Биография рахметова в романе что делать кратко. Что делать характеристика образа рахметова

/ / / Образ Рахметова в романе Чернышевского «Что делать?»

При написании своего романа «Что делать?» Н.Г. Чернышевский решил ввести в него очень интересного героя – Рахметова. Его образ можно назвать революционным, ведь данный герой был насквозь пропитан любовью к окружающему миру, он излучал добро.

Вчитываясь в текст романа, читатель понимает, что основная роль отводится не описанию простых, обычных семейных отношений, а прославлению образа человека–революционера, «особенного» и неповторимого. Цель автора – показать образ Рахметова не как главное лицо в романе, а как главное лицо в жизни. Конечно, неоднократно было замечено, что мало в обществе таких Рахметовых. Однако их небольшое число делает мир светлее и добрее.

Данная работа Чернышевского не имеет равных. Никто еще до него так ярко и точно не описывал образ революционера, так проникновенно не рассказывал о его подвигах. В заключительных главах автор намекает на приближение революционного переворота. Н. Чернышевский неоднократно называл Рахметова забавным. А, пребывая под следствием, он именовал этот образ иным словами, ведь в открытую выразиться не мог. Поэтому, Рахметова прозывали «особым» человеком, высшей натурой, ригористом.

Чернышевский, проводя описание своего героя, упомянул и о его политической стороне жизни. Вырос Рахметов под влиянием отца–тирана, который на глазах юноши обижал мать, любимую девушку и прочих крепостных. Все это подтолкнуло Рахметова на сближение с Кирсановым и на перерождение его личности. И такая закономерность перевоплощений не была придумана автором, ведь многие революционеры были выходцами из дворянских слоев населения. Появление таких «рахметовых» говорит о том, что старое общество стало разлагаться достаточно быстрыми темпами. Порядочные и здоровые люди стали стремиться к лучшему.

Сам Рахметов ведет строгий образ жизни, он максимально пытается быть похож на обычного, простого человека, которому известны все жизненные трудности и тяготы. Герой романа занят пахатными работами, становится перевозчиком, бурлаком и плотником. За такие трудовые подвиги его именуют простонародным прозвищем Никитушка Ломовой.

Чернышевский описывает героя сильным и неподдающимся жизненным соблазнам. Рахметов отрекается от любви, от удовольствий. Его характер кипучий, страстный. Он проверяет свою силу воли, проведя всю ночь на войлоке, утыканном гвоздями, и выдерживает испытание.

В одно время Рахметов суров и груб, а в другое время, противоположно весел и деликатен.

В этом человеке Н. Чернышевский пытается передать тип революционера, который только зарождался среди людей, в обществе. Постоянная борьба, нравственность, преданность родине и народу – вот главные черты характера нового человека.

Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения. Рахметов - один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”.
По происхождению Рахметов - дворянин, является представителем знатной фамилии, в чьем роду были бояре, генерал-аншефы, окольничие. Но привольная и обеспеченная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Уже в шестнадцать лет он уехал из провинции и поступил на естественный факультет университета в Петербурге.
Отступившись от аристократического образа жизни, он становится демократом по взглядам и образу поведения. Рахметов - истинный революционер. Таких людей, как он, не очень много. “Я встретил, - замечает Чернышевский, - до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)...”.
Таким “особенным человеком” Рахметов стал не сразу. И лишь знакомство его с Лопуховым и Кирсановым, который познакомил его с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось серьезным толчком к его превращению в “особенного человека”: “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”.
После перехода к революционной деятельности Рахметов с поразительной быстротой начал расширять круг своих занятий. И уже в двадцать два года Рахметов стал “человеком очень замечательно основательной учености”. Понимая то, что сила вождя революции зависит от близости к народу, Рахметов создал себе наилучшие условия для личного изучения жизни трудящихся. Для этого он пешком исходил всю Россию, был пильщиком, дровосеком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге, а также спал на гвоздях и отказывался от хорошей пищи, хотя и мог себе это позволить.
Он ест только говядину для поддержания физической силы. Единственной его слабостью являются сигары. Рахметов успевает за день сделать чрезвычайно много, так как умеет рационально распоряжаться временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на проведение второстепенных дел.
Также он отказывается от любви молодой и очень богатой вдовы, практически от всех жизненных удовольствий. “Я должен подавить в себе любовь, - говорит он любимой женщине, - любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, - уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить... такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”.
Всем этим он постепенно подготавливал себя к революционным действиям, осознавая, что ему придется переносить муки, лишения и даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания. Рахметов - человек идеи в самом высоком смысле этого слова Мечта о революции для этого человека “особой породы” была руководством к действию и ориентиром всей его личной жизни.
Но образ жизни Рахметова Чернышевский не считает нормой человеческого существования. По его мнению, такие люди нужны только на перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. И в романе к Рахметову возвращается счастье любви после свершения революции. Это происходит в главе “Смена декораций”, где “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с ней оказывается человек лет тридцати,
В образе Рахметова Чернышевский запечатлел наиболее характерные черты зарождающегося в России 60-х гг. XIX в. типа революционера с непреклонной волей к борьбе, с нравственными идеалами, благородством и бесконечной преданностью простому народу и своей родине. В данном романе была впервые нарисована картина будущего социалистического общества, та великая цель, для достижения которой мужественные рахметовы готовят революцию. Образ Рахметова производил неизгладимое впечатление на читателей и служил образцом для подражания. Мечтой каждого революционера было вести такой же образ жизни, какой вел Рахметов.
И на вопрос “Что делать?” Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова Он говорит: “Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.
Рахметов является рыцарем без страха и упрека, человеком, который выкован из стали. Нелегок путь, по которому он идет, но он богат всевозможными радостями. И рахметовы до сих пор имеют значение, являются примером поведения и подражания, источником вдохновения. “Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы, мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней... букет в благородном вине; от них ее сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли”.


