Бунин честь и бесчестие. Честь и бесчестие в повести «Капитанская дочка. Направление. честь и бесчестие. видео разбор сочинения учащихся

Дорога чести

Что такое честь и куда ведет её дорога? Какими качествами обладают люди, идущие дорогой чести? Попробую ответить на эти вопросы. Я думаю, честь - это образ жизни, основанный на совестливости, благородстве, правдивости и мужестве. Мне думается, что если ребёнок с колыбели впитает в себя эти качества, то его жизнь пойдет по правильной дороге.

Именно по этой дороге шел герой повести Александра Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев. Провожая на военную службу, старший Гринёв просит сына беречь честь. Молодой человек, неукоснительно следуя завету отца, служит родине, мужественно защищая Белогорскую крепость. Приехав на место службы в Оренбургскую губернию, юноша знакомится с семьей капитана Миронова. Сам начальник крепости, его жена и их дочь Маша, которая очень ему понравилась, радушно принимают Гринёва. Петр начинает дружить с разжалованным за кровавую дуэль офицером Швабриным, который за глаза наговаривает на Машу Миронову разные нелицеприятные вещи. Вскоре выясняется, что Швабрин сам влюблен в девушку. Офицера одолевает сильнейшая ревность и зависть к более счастливому сопернику. Швабрин жестко критикует стихи, написанные Петром для Маши, и оскорбляет её честь, намекая на продажность девушки. В этом поступке, я думаю, начинает проявляться истинное лицо Швабрина. Он предстает перед нами в образе бесчестного, лживого и завистливого человека, который не имеет представления о чести. Как человек благородный и честный Гринёв не мог вытерпеть такого оскорбления, поэтому вызвал противника на дуэль, которая, к счастью, закончилась лишь легким ранением оскорбленного юноши. Дальнейший захват Белогорской крепости отрядом Пугачева еще раз показал истинные лица героев повести. Ни капитан Миронов, ни его помощник, ни сам Гринев не захотели присягнуть лжеимператору, поэтому были приговорены к казни. Они до конца были верны долгу чести. Петра спасло от виселицы лишь то, что Пугачев признал в нем своего благодетеля, некогда милосердно подарившего ему заячий тулупчик. А вот Швабрин, напротив, предательски переходит на сторону врага, его даже назначают главным в крепости. В отсутствии Гринева Швабрин истязает Машу, пытаясь заставить её выйти за него замуж. Узнав об этом, Петр, несмотря на опасность, мчится из далекого Оренбурга на спасение любимой. Поступить иначе ему не позволяет совесть и уважение к памяти погибшего капитана крепости. Я думаю, что именно за свое благородство, честность и мужество Гринев получил самое лучшее, что может быть для человека: счастье, взаимную любовь и незапятнанную совесть. Швабрин же за свою трусость, ложь, лицемерие и бесчестие был предан строгому суду.

Сравнивая жизненный путь этих двух героев, невольно приходишь к выводу, что образ идущего дорогой чести Гринева может послужить прекрасным примером для подражания.

Всем известно, что проблема чести и бесчестия является ключевой в жизни каждого человека. На эту тему написано большое количество книг, снято много фильмов. О ней говорят и взрослые опытные люди, и не знакомые в полной мере с жизнью подростки.

Что такое бесчестие? Бесчестие - это некое оскорбление, в буквальном смысле потеря чести при каких-либо обстоятельствах, позор.

Эта тема действительно была важна на протяжении всего бытия человека и не теряет актуальности в современном мире. Поэтому очень многие писатели обращались к данной проблеме в своих произведениях.

«Капитанская дочка», А.С. Пушкин

Поднятая проблема является ключевой в этом произведении Александра Сергеевича. По его мнению, бесчестие - это то, чего следует больше всего бояться. Олицетворение благочестия в романе - Гринев и вся его семья, а также его возлюбленная и её родные. Резко противопоставлен ему Швабрин. Это абсолютная противоположность Гринева. Даже фамилия у персонажа говорящая. Швабрин - жуткий эгоист, который потерял офицерскую честь, переметнувшись к Пугачеву.

