Что должен был привезти вакула от царицы. Викторина по произведению Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему. Другие сочинения по этому произведению

...поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, но, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество...
В. Г. Белинский

Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.

Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина — кузнеца Вакулы с чёртом — врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достаёт молодильные яблоки); в «Ночи...» Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т.д.); в «Ночи...» таким помощником главного героя становится... чёрт.

Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи...» является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику. В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что чёрт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Чёрт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда чёрт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.

Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от её кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной. В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и «иронического дурака» (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).

Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула — наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.

Юмор в «Ночи...», кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя чёрт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить «перегонной на шафран водки». Ещё пример. Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нём могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и ещё один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьёзно, что усиливает комизм ситуации.

В повести Гоголь повторяет распространённые сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха («Финист-Ясный Сокол») или невесты («Царевна-лягушка»), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далёкий Петербург. Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души чёрту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург. Тройное повторение эпизодов — характерная особенность фольклорных сказок — присутствует в «Ночи...», правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трёх своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), чёрт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трём мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в «Ночи...» Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье — золотые черевички из собственного гардероба. Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.

Итак, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» имеет множество черт, роднящих её с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако «Ночь...» представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приёмами.

Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.

Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряжённость рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел чёрт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз. Когда Солоха уже рассадила трёх своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний — казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда «Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него всё то, что он хотел ей объявить».

В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему чёрт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т.д.).

При всех отличиях «Ночи...» от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в её существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, весёлость, его взгляд на мир.

Сочинение

Разве есть на свете что-нибудь невозможное для искренней, светлой, самозабвенной любви?! В повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» молодой кузнец Вакула в который раз доказал всемогущество этого великого чувства.

Сложно любить такую «дивчину», как Оксана. Она капризна и избалованна, как и положено признанной всеми красавице. «Парубки гонялись за нею толпами », и какое ей дело до влюбленного кузнеца - « малювальника»!

Однако Вакула был не из тех, кто при малейшей трудности опускает руки. Он упрям и терпелив, нежен и всепрощающ, хотя бессердечная «чудная девка» лишь мучает его, постоянно выставляет в смешном виде.

Не сдается Вакула: дарит ей подарки, сундук изготовил и расписал так, что «хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого»!

«Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!» - хотела посмеяться Оксана над потерявшим от любви голову кузнецом, не зная, что увидит в этой просьбе-приказе Вакула свой последний шанс.

Крепко поломав над задачей голову, полетел решительный парубок к царице в Петербург, однако не на крыльях любви, на самом черте! Сам виноват нечистый, попался отчаявшемуся кузнецу под горячую руку.

Правдами и неправдами, испытав не одно приключение, а добыл-таки Вакула царские «черевики» для своей ненаглядной. А что же сама ненаглядная?

Да она к тому времени «влюбилась по уши в кузнеца», решив, что «она слишком жестоко поступила с ним», и испугалась: «Чего доброго! может быть, он с горя вздумает влюбиться в другую и с досады станет называть ее первою красавицею на селе? »

Поистине, любовь творит чудеса! Это она помогла Вакуле оседлать нечистого для поездки в дальнюю столицу, это она растопила лед в сердце неприступной красавицы Оксаны. Что тут сказать - совет да любовь!

2 вариант

На что способен влюбленный человек, чтобы добиться благосклонности своей возлюбленной? Как мы видим из повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», даже на сделку с чертом.

Кузнец Вакула, желая доказать Оксане истинность своих чувств, берется выполнить сложное задание: добраться в Петербург и привезти «царицыны черевики». Но для этого ему приходится воспользоваться помощью черта. Впервые наяву столкнувшись с нечистью, молодец пугается и теряется, к тому же черт требует в обмен на черевики его душу. Но Вакула быстро приходит в себя, со"творяет крест и заставляет лукавого повиноваться.

Много страха кузнецу приходится натерпеться и во время полета, так как в ночь перед Рождеством все стихии оживают, а нечистая сила становится особенно буйной. Он видит духов, ведьм на метлах и даже несущегося в горшке колдуна.

