Анализ «Евгений Онегин» Пушкин. Компететностно-ориентированные задания по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин" б) рядом с Татьяной

В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в этом романе отразилась как в зеркале вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта находятся жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека. Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь Пе тербурга убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь, не способно воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной - противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку и подчеркивал отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекатель..;.. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

На именины в дом съезжаются гости, Татьяну сажают напротив Онегина, она молчит, готовая упасть в обморок. Онегина раздражает взволнованное состояние Татьяны и большое количество гостей. Он решает отомстить Ленскому, который обещал, что их будет мало...

Следовательно, кошмары сна начинают сбываться сразу же. Онегин с нежностью смотрит на Татьяну, "он сердце Тани оживил", а потом откровенно ухаживает за Ольгой. Ленский не верит собственным глазам. Когда же Ольга отказывает ему в танце, так как уже приглашена Онегиным, Ленский в гневе уезжает. Завязка трагедии началась.

Известно, что Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер ее формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответа на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душев ную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена "воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным". Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем".

Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

В разбираемом эпизоде затронута наряду с другими проблемами тема дружбы и любви. Началось все с того, что в первой главе автор говорит об Онегине: "друзья и дружба надоели". Но почему, кто в этом виноват? Вероятно, отчасти сам Онегин, выбравший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм произведений Байрона. Кроме того, чуть позже мы узнаём о том, что в кабинете Онегина находился бюст Наполеона, и Пушкин говорит: "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Наполеоны..." Разве это в некоторой степени не об Онегине?

Одной из причин того, что Онегину надоела дружба - его хандра. Но почему она овладела им, а автором, который предстает в романе его другом, - нет? Они оба умны, честны, оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти наперекор этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как, впрочем, и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подружился вначале просто потому, что больше в деревне, куда он попал после смерти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) "от делать нечего друзьями". Это так и есть - им обо им действительно было нечего делать: Онегину - из-за его скуки и хандры, а Ленскому - из-за его неопытности и наивности. Он не знал настоящей жизни, не мог приспособиться к ней. И автор, и Онегин - старше Ленского, и неудивительно их ироничное и шутливое отношение к его романтической натуре. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему приятелю наставником, покровителем.

Любовь Ленского к Ольге - также плод его романтического воображения. Нет, он не любит Ольгу, он любит образ, созданный им самим. Романтический образ. А Ольга... Обыкновенная провинциальная барышня, портрет которой автору "надоел... безмерно". Недаром Онегин, который был намного мудрее и опытнее Ленского, сказал: "Я выбрал бы другую, когда бы был, как ты, поэт..."

Но почему же Онегин так уверен, что не сможет полюбить сам? Он встречает Татьяну, ту самую "другую", и она признается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена -не в полностью реального Онегина, а отчасти опять же в образ, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин? Он уверен, что "не создан для блаженства", но это на самом деле не так. Он просто боится полюбить, боится пробудить чувства, убитые за время его пребывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он разучился по-настоящему дружить и любить. Там такие понятия, как дружба и любовь, отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением.

Следовательно, именины Татьяны - это своеобразный нервный узел произведения, где сон - мистическое предостережение, поведение скучающего Онегина - завязка дуэли, а сомнения Татьяны - предтеча


Глава 4 "Евгения Онегина" показывает долгожданный разговор между Татьяной и Евгением. Главный герой старается убедить девушку в том, что он не создан для супружеской жизни. Евгений хорошо понимал, что никогда не станет связывать свою жизнь с женщиной, так как высоко ценил свободу.

Но в то же время, его очень поразило письмо. Он был удивлен, что Татьяна настолько смелая и открытая.

Его тронули искренние слова. Поэтому он не стал издеваться над ней, как это было у него в привычке. Онегин с пониманием обощёлся с девушкой.

Главный герой уверенно говорил, что Татьяна станет несчастной, если свяжет себя узами брака с таким человеком. Ей нужна лучшая партия. Также он посоветовал ей более осторожно идти на такие шаги, так как есть много мужчин, которые придали бы дело огласке и поставили ее в неудобное положение. А другие бы просто использовали ее.