«Песня про купца Калашникова», М.Ю. Лермонтов

Михаил Юрьевич переносит читателя во времена правления Ивана IV, известного введением опричнины. Опричники, верные подданные царя, были так любимы им, что могли позволить себе любое действо и остаться безнаказанными. Так, опричник Кирибеевич обесчестил замужнюю женщину Алену Дмитриевну, а её муж, узнав об этом, решил пойти на верную погибель, но вернуть честь своей жене, вызвав Кирибеевича на бой. Этим купец Калашников показал себя благочестивыми человеком, мужем, который пойдёт на все ради чести, даже на собственную смерть.

А Кирибеевич отличился только трусостью, потому что даже не смог признаться царю, что женщина была замужем.

Песня помогает ответить читателю на вопрос о том, что такое бесчестие. Это прежде всего трусость.

«Гроза», А.Н. Островский

Катерина, главная героиня драмы, воспитывалась в чистой, светлой атмосфере доброты и ласки. Поэтому, выйдя замуж, она полагала, что её жизнь будет такой же. Но Катерина попала в мир, где правят совсем другие порядки и устои, а следит за этим всем Кабаниха - истинный тиран и ханжа. Катерина не выдержала натиска и лишь в любви Бориса нашла утешение. Но не могла она, человек верующий, изменять мужу. И решила девушка, что лучший выход для неё - самоубийство. Таким образом, Катерина поняла, что бесчестие - это уже грех. И страшнее него нет ничего.

На протяжении многих веков шла борьба: честь и бесчестие воевали в одном человеке. И только светлая и чистая душа могла сделать правильный выбор, эти пороки и пытались показать русские классики в своих бессмертных произведениях.

Многие любят употреблять слово честь, не все готовы в наше время ее отстаивать. Трусость вызывает бесчестие, неуважение, безразличие и лень, заставляют не отстаивать свои интересы и интересы близких нам людей.
Иногда мне кажется, что мужчины, отстаивающие свою честь, и честь своих возлюбленных канули вместе со временами средневековья. Именно в это время понятие чести отстаивали мужчины и были готовы отдать за него жизнь.
Но, к моему большому счастью я еще могу наблюдать за мужчинами, которые никогда не позволят их обесчестить. Это дает мне надежду на то, что наш мир будет избавлен от обид, оскорблений и неуважения.

Сочинение №2 Честь и бесчестие Полное для 11 класса

Приятно наблюдать за людьми, которым нравиться отстаивать свою честь, которые не бояться высказывать свою точку зрения, и верны своим жизненным принципам. Честь позволяет быть увереннее в себе, понимать, что тебе необходимо от жизни, за что ты готов бороться и, что для тебя действительно важно.

Есть вещи, которые, по мнению многих людей, важнее чести. Тут проявляется бесчестие. Деньги могут заставить людей отказаться от чести, деньги могут заставить обижать людей, хамит, предавать. Многие политики не отстаивают интересы страны, многие мужчины не готовы защищать своих женщин. Все это проявление бесчестья, бестактности и неуважение. Также бесчестие говорит об отсутствии совести у человека. Сейчас в наше время стресса и постоянной спешки легко можно оскорбить человека, обидеть и проявить неуважение. Важно, чтобы такое поведение не оставалось безнаказанным. Важно воспитывать детей на принципах отстаивания чести, своих интересов и проявлении уважения. Именно такое воспитание способно избавить от постоянного негатива, корысти, наглости.

Такое понятие, как совесть неразрывно связано с честью. Совестливые люди не будут обманывать, предавать, оскорблять и обижать человека. Совесть позволяет задуматься о своем поведение и о последствиях, которые могут возникнуть.

Воспитание в человеке таких положительных качеств, как честь начинается с атмосферы в семье. Именно так, как поступали родители, будут поступать их дети. Поэтому крайне важно растить детей в семье с благоприятным климатом, в семье, где защищают честь семьи, страны и близких по духу людей.

Человек всегда сама решает, как ему поступать по совести, или выбрать путь бесчестья. Его нравственная сторона всегда в ответе за поступки и поведение в различных жизненных ситуациях.

Сочинение № 3 на тему Честь и бесчестие

Сегодня, как никогда важно такое понятие, как честь. Происходит это потому, что сейчас практически вся молодежь пытается лишиться этого ценного качества и остаться бесчестным человеком. Сегодня не цениться помощь, уважение, принципиальность. Многие не пытаются беречь свою честь смолоду, а оказывается, что происходит это зря.

