Античный город у брюллова. История одной картины Карла Брюллова. Примеры употребления слова помпеи в литературе

Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852),

Художник.

Автопортрет

Родился Карл Брюллов 12 декабря 1799 года в Петербурге. Вырос в художественной семье: его братья, отец, дед, прадед были художниками.
Он успешно окончил Академию художеств, где преподавал его отец. Благодаря редкой одаренности и изрядной домашней подготовке, он с первых шагов резко выделялся среди своих сверстников.

В 1821 году в Петербурге было учреждено Общество поощрения художников, главной целью которого было всеми возможными средствами помогать художникам и способствовать широкому распространению всех изящных искусств. Именно Карл Брюллов и его брат Александр первыми отправились на деньги Общества в Италию, в Рим.

Портрет архитектора А.П.Брюллова, брата художника

А накануне заграничной поездки их исконной фамилии "Брюлло" было придано русское окончание, оба стали отныне "Брюлловыми". Молодые русские художники обстоятельно знакомились с историей, искусством Западной Европы.

Портрет императрицы Александры Федоровны. 1837

Там Карл написал картину "Итальянское утро", которая сделала его необыкновенно популярным художником.

Итальянское утро

Его героиня, умывающаяся под струями фонтана, пронизанная солнечными лучами, воздушно-легкая, воспринимается как олицетворение самого утра, утра восходящего нового дня, утра человеческой жизни.

Итальянский полдень


Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника Карла Павловича Брюллова. Всемирное признание принесло Брюллову написанное им в Италии огромное полотно "Последний день Помпеи". Имя Карла Брюллова теперь ставилось рядом с именами Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка.

Последний день Помпеи

Сюжет картины «Последний день Помпеи» - гибель античного города Помпеи в результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей эры. Работая над осуществлением своего замысла, он тщательно изучил исторический материал, в частности свидетельства очевидца катастрофы - римского писателя и государственного деятеля - Плиния Младшего, ездил на место археологических раскопок, где сделал много зарисовок и этюдов с натуры.
Трагическая гибель людей во время извержения Везувия, поэтика чувств, величие человеческого духа перед слепой стихией иллюстрировали драматическое восприятие художником жизни.

В 1836 году К.П.Брюллов возвратился в Россию и занял должность профессора Академии художеств.

В Петербурге художник создал галерею портретов современников.

Всадница

Портрет Ю.П. Самойловой с приёмной дочерью Амалией 1842г.

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Почему именно Помпеи?

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Исчезновение персонажей

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени. Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одинаковые лица

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Известен такой факт, что в среде учеников Карла Брюллова его полотно «Последний день Помпеи» имело довольно простое название – просто «Картина». Это значит, что для всех учеников, это полотно было просто картиной с большой буквы, картиной картин. Можно привести пример: как Библия является книгой всех книг, слово Библия как будто и означает слово Книга . В сердцевине своего замысла и конечного эстетического эффекта «Последний день Помпеи» являет собой не просто очередной опыт в стиле метаморфоз, но и воплощенную идею, замысел.

Принцип метаморфоз держится на волшебной силе искусства, это не только в игрушечном масштабе, но и в грандиозном. Гоголю удалось выразить все чувства со всей определенностью: « … мне казалось, что скульптура, которая была постигнута в таком пластическом совершенстве древними, что скульптура эта перешла, наконец, в живопись и сверх того проникнулась какою-то тайной музыкой» . Идеал совершенства, который был показан зрителю, потерпел метаморфозы. Он воскрес и преобразился в живописной форме. Ведь живопись так и называют в переводе – писать живо. В скульптуре все каменное просто оживает. Но тут же в ней исчезают все признаки жизнеподобия, которые способна восстановить живопись. При этом она вовсе не теряет совершенства, она отпечатывается в скульптурах античностью.

