Адольф Сакс: человек, который создал саксофон

Этот поистине душевный инструмент тронет даже самое черствое сердце. Узнать звучание саксофона можно из тысячи. Именно его «голос» часто слышится на многих романтических мероприятиях, к примеру, на таинстве бракосочетания. Также саксофон удачно вписывается во множество джазовых композиций, где становится резким и задорным.

Кто изобрел саксофон?

Изобретателем этого душевного музыкального инструмента считают инструментального бельгийского мастера французского происхождения - Адольфа Сакса. Он всю жизнь мечтал дать шанс быть инструменту, который стал бы чем-то средним между деревянными и музыкальными медными нотами. Приспособление, в котором могли бы сочетаться два этих тембра, отлично вписалось бы, по мнению изобретателя, в оркестр военных сил Франции. Ответ на вопрос «в каком году изобретен саксофон» многие дают не совсем точно, однако известно, что рождение саксофона пришлось на начало 1842 года. Патент был установлен спустя 4 года после изобретения. Согласно истории о том, как Сакс изобрел саксофон, он сидел дома и, приставив мундштук от кларнета к офикледу, сделал попытку заиграть, с первых же нот парень влюбился в это звучание. С того момента и пришло ему на ум назвать такой инструмент в свою честь. Популярный в то время композитор и журналист услышав потрясающий звук саксофона, был очень удивлен. Спустя несколько месяцев журналист написал статью об этом музыкальном инструменте.

Так разошлась слава о саксофоне по всей Европе, и дошла в наши края. На этом сотрудничество Сакса и Берлиоза не закончилось. Известный композитор сочинил первую партию для музыкального изобретения. После премьеры саксофона не один известный автор пожелал, чтобы его звучание вписали в их произведения.

Звучание саксофона

Звучание этого чудесного музыкального инструмента описывают множеством самых прекрасных слов: он непревзойденный, завораживающий, волшебный, чарующий и в то же время очень нежный.

Тембр саксофона способен затронуть до глубины души уже с первых нот, а его звук невозможно не узнать. Игра на саксофоне требует виртуозных навыков, играть на нем дано не каждому. А тот, кто решит связать свою жизнь с игрой на саксофоне, просто обязан любить музыку, жить ею и в совершенстве владеть инструментом

Из чего состоит саксофон? Его виды

О том, кто изобрел саксофон, сегодня упоминают чаще, чем о его достижении. И это верно. Однако сам инструмент достоин не меньшего внимания. С момента рождения саксофона его автор разработал четырнадцать видов. Но со временем стало ясно, что наибольшей популярностью пользуются всего восемь из них. А четыре вида просто молниеносно сметаются с рук автора. Эти инструменты имеют очень сочное звучание и необычайную технику.

Этот музыкальный инструмент являет собой трубку конической формы. Изготавливают его, как правило, из специального сплава меди, цинка и никеля. Автор саксофона далее усовершенствовал свое творение и придал некоторым видам более компактную форму. Саксофон стало удобнее использовать благодаря изогнутой основе. Саксофон, имеющий много разновидностей, может быть ровным. Инструмент складывается из трех частей: корпуса (основы), раструба и эски. Эски - трубка, которая является продолжением корпуса саксофона. На эту часть и накладывается мундштук. Он по форме похож на птичий клюв и изготовлен из эбонита. Иногда производители используют качественный пластик. Реже - металл. За образование специфического звука в саксофоне отвечает «язычок» - трость. Она в свою очередь может быть тростниковой, бамбуковой или изготавливаться из камыша. Эта деталь саксофона прикрепляется к инструменту при помощи машинки (лигатуры). Она по внешнему виду напоминает маленький сверток с парой винтов по бокам. Тот, кто изобрел саксофон, а именно Адольф Сакс, не забыл и о красивом внешнем виде инструмента. Сегодня его изготавливают по технологии первого автора, дополняя красивыми оттенками и узорами.