Честь была важна во все времена. Мужчины долгом чести считали защищать свою семью и свою родину. Женщины берегли свою честь ради любимых мужчин. Дети воспитывались патриотически. Сейчас все это отошло на второй план. Сейчас бьют собак, оскорбляют стариков и выкладывают это все в интернет. Однако стоит остановиться и задуматься, а правильными ли являются такие поступки. Ведь лучше быть человеком честным и совестливым, чем бесчестным и беспринципным.

Важно с самого раннего детства прививать детям чувство собственного достоинства. Важно научить детей уважать других людей и любить родину. Важно понять, что честному человеку живется легче и проще. Ведь когда на душе нет тяжести от бесчестных поступков, хочется творить добро, жить счастливо и весело, а не скрываться от общества с грузом преступлений. Поэтому я всегда выбираю честные поступки и совестливые решения.

Сочинение для 11 класс. ЕГЭ

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Родная земля

    Родная земля или Родина – это частичка человека. Единственное место, которое особенно дорого для души, другого такого нет на планете. Есть много красивых и завораживающих мест и это очень здорово. Но как говорится: здесь хорошо, а дома лучше.

  • Мои родители – самые лучшие родители на свете. Они меня очень любят, заботятся обо мне, всегда прислушиваются к моему мнению. Я учусь в хорошей школе. У меня есть отдельная комната, много игрушек и красивых вещей

  • Образ и характеристика Сергея Паратова в пьесе Бесприданница Островского сочинение

    Сергей Сергеевич Паратов – один из центральных образов в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Человек яркий, сильный, богатый, уверенный в себе, Сергей Паратов всегда и везде был центром внимания.

  • Сочинение Умные речи приятно и слушать

    В наше время, в мир современных развитых технологий люди стали все меньше и меньше уделять времени чтению различной литературы. На смену этому пришла массовая компьютеризация, наступило время цифровых технологий

  • Анализ рассказа Тэффи Весна

    В рассказе, на самом деле, чувствуется приход весны. Из балконных дверей достали вату, свежий воздух наполняет комнаты, светло-тепло. И в воздухе этом что-то необычное. Даже Лиза (почти взрослая девушка

О сколько я бы написала на эту тему! Но кто нибудь вообще читает то что я пишу? Помню как то на сайте одном писала чуть не по каждой книге из классической литературы - статьи=отзывы, там аж под 4 тысячи знаков было... на такие отзывы нет желающих.

НИ ОДНОГО ПРОСМОТРА!

_____

Еще и минусов тьма)))

"Правосудие" как у Ильфа и Петрова тоже продается, весьма "успешно"))

за рубль продано.

О чем сие говорит? О том, что пишу на книги сама себе.

Зато мне хорошо после написания таких отзывов, а это главное, дальше тоже буду писать, не обессудьте.

Начало тут.

Итак, ради чести для себя буду писать ибо есть что сказать, а бесчестие мне не грозит - ибо самый строгий судья - я сама, так же как и самый злейший враг. Я знаю, что я хорошая, честная - перед самим собой - а значит имею право. И от скромности точно не помру.

Идеально подошло бы произведение "Война и мир" в эту тему, но мы не ищем легких путей, правда? Давайте посмотрим на любое произведение которое вы знаете и читали. Ну не верю что за все время школьной программы не прочли ни одно? Ну в младших классах "Честное слово"(Пантелеев) то наверное читали? Про парнишку, который на часах стоял до последнего в парке? А уж "Буратино", который тоже обещал папе отнести пять монет, а не прогулять точно читали и вдели и слышали. У Высоцкого еще в песне поется - значит правильные книги ты в детстве читал! Я как то села однажды на форуме и по просьбе подруги сделала список книг для каждого класса на лето, давно сие было - если ребенок с детства эти книги прочитает - он никогда не станет "нехорошим человеком!" Даже если сильно захочет - мозг не позволит! А уж если не читал - то родители дорогие мои - учитель сделал все что мог! Со слезами на глазах, летом в деревне села и заставила прочитать в неделю по одной книги из своего списка - потом плоды пожинать будет поздно. Растим честного человека? Вкладываем в свое же будущее, а не Учителя! Учитель выпустит из школы вашего ребенка, а уж что в его "сосуде" будет булькать - вам испить придется.