Отсюда следует, что сюжет картины «Последний день Помпеи» интерпретирует не очень трагический случай из жизни, а художественный сюжет. В нем рассказывается о том, как был схоронен идеал совершенства, но он был сохранен в камне для того, чтобы оказаться способным преодолеть, победить время. Ему было необходимо вновь возродиться в живописи для того, чтобы постичь в скульптурных образах черты совершенной красоты. Она накопила за долгое время свои средства, чтобы оживить и вернуть дыхание такой красоте. Это был долг, который искусство живописи должно было возвратить классическому искусству. Необходимо было научиться найти идеал совершенно прекрасного. Именно такое было настроение в диалоге между антизмом и романтизмом, это был некий эстетический фон, на котором обрисовывались контуры брюлловской картины. Живопись Карла Брюллова имела именно такой метафизический сверхсюжет о неисповедимости путей преемственности и художественного опыта.

Стоит напомнить, что Баратынский сочинил ставшие знаменитыми строки «И стал последний день Помпеи» . Гоголь объявляет в самом начале своей статьи о мрачном зрелище конца и гибели светлого воскресенья в живописи. В словах обоих мастеров финальный сюжет и название картины обыгрывают в одном ключе. Именно это и есть ключ к картине и к тому успеху, которого удостоилась картина у своих современников. Обыгрывается антитеза: день Последний, это значит гибель и конец, смерть – и первый – то есть знаменующий и торжественный. Но в обеих картинах показано катастрофическое убывание жизни в одной материи – материи истории и в одной точке поставлено в мистическую связь с чудесным пребыванием живой энергии.

Здесь художником нарисован образ животворящей смерти. Древний мир на картине погиб, но он как будто спасен живой красотой. Карлу Брюллову удалось и воскресить, и обессмертить. Именно об этом и толкует Гоголь : «его фигуры прекрасны при всем ужасе своего положения. Они заглушают его своей красотой…у Брюллова является человек, для того, чтобы показать всю красоту свою, все верховное изящество своей природы. Страсти, чувства верные, огненные, выражаются на таком прекрасном облике, в таком прекрасном человеке, что наслаждаешься до упоения…»

В первом веке нашей эры произошла серия извержений вулкана Везувий , которые сопровождались землетрясением. Они разрушили несколько цветущих городов, которые были расположены недалеко от подножья горы. Города Помпеи не стало всего за два дня - в августе месяце 79 года он был полностью засыпан вулканическим пеплом. Он оказался погребенным под семиметровой толщей пепла. Казалось, что город скрылся с лица земли. Открытие Помпеи совершилось в 1748 году. Именно с тех пор месяц за месяцем непрерывно ведущиеся раскопки открывали город. Помпеи оставили неизгладимый след в душе Карла Брюллова уже при первом посещении им города в 1827 году.

Брат Брюллова изучает помпеянскую архитектуру и работает над проектами реставрации помпеянских терм. Может показаться, что тема будущей картины возникла естественно, как будто это была дань впечатлению. Но в европейском искусстве сюжет города Помпеи является кочующим сюжетом. Романтизм, как искусство был создан поколением людей эпохи наполеоновских войн. Именно перед их взорами предстали зрелища таинственной игры. Исторические сюжеты у романтиков стали иначе изобретаться и трактоваться.

В различных проявлениях классического искусства очень часто изображались трагические сцены. Например, разрушения Содома или египетские казни. Но в таких библейских историях подразумевалось, что казнь идет свыше, здесь можно было увидеть проявление божьего промысла. Как если бы библейская история знала бы не бессмысленный рок, а только гнев Божий. На картинах Карла Брюллова люди находились во власти слепой природной стихии, рока. Здесь не может быть никаких рассуждений о вине и наказании. На картине вам не удастся найти главного героя. Его там просто нет. Перед нами предстает только толпа, народ, который был объят страхом.

В отличие от многих картин эпохи классицизма, где в основном преобладал один поворот лица героев – к зрительному залу, здесь прорабатывается новая технология, новый вариант. Направление движения осуществляется только с направлением движения в глубину. Отдельные фигуры на картине изображены со спины, некоторые находятся в сильном диагональном движении. Такой прием размещения групп наделял происходящее независимым от зрителя существованием, здесь все существует только для зрителя. Все происходящее трагическое и ужасное происходит только для зрителей. Именно такое происшествие, как настоящий пожар на искусственно приспособленной для искусственных страстей сценической площадке, тут заставляют зрителей ощущать все, что они видит, их все касается на прямую, он будто участник события, а не зритель.

