Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Хохловка". Мои фото. Хохловка (Пермский край). Деревянный Урал Основные объекты Хохловки

Недалеко от города Пермь у села Хохловка под открытым небом расположен одноименный музей Хохловка — архитектурно-этнографический филиал Пермского краевого музея.

Расположением Пермского края, который еще называют Прикамье или Западный Урал, на географической границе Европы и Азии было обусловлено, что по этой территории пролегали маршруты торговых путей, связывавших Восток и Запад. Здесь селились и жили древние племена славян, тюркские и финно-угорские народы. Курганы, могильники, городища и другие археологические памятники былых времен являются свидетельством богатой истории Западного Урала.

Культурные традиции региона известны далеко за пределами его границ наравне со знаменитыми природными богатствами. В 1890 году Уральским обществом любителей естествознания был основан краеведческий музей, который открылся для посетителей в 1894 году. Музей стал своего рода центром культуры и науки Пермского края. Во второй половине XX века началась работа по организации филиала музея в Хохловке — архитектурно-этнографического музея деревянного зодчества, который стал первым музеем подобного типа на Урале.

Музей Хохловка

Более 40 гектаров занимает музейный комплекс Хохловка -это один из самых больших музеев в Прикамье. Местом для расположения памятников архитектуры был выбран полуостров Варнач. Экспонаты деревянного зодчества гармонично вписались в окружающий пейзаж и позволяют с наслаждение провести уикэнд, любуясь сочетанием природных и рукотворных шедевров.

С 1969 года в музей несколько десятилетий со всего Западного Урала собирали деревянные постройки XVII-XIX веков.

И в 1980 году посетителям открылась сказочная деревенька похожая на Берендеево царство, где есть церкви и колокольня, ветряная мельница и пожарная башня, крестьянские избы и усадьбы.

Здесь достаточно наглядно можно узнать, как жили наши предки.

Музейный комплекс деревянного зодчества объединяет 23 архитектурно-исторических памятника нескольких столетий, представляющих традиции и культуру народов Прикамья.

На территории музея выделены три зоны: Южное Прикамье, Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное Прикамье. Обособление секторов было связано с характерными особенностями архитектурных традиций выделенных районов Прикамья.

Каждое из деревянных строений было привезено с разных уголков Прикамья, многие из них имеют возраст не менее двух столетий. Например, Церковь Преображения начала XVIIIв. была перевезена из села Янидор Чердынского района. Из Суксунского района в музей переместили Богородицкую церковь конца XVIIв. — из села Тохтарёво, Колокольню конца XVIIIв. — из деревни Сыра, а сторожевую башню XVIIв. — из села Торговище. Пожарное депо 30-х годов прошлого столетия привезли из деревни Скобелевка Пермского района.

Главный экспонат

Богородицкая церковь является самым старым строением. Вход в здание предшествует довольно высокая лестница, ведущая сразу на второй этаж. Нижний ярус использовался для хранения зерна и церковной утвари.

Рядом с церковью на самой высокой точке полуострова располагается колокольня, которая вместе с крестом достигает тридцатиметровой высоты. Это единственная в Пермском крае деревянная колокольня, сохранившейся до наших дней.

Интерьеры и экспозиции

Большинство построек открыты для осмотра изнутри (иногда могут закрываться на реставрацию).

Внутри размещены стилизованные интерьеры прошедшей эпохи.

Можно увидеть, как жили прикамцы в прошлом и позапрошлом столетии, как они вели хозяйство и быт, где молились, где работали. Множество предметов быта наглядно показывает уровень развития технологий в те времена.

Не смотря на достаточно простые технологии, используемые в те времена при строительстве деревянных домов, они выглядят вполне уютно.

Вниманию посетителей представлена хозяйственная утварь, посуда, мебель и одежда. В этом уникальном музее разрешено не только смотреть на экспонаты, но и изучить их в действии.

На территории музея регулярно проходят различные праздничные мероприятия, например:

  • в период новогодних и рождественских каникул — Новогодние забавы
  • в феврале или марте — Проводы Масленицы
  • летом — Троица и Яблочный спас
  • фестиваль хоров «Певчевское поле Прикамья»
  • музыкальный фестиваль «Движение»
  • этнофутуристический фестиваль «Камва»

«Пермяк - солены уши»

Особого внимания заслуживает солепромышленный комплекс, привезенный в музей Хохловка из Соликамска.