Саксофон в нынешнем мире

На сегодняшний день саксофон пользуется необычной популярностью и считается одним из главных инструментов во многих духовых оркестрах. Мало кто из ценителей современной музыки, в том числе поп-музыки, рока, рок-н-ролла, знает, что саксофон задействован и в этих современных направлениях. Не последнее место этот духовой инструмент занимает и в симфонических оркестрах.

Кратко о дальнейшей судьбе Сакса

Сакс после достижения пика своей карьеры решает остановиться в Париже. Многие не порадовались тому, что на их земле будет жить известный изобретатель - тот, кто придумал саксофон. Однако друзья Сакса его поддержали. Недоброжелателями оказались конкуренты - местные мастера. Они, как потом выяснилось, завидовали таланту Сакса и его друга Берлиоза. Адольф Сакс в силу своей мудрости не обращает внимания на злые слухи и открывает свое дело по производству духовых музыкальных инструментов. Его работы пользуются широким спросом, и заказы поступают из многих стран мира. Саксофон продолжает пользоваться популярностью, каждый раз напоминая о великом человеке, который сделал большое вложение в историю музыки, о том, кто изобрел саксофон и навечно остался жить в памяти многих.

Вспоминая такое имя, как Адольф Сакс, биография которого тесно связана с миром музыкальных инструментов, мы не можем не ассоциировать его с известным всем саксофоном. Мало кто знает, что кроме создания своего основного детища, он занимался множеством различных доработок в области духовых инструментов.

Семья Адольфа

В Бельгии в большой музыкальной семье 6 ноября 1814 г родился мальчик Адольф Сакс. Биография Антуана-Жозефа (второе имя) очень необычна. Его отец Шарль Жозеф был известным мастером духовых инструментов в своей стране и в соседних государствах. Работа виртуоза получила высокую оценку короля, и в 1818 году Шарль Сакс был приглашен к царскому двору. Он стал отвечать за поставку в бельгийские полки для оркестров.

В семье было одиннадцать детей. Адольф был старшим, и поэтому именно его отец начал посвящать в свои секреты создания музыкальных инструментов.

Раннее начало

Адольф Сакс, музыка для которого стала смыслом жизни уже с шести лет, оказался очень одаренным ребенком. С малых лет он наблюдал за мастерством отца и проявлял неплохие способности. Когда Адольфу исполнилось двенадцать, отец дает ему некоторую самостоятельность, разрешая шлифовать клапаны (очень тонкая работа) и собирать отдельные детали духовых инструментов. Свои первые инструменты - флейту и кларнет - юный мастер создает в шестнадцать лет. Кроме того, он обучается игре на музыкальных инструментах в Брюссельской консерватории. Это помогает ему профессионально освоить музыкальную грамоту. Консерваторию Адольф оканчивает блестяще. Это открывает перед ним широкие возможности в музицировании, дирижерстве, преподавании. Ему пророчат прекрасные перспективы. Однако Адольф Сакс выбирает другую дорогу. Он предпочитает заниматься любимым делом - изготовлением музыкальных инструментов.

Таланты Адольфа. Первое достижение

Несомненно, другие дети Шарля Жозефа в той или иной степени принимали участие в работе отца в его мастерской. Но наибольший талант, мастерство и рвение в освоении такой тонкой музыкальной специальности, как создание духовых инструментов, проявил только старший сын - Адольф. Поэтому в двадцать лет Сакс получает руководство отцовской мастерской. Этот факт в биографии Адольфа Сакса становится ключевым. В 1834 году молодой мастер делает первое серьезное усовершенствование: в стандартной схеме немецкой модели кларнета он увеличивает число клапанов до 24-х, что делает этот музыкальный инструмент намного богаче в диапазоне регистра. За это он получил в 1835 году от промышленной выставки в Брюсселе, а в 1840 году запатентовал свое изобретение.