У Брюллова был смысл применять в эскизах композиционный маневр, он собирался изменить зрительную установку по аналогии с подобного рода ситуациями. Зрителю необходимо было проникнуться ощущением, что все происходит на прямую. В эскизе, который хранится в Третьяковской галерее, можно увидеть целый клубок линий, которые разнопланово крутятся. На картине в правом верхнем углу изображено извержение вулкана – огненный язык так и вырывается из жерла, а языки лавы спускаются по склонам горы. Красное небо на картине тоже находится в клубах пламени.

На эскизе можно заметить и видоизмененные цитаты из ватиканской фрески «Пожар в Борго» . Здесь же можно заметить группы лиц, которые поднимают руки к небу. Они просят о пощаде у верховного жреца. Картина имеет форму прямоугольной гробницы, которая ограничивает глубину картины и создает ощущение тесноты. Осуществляется смешение классического канона и нового. Именно романтические пристрастие автора обеспечили такой большой успех картины в Италии. Картина пользовалась успехом и в Петербурге. Именно здесь картину ждали с нетерпением.

Картина была создана по заказу. Ее заказал Анатолий Демидов , он являлся одним из богатейших наследников уральских горнозаводчиков. Он купил в Италии себе специальный титул князя Сан – Донато, коллекционера и мецената. В 1834 году Демидов приехал в Петербург и преподнес эту картину в дар Николаю Первому. Анатолий решил показать картину сначала во Франции, поэтому картина отправилась в Париж. Но в марте того же года, она показывалась в Барселоне. Жюри выставки определило главный приз именно этой картине.

Но Карл Брюллов остался недовольным реакцией французской критики, особенно после итальянских восторгов. Именно художественная французская критика отражала общую расстановку сил в искусстве, но это была борьба партий. Брюллов достиг компромисса – соединил романтизм и классицизм. Но на фоне продолжавшейся борьбы классицизма и романтизма картина не удовлетворяла вкусы обеих групп. На выставке картина располагалась между картинами – «Св. Симфорион» Энгра и «Алжирские женщины» Делакруа.

При жизни его называли "Великим Карлом", он был гордостью и славой российской Академии художеств, удостоившей его в годы учебы всеми академическими наградами. В день окончании Академии Карл Павлович Брюллов вынес целую пригоршню медалей из актового зала. Для публики он воплощал миф о гении, блестящем, капризном, самоуверенном и недосягаемом в своем мастерстве, образованности, светских знакомствах, любовных похождениях и кутежах. Одна из легенд о Брюллове отражена в рисунке Репина "Пушкин и Карл Брюллов", где изображен Пушкин, на коленях выпрашивающий у Великого Карла рисунок.

Карл Павлович Брюллов родился и рос в семье потомственных художников (прадед рабо­тал лепщиком на фарфоровом заводе, дед был скульптором, отец - академиком орнаментальной скульптуры, брат Александр - архите­ктором). Его знаменитый талант проявился на редкость очень рано. Еще учась в Академии, Брюллов становится ее звездой.

В 1821 году Брюллов оканчивает Академию с Большой золотой меда­лью и в 1822-м уезжает в Рим на деньги Общества поощрения ху­дожников. Здесь он создает лучшую работу в своей жизни - знаменитый «» (1830-1833).

К этому времени романтизм в России проходит «портретную» и «пейзажную» стадии, и русское искусство «дозревает» до создания большой историко - философской картины. Тема такой картины - не судьба конкретной исторической личности и даже не судьба народа, а судьба всего человечества.
Сюжет полотна Брюллова - стертого с лица земли античного города Римской империи - Помпеи - во время извержения Везувия в первом веке нашей эры. В этой катастрофе погибло порядка двух тысяч человек. Выбор сюжета, возможно, был подсказан братом художника архитектором Александром Брюл­ловым, создавшим известный проект реконструкции Помпейских бань. Толчком к формированию замысла картины послужила и опера Пачини «».