Вплоть до XVII века в России соль стоила дорого, так как из-за нехватки разведанных месторождений ее приходилось закупать за границей. А в Прикамье грунтовой воды, насыщенные солью, выходили прямо на поверхность. Выварка соли стала ведущим производством Пермского края. Но условия труда на таком производстве были очень тяжелыми. Соль была везде, стояла в воздухе. Нередко у рабочих даже разъедало уши. Так и появилась поговорка. В окрестностях Соликамска и Усолья и сегодня можно встретить родники, берега которых покрыты кристалликами соли.

Спускаясь к солепромышленному комплексу нельзя не остановиться у экспозиции «Охотничье становье», представляющей промысел североприкамских охотников. Тишина и лесной полумрак создают удивительное впечатление, словно находишься в глухой тайге. Небольшой домик был пристанищем для уставших охотников, в полушалаше можно было развести костер и укрыться от ветра, а в подвесном лабазе спрятать от животных припасы.

Как добраться

К Музею ведет асфальтированная дорога, поэтому добраться до Хохловки можно как на личном транспорте, так и на рейсовом автобусе. От Перми до комплекса чуть более 40 километров, а это меньше часа езды на автомобиле.

Рейсовый автобус до Хохловки №340 ходит с центрального автовокзала. Также действует транспортное сообщение из Верхних Муллов через Центральный рынок (автобус №487). Маршруты ходят не часто, поэтому лучше заранее уточнить время их отправления.

На живописных берегах реки Кама, неподалеку от села Хохловка (Пермский край), на территории площадью 42 гектара расположен удивительный музей под открытым небом. Его экспонаты - уникальные примеры деревянного зодчества, характерные для этого региона и привезенные сюда из различных его уголков. Здесь собрано 23 объекта, датируемые концом XVII - первой половиной XX века. Все они представляют собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры Пермского края.

История основания

Предложение создать столь удивительный уголок поступило еще в 1966 году. Этой идеей загорелся известный пермский архитектор А.С. Терехин. Спустя два года было подобрано место для будущего музея деревянного зодчества. Им стал участок земли, находящийся около села Хóхловка (ударение на первое "о"), которое и дало название музею.

Окончательное решение о создании комплекса было принято в апреле 1969 года, а в марте 1971 года был утвержден проект музея. В его составлении принял участие уже упомянутый Терехин в компании с другими не менее известными архитекторами Г.Д. Канторовичем и Г.Л. Кацко.

Торжественное открытие музея деревянного зодчества Хохловка для посетителей состоялось в сентябре 1980 года. Он сразу стал центром притяжения туристов в Пермском крае. Его экспонаты показывают историю русской деревянной архитектуры, традиционный уклад жизни и основные ремесла русского народа.

Территориально-этнографические участки

Музей Хохловка разбит на три территориально-этнографических участка: Южное, Северное и Северо-Западное Прикамье. В каждом из них представлены образцы архитектуры этих условных районов Прикамья. Так, например, в Южном Прикамье можно увидеть объекты церковной архитектуры - Богородицкую церковь и колокольню . Они расположены на самом высоком участке музея под открытым небом и находятся в окружении хозяйственных и жилых построек. Зайдя в этот уголок Хохловки, можно ощутить себя жителем тогдашней эпохи. Здесь же представлены основные виды ремесел наших предков, населявших южные земли нынешнего Пермского края.

Северное Прикамье демонстрирует посетителям музея образцы жилой и церковной (церковь Преображения) архитектуры северных народов, а также транспортные средства (наземные и водные), используемые ими в хозяйственных целях. Северо-Западное Прикамье (или Коми-Пермяцкий сектор) всецело посвящен жилым постройкам. Здесь можно взглянуть на добротную избу зажиточного крестьянина, хижину бедняка, зимнее жилище охотника и некоторые другие здания.

Основные объекты Хохловки

К таковым, несомненно, относятся Богородицкая церковь и церковь Преображения , колокольня, усадьба Кудымова, сторожевая башня, пожарное депо, ветряная мельница, Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь.

Богородицкая церковь датируется 1694 годом. Это одна из старейших деревянных построек Пермского края. Ее месторасположением являлось село Тохтарево, что в Суксунском районе. Там она входила в церковный комплекс, состоявший из двух церквей и колокольни. В музей ее привезли в 1980 году.