Преодолев все преграды и с честью выдержав испытание, Вакула успешно возвращается домой. Ему также удается одурачить и проучить коварного черта, задав ему на прощание хорошую порку.

Так благодаря своей решительности, набожности, смекалке и, главное, любви, Вакула добивается взаимности гордой Оксаны.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План) Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождством»

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Укажите правильный вариант ответа:

1 . Имя какого издателя указано в заглавии сборника?

А) Тихон Сидоренко;

Б) Рудый Панько;

В) Левко Макогоненко;

Г) Охрим Голопупенко.

2. В каком селе происходит действие повести Н.В. Гоголя?

А) Диканька;

Б) Васильевка;

В) Макеевка;

Г) Добринка.

3. Какое средство художественной выразительности используется в данном фрагменте?

«Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды . Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело славить Христа. ‹…› Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принарядившихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег».

А) эпитет;

Б) олицетворение;

В) метафора;

Г) сравнение.

4. Накануне какого праздника происходит действие в повести?

А) Новый год;

Б) Рождество;

В) Крещение;

Г) Пасха.

5. Как назывались песенки, которые исполняли юноши и девушки в Сочельник?

А) потешки;

Б) прибаутки;

В) колядки;

Г) шарады.

6. Какие из перечисленных персонажей являются персонажами повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

А) козак Касьян Свербыгуз;

Б) Солопий Черевик;

В) Ганна;

Г) козак Цыбуля;

Д) Одарка;

Е) есаул Горобець.

7. Переведите на русский язык слова в левом столбике, подобрав к ним соответствующие слова из правого столбика.

8. Что собирала ведьма поздней ночью?

А) травы;

Б) звёзды;

В) монеты;

Г) цветы.

9. Что спрятал черт в своём кармане в начале повести?

А) люльку;

Б) носовой платок;

В) месяц;

Г) свитку.

10. Что обещал подарить Оксане Вакула, лишь бы она согласилась выйти за него замуж?

А) платок, вышитый золотыми нитями;

Б) черевики, которые носила императрица;

В) платье, расшитое драгоценными камнями;

Г) серебряное зеркальце с изумрудами.

11. За что «чёрт поклялся мстить кузнецу»?

А) Вакула изобразил его в неприглядном виде на стене церкви;

Б) Вакула обманул чёрта;

В) Вакула ударил чёрта;

Г) Вакула угрожал ему кипарисным крестиком.

12. К кому обращался Вакула за помощью найти чёрта?

А) Сердюк;

Б) Панасюк;

В) Пацюк;

Г) Данилюк.

13. Что нужно было сделать Вакуле, чтобы чёрт в его руках «сделался так тих, как ягнёнок»?

А) петь;

Б) утешать;

В) креститься;

Г) пригрозить.

14. Как «поблагодарил» Вакула чёрта?

А) отвесил три удара;

Б) обнял на прощание;

В) подарил целковый;

Г) пригласил в гости.

15. Каким термином обозначается подробное описание внешности персонажа?

«…Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды…»

А) повествование;

Б) описание;

В) портрет;

Г) олицетворение.

16. Какое средство выразительности используется в данном предложении?

«Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колёса с комиссаровой брички, и тогда бы не распознал, что это такое».

А) гипербола;

Б) аллегория;

В) эпитет;

Г) литота.

17. Что говорили бабы о Солохе?

А) она работящая;

Б) она воровка;

В) она обманщица;

Г) она ведьма.

18. Укажите, кого Солоха не прятала в мешок?

А) чёрт;

Б) дьяк;

В) голова;

Г) Чуб;

Д) Вакула

19. Что, по мнению жителей села, произошло с Вакулой?

А) заблудился;

Б) навсегда уехал;

В) утопился;

Г) повесился.

20. В какой город отправился Вакула верхом на чёрте?

А) Петербург;

Б) Москва;

В) Киев;

Г) Париж.