Интересно, что картина писалась не по заданию Академии, а по сво­бодно выбранному сюжету; не по официальному заказу, а по заказу частного лица, князя А.Н. Демидова.

Картина Брюллова с новой для того времени с исторической и археологической точностью - изображала исторический период, географическую местность, стиль одежды, оружие. С середины XVIII столетия велись раскопки в засыпанных пеплом Везувия городах Геркулануме и Помпеях, вызывавшие боль­шой интерес в обществе. Художник Карл Брюллов в своей работе использовал археологические открытия. Местом действия Брюллов изобразил улицу Гробниц, которая наиболее сохранилась в городе, разрушенном временем. Даже найденные при раскопках скелеты трех соединенных друг с другом женщин, он изобразил в картине как соединенную вместе группу - мать с двумя дочерьми.

Около шести лет художник внимательно изучал исторические источники и доку­менты, связанные с трагедией Помпей, читал письма древнеримского политического деятеля Плиния Младшего к историку римской империи Тациту, быт, нравы и традиции древней Италии. Но докумен­тальные факты и точность, как фундамент картины, не заключает в оковы фантазию и воображение Брюллова, его гений не становится пленником археологических и исторических подробностей. Главное - человек перед лицом смерти, обнажающей его нравственные качества. Любовь и благо­родство: вот мать Плиния, убеждающая сына оставить ее, не обреме­нять себя; вот жених с мертвой невестой на руках. Или звериный страх, поглощающий самоуважение человеческой личности.

Работая над произведением, Брюллов вдохновлялся монументальными произведениями титанов эпохи Возрождения Рафаэля и Микеланджело . Он копировал «Афинскую школу » и изучал «Пожар в Борго » Рафаэля. Брюллов повторяет прием мастеров Ренессанса, включав­ших свои автопортреты и портреты своих современников в полотна на библейские исторические сюжеты. Есть портретные лица и в «Последнем дне Помпеи »: портрет самого Брюллова и его друга - графини Юлии Самойловой. Александр Иванов с гордостью за рус­скую живописную школу писал, что своей картиной Брюллов дока­зал: «русским назначено совершенствовать то, что изобрели великие живописцы Италии».

После торжественного показа «Помпеи » на европейских выставках художеств гениальный Карл Павлович Брюллов, добившись успеха, вернулся в Россию и был встречен как герой, который прославил Отечество.

После «Помпеи » Брюллов ищет новые драматические исторические сюжеты. Он пишет картину «» (1834)

на сюжет поэта XVI века Камоэнса, разрабатывает эскиз картины под названием «».

Сюжет навеян статьей Н.В Го­голя «О движении народов в конце V века». О вожде гуннов Гензерихе (в эскизе Брюллова он изображен на коне с тигровой шкурой по­верх лат). Брюллов не дерзнул создать большое полотно по этому эскизу. Повторить успех «Помпеи» более не удалось.

Выдающийся Брюллов очень многообразен в своих жанровых увлечениях. Для него нет преград для написания своих бесценных работ, будь это исторические драмы или жанровые сценки, портреты или картины в стиле "НЮ". Написанные в Италии жанровые картины - «», «Полдень », «Сбор винограда », «», «» - нарядны и праздничны.


Холст, масло


1827. Холст, масло


Пифферари перед образом мадонны . 1825. Холст, масло

Здесь Брюллов создает живое ощущение воздуха и солнца. Цвет в его работах остается локальным. Расположение цветовых пятен подчинено декоративным задачам.

», «» - синтез суровой жизненной правды и идеальной красоты. Он пишет красоту женского тела, но при всей скульптурности форм красоту не холод­ную, а живую, теплую.


Холст, масло


Между 1839 и 1845. Эскиз. Холст, масло. 52,5х67,1


Холст, масло. 146,1х124,1

«Фирменный» эффект живописи Брюллова, предмет подражания и зависти его эпигонов, - удивительно мягкое свечение изнутри, вдохновленное античными мраморами, - состав­ляет славу этих работ художника. Ню Брюллова на мифологические сюжеты в духе романтизма окрашены пряностью восточной экзоти­ки: белоснежная красота его Вирсавии и Юноны оттенена темноко­жими телами мулаток.