Обновлено: 2017-08-03

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Система заданий по изучению романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Составила Новосёлова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка, литературы и МХК, Пермский край, город Лысьва, МБОУ «СОШ № 6»

1 глава. День Онегина.

1 вариант – биографы Евгения Онегина. Восстановите биографию Онегина и заполните таблицу. 1 – 14 строфы.

Этап жизни

комментарий

1. Где родился.

2. Родители.

3. Как учили и воспитывали.

4. Круг чтения.

5. «Наука страсти нежной»

2 вариант – историки моды. Проследите по тексту, каковы предпочтения Онегина в одежде, в парфюмерии, в еде (строфы 15, 16, 21, 23, 24, 25, 26, 27)

Одежда Онегина

Вещи, которые окружают его

3 вариант – организаторы развлечений. Проследите по тексту, как проводил свой день Онегин и какие чувства при этом испытывал (строфы 15 – 22, 27-28, 35 – 36)

Маршрут Онегина

Чувства героя

    Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?» Зная о воспитании, образовании, образе жизни героя, попытайтесь ответить А.С. Пушкину. Докажите свою точку зрения, обратившись к тексту 1 главы (строфы 36 – 44)

    Онегин и Пушкин: «всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной»

Основание для сравнения

1. Образование

2. Отношение к творчеству

3. Отношение к друзьям и любви

4. Отношение к театру

5. Отношение к моде

6. Герои и общество (45)

7. Отношение к природе (54, 55, 56, 57, 58)

Глава 2. Онегин в деревне: знакомство с Ленским и Лариными .

    Онегин и Ленский

Основание для сравнения

1. происхождение

2. образование

3. Круг чтение

4. черты характера

6. отношение к любви

7. отношение друг к другу

Вывод: Что объединяет героев? Почему они стали друзьями?

Напишите синквейн на тему « Ольга», « Татьяна».

Булатова Вика

Ольга

Весела, простодушна.

Цвела, любила, веселилась.

Ольгин портрет надоел Пушкину.

Банальность.

Татьяна

Печальная, задумчивая.

Молчала, скучала, грустила.

Пушкину нравится образ Татьяны.

Загадочность.

Щукина Настя

Ольга

Простодушная, послушная.

Банальность.

Татьяна

Печальная, боязливая.

Глава 3. Письмо Татьяны к Евгению Онегину.

Трёхчастный дневник по 3 главе

Ключевое слово

Цитата из главы

Что мы понимаем о героях (их чувствах, мыслях) их этой цитаты?

1. «Которая Татьяна?»

2. «Пора пришла, она влюбилась»

3. «Я, няня, влюблена…»

4. «Письмо Татьяны предо мною»

5. « И нет ответа…»

6. «Блистая взорами, Евгений…»

Письмо Татьяны.

Что есть любовь для героини?

Какие ключевые слова в тексте помогут понять ее внутренний мир, проникнуть в тайны её души? Заполните двухчастный дневник.

Ключевые слова

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

  • развивающая:
  • воспитывающая:


«Конспект урока по литературе на тему 5 глава»

Конспект урока по литературе на тему: «Анализ 5 главы романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Сон Татьяны. Именины» .

Цели урока:

обучающая: продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;

    совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся;

    развивающая: развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

    воспитывающая: углубить понятия об истинной ценности дружбы и красоте, величии любви; воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка домашнего задания.

    Выполнить задания теста по 4 главе (Приложение №1)

3.Целевая установка

Сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

4. Анализ 5 главы « И снится чудный сон Татьяне… »

Беседа по тексту.

(«Татьяна … любила русскую зиму»).

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Гаданья Татьяны . Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера? (гадали)

Во что верила Татьяна? («Татьяна верила преданьям и снам, и гаданьям»).