21. Что из перечисленного соответствует тому, каким увидел Вакула город? (Возможно несколько вариантов ответа)

А) «месяц украдкой заглядывал в окна»;

Б) «домы росли и будто поднимались из земли»;

В) «скрып мороза под сапогом слышался за полверсты»;

Г) «громоздятся четырехэтажные стены»;

Д) «кареты летали»;

Е) «как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками»;

Ж) «пешеходы теснились под домами».

22. К кому обратился за помощью Вакула, прибыв в город?

А) к татарам;

Б) к запорожцам;

В) к белорусам;

Г) к французам.

23. Какой исторический персонаж представлен в повести так:

«Минуту спустя вошёл в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в жёлтых сапожках. Волосы на нём были растрёпаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях была видна привычка повелевать».

А) М.И. Кутузов;

Б) А.В. Суворов;

В) А.Д. Меньшиков;

Г) Г.А. Потёмкин.

24. Дополните, какой комплимент сделал Вакула императрице?

«Какие же должны быть самые ножки? Думаю, по малой мере из чистого ______________».

А) золота;

Б) серебра;

В) сахара;

Г) фарфора.

25. Как выкрасил Вакула хату, в которой они жили теперь вместе с Оксаной?

А) нарисовал их с Оксаной портреты;

Б) нарисовал местные пейзажи;

В) нарисовал портрет императрицы;

Г) нарисовал казаков на лошадях.

Повесть «Ночь перед Рождеством» входит в сборник Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ней автор прекрасно отобразил жизнь простого украинского хутора с его традициями и живописными пейзажами.

Среди героев повести особенно выделяется образ Вакулы – деревенского парубка, работающего кузнецом. Он добрый и простодушный, однако, наделен сообразительностью и отважностью. Работа кузнеца – тяжелый труд, который превратил Вакулу в сильного и терпеливого юношу. Но кроме силы у него есть и талант к рисованию. Он малюет картины религиозной тематики. И это у него выходит так правдоподобно, что даже нечистая сила затаивает на него обиду.

Важная черта характера героя – вольнолюбие, которое было так характерно для украинского казачества. Вакула уважает старших людей, но не мирится с несправедливым отношением. Например, он противостоит богатому казаку Чубу, который смотрит на него свысока и не расценивает его в качестве достойного жениха своей дочери. Герой влюблен и упорно борется за свое счастье. Он продолжает ухаживать за кокеткой Оксаной, хотя от девушки из-за вредного характера уже многие женихи отвернулись. Вакула замечает, что дочка Чуба немного чудная, но восхищается ее красотой и готов ради нее на все.

Однажды просит Вакулу принести ей черевички, которые носит сама царица. Девушка задевает гордость парубка такой насмешливой просьбой, но он все равно соглашается принести ей черевички. Сначала он не знает, как выполнить просьбу и даже идет к загадочному Пацюку за советом. Но он насмешливо отвечает, что тому, кто носит нечистую силу за спиной, не нужна помощь. Герой удивляется, считая сказанное простой бессмыслицей. Но когда Вакула открыл мешок, который он вынес из дому, то увидел там черта, спрятанного Солохой. Тогда Вакула соглашается на сделку ради Оксаны.

В результате Вакуле удалось перехитрить нечистую силу и заставить отвезти его во дворец к царице. Там он решается попросить у царицы ее черевички. Удивленная искренностью и смелостью парубка, владычица выполняет просьбу. Вакула возвращается в Диканьку победителем. Но за время его отсутствия между людьми прошел слух, что он покончил с собой из-за отказа Оксаны. Красивая панночка очень жалела, что попросила о невозможном подарке парубка, потому что осознала, что любит его. Когда Вакула принес ей черевички, то ей они оказались не нужными, а нужен только он сам. Любовь изменила Оксану и принесла счастье кузнецу Вакуле.

Парубок в конце повести обретает долгожданное и вполне заслуженное семейное счастье. Он женится на Оксане, у них появляется сын. Автор показывает, что люди с добрым сердцем, отважные и настойчивые могут добиться успеха.

В образе кузнеца Вакулы писатель показывает представителя простого народа, наделенного высокими моральными качествами. Парубок сильный, честный, добрый, смекалистый и талантливый, благодаря чему достигает поставленной цели.



Вверх