Как и многие творцы - художественные романтики, Брюллов увлекался экзотикой Востока. В 1835 году он побывал в Турции. После этого путешествия в его творчестве возникают восточные темы: произведения по моти­вам «Бахчисарайского фонтана » Пушкина , поэмы Жуковского «Пе­ри и ангел », «Турчанка ». Причудливые восточные костюмы позволя­ют развернуться декоративному таланту Брюллова .

В творчестве Брюллова, как исторического живописца, можно увидеть замечательное собрание его портретов в разное время. Пожалуй, са­мый известный среди них - знаменитая «Всадница » (портрет Джованины и Амацилии Пачини - воспитанниц графини Ю.П. Самой­ловой).

Создавая свой вариант парадной картины - портрета, он вдохновлялся классикой данного жанра - парадными портретами с броской выразительностью и торжественностью голландского мастера, ставшего портретистом при английском дворе XVII столетия, Ван Дейка. В парадном портрете присутствуют оттенки быта. Портрет Брюллов как бы наполнил жизненным движением, мотивом и звуками: собаки лают, кажет­ся, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка (зеленое на зеленом). Портрет впитал в себя ликующее чувство восторга перед праздничным богатством и многообразием жизни.

В портретах 1840-х годов характеристика человека становится более глубокой и индивидуальной, оттенки чувств и психологических со­стояний - разнообразными. Парадный портрет - картина отходит на второй план. Нынешние герои Брюллова - это дворянская интелли­генция после поражения восстания декабристов, время, когда мно­гие предпочитали уезжать за границу или в свои имения, но не жить в столице, не служить при дворе Николая I. Герои Брюллова внешне пассивны, безвольны, им знакомо чувство внутреннего опустоше­ния. Портретное творчество мастера 1840-х годов полно лермонтов­ских настроений: «огонь в крови» и «холод тайный» души, гибель в бездействии интеллектуальных и душевных сил России, меланхолия известных по истории российской словесности и школьным урокам литературы «лишних людей».

По сравнению с предшественниками (Рокотовым, Левицким, Боро­виковским, Кипренским) в портретах Брюллова появляется новая черта - рефлексия. В творческом мышлении Карла Павловича лежат истоки описания психологического портрета личности второй половины XIX столетия, портрета Перова , Крамского , Ге , Репина . Одна из лучших работ Брюллова зрелой по­ры - «», друга художника, переводчика Гете на русский язык.

Именно ему был подарен М.И. Глинкой романс «Жаворонок ». Болезненно - бледное тонкое лицо, погасший огонь глаз, безвольные мягкие губы, нервные тонкие пальцы - перед нами умный, чуткий, но глубоко уставший и опустошенный человек.

Близок к нему по эмоциональному настрою и «Автопортрет », напи­санный Брюлловым очень быстро в эскизной манере во время краткой передышки в период болезни. Бледное, измученное болез­нью и думами лицо окаймлено ореолом золотистых волос, правая ру­ка опущена вниз. Раненый лев, утративший силу, но не потерявший величия.

Один из последних портретов художника - «».

На портрете ему семьдесят два года. Археолог, востоковед смотрит с портрета зорко и собрано, жизнь интеллекта делает его красивым.

Последние годы жизни Брюллов провел на острове Мадейра и в Риме. Он умер в Риме, там же похоронен на кладбище в Монте - Тестаччо. Возвеличенный, обожествленный при жизни, после смерти Брюллов подвергся суровой критике и был грубо свергнут с пьедестала поко­лением 1860-х годов.