Этот памятник деревянной архитектуры относится к древнейшим клетским храмам. Он состоит из трапезной, алтаря и паперти. Внутреннее убранство церкви весьма скромно, но содержит все необходимое для отправления богослужения и проведения всех требуемых во время службы действий.

Колокольня располагается возле Богородицкой церкви. Ее высота вместе с крестом достигает 30 м. Возведена она была в 1781 году в селе Сыра (Суксунский район), откуда и была доставлена в музей в годы его создания. Это единственная деревянная колокольня, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней.

К звоннице, расположенной в колокольне на высоте 20 м, ведет деревянная лестница. Покрывает строение высокий шатер, украшенный резными элементами, напоминающими своим видом лучи солнца.

Церковь Преображения «родом» из села Янидор (Чердынский район). В Хохловку она была привезена пятью годами позже Богородицкой. Годом возведения этого экспоната является 1707.

Церковь Преображения построена на высшем уровне тогдашнего строительства. Бревна в ее стенах настолько плотно соединены друг с другом, что совершенно не пропускают холод. В связи с этим стены сооружения не приходилось утеплять дополнительными материалами в зимнее время. Помимо традиционных для тогдашних церквей внутренних помещений, здесь имеется крытая галерея, где ожидающие службы люди могли укрыться от непогоды.

Усадьба Кудымова является образцом жилого деревянного зодчества времен XVIII века. Располагалась она в Юсьвенском районе, в деревне Яшкино. Помимо жилого дома, этот экспонат включает в себя баню, амбар, ледник, ворота с изгородью. Усадьба Кудымова не отличается роскошным убранством, но выполнена весьма добротно. Тщательно продуманная конструкция крыши надежно защищает ее от протекания, а центральным объектом дома, как было заведено на Руси, является образцовая печь.

Сторожевая башня была возведена в XVII веке в селе Торговище Суксунcкого района. Входила она в комплекс из восьми сторожевых башен, соединенных частоколом. Находился этот традиционный для русского народа охранный комплекс на реке Сылва, по которой в те времена проходил водный путь.

Случившийся в 1899 году пожар практически полностью уничтожил башню, но жители села собственными усилиями восстановили ее к 1905 году. В восстановленном виде она и «прибыла» в Хохловский музей деревянного зодчества.

Пожарное депо было построено в деревне Скобелевка в 30-х годах ХХ века. Отличительной чертой этого здания является высокая башня - каланча. Она была самым крупным строением в деревне, а на ее верхушке восседал сторожевой. Главная задача последнего - наблюдать не появился ли где дым. В случае опасности подавался сигнал при помощи колокола.

У подножья башни пожарного депо имеется несколько служебных построек, в которых размещались пожарники, лошади и телеги с бочками, наполненными водой, а также другой противопожарный инвентарь. Ознакомиться с этими нехитрыми приспособлениями может каждый посетитель музея.

Ветряная мельница датируется XIX веком, а инициатором ее появления был один из зажиточных крестьян деревни Шихари (Очерский район) Рахманов. Это единственная ветряная мельница, построенная в Пермском крае, которая сохранилась до наших дней. Отличительной чертой этого строения является то, что крышу с прикрепленными к ней лопастями можно вращать. Столь хитроумное приспособление придумали тогдашние строители для того, чтобы поворачивать ветряк за внезапно изменившим направление ветром и тем самым обеспечивать бесперебойную работу мельницы.

Никольская солеварня и Михайловский соляной ларь входят в комплекс строений солеварного завода. Этот промысел являлся основным для жителей Пермского края. Оба эти объекта вместе с некоторыми другими были привезены из города Соликамск, где их возвели в 1880 году.

Солеварня представляет собой квадратное строение, внутри которого находится печь для выпаривания соли, вытяжная труба и полати для сушки полученного сырья. Михайловский соляной ларь выглядит как деревянная изба и весит свыше 100 тонн. Он предназначался для хранения рассола и распределения его в дальнейшем по варницам.

Во время экскурсии по солеварному комплексу можно детально ознакомиться с особенностями этого промысла и узнать историю появления и развития солеварения в Пермском крае.

Как добраться и когда посещать

Из Перми в Хохловку всех желающих к музею доставляет пригородный автобус. Расстояние между этими населенными пунктами всего 45 км.