Какие плохие приметы знала Татьяна? Видеть месяц с правой стороны, встреча с монахом, заяц перебегает дорогу : «Младой двурогий лик луны на небе с левой стороны»; «Когда случалось где – нибудь ей встретить чёрного монаха иль быстрый заяц меж полей перебегал дорогу ей»).

(«Когда падучая звезда по небу тёмному летела»).

Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало? (Чтобы приснился вещий сон).

Вещий

Чтение учителем XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

(Ведёт себя естественно: она боится.)

Что видит Татьяна во сне? (Добрый медведь. Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик).

- . (Ручей мешает Татьяне, сучья цепляются за её шею и вырывают серьги из ушей).

( В хижине, в которую попадает Татьяна, “крик и звон стакана” “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего). XVI строфа.

Кого она видит за столом? Пируют страшные чудовища. Опишите их.

Кто был главным среди них? (Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти). XVIII строфа

(Входят Ольга, Ленский. Онегин убивает Ленского).

Вывод: дуэль, будущее героев.

XXVI II строфы.

-Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

Кого они нам напоминают? (Гости похожи на чудищ из сна Татьяны).

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.

Как Онегин относится к поместному дворянству?

Из-за чего произошла ссора? (Ленский пригласил Онегина на именины Татьяны. Онегин не хотел ехать. Он не хотел никого видеть, слушать глупые разговоры. Ленский успокоил его, сказал, что будут свои. Когда Онегин появился в доме Лариных, он понял, что Ленский его обманул. Было очень много гостей. И Онегина посадили напротив Татьяны ).

(Онегин испытал обиду, досаду, раздражение, злость).

Что решил сделать Онегин? (Онегин решил отомстить Ленскому).

Как он отомстил? (Онегин начинает ухаживать за Ольгой , приглашает её на танец. Весь вечер танцует только с ней, развлекает ее).

На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

Котильон

(Ленский стал ревновать, уехал домой и вызвал Онегина на дуэль).

Как ведут себя герои? (Онегин мстит: для него это развлечение. Ленский решил, что его оскорбили: так друзья не поступают).

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Итоги:

Выводы урока.

5. Домашнее задание.

    Рассказ с цитированием «Сон Татьяны».

    Дать характеристику гостям на именинах Лариных.

    Выполнить тестовые задания по содержанию 5 главы.

Приложение №1

Тест по 4 главе

1.О ком это: «В красавиц он уж не влюблялся..»?

2. Какую картину будущей семейной жизни Онегин рисует Татьяне?

3. Какой любовью Онегин любит Татьяну?

4. О ком это: «Я, верно б, вас одну избрал в подруги дней моих печальных»?

6.Что стало следствием свиданья?

7. О ком пишет

8.Что читает Ольге Ленский?

9.Что пишет Ленский об Ольге?

10.Чем занимался Евгений летом?

11. Каковы были занятия Онегина зимой?

12. О ком это: «Ах, милый, как похорошели у … плечи.. Что за душа!»?

13. Почему Ларины пригласили гостей в субботу?

14. Почему Ленский весел был?

15. . С какого известного выражения о любви начинается четвертая глава?

Приложение №2

Тест по 5 главе


а) зимы

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

б) страшных чудовищ

а) лев

б) собака

в) медведь

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»


а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

а) мазурка

в) котильон

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

Просмотр содержимого документа
«Почему глава открывается зимним пейзажем»

Почему глава открывается зимним пейзажем?

Во что верила Татьяна?

В какие приметы Татьяна верила?

Что обозначает примета, когда кот умывается?

Какие плохие приметы знала Татьяна?

Когда надо было загадывать желанья?

С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы.

Куда приносит медведь Татьяну?

Кого она видит за столом?

Чем заканчивается сон Татьяны?

Опишите гостей, которые приехали на именины.

Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны?

Из-за чего произошла ссора?

Какие чувства испытал Онегин?

Что решил сделать Онегин?

Как он отомстил?

Как отреагировал на это Ленский?

Как изменились суждения Ленского об Ольге?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.