Честь... многие путают с обязанностями - ты не обязан коллективу по его просьбе убить кого то, мол тогда потеряешь свою честь - мол обещал иди стреляй! - честь - береги честь смолоду? Молодые имеют права на ошибки и ошибаться, а взрослые нет. Не маленький уже - в школе ты еще можешь "школоту" из себя строить и задирать "заучку" в очках, а во взрослом коллективе - на тебя уже будут смотреть на не вполне адекватного человека - которому место по высшей мере в местах отдаленных от "выросших личностей". Кем ты станешь? - Личностью или ЛиШностью? Образованным человеком или Образованцем?

Вчера тебе подали руки сотни человек, поддержали помогли, а ты оправившись отряхнувшись начал дальше унижать-гадить-бить? Не пора ли разобраться в себе? Хотя наверное уже поздно..

Бесчестие.. Когда человек поступает ка кто против правил, или не так как договорились - "не по-понятиям" - его записывают раз и навсегда в бесчестные люди. Неважно, что вчера тот человек поступил с тобой ужасно, неприятно, некрасиво. Это его поступок. важно, что завтра он попросит у тебя помощи и ты, как "честный перед собой человек - ему поможешь!" Если поступишь из чувства мести по другому - жалеть начинаешь - поступил бесчестно, допинал другого когда ему было плохо - просто потому что тебе это понравилось однажды.. ты поступаешь честно? Он тебе - ты ему? В принципе, с точки зрения честности - да, ты верно логически поступил. С точки зрения морали - ты поступил - бесчестно.

Такая тонка грань между тем - как поступить, а как не стоит...

Лично я редко когда у кого то спрашиваю совета, бывают в жизни ситуации которые могут поставить в явный тупик. Однако ты вырос на честных книгах и знаешь заранее как в правилах по шахматам - как поступить и ты так поступаешь. Ни смотря ни на что, даже если коллектив против и тебя начнут игнорировать - ты перед собой честный!

В коллективе, в школе - молодые люди часто ошибаются, делая выбор между своими поступками, под давлением, или под своими личными амбициями. Мало когда юный человек остановится, отложит "месть" на другое время. Эмоции в таком возрасте очень сложно контролировать, да и в более взрослом возрасте редко удается сдержать агрессию, гнев, печаль, слезы.. Особенно когда рядом полно подстрекателей и любителей разжечь огонь - чтобы потом посмотреть что будет.

Классическая литература нам дает все ответы - взять хотя бы действия Паратова из Островского "Бесприданница" (люблю все что он написал и поэтому знаю его произведения лучше всех), а действия Карандышева? Так ему хотелось выглядеть среди "избранных" классов - своим, что он готов был положить на алтарь своих амбиций жизнь девушки.. Мне тут очень нравится мамаша Ларисы. Она "продавала" своих дочек? Или пристраивала их так, чтобы они потом не побирались? Старшую дочь отдавая в далекие теплые страны, осознавая что ей там будет нелегко (мир не меняется!) - она переживала.. даже собралась отправить ей сколько может денег. Значит не так уж она была и неправа. Столько там примеров, что одного отзыва не хватит.

______________________________________________

Отступление.

Дорогой друг, если ты не читал "Бепсриданницу", но тебе грозит писать сочинение - посмотри кино одноименное с Михалковым! Срочно, перед самым написанием сочинения, не раз смотри, а пять- шесть. Уверена, что образы всплывут на написании сочинения (там почти четыре часа тебе дается, успеешь!) - другие вообще можешь не успеть. Уж раньше если не читал, смысл начинать сейчас)) Потом, когда тебе будет за 30 - многие произведения ты сам захочешь прочесть не из под палки

______________________________________________

Если терпеть не можете "Бесприданницу", вот вам идеальный пример для сочинения "Дикарка" - так давайте вместе погибнем!)))

Или "Гроза". К сожалению, на "грозу" фильм неудачен.. черно-белый, наклон в революцию идет, не туда куда надо. Поэтому не стоит смотреть, лучше читать. А вот "Дикарка" на ютуб, отличный современный фильм есть! Сама с радостью смотрела - как на даче побыла! Отлично получился - посмотри, потому что если ты вложишь не про одно произведение, а по три примера - будет отлично, учителя любят начитанных. Удиви комиссию) выбей себе дополнительные баллы)))

Я могла бы тебе сто раз написать сочинение, но знаешь - зачем вообще придумывают школу и в частности школьную программу - обязательно к прочтению - классику? Они не для того чтобы тебя замучить! Они тебе дают трамплин с которого ты или грохнешься - неверно изучив тактику и методы прыжка в жизнь и будешь ползать, или взлетишь и соберешь все медали! - выбирай.