Прообраз саксофона

Открытие фабрики духовых инструментов - еще один важный шаг, который сделал Адольф Сакс. Музыка стала в прямом смысле делом всей его жизни. Успешная деятельность мастерской при императорском дворе позволила накопить денег, и в 1842 году в Париже было налажено массовое производство музыкальных инструментов. Сам же Адольф Сакс продолжал работу над усовершенствованием выпускаемого товара.

В результате кропотливой работы по улучшению бас-кларнета мастер меняет его форму: она становится похожа на курительную трубку. Это позволяет значительно расширить диапазон звучания. По-другому располагаются звуковые отверстия, появляется клапан передувания. Этот модернизированный музыкальный инструмент и стал прообразом саксофона.

Рождение нового инструмента

Мастер продолжал работать. Модернизированный кларнет был переделан еще сильнее - вылит из металла. К нему приспособлен мундштук, расширено сечение книзу. И вот, в 1842 году, появляется новый духовой инструмент, изобретателем которого был Адольф Сакс. Как назвал саксофон мастер в начале? Он получил название офиклеид.

Друг Сакса, был в восторге от однородного богатого звучания нового инструмента, его технической подвижности, и предложил назвать его саксофоном, объединив фамилию изобретателя Сакс с греческим словом «phone», означающим «звук». В дословном переводе название означает «звук, найденный Саксом». Берлиоз первым написал с участием саксофона.

Инструмент был запатентован в 1946 году, а в 1949 удостоен золотой медали на промышленной выставке в Париже.

Сам Адольф Сакс так описал саксофон: «Мое любимое, но и трудное детище». Изобретателю пришлось пройти несколько тяжб в суде, чтобы доказать свое авторство относительно «любимого детища».

Путь саксофона к музыкальному олимпу

Адольф благодаря именно этому новаторству в музыке стал известен во всем мире, хотя позже им были модернизированы другие духовые инструменты, создан саксогорн. Всего за свою жизнь мастер запатентовал около 35 изобретений.

Поначалу саксофон используется только в военных оркестрах. Постепенно на этот необычный инструмент начали обращать внимание того времени. Бизе использует звучание саксофона в «Арлезианке», Глазунов пишет концерт для саксофона. Новый инструмент используется в оркестровке «Картинок с выставки» Мусорского, сделанной Равелем, а также в его «Болеро». Прокофьев вводит саксофон в балет «Ромео и Джульета», Рахманинов - в «Симфонические танцы», Хачатурян - в балет «Гаянэ».

Современный музыкальный мир, в особенности джаз, трудно представить без саксофона. Этот инструмент также используется в качестве солирующего в ансамбле, немного реже - в оркестре.

Жизненные трудности

Адольф Сакс, помимо работы на фабрике, продолжает сотрудничать с Парижской консерваторией, куда он поставляет музыкальные инструменты. В ней в 1857 году он организовывает класс саксофона, преподает с 1858 по 1870 год. Его давний друг и почитатель, композитор отмечал, что саксофон - новый инструмент, обладающий большим по силе звуком, имеющий полный, приятно вибрирующий тембр и, вместе с тем, легко поддающийся смягчению.

Талант не обеспечил мастеру радужной и легкой жизни. Его успехам завидовали, враги ревновали к славе и мировому признанию. Адольф Сакс, биография которого пополнилась настоящими исковыми войнами, пытался защитить свои изобретения и свое честное имя от обвинений в плагиате. Он нанимал дорогих адвокатов, которые часто работали "на два лагеря". Это в конце концов разорило мастера, фабрика обанкротилась, дело пришлось закрыть.

Свалившиеся на него проблемы окончательно подрывают здоровье уже немолодого человека, и 4 февраля 1894 года в бедности он умирает.

К концу 19 века саксофон становится все более известным духовым инструментом. Его не включают в симфонический оркестр в качестве основного, но композиторы часто используют саксофон для добавления выразительных звуковых характеристик к остальным инструментам. С появлением в 20 веке джаза саксофон приобретает оглушительную популярность. Жаль, что Адольф не дожил до своего триумфа.