Искусство второй половины XIX века отвернется от Карла Брюллова, его полотна будут названы В.В. Стасовым пустыми, трескучими, фальшивыми. Выведенный Н.С. Лесковым под именем Фебуфиса в романе «Чертовы куклы», Брюллов изображен человеком одаренным, но пустоцветом, красивым, но холодным. А писателю и критику Д.В. Григоровичу Брюллов представлялся карикатурной фигурой - маленьким толстым человеком на коротеньких ножках с выдающим­ся животом. Вокруг имени Брюллова будет вестись очень острая поле­мика. И понадобятся авторитет и смелость И.Е. Репина , чтобы на ис­ходе XIX столетия в своих статьях и письмах отдать должное таланту Брюллова и реабилитировать искусство Великого Карла.


Холст, масло.


1830. Холст, масло.


Холст, масло. 102,3х86,2

Помпей, из прошлого

Продолжаю повествование о небольших городах из серии «мал да удал».

Начало на

На этих страницах я взяла на себя большую ответственность представить вам, уважаемые читатели маленький город большой Италии - Помпей.

Я уверена, что многие из вас, побывавшие на юге Италии, не обошли своим вниманием великий Везувий и не отказали себе в удовольствии совершить путешествие в глубь веков, т.е. посетить Помпей.

Перед поездкой в Италию я немного знала об этом городе, мои познания практически ограничивались известной картиной Брюллова « Последний день Помпеи », но, готовясь к поездке, я решила, что картина будет неполной, если не покопаться в истории и не попытаться понять, как жили люди в этом древнем городе, какие были у них интересы, привычки, предпочтения и почему так неожиданно оборвалась их жизнь.

Итак, что же донеслось до нас из глубины веков?

Основание Помпей археологи относят к середине VI века до н.э., тогда Помпей ничем не выделялся на фоне остальных городов Кампании (так называлась и называется сейчас плодородная область Апеннинского полуострова, где располагался город Помпей).

Значительно позже, в I в. до н. э. Помпей превращается в культурный центр. Сооружаются амфитеатр на 20 тысяч зрителей, Одеон, многочисленные здания, мостятся улицы. Город украшается скульптурами, мозаиками, фресками. Это были времена, когда особое внимание в Римской империи уделялось архитектуре: строились водопроводы и мосты, термы и амфитеатры, виллы и многочисленные жилые дома.

5 февраля 62 г. н.э. прозвучало первое предупреждение грядущей катастрофы - в Кампании произошло мощное землетрясение с эпицентром в окрестностях Помпей. Город был разрушен. До этого момента в городе ощущались несильные толчки, которые не наносили ощутимого ущерба. Чувство опасности у жителей к этому времени притупилось.

Последующие 15 лет Помпей строился - жители города восстанавливали разрушенные землетрясением дома и строили новые здания.

Как это ни странно, горожане, несмотря на жестокий урок судьбы, не принимали Везувий в серьез и дальнейших неприятностей от него не ждали.

Подземные толчки не очень беспокоили горожан. Они каждый раз заделывали трещины в домах, попутно обновляя интерьер и добавляя новые украшения. Никакой паники.

Но в октябре 79 года н.э. дремавший до сих пор Везувий проснулся окончательно и обрушил на город всю свою мощь, как бы мстя людям за многолетнее пренебрежение к его великой особе.

Подземные толчки, хлопья пепла, падающие с неба камни - все это полетело с огромной скоростью на город. Люди пытались укрыться в домах, но погибали там же от удушья или под развалинами. Смерть настигала везде: в театрах, на рынках, форуме, в храмах, на улицах города, за его чертой. Но большинство жителей все же успели покинуть город.

Везувий же бушевал весь день. Помпей накрыло многометровым слоем пепла. Пыль и пепел черной пеленой висели в небе последующие три дня. Город погиб безвозвратно.

Картина Брюллова « Последний день Помпеи»

«Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.

Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины»

Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г.

Благодаря внезапной и быстрой гибели Помпей оказался самым сохранившимся античным городом, поскольку вся обстановка домов осталась нетронутой под слоем застывшей лавы.

К настоящему времени трудами археологов открыто 3/5 города (остальное решили оставить будущим поколениям!): оборонительные стены, ворота, некрополи, кварталы жилых домов с мозаиками, фресками и скульптурами, два форума, амфитеатр и два театра, храмы и многое другое доступны для осмотра.

Давайте войдем в ворота города Помпей.