Я бы с радостью разобрала бы "Герой нашего времени", он как никак кстати подходит к теме - но мне не нравится Лермонтов и не мое и все. Так что сам.

Уже скоро будет более 6 тыс знаков, поэтому по этой теме я напишу позже продолжение.

Так то и этого достаточно. Но так хочется писать))

Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие »

Презентация по литературе

учителя русского языка и литературы

Репиной Екатерины Кирилловны


Какими бывают рассуждения

1 . Рассуждение – доказательство:

тезис-аргументы, доказательства- вывод.

2. Рассуждение-объяснение:

Что это такое? Например, «Что такое честь?»

3.Рассуждение-размышление:

Как быть? Что делать? Почему это происходит?


Работа над сочинением

  • 1.Учимся писать вступление по теме.
  • 2.Работаем с основной частью сочинения, раскрываем тему :
  • составляем первый тезис
  • .составляем второй тезис и подбираем литературные аргументы.
  • 3.Пишем заключение по теме сочинения.
  • 4.Проверяем черновик сочинения 3 раза (орфографию, пунктуацию, стилистику). Редактируем текст сочинения.
  • 5 Аккуратно, чётко и разборчиво переписываем гелевой ручкой сочинение на бланк ответов.

Учимся составлять тезисы к сочинению

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом

текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные

размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.


Итоговое сочинение «Честь и бесчестие». Базовый уровень.

1. Вступление.

Честь… Что же это такое?

Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные

уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна

удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости.

Для большинства из нас состояние утраченной чести (бесчестия) – это

тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу

духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у

человека настоящей жизни.


Основная часть сочинения

Классики мировой художественной литературы, в том числе и русской,

создали немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые

по-разному относятся к понятию чести и достоинства.

Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух русских

офицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести и

долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит?

Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что

делать в конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или

прийти к бесчестию?


Основная часть сочинения

В родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные

качества и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая

Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы служил честно и помнил, что

для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую

заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность.

Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он

отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить

государыне-императрице. Пётр Андреевич держится смело, честно, ведёт себя

достойно.

Пугачёв оценил Гринёва как человека чести.

И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни.


Раскрываем тему сочинения. Аргумент первый.

А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина

отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив

воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах

у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего

сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой, которая отвергла его любовь.

А это и есть настоящее бесчестие.

Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь-

это нравственная начинка», что бесчестие ведёт к краху человеческой

личности.


Второй аргумент в сочинении

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин показывает двух помещиков, старых

друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком,

к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед

из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели

вспыльчивый характер, оба гордые.

Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти.

А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской чести.

Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который

обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими

предпринятыми действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и

смерти. Такие поступки разрушают личность.


Основная часть сочинения

Перечитывая роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся над

тем, что честь-это главный стержень человека, его нравственный хребет,

когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть,

которая является и лучшим нашим контролёром


О заключении к сочинению

В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

Оно должно перекликаться с вступлением.

Такая композиция сочинения называется кольцевой.

Этот вариант композиции (построения работы) считается одним из самых лучших.


Заключение по теме сочинения

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух

романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что

понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку

жить, быть на высоте, по могает сделать правильный нравственный выбор,

осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это

немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в

наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей

высокой значимости.


Оценка сочинения по пяти критериям

Критерий 1 .Соответствие теме.

Критерий №2 .Аргументация.Привлечение литературного материала.

Критерий №3. Композиция (построение сочинения) и логика рассуждений.

Критерий №4. Качество письменной речи .

Критерий№5 .Грамотность.

Оценка -зачёт-незачёт


Использованные источники

1.А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».

2.А. С. Пушкин. «Дубровский».

3.Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка. Написание. Редактирование. Составитель Г. В. Цветкова. «Учитель». Волгоград.

4.О.И. Щербакова. Виды сочинений по литературе.10-11 класс. «Просвещение:2015 ».

5 .Елена Стародубцева. « Капитанская дочка » на уроках литературы (Я иду на урок литературы).



Вверх