Личная жизнь

Адольф Сакс, биография которого интересна и трагична одновременно, всего себя посвятил музыке. Она заняла в его жизни первое место. Мастер не был женат официально, хотя жил в гражданском браке с испанкой Луизой Адель Маор. В их семье воспитывалось 5 детей. Бизнес отца возродил его сын Адольф-Эдуард.

Бельгийский мастер духовых инструментов, изобретатель семейства саксофонов Адольф Сакс (Adolphe Sax), настоящее имя Антуан Жозеф Сакс (Antoine Joseph Sax), родился 6 ноября 1814 года в городе Динан, Бельгия.

Его отец, Шарль-Жозеф Сакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов . Его кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что довольно быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Изготовляемые Саксом музыкальные инструменты неоднократно получали почетные дипломы и медали на национальных промышленных выставках.

С шести лет у юного Адольфа Сакса проявились музыкальные способности. С 12 лет он помогал отцу в сборке деталей деревянных инструментов, шлифовке клапанов. В 16 лет вместе с инструментами отца он послал на выставку собственные две флейты и кларнет с отделкой из слоновой кости.

Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории игре на кларнете под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера.

В 1834 году он снабдил сопрановый кларнет (большой кларнет) немецкой системы 24 клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента. В результате кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента и добавил клапан ми-бемоль малой октавы. Новый кларнет был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году Сакс получил патент на свое изобретение.

Название инструмента было придумано близким другом изобретателя, композитором-романтиком Гектором Берлиозом, который написал первое произведение с участием саксофона.

Всего за свою творческую жизнь Адольф Сакс запатентовал около 35 изобретений . Он улучшил конструкции не только духовых, но и целого ряда других инструментов — струнных, клавишных, ударных.

В результате судебных тяжб с конкурентами, постоянно обвинявшими изобретателя в плагиате, Сакс разорился, он подавал заявление о банкротстве в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона III — одного из его почитателей.

В 1858-1870 годах Адольф Сакс преподавал в Парижской консерватории.

Сакс не был женат, у него была гражданская супруга испанского происхождения Луиза Адель Маор, которая родила ему пятерых детей. После смерти изобретателя его бизнес возглавил один из сыновей — Адольф-Эдуард. В 1928 году предприятия Сакса купила парижская фирма Selmer.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов, носящий имя Адольфа Сакса.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Антуан Жозеф Сакс (под псевдонимом Адольф Сакс) родился 6 ноября 1814г. в маленьком городе Бельгии — Динан, в семье знаменитого мастера духовых инструментов. Его отец Шарль Жозеф Cакс, был профессионалом, и когда его заметил король, он стал придворным музыкальным мастером. Этот человек не был создателем саксофона, но без его усилий Антуан не смог бы стать талантливым мастером-изобретателем.

Шарль Жозеф Сакс

Шарля уважали за то, что у него золотые руки, и при этом он неутомим и трудолюбив. Также у него были великолепные способности, он постоянно усовершенствовал уже созданные инструменты, делая их более удобными и изменяя их звуковые характеристики в лучшую сторону. Именно этот человек смог разработать собственную теорию о том, как распределяется столб воздуха в трубке духового инструмента. Данное открытие помогло ему делать отверстия на стволе инструментов с максимальной точностью. Многие мастера современники десятилетиями пользовались его методикой. Шарль Сакс имел много наград, медалей и дипломов за качественное усовершенствование духовых инструментов. В период с 1825 по 1852 год, он получил 12 авторских свидетельств за свои работы.

Адольф Сакс Детство

Не удивительно, что дети семьи Саксов росли в атмосфере творческого труда. Четверо из шести сыновей пошли по шагам отца, но лишь у одного сына — Антуана это получалось лучше, чем у братьев. Отец заметил, что Адольф имеет отличные музыкальные данные, хорошо поет и умело играет на флейте. Вместо того чтобы гулять с друзьями, Антуан сидел у папы в мастерской и часами наблюдал за его действиями. Отец не стал терять такой шанс, ведь именно Адольф мог бы продолжить любимое дело отца, и решил сделать его своим учеником, который получит в наследство все наработки и музыкальную мастерскую. Шарль показывал Адольфу все тонкости и кропотливо учил своему любимому делу.