Ве ́ щий – предвидящий будущее, пророческий

Котильо ́ н - танец, которым обычно заканчивается бал.

Просмотр содержимого документа
«Тест по 5 главе»

Тест по 5 главе

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?
а) зимы

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3.О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?
а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль

Просмотр содержимого презентации
«Евгений Онегин 5 глава»

А.С.Пушкин

«Евгений Онегин». Анализ 5 главы. Сон Татьяны. Именины.

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».


Цели урока:

  • продолжить изучение романа; углубить работу над образами главных героев; проанализировать V главу романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; определить место и роль “сна Татьяны” в произведении;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста; навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь учащихся

Учимся понимать текст

-Выразительно прочитайте наизусть строфу 2.

-Почему глава открывается зимним пейзажем?

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?


Учимся понимать текст

Гаданья Татьяны. Перечитаем строфы 4-10.

- Чем занимались девушки в крещенские вечера?

-Во что верила Татьяна?

-В какие приметы Татьяна верила?

- Что обозначает примета, когда кот умывается?


Учимся понимать текст

- Какие плохие приметы знала Татьяна?

- Когда надо было загадывать желанья?

- Почему Татьяна спрашивает имя у прохожего?

- С какой целью у неё под подушкой лежит зеркало?

  • Вещий предвидящий будущее, пророческий

Учимся понимать текст

Чтение XI строфы романа.

Главное место в 5 главе занимает сон Татьяны - вещий сон, который очень скоро сбудется.

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?


Учимся понимать текст

- Что видит Татьяна во сне?

- Найдите примеры одухотворённости природы .


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

-Куда приносит медведь Татьяну? XVI строфа.

-Кого она видит за столом?

-Кто был главным среди них? XVIII строфа

-Чем заканчивается сон Татьяны?

Вывод: Сон Татьяны вещий. Он предрекает будущие события: дуэль, будущее героев.


Учимся понимать текст

Выразительное чтение учащимися XXV - XXVIII строфы.

Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело.

-Опишите гостей, которые приехали на именины.

-Кого они нам напоминают?

- В чём сходство чудищ сна и гостей на именинах Татьяны? Зачитайте цитаты из текста, описывающие гостей.


Учимся понимать текст

-Как Онегин относится к поместному дворянству?

-Из-за чего произошла ссора?

-Какие чувства испытал Онегин?

-Что решил сделать Онегин?

-Как он отомстил ?

-На какой последний танец приглашает Онегин Ольгу?

  • Котильон - танец, которым обычно заканчивается бал.

Учимся понимать текст

-Как отреагировал на это Ленский?

-Как ведут себя герои ?

- Как изменились суждения Ленского об Ольге?


Выводы

Тупые, ничтожные соседи Лариных только внешне походили на людей, а на самом деле "один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой... вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке...".

  • Татьяна видела во сне не сказку, не просто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий, суеверный ум по заслугам оценил окружающих жалких людей.

Выводы

-Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)


Тест по 5 главе:

1.Какого времени года ожидала природа, по I строфе 5 главы?

а) зимы

б) весны

в) лета

2. Кто любовался из окна «зимы блистательным ковром»?

а) Ольга

б) Татьяна

в) Онегин

3. О каком народном празднике, длящемся от Рождества до Крещения, идет речь в начале пятой главы?

а) о святках

б) о Крещении

в) о Пасхе

4. Кого она видит за столом в хижине?

а) страшных чудовищ и Онегина

б) страшных чудовищ

в) гостей, которые должны приехать на её именины

5.Какое большое взъерошенное животное приходит во сне к Татьяне?

а) лев

б) собака

в) медведь


Тест по 5 главе:

6.Кого убивает Онегин во сне Татьяны?

а) страшных чудовищ

б) Ленского

в) медведя

7.Какую книгу держала в руках Татьяна, проснувшись поутру после странного сна?

а) любовный роман

б) толкователь снов

в) стихи Пушкина

8.На каких транспортных средствах приехали гости на именины к Татьяне?