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Из рассказов о новых людях

(Роман, 1863)

Рахметов — один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков — бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.

К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России — и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) — за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». — «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, — мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость — сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».

На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя — «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная — представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли
земли».


ОБРАЗ
РАХМЕТОВА В РОМАНЕ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО “ЧТО
ДЕЛАТЬ?”



Рахметов -
один из главных героев романа
Чернышевского “Что делать?”. Ему посвящена
глава “Особенный человек”. Он
представитель знатной фамилии, известной с

XIII
века, в
чьем роду - бояре, окольничие, генерал-аншефы
и другие. Его отец в сорок лет вышел в
отставку генерал-лейтенантом и поселился в
одном из своих поместий, он был
деспотического характера, умный,
образованный и ультраконсерватор. Мать
страдала от тяжелого характера отца.

В
шестнадцать лет Рахметов стал студентом
естественного факультета, почти на три года
покидал университет, занимался поместьем,
скитался по России, имел много приключений,
которые сам себе устраивал, отвез несколько
человек в Казанский и Московский
университеты, сделав их своими
стипендиатами. Вернувшись в Петербург,
поступил на филологический. Друзья
называют Рахметова “ригористом” и
Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого
бурлака) - за выдающуюся физическую силу,
которую он упражнениями развил в себе.
После нескольких месяцев учебы в
университете Рахметов свел знакомство с
особо умными головами вроде Кирсанова и
Лопухова, стал читать по их указаниям книги.


Он принял
оригинальные принципы в материальной,
нравственной и умственной жизни, они
развились в законченную систему, которой он
держался неуклонно. “Я не пью ни капли вина.
Я не прикасаюсь к женщине”. А натура была
кипучая. “Зачем это? Такая крайность вовсе
не нужна”. - “Так нужно. Мы требуем для
людей полного наслаждения жизнью, - мы
должны своею жизнью свидетельствовать, что
мы требуем этого не для удовлетворения
своим личным страстям, не для себя лично, а
для человека вообще, что мы говорим только
по принципу, а не по пристрастию, по
убеждению, а не по личной надобности”.


Рахметов
ведет самый суровый, спартанский образ
жизни, питается только говядиной для
поддержания физической силы, мотивируя это
тем, что должен есть только то, что доступно
простому народу. Постоянно испытывает силу
воли. Единственная его слабость - сигары.
Успевает сделать чрезвычайно много, потому
что положил за правило обуздывать себя и в
распоряжении временем, не тратя его ни на
чтение второстепенных книг, ни на
второстепенные дела. Рахметов живет общим,
а не личным, постоянно в хлопотах, мало
бывает дома. Известен эпизод его любви к
некой даме, которую он спас, остановив
шарабан с понесшей лошадью. Рахметов
сознательно отказывается от любви, потому
что она связывает ему руки. В ответ на
насмешки автора он говорит: “Да, жалейте
меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не
отвлеченная идея, а человек, которому
хотелось бы жить”. Рахметов, вероятно,
участвует в “исчезновении” Лопухова,
выступает его доверенным лицом, передавая
его письмо к Вере Павловне. Во время визита
к ней он подробно излагает ей свой взгляд на
ее ситуацию, отчитывает за то, что она
передает мастерскую в другие руки, говорит
он и о вине Лопухова, который, по его словам,
не “предотвратил эту мелодраму”.


На образе
Рахметова лежит печать таинственности,
которой зашифрована революционная
деятельность героя - “потаенный” сюжет
романа. Знаменует она и его избранность.
Несмотря на то, что герой принимает участие
в романном конфликте, сюжетная функция его
иная - представлять тип особенного “идеального”
человека, с которым сопоставлены так или
иначе все прочие персонажи.


Известно,
что через два года после описанных в романе
событий он уезжает из Петербурга, считая,
что здесь уже сделал все, что мог, продает
свое поместье, часть денег раздает своим
стипендиатам, чтобы они могли закончить
курс, далее следы его теряются. Автор
называет людей типа Рахметова “солью соли
земли”.

