого-то обнять) и ноги, улыбка изображаемого персонажа свидетельствует о коммуникабельности, уверенности в себе, веселом характере, отсутствии проблем с общением .

Демонстративность проявляется в вырисовывании дополнительных деталей: прически, наряда (надписи на одежде), украшений, ресниц. Такие дети любят быть на виду, им присуща большая потребность во внимании и похвале. Это они с огромным удовольствием декламируют стихи, стоя на табурете, участвуют в школьных спектаклях. Родителям нужно уделять, таким детям, больше внимания, когда они ведут себя хорошо и как можно менее эмоционально реагировать на негативные моменты.

Преувеличенный размер головы человечка , может указывать на особо ценное значение умственных способностей для ребенка, склонность к фантазированию и мечтанию . Сильно уменьшенный размер головы , наоборот, свидетельствует о низком значении интеллекта для ребенка.

Чересчур увеличенные ступни ног на рисунке могут указывать на потребность в опоре и поддержке , а уменьшенное их изображение свидетельствует о слабой бытовой ориентации ребенка , о неумелости в социальных контактах.

На повышенную агрессивность может указывать наличие таких элементов в рисунке как: особая прорисовка кистей рук, кулаки, оружие, злое выражение лица, подчеркнутые признаки силы и мужества. Изображение зубов и острых элементов в рисунке указывает на склонность к вербальной агрессии (крики, угрозы, ругательства); агрессивные позы и поднятая вверх рука о склонности к применению физической силы .

При интерпретации детских рисунков следует учитывать два основных момента: 1) по данным рисунка нельзя ставить никаких диагнозов и делать выводы, для этого нужно дополнительные исследования (с помощью надежных методов диагностики); 2) интерпретировать нужно не отдельно взятые части рисунка, а их связь друг с другом, попытаться сложить всю картинку воедино.

Любите и берегите себя!

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития. Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка. Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Психология творчества: о чем говорят детские рисунки

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете , в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и .

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "«Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!" Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Анализ детского рисунка

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру , сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей . Персонаж, нарисованный первым - главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Скачайте чек-лист «Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!

Что такое «творческий беспорядок» - знает любая мама, бороться с ним бесполезно. Как же помочь своему ребёнку развиваться и при этом тратить меньше времени на уборку?​ Следуйте советам из чек-листа и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!



Вверх