а) кибитки, брички

б) возки, кибитки, брички, сани

в) возки, кибитки, брички

а) Флянова

б) Буянова

в) Петушкова

10.Какое место за столом занимают Онегин и Ленский?

а) рядом с Ольгой

б) рядом с Татьяной

в) прямо против Тани


Тест по 5 главе:

11.Какой пирог был на именинах Татьяны?

а) жирный, подгорелый

б) жирный, пересоленый

в) жирный, недосолёный

12. Каким образом Евгений поздравил Татьяну?

а) «он молча поклонился ей»

б) «он молча посмотрел на неё»

в) «он прочитал ей стихи»

13.Во время какого танца «в огромной зале все дрожало»?

а) во время польки

б) во время вальса

в) во время мазурки

14.Какой первый танец танцевал Онегин с Ольгой?

а) мазурка

б) вальс

в) котильон

15.К чему привели ухаживания Онегина за Ольгой?

а) к ссоре Ленского с Ольгой

б) к ссоре Онегина с Татьяной

в) к ссоре Онегина с Ленским и вызову на дуэль


Домашнее задание:

  • Перечитать 6 главу;
  • выполнить тестовые задания;
  • рассказ с цитированием «Сон Татьяны»;

4. дать характеристику гостям на именинах Лариных.

Произведение "Евгений Онегин" Александра Сергеевича Пушкина увидело свет в 1833 году, но до сих пор оно волнует сердца людей. Каждый старший школьник знает отрывки из романа наизусть и всех его главных героев. Для того чтобы понять, в чем секрет успеха произведения, сделаем в этой статье краткий анализ романа Пушкина "Евгений Онегин".

Общая характеристика романа

  • Направление и жанр. "Евгений Онегин" – это один из первых русских реалистических романов социально-психологического направления. Причем роман этот написан не прозой, а в стихах. История его создания охватывает несколько периодов творчества поэта.
  • Идеи и мысли. Роман назван так же, как зовут главного героя, неспроста. Этим Пушкин подчеркнул особую значимость персонажа. В образе Евгения Онегина он хотел показать образ героя времени. По словам Пушкина, отличительной чертой молодежи 19 века было равнодушие к жизни, к ее наслаждениям, поэт называл это "преждевременной старостью души".
  • Еще одна важная идея – это показать национальный характер русской героини. Татьяна не только "русская душой" героиня, но и идеал женщины.
  • В этом романе автор также показал дворянство, которое формировало главных героев. С одной стороны – это высший свет Петербурга и Москвы, пронизанный духом "пустым" и "холодным", с другой - дворянство провинции. Отношение у поэта к ним было разное, что он и показал в романе.
  • Тематика. Роман охватывает обширный жизненный материал. Поэтому проблематика и тематика произведения столь разнообразны и разносторонни. В нем изображен во всех подробностях социальный, бытовой и культурный уклад всего русского общества начала 19 века.
  • Проблематика. В основе проблематики произведения лежит основная проблема общества того времени. Это противопоставление основной части русского общества, чтящего национальные традиции, европейски просвещенному русскому дворянству.
  • Основные герои. В романе все время идет противопоставление: города - деревне, национального - вненациональному. Таким же образом противопоставлены и герои романа. "Герой времени" предстает перед читателем в образе Евгения Онегина. Он выступает представителем "русского байронизма". Татьяна Ларина является "милым идеалом", поэт вложил в нее свои представления о русском характере. Владимир Ленский - тоже представитель русского дворянства, но другого типа – он юный романтик, мечтатель, в отличие от байронического Онегина.