Рахметов - один из главных героев. Ему посвящена глава «Особенный человек». Родом из знатной фамилии, известной с XIII в. Среди его предков - бояре, окольничие, генерал-аншефы и пр. Отец его в сорок лет вышел в отставку генерал-лейтенантом и поселился в одном из своих поместий, был он деспотического характера, умный, образованный и ультраконсерватор. Мать страдала от тяжелого характера отца. Автор упоминает довольно значительный доход героя (три тысячи в год, притом что на себя он тратит только четыреста), чтобы подчеркнуть его неприхотливость и аскетизм.

К моменту романного действия ему 22 года. Он студент с 16 лет, учился на естественном факультете, но почти на 3 года покидал университет, занимался поместьем, скитался по России - и сухим путем, и водою, имел много приключений, которые сам себе устраивал, отвез несколько человек в Казанский и Московский университеты, сделав их своими стипендиатами. Вернувшись в Петербург, поступил на филологический. Друзья называют Р. «ригористом» и Никитушкою Ломовым (по имени знаменитого бурлака) - за выдающуюся физическую силу, которую он упражнениями развил в себе. После нескольких месяцев учебы в университете Р. свел знакомство с особо умными головами вроде Кирсанова и Лопухова, стал читать по их указаниям книги.

«За несколько времени перед тем, как вышел он из университета и отправился в свое поместье, потом в странствование по России, он уже принял оригинальные принципы и в материальной, и в нравственной, и в умственной жизни, а когда он возвратился, они уже развились в законченную систему, которой он держался неуклонно. «Я не пью ни капли вина. Я не прикасаюсь к женщине». А натура была кипучая. «Зачем это? Такая крайность вовсе не нужна». - «Так нужно. Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, - мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще, что мы говорим только по принципу, а не по.пристрастию, по убеждению, а не по личной надобности».

Поэтому Р. ведет самый суровый, спартанский образ жизни, питается только говядиной для поддержания физической силы, мотивируя это тем, что должен есть только то, что доступно простому народу. Постоянно испытывает силу воли (хрестоматийно известный эпизод лежания на гвоздях). Единственная его слабость - сигары. Успевает сделать чрезвычайно много, потому что положил за правило обуздывать себя и в распоряжении временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на второстепенные дела.

Р. живет общим, а не личным, постоянно в хлопотах, мало бывает дома. Известен эпизод его любви к некой даме, которую он спас, остановив шарабан с понесшей лошадью. Р. сознательно отказывается от любви, потому что она связывает ему руки. И ответ на насмешки автора он говорит: «Да, жалейте меня, вы правы, жалейте: ведь и я тоже не отвлеченная идея, а человек, которому хотелось бы жить». Р., вероятно, участвует в «исчезновении» Лопухова, выступает его доверенным лицом, переда-вая его письмо Вере Павловне. Во время визита к ней он подробно излагает ей свой взгляд на ее ситуацию, отчитывает за то, что она передает мастерскую в другие руки, говорит он и о вине Лопухова, который, по его словам, «не предотвратил эту мелодраму».

На образе Р. лежит печать таинственности, которой зашифрована революционная деятельность героя - «потаенный» сюжет романа. Знаменует она и его избранность. Несмотря на то что герой принимает участие в романном конфликте, сюжетная функция его иная - представлять тип особенного, «идеального» человека, с которым сопоставлены так или иначе все прочие персонажи. Известно, что через два года после описанных в романе событий он уезжает из Петербурга, считая, что здесь уже сделал все, что мог, продает свое поместье, часть денег раздает споим стипендиатам, чтобы они могли закончить курс, далее следы его теряются. Автор называет людей типа Р. «солью соли земли».

    Роман был начат в декабре 1862 г. и закончен через четыре месяца. Первые главы его появились ещё в мартовской книге «Современника» за 1863 г., остальные же - в апрельском и майском номерах журнала за тот же 1863 г. Роман, прошёл двойную цензуру. Сначала...

    Впервые прочитав роман Н. Г. Чернышевского, современный молодой человек, скорее всего, усмехнется. Действительно, необычными выглядят взаимоотношения, принятые в семействе Лопухова и Веры Павловны. В доме имеются нейтральные и ненейтральные комнаты,...

    Нам близок и дорог великий русский мыслитель и борец за свободу народа - Николай Гаврилович Чернышевский. Своей пламенной, разносторонней теоретической и политической борьбой с силами реакции Чернышевский показал пример бесстрашия, стойкости, патриотизма...

    Центральной фигурой эпохи 50-60х годов был великий русский учёный, писатель и революционер. Отец Чернышевского не был похож на большую часть русского православного духовенства. «Это был не поп или, по крайней мере, очень мало поп»,- писал о нём «Колокол»...

  1. Новое!


Вверх