Хохловский музей работает ежедневно: с июня по октябрь - с 10 утра до 6 вечера, а с ноября по май - с 9 утра до 5 вечера.
Стоимость входного билета на одного человека составляет 120 руб. Экскурсия для группы из 10 человек обойдется в 70 руб. с каждого посетителя.

Архитектурно-этнографический музей Хохловка — один из интереснейших архитектурных музеев. Расположен он недалеко от Перми, прямо под деревней с одноимённым названием — Хохловка. Благодаря стараниям Московского проектного института, музей был разделён на этнографические зоны: Северное и Южное Прикамье, Коми-Пермяцкая зона. Из истории мы помним, что был богат на соляную промышленность (сейчас все вспомнили знаменитый памятник в Перми «Пермяк — солёные уши»), это нашло отражение и в этом музее — на берегу Камского водохранилища установлены солепромышленные сооружения.

Вообще, соль добывать начали несколько раньше, чем это стали делать в . Началось это где-то около пяти тысяч лет до нашей эры. А вот на Руси же солеварением начали заниматься позднее — в 12 веке уже нашей эры. В 17-м веке на заводе в Соликамске (в то время он назывался Соль Камская) вываривали до 7 миллионов пудов соли в год — это около семидесяти процентов от всего количества соли, что производили в . Один из таких соликамских солеварных комплексов и находится в музее.

История музея начинается в 1966 году, именно тогда поступило предложение о создании музея под открытым небом. Вообще, шестидесятые были насыщенными в плане архитектурных музеев. Тот же , «Витославлицы» в Великом Новгороде или «Костромская слобода» в — все они были основаны в одно время (ну, хорошо, Костромской музей на десяток лет раньше, но масштаб бедствия не столь велик, тем более для истории). По проекту, что утвердило Министерство культуры РСФСР в музей свезли десяток экспонатов и в 1980 году музей официально открылся.

Коми-пермяцкая изба 18-го века, принадлежавшая Павлу Кудымову. Перевезена из деревни Яшкино, что в Юсьвенском районе. В этом доме нет перегородок, разделяющих помещение на зоны (кухня, жилая зона), вся жизнь проходила на виду у всех. А семья в таком доме жила немалая.

Усадьба Баяндиных-Боталовых, 19-й век. Перевезена из того же района, что и изба Кудымова. Усадьба 19-го века — это не просто постройки, это целый комплекс, в который входит и сад и цветники. По сути, каждая усадьба может быть самостоятельным музеем — в стенах годами накапливаются исторические и художественные ценности.

Церковь Преображения 1702 года из села Янидор Чердынского района. Церковь имеет высокий подклет (нижняя часть постройки, которую использовали под хозяйственные нужды, хотя иногда он спасал и от наводнений), в нём когда-то хранили пушнину.

Церковь корабельная — все постройки выстроены в одну линию по типу корабля и при постройке не было использовано ни одного гвоздя.

Ещё одна церковь — Богородская, 1694 года из села Тохтарёво, что в Суксунском районе. В большом подклете хранилось зерно, орудия труда, а служба проходила этажом выше.

Сторожевая башня, 17 век. Эта башня была первым экспонатом, что отреставрировали на территории музея. Она была привезена из села Торговище Суксунского района. Этот острожек ранее имел ров и частокол — набеги местных племён ещё имели место быть. В народе эта башня называется «Пугачёвской» — один из отрядов Емельяна сжег острожек, однако башня уцелела. Как и положено сторожевой башне, расположена она на высоком холме, с которого открывается вид на ближайшие земли.

Колокольня, 1781 год. Единственная уцелевшая на территории колокольня шатрового типа. Перевезена из деревни Сыра Суксунского района.

Сельское пожарное депо, 1930 года, перевезено из деревни Скобелевка, что находится всего в нескольких километрах от музея.

Изба Игошева, конец 19 века, из деревни Грибаны Уинского района.

Охотничье становище. Лабаз-чамья. Чамья (чамя) — кладовая, расположенная на высоком уровне. Делалось это для того, чтобы охотник мог оставить свою добычу и уйти на промысел дальше. Чамья оставалась недоступна для зверей и тем самым сохраняла добычу в сохранности. Кстати, чамья очень тесно пересекается с мифологией — вспомним избушку на курьих ножках и посмотрим на этот лабаз...