Краткий анализ глав

  • Анализ 1 главы "Евгения Онегина". В первой главе для того, чтобы пояснить появление Онегина, столь необычного героя, Пушкин подробно описывает, что с ним случилось. В итоге главы становится понятным, что существует противоречие. При всех возможностях, которые дает герою блистательная столичная жизнь, он ею не увлечен. И у читателя возникает вопросо том, почему же он охладел к жизни.
  • Анализ 2 главы "Евгения Онегина". Во второй главе идет описание главных героев, даются их портретные характеристики, прорисовываются некоторые черты характера. И снова вопрос: почему Онегин сторонится соседей, а вот с Ленским сходится? Ведь они настолько разные, настолько непохожи друг на друга, как лед и пламень.
  • Анализ 3 главы "Евгения Онегина". Считается, что в этой главе начинается завязка конфликта. Но стал бы Пушкин, с его поэтической энергией, растягивать на две главы экспозицию? Роман он начал решительно. Завязка романа заключается в противоречиях, терзающих героя, странностях его тоски при всем великолепии условий жизни. Вторая глава подводит к смене среды проживания, к смене мест. Но и здесь, в усадьбе, Онегин тоскует практически так же, как и в столице. 3-я глава - просто следующий шаг этого сюжета. Герою предстоит столкнуться не с деревней, а с чувством, напоминающим стихию, – с любовью. Чувство, которое вспыхнуло в Татьяне, и ее поступок, письмо о любви являются центральными в этой главе. И опять вопросы. Почему так неожиданно проснулась в Татьяне любовь? И что толкнуло ее написать письмо Онегину?
  • Анализ 4 главы "Евгения Онегина". Глава демонстрирует читателю реакцию главного героя на любовь. Как оценивают его объяснение в саду автор романа и Татьяна? Одинаково ли? Зачем автору понадобилось демонстрировать в этой главе святость Онегина и счастливую любовь Ленского и Ольги?
  • Анализ 5 главы "Евгения Онегина". Здесь героя ждет новое испытание, и перед ним встает вопрос: что победит – желание собственного покоя, подкрепленное сознанием превосходства над другими людьми, или сочувствие к чужой любви, снисходительность в дружбе? Глава отвечает на вопросы: каким образом Татьяне удалось предугадать столкновение Ленского с Онегиным, чем сон Татьяны схож с именинами?
  • Анализ 6 главы "Евгения Онегина". В ней обнажается вся мнимость чувства превосходства, свойственного Онегину. Это является развязкой поединка с обществом, который намечался в хандрящем Онегине и закончился убийством друга, юного поэта. В живых осталась только физическая оболочка главного героя, морально он сломлен. Осуждение среды, которую он презирает, оказалось сильнее его затаенных чувств и искренних желаний. Вопросы, на которые стоило бы ответить: что произошло, как друзья вдруг стали врагами и столкнулись в поединке, кто же все-таки виноват в дуэли, в ее печальном финале?
  • Анализ 7 главы "Евгения Онегина". Она построена на 2-х событиях: посещение Татьяной дома, в котором живут Онегины, и приезд Татьяны в Москву. Героя нет в Москве. В читателе усиливаются колебания по поводу оценки Онегина. Возникает еще большая неопределенность и загадочность в его фигуре. Потерпевший нравственное фиаско, он, казалось бы, должен быть нами осужден. Сомнения, которые одолевают Татьяну и повергают ее в равнодушие, как будто еще больше способствуют осуждению нами Онегина. Но в восьмой главе Пушкин выводит нас из ошибочных заблуждений и не позволяет безрассудно осудить героя. Героя, который в конце романа оказывается способным на искренние чувства и глубокие страдания. А здесь зададим вопросы: изменилось ли отношение Татьяны к Онегину в связи со всеми произошедшими событиями?
  • Анализ 8 главы "Евгения Онегина". В этой главе в Онегине обнаруживаются возможности, которых у него раньше не было. Герой вознесся, в нем открылось непосредственное, самозабвенное и лирическое чувство. Но, тем не менее, он оказывается в трагическом тупике. По мнению Пушкина, уйти в любовь, выразив холодное презрение к обществу, не является спасением. Это и есть развязка внутреннего смысла романа. А на вопрос нам предстоит ответить: Онегин любит Татьяну, но почему же она его теперь отвергает?

Мы представили Вам небольшой анализ романа "Евгений Онегин", надеемся, что он поможет Вам лучше понять это произведение.



Вверх