Неожиданно, непосредственно возле самых ворот, едва переступив порог, при входе в город я увидела хорошо сохранившееся изображение фаллоса на плитках пола.

Вот это да! - оторопела я - веселенький был, однако, городишко!

- Не правда ли, более чем экстравагантно действовали в античные времена?

Не могу даже представить, чтобы началось, если бы сейчас люди попробовали вести себя также… - прим. автора.

Таблички с изображением волчиц или фаллосов, ранее висевшие на домах, давно находятся в музеях Неаполя, и остается только верить экскурсоводам, что здесь и здесь они висели когда-то. Древние джентльмены не стеснялись похвастаться, если было чем, и заказывали художникам специальные таблички с изображением своего достоинства и его размеров, которые прикрепляли над порогом своего дома.

Легко догадаться, каким неординарным городом был Помпей и почему моряки и воины всегда стремились туда. Лупонариев в городе было предостаточно: они располагались в отелях и в частных домах на вторых этажах, или на первых с отдельным входом, лишь только в банях и термах их не было (парадокс, в наше время услуги интимного характера процветают как раз в банях! - прим. автора) . Римляне же любили мыться и не хотели отвлекаться от этого священного занятия на разные

Их легко понять, не было же ванных комнат в домах, в которых отсутствие горячей воды в течение двух недель мы воспринимаем как стихийное бедствие! Древним приходилось ходить в общественные заведения, где удавалось совмещать приятное с полезным: можно было помыться и встретиться с друзьями и соседями. - прим. автора.

В лупонариях сохранились занимательные фрески, которые настраивали посетителей на нужный лад, эти фрески детям показывать не стоит. Много фресок эротического характера обнаруживается в частных домах, что говорит о серьезном отношении бывших хозяев к вопросам секса. Приглядевшись, вы с удивлением обнаружите, что в услугах интимного характера мало, что изменилось с древних времен.

Европейцам в Помпеях покажутся дверные проемы узкими, потолки низкими, ложи короткими, комнаты маленькими. Древние люди были небольших размеров, примерно как современные японцы.

В Помпеях вы найдете множество мраморных колонн, которые теперь ничего не подпирают, разве что небосвод, мозаики, фрески, живописные развалины, древний туалет и остатки древнего водопровода.


К водопроводу были подключены лишь богатые дома, фонтаны и термы. Обычные горожане набирали воду из фонтанов, поэтому никаких признаков водопровода в их домах нет. Сохранились только большие емкости для набора дождевой воды.

Экспонируются гипсовые фигурки древних жителей в натуральную величину.

Ныне в Помпеях насчитывается около 30 улиц и переулков. Дома в основном были двухэтажные, расположенные к улице глухой стеной, что говорит о том, что древние люди не имели желания выставлять свою личную жизнь на показ. Целые городские кварталы занимали термы, излюбленные места досуга горожан. Иные места досуга и развлечений расположены периферийно, там сосредоточены театры. Город обнесен крепостной стеной с несколькими воротами.

На время представлений в театре сиденья устанавливают, а затем снимают.

В Помпеях применяется принцип «щадящей» реставрации, подразумевающей восстановление и реставрацию лишь незначительного процента зданий или отдельных конструктивных элементов. Цель такого подхода заключается в том, чтобы показать, т.е. намекнуть на то, как мог выглядеть тот или иной объект в завершенном виде, позволить провести аналогии с другими объектами, при этом, не нарушая связь с достоверным археологическим наследием - примеч. архитектора

Дальнейшие раскопки практически не ведутся, т.к. остро стоит вопрос сохранения того, что уже раскрыто.

В наши дни на Помпей наступает новый враг - разнообразная растительность, которая пробивается повсюду, неумолимо продолжая процесс разрушения города. С этим врагом средства борьбы пока не найдены.

Зрительно растительность придает определенный шарм городу. Красные головки цветущих маков, то тут, то там колышущиеся от легкого ветерка тонкие молодые деревца усиливают чувство покоя и заброшенности, напоминая о мирной жизни и разразившейся здесь когда-то трагедии.



Вверх