Первые успехи

В 12 лет Адольф Сакс уже без помощи отца делал отливку, точку, шлифовку клапанов, собирал детали деревянных духовых инструментов, обкатывал трубку валторны. Такие процессы требуют немалого опыта, знаний и умений. Уже в 16 лет он посылает на выставку тщательно отделанные две флейты и кларнет, сделанные из слоновой кости.

Биография Адольфа Сакса

Интересы юноши к духовым инструментам привели его в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете у самого авторитетного кларнетиста и дирижера Валентина Бендера. Владение кларнетом помогло Адольфу проверять звуковые качества инструментов, которые он изготовил в отцовской мастерской. Его цель не была связана с концертной деятельностью, он любил сутками пропадать в мастерской, оттачивая свои способности. Но в будущем, исполнительство очень пригодилось для того, чтобы пропагандировать свои изобретения.

Когда парню исполнилось 20 лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно в это время он делает первые шаги, конструируя духовые инструменты. В это время Адольф значительно усовершенствовал кларнет немецкой системы, оборудовав его клапанами так, что его звучание стало однородным. Вместе с этим у кларнета повысились технические характеристики, а настройка звуков стала более точной. Эти работы принесли ему не только награды и деньги, но и очень много опыта. Его новый образец кларнета почему-то не стал широко использоваться музыкантами, но стал хорошим образцом для других мастеров этого направления.

Кроме прочего, стоит отметить усовершенствование бас-кларнета, который дошел до наших времен с той же конструкцией и формой, которую изобрел Адольф Сакс. Изобретатель полностью переделал бас-кларнет, проведя серьезные работы с расположением звуковых отверстий. Также он устранил тембровые разнородности регистров и расширил диапазон инструмента. Также он добавил второй клапан передувания, что сделало инструмент ярко звучащим и простым на продув. Старый бас-кларнет был очень громоздким, поэтому саксо полностью переконструировал его, добавив в верхнюю часть изогнутую трубку с деревянным мундштуком, на который одевается трость. В нижней части он расположил изогнутый вверх металлический раструб, а на нем расположил 4 клапана.

Сакс полностью усовершенствовал фагот и английский рожок, разработал способ, который позволял за считанные минуты перестроить регистры фортепиано и многое другое. После таких успехов, обычный мастер стал гением, получил много наград и авторских патентов, заслужил популярность и набрался опыта, который позволял придумать что-то свое, а не совершенствовать чужие идеи.

Идея создания саксофона

Тут у него и появилась мысль создать совершенно новый уникальный инструмент, которого еще не видел мир. Изучив состав симфонического оркестра Адольф загорелся идеей создания инструмента, который будет сам по себе медный, но с принципом звукоизвлечения деревянных духовых. Такая идея ему пришла потому, что состав симфонического и духового оркестра включает в себя деревянные и медные духовые. Медные духовые имеют мощный насыщенный звук, а деревянные слабый и узкий. Почему бы не сделать такой инструмент, который смог играть наравне с сильными, и в то же время не заглушал слабых, то есть, что-то универсальное.

Бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.


Его отец, Шарль Жозеф Сакс был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свидетельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей - Адольфу (Антуану Жозефу).

В 1836 году из Бельгии Сакс эмигрирует во Францию. У него много последователей и не меньше врагов. В 1842 году Адольф Сакс открыл в Париже фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.

Адольф Сакс усовершенствовал почти все известные человечеству духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны».

Мировую известность принесло изобретение саксофона. Адольф Сакс , взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон получен 23 июня 1846 года.

За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело - его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».

Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя его в плагиате (то есть они старались доказать, что Сакс украл у них свои изобретения). В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье.

Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в бедности. Он был похоронен на кладбище Монмартра.



Вверх