Дом охотника — пывзен. Внутри дома печь-каменка. По стенам дома установлены крюки для дичи и жерди для развешивания шкур.

А вот и часть музея, которая рассказывает о солеварении. Это — рассолоподъёмная башня 1880 года из Соликамска. Дело в том, что соль вываривали из рассола, а вот рассол ещё надо было поднять из скважины. Выкачивали рассол с помощью паровых машин. Рассолоподъёмные башни устанавливались только в Прикамье.

Рассол, поднятый с помощью рассолоподъёмной башни, хранился в соляном ларе. Поступал он туда самотёком по рассолопроводной трубе.

Михайловский соляной ларь.

Непосредственно соль получали уже в варнице, где вываривали рассол. Эта солеварня 1880 года тоже из Соликамска. Внутри расположена печь, над которой установлена жаровня — в неё и выпаривали рассол. Выше расположены полати, которые служили для просушки соли.

Готовая соль хранилась в соляных амбарах. Это самый крупный объект солепромышленного комплекса. Привезён был (откуда? правильно...) из Соликамска.

Залив Камы.

Общественный зерновой амбар — магазея, 1906 год. Из села Хохловка. Такие амбары строились всей деревней вскладчину (или же силами нескольких хозяев). Соответственно, и запасы, которые в нём хранились, принадлежали нескольким хозяевам. Такие амбары, как правило, были больше обычных, а иногда и в несколько этажей.

Гумно с овином, 1920 год, деревня Ошиб Кудымкарского района. И ещё раз. Гумно — это место для хранения убранного хлеба. Здесь же его и молотят. Овин — место, где сушится сено. Обычно это было два независимых сооружения, хоть и расположенных рядом, но иногда их совмещали под одной крышей.

Пермь, Музеи

Хохловка - это первый на Урале архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества под отрытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. На территории в 43 гектара собраны наиболее привлекательные, интересные и значимые с точки зрения истории сооружения со всей когда-то Пермской губернии.

Например, вывезенный из Соликамска уникальный архитектурный комплекс Усть-Боровского солеваренного завода, который демонстрирует технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из скважины до погрузки. Для этого на территории Хохловки в самой живописной ее части на берегу Камы стоят 12-метровая рассолоподъемная башня, соляной ларь-отстойник, варница и соляной амбар. Добыча соли - это одна из важных вех истории края, и не зря Пермяка кличут . Более пяти столетий тяжелым трудом зарабатывалось это прозвище.

Кроме солеваренного комплекса в Хохловке собрано еще 19 памятников деревянного зодчества конца XVII - начала XX вв.

В другой части Музея, на месте нынешней деревни Гора размещается Коми-Пермяцкий сектор. Здесь ссоседились 5-6 крестьянских усадеб, и любому туристу будет любопытно заглянуть в усадьбу зажиточного крестьянина, в избу бедняка коми-пермяка и в зимовье охотника.

Поднявшись выше, попадем в сектор «Северное Прикамье». Здесь можно прогуливаться меж уникальных деревянных построек, которые являются образцами жилой архитектуры края. Образцом для этого сектора Хохловки стало село Янидор Чердынского района. Застройка этого села оказалась типичной для поселений северных территорий Пермского края. Здесь же можно познакомиться с разнообразием транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в хозяйстве северных народов.

Особое место в секторе «Южного Прикамья» занимает колокольня, привезенная из села Сыра. Издалека виден Островерхий шатер колокольни. Она и является центром этой экспозиции под открытым небом, деля первенство с Богородицкой церковью из села Тохтарево (рубленой в 1694 году). Эта церковь покоряет зрителя своей красотой и изяществом. Оба памятника архитектуры привезены из Суксунского района и географически установлены на самой высокой точке полуострова.

«Хохловка удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж - просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидеть ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах… » - Так поэтично описывают Музей побывавшие там.

Расстояние до Перми: 40 км.

Как добраться:

На автомобиле по дороге в направлении Ильинского, свернуть на Хохловку. Парковка и вход в музей находятся рядом с дорогой.

Хохловка - это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.

Пожарное депо 1930-х годов.

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является - спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк - соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.

И последний «цех» соляного завода - амбар, куда соль переносили огромными мешками.

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 - начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года - из южного района Пермского края.

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.



Вверх